Он был Великим Выдувателем Мыльных Пузырей и останется им в веках. Но прежде, чем стать таковым, ему нужно было сначала родиться, подрасти настолько, чтобы освоить это ремесло - нет, то, что он делал, никак ремеслом назвать нельзя было, это были произведения высокого Искусства- , достичь тех высот, которые он достиг. И стал он великим только благодаря самому себе, потому что научить стать гением кого-то бы ни было невозможно.
Итак, родился он в семье, где отец был финном, а мать испанкой. Родители решили дать сыну нейтральное имя, звучащее одинаково на всех языках, и назвали его Каем. Но в свидетельстве о рождении ребенок был назван Кай Родриго Мякинен. Кроме финской и испанской кровей в жилах Кая текла французская (его бабушка по отцу была француженкой), голландская (отец его матери был голландцем), немецкая (двоюродный дядя его отца был немцем), русская (одна из сестер матери была русской), итальянская (тетя матери была итальянкой) и даже удмурдская, так как его дядя был женат на удмуртке. Единственная кровь, которая отсутствовала в жилах ребенка, была еврейская. И, слава Богу!
Такая радуга кровей не осталась безнаказанной. В организме Кая произошли сложные пертурбации, механизм которых до сих пор не выяснен, в результате которых ребенок получил ген гомосексуализма.
И Кай стал гомосексуализмом. Эта черта проявилась у него в раннем детстве, когда отец взял его в сауну. Хотя в Финляндии в сауне моются вместе мужчины, и женщины, внимание малыша было приковано только к мужским телам. Но в полной мере влечение к однополым отношениям проявилось позже, с половым созреванием.
Кай рос нервным ребенком с часто меняющимся настроением - он то плакал и отвергал всякие контакты с родителями, то безудержно смеялся и не отпускал мать ни на шаг.
Единственным, с кем у него были ровные отношения, был его старший брат Юкка. Каждый раз когда Кай видел брата, то обнимал и целовал его и говорил:
"Я люблю тебя больше всех. Даже больше, чем маму и папу".
Юкка снисходительно улыбался, целовал малыша в обе щечки и уходил.
Не зная, как развлечь капризного малыша, которому все было не интересно, отец принес на Рождество в подарок шестилетнему Каю набор для выдувания мыльных пузырей - трубочку с раструбом, как у духовых инструментов, и флакончик с мыльной водой. И выдул для него первый мыльный пузырь.
Как завороженный смотрел мальчик на чудо, переливающееся всеми цветами радуги. Он даже не заплакал, когда пузырь лопнул, только попросил отца выдуть еще один пузырь. Затем второй, третий, четвертый.
Несколько недель он никак не мог научиться самостоятельно выдувать мыльные пузыри, но потом все-таки научился. Забегая вперед, нужно отметить, что процесс обучения длился у Кая всегда долго, но когда он постигал премудрость, то овладевал ею, как никто иной.
С этого времени Кай проводил большую часть времени за выдуванием мыльных пузырей. Он с восторгом рассказывал родителям, и прежде всего, конечно, своему брату, какое это счастье наблюдать за меняющимися красками пузырей. В своих снах он видел только свои любимые мыльные пузыри и любил рассказывать о них за завтраком. Отец обратил внимание на то, что цвет пузырей меняется в зависимости от настроения ребенка. Если Кай был веселым, красный и желтый цвета преобладали в окраске, если же мальчик был чем-то раздражен, то и пузыри получались зелеными или сине-фиолетовыми. Чаще всего поводом для раздражения и плохого настроения была недолговечность мыльных пузырей. Мать пыталась успокоить сына и с улыбкой объясняла, что, возможно, прелесть пузырей заключается в их эфемерной и короткой жизни. Если бы они так быстро не лопались, то пропало бы желание выдувать их снова. А ведь именно в скоротечности заключается прелесть мыльных пузырей. Но Кай только топал ножками и со слезами говорил:
"Это ведь так несправедливо! Я хочу, что бы они были вечными, как горы, леса, дома и статуэтки, которые стоят у нас в комнатах".
