Аннотация: Впервые на русский язык переведена самая таинственная книга мировой литературы! Впервые комментарии Зогара основаны на внутреннем содержании текста, а не на системе сфирот, остановившей развитие мистической мысли.
Новый полный перевод первой книги Зогара с углубленными пояснениями и полные тексты других книг можно прочитать по адресу:http://asd1.books.officelive.com
ПРОЛОГ
"Как лилия среди колючек" (Песн. 2:2) - это собрание Израиля. Лилия обладает красным и белым цветом, и Израиль подвержен суду и милосердию. У лилии 13 лепестков, и Бог после первого упоминания вывел 13 слов, окружив Израиль со всех сторон 13 степенями милосердия для защиты.
Зогар начинается с конечной цели - создание двойственного зародыша будущего мира, названного Израиль, ибо конец заключен в начале, а начало в конце, как пламя неотъемлемо от угля: "Из начала зовет конец"(Ис. 46:10). Развитие космоса подобно цветку, поскольку все подчинено всеобщему принципу. Имя "Бог" - метка, отделяющая этапы творения. Лилия находится среди колючек, поэтому зародыш защищен милосердием, но после рождения подлежит суду.
Второе упоминание(имени) окружает лилию 5 жесткими лепестками, названными избавления, ибо они 5 ворот: "Чашу избавлений подниму я" (Пс. 115:4) - это чаша благословения, лежащая, как лилия, на 5 крепких лепестках подобных 5 пальцам.
Лилия уже окружена 13 защитными лепестками, в том числе небесами, землей, хаосом, тьмой, бездной и ветром. Пять последующих лепестков означают создание иного космоса, поскольку двойственный зародыш возник в результате соединения противоположностей. Два переплетенных мира, являясь взаимной опорой, развиваются в течение шести дней, между которыми существуют пять промежутков - это другая невидимая сторона. Каждый день творения сопровождается гибелью и возрождением реальности, поэтому 5 лепестков - это ворота в противоположный мир. Пяти исходам соответствуют четыре вещи, сделанные Всевышним для защиты избранников: одежды для первой четы, знак Каина, радуга и скрижали. Другое значение слова "благословение" - размножение деревьев пересадкой черенка. Аналогично развивается человечество с помощью посланцев из иного мира.
От второго до третьего (написания имени) - 5 слов, отсюда и дальше - это сотворенный, скрытый и включенный в союз свет, который вошел в лилию и произвел в ней семя, что называется "дерево, делающее плод, в котором семя его" (Быт. 1:12). Семя находится в самом знаке союза, чей образец рассеивается 42 спариваниями от этого семени. И также сеется имя формирования и распространения 42 буквами в процессе творения.
Свет, означающий новое творение, вошел во тьму, в лилию, вышедшую наружу, скрылся под новой твердью, образуя очередной зародыш будущего мира. Описана тройственная структура космоса: дерево приносит плод, чье семя породит новое дерево. "Образец союза" - некая матрица, размножающая материальные и духовные объекты. 22 буквы священного алфавита имеют 21 пробел, как невидимое писание противоположного мира: "Черный огонь возник над белым огнем, и включил правое в левое, и возвратил левое в правое" (Зогар, Итро 361). Относительно иной реальности также существует 21 пробел, поэтому двойственный зародыш будущего развивается с помощью 42 спариваний и 42 соединений букв.
"Бутоны показались в земле" (Песн. 2:12) - акт творения в третий день, соответствующий (стиху) "вывела земля" (Быт. 1:12). "Время обрезания веток настало" - в четвертом дне "истребление тиранов" (Ис. 25:5). "Голос горлицы" - в пятом дне "произвели воды порождения" (Быт. 1:21). "Услышим" - в шестом дне "сделаем Адама" (Быт. 1:26). В будущем, наоборот, действие будет предшествовать слуху: "Сделаем и услышим" (Исх. 24:7). "В земле нашей" - суббота, подобная земле живых.
Земля вывела наружу скрытый под ее поверхностью мир. Четвертый день считался началом гибели, связанной с появлением времени, несущем неминуемое уничтожение. Воды произвели неизвестную форму жизни, обитающую в ином мире, иначе непонятно, почему Бог благословил пресмыкающихся, а не животных. Адам сотворен последним, поэтому новый противоположный мир, где действие предшествует слуху, начался с создания человека: "И образовал Господь Адама из праха земли" (Быт. 2:7).
Бутоны - это отцы, задуманные, переброшенные и скрытые в будущем мире среди истинных пророков подобных Иосифу. Они открываются при появлении радуги, когда "время обрезания ветвей наступает" - истребление грешников, спасенных от гибели вместе с миром. Голос занимающихся Торой детей вызвал появление отцов и спасение мира: "Золотые бусы сделаем тебе" (Песн. 1:10) - это дети, юноши и молодые мужчины, как написано "И сделаешь два золотых херувима" (Исх. 25:18).
Отцы - это мессии, пришедшие из иной реальности, подобно скрытому свету, чтобы создать невидимое будущее, открытое в пророчествах, которым никто не верит. Христианская доктрина разносит во времени момент страдания и вселенской славы Христа. В иудейской традиции существуют два избранника: гибнущий и торжествующий. Зогар пишет о трех посланниках: "Мессия сын Давида - лев с правой стороны. Мессия сын Иосифа - вол с левой стороны, а Моисей - орел посередине" (Зогар, Законы 481). Эта концепция не учитывает царя Саула, чаще других названного мессией. Вероятно, должно быть четыре посланника, соответственно четырем взаимосвязанным мирам, по двое от сынов Лии и Рахили. Саул и Давид действовали совместно, устанавливая царство. Иосиф и Моисей разнесены во времени и пространстве, поскольку выполняли противоположные функции: соединение и разделение Израиля с народами мира. Иосиф стал вторым лицом в государстве, египетский принц проделал обратный путь: из дворца в пастухи. Иосиф был жертвой, Моисей убийцей. Один поработил весь мир и спас людей от голодной смерти, другой вывел народ на свободу, но погубил великое множество египтян и евреев. Три рода поколений будущего мира подобны трем частям ковчега, внутри которого находились скрижали, а на внешней крышке два литых херувима. Предопределенное будущее зависит от прошлого, наподобие соединенных в кольцо бус: "Что было, то и будет" (Еккл. 3:15) - Моисей, бывший избавителем в Египте, будет избавителем в будущем. "И то, что должно быть, уже было" - два мессии, которые будут, уже были, ибо был Иосиф и был Давид" (Зогар, Законы 483).
"Поднимите вверх глаза ваши и посмотрите, кто сотворил эти" (Ис. 40:26) - вопрос относится к всемогущему скрытому Старцу, называемому "кто", расположенному выше непостижимого края небес, который (также)называется "кто". Внизу есть другой (край) - "что". Человек, желающий постичь скрытое "кто", исследует до конца всех уровней, где находит "что" - что ты узнал и увидел? Все также неизвестно как вначале.
Границы познаваемой вселенной очерчены с помощью превращения вопроса в утверждение. Всевышний обитает за краем небес, поэтому невозможно определить его качества и назвать по имени. Для нижнего мира нет разницы между непознаваемой божественностью и краем небес, названных одним именем. Другая граница "что" отличается от первой только относительно среднего уровня. Человек, желающий постичь скрытую истину, поднимается к верхнему уровню, и возвращается в исходную точку, поскольку находится в замкнутом космосе.
Во время разрушения храма раздался голос: "Что я приведу в свидетельство тебе" (Пл. Иер. 2:13) - "что" свидетельствует с древних времен: "Привожу я в свидетели перед вами небеса и землю" (Втор. 30:19). "Что я приведу в подобие тебе" - увенчаю тебя святыми венцами и вознесу над всем миром: "Этот ли город, названный совершенством красоты" (Пл. Иер. 2:15). Назову тебя "Иерусалим отстроенный как город слитыйв одно" (Пс. 121:3).Клянусь, что не войду в святой город вверху, пока не войдут воинства внизу, и в этом сравнении твое утешение. А теперь "велико как море поражение твое" (Пл. Иер. 2:13), но тебя излечит верхний скрытый уровень "кто", дающий жизнь всему сущему.
Два равноценных состояния космоса, являясь одним целым, выглядят относительно средней двойственной точки, как начало и конец. Край небес "что" изначально свидетельствовал о гибели старого и рождении нового мира, где все явления принимали противоположные значения. Адам, вкусивший плод древа познания, был изгнан. Ной, названный до потопа "человек праведник", в новой реальности стал "человек земли". Строители башни, достигнув небес, рассеялись по миру. По преданию, израильтяне утратили после греха с тельцом святые короны, отгоняющие ангела смерти. Достижение высшего уровня грозит неминуемым падением, соответственно, спуск на дно вызывает стремительный подъем. Голос утешает разрушенный Иерусалим сравнением с небесным городом, ибо верхние и нижние миры взаимосвязаны как начало и конец, смерть и возрождение, поэтому небеса, дающие жизнь всему сущему, зависят от земли.
