Джатака о хвосте (144)
«Уж много то, презренный...» Эту историю Учитель во время своего пребывания
в Джетаване рассказал о ложном аскетизме адживиков. Говорят, что за пределами
Джетаваны они предавались различным видам ложного аскетизма.
Многие бхикшу, видевшие, как адживики, предаваясь аскетизму, особым образом
сидели на пятках, висели в воздухе, как летучие мыши, лежали на шипах, жгли себя
пятью видами огня и прочее, обратились к Благословенному: «Скажи, почтенный,
есть ли от этого аскетизма какая-нибудь польза?»
«Нет, бхикшу, — сказал Учитель, — в таком ложном аскетизме нет ни смысла, ни
пользы; еще в прежние времена некоторые разумные люди, думая что в этом
аскетизме есть смысл и польза, брали огонь, который был зажжен при их рождении,
и уходили в лес. Но не видя никакого толку от принесения жертв огню, заливали
его водой. А, обратившись к действиям касина, постигали знания и достижения и
возрождались в мире Брахмана». И Учитель рассказал историю о прошлом.
В давние времена, когда в Варанаси царствовал Брахмадатта, Бодхисаттва
возродился в семье одного брахмана с севера.
В день, когда ребенок появился на свет, родители его зажгли священный огонь,
а когда мальчику исполнилось шестнадцать лет, они сказали ему:
«В день твоего рождения, милый, мы зажгли для тебя священный огонь. Теперь,
если ты хочешь вести мирскую жизнь, то изучи три веды, а если хочешь достигнуть
мира Брахмана, то возьми этот огонь и уходи в лес. Почитая огонь, ты заслужишь
расположение великого Брахмана и в мире Брахмана возродишься».
«Не нужна мне мирская жизнь», — сказал юноша, взял огонь и, удалившись в
лес, построил себе обитель и стал жить там, чтя огонь.
Как-то в одной соседней деревне этот отшельник получил в дар быка. Приведя
его к себе в обитель, он решил принести его в жертву богу Агни. Но тут он
вспомнил, что у него в обители нет соли. «Не станет же владыка Агни есть
несоленое мясо быка, — решил отшельник, — схожу-ка я в деревню за солью и
накормлю владыку соленым мясом». И, привязав быка, он ушел в деревню за солью.
А тем временем какие-то охотники, бродя по лесу, подошли к этой обители.
Увидев быка, они убили его, испекли мясо, наелись вдоволь и часть взяли с собой,
оставив отшельнику лишь бычьи ноги, кожу и хвост.
Вернувшись в свою обитель и увидев остатки быка, брахман подумал: «Этот
владыка Агни даже свое достояние уберечь не может, где уж ему меня защищать! От
его покровительства, наверное, никакого проку не будет. Не вижу я в его
существовании ни смысла, ни пользы». И, потеряв всякое желание служить Агни,
отшельник сказал: «О владыка Агни, ты и свое добро защитить не можешь, как же ты
будешь меня защищать. Мяса теперь нет, будь доволен этими отбросами!» И бросив в
огонь бычий хвост и другие остатки, он произнес следующую гатху:
Уж много то, презренный Джатаведа,
Что бычий хвост тебе приносим в жертву.
Раз упустил сегодня свое мясо,
Так будь хвостом оставшимся доволен!
Так сказав, Бодхисаттва залил огонь водой и ушел. Потом, став буддийским
отшельником, он постиг все знания и достижения и возродился в мире Брахмана.
Приведя этот рассказ для разъяснения дхармы, Учитель отожествил
перерождения: «В то время я был отшельником, погасившим огонь».
(Перевод В.В. Вертоградовой)