Олейникова Т.
Апостолы. Испытанные верой.

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Олейникова Т. (blago-kniga@blago-kniga.ru)
  • Обновлено: 28/09/2010. 36k. Статистика.
  • Глава: Проза
  • Духовное просвещение
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ·Апостолы блистательнее самых звезд; и не ошибся бы тот, кто назвал бы их светилами Вселенной, светилами не тогда только, пока они жили, но даже и теперь, когда они уже умерлиЋ, - писал в IV веке выдающийся проповедник Православия святитель Иоанн Златоуст. В новой книге Т. С. Олейниковой собраны жития и молитвы двенадцати славным и всехвальным апостолам, а также апостолам от 70-ти - ученикам Господа, которые не были постоянными очевидцами и свидетелями дел Божиих; приводятся дни их памяти и изображения. Благодатными молитвами апостолов да сподобимся и мы быть причастниками небесного блаженства и лицезреть Господа нашего Иисуса Христа, восхваляя Его с Богом Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.


  • Т. Олейникова

    Испытанные верою

      

    Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

    Мф. 4, 19

      

    Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам.

    Мф. 28, 19-20

      
       Апостол (слав.) значит посланник. Слово "апостол" (посланник) в обширном смысле употребляется в Священном Писании о разных посланниках Божиих. Так, Сам Господь называется Посланником Божиим и "Ангелом завета" (см. Евр. 3, 1; Мал. 3, 1), потому что Он послан был от Бога Отца. Но чаще всего так называют двенадцать учеников Господа Иисуса Христа, которых Он посылал проповедовать Евангелие. Имена их следующие: "Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его" (Мф. 10, 2).
       По вознесении Господа вместо Иуды предателя жребием был избран и затем причтен к апостолам Матфий (см. Деян. 1, 15-26). Наставления Господа Иисуса Христа апостолам содержатся в десятой главе Евангелия от Матфея (стихи 5-42) и особенно замечательны по своей силе и выразительности. Подробности жизни и подвигов апостолов и составляют содержание этой книги.
       Служение и обязанности апостолов обозначены в следующих местах Священного Писания:
       1) Все они были очевидцами и слышателями того, о чем свидетельствовали (Ин. 15, 27; Деян. 1, 22; 1 Ин. 1, 3).
       2) Все они были призваны Самим Господом (Лк. 6, 13; Гал. 1, 1). Даже апостол Матфий не составляет исключения из этого, так как избрание его по жребию было выражением воли Божией (Деян. 1, 24-26).
       3) Они были вдохновляемы Духом Божиим (Ин. 16, 13).
       4) Они имели власть творить чудеса и сообщать духовные дары (Мк. 16, 20; Деян. 2, 43; Евр. 2, 4).
       Кроме вышеперечисленных двенадцати апостолов и Павла называются апостолами еще семьдесят учеников Господа, по числу, быть может, семидесяти членов Иудейского верховного судилища или по числу семидесяти старейшин израильских (см. Чис., гл. 10), но которые не были постоянными очевидцами и свидетелями дел Божиих и не во всей полноте были облечены той властью и силой, каковой облечены были первые.
       Называются в Священном Писании апостолами, или посланниками, и другие мужи Церкви Апостольской, которые ревностно служили Церкви и Евангелию (см., напр., 2 Кор. 8, ст. 16-19, 22-24; Флп. 2, ст. 25, 30).
       Наконец, апостолами называются в Христианской Церкви еще некоторые лица, которых служение и избрание по сути приближено к служению апостольскому. Таковы, например, равноапостольная Мария Магдалина, святые равноапостольные цари Константин и Елена, святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии (Иверии), святые Кирилл и Мефодий, святой равноапостольный великий князь Владимир, креститель Руси, и другие.
      