"Кто" - край небес сверху, "что" - край небес снизу. Это унаследовал Яков, связавший (мир) от первого до последнего края, и стал посередине, поэтому "кто сотворил эти". Если "эти" - звезды и созвездия, то они всегда видимы, ибо сотворены "что": "По слову Господа небеса сделаны" (Пс. 32:6). А если (речь) о скрытых вещах, то нет нужды писать слово "эти", поскольку (звезды и созвездия) видимы.
В одном манускрипте Зогара написано: "Кто" - край небес сверху, "что" - до края небес снизу". В первой редакции подразумевается две границы одного мира, во второй - одна границамежду двумя мирами. Двойственный космос содержит видимые звезды, сотворенные "что", и невидимую сторону, созданную "кто", подобно парадоксальной личности патриарха, который, как Израиль, послал Иосифа на верную смерть к братьям, но как Яков скорбел об утраченном сыне.
Скрытый Всевышний пожелал открыться и сделал точку, ставшую мыслью, образовав ею все образы и формы. И высек внутри святой скрытой свечи набросок невидимого образа, некое глубинное построение, вышедшее из мысли, называемой "кто", бывшей началом этого построения, которое невозможно определить или назвать иначе. "Кто" пожелав выйти наружу и назваться именем, облачилось в светящееся одеяние и сотворило "эти", которые обрели имя.
Точечная мысль, как перо, рисующее чертеж, или семя, породившее большое дерево, создала образы и формы скрытых сфер. Изначальный замысел "кто" облачился в свет, а на другом конце вселенной покрылось тьмой "что", поскольку одно не может существовать без другого. Отделение "кто" и "что" в скрытой сфере вызвало соединение света и тьмы во внешнем космосе, и появление двойственных "эти". Свет, порожденный скрытой свечой, смешался с тьмой, соответственно тьма вошла в свет. Первоначальная точка была семенем, породившим мировое дерево с ветвями "кто" и корнями "что", принесшее плод "эти", содержащий внутри семя новой вселенной, развивающейся в противоположном направлении.
Соединенные буквы образовали имя Бог, неназванное до сотворения "эти", поэтому сказали о тельце: "Эти боги твои, Израиль" (Исх. 32:4). "Кто" объединилось с "эти", и также имя соединилось, и по этому принципу осуществился мир. Небеса и их воинства сотворены "что": "Величественное что поставил ты во всей земле, которое сделал ты своей славой на небесах" (Пс. 8:2) - (что) названо по имени.
"Что" сотворили небеса - видимую часть "эти", невидимая и неопределенная сторона создана "кто". Два проявления скрытой божественности различались относительно нижнего мира, являясь вверху одним целым, поэтому поколение пустыни не отличало старое и новое творение: "Эти (не это) - боги твои". Комментаторы полагали, что евреи видели одну сторону божественной колесницы с четырьмя святыми животными, и ошибочно полагали, что телец под престолом Всевышнего - проявление невидимого Бога. По другой версии, Моисей бросил в Нил золотую таблицу со словами "бык встань", чтобы поднять саркофаг Иосифа. Волшебная таблица, подобранная одним евреем, попала в огонь, когда народ требовал создания идола. Из костра вышел телец, который двигался, мычал и имел черты различных животных. Из Египта вынесли только одну святыню - гроб Иосифа. Возможно, евреи обожествляли спасителя от голодной смерти, и поклонялись его родовому символу - тельцу.
И сотворил свет для его света, облачив одно в другое, поэтому "В начале сотворил" (Быт. 1:1) - высшего Бога, ибо "что" осуществилось, когда сошли буквы слова "эти" сверху вниз, и мать отдала свои одежды дочери, украсив ее своими украшениями при появлении всего мужского: "К лицу Господа" (Исх. 34:23), и тогда назвалась "господин". Подобно этому написано: "Вот, ковчег завета, господин всей земли" (Нав. 3:11). И ушла буква хей и вместо нее вошла буква юд, и она облачилась мужскими одеждами как все мужское Израиля.
Грамматически правильное понимание первого стиха "В начале сотворил богов небес и земли" - подразумевает эманации непостижимого Творца. Вселенская метаморфоза объяснена метафорой сакрального инцеста. Соединение света отца "кто" и тьмы матери "что" породило двойственные "эти": сына и дочь. Одна часть "эти", достигнув уровня прародителей, соединилась с "кто" и сформировала имя Бог, вторая часть на другом конце вселенной соединилась с "что". В последние времена сын приближается к матери, а дочь, облачившись материнскими одеждами, занимает ее место и соединяется с отцом, создавая новый противоположный космос, где конец превратится в начало, тьма в свет, а "что" станет "кто".
Другие буквы (слова "эти") привлекли сверху Израиль: "Эти я вспомню" (Пс. 42:4) - изолью в слезах желание души, чтобы вывести эти буквы, и подняться вверх "к дому божьему". Молчание воздвигло верхний и нижний храм, поэтому слово стоит одну монету - произношение и объяснение, а молчание две - ибо им сотворены и отстроены два мира как один.
В нижнем мире разделенные буквы слова "эти" привлекли на более высокую ступень Израиль, который, в свою очередь, влиял на божественные сферы. Взаимодействие двух уровней мироздания иллюстрирует известная поговорка. Произнесенное слово составляет две стороны одной монеты как определение и объяснение, имеющее ценность только в этом мире, поскольку отделяет предмет от небесного прообраза. Молчание связывает две реальности, поэтому стоит две монеты, воздвигая храм, соединивший оба мира.
"Выводящий по количеству воинство их" (Ис. 40:26)- два обозначенных уровня: верхний "кто" и нижний "что". "Выводящий" указывает на верхний уровень, не имеющий подобия, а "выводящий хлеб из земли" - указывает на нижний уровень, и все одинаково. "По количеству" - 600 000 выводят воинства по бесчисленным родам. Безымянный уровень "кто" не выводит скрытое в нем, но когда "эти" обрели имя, был назван "Бог", и силой этого имени вышли полностью: "По имени назовется" - каждый род вышел во всей полноте. "Смотри, назвал я по имени" (Исх. 31:2)- упомянул свое имя, чтобы Веселеил достиг совершенства. "Никто не отсутствует" (Ис. 40:26)- 600 000 вышли силой этого имени, поэтому, когда умирал и наказывался Израиль за свою вину, были сосчитаны и сохранены эти 600 000, чтобы никто не отсутствовал вверху и внизу.
"Кто" и "что" отличаются друг от друга с точки зрения одной из сторон "эти", поэтому движение небесного воинства вниз равнозначно подъему обитателей нижнего мира вверх. Скрытая божественность проявилась в имени Бог - творящей силы нового космоса, где единственность распространилась во множество, а неизмеримость в определенное число 600 000, равное для звезд и спасенного остатка уничтоженного мира. Шестьсот тысяч вышли из Египта, отделившись от обреченного человечества, и равное количество избранников совершат исход в конце нашей реальности. Моисей поднялся на гору, где видел предметы небесного служения, а святой дух спустился вниз, вдохновив Веселеила на создание скинии.
2000 лет до сотворения мира Всевышний рассматривал и переставлял скрытые буквы, проходящие перед ним от конца к началу. Первой была буква тав: Господин, сотвори мир мной, завершающей на твоем перстне истину. Ответил: ты красива и пряма, но не подходишь для творения мира, поскольку в будущем будешь начертана на лбах сильных верой, которые исполнят Тору от первой до последней буквы, и умрут от твоего начертания, завершающего (слово) смерть. И ушла.
Древние комментаторы разработали уникальную концепцию книги, созданной раньше существования мира, как чертеж предшествует строительству здания. Священный алфавит, скрытый в предыдущем космосе, где все явления имели противоположное значение, разворачивался в обратном порядке. Последняя буква тав, бывшая первой, завершала слово "истина", начертанное на лбу легендарного голема, умерщвленного отнятием буквы алеф, что превратило истину в смерть. Тав парадоксально связана с гибелью праведников, исполнивших все заповеди. Слово "праведник", читаемое наоборот, означает смерть в противоположном мире.
Вошла буква шин: Господин, сотвори мир мной, начинающей твое святое имя Всемогущий. Ответил: красива ты, хороша и правдива, но буквы лжи взяли тебя. Если сотворю тобой мир, возникнет ложь, и буквы коф и реш возьмут тебя, ибо ложь всегда содержит в своей основе истину. Шин - буква правды, объединенная с отцами, но буквы каф и реш, видимые на стороне зла, присоединят к себе шин, чтобы существовать. И ушла.
Буквы подобны живым существам, пришедшим к Адаму, чтобы получить имя, означающее функцию в новом мире, завершенном собиранием в Ноев ковчег людей и животных, достойных спасения, а также, по преданию, духов, бесов и парных понятий. Правдивая шин, начинающая одно из имен Всевышнего, соединилась с буквами противоположной стороны, образуя слово "ложь". Шин - вторая буква в обратном алфавите, вероятно, начинала предыдущее творение, образовав слово "связь", означавшее соединение противоположностей.
