Джатака о петухе (383)



Словами «Нарядны перья пестрые...» Учитель — он жил тогда в роще Джеты — начал рассказ об одном монахе, тосковавшем по жизни в миру.
Ибо, когда Учитель спросил монаха: «Отчего тоскуешь ты?», тот ответил: «Страсть меня одолела, почтенный, к женщине, разодетой и разукрашенной, которую я ненароком узрел». На это Учитель, заметив: «О монах! Ведь женщина подобна кошке: обольстит, обманет и погубит свою жертву, только попадись ей!» — поведал монаху о прошлом.

«В стародавние времена, когда на троне в Варанаси восседал царь Брахмадатта, Бодхисаттва обрел земное рождение в лоне курицы, обитавшей в лесу. Выросши, он остался жить там же, в лесу, окруженный свитой из многих сотен петухов. Неподалеку жила некая кошка, и вот, обольстив разными способами петухов, она съела их одного за другим. Только Бодхисаттва не поддался ее чарам.
И подумала тогда кошка: «Поистине, хитер этот петух. Но он не знает еще, до чего хитер наш кошачий род, до чего изворотливы мы и удачливы во всяких способах обольщения! Завлеку его, пообещаю стать ему женою, а уж там, пусть только окажется в моей власти, его съем!» Решив так, кошка направилась к дереву, где гнездился петух, на все лады искусными и льстивыми речами принялась воздавать хвалу его красоте и блестящему оперению, а после стала упрашивать петуха слететь вниз и запела:

«Нарядны перья пестрые
и длинен гребень, о петух!
Спускайся с дерева ко мне —
твоей женой хочу я стать!»

«Она съела всех моих сородичей петухов, а теперь меня хочет съесть, но это ей не удастся!» — подумал, внимая ей, Бодхисаттва и спел в ответ:

«Четыре у тебя ноги,
а я — двуног, прелестница.
Зверь с птицей не брачуется,
другого поищи себе!»

«Воистину, хитер этот петух! — подумала кошка. — Но я все равно завлеку его — не этим, так другим способом. Заманю и съем!» — не отступалась она и спела такой стих:

«Твоею буду! Дева я,
и голос нежен, сладок мой!
Признай женой меня своей
или рабой, коль хочешь ты!»

Тогда Бодхисаттва решил: «Придется, видно, выбранить ее, иначе не отвяжется!» и пропел в ответ:

«Воровка! Кровью петухов
и прочих птиц покрыта ты!
Меня в законные мужья
ты не желала никогда!»

Обруганная кошка так ни с чем и ушла и впредь не смела даже взглянуть на Бодхисаттву. И вот на этот случай стихи, исполненные мудрости Всепробужденного:

«Так жены, видя удальца,
лукавства полные, хотят
Речами заманить его,
как злая кошка — петуха!
И тот, кто тотчас не поймет
беды, которая грозит,
Окажется в когтях врага
и горько будет сожалеть!
Лишь тот, кто истину постичь
способен сразу, сей же час,
Спасется вмиг из вражьих пут,
как от кошачьих чар — петух!»

Завершив свое поучение в дхарме, Учитель наставил монаха в Четырех Благородных Истинах, и, вняв наставлениям, монах, затосковавший по мирской жизни, обрел первый плод от вступления в Поток. Учитель же, разъясняя рассказ, так истолковал его: «В ту пору царем петухов был я сам».


(Перевод Б. Захарьина)