Джатака о проклятии (219)
«Мои те драгоценности...» Эту историю Учитель во время своего пребывания в
Джетаване рассказал об одном недовольном и удрученном бхикшу. Этот бхикшу не мог
сосредоточить свой ум на каком-нибудь одном предмете, и его мучила
неудовлетворенность. Тогда его привели к Учителю.
«Правда ли, что ты недоволен?» — спросил Учитель. «Правда», — отвечал
бхикшу. «Почему же так?» — «Из-за страсти». — «О бхикшу, — сказал Учитель, —
страсть прокляли даже животные; почему же ты, постигший высокое учение,
мучаешься из-за страсти, которую презирают даже животные?» И он рассказал
историю о прошлом.
В давние времена, когда в Варанаси царствовал Брахмадатта, Бодхисаттва
возродился в образе обезьяны и жил в Гималаях.
Один лесник поймал эту обезьяну и принес ее царю. Обезьяна, живя в царском
дворце, верно служила царю и постигла многие обычаи людей. Царь, довольный ее
службой, велел позвать лесника и сказал ему: «Возьми эту обезьяну и отпусти в
том месте, где ты ее поймал». Тот так и сделал.
Все племя обезьян, узнав о возвращении Бодхисаттвы, собралось на вершине
большой скалы, чтобы посмотреть на него. Увидев Бодхисаттву, обезьяны начали с
ним приветливую беседу. «Любезный, где ты был столько времени?» — спросили они.
«В Варанаси, в царском дворце», — отвечал Бодхисаттва. «А как же ты
освободился?» — «Царь сделал меня своей любимой обезьяной и, довольный моей
службой, отпустил». Тогда обезьяны сказали: «Ты, наверное, знаешь нравы, которые
царят в мире людей. Расскажи нам о них; мы хотим послушать». — «Не спрашивайте
меня о нравах людей», — сказал Бодхисаттва. «Расскажи, расскажи, мы хотим
послушать!» — упрашивали его обезьяны.
Тогда Бодхисаттва сказал: «Люди, будь то кшатрии или брахманы, только и
твердят: «Мое! Мое!». Они ничего не знают о непостоянстве, благодаря которому
вещи из бытия переходят в небытие. Послушайте теперь, что за обычаи у этих
слепых глупцов». И он произнес следующие гатхи:
«Мои те драгоценности! Мое, мое то золото!» —
Так день и ночь твердят глупцы, не видя дхарму высшую.
Два господина в доме есть: один из них без бороды,
С отвисшей грудью, с косами, с ушами просверленными,
За деньги в дом он приведен; домашних мучает всегда.
Услышав его слова, обезьяны закричали: «Не продолжай, не продолжай! Такие
речи нам даже слушать противно». И они обеими руками плотно заткнули уши.
«В этом месте мы услышали о такой непристойности», — решили обезьяны, и,
прокляв это место, они ушли в другое. А эта скала получила название Проклятой
скалы.
Приведя эту историю для разъяснения дхармы и провозгласив благородные
истины, Учитель отождествил перерождения (после провозглашения истин тот бхикшу
достиг первого пути): «Тогда обезьяньим племенем были последователи Будды, а
царем обезьян был я».
(Перевод В.В. Вертоградовой)