Вошла буква цади: Господин, сотвори мир мной, печатью праведников: "Праведник Бог, любит праведность" (Пс. 10:7). Ответил: моя праведная сторона должна быть скрытой, чтобы лишить мир предлога (грешить). Юд из святого имени объединился с буквой нун и стал цади. Адам сотворен двулицым, поэтому стороны буквы юд обращены назад, подобно , а не друг к другу как , одна направлена вверх, а другая вниз. В будущем будешь распилена и повернута лицом к лицу. И ушла.
Верхние части цади, подобно двуликому Адаму, обращены в разные стороны, но в будущем буква разделится на половину, устремленную вверх означающую праведность, и половину, устремленную вниз, символизирующую грех, который постепенно откроется, смешиваясь с праведностью. Полное проявление греха, как во время потопа, приведет к его отделению, и соединению противоположностей в новом мире, где цади обретет иную форму, и отрезанные стороны сойдутся, повернувшись лицом к лицу
Вошла буква пе: Господин, сотвори мир мной, искупающей будущее избавление. Ответил: ты красива, но есть в тебе скрытое преступление, вроде кусающей змеи, спрятавшей жало, или грешника, пригнувшего голову и шарящего руками. И в букве аин есть грех, хотя говорит о скромности. Не сотворю тобой мир. И ушла.
Будущее искупление подразумевает преступление в прошлом, поскольку правда содержит ложь, праведность - грех, а добро - зло. Аин, напоминающая человека с растопыренными руками, одновременно содержала грех и скромность. Претензии букв на избранность обусловлены определенными фундаментальными функциями, благодаря которым они проявились в новом мире. Непригодность букв объясняется включением в состав противоположных понятий.
Вошла буква самех: Господин, сотвори мир мной, поддерживающей падающих: "Поддерживает Господь всех падающих" (Пс. 144:14). Ответил: ты должна быть на своем месте опорой падающим. И ушла. Вошла буква нун: Господин, сотвори мир мной, ибо я "страшна пороками" (Исх. 15:11), а в прославлении праведников "прекрасна хвалениями" (Пс. 32:1). Ответил: возвратись на свое место и опирайся на букву самех, которая вернулась ради тебя. И ушла.
Самех, начинающая слово "поддержка", являлась опорой для следующей буквы нун, начинающей слово "падающий". Каждая буква имела определенное назначение в будущем мире, поэтому падающие не упадут, а лишатся существования без поддержки. Нун, в отличие от предшественниц, прямо заявила о своей двойственности: "страшна пороками" и "прекрасна хвалениями", что могло быть достаточным для начала творения, если бы не связь с предшествующей буквой самех.
Вошла буква мем: Господин, сотвори мир мной, ибо ты называешься царь. Ответил: возвратись на свое место с ламед и каф, чтобы в мире был царь. Сошла буква каф с престола славы: Господин, сотвори мир мной - твоей славой. И начали падать 200 000 дрожащих миров. Сказал Всевышний: каф, каф, что ты делаешь, не сотворю мир тобой, вернись на свое место, ибо в тебе "полное разрушение" (Ис. 10:23). И сразу ушла.
Мем начинает слово "царь" - организующее начало нижнего мира, вероятно, речь шла о верховном ангеле, охраняющем обреченную реальность. Исход начался после свержения ангела Египта на небесах. Отсутствие буквы мем препятствовало творению в нижнем мире, но уход из верхнего мира буквы каф грозил гибели всей вселенной. Каббалисты убеждены, что замена буквы бет на каф может разрушить все мироздание.
Вошла буква юд: Господин, сотвори мир мной, начинающей святое имя. Сказал: достаточно тебе быть отмеченной во мне, поднимись, чтобы не отрываться от моего имени. Вошла буква тет: Господин, сотвори мир мной, ибо ты называешься добрым и прямым. Ответил: твоя доброта спрятана внутри, а скрытое благо имеет долю только в будущем мире: "Как велико добро, которое ты скрыл" (Пс. 30:20). Из-за этого погрузятся ворота дворца: "Вдавились в землю ворота ее" (Пл. Иер. 2:9). И напротив тебя стоит буква хет, соединение с которой образует (слово) "грех", поэтому нет этих букв среди святых колен. И ушла.
Буква юд не подошла для сотворения мира, поскольку входила в состав четырехбуквенного имени. Буква тет начинала слово "добро", скрытое во зле, подобно свету, укрытому под тьмой тверди. Добро, спрятанное для будущего мира, проявляется в настоящем времени в виде зла, чтобы разрушить твердь и освободить заключенный под нею свет нового творения. Соединение букв тет и хет образует слов "грех", что являлось дополнительным препятствием для избранничества.
Вошла буква заин: Господин, сотвори мир мной, ибо дети твои будут соблюдать субботу: "Помни день субботний, освящая его" (Исх. 20:8). Ответил: в тебе есть острый меч и копье войны, и ты как буква нун. И сразу ушла.Вошла буква вав: Господин, сотвори мир мной, буквой из твоего имени. Ответил: достаточно тебе и хей быть высеченными внутри моего имени. Вошли буквы далет и гимель, и также сказали. Ответил: довольно вам быть вместе друг с другом, ибо не прекратятся несчастные на земле и нуждающиеся в милости. Далет - бедная, гимель - милостива, не разлучайтесь, и питайте друг друга.
Заин, внешне похожая на меч, являлась двойственной, подобно букве нун, содержала в себе антагонистичные начала: праздники и войну. Далет и гимель нуждались друг в друге, как бедность и богатство, составив пару противоположностей. Буквы сакрального алфавита одновременно являлись цифрами. Согласно гематрии - толкованию с помощью сопоставлений числовых значений, слова с равным числом обладают одинаковыми свойствами.
Вошла буква бет: Господин, сотвори мир мной, которой благословят тебя вверху и внизу. Сказал ей: конечно, ты будешь началом сотворения мира. Поднялась буква алеф, но не вошла. Сказал ей Всевышний: алеф, алеф, почему не входишь как все буквы? Ответила: Господин, все буквы были у тебя, и ты уже отдал великий дар, который не заберешь обратно. Сказал ей: алеф, алеф, хотя буквой бет сотворен мир, ты будешь главой всем буквам, и мое единство будет только в тебе, и тобой будут начинаться все исчисления и дела мира. И сделал Всевышний верхние большие и нижние малые буквы, поэтому сначала дважды (написано) "бет", а затем дважды "алеф". Первые буквы алеф и бет вверху, вторые алеф и бет внизу - единство верхнего и нижнего миров.
Предпочтение отдано букве бет, начинающей слово "благословение", актуальное для верхних и нижних миров, поскольку бет соединяла противоположности, что являлось началом нового космоса. Алеф - последняя буква предыдущего алфавита, занятая концом, не успела к началу творения, поэтому стала первой. Первое и второе слово сакрального текста начинаются буквой бет, третье и четвертое - буквой алеф. Верхние буквы бет и алеф начинают слова "В начале" и "Бог", нижние буквы принадлежат слову "сотворил" и определенному предлогу эт.
"В начале" (Быт. 1:1) - означает скрытую мудрость, на которой держится мир. Из 6 высших великих сторон исходят 6 источников и потоков, идущих к великому морю. "Сотворил шесть" - скрытый и неизвестный (Создатель) сотворил 6 высших дней, а остальные скрыты.
Трактат "Добавления Зогара" содержит семьдесят толкований, основанных на различном прочтении слова "берешит", состоящего в обычном понимании из предлога "в" и существительного "решит" - одного из десяти названий земли. Первое слово сакрального текста можно прочесть по-арамейски "сотворил шесть" - дней в познаваемом мире. Скрытые дни - это ночи, или дни противоположного космоса.
Скрытый святой высек набросок внутри потаенной внутренности, точку, расположенную в месте отсутствия всех точек. Этот набросок скрыт, словно некто запер все одним ключом, спрятанным во дворце. Вся суть в ключе, ибо он закрывает и открывает. Во дворце есть множество сокровищниц, одни над другими, и есть 50 способных скрываться ворот, которые разделились на 4 стороны и стали (числом) 49, ибо для одних скрытых ворот нет стороны, и неизвестно вверху они или внизу.
50 двухстворчатых ворот делятся на 24,5 ворот верха и низа, "одни над другими", и в сумме равны 49. При обычном делении не учитывается связь между мирами, осуществляемая пятидесятыми скрытыми воротами, которые невозможно определить однозначно, поскольку одна створка принадлежат верху, а другая находятся внизу. Разделенные ворота в свою очередь делятся надвое, поэтому на каждой стороне мира расположены 12 ворот - сакральное число равное количеству колен, знаков Зодиака, месяцев года. Связь осуществляет небольшой избыток, оставшийся при делении, или остаток в противоположной системе. У Якова, кроме двенадцати сынов, была дочь Дина, чей пол, по преданию, изменился в утробе матери. Неровное деление вызывает постоянные проблемы с календарем.