    СОБОР СВЯТЫХ СЛАВНЫХ И ВСЕХВАЛЬНЫХ ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ

    Приидите, вернии, всехвальный собор двунадесяти апостолов Христовых славно восхвалим: Петра, каменя веры, Павла, учителя язык, наперсника Христова Иоанна Богослова и брата его Иакова, Андрея Богомудраго, Филиппа и Варфоломея, Матфея, списавшаго Благовестие, дивнаго Фому, Симона Зилота, Иуду, сродника Господня, с Иаковом преславным.

    Из службы Собору двенадцати апостолов

       Слово собор означает собрание, т. е. собрание верующих на другой день праздника для прославления того лица, которое имело важное участие в воспоминаемом событии; например, Собором Пресвятой Богородицы называется собрание верующих в наутрие праздника Рождества Христова для прославления и благодарения Богородицы, рождшей Спасителя. "Приидите,- взывает Святая Церковь в этот день,- воспоим Матерь Спасову, по рождестве паки явльшуюся Девою".
       В таком же смысле празднование дня святых двенадцати апостолов (30 июня ст. ст.) называется Собором двенадцати славных и всехвальных апостолов. Отпраздновав первоверховным из них, Петру и Павлу, 29 июня (ст. ст.), на следующий день Церковь воспоминает всех апостолов вместе, и этот день называется днем Собора, т. е. церковного собрания, или праздника, двенадцати славных и всехвальных апостолов.
       Каждому из святых двенадцати апостолов в течение года есть особый день празднования:
       Петр (16 января и 29 июня)1; // Сноска1: Здесь и далее даты приведены по старому стилю.
       Андрей (30 ноября);
       Иаков, сын Зеведеев (30 апреля);
       Иоанн, брат его (8 мая и 26 сентября);
       Филипп (14 ноября);
       Варфоломей (Нафанаил) (22 апреля, 11 июня и 25 августа);
       Фома (6 октября);
       Матфей (Левий) (16 ноября);
       Иаков Алфеев (9 октября);
       Иуда Иаковлев (Фаддей, Леввей) (19 июня);
       Симон Зилот (Кананит) (10 мая);
       Матфий (9 августа).
       Ныне эти святые апостолы предстоят пред престолом Божиим в вечном веселии, приемля от Бога воздаяния за многочисленные свои подвиги и труды.
       Празднование памяти двенадцати ближайших учеников Господа Иисуса Христа было установлено в древности; уже в IV веке император Константин Великий (306-337) построил в Константинополе храм во имя святых Двенадцати Апостолов.
       Святой Иоанн Златоуст пишет об апостолах следующее: "Апостолы блистательнее самых звезд; и не ошибся бы тот, кто назвал бы их светилами Вселенной, светилами не тогда только, пока они жили, но даже и теперь, когда они уже умерли. Благодать святых мужей не исчезает с их смертью, не слабеет с их кончиною, не разрешается в землю. Они (то есть апостолы) были рыбарями, они и умерли, но сети их действуют и ныне, о чем свидетельствует множество ежегодно получающих спасение. Они были виноградарями, и по их смерти виноградные лозы доселе зеленеют своими листьями и обременены плодом. Они - и виноградари, и рыбари, и столпы, и врачи, и военачальники, и учители. Столпы - потому что поддерживали крышу веры; гавани - потому что они уняли волны нечестия; кормчие - потому что руководили Вселенную на пути от земли к небу; пастыри - потому что прогнали волков и сохранили овец; виноградари - потому что вырвали терние и посеяли семена благочестия; врачи - потому что исцелили наши раны" (Творения. СПб., 1897. Т. 3, с. 863).
       Благодатными молитвами апостолов да сподобимся и мы быть причастниками небесного блаженства и лицезреть Высшего Апостола и Архиерея исповедания нашего - Иисуса Христа, восхваляя Его с Богом Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.

    ЖИТИЕ, ПОДВИГИ И СТРАДАНИЕ СВЯТОГО СЛАВНОГО И ВСЕХВАЛЬНОГО ПЕРВОВЕРХОВНОГО АПОСТОЛА ПАВЛА

    Ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными.

