Каралис Дмитрий Николаевич
Три степени свободы

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Каралис Дмитрий Николаевич (dn.karalis@gmail.com)
  • Обновлено: 09/10/2009. 16k. Статистика.
  • Интервью: Публицистика
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Интервью с Михаилом Веллером 2005 г.


  •    ПИСАТЕЛЬ И ЖИЗНЬ
       Три степени свободы
       0x08 graphic
    В Петербургском центре современной литературы и книги, которому недавно исполнилось восемь лет, существует добрая традиция: усадить гостя в кресло, налить чаю и завести разговор по душам.
    Сегодняшний гость в кресле - Михаил ВЕЛЛЕР. Разговор по душам ведёт постоянный автор нашей газеты Дмитрий КАРАЛИС.
       - Михаил, а что если нам поговорить о гражданских правах, которыми нас наделяет Конституция, а президент всей вертикалью власти гарантирует их соблюдение?
    - Давай поговорим. Меня это тоже занимает.
    - Вот пример. У меня на Васильевском острове строители затеяли уплотнительную застройку и забором перекрыли доступ пожарным машинам в наш двор. Оказались нарушены наши главные конституционные права - на жизнь, здоровье, сохранность имущества... Мы стали звонить пожарным, МЧС, дежурному по району - все отвечали изысканно-хамски: когда загоритесь, тогда и звоните. Нашёлся умный человек, который открыл Гражданский кодекс и показал статью, из которой мы сделали вывод, что свои гражданские права мы должны не выпрашивать, а восстанавливать. Нас было пятнадцать мужиков, мы поплевали на руки и в полчаса разнесли железобетонный забор кувалдами и ломами - восстановили права наших семей на безопасную жизнь.
    - Вы сделали абсолютно правильно. Если бы такое произошло в Америке, то проектировщик, строитель и подрядчик налетели бы на такой штраф, что деньги на штаны собирали бы по дальним родственникам. Ваше поведение говорит о том, что наш народ стихийно берёт на себя функции государства.
    По моему глубокому убеждению, в школах должны основательно изучать не только нашу Конституцию, а историю и суть законов главных мировых цивилизаций: законы Хаммурапи, Египетское царство, законы Древних Афин, законы Двенадцати таблиц в раннем Риме и законы Юстиниана в позднем Риме. Если бы мы всерьёз изучали Декларацию независимости и Конституцию Америки, Великую хартию вольностей Англии, документы революции Кромвеля 1648 года и многое, многое другое, то в каждом гражданине созрело бы представление, что есть закон и каково его назначение.
    Например, в американской Конституции просто и внятно записано, что если власть нарушает права народа, действует во вред избравшему и кормящему её народу, то священное право и гражданская обязанность этого народа - убрать такую власть. Этот принцип вбивается в детей ещё с детского сада, со школьной скамьи. Это твоё право гражданина - менять власть, если власть действует во вред тебе, твоим братьям-сёстрам, маме-папе, бабушке-дедушке... Вот потому там революций и не было...
    И по критериям всех древних законов и современных конституций наша чиновная власть должна лететь впереди своего визга, ибо она рассматривает народ как кормящее средство для решения своих собственных задач. Сказано: судите не по словам их, а по делам их, потому что для произнесения слов существуют политтехнологи, которым платят деньги за правильные слова, а дела видны каждому. Вот по нынешним делам - убирается эта власть, ставится другая, и никто не смеет называть это революцией, бунтом или чем-то насильственным.
    - Ты подвёл прекрасную историческую базу под мои ощущения. Мне кажется, пришло время наводить порядок там, где власть либо бессильна, либо делает вид, что бессильна. Возьмём наркотики. Кладбища ежедневно прирастают могилами молодых парней, лишая страну будущего. Там, где наркотики единственно и нужны человеку, - в медицине, они недоступны, а на улице - бери не хочу. Если власть не справляется, то мы, мужчины, должны навести элементарный порядок на своей земле. Чего проще: взять колья и выгнать этих торговцев смертью из своего района, города, из страны, как китайцы изгоняли всем миром воробьёв, клевавших урожай зерновых.