Со временем любовь к мыльным пузырям превратилась в страсть. Когда родители определили его в гимназию, учителя жаловались на то, что на уроках Кай невнимателен, погружен в собственные мысли и плохо выполняет домашние задания.
Действительно, после уроков он спешил домой, запирался в своей комнате и предавался любимому занятию.
А в школе во время перерывов между занятиями он бесцельно бродил по коридорам зимой, когда было холодно, или летом на школьном дворе, и ни с кем не разговаривал. Его увлечение стало известно ученикам, и он прослыл гордецом и зазнайкой. Он получил прозвище "мыльный пузырь", как человек, не стоящий не только дружбы, а просто уважения, за гордостью которого не стоит ничего, заслуживающего внимания.
В параллельном классе учился мальчик, который считался заводилой разнообразных ученических проказ, дерзким и остроумным. Кай считал, что именно он дал ему это прозвище. Он считал его самым лютым своим врагом, человеком, из-за которого пребывание в школе, и так обременительное и не приносящее никакой радости, становилось совершенно невыносимым. Кай избегал его, и когда видел, всегда смотрел в сторону, лишь бы не встречаться с ним взглядом.
Но однажды случилось так, что отвести глаза от ненавистного врага Каю не удалось, или он задумался о чем-то и непроизвольно посмотрел на мальчика. К удивлению Кая, мальчик тоже смотрел на него и улыбнулся. Эта улыбка была такой милой, такой непосредственной и искренней, что Кай почувствовал, как оттаивает его сердце, и он уже не видит в нем не только врага, а считает чуть ли не другом.
Мальчик подошел к Каю.
"Почему ты избегаешь меня? Ведь уже давно я хотел с тобой познакомиться", сказал он и опять улыбнулся.
Кай так растерялся, что несколько мгновений не знал, что сказать.
"Как же я должен к тебе относиться, если ты дал мне такое обидное прозвище?" наконец, вымолвил он.
"Ты ошибаешься. Клянусь тебе, это не я", сказал мальчик.
Зазвенел звонок - перерыв окончился.
"Встретимся после занятий", сказал мальчик и ушел.
Мальчик, которого звали Свен, действительно ждал его после окончания уроков. Домой пошли они вместе.
Та дорога до дома, которая до этого казалась Каю бесконечно длинной, так хотелось ему поскорее добраться до заветной трубочки и флакона с мыльной водой, теперь показалась ему очень короткой. Ему не хотелось расставаться со Свеном.
С этого времени они шли домой вместе. Они говорили о школе, об учителях, одних считали хорошими, других плохими, одних добрыми, других злыми. И всегда их мнения совпадали. С каждым днем Кай проникался доверием к своему новому знакомому. Это было незнакомое чувство близости, ведь до этого у него не было не то что близких приятелей, если не считать старшего брата, кузенов и кузин, у него не было никого, с кем можно было бы поговорить о том, что его волновало. Оставшись один, он часто думал о Свене, вспоминал то, о чем они говорили по пути домой. Свен даже часто снился ему по ночам.
Они встречались почти каждый вечер, гуляли по городу и говорили, говорили, говорили. Они говорили родителях, о школе, о знакомых. И конечно о том, что волнует каждого. Кай рассказывал о мыльных пузырях, о том, что их цвет точно выражает состояние его души. Он говорил так увлеченно, как будто старался приобщить Свена к своей страсти. Но Свен хоть и слушал друга с большим вниманием, всегда на это отвечал, что хочет стать биологом и создавать диковинные сорта овощей и фруктов, таких, как яблоки со вкусом земляники или картофель розового цвета, память о вкусе которого останется на всю жизнь.
С весны, когда установилась теплая погода, они приходили в городской парк и облюбовали скамейку, скрытую развесистыми деревьями. Там впервые они поцеловались. Даже по прошествии многих лет Кай не без горечи потери вспоминал этот первый поцелуй и то, что последовало за ним. Ведь ничего подобного с ним больше никогда не случалось. Такого сильного чувства он не переживал никогда, даже, когда ему казалось, что был настолько счастлив в любви с другими, что лучшего и желать невозможно.