    Деян. 26, 16-18

       Святой апостол Павел до своего апостольского служения назывался Савлом, что значит выпрошенный, вымоленный. По происхождению он был еврей, из колена Вениаминова, родился в городе Тарсе Киликийском от родителей знатных, живших прежде в Риме, потом переселившихся в Тарс с почетным званием римских граждан, поэтому и Павел назывался римским гражданином.
       Савл был очень даровитым человеком, был воспитан с надлежащей строгостью в отеческом законе и принадлежал к известнейшей секте фарисеев - строгих ревнителей всего отечественного и наружно благочестивых.
       Для продолжения образования родители отправили Савла в Иерусалим к известному учителю Гамалиилу, который был членом синедриона (см. Деян. 5, 34). Товарищем по учению и другом его был Варнава, ставший потом апостолом Христовым. Воспитанный при ногах Гамалиила, Савл сделался ревнителем отечественного закона и горячим защитником отеческих преданий (см. Гал. 1, 14). По обычаю своего народа, он был обучен ремеслу, именно - деланию палаток.
       В то время в Иерусалиме и в окрестных городах святые апостолы распространяли благовестие Христово, при этом у них часто происходили споры с фарисеями, саддукеями (отвергавшими предание и не верившими в бессмертие души), с книжниками и законоучителями иудейскими, которые ненавидели и преследовали проповедников Христовых. Несмотря на веротерпимость своего учителя Гамалиила, который впоследствии принял Святое Крещение (память 2 августа), Савл ненавидел святых апостолов и даже слушать не хотел проповеди о Христе, издевался над Варнавою, уже ставшим апостолом Христовым, и произносил хулу на Господа Христа. А когда святой первомученик архидиакон Стефан, приходившийся родственником Савлу, был побиваем камнями от иудеев, Савл не только не сожалел о родной ему крови, невинно проливаемой, но и одобрял убийство и сторожил одежды иудеев, убивавших Стефана (см. Деян. 8, 3). После этого, испросив себе полномочие от архиереев и старейшин иудейских, он, входя в домы и схватывая мужчин и женщин, с еще большей яростью мучил их и отсылал в темницы. Он принуждал людей порицать Господа Иисуса Христа (см. Деян. 26, 10-11).
       Не удовлетворяясь гонением верных в Иерусалиме и продолжая дышать угрозами и убийством на учеников Господа, Савл выпросил у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду, где бы они ни появлялись, и приводить их в Иерусалим связанными (см. Деян. 9, 1-2).
       Однажды, это было в 34 году по Р.Х., Савл приближался с этой целью к городу Дамаску, вдруг осиял его Божественный свет, превосходящий солнечное сияние. Сияние было так внезапно, сильно и ослепительно, что Савл и все сопровождавшие его воины упали на землю, и он услышал голос, говоривший ему: "Савл, Савл, что ты гонишь Меня?"
       Савл спросил: "Кто Ты, Господи?"
       Господь же сказал: "Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна?"1. //СН1: Идти против рожна - народная пословица, выражающая тщету усилий противодействовать силе неодолимой, а тем более всемогущей, Божественной.//
       Савл в трепете и ужасе спросил: "Господи, что повелишь мне делать?"
       И Господь сказал: "Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать" (см. Деян. 9, 3-6), "ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными" (Деян. 26, 16-18).
       В ужасе были и воины, шедшие с Савлом, пораженные необычайным светом; голос, говоривший к Савлу, они слышали, но никого не видели.
       По повелению Господа, Савл встал с земли с открытыми глазами, но ничего не видел: ослепли телесные очи его, зато начали прозревать очи духовные.
       Проводники и помощники Савла повели его за руку в Дамаск; там он пробыл три дня, ничего не видя, и в чувстве раскаяния не ел и не пил, а только непрестанно молился, чтобы Господь открыл Свою волю.
       В Дамаске жил один из семидесяти апостолов Христовых - Анания (память его 1 октября). Господь в видении открыл ему все случившееся с Савлом, повелел отыскать его, жившего в дому некоего мужа, по имени Иуда, и, возложив на него руку, вернуть ему зрение.
       Анания сказал: "Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое".
