Джатака о трепетном дереве (475)
Словами «О муж, что с топором в руке...» Учитель на берегу реки Рохини начал
свой рассказ о ссоре родственников. (Подробности станут известны из «Джатаки о
рождении Куналы».) Взывая к родичам царя и восклицая: «О великий царь!» — он
приступил к повествованию о прошлом.
«В стародавние времена, когда на троне в Варанаси восседал царь Брахмадатта,
была близ города деревня плотников. И жил в той деревне некий брахман-плотник,
что таскал из лесу бревна, изготовлял колесницы и тем зарабатывал себе на
пропитание.
А в лесу на горах Гималайских росло в ту пору гигантское трепетное дерево, и
некий лев с черною гривою любил под ним полеживать, прежде чем выйти на
промысел. И вот как-то раз льву на загривок свалился сухой сук, сбитый с дерева
ветром. От боли лев тотчас вскочил, отпрыгнул испуганно прочь, огляделся и,
ничего не заметив, подумал: «Нет поблизости ни тигра, ни льва, забредших со
стороны, никто меня не преследует! Должно быть, духу этого дерева не по душе,
что я здесь разлегся! Ладно, попробую узнать, в чем тут дело!» И, рассудив так,
он без всякой на то причины принялся в ярости колотить лапой по дереву и рычать:
«Я ведь не съел ни листочка с твоего дерева, ни веточки не сломал. Но изо всех
зверей, которые тут шатаются, меня одного ты не терпишь! Что ж за скверна такая
во мне? Погоди же! Я сделаю так, что твое дерево срубят, распилят на дрова и на
доски! Уж я постараюсь!» Так пригрозив духу дерева, он кинулся прочь и стал
бродить по округе, высматривая человека.
А в эту самую пору брахман-плотник с двумя помощниками приехал туда на
телеге в поисках дерева, которое годилось бы для колесницы. Плотник оставил
телегу в укромном месте, взял в руки топор да пилу, отправился на поиски и
пришел к тому самому трепетному дереву. Черногривый лев, завидев его, подумал:
«Надобно узреть наконец спину врага моего!» И с тем направился к дереву и стал
под ним. Плотник же огляделся и пошел было прочь от дерева. Тогда лев решил:
«Покуда он не ушел, заговорю-ка я с ним!» — и спел:
«О муж, что с топором в руке
весь лес излазил, ждешь чего?
Какое дерево свалить
ты хочешь, расскажи мне, друг!»
Слыша такие речи, плотник очень удивился. «Слыханное ли дело, — рассуждал
он. — Такого никогда не случалось прежде: зверь — и вдруг заговорил человеческим
голосом! Уж он-то наверняка знает, какое дерево пригодно для колесницы.
Спрошу-ка его!» И, решив так, плотник ответил льву:
«Владыка! Бродишь ты везде:
по лесу, долам и горам,
Скажи, где взять мне дерево,
пригодное для колеса?»
Лев возликовал. «Вот он и исполнит сейчас мое заветное желание!» — подумал
он и спел:
«Негодны сал, акация, «лошажьи уши» иль дхава —
А трепетное дерево как раз годится для колес!»
Слыша то, плотник задрожал от радости. «В благой же день вошел я нынче в
этот лес! Некто в облике зверя указал мне дерево, пригодное для колесницы.
Чудеса, да и только!» — думал он. И, желая разузнать побольше, он спел:
«Какие ж дерева того листы
и ствол его каков?
Ты расскажи скорее, друг,
как распознать его в лесу?»
И, указывая на дерево, лев снова спел:
«То древо трепетным зовут,
чьи ветви гнутся до земли,
Но не ломаются притом,
как раз под ним я и стою!
Ободья, спицы, колесо
иль дышло или что еще —
Все можно сделать из него,
годится для всего оно!»
Сказав все это плотнику, лев, очень довольный, отошел в сторонку, а плотник
принялся рубить дерево. И задумался тогда дух дерева: «У меня ведь даже в мыслях
не было бросить чем-нибудь в этого льва. Никакого вреда я ему не причинил, он же
в беспричинной ярости делает все, чтобы разрушить мою обитель! Но ведь тогда и
мне придет конец! Нет, надобно как-то унять этого царя зверей!» И дух, приняв
обличье лесника, подошел к плотнику и сказал: «Прекрасное дерево ты нашел,
дружище! Что же ты смастеришь из него, когда срубишь?» — «Сделаю колеса для
колесницы!» — отвечал плотник. «Кто ж сказал тебе, что это дерево пойдет для
колесницы?» — допытывался дух дерева. «Лев черногривый»,— ответствовал плотник.
«И верно! — сказал дух. — Хорошая выйдет из этого дерева колесница! А если ты
еще сдерешь шкуру с львиного загривка, нарежешь полосами в четыре пальца шириною
и обтянешь ими вместо железа ободья колес — колеса станут прочнее, и за такую
колесницу тебе немало заплатят!» — «Откуда же мне взять шкуру черногривого
льва?» — спросил плотник. «Ну и глуп же ты! — отвечал дух. — Дерево твое не
убежит, как стояло, так и будет стоять. Ты же ступай к тому, кто указал тебе это
дерево, да спроси: «Господин, а на какую сторону валить то дерево, что ты мне
указал?» Спроси и веди его сюда. Когда же, доверившись тебе, он вытянет шею и
покажет. «Тут и тут руби!» — ты убей его своим остро отточенным топором. Сдери с
него шкуру, мясо, что получше, съешь, а уж потом руби дерево!» Так советовал
дух, стараясь натравить плотника на льва.
И, стремясь растолковать слушателям суть происходившего, Учитель спел:
«И древом трепетным ему
такое слово молвлено:
«И у меня есть, что сказать,
о Бхарадваджа, слушай же!
В четыре пальца шириной
из шкуры, взятой с шеи льва,
Полос нарезав, обтяни
для прочности ободья ты!» —
И древа трепетного речь
вражду навеки разожгла.
Страданье принесла всем львам
тогда и после на земле!»
Плотник внял речам духа дерева и, вскричав: «О сколь благостен сей день для
меня!» — убил черногривого льва, свалил дерево да и пошел своим путем.
Учитель же спел еще так, разъясняя суть дела:
«Так враждовали царь зверей
и древо трепетное там,
И от взаимных распрей тех
обоим им пришел конец!
Подобно льву и дереву,
стремившимся к погибели,
И люди вовлекаются
в павлинью пляску распри злой!
Я вам, стоящим предо мной,
во благо возвещу еще:
Не поступайте вы, как лев
и трепетное дерево,
Не ссорясь, жить старайтесь вы,
друг к другу ровно относясь!
В согласье равновесном кто
сумеет прочно в дхарме стать,
Тот, несомненно, обретет
нирваны разлитой покой!»
И, вняв слову дхармы, что молвил царь, родичи его достигли взаимного
согласия».
Учитель же, окончив свое наставление в дхарме, истолковал рассказ, так
связав перерождения: «Духом дерева, который жил в ту пору в лесу и видел все
случившееся, был я сам».
(Перевод Б. Захарьина)