Каралис Дмитрий Николаевич
Солома в волосах

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Каралис Дмитрий Николаевич (dn.karalis@gmail.com)
  • Обновлено: 30/06/2010. 7k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Об указе временного президента Молдавии г-на Гимпу - авторская колонка в Литературной газете Љ26 от 30 июня 2010


  •   
      
       СОЛОМА В ВОЛОСАХ
      
       Претензии к России как правопреемнице СССР "за оккупацию" и прочие "грехи" совместного проживания в Советском Союзе не предъявляли ещё разве что марсиане. Сказывают, что мешками с претензиями от вчерашних друзей по социалистическому лагерю, соседей и отдельных национальных и иных меньшинств можно завалить всю Красную площадь.
    И вот новый отчаянный выкрик с обещанием прислать мешок с грамотами. Исполняющий обязанности президента Молдовы господин Гимпу с простотой римлянина назвал сумму в 28 миллиардов американских долларов, которую Россия якобы умудрилась задолжать Молдавии.
    Почему? По кочану! За что? Должны, и всё! Я сказал! Подробности - мешком.
    Вслед за выкриком последовал указ временного президента - ввести в молдавский календарь День советской оккупации. И повелевается в этот день соблюдать национальный траур по полной программе: приспущенные флаги, суровые венки к памятнику жертвам советского режима, который следует срочно возвести в центре Кишинёва. А отмечать эту траурную дату - 28 июня, в тот день, когда в 1940 году советские войска вошли в Бессарабию, забрав у Королевской Румынии земли, которые та прихватила в 1918 году у ослабевшей Советской России. (Как жилось молдаванам в годы румынской оккупации - отдельная песня, горькие слова которой передаются из поколения в поколение.)
    Ющенко, Саакашвили, Гимпу - истории болезни схожие. Взрывы памятников воинам-освободителям, марши пособников, новые памятные даты...
    Сразу замечу, что претензии к России исходят не от страны, не от народа, а от временного президента господина Гимпу, широко известного в Молдове как "Миша два процента" - по его зашкаливающему в минус рейтингу. И молдавский народ, если судить по откликам в Интернете и личным контактам автора, смотрит на выходку "исполняющего обязанности" скептически, если не сказать резче.
    Вот что пишет из Кишинёва друг-писатель Николай Савостин: "Национализм насаждается сверху. Я не встречал ни одного простого молдаванина, который был бы настроен к русским враждебно, недоброжелательно. Зато какой пещерный национализм зачастую наблюдаю у молдавской интеллигенции!.. Сталкиваюсь с учёными из нашей Академии наук - они просто соревнуются, выдумывая всякие враждебные нелепости о нас и советской власти. Забывают сказать, что в годы советской власти здесь не было безработицы, не было обездоленных. Были построены сотни первоклассных заводов и фабрик, созданы художественные коллективы, Академия наук, Театр оперы и балета, драматические театры, мощные издательства, в каждом селе были книжные магазины "Луминицы" (теперь там пивные)...  Сейчас руководство страны занято "важнейшим делом" - запретом не просто компартии, но и символов коммунизма, серпа и молота, пятиконечной звезды, ну и далее... Следуя их логике, запрет дойдёт до красного цвета. Это делается, чтобы как-то закрыть дымовой завесой то, что страна нищает. С ужасом ждём зимы. Прошлая прошла под знаком удвоения платы за отопление - не хватает пенсии оплатить коммунальные квитанции...
    У власти оказались объединившиеся карлики, одержимые идеей ликвидировать Молдову, превратить её в провинцию Румынии. Маленькие начальнички в Молдавии особенно хотят прослыть румынами больше, чем сами румыны. Кишинёвские власти ведут себя подчёркнуто русофобски. Например, нет ни одной надписи по-русски на Центральном почтамте,
    которым ежедневно пользуются люди разных национальностей..."

    Что на это ответишь? Всё так. Последний раз я был в Молдове в октябре минувшего года - в селе Кременчуг освящали восстановленную церковь, возведённую в 1770 году моим пращуром по материнской линии.
    Конечно, никто в селе с голоду не умирает, колхозная земля давно роздана крестьянам, и каждый поступает с ней по своему усмотрению. Но в разговорах у колодцев люди с улыбками вспоминают, как весело жили во времена советской власти. На расчётном счёте колхоза-миллионера было до четырёх миллионов рублей - это как сейчас семь миллионов долларов. Была своя футбольная команда, игравшая на первенство республики, был фольклорный ансамбль, работал клуб, приезжали артисты, молодёжь посылали учиться в большие города, ездили по обмену опытом за границу, принимали студентов на уборку урожая - двухэтажные каменные коттеджи до сих пор стоят на окраине села. Стоит заброшенная насосная станция с бассейном, в котором холодная днестровская вода нагревалась и обогащалась кислородом, а затем шла на нужды поливного садоводства. Без помощи государства даже всем крестьянам села её не восстановить...
    В деревне жить можно. Но жить в городе, не имея подпитки из села, крайне затруднительно.
    И немного истории. Во-первых, граждане Молдовы - это не румыны, несмотря на единый язык. Княжество Молдова существует с XIV века, а государство Румыния - с 1861 года. Его первым господарем был Александру Иоанн Куза, объединивший под патронатом международных, как сейчас сказали бы, сил княжества Молдову и Валахию. Таким образом, румыны в историческом разрезе, скорее, не национальность, а признак гражданства.
    Во-вторых, к моменту образования государства Румыния в составе Российской империи уже полвека существовала Бессарабская область - бывшая часть княжества Молдовы в границах между Прутом и Днестром, которую Россия вывела из-под турецкого владычества по Бухарестскому договору 1812 года.
    Нынешняя Молдова - тоже многонациональное государство, как и Румыния, и с какого перепугу молдаванам, русским, украинцам, гагаузам, евреям, русинам или иным народам, испокон веков проживающим в междуречье Прута и Днестра, задрав штаны бежать за румынским паспортом, по большому счёту непонятно. Но это вопрос ситуации - прижмёт безработица, и лучшего способа выехать на заработки в Италию для работящего молдавского каменщика нет.
    Но вернёмся к лукавым указам Гимпу. В родовом селе моих материнских предков, как и во многих других сёлах Молдовы, стоит обелиск в память о погибших на войне с фашистами сельчанах. 9 Мая возле него зажигают факел - памятный огонь, старики и молодёжь приходят с цветами. Теперь после указа Гимпу запретят? Потребуют ругать погибших сельчан за стрельбу не в ту сторону? Или на месте этого монумента спешно возведут другой? Бред!
    Как известно, историю пишут народы, а не председатели парламентов в статусе временного президента. Последние могут лишь извращать факты в угоду собственным политическим амбициям. По моим же наблюдениям, остолопов, зажигающих, по молдавской пословице, солому в своих волосах, чтобы покрасоваться и одновременно согреться, в Молдове немного. Но в семье, как говорится, не без урода.
    Ничего личного. Только наблюдения очевидца.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       2
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Каралис Дмитрий Николаевич (dn.karalis@gmail.com)
  • Обновлено: 30/06/2010. 7k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.