       Но Господь сказал ему: "Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое".
       Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: "Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа".
       И Анания возложил на Савла руки, и тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, вдруг он прозрел и, встав, принял Крещение и исполнился Духа Святого, посвящающего его в апостольское служение (см. Деян. 9, 7-18).
       Приняв Святое Крещение, Савл был наречен Павлом 1 //СН1: Имя Павел в переводе с латинского значит малый.// и сделался, по выражению святителя Иоанна Златоуста, "из волка - агнцем, из терния - виноградом, из плевел - пшеницей, из врага - другом, из богохульника - богословом"2. //СН2: В богослужебных книгах говорится, что "приняв Святое Крещение, Савл был наречен Павлом". См., напр., "Минеи месячные" издания Московской Патриархии (2000 г.) и др.
       Павел немедленно начал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий (см. Деян. 9, 20). Этой великой цели он отныне посвятил всю свою деятельность.
       И все слышавшие удивились этой перемене в мыслях гонителя Церкви Христовой и говорили: "Не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда затем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам" (Деян. 9, 21).
       А Павел более и более укреплялся в вере и приводил в замешательство иудеев, живущих в Дамаске, доказывая им, что Сей есть Христос, то есть обетованный Мессия (см. Деян. 9, 22).
       Иудеи, знавшие его как гонителя христиан, теперь воспылали к нему гневом и ненавистью и решили его убить. Они сторожили у городских ворот день и ночь, чтобы он не убежал от них. Ученики же Христовы, бывшие в Дамаске с Ананией, узнав о совещании иудеев, решивших убить Павла, взяли его и ночью в корзине спустили из окна дома, примыкавшего к городской стене.
       Придя же в Иерусалим, Павел старался присоединиться к ученикам Господа, но те опасались его, не веря, что и он уже ученик Господень. Святой апостол Варнава, увидев Павла и убедившись в обращении его ко Христу, обрадовался и привел его к апостолам. Павел рассказал им, как он на пути в Дамаск видел Господа, что сказал ему Господь, как он, Павел, в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса. Святые апостолы исполнились радости и прославили Господа Иисуса Христа. Павел же и в Иерусалиме состязался о имени Господа Иисуса с иудеями и еллинистами1 //СН1: Еллинистами назывались иудеи, жившие в разных странах языческого мира и говорившие на распространенном тогда греческом языке.// и доказывал им, что Иисус есть предсказанный Христос.
       Однажды, стоя в церкви и молясь, Павел неожиданно и непроизвольно пришел в исступление 2 //СН2: Исступление (или экстаз) - необычайное состояние человека, не по воле его бывающее, когда в бодрственном его положении внешний мир как бы закрывается для его телесных чувств, а внутреннему чувству его открываются явления невидимого, духовного мира, какие Богу угодно даровать ему в видении; в таком состоянии был и апостол Петр во время молитвы на кровле дома в Иоппии.// и увидел Господа.
       Господь сказал ему: "Поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне" (Деян. 22, 18).
       Павел же сказал: "Господи! им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах, и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивающих его" (Деян. 22, 19-20).
       И сказал ему Господь: "Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам" (Деян. 22, 21).
       После видения святой Павел, хотя и желал еще несколько дней пробыть в Иерусалиме, утешаясь свиданием и беседою с апостолами, но не мог: иудеи, с которыми он спорил о Христе, разъярились и хотели убить его. Узнав об этом, иерусалимские христиане проводили его в Кесарию и оттуда морем отправили в Тарс (на его родину), где он и пробыл некоторое время, проповедуя соотечественникам слово Божие.
