Каралис Дмитрий Николаевич
А был ли "Сайгон"?

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 05/11/2009.
  • © Copyright Каралис Дмитрий Николаевич (dn.karalis@gmail.com)
  • Размещен: 09/10/2009, изменен: 09/10/2009. 4k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    А был ли "Сайгон" тем очагом культуры, за который его сейчас выдают?


  • Газета "Невское время",
    11.02.2006г.
     

    А БЫЛ ЛИ "САЙГОН"?

             Последнее время усиленно создается миф о кафетерии "Сайгон", как оазисе неформальной культуры Ленинграда, о месте, где при советской власти собирались диссиденты и богема.
         Фильм из цикла "Культурный слой", показанный по пятому каналу, пытается убедить зрителя: "В "Сайгоне" на углу Владимирского и Невского создавалась вторая, параллельная, культура! Там обитал андеграунд, неформалы искусства! Собиравшиеся в кафетерии были под надзором КГБ, задыхались под гнетом цензуры, но не сдавались!"
         Сейчас, когда половина завсегдатаев этого кафетерия разъехалась по миру, а вторая занялась, чем угодно, но только не искусством, разговоры о дерзком "Сайгоне" в центре города приобретают навязчивый характер, как рассуждения постаревшей тетушки о своем былом шарме и толпе поклонников.
         В Интернете можно найти утверждения, что кафетерий "Сайгон" был очагом бунтарства в СССР, моделью будущей перестройки. Одна исследовательница пишет: ""Люди "Сайгона" создавали гражданское общество и делали вид, что социалистический мир вокруг них не существует. "Сайгон" был системным протестом против доминировавшей системы и анклавом сексуальной революции 1970-х годов в России. Для многих компаний "Сайгона" были характерны промискуитетные отношения". Насчет промискуитетных отношений - беспорядочных половых связей, - возможно, и верно, но как это связывается с культурой нашего города?
         А туда, говорят, захаживали Бродский и Довлатов! Простите, но мест, включая места общего пользования, в которые захаживали Бродский, равно как и Толстой, Пушкин, Достоевский и другие знаменитости, в нашем городе предостаточно. Важно, с какой целью они туда захаживали, и что осталось в истории культуры, после их посещения. У молодых людей, не знавших реалий "Сайгона", может возникнуть картинка: опершись на стол-гриб, стоят голова к голове будущие великие поэты, непризнанные художники, музыканты, скульптуры, слушают запретные стихи, потягивают кофе с коньячком, мурлыкают некий диссидентские гимн на слова Окуджавы или Пушкина. Революционеры-подпольщики в нескольких троллейбусных остановках от Управления КГБ!
         Если воспринимать такую картинку всерьез, то следует повесить мемориальную доску: "Здесь, маскируясь под мелких с
    пекулянтов, сутенеров, фарцовщиков и сводников, долгие годы собиралась оппозиционно настроенная богемная молодежь и диссиденты Ленинграда. Здесь пили кофе, портвейны, шепотом читали запретные стихи, строили планы революционного обновления страны и - обманывая КГБ! - исподволь готовили свержение коммунистической диктатуры и создание гражданского общества"...
         А если по совести, то всякому ленинградцу, в 70-80-е заходившему в этот кафетерий, в глаза бросалась одна и та же картинка: лохматые, с крошками в бороде, хихикающие - стоят и трендят целыми днями. То ли им делать нечего, то ли ничего не умеют. Места, где собирались дельцы разных направлений - спекулянты пластинками, фарцовщики, купи-продай и тому подобное - в городе были. Но зачем мифологизировать один из "толчков" и относить его к культурному слою?
         Все проверяется результатом. Что создал этот андеграунд, кроме шума через десяток лет после закрытия кафетерия? Предъявите!.. Только, чур, не просто называть имена входивших и выходивших в угловую дверь, а тех, кого связали знаменательные события с этим местом. Может, кто-то прочитал крамольный манифест в "Сайгоне"? А кто-то назначил явку для передачи запрещенной рукописи (просьба указать ее название и автора). А вот этот господин дал пощечину ненавистному работнику цензуры. А четвертый в списке - рассказал дерзкий политический анекдот, за который его посадили. И тому подобные историко-культурные факты, достойные народной памяти.
         Каждый волен представлять свою молодость в героико-романтических тонах: мы, борцы с режимом, мы - андеграунд! мы - вторая культура! - и даже рассказывать о ней детям и внукам, попивая с ними чай на веранде под небом голубым. Но вешать лапшу на уши чужим детям и внукам, а также их отцам и дедам, которые не с Луны свалились, - занятие не серьезное.
       Дмитрий Каралис
      

  • Комментарии: 1, последний от 05/11/2009.
  • © Copyright Каралис Дмитрий Николаевич (dn.karalis@gmail.com)
  • Обновлено: 09/10/2009. 4k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.