Внутри ворот есть замок и узкое место для ключа. (Ворота) не ведают о скважине, но знают о ключе. "Берешит" - это открывающий и закрывающий ключ. "Шит" - ворота, включенные в закрывающий ключ, поэтому "берешит" - это одновременно открывающее и закрывающее слово. "Бара"- это закрывающее слово, которое запирает и не открывает, и (тогда) нет существования мира, и все во власти тьмы и хаоса.
Скрытые ворота в закрытом состоянии отделяет узкая двойственная скважина, подобная двухстворчатым воротам, сделанная по размеру ключа, поскольку является его отображением в противоположной системе. Ворота не знают о внутренней скважине, в отличие от расположенного снаружи ключа, который открывает ворота, превращая "узкое место" в открытое пространство. Соединение противоположностей в нижнем мире, вызывает разделение вверху, влекущее новое соединение. Творение одновременно происходит в вертикальной и горизонтальной проекции - в соответствии с четырьмя сторонами мира. Двойственный ключ принадлежит другой вселенной, относительно которой он является воротами, а скважина - ключом, поэтому "ворота включены в ключ". Первое слово сакрального текста "берешит", включающее в себя второе слово "бара" -сотворил, содержит ключ и ворота, которые одновременно открывают и закрывают друг друга. Отдельное написание слова "бара" означает, что ворота и ключ отделены, поэтому творение в сжатом пространстве означает открытие ворот и власть хаоса в противоположном космосе.
Авраам открыл ключом ворота и произвел порождения: "Эти порождения небес и земли при сотворении их" (Быт. 2:4) - Авраамом. Буквы снова использовали все закрытое прежде словом "бара" и вывели святую основу мира "эвер", производящую порождения, преобразованную в слово "бара". И скрытое вверху "кто" создало другое начертание во славу своего имени и сотворило "эти". И (внизу) благословенное имя "что" изменило слово "бара" на "эвер". Созданные одновременно святые "эти" и "эвер" находились на разных сторонах. Для "эвер" отделилась буква хей, а для "эти" - юд, дополнив обе стороны, и к каждой из них добавилась буква мем. Святое имя Бог и имя Авраам исполнились одновременно, и возникло полное имя, и появились порождения: "Эти порождения небес и земли при сотворении их" - были приостановлены до появления имени Авраам, которое исполнилось вместе со святым именем: "В день создания Господом Богом земли и небес".
Авраам, обладавший функцией ключа, открыл ворота, разделив двойственные "эти", что привело к двум новым соединениям. Вверху возникли новые "эти", внизу появились творящие слова "бара" и "эвер", состоящие из одинаковых букв в разной последовательности. Скрытая божественность проявилась в двух противоположных системах. "Кто" отдало букву юд слову "эти" (эли), и получилось "элои" - мой Бог. "Что" дало букву хей слову "эвер", и составило "эвра" - почти готовое имя Авраам. Присоединение оставшихся от "кто" и "что" букв мем сформировало в верхнем мире имя Бог (Элоим), а в нижнем имя Авраам - душу мессии, созданную до сотворения мира. Встреча Творца с избранником произошла в середине времен, предполагая изначальную взаимосвязь Авраама с сотворением небес и земли Богом, и созданием земли и небес Господом - в противоположной реальности.
Нет доли в будущем мире у тех, кто каждый день не обращает тьму в свет, не чувствует горечь сладкой, и не ожидает света, возникшего при посещении царем лежащей в прахе лани, бьющей по 390 дрожащих в смятении твердям. Он плачет и кипящие, как огонь, слезы падают в великое море. И встает назначенный над морем (ангел), и обещает поглотить все воды творения, чтобы святой народ прошел по иссохшим водам как по суше.
Обращать тьму в свет и чувствовать сладость горечи - означает обратиться к будущему миру, который во всем противоположен настоящему. Лань символизирует рождение нового космоса: "Одна лань на земле, закрытая со всех сторон, кричит в родах, поместив голову между ног. И посланная змея кусает ее лоно, чтобы облегчить роды" (Зогар, Когда послал 182-183). Моисей, подобно змее из притчи, мучил египтян и евреев ради рождения Израиля. Исход отчасти зависит от метаморфозы избранников, которые должны обратиться, чтобы перейти в новый мир по воде как по суше.
"Вложу слова мои в уста твои" (Ис. 51:16) -Творец внимает мудрецам, и каждым обновленным словом тайной мудрости делает одну твердь.Восходящее слово, соединившись со словами Старца, входит в 18 скрытых миров, видимых только Богу. Оттуда цельные (слова)восходят и нисходят, образуя твердь,называемую новые скрытые небеса - тайну высшей мудрости. Обновленные слова Торы, представ перед Богом, опускаются и собираются к новой земле: "Когда новые небеса и новая земля, которые я делаю, стоят передо мной" (Ис. 66:22) - постоянно возникают из новых слов и тайн Торы. "Тенью моей руки покрою тебя, чтобы склонить небеса и основать землю" (Ис. 51:16) - множество высших ангелов хотели сжечь Моисея пламенем уст, но Всевышний прикрыл его. И теперь Бог укрывает обновленное слово Торы, пока создадутся новые небеса и земля, чтобы (ангелы) не завидовали мудрецу. Все скрытое от глаз имеет высшую пользу:"Сказать Сиону, ты народ мой" (Ис. 51:16) - ты со мной, как соучастник, сделавший, подобно мне, небеса и землю своими словами.
Человек - единственное существо, способное к творчеству, занят удовлетворением собственных потребностей. По преданию, Змей объяснил запрет древа познания ревностью Бога к потенциальным конкурентам в создании миров. Волшебники поколения потопа, овладевшие всеми природными духами и ангелами, ответственными за работу небес, могли остановить солнце и изменить ход созвездий. В идеальном случае люди, осознавшие божественный план, могут стать соучастниками творения. Ангелы, защищавшие обреченную реальность, противились созданию Адама и Израиля, бывшего зародышем нового мира, поэтому хотели убить Исаака, Якова и Моисея.
Навстречу обновленному слову, сказанному без знания тайн Торы, выходит из отверстия великой бездны лживый человек со своей женой, чтобы сделать из него ложную твердь, с которой соединяется развратная женщина, убившая множество тысяч, обладая правом и возможностью пролететь весь мир в одно мгновение: "Тянут преступление лживыми веревками, и канатами повозку греха" (Ис. 5:18) -преступление - мужское, грех - женское. "Много убитых положила" - эта грешница, умертвившая людей, по вине ученого, не постигшего смысла.
Разумеется, не каждое ложное толкование используется для создания противоположного космоса. Тора, иногда называемая во множественном числе, содержит вариативные линии развития. Можно прочитать, что Сара забеременела от фараона, Агарь в пустыне от ангела. Во время изгнания служанки, произошла подмена сынов, чьи имена не называются в течение всего эпизода. Лот укрывал праведных жителей города, которых хотели уничтожить ангелы. Истинные небеса не могут существовать без ложных небес, как жизнь невозможна без смерти.
Мир создан Торой: "Я буду его воспитанницей, забавою каждый день" (Притч. 8:30). Творец смотрел в нее четыре раза, чтобы научить людей избегать ошибок: "Видел ее, прочитал, приготовил и исследовал" (Иов 28:27).В соответствии с четырьмя способами (познания) сотворил Всевышний мир, а прежде привел четыре слова: в начале, сотворил, Бог, (определенный артикль) эт. И лишь затем небеса - результат четырехкратного рассмотрения Торы до начала действия.
Четырехкратное рассмотрение Торы соответствует четырем взаимосвязанным мирам, чье единство вмещает все противоположности, материю и пространство, прошлое и будущее, божественное и мирское. И все взаимоисключающие линии развития сливаются в одну неповторимо прекрасную, но непереносимую для человеческого сознания картину: "И ты сойдешь с ума от открывшегося твоим глазам" (Вт. 28:34).
Три первых дня не открывались до четвертого (дня), который вывел их силу.Действия трех высших основ: огня, воды и ветра были приостановлены и скрыты, пока земля не открыла их дела: "Вывела земля растительность" (Быт. 1:12)- это произошло в четвертый (день), включенный в третий, чтобы быть одним без разделения.
Земля забеременела от вошедших в нее элементов - огня, воды и ветра, протекла сквозь собранные воедино воды, и породила скрытый под ее поверхностью мир, проявившийся в четвертый день. Все дни творения взаимосвязаны: "От света первого дня светят солнце и луна в четвертом дне. Во второй день сотворена твердь внутри вод, и в пятый день выведены водные существа, зависящие от второго дня. В шестой день сотворен Адам из праха третьего дня, который уровень Якова, состоящего из воды и огня" (Новый Зогар, Итро 87-89).