"Я так люблю его, как не любил никого на свете. Даже Юкку я не люблю так сильно", думал он, просыпаясь по ночам и вспоминая своего любимого. "Если с ним что-то случится, я без сожаления отдам за него свою жизнь. А если это не поможет, и он умрет, я умру вместе с ним".
Затем наступила морозная зима, которая делала почти невозможной их интимные отношения. Но они всегда находили выход из положения.
Свен снился Каю по ночам, он с таким восторгом рассказывал Юкке - единственному члену семьи, которому можно было все рассказать, зная что тебя поймут и не осудят - о нем, что тот не без иронии спросил:
"Уж не собираешься ли ты жениться на нем?"
"Я бы сделал это с удовольствием. Но в нашей старообрядной и консервативной стране это невозможно. Мы уже решили, что, как только вырастем, будем жить вместе. Только смерть сможет разлучить нас и то не надолго - после смерти мы встретимся или в раю или в аду. И будем также счастливы, как на земле".
"А девочки? Неужели тебе не нравится ни одна из них, ни одна, на которой ты хотел бы жениться?"
"Мне не нравятся девочки", сказал Кай убежденно. "Я люблю Свена. Мне нравятся мальчики, а не девочки".
Так Юкка узнал, что его младший брат гомосексуалист.
На уроках Кай думал только о том, чтобы занятия скорее закончились, и они со Свеном пойдут вместе в парк, где будут они вдвоем, только вдвоем. Даже увлечение мыльными пузырями отошло на второй план, уступив место любви.
Однажды Кай узнал, что Свен заболел и решил навестить его. После занятий Кай шел по улице, предчувствуя свою встречу с больным Свеном. Он поцелует его, возьмет его руки в свои и скажет, что их любовь поможет дорогому человеку выздороветь. Кай шел и рассматривал пешеходов. Он увидел молодого человека, лицо которого показалось ему знакомым. Это был ученик из их гимназии, только классом постарше.
"Какой симпатичный парень", подумал Кай.
Ему показалось, что молодой человек тоже внимательно на него смотрит.
"Подойду", внезапно подумал Кай. "Или сейчас, или никогда. Завтра может быть уже поздно".
Он улыбнулся и подошел. Они познакомились и решили, что встретятся завтра после уроков.
Кай был так увлечен мыслью о том, что завтра встретится с Иоханнесом, так звали его нового знакомого, что даже забыл, куда он так спешил. Желание увидеть Свена потускнело.
Кай вошел в комнату Свена и увидел друга. Лицо с нездоровой сыпью, слипшиеся от пота волосы, лихорадочно блестевшие красные глаза. Кай почувствовал, как его любовь куда-то улетучивается, бледнеет.
"Нежели я любил его? Он ведь так безобразен", подумал Кай, с отвращением рассматривая больного Свена. И отчетливо представил себе Иоханнеса, его пышущею здоровьем фигуру и красивое лицо, которое совершенно неожиданно для него стало таким желанным.
Свен взял за руку Кая.
"Я очень болен и выгляжу отвратительно. Но ты не разлюбишь меня из-за моего вида. Нас ведь связывает нечто большее, чем внешний вид. Мы ведь поклялись любить друг друга до самой смерти".
"Конечно", сказал Кай и сам почувствовал, что в его ответе не было ничего от любви. Он сказал это сухо, без всяких чувств. И поспешил уйти, сославшись на занятость.
Выйдя из дома Свена, он почувствовал облегчение. Он посещал Свена все реже и реже, а затем и вовсе перестал приходить.
"Как я мог любить его? Ведь мир полон красивыми людьми", думал Кай по пути домой. "Завтра я увижу Иоханнеса и уверен, что мы полюбим друг друга", думал он. "И это будет другая любовь, не похожая на ту, со Свеном".
Он думал о Иоханнесе, просыпаясь, думал о нем весь день, думал, засыпая. Его преследовали глаза Иоханнеса - прозрачные голубые с небольшой примесью зеленого цвета. Таких глаз он не встречал ни у одного из тех, кого знал до этого. И конечно, мускулистая фигура. Кай мысленно представлял себе, как прижмется к груди своего нового друга, и сердце его начинало биться сильно, казалось он расположено не в груди, а где-то в горле.
