Джатака о Рухаке (191)
«Пусть разорвалась тетива...» Эту историю Учитель во время своего пребывания
в Джетаване рассказал о страсти одного бхикшу к своей покойной жене. Подробности
этой истории будут изложены в восьмой книге в Индрия Джатаке.
Тогда Учитель сказал: «О бхикшу, эта женщина — злая, еще прежде она осрамила
тебя перед царем и его приближенными, а сама убежала из дома». И он рассказал
историю о прошлом.
В давние времена, когда в Варанаси царствовал Брахмадатта, Бодхисаттва был
сыном его главной супруги. Когда он вырос, отец его умер, и он, приняв власть,
справедливо управлял царством. Главным жрецом у него был некий Рухака. Этот
Рухака был женат на одной брахманке.
И вот как-то царь подарил своему жрецу коня в пышно разукрашенной попоне.
Сев на этого коня, жрец отправился на царскую службу. Встречавшиеся ему по
дороге люди, увидев его верхом на таком нарядном коне, останавливались и
начинали расхваливать коня: «Вот это конь! Вот это красавец!» Вернувшись домой,
жрец сказал жене: «Милая, наш конь необычайно красив: пока я ехал на службу, со
всех сторон только и слышались похвалы ему». А жена брахмана была склонна к
хитрости и обману. И она сказала мужу: «Почтенный, ты не знаешь, отчего конь так
красив; ведь он прекрасен из-за своей нарядной попоны. Если ты хочешь быть
красивым, как твой конь, надень на себя его попону, выйди на улицу и, как конь,
стуча ногами, иди к царскому дворцу и покажись царю. Царь тебя расхвалит, ну и
люди, конечно, тоже».
И этот обезумевший брахман, выслушав ее слова и не понимая, с какой целью
она это говорит, поверил ей и сделал все, как она сказала.
Все люди, встречавшиеся жрецу на улице, смеялись и говорили: «Красив
Учитель!» А царь, увидев жреца, сказал: «Что это, почтенный, у тебя печенка
распухла что ли? Ты, видимо, тронулся». И стал всячески его стыдить.
«Неприлично я поступил», — подумал, устыдившись, брахман. И разозлившись на
жену, решил: «Из-за нее я осрамился перед царем и его приближенными, изобью ее и
выгоню». И с этими мыслями он пошел домой.
А хитрая брахманка, увидев, что муж идет домой в гневе, не дожидаясь его,
вышла другим ходом, отправилась в царский дворец и там провела четыре-пять дней.
Царь, узнав об этом, велел позвать жреца и сказал ему: «Учитель, все женщины
порочны, ты должен простить свою жену». И, чтобы заставить его примириться, царь
произнес первую гатху:
Пусть разорвалась тетива, мы вновь ее соединим;
Соединись с женой своей и в сердце гнева не держи.
Выслушав слова царя, Рухака произнес вторую гатху:
К чему нам старая теперь для лука тетива нужна?
Коль матерьял и мастер есть, другую сделаем скорей.
Так сказав, жрец выгнал первую жену и взял себе в жены другую брахманку.
Учитель, приведя этот рассказ для разъяснения дхармы, провозгласил
благородные истины и отождествил перерождения (после провозглашения истин
тоскующий бхикшу достиг первого пути): «В то время первая жена была первой женой
прошлой истории, тоскующий бхикшу был Рухакой, а царем Варанаси был я».
(Перевод В.В. Вертоградовой)