Каралис Дмитрий Николаевич
Затрендим вас всех!

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Каралис Дмитрий Николаевич (dn.karalis@gmail.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 9k. Статистика.
  • Миниатюра: Публицистика
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Как работают некоторые радиостанции.


  •    Невское время, 4 мая 2008г.

    Фельетон

    Затрендим вас всех!

    Дмитрий Каралис, писатель

      
       Давно замечено: чем громче хохочут артисты на сцене или экране, тем скучнее зритель. Та же закономерность наблюдается в радиоэфире. Ведущие передачи могут хохотать, хрюкать, улюлюкать, фыркать, завывать, хлюпать, журчать, чавкать, гавкать, издавать звуки: "Бл-бл-бл! Кхе-кхе-кхе! Тжи-тжи-тжи!", и даже включать пленку с хохотом группы поддержки, как это делают в некоторых телевизионных юмористических передачах, но если вам нечего сказать "городу и миру", то никакое са-мое громкое ржанье не поможет: слушатель пошлет радиостанцию вместе с ее ведущими подальше и найдет себе другую компанию.
       Приехав по весне на дачу, я включил радиостанцию "Маяк" и был, мягко говоря, удивлен. Возникло ощущение, что я случайно подслушиваю разговор не совсем трезвой компании. И главное - непонятно, о чем речь. Да ни о чем! О себе любимых. А при чем тут я, слушатель "Маяка"? Да ни при чем! У нас тут междусобойчик на всю страну, иди ты на фиг! Ведущая: "Стариков мы уважаем, и на помойку провожаем! Ха-ха-ха!" Другой ведущий: "А я тут смотрел прикольный мюзикл. Но черный - там одни негритосы..."
       И все время смех. Я сначала подумал, что они хотят получить приз "Смех - нон-стоп", или сами так потешно выглядят, что глянут друг на друга, и лежат впокатуху, но посмотрел фотографии ведущих сайте "Маяка" - нормальные люди. А в эфире слова в простоте не скажут, все со смехом. Мы, дескать, тут такие отвязанные, нам на весь мир смешно смотреть с нашей высокой колокольни.
       Несколько дней я включал приемник и слушал государственную радиостанцию "Маяк FM" - новый информационный продукт отечественного радиовещания, с тем же чувством, с каким смотришь на покойника: и не хочется, а тянет.
       Оазисами нормальной внятной речи звучали только блоки новостей, сообщения о погоде и рассуждения некоторых "взрослых" гостей передачи. Крутилась карусель ведущих: Антон Долин и Дарья Субботина, Тутта Ларсен и Фекла Толстая, Катя Гордон и Дмитрий Глуховский, но творческая, так сказать, манера практически не менялась: мы затрендим вас всех, мы самые умные и гениальные.
       Честное слово, не будь "Маяк" государственной радиокомпанией, и слова бы не сказал - пусть они там в радиорубке хоть любовью занимаются и докладывают о своих ощущениях, но я исправно плачу налоги, как и большинство жителей страны, и слушать за свои деньги детский гвалт или внимать хриплым вздохам ведущей Дарьи Субботиной, вернувшейся из Лондона, и капризным стонам ее партнера Вадима, думаю, противно не только мне, но и большинству населения страны, которое многое видело и слышало, но с пустой болтовней в режиме нон-стоп, думаю, сталкивается впервые.
       Приходят в гости к ведущим вроде бы интересные люди, но хозяева так спешат показать свое остроумие, свое умение быть раскованными, так любят себя, так спешат выпалить что-нибудь хором, что переговоры, как говорится, заходят в тупик. Входит, например, гость в студию, называет честь по чести свою фамилию, а какая-то девушка, чтобы он не очень стеснялся, говорит: "А, так ты еврей? Ну и что? Ха-ха-ха! У меня бабушка тоже эстонка..." И все смеются. Минуту смеются, две смеются, а потом вспоминают про гостя: ну, рассказывай, парень, чего ты пришел?
       Правда, в некоторых ситуациях ведущие верхним чутьем быстро определяют, как следует себя вести. Например, в студии появляется Геннадий Хазанов, избранный членом Федеральной конкурсной комиссии по выделению радиочастот, и ведущая (если не ошибаюсь, Тутта Ларсен) тут же начинает говорить мало и почтительно, перебивать гостя не смеет, подбирает правильные слова, число междометий в ее речи резко снижается, а беспричинный смех сводится до минимума... Да и как не сбавить обороты, если мэтр эстрады, оценив обстановку в студии, сразу процитировал строку из пособия по психиатрии: "Потребность постоянно шутить называется патологическим остроумием..."
       Любому первокурснику факультета журналистики известно, что если ты открыл рот, то должен информировать, просвещать, и лишь затем, если у тебя есть к этому таланты и соответствующее задание, развлекать слушателя или зрителя. И если первые две функции - информирование и просвещение - в вашей деятельности отсутствуют, то вам надо проходить по ведомству шоу-бизнеса, цирка, кабаре, а не выдавать себя за работника СМИ. Кроме того, полезно напомнить, что информация отвечает на вопросы: что, где и когда произошло? А если нет события, то пустые "непрограммные тексты" являются обыкновенным браком в работе, поскольку и не развлекают, и не информируют, и не просвещают.