К несчастью, погода не была создана для любви. Стояла ранняя весна, холодная и снежная, и та скамейка, которая была скрыта от любопытных взглядов посетителей парка, утопала в снегу. Однако откладывать решительное объяснение в любви Каю не хотелось, тем более что от этой любви он ожидал чего-то совершенно необычного, и предложил покататься по заснеженному парку на лыжах. Иоханнес удивился, но не стал возражать. Они сделали несколько кругов, но Кай никак не мог найти скамейку - парк, засыпанный снегом, совершенно преобразился. И вдруг он увидел эту скамейку, она была почти не видна за сугробами снега.
"Я хочу показать тебе то место, куда я уходил, когда мне было тошно, и хотелось побыть одному", сказал он.
Кай предложил посидеть, и они расчистили скамейку от снега. Кай взял обеими руками лицо Иоханнеса, повернул к себе и приготовился поцеловать. Но Иоханнес высвободился и замахнулся, собираясь ударить. Кай съежился, но потом подумал, что нет большего счастья, чем быть избитым любимым человеком. Однако Илганнес отвернулся и презрительно посмотрел на Кая.
"Я уже слышал, что тебе нравится мужская любовь. Но я не из таких и не целуюсь с мужчинами, но говоря уже о большем. Женщины - другое дело", сказал он, собираясь встать. "Прощай, я не хочу больше знать тебя".
"Ты ошибаешься. Мужчины значительно интереснее женщин. Не уходи", жалобно промолвил Кай.
"А мне нравятся женщины, их гладкая кожа, пышная грудь, округлые формы. А мужчины костлявые".
И ушел.
Кай пришел домой как в воду опущенный, отказался от ужина и ушел в свою комнату. Мысленно он пытался переубедить Иоханнеса, доказать ему, что тот делает большую ошибку, отказавшись от такого верного друга, который будет его любить до самой смерти. Он заснул, обливаясь слезами. Еще долго он видел во сне прекрасные голубые с зеленоватым оттенком прозрачные глаза несостоявшегося друга, убеждал его в своей любви, упрекал в недальновидности. А потом забыл и больше не вспоминал, также, как он никогда больше не думал о Свене. Все это осталось в прошлом. Это была цепь ошибок, которую никогда не нужно повторять.
За полгода до окончания Каем гимназии отец позвал его в свой рабочий кабинет.
"Я уже почти старик, хотя еще и полон сил, и пришло время подумать о том, кому придется занять мое место директора лесообрабатывающего завода. Мне думалось, что по праву его займет Юкка, мой старший сын. Но тот категорически отказался и сказал, что хочет писать пьесы для театра. На моем месте другой проклял бы его и выгнал из дому. Но я не из таких. Хочет писать пьесы, пусть пишет, но от меня ни копейки не получит. Пусть решает свою судьбу сам, а я мешать ему, равно как и помогать не буду. В ближайшее время он обещал уйти из родного дома, где вырос, и начать самостоятельную жизнь. Отдать завод чужим людям я не намерен - я вложил в него всю свою энергию. Значит, руководство заводом падет на плечи моего младшего сына, то есть на твои плечи. Я не хочу слышать никаких возражений. Я уже принял решение.
Работа на заводе вызывала у Кая отвращение. Он приходил в свой кабинет, пытался, хотя и не без успеха, разобраться с помощью отца и других управляющих в головоломке управлении заводом, но мысли его были заняты другим. Ему хотелось познать прелести жизни, прелести любви. И время на работе тянулось бесконечно долго. Он не представлял себе, как разорвать этот чертов замкнутый круг - работа, затем на бричке отец отвозил его домой, советуя дома подумать о модернизации завода, который через какое-то время станет его собственностью. Кай замкнулся в себе, ни с кем не встречался, избегал даже встреч со своими двоюродными сестрами и братьями, с которыми, как считал раньше, с удовольствием проводил время. Теперь он находил их скучными. У него не осталось никаких друзей, с кем можно было бы поговорить, открыть душу. Даже любимого Юкки тоже не было. Сдержав свое обещание, тот ушел из дому и не подавал о себе никаких вестей.