       Потом сюда же, по внушению Святого Духа, пришел Варнава и взял Павла с собою в Антиохию Сирийскую, зная о назначении его быть апостолом язычников. Проповедуя здесь целый год в синагогах, они многих обратили ко Христу и назвали их христианами. По прошествии года оба апостола, Варнава и Павел, возвратились в Иерусалим. Они принесли с собой обильную милостыню от доброхотных жертвователей в Антиохии в пользу живших в Иудее нищих и убогих братий, так как в то время, в царствование Клавдия, был великий голод, предсказанный, по особенному откровению Святого Духа, святым Агавом, одним из семидесяти апостолов. Апостолы Варнава и Павел рассказали апостолам, находившимся в Иерусалиме, то, что произвела благодать Божия в Антиохии, и весьма обрадовали Христову Церковь в Иерусалиме.
       Вышедши из Иерусалима, Варнава и Павел опять пришли в Антиохию. Когда они пробыли здесь некоторое время в посте и молитвах, в служении Божественной литургии и в проповедании слова Божия, благоугодно было Святому Духу послать их к язычникам на проповедь. Дух Святой сказал к старейшинам в Антиохийском собрании: "Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их" (Деян. 13, 2).
       Тогда пресвитеры, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их 1. //Сн1: Совершение особого поста и молитвы показывало, что церковь Иерусалимская признавала делом особой важности посольство Павла и Варнавы на проповедь к язычникам.//
       По внушению Святого Духа, Варнава и Павел пришли в Селевкию и оттуда отплыли на остров Кипр (на родину апостола Варнавы). Находясь в Селевкии, проповедовали слово Божие в синагогах иудейских и прошли весь остров до Пафа 1, //СН1:Паф - главный город острова Кипр.//где и сам проконсул Сергий Павл, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать от них слово Божие. В городе Пафе в это время находился некий Елим (волхв), лжепророк. Святой Павел, исполнившись Духа Святого и устремив взор на волхва, сказал: "О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! Перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого. Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню" (Деян. 13, 10-12).
       Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, что в Памфилии, из Пергии в Антиохию Писидийскую, где проповедовали о Христе, затем пошли в Иконию. Здесь они пробыли довольно времени, смело проповедуя, и привели к вере великое множество иудеев и язычников, не только проповедью, но и знамениями и чудесами, которые совершались их руками. Там они обратили ко Христу и святую деву Феклу (память ее 24 сентября). А неверующие иудеи возбуждали язычников и их начальников противиться апостолам и побить их камнями. Узнав об этом, апостолы удалились в Ликаонские города - Листру и Дервию и их окрестности. В Листре они исцелили некоего человека, который был хром от чрева матери своей и никогда не ходил; именем Христовым они воздвигли его на ноги, и он тотчас встал и стал ходить.
       Народ, увидев это чудо, сказал: "Боги в образе человеческом сошли к нам" (Деян. 14, 11). И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием 1 //Зевс и Ермий (иначе Юпитер и Меркурий) - имена языческих богов, из которых первый был верховным божеством, а второй - вестником воли его, иногда его сопровождавшим, покровителем торговли, посредником между людьми и богами.// и, приведя волов и принеся венки, хотели принести апостолам жертвы. Но Варнава и Павел, услышав об этом, разодрали свои одежды и, подойдя к народу, громко говорили: "Мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них" (Деян. 14, 15), и начали проповедовать о Едином Боге, и едва убедили людей не приносить им жертвы.
       В то время как они пребывали в Листре и учили, пришли некоторые иудеи из Антиохии и Иконии и убеждали народ отстать от апостолов, дерзко утверждая, что они не говорят ничего истинного, а все лгут. Тогда святого Павла, как главного проповедника, побили камнями и вытащили за город, считая его уже умершим (см. Деян. 14, 19).
       Он же, поднявшись при помощи верующих, вошел опять в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию. Проповедав здесь Евангелие и приобретя много учеников, они на обратном пути проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников и умоляя их пребывать в вере. Рукоположив им пресвитеров в каждой церкви, они помолились, соблюдая пост, и предали их Господу, в Коего новообращенные уверовали.