    Дальше. Игровые автоматы. Люди теряют голову, рушатся семьи, возникают новые, ранее неведомые нашему обществу трагедии. Проигравшийся добывает оружие и идёт расстреливать уборщиц, кассиров и охранников в этих сверкающих светом подвальчиках. Это нехорошо, но показательно. Зачем России новые проблемы, зачем разводить так называемое необходимое зло? Пенсии старикам становятся больше? Ложь! Это разные фонды. Деньги идут в лапы чиновников, депутатов и бандитов. И если верховная власть не понимает, какого джина она выпустила из бутылки, то почему бы не поправить её тем же способом: взять колья и разнести эти центры азарта и неправедности!
    - Ну вот, тебе бы только всё разнести!
    - А что остаётся делать? Вступать в переписку с чиновниками? Нарушены наши права на безопасную жизнь - нужно устранить источник опасности!
    - Погоди, погоди... Тут сразу несколько проблем. Но все они решаемые. Наркотики сегодня - это форма самоубийства нашей евроатлантической цивилизации. Когда говорят: ну как же, эти бандиты распустили щупальцы везде, с ними так просто не справишься, неплохо бы вспомнить историю этой самой цивилизации. Когда в Древнем Риме наступила эпоха смут и на островах в Средиземном море расплодились пираты в таком количестве, что ни пройти ни проехать, все заламывали руки: ну что же можно сделать! Наконец, римляне, озверев, предупредили сенат: сейчас по кочкам разнесём всех! И напуганный сенат быстренько сказал Помпею: бери корабли, бери средства, только разберись с этими негодяями! Через год в Средиземном море не осталось ни одного пирата! Все знали, что пиратствовать нельзя, потому что корабли Помпея догонят, и солдаты привяжут к кресту и оставят на солнце. И пиратов не было вплоть до Средневековья!
    Таких примеров в истории человечества много, но, думаю, идея понятна.
    Парадокс нашего времени и нашей цивилизации в том, что, с одной стороны, у нас имеется душегуб, место которого в аду, а с другой стороны, человек с просветлённым взглядом, который соблюдает все заповеди Господни и говорит: мы ни в коем случае не должны позволить волосу упасть с головы этого душегубца, у него в камере должны быть все права, цветной телевизор, сливной унитаз с бархатным сиденьем, телефон, чтобы поговорить с родными, а попросит, так мы ему, как этому террористу Шакалу Карлосу во Франции, устроим брак внутри тюрьмы... Гуманизм развился до того, что, увидев человека, изрезавшего на куски двадцать младенцев, гуманисты говорят: ну разве можно лишать его жизни, его жизнь священна! Вот такой получается бред.
    Так вот: наркоторговля - это умышленное убийство, совершённое группой лиц по предварительному сговору, с корыстными намерениями, без оправдывающих обстоятельств, ибо человек, севший на тяжёлые наркотики, живёт в среднем около четырёх с половиной лет, и это все знают. Тот, кто торгует тяжёлыми наркотиками, должен быть казнён неукоснительно и без каких-либо оправданий. Этот человек - убийца!
    А тот, кто против смертной казни, пусть поставит себе в паспорт специальную отметку: своего убийцу заранее прощаю, помилуйте его, не казните! А я не хочу, чтобы моего убийцу миловали...
    И вот мы подошли к тому, что такое закон. Предположим, весь народ составляет сто человек. И когда нужно решить серьёзный вопрос наказания за преступления, весь народ собирается под священным деревом, старцы гладят бороды, вспоминают прецеденты и говорят: этого человека казнить, кто "за"? И сто человек поднимают руки. Всё! Это закон! Закон - это не то, что пишет продажная сволочь, которая угрозами, подкупом и ложью купила себе места в соответствующих инстанциях и сумела вписать в определённые книги такие формулировки, чтобы получать больше денег и удобнее жить. Закон - это то, что народ носит в себе, осознаёт и ощущает необходимым и справедливым для своего выживания. Потому что справедливость - это инстинкт самосохранения и выживания народа. Там, где справедливости нет, государство долго не простоит, и поддерживать его народ не будет.