Наконец, наступила осень с ее теплыми днями и вечерами. Кай при первой возможности пытался ускользнуть от отца, чтобы погулять по вечернему городу. Навстречу ему шли женщины в сопровождении мужчин, мужчины с женщинами, группы. Он не встречал одиноких. Только он был один. Вдруг он услышал, как кто-то окликает его по имени. Это было так неожиданно, что сначала он решил, что оклик к нему не имеет никакого отношения. Но потом узнал молодого человека - это был знакомый одной из его двоюродных сестер, и которого он видел раз или два в жизни.
Тот с какой-то странной улыбкой, в которой могла скрываться и издевка, а может быть и сочувствие пригласил Кая на вечеринку к своим старым друзьям.
"Я слыхал, что ты ведешь себя, как затворник. И это в твоем-то возрасте. Приходи, не пожалеешь, тем более, что у нас много общих представлений о жизни".
"Что ты имеешь в виду", спросил Кай подозрительно.
"Мы не из тех, кто первыми бросят камень. Нам нравится то же, что и тебе".
"Откуда вам это известно?"
"Мы наслышались о твоих вкусах и должен сказать, разделяем их. Так что приходи. Познакомишься с приятными людьми, заведешь новые знакомства. Даже если не найдешь никого по душе, по крайней мере приятно проведешь вечер".
Уже подходя к дому, в который его пригласили, Кай подумал, что приметил его уже давно. Это был двухэтажный особняк, построенный в стиле позднего барокко. Своей красотой и необычностью он выделялся среди других зданий по соседству, хотя и вписывался в общую панораму.
"В таком прекрасном здании должны жить необыкновенные люди", подумал Кай.
Его провели в большую залу, освещенную разноцветными свечами, и это придавало всему - и приглашенным также - праздничный вид, суливший много приятного. Кто-то играл на рояле вальсы Шопена, что тоже вписывалось в необычную атмосферу происходящего.
Кай сразу приметил двух молодых людей в военной форме датских королевских войск. Те тоже его заметили и жестами пригласили присоединиться к ним. Они действительно оказались датскими офицерами, которые, несмотря на недовольство русского начальства, были направлены в Финляндию для налаживания военных контактов.
Они понравились Каю, и он пожалел, что это знакомство может оказаться скоротечным, без продолжения. Но датчанам, казалось, Кай понравился, и их беседа затянулась надолго. Лишь через длительное время они предложили ему познакомиться с остальными.
"Франц хотел с тобой познакомиться. Хотя он еще очень молод, но уже прославился своими работами по химии. Его приглашают на работу самые знаменитые университеты", и они указали на молодого человека, державшего в руке бокал шампанского и с интересом смотревшего на Кая.
Это был небольшого роста черноволосый человек с острым длинным носом.
"Я выбираю людей не по профессии, а тех, к которым испытываю симпатию. К вам, например. Мне всегда нравились датчане. Особенно офицеры".
Те рассмеялись.
Около полуночи начали расходиться. Датчане предложили Каю провести с ними ночь. Для Кая хоть это было неожиданностью, но принял он их предложение без колебаний. И не ошибся. Датчане были нежны, изобретательны в любви. А любовь втроем доставила Каю много радости, о которой он даже не подозревал. Угомонились они глубокой ночью после взаимных уверений в желании продолжить отношения.
"Вот уж не ожидал от финна такой страсти", сказал один из офицеров. " Мы всегда считали вас людьми холодными и рациональными".
"Вы плохо знаете, на что я еще способен", сказал Кай не без гордости.
Кай проснулся утром хоть и уставшим, но полным приятных воспоминаний о прошедшей ночи. Они договорились встретиться в тот же вечер. День на работе казался Каю нескончаемо длинным и неинтересным. Он едва дождался вечера. И не ошибся. Эта ночь была не менее прекрасна, чем предыдущая. Теперь они узнали друг друга лучше и старались угодить изысканным вкусам каждого из них. Опять договорились встретиться вечером.
На работе Кай был рассеян и думал только о встрече с датчанами.
"Я счастливый человек", думал он. "Не каждому удастся найти людей, которые не только понимают твою душу, но и твое тело. Наконец, он нашел людей, с которыми сможет проводить долгие счастливые часы. Его жизнь превратилась в любовь с офицерами вечером с дневными перерывами на работу.