       Потом, прошедши через Писидию, пришли в Памфилию и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию, а из нее отплыли в Антиохию Сирскую, откуда первоначально были посланы Духом Святым проповедовать язычникам слово Господне.
       Спустя некоторое время между веровавшими иудеями и еллинистами в Антиохии возник спор относительно обрезания: одни говорили, что невозможно спастись без обрезания, другие считали обрезание тяжелым для себя делом. Поэтому апостолам Павлу и Варнаве пришлось идти в Иерусалим к старейшим апостолам и пресвитерам, чтобы узнать их мнение относительно обрезания и при этом возвестить, что Бог отверз дверь веры язычникам. Последней вестью они очень обрадовали всю братию иерусалимскую.
       В Иерусалиме на соборном совещании святые апостолы и пресвитеры совершенно устранили ветхозаветное обрезание как ненужное при новой благодати и заповедали только воздерживаться от идоложертвенной пищи, от блудных дел и чтобы ничем не обижать ближнего, и с этим решением они отпустили из Иерусалима в Антиохию Павла и Варнаву, а с ними Иуду и Силу.
       Итак, с того времени, как Савл сделался ревностнейшим учеником Христовым, он обратил бесчисленное множество язычников ко Христу, почему и получил название апостола языков (язычников)1. //Язык (слав.) - народ; языцы (слав.) - язычники.//
       Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел предпринимал длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Галатии, Ликаонии, Памфилии, Карии, Ликии, Фригии, Мисии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Самофракия, Самос, Патмос, Родос, Мелит, Сицилия и в дргуих землях.
       Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения (см. Деян. 9, 22); язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его (см. Деян. 13, 42-44). Благовествование апостола Павла быстро распространялось повсюду и обезоруживало всех (см. Деян. 13, 49; 14, 1; 17, 4 и 12; 18, 8). Его проповеди затрагивали сердца не только простых людей, но и людей ученых и знатных (см. Деян. 13, 12; 17, 34; 18, 8).
       Сила слова апостола Павла проявлялась и чудесами: слово его исцеляло больных (см. Деян. 14, 10; 16, 18), поразило слепотой волхва (см. Деян. 13, 11), воскресило мертвого (см. Деян. 20, 9-12); даже вещи святого апостола были чудодейственны: от прикосновения к ним совершались чудесные исцеления, а злые духи покидали одержимых (см. Деян. 19, 12).
       За благодеяния и пламенную проповедь Господь удостоил Своего верного ученика восхищения 1 //Восхищать - возносить.// до третьего неба. По собственному признанию святого апостола Павла, он "был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать" (2 Кор. 12, 4).
       В своих непрестанных трудах апостол Павел переносил неисчислимые скорби. В одном из посланий он признается, что не раз бывал в темницах и многократно при смерти. "От Иудеев,- пишет он,- пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе" (2 Кор. 11, 24-27).
       Все свои нужды и скорби святой апостол Павел переносил с великим смирением и слезами благодарности (см. Деян. 20, 19), ибо в любое время готов был умереть за имя Господа Иисуса Христа (см. Деян. 21, 13).
       Несмотря на непрестанные гонения, которые претерпевал апостол Павел, он пользовался большим уважением своих современников. Язычники, видя его чудеса, воздавали ему великую честь (см. Деян. 28, 10); жители Листры за чудесное исцеление хромого признали его богом (см. Деян. 14, 11-18); имя Павлово употребляли иудеи при заклинаниях (см. Деян. 19, 13).
       Верующие с величайшим усердием охраняли апостола Павла (см. Деян. 9, 25 и 30; 19, 30; 21, 12); прощаясь с ним, христиане со слезами молились о нем и, целуя, провожали его (см. Деян. 20, 37-38); некоторые коринфские христиане называли себя Павловыми (см. 1 Кор. 1, 12).
       Чудеса, совершённые апостолом Павлом, основанные им церкви, произнесенные им речи, написанные им послания, громадный, необыкновенный успех его апостольских путешествий, видения и откровения, которых он удостоился от Бога, узы и страдания, которые он претерпел за Христа, и наконец действенное засвидетельствование своей веры мученической кончиной (при императоре Нероне в Риме) - все это несомненно доставляет ему неотъемлемое право на высокое звание первоверховного апостола.
