Не надо путать элиту как группировку господствующего класса с гордостью и цветом нации.
Чаще всего под элитой российского общества подразумевают так называемых олигархов и эстрадную попсу. Как говорили древние, прежде чем спорить, надо договориться о терминах.
Словарь подскажет, что древнее греческое слово "олигарх" означает принадлежность к олигархии, т.е. к власти немногих, а также "членство в правящей группе рабовладельцев, крепостников, капиталистов, финансовых монополистов - фактических хозяев экономической и политической жизни страны".
А теперь разберёмся с французским "элита". Опустив первый, сельскохозяйственный смысл слова, подразумевающий племенные сорта животных и отборные сорта растений, перейдём сразу к общественному - "наиболее видные представители какой-либо части общества, группировки; верхний слой господствующего класса или отдельных его групп...".
Сравним эти два понятия и согласимся: те, кого в нашем обществе с подачи бывшего премьер-министра Бориса Немцова вот уже десяток лет называют олигархами, действительно относятся к верхнему слою господствующего класса общества - т.е. не просто к банкирам, "владельцам заводов, газет, пароходов", а к фактическим хозяевам и нынешним распорядителям национальных богатств России - к элите. И в этом смысле журналисты правы: между понятиями "олигарх" и "элита" можно поставить если не знак равенства, то хотя бы тождественности. Ибо олигархи - это элита в полном значении этого слова - члены определённых группировок, верхний слой господствующего в стране класса.
При этом не секрет, что некоторые из наших так называемых олигархов, живущие ныне в старинных европейских замках, ещё недавно были фарцовщиками, спекулянтами или комсомольскими секретарями по особым поручениям. А также не требуется большого ума, чтобы признать: олигархическая элита в стране, занимающей 105-е место в мире по качеству жизни и второе - по числу долларовых миллиардеров, ощутимо припахивает жульничеством и криминалом.
Поэтому предлагаю не путать элиту как группировку господствующего класса с гордостью и цветом нации, со всеми теми, кто прославляет нашу страну, а не опускает её авторитет ниже плинтуса. Потому что умение красть, врать, жульничать, давать взятки и убивать конкурентов никогда не отождествлялось у народа России с добродетелью, чистыми помыслами и высотой духа. То есть с теми качествами, которыми в общественном сознании наделяются лучшие представители народа.
Олигархи и цвет нации - никогда не пересекающиеся в пространстве и времени понятия. Ещё Платон делил людей на воинов, философов, ремесленников и торговцев. Признать, что успешными и наиболее уважаемыми в обществе могут считаться лишь торговцы (в широком смысле), - это означает согласиться с экономическим геноцидом. Ибо куда тогда девать всех остальных - философов, воинов, поэтов, инженеров, учителей, врачей? Служить торговле? Или сразу на свалку истории?
Именно экономический геноцид получил в России 90-х статус если не государственной идеологии, то общественной установки, изрядно поломав производственные, человеческие и нравственные отношения. Всё, что не приносило прибыль, объявлялось вне закона. Над бескорыстными изобретателями открыто смеялись приобретатели, телевидение изо дня в день крутило рекламу несусветных проектов быстрого обогащения.
И люди, имеющие склонность к коммерции в широком смысле и добившиеся в этом занятии успеха, очень скоро объявили себя через совершенно "бескорыстную" прессу элитой российского общества, олигархами.
Далее. К элите часто относят популярных артистов, пародистов, певцов, юмористов и прочих тружеников эстрады. В известном смысле они - элита, т.е. члены всевозможных группировок (в том числе "фанерных"), захвативших власть в индустрии развлечений. А что же остальные, менее популярные и раскрученные?
При всём уважении к художественным образам, которые создают на сцене талантливые артисты, певцы и танцоры, следует признать, что говорить им приходится от имени драматурга, композитора или постановщика танцев. Они остаются исполнителями чужого замысла, порождением чужих фантазий и чужого творчества. Безусловно, они вносят своим актёрским мастерством вклад (часто огромный, неоценимый) в образ, но остаются при этом оболочкой. И когда вдруг оболочка, пластилин, глина, имея внутри пустоту, решается говорить не словами выученной роли, а от своего имени, получается печально и смешно.
Одно время на ТВ были в ходу передачи, в которых артисты и эстрадные певцы в шляпах и без шляп хохотали прокуренными голосами, рассказывая о разных анекдотических ситуациях из своей гастрольной жизни. Правильно замечено: расскажи мне анекдот, и я скажу, кто ты. И ещё одно наблюдение: чем громче хохочут на экране, тем скучнее зрителю в зале. Убожество историй и дружный хохот, который демонстрировали собиравшиеся на посиделки, ясно определяли уровень этой "элиты". Некоторым артистам лучше уж петь, плясать и целоваться, чем говорить... Давайте договоримся: есть "элита" и есть элита, к которой относятся талантливые учёные, художники, писатели, учителя и библиотекари, врачи и подводники, рабочие и крестьяне, лётчики и ракетчики, солдаты 6-й роты, полёгшие на перевале в Чечне. Это блестящие музыканты и композиторы, это священник деревенской церкви, живущий бедами и страданиями своего униженного и обобранного народа, это наши старики-ветераны, спасшие страну и мир от фашизма, это инженеры-кораблестроители, космонавты, это публицисты и журналисты, не боящиеся говорить правду.
Это и многие другие "простые" русские люди, которые сохраняют в народе честность, искренность, жажду справедливости и доброты, трудолюбие и любовь к своей Родине.
А раздувшиеся от самодовольства олигархи с бегающими глазками и эстрадные кривляки и говоруны, которых СМИ так любят включать в списки популярности, нехай будут "элитой".