Он едва дождался вечера и поспешил к датчанам. Но дверь оказалась заперта. Он решил подождать, мало ли что может случиться. Шел моросящий дождь, и он вымок. Через два часа бесцельного ожидания он понял, что ждать нечего.
Дома он напрасно искал письмо если не с объяснениями, почему обещанная встреча не состоялась, то, по крайней мере, с извинениями.
Он не получил письма ни через день, ни через неделю, и понял, что датские офицеры его обманули. Он замкнулся в себе, избегал контактов с родителями и знакомыми, на работе был холоден с подчиненными и безразлично отдавал распоряжения.
На улице он случайно встретил одного из приглашенных на ту встречу, которая чуть было не изменила его жизнь. И хотя он видел того всего несколько минут и почти не разговаривал, желание облегчить душу было так велико, что он рассказал человеку постороннему о своих отношениях с датчанами, о том, как они его обманули и надругались над его чувствами.
"Меня это не удивляет, в нашем мире такое встречается на каждом шагу. Но не переживай и не падай духом", сказал тот. "Ты еще молод, и сможешь найти человека, которому отдашь не только сердце, но и тело. Но не обольщайся, это не так просто. Нужно только желать этого всей душой. А пока не теряй времени, молодость ведь так быстро проходит. Ведь старики никому не нужны. Мой совет - поезжай в Италию. Лучших любовников, чем итальянцы я не встречал. Мне они больше нравятся, чем французы, хотя те считаются лучшими любовниками в мире".
Кай посмотрел на него с недоверием.
"Ты думаешь, это возможно?"
"Конечно, только нужно пожелать, желать очень сильно и не упускать того, что само плывет в твои руки. Вот ты отказался от знакомства с Францем. И напрасно".
Кай хотел уже было повторить, что его не интересуют люди, не имеющими ничего общего с искусством, но новый знакомый перебил его.
"Франц сказал, что знает способ, как продлить жизнь твоим мыльным пузырям. Он сказал, что влюбился в твои пузыри с первого взгляда - по рассказам тех, кто их видели - и потратил много времени, чтобы создать какую-то жидкость, которая сделает их почти вечными. Он верит в твой талант".
Они договорились о встрече с Францем, который оказался очень приятным и милым человеком.
"Идея помочь тебе и сделать твои мыльные пузыри долговечными пришла мне в голову почто прочтения одного из стихотворений в прозе моего любимого Оскара Уайльда", сказал Франц. "Там говорится об одном скульпторе, который в период душевной депрессии создал скульптуру "Страдание, которое длится вечно". Когда же к нему возвратилась характерное для него радостное восприятие жизни, он разбил эту скульптуру и из ее осколков создал другую: "Радость, которая длится одно мгновение". По рассказам, твои пузыри - произведение высокого искусства, и я решил помочь тебе стать знаменитым, чего бы это мне не стоило".
И он попросил Кая выдуть мыльный пузырь в склянку с какой-то темной жидкостью. Через несколько минут он вынул пузырь, который был плотным, как сделанный из твердого материала. К тому же он сохранил все краски. При ударе он издавал дребезжащий не без приятности звук.
Кай был в восторге. Наконец-то исполнится его мечта - он станет знаменитым, бросит ненавистную работу на фабрике и разбогатеет на занятии, которое доставит ему удовольствие.
Несмотря на перспективу стать не только знаменитым, но и богатым, настроение у него оставалось удручающе плохим. Он замкнулся в себе, почти не общался с родителями, избегал встреч с сверстниками, а на работе был раздражителен и сдерживал себя, чтобы незаслуженно не оскорбить подчиненных.
Неожиданно он вспомнил об Италии. Пребывание там могло быть интересным и не только тем, что он познакомится с интересными молодыми людьми. Он познакомится с музеями, картины и скульптуры которых, возможно навеют новые чувства, которые он воплотит в мыльных пузырях, и это укрепит его славу. На поездку, если не шиковать - хватит. Он пересчитал имевшиеся у него деньги, и остался доволен.
Он приехал в Рим ранним утром солнечным весенним днем, и настроение сразу исправилось.