       Пройдя вышеназванные страны, озарив их светом святой веры и провидев приближающуюся страдальческую кончину свою, святой апостол Павел опять возвратился в Рим, откуда писал к ученику своему Тимофею: "Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил,1 // Течение совершил -совершил путь земной жизни.// веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный" (2 Тим. 4, 6-8).
       У церковных историографов разнятся сведения о времени страданий святого апостола Павла. Одни пишут, что святой Павел пострадал в один год и в один день со святым апостолом Петром за волхва Симона, которого одолеть он помогал Петру. Другие же говорят, что Павел пострадал в тот же 29-й день месяца июня, в который был распят святой Петр, но спустя целый год по смерти апостола Петра. Причиною казни называют то, что он проповедью Христовой увещевал девиц и женщин к целомудренной и чистой жизни. Но в этом нет большого разногласия: в житии святого апостола Петра говорится, что святой Петр пострадал не сразу после погибели Симона волхва, а по прошествии нескольких лет, и пострадал потому, что обратил ко Христу и научил жить целомудренно двух любимых наложниц Нерона. А так как святой Павел жил в Риме и окрестных странах в то же время, когда и Петр, то могло иметь место и то и другое, то есть святой Павел во время первого своего пребывания в Риме помогал святому Петру обличить Симона волхва, придя в Рим во второй раз, он опять со святым апостолом Петром единодушно служил спасению людей, наставляя мужчин и женщин целомудренной чистой жизни. Таким образом святые апостолы возбудили ярость нечестивого и живущего развратной жизнью царя Нерона, который, осудив их обоих на смерть, казнил их если не в один и тот же год, то в один и тот же день: Петра, как иностранца, распятием на кресте, а Павла, как римского гражданина, которого нельзя было предать бесчестной смерти, усечением главы. Когда усечена была честная глава Павлова, от раны истекла кровь с молоком.
       Так скончался избранный сосуд Христов, учитель народов, всемирный проповедник, самовидец небесных высот и райских доброт, предмет удивления ангелов и человеков, великий подвижник и страдалец, претерпевший и на своем теле язвы Господа своего, - святой первоверховный апостол Павел, и был вторично, уже вне тела, вознесен до третьего неба и предстал там Троичному Свету вместе с другом и сотрудником своим, святым первоверховным апостолом Петром, перейдя из Церкви воинствующей в Церковь торжествующую 1. //СН1: Церковь воинствующая - земная, воинствующая на земле; Церковь торжествующая - небесная, торжествующая на небесах.//
       День памяти святого первоверховного апостола Павла - 29 числа июня месяца, вместе со святым первоверховным апостолом Петром.
       Ни один апостол не оставил нам столько писаний, как апостол Павел. Он написал четырнадцать посланий, которые всегда признавались Церковью за источник истинного учения христианского. Это следующие послания: Послание к Римлянам, два к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, два к Фессалоникийцам (Солунянам), два к Тимофею, к Титу, к Филимону и к Евреям. Одни из этих посланий написаны до первых уз в Риме, другие во время этих уз, иные после освобождения от первых уз и, наконец, некоторые во время последних уз его. Второе послание апостола Павла к Тимофею - последнее послание апостола языков и составляет предсмертный завет его Церкви (см. 2 Тим., гл. 3).
