Издательство Благо
Когда смерть рядом

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 10/12/2005.
  • © Copyright Издательство Благо (blago-kniga@blago-kniga.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 16k. Статистика.
  • Глава: Проза
  • Книга месяца
  • Оценка: 7.08*19  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Для чего рождается человек? Что должно преобладать в его жизни — погоня за материальными благами или частичный отказ от них для того, чтобы сохранить время и силы для духовной жизни? Что ожидает нас после смерти? Эти вопросы занимали человечество на протяжении многих веков. Умершие уже не могут рассказать живущим, что там, за этим таинственным порогом. И эта неизвестность пугает. Смерть наших близких, друзей и знакомых напоминает, что рано или поздно она настигнет и нас.


  • Предисловие

      
       Для чего рождается человек? Что должно преобладать в его жизни -- погоня за материальными благами или частичный отказ от них для того, чтобы сохранить время и силы для духовной жизни? Что ожидает нас после смерти?
       Эти вопросы занимали человечество на протяжении многих веков. Умершие уже не могут рассказать живущим, что там, за этим таинственным порогом. И эта неизвестность пугает. Смерть наших близких, друзей и знакомых напоминает, что рано или поздно она настигнет и нас.
       Христианское учение говорит уверенно и твердо: после смерти нас ожидает новая жизнь. Смерть -- это только переход человека из одного состояния в другое, ею ничего не заканчивается, скорее, только начинается. Но какой будет для человека эта новая жизнь -- полностью зависит от нашего существования здесь и сейчас, в земном физическом мире. При переходе в вечность может обнаружиться, какой бессмысленной, зря прожитой была наша недолгая жизнь. Так память о неизбежной кончине смиряет и заставляет задуматься о Боге и о своей душе.
       Близкие также могут повлиять на загробную участь усопшего человека, обращаясь к Творцу с молитвами о нем, совершая определенные церковные обряды. Тихая красота и глубокий смысл этих обрядов могут помочь и самим родственникам усопших, раскрывая, как нужно правильно относиться к смерти, повествуя о загробной участи грешников и праведников, а главное -- даруя надежду на милосердие Божие и на вечное блаженство пребывания с Ним.
       Учение Православной Церкви о смерти, русский обряд погребения и суеверия, связанные с ним, отношение к умирающим близким, к некрещеным и самоубийцам -- эти и многие другие вопросы рассматриваются в настоящей книге.
      
      

    Размышления о смерти

      

    Что есть смерть

      

    Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой. Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой, как ничто, пред Тобою. Подлинно совершенная суета всякий человек живущий. Подлинно человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.

    Пс. 38, 5-7

      
       "Что для человека всего ужаснее? -- пишет св. прав. Иоанн Кронштадтский. -- Смерть? Да, смерть. Всякий из нас не может без ужаса представить, как ему придется умирать и последний вздох испускать". Смерть многое ставит на свои места. Ее нельзя обмануть, от нее нельзя отшутиться, перед ней все равны, от нее никому не уйти. Она непостижима для человеческого разума, несмотря на ее пугающую, неприкрытую реальность. Смерть приходит и уходит в одно мгновение, как мысль, как жизнь: она неуловима и неумолима -- ее нельзя измерить, удержать, остановить, предугадать. Таинственна воля Божия, от которой зависит день кончины человека, и никто из живущих, если не будет на то Божьего благословения, не узнает, когда ему суждено оставить этот мир.
       Многие люди пытаются отмахнуться от смерти. Они не любят думать о ней. Потому что мысли о смерти порождают страх и множество других вопросов, на которые либо трудно, либо невозможно ответить. Но большинство людей, даже неверующих, понимают, что со смертью на земле жизнь не кончается. И именно это рождает страх. Большая часть жизни прожита, и зачастую не лучшим образом. Неверующий старается скрыть это и от себя, и от других. Но если можно скрыть от людей свой страх и свое опасение перед вратами смерти и будущей жизни, то это еще не значит их уничтожить, а тем более доказать, что ни ада, ни вечных мучений не существует.
       Человек не может жить в постоянном страхе, с ворохом неразрешенных вопросов, связанных со смертью, и гонит от себя мысль о ней. Ему кажется, что есть куда более важные и насущные земные проблемы, требующие разрешения. А что там дальше... А может быть, после смерти ничего нет, и тогда надо взять от этой единственной и неповторимой земной жизни все, что сможешь: удовольствия, наслаждения, все испытать, все успеть. Люди неверующие всегда желают умереть внезапно, вернее, избежать смерти через смерть бессознательную. Такое желание -- или ощущение ужаса, или ощущение тупого отчаяния, скрытого под маской равнодушия. Во всяком случае, такая смерть есть результат жизни бессмысленной, жизни, как погони за временными наслаждениями.
      