"В таком прекрасном городе я, наконец, найду счастье", подумал он, и сердце его готово было выпрыгнуть из груди от радости.
Отдохнув и поев вкуснейших итальянских блюд, он пошел прогуляться по городу. Более прекрасного города он никогда не видел. Хотя уже стемнело и дома были освещены неярким светом газовых фонарей. Он уже мысленно наметил себе маршрут на завтра. Многочисленные церкви, которые, без сомнения, являются хранительницами бесценных произведений искусства и музеи, туда он будет ходить завтра и много дней подряд.
А пока он гулял по городу, вдыхая благоуханных воздух, наполненный ароматами пока незнакомой ему пищи, смешанной с запахами также незнакомых растений.
У фонтана на какой-то площади он увидел группу молодых людей, вид которых показался обещающим бесконечные наслаждения. Не задумываясь, он подошел к ним и обратился на ломанном итальянском с ничего не значащим вопросом. Его осмотрели испытывающим взглядом и без лишних слов пригласили выпить вина, добавив, что приглашают его и расплатятся за всех сами.
Они действительно не обманули Кая и угостили его легким приятным розовым вином, а потом пригласили его провести ночь в доме одного из них, Пьетро.
Двое из них распрощались сразу по выходе из траттории.
"Они живут как муж и жена и не допускают к себе никого. А мы с удовольствием занимаемся любовью втроем. Если не возражаешь, пойдем с нами".
"Да ты великолепен в постели", сказал второй, Никола". "У тебя такая нежная кожа. Наверно, она такая у всех северян!"
Только теперь Кай понял, какова может быть любовь римлян. Она не шла ни в какое сравнение с тем, что он пережил с северянами, даже датчане показались ему пресными.
Но назначить новую встречу он не решился, по внешнему виду хозяев он понял, что они ограничатся одной ночью.
Придя домой, он подумал о том, что выполнил только часть того - правда, приятную часть - что ожидал он от посещения Италии. Он почти не был в церквях и музеях, не говоря о Римской Опере с ее романтической любовью, о которой он мечтал обязательно услышать в исполнении итальянцев. Куда подевались десять дней в Италии? Оставшиеся два дня он посвятит знакомству с итальянским искусством.
Он был потрясен, увидев шедевры средневекового искусства, которые видел в почти каждой церкви, а красота собора святого Петра очаровала его настолько, что он очнулся только тогда, когда служитель объявил, что посетителям пора уже уходить. Следующий день он захотел тоже посветить музеям, но потом все-таки решил погулять по городу, а вечером пойти в оперный театр. Но, к сожалению, его любимую "Травиату" в тот вечер не давали, пришлось довольствоваться "Вильгельмом Телем". Опера его разочаровала, как ему показалось, своей легковесностью, хотелось чего-то о трагической любви.
Весь путь домой он почти не смотру в окно, все мысли его были заняты размышлениями об искусстве. Он чувствовал себя способным создать шедевр, и не один. Он выдует шары, которые будут выставляться не только в о всех знаменитых музеях Европы и Америки, но и в здании Дворянского собрания Хельсинки. Его будет знать каждый уважающий себя соотечественник. Он задумался о том, что славой он хочет увековечить не только себя, но и заставить говорить весь мир о своей родине.
Он выдул вначале один шар, в котором постарался передать ощущения,
которые испытываешь во время прогулки по изумительным финским лесам, покой, овладевающей твоей душой, позволяющей забыть все неурядицы повседневной жизни. Он критическим взглядом осмотрел свою новую работу и остался ею доволен. Значит, он еще на многое способен. От этой мысли у него стало радостно на душе, и он выдул один шар, в котором описал красоту бесчисленных озер, которыми славится его родина и что делает ее неповторимой, единственной во всем многообразном мире.
Вновь посмотрел на шары и подумал о том, что может быть горд собой.
Он предложил шары Датскому королевскому музею изобразительных искусств, музею известному и хорошо посещаемому, и тотчас получил согласие на организацию выставки, где он сможет продемонстрировать не только эти новые работы, но и другие по своему усмотрению. Всего тридцать работ.
