Джатака о Суджате (269)
«Зачем стенать?!» — говорил Учитель, живший в роще Джетавана, и рассказывал
по этому поводу историю о некоем мирянине, у которого умер отец. Мирянин со
смертью родителя предался отчаянию и скорби и никак не мог утешиться. Учитель,
провидя его готовность вступить в Поток и вкусить от плода Истины, в
сопровождении молодого монаха пошел в Саваттхи собирать подаяние. Явившись в дом
мирянина, гости сели напротив хозяина, и Учитель, поприветствовав его, обратился
к нему с такими словами: «Брат, в миру пребывающий, я вижу, ты во власти
печали?» На что тот отвечал: «Да, всеблагостный». — «В прежние времена, о
братья, мудрые, утратив родителей, не предавались печали!» — заметил Учитель и,
уступая просьбам, рассказал о прошлом.
«В далекие времена, когда в Бенаресе правил царь Брахмадатта, Бодхисатта
обрел рождение в семье некоего мирянина, и его нарекли Суджатою. Едва лишь
достиг он совершеннолетия, как умер его дед. Отец Суджаты исполнился великой
печали: забрав прах с места сожжения, он поместил его в усыпальницу в своем саду
и всякий раз, приходя туда, почтительно украшал усыпальницу цветами и предавался
воспоминаниям об умершем. Погруженный в скорбь, он не мылся, не умащался маслом,
не вкушал пищу, не заботился о делах. Видя все это, Бодхисатта говорил: «С
кончиною моего деда отец поддался скорби, кто ж другой, как не я, сможет вернуть
ему ясность мыслей? Знаю я средство, которое избавит его от печали!»
И вот углядел он за городом мертвого быка и, поднеся ему травы и воды, стал
приговарить: «Ешь, ешь, пей, пей!» Видя его за этим занятием, прохожие
восклицали: «Почтенный Суджата, в разуме ли ты, что подносишь еду и питье
мертвому быку?» — на что Суджата не отвечал ни слова.
Придя к его отцу, прохожие рассказали: «Сын твой лишился рассудка, потчует
мертвого быка травой и водой!» Забыв об отце, мирянин забеспокоился о сыне. Он
поспешил к нему и спросил: «Что с тобой, дорогой Суджата? С чего это ты
подносишь еду и питье мертвому быку?!» — и, сказав так, он пропел два стиха:
Зачем стенать? Зачем, травы нарезав,
«Ешь, ешь», — ты просишь мертвого быка?
Еда, питье поднять быка не в силах.
Рассудка ты лишен наверняка.
На это Бодхисатта пропел два других стиха:
Вот голова его, и хвост его, и уши, —
Вдруг встанет бык, печали вняв моей?
Твой дедушка утратил зримый облик,
Но слезы льешь о нем ты столько дней!
У дедушки же ни головы уже, ни рук, ни ног не видно. Так не утратил ли ты
рассудок, рыдая над земляною насыпью?!»
Услыхав такие речи, отец Бодхисатты подумал: «Мудр сын мой! Он знает, что
должно знать и в этом и в том мире, и поступил так лишь затем, чтобы наставить
меня!» И он сказал: «О дорогой Суджата, премудрый! Я понял, что все явленное
непостоянно, и потому не стану больше печалиться! Да избавит от горя отца такой
сын, как ты!» И, молвив так, он воздал хвалу сыну:
Поистине, погасло пламя скорби, —
Как будто залит жертвенник водой.
Из сердца моего занозу вынув,
Помог ты обрести мне вновь покой.
О юноша, слова твои услыша,
Я впредь рыдать не буду без конца!.
Так, умудренный, сострадая горю,
Спасает, — как Суджата спас отца!»
Закончив это поучение, Учитель наставил слушавших в четырех благородных
истинах и разъяснил суть джатаки, сказав: «В те времена я был Суджатою!» Мирянин
же, приобщась к Истине, вступил на благой восьмеричный путь Освобождения.
(Перевод Б. Захарьина)