       Вот, например, 18 апреля в передаче "Сергей Стиллавин и его друзья" в студии салонно хохотали о каком-то прошедшем кинофестивале. Названий фильмов никто не мог вспомнить, и потому вспоминали, кто, когда и при каких обстоятельствах напился. Лексика междусобойчика оживляла в памяти разговоры у приснопамятных пивных ларьков и переписку на новейших сайтах типа "Зона.ру" и "Сплетни.ру". Информации - ноль. Развлечение - сомнительное. О просвещении говорить не приходится. И с какого перепугу мы должны слушать этот оплаченный из наших карманов, простите за сниженную лексику, блудняк, который несут на государственном радиоканале новаторы с нравственным уровнем ниже плинтуса? Например, про то, как у кинорежиссера Б. жена уехала в Париж, а он, проказник, напился и стоял на коленях перед ведущим Сергеем Стиллавиным и о чем-то его просил. Или слушать вопросы другого ведущего, обращенные к президенту компании, производящей женское белье, о том, как можно стать крутым модельером женских трусов. И глубокомысленный ответ, что это, батенька, совсем не просто, потому что в конструировании женских трусов сейчас в ходу безумная фантазия, и вообще, "наши дизайнеры - голубая кровь, они самые крутые". И вся страна, от Тихого океана до Балтики, припав к приемникам, чешет затылки: "Вот оно как, с женскими трусами непросто-то..."
       Одесский привоз, воспетый в анекдотах, меркнет рядом с пошлятиной прямого эфира "Маяка FM", транслируемого из Москвы.
       А если вспомнить: кто ясно мыслит, тот ясно излагает, то, судя по словесной каше, которая частенько заваривается в радиорубке "Маяка", с мыслями там не все в порядке. И как будто на "Маяке" не знают, что для публичных размышлений, для общений с народом желательно иметь людей со сложившимся мировоззрением, которое может быть выражено не междометиями, а нормальным русским языком. О чем, кстати, и попросил ведущего Дмитрия Глуховского гость этой фантастической радиорубки - кинорежиссер Николай Бурляев. Вначале гость разложил по полочкам результаты разрушительного поведения наших высших культурных менеджеров, а затем вежливо попросил ведущего вместо слова "бэкграунд" употребить русский аналог. Что тот и сделал, изрядно поскрипев мозгами: "Ну, база".
       Уж так повелось с давних времен, что сказанное по радио можно было отливать в бронзу и вывешивать как образец безупречной грамотности в любом музее, на любом углу.
       И проводить "государственную политику в области информации" с помощью ведущих, некоторые из которых выглядят, простите, случайными недоумками, не понимающими, зачем они в студии и о чем им говорить со страной, просто абсурдно.
       "Думать не скучно!" - объявляют своим девизом "интеллектуальный секс-символ страны, писатель, молодой режиссер, теле- и радиоведущая" Катя Гордон и ее напарник Дмитрий Глуховский, "писатель, журналист, радиоведущий, полиглот". И ведут себя в эфире так, словно думать - это синоним коллективного трендежа в детской песочнице. Тут я хочу напомнить молодым дарованиям изречение других писателей - братьев Стругацких, 75-летие одного из которых, Бориса, они умудрились не упомянуть в своем эфире 15 апреля, закрутившись, очевидно, вокруг дня рождения другого персонажа - Аллы Пугачевой. Так вот: "Думать - это не развлечение, это обязанность", - писали Аркадий и Борис Стругацкие. И неплохо бы учесть этот простенький девиз, ибо когда Катя Гордон, собираясь запустить музыку, обращается к слушателям: "Родина, слушай!" с такой интонацией, словно Родина - кличка лошади, и сейчас домашнему животному будет выдана охапка сена с разрешением: "Жри!", то недодуманность мизансцены очевидна. Впрочем, может, Кате Гордон как "интеллектуальному секс-символу страны", приравненному к гербу, гимну и государственному флагу, кто-то и разрешил делать такие понукания жителям Российской Федерации из радиорубки "Маяка", но мне, слушателю, это кажется диким. Хочу напомнить ведущим новой редакции "Маяка" совет Станиславского молодым актерам: "Любите искусство в себе, а не себя в искусстве!" И не исключено, что тогда "Маяк", которому недавно исполнилось 43 года, вновь обретет разбегающуюся аудиторию.
      
      
      
      
       2
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Каралис Дмитрий Николаевич (dn.karalis@gmail.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 9k. Статистика.
  • Миниатюра: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.