       Но как же избавиться человеку от этого ужаса, есть ли какое-нибудь средство для излечения от животного страха перед неизвестностью? Каково учение Церкви по этому очень важному вопросу?
       Священное Писание дает нам точное определение смерти: "...и возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, Иже даде его..." (Еккл. 12, 7). Это означает, что смерть есть разлучение души с телом. Одно тело без души не составляет полного человека, оно -- труп, а не человек, точно так же как и душа без тела есть дух, а не человек. Тело без души мертво, без нее оно подвергается разложению, тлению и, таким образом, лишается жизни и деятельности.
       Бог создал людей бессмертными. В мире не было греха, не было и смерти, но "завистью дьявола вошла в мир смерть" (Прем. 2, 24), следовательно, и грех. Зло всегда действует разрушительно, и нарушение Божией заповеди сделало человека смертным. Смерть стала неотъемлемой и неизбежной частью человеческого существования после грехопадения. Смерть вторглась в человеческую природу, она не естественна для нее; следовательно, естественна для человека жизнь. Желание Бога -- вечное блаженство человека, чему доказательством служит сама природа человека, постоянно желающая и стремящаяся только к приятному в жизни и постоянно желающая уклониться от всего неприятного, от смерти. Итак, блаженная вечная жизнь есть назначение человека, и грех -- явление неестественное; смерть -- следствие греха, и она не присуща по естеству природе человека; человек сотворен бессмертным и телом, и душой. После падения человека, учит наша Церковь, смерть была необходима как средство для удержания зла от его дальнейшего распространения. Речь идет не о бессмертии души, потому что она по своей природе бессмертна. Смерти подверглось тело человека, первоначально составлявшее с душой единое неразделимое целое. Если бы Адам и после падения остался бессмертен телом, то и зло было бы бессмертно, и для человека не было бы надежды на спасение.
       Бог создал человека для Себя, а значит, для вечной жизни, и потому земной, временной жизнью душа человека удовлетвориться не может. Земная жизнь, какой бы долголетней и полноценной она ни была, -- это только начало бесконечного пути, начало вечности.
       Желание жить связано с желанием счастья, которого ждет всякий. Эта жажда счастья не утоляется здесь, следовательно, должна быть жизнь будущая, где бы могло исполниться это пламенное желание нашего сердца. И так как счастье не обретается здесь, то оно должно существовать за пределами нашей жизни, в жизни будущей, в недрах Божиих. Есть другое желание, близкое желанию счастья, -- это желание усовершенствования, которое, по кратковременности нашей жизни земной, не может быть удовлетворено здесь. Смерть только совлечет с нас земную и грубую оболочку, недостаточную для нашего будущего существования.
       Согласно святоотеческой традиции, жизнь человека делится на три части. Первая часть есть собственно земная жизнь, жизнь, как мы ее привыкли понимать. Все, что сделали мы в этой жизни, как плохое, так и хорошее, все деяния наши зачтутся нам в жизни вечной. Краткий период нашей жизни в теле (он ничто по сравнению с вечностью) всецело определяет последующее состояние души. Эта мысль, к сожалению, не господствует постоянно в нашем уме и не управляет всеми нашими поступками. Второй этап начинается нашей смертью и заканчивается Вторым Страшным пришествием Христовым, которое, в свою очередь, знаменует собой начало Страшного суда, где каждый из нас получит по заслугам своим и будет обречен либо на вечные муки, либо на вечное блаженство.
       Таким образом, согласно учению Православной Церкви, жизнь и смерть человека есть одно целое, и понимать их надо как последовательные вехи одного большого пути нашей бессмертной души в ее движении к Богу. И если человек в течение земной жизни стремится к Богу, то и в загробном мире это стремление, как награда, продолжится: душа будет постоянно совершенствоваться в любви Божией. Велики и радостны обетования Христа для тех, кто последовал за Ним: "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2, 9). Эти сокровища не временные, а вечные. И каждый может приобрести их. Для этого христианин должен жить так, чтобы дерзновенно сказать с апостолом Павлом: "Для меня жизнь -- Христос, и смерть -- приобретение" (Флп. 1, 21). И тогда вместо скорбной песни: "Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть", -- у христианина в душе зазвучат другие победные слова апостола Павла: "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?" (1 Кор. 15, 55).
       Но, к сожалению, многие христиане склонны забывать слова Господа о том, что Царство Его -- "не от мира сего" (Ин. 18, 36), что христианину подобает "собирать себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут" (Мф. 6, 20). Умом мы знаем эти истины, понимаем их непреложность, но они чаще всего не лежат у нас на сердце и не господствуют над нами. Свою жизнь мы обычно стараемся устроить как можно удобнее, а на близких и любимых смотрим так, как будто мы с ними не должны никогда разлучаться и в этой жизни. Мы забываем, что мы здесь на земле только "странники и пришельцы" (Евр. 11, 13), любим земные блага и привязываем себя к земле, как тысячами нитей, своими земными пристрастиями и привязанностями. Охладевает вера, и мы забываем о своем Небесном Отечестве. А смерть -- это еще и некий рубеж, на котором происходит последнее испытание веры. "Я есмь воскресение и жизнь. Верующий в Меня, если и умрет, оживет" (Ин. 11, 25), -- вот обетование Господне тем, чья вера не охладеет.
       Легка и спокойна, радостна смерть истинно верующих христиан, ибо они ждали встречи со своим Господом, и этот момент наступил.
      