Четвертый день открыл действие предыдущих (дней), являясь четвертой ножкой высшего престола. Все дела первых и последних дней заключены в субботнем дне: "И закончил Бог в день седьмой" (Быт.2:2)- это четвертая ножка престола. "Субботы мои храните" (Лев. 19:30) -две субботы ночи и дня, без разделения.
Творение, отчетливо направленное вниз, приобрело в четвертый деньобратное движение, связанное с развитием новой двойственной земли, относительно которой первые дни были скрыты. Четвертый день проявил первые дни в трех последующих, являясь четвертой ножкой святого престола, расположенной в новом мире, а три ножки оставались в старом творении. Двойная суббота - четвертая ножка другого престола, одна часть которой поглощает последние дни, а другая - ночи противоположной системы миров. Соединение суббот привело к возникновению двойственного первого дня нового космоса, соответственно, и ночи.
"Субботы"- верхняя и нижняя, включенные друг в друга и закрытые вместе.Другая неупомянутая суббота стыдливо сказала: Господин, со дня сотворения называюсь субботой, ведь нет дня без ночи. Ответил: дочь моя, ты названа субботой, поэтому дам тебе высшую корону. И провозгласил: "Святыню мою бойтесь" - это включенная Господом суббота субботней ночи, где находится страх.
Термин "бесконечность" принадлежит исключительно Богу, ибо все сотворенное конечно: "Все идет к одному месту, все вышло из праха и все возвращается в прах" (Еккл. 3:20). Седьмой день - этопрекращение всего творения, подобное смерти, необходимой для возрождения души, отсутствие всего, кроме божественности: "И завершились небеса и земля, и все воинство их" (Быт. 2:1). Полное небытие также обладает двойственностью: верхняя и нижняя субботы, включенные друг в друга. Более того, другая неназванная суббота, которая тоже двойная, получила высшую корону, ибо суббота субботней ночи - означает день. Суббота освящена, согласно древнему комментарию, первозданным светом, следовательно и тьмой, что привело к возникновению первого дня новой вселенной, который одной частью находился в небытие, а другой проникал в новое творение. Бог благословил субботу, как и водных существ пятого дня и Адама, которым сказано: плодитесь и размножайтесь.
"Субботы мои" - квадрат внутри круга. "Эт" включает предел субботы по 2000 локтей в каждую сторону. Две (субботы) соответствуют двум упомянутым святостям: "и прекратились" (Быт. 2:1)- 35 слов, и в другой (молитве) тоже 35 слов, составляющие 70 имен Всевышнего и собрания Израиля.Круг и квадрат - это "субботы мои", включенные в "субботы мои храните" (Лев. 19:30). Однако высшая суббота включена в (стих) "помни", ибо высший царь называется "царь и его примирение", а примирение - это "помни". И нет раздора вверху, поскольку внизу есть два примирения: "Примирение, примирение у дальнего и у ближнего" (Ис. 57:19)."У дальнего", подобно "издалека Господь явился мне" (Иер. 31:3),и "стала сестра его вдалеке" (Исх. 2:4) - это Яков. "У ближнего", подобно "новые были поблизости" (Втор. 32:17) - это Иосиф.
Две субботы включены друг в друга как квадрат в круг, ибо ограниченное небытие порождает новую вселенную. Двум субботам соответствуют две равноценные святости конца и начала. Высшая суббота зависит от разделения космических противоположностей, которое приводит к двум новым соединениям. Одно подобно Якову, поверившего в неизвестного Бога, явившегося издалека, другое - Иосифу, принявшего египетское имя, или евреям, возжелавшим служить ханаанским богам, которые были поблизости.
Издалека - это высшая точка в дворце, включенная в "храните". "Святыню мою бойтесь" - точка в середине, наказывающая смертью: "Оскверняющие ее смертью умрут" (Исх. 31:14) - вошедшие во дворец круга и квадрата и испортившие точку, поэтому написано "бойтесь". Точка называется "я", над ней находится высший скрытый Господь. И все едино.
Небытие и бытие, божественное и мирское, взаимно ограничивают друг друга. Издалека - высшая точка, вблизи - нижняя точка, а святыня посередине, но все едино, поэтому нарушение границы и непредусмотренная планом творения встреча с Богом смертельно опасны. Моисей неоднократно рисковал жизнью, два сына Аарона поражены при освящении скинии, тысячи евреев погибли в пустыне. К ноге первосвященника, входившего в святилище, привязывали длинную веревку, чтобы вытащить труп в случае поражения.
"Ванея сын Иодая" (2 Цар. 23:20) - стих скрывает высшие тайны мудрости. "Сын человека живого" - праведник, живущий мирами. "Великий делами" - владеющий всеми высшими воинствами, называемый Господь воинств, вышедший "из Кабциеля" - высшего скрытого уровня, вобравшего свет, от которого все исходит. В каркасе святого дворца, где собраны и скрыты все уровни, находятся все миры, и все святые воинства получают от него существование.
Описание одного из храбрых воинов царя Давида скрывает мистические тайны, вычитанные в смысловых значениях слов. Стих содержит четыре взаимосвязанных уровня: воин, ангел, Господь воинств и высший скрытый уровень Кабциель, описанный как дворец, фундамент, стены, и крыша которого составляют материальные миры, а в пространстве находятся духовные компоненты вселенной.
"Он поразил двух божественных львов Моава" (2 Цар. 23:20) - два храма. Удаление равносильно уничтожению, ибо прекратилась эманация свыше, и святой престол пал: "Я в изгнании" (Иез. 1:1) - уровень, называемый "я". "При реке Ховар" - прекратились источники вод и изначально текущая река "иссякнет и иссохнет" (Ис. 19:5) - при первом и втором храме. "Поразил" - ради небесного отца подверглись уничтожению и померкли все света Израиля.
Питающий вселенную световой поток собрался в единое место, и божественный уровень "я" слился с высшим первоисточником, что нарушило взаимодействие с нижними мирами. Прекращение божественной эманации сделало бесполезным храм, где жертвоприношения стали подобны подбрасыванию дров в печь без тяги. "Моав" - в данном контексте не название народа, а "от отца". Разрушение храмов, синхронизированное с космогоническими процессами высших уровней, повлекло изгнание Израиля. Большая часть народа была уничтожена, небольшой остаток перешел в иную реальность.
"Он сошел и поразил льва" - в прежние времена поток нисходил вниз, и цельный Израиль приносил жертвы для искупления душ. И сверху сходил образ льва, видимый над жертвенником, который бесстрашно поглощал жертвы и отпугивал всех собак.Из-за грехов (Господь) сошел внутрь нижних уровней и убил льва, чтобы не поглощал добычу как прежде. "Внутри колодца" - на глазах другой злой стороны, которая, увидела его, и послала пса поедать жертвы. Имя льва Ориэль, имя пса Баладан. "В снежный день" - время появления грехов и начала высшего суда, поэтому написано "не убоится снега дом ее" (Притч. 31:21),то есть суда, ибо "весь ее дом имеет двойное одеяние" - способен выдержать сильный огонь.
Божественная манифестация, изменившая все нижние уровни, подобно нисхождению в Египет, одновременно являлась светом и тьмой. Разрушение храма и изгнание Израиля сопровождалось богоявлением злой стороне, которая стала доброй, начав ревностное служение. Когда Израиль приносил годные жертвы, другая сторона, была отдалена и находилась в относительном состоянии хаоса, который на самом деле упорядочен как все творение. Питающий нижние уровни поток изменил направление в обратную сторону, обратив все явления в противоположность, поэтому пес превратился во льва новой реальности, соответственно, служение стало иным: "Милости возжелал я, а не жертвы, и знания Бога, нежели всесожжений" (Ос. 6:6). Дом, обладающий двойной оборачивающей функцией, способен устоять против холода и огня, подобно ковчегу Ноя.
"Он поразил египтянина, человека видного" (2 Цар. 23:21) -удалился из-за грехов Израиля, удерживая все блага и света. И поразил Моисея, светившего Израилю, о котором написано "человек египтянин спас нас" (Исх. 2:19) - там родился, вырос и поднялся к высшему свету."Человек видный" (соответствует) "явный, а не в загадках" (Чис. 12:8),как написано "человек божий" - владелец образа славы Всевышнего.
По преданию, рождение Моисея сопровождалось светом, поэтому мать осмелилась нарушить приказ фараона: "И увидела его,что хорош он" (Исх. 2:2). Свет Моисея, возникший во тьме преисподней, чтобы осветить все потаенные места земли, был скрыт в ковчеге: "Обернула его знаками, и редким покрытием из белого и черного цвета, чтобы уберечь от рыб плавающих в великом море" (Зогар, Исход 194). Свет, скрытый под телесной оболочкой пророка, пробился наружу, вызвав великий страх народа, что вынудило Моисея покрыться покрывалом: "Стало сиять лучами лицо его, и боялись подойти к нему" (Исх. 34:30).