       Святой апостол Павел, кроме своего друга и сотрудника Варнавы, в своих посланиях оставил имена и других своих сотрудников. Они с такой любовью помогали ему и сам он так был доволен ими, что в очерке его жизни следует упомянуть хотя бы о некоторых из них, о которых он сам с благодарностью вспоминает. Так, например, он называет Луку, по всем церквам похваляемого за Евангелие и притом избранного от церквей сопутствовать Павлу для благотворения (см. 2 Кор. 8, 18-19); Тимофея, который, подобно апостолу, трудился для дела Господня, и Павел не имел никого равноусердного: Тимофей служил ему в благовествовании, как сын отцу (см. 1 Кор. 16, 10; Флп. 2, 19-29); называет Тихика, как возлюбленного брата и верного в Господе служителя, способного доставить сердечное утешение (см. Еф. 6, 21-22); Прискиллу и Акилу, сотрудников своих во Христе Иисусе (см. Рим. 16, 3); Епафраса, возлюбленного сотрудника своего и верного служителя Христова (см. Кол. 1, 7); Аристарха, Марка, Иуста, сотрудников для Царствия Божия и как свою отраду (см. Кол. 4, 10-11); Тита, истинного сына по общей вере, которому Павел поручал довершить в Крите неоконченное, который утешал его и своим прибытием, и радостию, и расположенностью к верующим: "Это мой товарищ и сотрудник" (см. Тит. 1, 4-5; 2 Кор. 7, 13 и 15; 8, 23); Сосфена, бывшего потом епископом в Колофоне (см. 1 Кор. 1, 1); вспоминает, наконец, Силу, который вместе с Тимофеем остался в Берии среди всех опасностей, лишь бы утвердить братию в вере, согласно желанию апостола Павла (см. Деян. 17, 13-15). И много их было даже по имени не названных и только по делам любви своей памятных.
       Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу после их казни. Место их погребения было священно для первохристиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование 29 июня было весьма распространено. Святитель Иоанн Златоуст в беседе на день памяти апостолов Петра и Павла говорил: "Что больше Петра! Что равно Павлу делом и словом! Они превзошли всю природу земную и небесную. Связанные телом, они сделались превосходнее ангелов... Петр есть предводитель апостолов, Павел - учитель вселенной и причастник горних сил. Петр - узда беззаконных иудеев, Павел - призыватель язычников; и усматривай высочайшую премудрость Господа, Который Петра избрал из рыбарей, Павла - из скинотворцев 1. // Скинотворец - делающий палатки.// Петр - начало Православия, великий священнослужитель Церкви, необходимый советник христиан, сокровищница горних даров, избранный апостол Господа; Павел - великий проповедник истины, слава вселенной, парящий в высоте, духовная лира, орган Господень, бдительный кормчий Христовой Церкви".
       Празднуя 29 июня день памяти первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре - образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле - образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.
       Изображения святых апостолов Петра и Павла в иконостасе православного храма стали неизменной принадлежностью деисусного 1 //СН1: Слово Деисус в переводе с греческого означает молитва. Под этим словом разумеют образы: в середине Спасителя, а по сторонам - Богородицы и Иоанна Предтечи или другого святого. Деисусом называются и верхние ряды изображений в иконостасе.
       Изображение апостола Петра на иконах с ключами восходит к известному месту Священного Писания, где повествуется, что Спаситель апостолу Петру, как первому исповедавшему Его Сыном Божиим, изрек обетование дать ключи Царства Небесного(см. Мф. 16, 18-19), то есть власть отверзать и заключать вход в это Царство, каковую власть Господь затем обетовал всем апостолам (см. Мф. 18, 18) и по Своем воскресении торжественно утвердил за всеми ними, а следовательно, и за преемниками их служения - пастырями Церкви (см. Ин. 20, 23).
       Изображение апостола Павла на иконе держащим меч знаменует его неутомимое и самое ревностное проповедание слова Божия, называемого им самим мечом духовным (см. Еф. 6, 12-17; Евр. 4, 12), действуя которым он победоносно поражал и рассекал нечестие и неверие и великое множество людей обратил к Иисусу Христу.//чина. Особенно известны иконы первоверховных апостолов Петра и Павла, написанные преподобным Андреем Рублевым.
       Святые первоверховные апостолы Петр и Павел и ныне славят Отца и Сына и Святаго Духа, Единого в Троице Бога, Которому и от нас, грешных, воссылается честь, слава, поклонение и благодарение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
       2
      
      
       1
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Олейникова Т. (blago-kniga@blago-kniga.ru)
  • Обновлено: 28/09/2010. 36k. Статистика.
  • Глава: Проза
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.