    Но вот какая штука. Демократы зачастую не демократы, не власть демоса, народа, а диктаторы кучки. Они составляют меньшинство населения России, но говорят (через тот же телевизор и газеты): наши взгляды на жизнь самые правильные, и, если 90% населения думают иначе, они тупы
    е, неразвитые и не понимают своего блага, а поэтому должны делать то, что скажем мы, умные и просвещённые демократы. Это тот же самый тоталитаризм со сменёнными вехами.
    Теперь что касается игровых автоматов. Почему сегодня в России нет государственной идеологии?
    - Она запрещена Конституцией. Статья 13 гласит, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Но вот словарь иностранных слов: "Идеология - система идей и взглядов: политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических, выражающих коренные интересы классов и социальных групп". Государство есть, классы есть, социальные группы есть, а идеологии как бы нет. Но разве то, что творится в стране и определённым образом комментируется СМИ, не содержит навязываемой совокупности идей и взглядов? Это вполне определённая идеология консюмеризма, которую не хочет и не может принимать большая часть населения.
    - Россия всегда была империей. Общественное всегда почиталось выше личного. А нам что стали говорить? Одни - от большой души, а вторые подхватили от малого ума, что самое главное, дорогой человек, это ты и твой сытый живот, твои полные карманы, надо удовлетворить твой взор заморскими красотами, ублаготворить твой мочеполовой аппарат сексуальными радостями, ублаготворить тебя совершенно всем, это твоё неотъемлемое право, и никто не смеет какие-то там права и обязанности государства ставить выше этих священных целей. Ну человек поколебался немного и сказал: о,кей, ребята, раз вы так говорите, наверное, так и есть...
    А теперь скажи мне, чего ради при такой нахрапистой идеологии владелец казино не должен открывать новые казино? И он будет разорять людей дальше, набивая свой карман, пока народ не озвереет и не разнесёт его по кочкам...
    Озверение накапливается и передаётся по наследству. Если в начале 90-х у людей не было ненависти к богатым, то сегодня образовалось новое классовое чувство. Что, он едет по Москве на "майбахе"? Можно жечь из огнемёта, не спрашивая фамилии - хороший человек на "майбахе" не ездит!
    Вот русская интеллигенция, которая гордилась своей святостью, своей миссией, своей больной совестью, защищает сегодня Ходорковского. Я допускаю, что Ходорковский совсем не хуже любого другого олигарха. Они кричат: "Это несправедливо, что сидит Ходорковский, тогда надо сажать всех!" Да, надо! И вас надо. Потому что вы налоги не платите, гонорары получаете долларами, в конверте, избегая бухгалтерских ведомостей... Но почему нужно защищать Ходорковского, а не того, кого он ограбил? То, чем владеют российские олигархи, создано трудом всех. Они не брякнули палец о палец, они не нанимали геологоразведку, не засылали в тайгу и тундру вертушки, не бурили буровые, они не делали ни-че-го! Они лишь сумели через бумажные операции обозначить себя хозяевами того, что было на карте страны. Народ никогда не признает это справедливым...
    - Боюсь, при нынешнем идеологическом катке тот внутренний закон, который, как ты говоришь, люди носят в себе, очень скоро будет раскатан в банальный прайс-лист, а история приватизации в России превратится в сагу о мужественных первопроходцах рыночной экономики. На Гусинского, Березовского и Ходорковского наденут мученические венки, а народ, облачённый в спецодежду торговых домов, будет проклинать коммунистическое прошлое и рукоплескать новым героям.
    - Если у власти не откроются глаза, то произойдёт обычное: год терпим, двадцать лет терпим, пятьдесят терпим - потом реки крови...
    - Не кажется ли тебе, что большая часть современной литературы, заражённая эгоизмом, разрушением морали, упадком духа, ускоряет кризис нашей государственности? Ведь как ты сам написал: "Когда не за что умирать, не для чего жить".
    - Сначала происходит падение духа, затем - разруха в головах и, как следствие, крушение цивилизаций, империй и государств.