"В руке этого египтянина копье" (Цар. 23:21) подобно (стиху) "жезл божий в руке моей" (Исх. 17:9)- с высеченным святым именем, сотворенный в сумерках субботы. "И ударил скалу своим жезлом дважды" (Чис. 20:11) - согрешил и подвергсясуровому суду:"Сошел к нему с розгой" (2 Цар. 23:21). "И отнял копье из руки египтянина, и убил его из-за копья" - умер и не вошел в святую землю, и удержал свет от Израиля.
Жезл Моисея в числе десяти чудесных вещей, наполовину материальных и духовных, сотворен в сумерках субботы для исправления грядущего мира. Моисей выполнил свою функцию, подобно льву над жертвенником, поэтому Бог забрал его душу поцелуем, поскольку смерть пророка была необходимым условием завоевания Ханаана. Евреев возглавил Иисус Навин, который, несмотря на чудотворство, не имел прямого контакта с небесами, обладая заимствованным светом.
"И он поразил человека египтянина ростом в пять локтей" (1 Пар. 11:23), который "очень велик в земле Египта в глазах рабов" (Исх. 11:3)."Человек рослый" и "человек видный" (2 Цар. 23:21) - одинаковые (понятия) как суббота и ее граница. Написано "размер их за городом" (Чис. 35:5), и "не делайте неправды в суде, в мере" (Лев. 19:35)."Человек рослый" - как Адам, ибо "пять локтей" означает до конца мира."В руке египтянина копье как навой ткачей" (1 Пар. 11:23) - божий жезл с комбинациями букв, светившими на все стороны света выгравированным в 42 разновидностях имени, высеченный Веселеилом и его помощниками, называвшиеся ткачи: "Исполнил их сердце мудростью, чтобы сделать всю работу резчика, искусного ткача и вышивальщика" (Исх. 35:35).
В обоих стихах, повествующих о смерти Моисея, использованы различные значения слова "мида" - размер и мера. Автор полагает, что пророк подобен Адаму, чей рост, по преданию, простирался до грехопадения до конца мира, поскольку в обоих случаях речь идет о создании новой реальности. Аналогично навой ткача сравнивается с жезлом Моисея с высеченными 42 разновидностями святого имени соответствующие 42 спариваниям семени нового мира и 42 буквам двойного алфавита.
"Из тридцати" (2 Цар. 23:23) - наиболее видных низвел вниз и приближался к избранным. "А к трем не пришел" - они приближались к нему, щедро одаривая. "Начал Давид слушать его" - не вошел в их число, но (Бог) всегда был в его сердце без разделения. Давид обратился к нему, а не он к Давиду, ибо восхваления, гимны и милость луны побуждают солнце к соединению.
Давид, в отличие от Моисея, находился в середине времен, поэтому его звезда - символ двух взаимосвязанных миров в состоянии равновесия. Царь, одаренный божественной благодатью, отвечал псалмами и восхвалениями, являясь отражением небесного образа. Избранник жаждал непосредственного контакта, возможного только в последние времена, подобно луне, отдаленной от солнца. Давид не удостоился строительства храма, соединявшего небеса и землю, который был высшей точкой развития, означавшей неминуемое разделение народа после смерти царя Соломона: "Не ходите, и не начинайте войну с братьями вашими, сынами Израиля, вернитесь каждый в дом свой, ибо от меня это было" (3 Цар. 12:24). Десять колен исчезли безвозвратно, иудеи вернулись из вавилонского пленения, и построили второй храм, чтобы после определенного времени отправиться в новое изгнание, которое завершится приходом мессии.
"Как велико добро твое, которое ты скрыл" (Пс. 30:20) -скрывает тайную мудрость. "Что" рассмотрено ранее. "Велико" - это крепкое большое дерево относительно другого, меньшего дерева, доводящего его в высоту небес."Добро твое" - свет первого дня, скрытый для праведников (будущего) мира. "Сделал ты полагающимся на тебя" - высший сад Эдем: "Место для обитания твоего сделал Господь" (Исх. 15:17). "Напротив сынов человеческих"- это нижний сад Эдем, где праведники существуют в виде духов, облаченных в ценное одеяние. "Напротив" - как противоположность людям этого мира, ибо они взлетают в воздух, поднимаются к тверди верхнего сада и парят, обмываясь росой чистых благоуханий. Иногда они сходят вниз, чтобы творить чудеса, подобно ангелам, как свет высшего светила, но люди не удостоились понимания тайн мудрости."Сказал Маной: мы умрем, ибо видели Бога" (Суд. 13:22) - думал, что умрет, ибо не знал, зачем пришел (ангел). И остались живы видевшие свет тайн мудрости (раби Шимона).
Есть два вида праведников, одни обращены в будущее как Ной, бывший грешником в глазах современников. Другие пытаются уберечь мир от гибели как насильно спасенный Лот. Праведники, чья награда в будущем мире, являются посредниками между Богом и людьми, инициируя поток благодати в нижний мир. Вселенная представлена в образе дерева, чья крона находится на небесах, а корни под землей. Корни и ветви - взаимозависимы, более того, с противоположной точки зрения ветви являются корнями, а корни - ветвями. Одновременно, в другую сторону растет иное дерево, также сотворенное эманациями скрытого Творца. Добром назван первозданный свет, скрытый для будущего мира под твердью новой земли. Соответственно, тьму можно определить как зло. Однако свет первого дня предвещал катастрофу поколению потопа, а тьма, способствовала возникновению жизни. Верхний Эдем находится на небесах, а нижний сад скрыт в центре земли: "Сад Эдем как орех закрыт со всех сторон, скорлупа за скорлупой, мир за миром, а плод внутри" (Тайное толкование, Три стражи 10). Души праведников перемещаются по различным уровням сада. Главный герой книги подобен ангелу, ужаснувшего Маноя, поскольку небесные посланцы - враждебные существа, которых следует опасаться. Раби Шимон был грозным чудотворцем, способным убить словом.
"Господи, услышал я о тебе и убоялся" (Авв. 2:3) - сказал пророк, увидев свою смерть и оживление Елисеем. Назван Аввакум, ибо написано "К этому сроку, ко времени жизни, ты обнимешь сына" (4 Цар. 4:16). Было два обнятых, один сын матери Сонамитянки, другой Елисея: "И приложил свои уста к его устам" (4 Цар. 4:34).
Елисей умертвил именем Господа 42-х детей. Согласно удивительному комментарию, медведи вышли не из леса. Вероятно, эти демонические существа появились из иного пространства. Нечеловеческая жестокость парадоксально объяснялась отсутствием у детей сострадания, поэтому пророк видел их бесполезность для будущего. Гнев Елисея вызван не насмешками над его внешностью, а сомнением в пророческом даре, поскольку дети настоятельно требовали чуда: "Вознесись, лысый" (4 Цар. 2:23). Воскрешение отрока, ставшего пророком Аввакумом, состояло из двух этапов: вначале пророк согрел своим теплом умершее тело, затем создал новую душу.
В книге царя Соломона написано, что буквы алфавита, высеченные отцом (Аввакума), отлетели во время смерти. Елисей обнял его, и высек в духевсе 216 букв, чтобы оживить его 72 именами, и назвал Аввакум, полным со всех сторон именем, охватывающем два объятия и тайну 216 букв святого имени. Буквами оживил и возвратил его дух, и восстановил все его тело. Аввакум убоялся, ощутив (вкус) иного мира, поэтому просил милость своей душе: "Среди лет дай знать" (Авв. 2:3) - дай жизнь безжизненному уровню.
Царь Соломон просил только знание, с помощью которого овладел всеми благами: "Господь дал мудрость Соломону" (3 Цар. 5:12). Колдовство под страхом смерти запрещено на Синае. Древние мудрецы порицали распространившийся сбор огурцов по формуле, считая недопустимыми даже невинные заклинания. Сохранились легенды о волшебниках, покоривших ангелов с помощью тайного имени: "Они сильные, которые от младенчества - люди имени" (Быт. 6:4). Елисей воскресил ребенка неизреченным божественным именем, создав новую душу взамен умершей, поэтому Аввакум просил Бога утвердить свое сверхъестественное существование.
"Начало мудрости - страх Господний" (Пс. 110:10). Можно подумать, что страх Господний - конец мудрости, но это начало высшего уровня знания: "Откройте мне ворота праведности, ворота к Господу" (Пс. 117:19-20) - иначе не войти к скрытому высшему царю.В самом конце есть ворота с несколькими замками и проходами в разные стороны. Для желающих войти к Господу эти ворота будут первыми. И также первые ворота к высшей мудрости: "Страх Господень", называемый начало - это дерево добра и зла. Если удостоится человек - добро, не удостоится - зло, поэтому там страх. Двое ворот, составляющие одно, ведут ко всем благам мира - это дерево жизни, добрый разум без всякого зла.