    Русский православный обряд

      

    Митрополит Антоний Сурожский

    Проповедь

    о красоте погребального обряда

    в России

      
       Одна из самых замечательных вещей в нашем Православии -- похороны при открытом гробе. На Западе неисчислимое количество людей никогда не смотрели в лицо усопшего человека. Они встречаются со смертью только в виде гроба. До этого -- ухаживают за больным, видят его страдания, ужасаются порой тому, что ему приходится пережить душевно и телесно, а когда приходит смерть, усопший оставляется на попечение тех, кто его уложит в гроб и отнесет или в храм, или в крематорий, или на кладбище. Открытый гроб -- откровение для западных людей; здесь они могут увидеть не ужас, а величие смерти. Мне вспоминается один случай. В небольшом английском городке после долгих лет страдания скончалась старушка. Ее сын и невестка были моими друзьями, и я приехал к ним сразу же, как только узнал об этом. И вот вижу: все сидят в гостиной, а внуков нет.
       -- Где же дети?
       -- Мы их услали из дома. Как же им быть в одном доме с мертвой бабушкой? Ведь это может потрясти на всю жизнь, они будут душевно больны!
       После долгих споров я все-таки добился, чтобы детей вернули домой... Я взял их (мальчику было лет пять, девочке -- семь); мы вошли в комнату бабушки; в комнате царила та торжественная тишина, которая окружает усопшего. Девочка посмотрела в лицо своей бабушки, которую годами видела в страдании: морщины расправились, лицо светлое, спокойное, удивительно красивое, -- сказала: "Так, значит, это смерть!.." А мальчик прибавил: "Как прекрасно!" Разве это не более здоровое начало в восприятии того, что такое смерть, чем ужас?.. И ведь если бы я не показал им бабушку, лежащую в дивном покое, они всю жизнь думали бы, что смерть -- это неизъяснимый ужас растерзанного тела, измученного, изуродованного.
       Одно из самых чудесных богослужений в Православной Церкви -- это служба похорон. Оно начинается словами, которые можно произнести только из глубины крепкой веры или напрягая все силы своего доверия к Богу: "Благословен Бог наш!" Не всякий может сказать это всем сердцем, потому что боль, ужас не смолкают от веры. Благословен Бог за жизнь, которую прожил этот человек, но благословен Он и за его смерть. Но вспомним: когда Христос стоял перед лицом Своей смерти, Он сказал ученикам: "Если бы вы Меня по-настоящему любили, то радовались бы за Меня, ибо Я отхожу к Отцу Своему..." Мы думаем о смерти всегда как о разлуке. Никогда больше не услышим любимого голоса, никогда не тронем любимого тела, никогда больше не будем жить вместе с человеком той простой жизнью, которая нам так дорога. Но мы забываем, что смерть одновременно является встречей живой души с Живым Богом, вступлением в ту полноту жизни, которая никому не доступна на земле. И вот поэтому сквозь слезы, с раздирающимся от собственной боли сердцем, мы можем радоваться за другого: кончено время борения, страдания, искания, он теперь в другом свете, видит то, что искал, знает, что живет, -- жизнь победила. И мы перед гробом таинственно созерцаем величественную встречу Бога и человека, момент, когда завершается весь путь человека, и он приходит домой.
       На похоронах православные люди стоят с зажженными свечами. Свет -- всегда символ радости, но радость бывает разная -- то ликующая, а то среди слез. Но свет -- это и знак жизни, победы над мраком. Когда мы стоим со свечами, то как бы говорим Богу: этот человек зажегся в мире, как светоч, он нам светил, приносил правду и любовь, его присутствие разогнало сколько-то тьмы земной. Он указал нам путь. Мы собраны здесь не только потому, что умер человек, любимый нами, но именно потому, что он жил. И, наконец, погребальные свечи напоминают нам о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом... Телом мы усыпаем, охватываемся земным сном, но души наши уже не могут быть отлучены ни от любимых, ни от самого Бога...
       После похорон близкого, дорогого нам человека мы все разойдемся по домам, но с чем? Неужели только с сознанием утраты? Одни будут горевать долго, другие навсегда будут поражены ею, третьи, отдав долг усопшему, вернутся к обычной жизни. Но вернуться к ней нужно по-новому. Придет время, когда и мы умрем, станем перед Богом и вновь встретимся лицом с тем, кого сейчас похоронили. И Христос нас спросит: "Чему вы научились из жизни и смерти этого человека?.." О, если мы сможем сказать ему: "Взгляни на мою жизнь, Господи! Она вся пронизана светом его жизни и смерти; все доброе, благородное, что Ты во мне видишь, на самом деле принадлежит ему! Возьми это от меня -- это его слава и честь!" -- как дивна будет такая встреча в любви и благодарности..."

  • Комментарии: 1, последний от 10/12/2005.
  • © Copyright Издательство Благо (blago-kniga@blago-kniga.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 16k. Статистика.
  • Глава: Проза
  • Оценка: 7.08*19  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.