    Последние лет семь мы видим, что литературная тусовка, заявляющая себя элитарной, по большей части выдаёт невнятный и наглый бред, весьма далёкий от осмысленной литературы. Они заявили (на самом деле это сто лет назад было заявлено), что главное для художника - это самовыражение. Когда говорят, что художник самовыражается, я в ответ привожу фразу из "Хроники времён Карла IX" Мериме в блистательном переводе Михаила Кузмина: "Мне есть очень мало дела до всего вашего семейства, сударь", - холодно прервал его Коменш". Но! Некоторые люди начинают стремительно расти в своих глазах, когда вокруг их кучки, сделанной на заповедном листе белой бумаги, радостно приплясывают и вопят: "Вау, это конец всему!" Тут высокоумные критики берут палки и начинают находить в этой куче высоколитературные аллюзии. Так, должно быть, веселился бы Остап Бендер, узнав, что он играет семнадцать испанских партий.
    В течение своей истории человечество выработало целую систему табу, создав культурную структуру, отличающую нас от стада недочеловеков. И вот появились художники, начиная со знакового (теперь уже) маркиза де Сада, которых можно назвать детабуировщиками - ибо они заняты разрушением табу. Отдельные глупенькие критики стараются реабилитировать маркиза де Сада, говоря, что он просто показал человеку его самого, а человек не хотел знать этой правды и обиделся. Я спрошу: это в человеке заложено кровавое убийство своей матери? Это в человеке заложено совокупляться с висельником? Взрезать кому-то живот и засунуть туда ноги, чтобы погреться, это не норма, а психопатология... В наше время есть определённое количество последователей, причём в разных странах, которые работают на разрушение табу.
    - Освободиться от запретов - ещё не значит обрести свободу. Считается, что свобода имеет три ступеньки-степени: свобода "от", свобода "для" и свобода "во имя". На первую ступеньку подняться проще всего: не буду слушаться маму, пошлю подальше всех учителей, перестану уважать прошлое и так далее... В нашем случае на первой ступеньке происходит дегуманизация литературы...
    - Бери выше - разрушение цивилизационных начал. Когда уже написаны "Ромео и Джульетта", "Война и мир", когда построен Миланский собор и манхэттенские небоскрёбы, когда лайнеры за семь часов летают через океан, когда в карманах мобильные телефоны, то кажется, что делать больше нечего... И возникает соблазн разрушить табу - эти перегородки между комнатами, эти несущие конструкции цивилизации. Детабуирование в искусстве - один из аспектов энтропии нашей цивилизации, один из аспектов упадка. Простые люди говорят: мы этого не понимаем. А вот идиоты с университетскими дипломами, которые объявляют себя солью земли, с высоких кафедр проповедуют свободу искусства, что заставляет меня вспоминать бессмертную фразу Ленина, где он оценивает интеллигенцию, которая, дескать, напрасно думает, что она мозг нации, ибо она совсем другое вещество...
    К сожалению, великая русская гуманистическая литература в
    90-е годы XX века вошла в период своего небывалого и несмываемого позора. Всю историю (есть такая присказка: стоит посадить обезьяну в клетку, и она воображает себя птицей) русская интеллигенция воображала себя птицей - дайте нам свободу, и вот тогда мы будем счастливы и сделаем счастливыми весь народ! Но вот дали свободу, и одни бросились писать про дерьмо, вторые - лизать начальственные задницы, третьи поехали в америки единственно за длинным долларом, больше ни за чем, а вот чтобы "мы - служим народу!" - нет такого...
    - Ну вот, начали с гражданских прав, а вышли на роль писателей в обществе...
    - Проклятая диалектика... Вся Вселенная - единый макрокосм. Сколько веков цитируют Джона Донна: "Нет человека, который был бы как Остров,.. а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе"... "Искусство", которое якобы никому не мешает, а просто художник немного нарушает принятые нормы, - это "искусство" - признак гибели цивилизации, которая начинается с разрушения табу, морали. А наши гражданские права - лишь производная от состояния общества...
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       5
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Каралис Дмитрий Николаевич (dn.karalis@gmail.com)
  • Обновлено: 09/10/2009. 16k. Статистика.
  • Интервью: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.