Страх Господень - это конец земной и начало божественной мудрости, подобно последним воротам, которые одновременно являются первыми, поскольку открывают долгий путь к Господу. Эти заветные ворота похожи на слово "в начале", которое содержит конец старого и начало нового творения. Древо познания - двойственное, поэтому человек, познающий добро, постигает и зло, являющееся добром противоположной стороны. Адам изгнан из мира цельности в мир разделений. Поколение потопа обратилось к абсолютному злу, чтобы спастись от неминуемой катастрофы. Поколение башни хотело отсечь тело от души для борьбы с небесами. Обе стороны древа познания являются вратами к дереву жизни.
Бет- две точки, соединенные вместе, одна скрытая, другая явная. Между ними нет разделения, поэтому называются начало - одно, а не два, ибо они едины как он и его имя: "И узнают, что ты, имя твое только Господь" (Пс. 82:19).
Начертание первой буквы сакрального текста символизирует двойной космос, возникший в результате соединения противоположных миров. Ложный эффект двойственности мешает людям обратиться к ценностям будущего мира: "Посылал я на вас моровую язву, подобную египетской, убивал юношей ваших, отводя коней в плен, так что смрад поднимался в ноздри ваши, и при всем этом вы не обратились ко мне" (Ам. 4:10).
"Не позволяй устам вводить в грех плоть твою" (Еккл. 5:5) - иначе попадешь в ад, где Дума и множество ангелов поражения стоят на входе.Царь Давид испугался, совершив то дело. И сразу поднялся Дума к Господину: Написано "Если кто прелюбодействовал с женой замужней" (Лев. 20:10) и "С женой ближнего твоего не ложись" (Лев. 18:20).Давид осквернил свой завет, что теперь? Сказал Всевышний: праведный Давид не нарушил завет, ибо Вирсавия приготовлена ему со дня сотворения мира.Возразил (Дума): тебе открыто, а не ему.
С человеческой точки зрения вероломное убийство гораздо больший грех, чем прелюбодеяние. Дума, как ревнитель нравственности, обвинил Давида только в блуде, резонно не упомянув вынужденное убийство. Царь отозвал с войны мужа беременной Вирсавии, чтобы скрыть грех. Урия решительно отказался идти домой после пира, устроенного по приказу Давида, и ночевал во дворце. Отказ захмелевшего упрямца встретиться с женой на следующий день, заставил царя сделать неизбежный выбор: жизнь воина или беременной женщины. В сущности выбора не было, поскольку казнь Вирсавии означала громкий скандал.
Ответил: случившееся было разрешено, ибо идущие на войну, оставляют женам разводное письмо. Сказал (Дума): следовало ждать 3 месяца, а он не ждал. Сказал: это, если есть подозрение в беременности, а мне известно, что Урия никогда к ней не приближался, ибо его имя свидетельствует моим именем. Возразил (Дума): я уже говорил, тебе известно, что Урия не лежал с нею, а ему кто открыл? Должен был ждать 3 месяца. Если Давид знал, что тот никогда не лежал с женой, зачем послал его: "Иди домой и омой ноги свои" (2 Цар. 11:8).Сказал: Давид не знал, поэтому ждал не три, а четыре месяца. 25 нисана объявил во всем Израиле (войну), через неделю собрались к Иоаву, затем пошли и уничтожили землю сынов Амона, где находились (почти) четыре месяца. 25 элула случилось с Вирсавией. В Судный день простил Всевышний его преступление: "Господь простил грех твой, не умрешь" (2 Цар. 12:13) - от руки Думы.
Вирсавия предназначена Давиду со дня сотворения мира, поэтому изначально предусмотренный брак законен с точки зрения небес. Уверенность автора, что Урия не прикасался к своей жене, имеет основания в сакральном тексте. Вирсавия, чье имя означает дочь плодородия, была бесплодной, но сразу забеременела от Давида: "Очистилась от своей нечистоты" (2 Цар. 11:4). Урия дважды отказался идти к жене, вопреки прямому приказу царя, но два раза лежал со слугами Иоава (2 Цар. 11:9 и 2 Цар. 11:13). Слово "лежал", имеющее сексуальный смысл, обозначает также отношения Давида и Вирсавии, поэтому правомерно предположить, что Урия был гомосексуалистом, лишенным влечения к женщинам.
"Сделавший это, достоин смерти" (2 Цар. 12:5) - сам себя приговорил, и есть у меня власть над ним. Ответил (Всевышний): нет у тебя права, ибо он сказал "Согрешил я Господу" (2 Цар. 12:13),хотя не согрешил, а за грех с Урией понес наказание. Огорченный Дума ушел, поэтому сказал Давид: "Если бы не помощь Господа, почти обитала душа моя у Думы"(Пс. 93:17) - тонкий волос отделял его душу от ада. Человек должен остерегаться, ибо не скажешь Думе "это ошибка" (Еккл. 5:5) -как спасенный Давид.
Давид служил Богу не только добрыми, но и злыми помыслами, ибо Вирсавия родила царя Соломона, построившего Храм, соединивший землю и небо. Бог наказал царя за убийство, а не за прелюбодеяние, на котором настаивал сатана. Пророк Нафан, рассказавший историю о богаче, отнявшем у бедняка единственную овечку, предрек, что царь заплатит за грехи жизнью сына. Исполнение божественного промысла повлекло смерть невинного младенца.
"Небеса рассказывают о славе Бога" (Пс. 18:2) - невеста, готовясь к венчанию, светит своими украшениями друзьям, которые радовались с ней всю предыдущую ночь.И завтра соберутся к ней множество воинств, и она будет ожидать с ними готовивших ее ночью. И когда все соберутся вместе, увидит своего мужа: "Небеса" - это жених, входящий под венец. "Рассказывают" - светят, как сапфир, до конца мира."Слава Бога" - невеста называется Бог, как написано "Бог гневается каждый день" (Пс. 7:12). Все дни года она называлась Бог, а под венцом называется Слава и Бог - ценнее ценного, ярче яркого, власть над властью.Небеса под венцом светят (невесте), и все ее друзья распределяются по своим именам.
В определенных состояниях космоса Бог становится невестой, а небеса - женихом. Символика свадьбы использована для объяснения творения нового мира, скрытого под твердью света, зримого сквозь мглу ночи истинными праведниками. Бог назван невестою, поскольку сошел вглубь земли, в преисподнюю, подобно сошествию в Египет, чтобы вывести избранников в новый мир. В результате вселенской метаморфозы верх превратился в низ, свет во тьму, а небеса в землю, став невестой будущего мира. Завершение творения удовлетворило гневного Бога, соединившегося со своей славой, чтобы вновь отделится в следующем космическом цикле.
"О деле рук его вещает твердь" (Пс. 18:3) - о друзьях невесты, хранителях ее завета, отмечая каждого, ибо в тверди (находятся) солнце, луна, звезды и созвездия, называемые памятной книгой. "День дню передает слово" (Пс. 18:3) - высшие святые дни восхваляют друг друга и передают слово, сказанное (ранее). "Ночь ночи открывает знание" - властвующие ночью уровни восхваляет один другого и (полученное) знание. И от полноты совершенства они становятся друзьями и любимыми.
Праведники предыдущей реальности, названные "друзья невесты", получили заслуженную награду на небесах, в которые превратилась земля. Дни передают друг другу программу творения. В противоположном космосе подобным образом взаимодействуют ночи. Сакральная история протекала в соответствии с планом творения: "Первый день это Авраам - уровень милосердия, напротив, слава и священник Аарон, чье лицо светит как солнце, соответствуя четвертому дню. Второй день это Исаак - уровень мощи, в соответствии с великолепием пятого дня, который уровень Давида. Третий день это Яков, в соответствии с шестым днем и уровнем основания Соломона" (Новый Зогар, Итро 90-92).
"Нет слов и речей" (Пс. 18:4) - святой царь слышит все, однако слова "по всей земле проходит их линия" (Пс. 18:5) - проводят черту между верхними и нижними жилищами, создавая тверди и землю: "На краю вселенной слова их" (Пс. 18:5). Затем написано "солнцу поставил шатер в них"-украшается и "выходит подобно жениху из свадебного балдахина" (Пс. 18:7). Солнце радостно проходит по всем твердям, входит, выходит и забегает внутрь другой башни в другом месте. "От края небес выход его" (Пс. 18:7) - от верхнего края небес высшего мира. "Период его" - нижний край небес, (определяющий) длительность года, за который (солнце) проходит от небес до этой тверди."Ничто не скрыто" - все высшие уровни приближаются и окружают (светило). "От тепла его" - ничто не укроется от солнца во время обращения по всем направлениям, которое возвращается (обратно), сделав полный проход.
Единственное действие Творца привело к дальнейшему саморазвитию космоса: "Бог сотворил мир из верхнего света, и сделал небеса из первой тверди, приготовленной изначально. Эта верхняя твердь от полученного сверху света создала небеса, что под нею, которые также породили твердь" (Тайное толкование, Будут светила 1). В древней космогонической системе "гальгаль" небесные сферы представляют окружности разного диаметра, на краю которых неподвижно закреплены планеты. Центр самой большой окружности является краем окружности меньшего диаметра. Движение небесных сфер основано на принципе относительности: все планеты находятся на ободе колес, и вращаются вокруг друг друга, не имея центра. Вращение планеты вокруг своей оси - иллюзия, ибо в действительности вращаются колеса с закрепленными планетами, включая солнце, проходящего все небесные сферы в течение года. Относительно нашего мира колеса лишены массы и плотности, что создает иллюзию бесконечного пространства. В противоположном космосе цельные колеса жестко связанны друг с другом, поэтому сдвиг одной окружности приводит в движение все систему на строго определенное расстояние. Солнце движется по всем окружностям до края небес, и, оказавшись внутри другой башни, совершает обратное движение.
6 раз написано здесь (Пс. 18:9-10) имя Бога и 6 стихов от "небеса рассказывают" до "Тора Господа совершенна" (Пс. 18:2-8). Эта тайна (заключена) в слове "берешит", состоящем из 6 букв. "Сотворил Бог небеса и землю" - 6 слов. Другие стихи (Пс. 18:8-11) соответствуют шести наименованиям Господа. 6 стихов (Пс. 18:2-8) для 6 букв (берешит), и 6 имен для 6 слов.
В шести буквах первого слова "берешит" содержатся шесть слов первого стиха "сотворил Бог небеса и землю". В псалмах 18:9-10 и 18:2-9 после описания устройства вселенной упоминается имя "Бог", являющееся концентрацией предыдущих стихов, подобно первому слову, содержащему первый стих, соответствующий шести дням универсума. В псалмах описывается творение мира в противоположном порядке относительно первого стиха.
"В начале сотворил Бога" (Быт. 1:1) - (люди) утверждающие, что есть другой бог, исчезнут из мира: "Боги, которые не сделали небес и земли, исчезнут с земли и из-под небес этих" (Иер. 10:11).Стихпереведен (на арамейский),кроме последнего слова "этих", чтобы святые ангелы, не понимающие перевод, согласились со словом святого языка. Остальное написано в переводе, чтобы ангелы не ревновали и не обвинили человека, ибо в этом стихе они названы в числе "богов", которые не создали небо и землю.
Стих пророка Иеремии написан на арамейском языке, названном изнанкой иврита, за исключением последнего слова, чтобы ангелы, понимающие только святую речь, не завидовали человеку, и не знали, что их существование ограничено временем жизни земли и небес: "Посетит Господь воинство верхнее в высоте" (Ис. 24:21) - уничтожаются огнем, а после "царей земли на земле" - гибель от воды. Есть распространенное мнение, что Зогар написан на арамейском языке, чтобы раскрытие тайн не вызвало ревность враждебных ангелов.
Вместо (слова) "ара" написано "арка" (Иер. 10:11) - одна из семи нижних земель, где изгнанный Каин испортился, потерял знание и произвел потомков. Эта земля состояла из тьмы и света, которыми управляли два враждующих властителя. Затем бывший во тьме объединился со светом в одно (существо), подобное потомкам Каина с двумя головами как у двух змей. Эти два властителя Африра и Кастимон подобны святым ангелам с шестью крыльями. Один в виде вола, другой орла, а в соединении приняли вид человека.Во тьме они оборачиваются в образ змея с двумя головами, летят в бездну и плавают в великом море.
Таинственная амнезия периодически поражала человечество: Адам, Каин, Ной, строители башни утратили прежний статус в новой реальности. Сыны Якова пасли скот в Сихеме, где истребили всех мужчин, не опасаясь мести местных племен. Новый фараон не знал Иосифа. Колена безопасно жили среди уцелевших народов после геноцида в Ханаане. В обычной истории, древние греки перестали понимать философов, переводивших мифологическое содержание в знаковую систему, что привело к недоразумениям современного мировоззрения. Властители подземного мира похожи на святых животных, описанных в видении Иезекииля. Соединенные существа составили одно тело с двумя головами, одна из которых колебалась к тьме, а другая к свету. Следовательно, в нижнем мире не души людей, а тела раздираются противоположными стремлениями.
Эти два властителя разбудили Азу и Азаэля, и те полетели на высокие горы, чтобы предстать на суд Всевышнего.Они взлетали ночью к матери бесов Ноеме, соблазняющей людей в различных обликах, отлетавшей от них на 60000 парсов. Два властителя блуждали по всему миру и вернулись на свое место, чтобы злым духом побуждать потомков Каина размножаться. Там другие небеса и другая земля, порождающая урожай раз в несколько лет. И боги, не создавшие небо и землю, исчезнут с поверхности вселенной, не будут властвовать, и блуждать под небесами, которые созданы именем "эти".
Падшие ангелы силою взяли жен и родили сынов, которым снились странные сны. Один видел землю как большой камень, выгравированный и расчерченный рядами. Спустился небесный ангел и мечом стер все ряды, кроме четырех слов. Другой видел большой сад, засаженный всеми видами деревьев. Ангелы топорами вырубили все, кроме одного дерева с тремя ветвями. Утром они пошли в смятении к отцам и узнали, что Всевышний наведет потоп на землю и останется только Ной и его дети.
Однажды языческий философ сказал раби Шимону: вы говорите, что ваш непостижимый Бог властвует в недоступной высоте небес. Ведь стих "Среди всех мудрецов народов и во всем царстве их нет подобного тебе" (Иер. 10:7) не доказывает его величие сравнением с ничтожными людьми. Вы говорите: "Не появился еще пророк в Израиле как Моисей" (Втор. 34:10) - в Израиле нет, а среди народов мира появился. Вот и я говорю, что среди всех мудрецов народов нет подобного ему, а среди мудрецов Израиля есть. Следовательно, Бог не является высшим Богом.
Вопрос о сравнении Бога с людьми сопровождается тонким комментарием, что в Израиле не появился пророк подобный Моисею, а среди народов мира встал Валаам - великий мудрец, подобный Мелхиседеку, Иову и Итро, способный, по преданию, летать и поднимать в воздух царей Ханаана. Валаам обладал равной с Моисеем пророческой властью: "Дела Моисея вверху, Валаама внизу. Моисей использовал святую корону, Валаам пользовался нижними коронами. Подробности знает его ослица. Отсюда видно, что есть высшие и нижние миры, правое и левое, милость и суд, Израиль и идолопоклонники. Моисей отделен от всех пророков в высшем святом пророчестве. Валаам отделен от всех пророков и колдунов в нижнем пророчестве" (Зогар, Исход 393-395). Философ, используя тот же принцип толкования, утверждает, что среди мудрецов народов нет равного Богу, а среди Израиля есть.
Ответил раби Шимон: ты правильно сказал. Мертвых оживляет только Всевышний, но Илия и Елисей оживили мертвых. Всевышний посылает дожди, но Илия удерживал и призывал дожди своей молитвой. Всевышний сделал небеса и землю, которые установились ради Авраама. Всевышнийвыводит солнце, но приказал Иисус (Навин): "И замерло солнце, и луна остановилась" (Нав. 10:13). Всевышний судит, и Моисей постановил, и исполнилось. Всевышний устанавливает указы, а праведники Израиля отменяют: "Праведник управляет страхом божьим" (2 Цар. 23:3). И еще приказал им идти его путями и быть подобными ему во всем.
Примеры из сакральной истории подтверждают богоборческую концепцию: праведник подобен Создателю. Разумеется, только божественные эманации вступают в контакт с человеком. Адам, Каин и Авраам дерзили Богу из-за иного понимания справедливости. Поколения потопа и башни вступили в прямой конфликт, чтобы спастись от неминуемой гибели. Моисей отказался способствовать уничтожению народа.
Нужно внимательно рассмотреть стихи "Все народы как ничто перед ним" (Ис. 40:17) и"Кто не убоится тебя, царь народов" (Иер. 10:7) - разве он царь народов? Всевышний, желая прославиться в Израиле, называется "Бог Израиля" и "Бог евреев" (Исх. 5:1-3), также написано "Господь, царь Израиля" (Ис. 44:6). Сказали народы мира: у нас есть другой защитник на небесах, а ваш царь правит только вами.Вдругом стихе "Кто не убоится тебя, царь народов" (Иер. 10:7) - высший царь, властвующий над ними по своему желанию. "Тебе принадлежит это" - страх вверху и внизу.
Космогония Зогара основана на взаимодействии миров: "Рука моя основала землю, и денница распростерла небеса, призову я их, предстанут вместе" (Ис. 48:13) - сотворил нижний мир как противоположность и подобие верхнего мира, где обитают ангелы, а внизу люди" (Зогар, Исход 359). Миры, находящиеся друг в друге, подобно оболочкам ореха, отданы до времени на попечение верховным ангелам: "Будет день один, известный Господу" (Зах. 14:7) - остальные дни отданы ангелам, а этот день принадлежит Всевышнему, чтобы судить идолопоклонников, ибо в тот день падут все ангелы" (Зогар, Исход 346).