Настроение его впервые за многие годы стало стабильно хорошим. Ему хотелось закричать на всю улицу, что он счастлив.
После работы он гулял по городу, по паркам. Во время одной из таких прогулок к нему подошел пожилой человек интеллигентного вида в котелке и с палкой и неуверенным тоном сказал:
"Если я не ошибаюсь, вы господин Мякинен".
Кай подтвердил.
"Ваши работы мне давно нравятся, когда я увидел их в нашем музее. Недавно я приехал из Копенгагена, где побывал на вашей выставке. Я думаю, что ваше мастерство растет из года в год. Вами может гордиться наша страна, таких художников - а ваши шары можно сравнить с картинами - у нас мало. Когда я смотрел на ваши шары, то вспоминал бокалы из боккары, которые я видел у коллекции моего друга. Они такие же тонкие и переливаются всеми цветами радуги. Но если бокалы призваны радовать взор, то ваши шары истинное произведение искусства".
Он приподнял котелок, они распрощались.
"Вот оно истинное признание моего таланта!". Кай готов был от радости пуститься в пляс. "Сейчас признание на родине, а за ним придет признание всемирное. Меня будут останавливать в Стокгольме, Копенгагене, Москве, Берлине, Лондоне, Париже и захотят познакомиться с новой звездой".
Неприятность пришла с совершенно неожиданной стороны. Она пришла со стороны его матери.
Мать Кая, Лойда, которая по семейному преданию, происходила из знатной, но обедневшей испанской аристократической семьи, корнями уходившей в прошлое. Среди ее родственников была даже графиня де Альба, увековеченная Гойей. Но все понимали, что эти предания не имели ничего общего с действительностью, и о них почти никто не вспоминал. Лойда была не чужда искусству, играла на фортепьяно и неплохо рисовала, и Кай, как большинство финских мальчиков, обожал мать и возможно, от нее унаследовал от нее любовь к прекрасному.
Однажды мать позвала Кая к себе и заговорила о том, что хотела бы иметь внуков, целовать их маленькое тельце, учить испанскому и разговаривать с ними на своем родном языке. Кай сразу понял, что она хочет, и не желая продолжить неприятный разговор, поспешил уйти, сославшись на занятость.
Видя, что ее усилия ни к чему не привели, мать решила пустить в ход тяжелую артиллерию - авторитет отца. Тот тоже хотел тоже женить младшего сына, но из других соображений - пришло время задуматься о том, кому передать управление фирмой. Наследник должен быть человеком женатым, иначе все семейное богатство будет моментально растранжирено друзьями.
Отец позвал Кая в свой кабинет. Предполагая о чем зайдет речь, Кай попробовал уклониться от неприятного разговора. Но отец был настойчив.
"Ты всегда был нашим любимцем", начал он тоном, который не сулил ничего хорошего. "И нашей надеждой, хотя ты и младший. Юкка - отрезанный ломоть, мне даже не интересно, чем он теперь занимается, чем он зарабатывает себе на хлеб. Хотя не скрою, я навел о нем справки, и мне сказали, что он стал неплохим критиком, с мнением которого считаются. Но и это не изменило моего отношения к нему.
Ты же совершенно другой, о тебе говорят на фабрике с большим уважением, даже с любовью. Я горд, что у меня такой сын, как ты. И как я обещал, фабрика и все семейное состояние достанутся тебе. Но для того, чтобы дело не пропал, когда ты постареешь, у тебя должны быть наследники. Ты должен жениться, тебе ведь уже под тридцать. Хорошее время, чтобы выбрать себе жену - красивую, любящую, которая будет твоей спутницей жизни, похожую на твою мать. И иметь детей, желательно побольше, чтобы было из кого выбрать наследника, которых будет любить мать и тебя отца".
"Но я не хочу жениться", сказал Кай, пытаясь вложить в свои слова как можно больше убедительности. "Моя жизнь и так наполнена - работа на фабрике, посещение выставок, путешествия. Все это мне необходимо. Особенно сейчас, когда я получил возможность сделать мои пузыри не эфемерными, а способными наслаждать взгляды любителей прекрасного многие годы. А признание смогу я получить только, если мои мыльные пузыри будут выставлены в музеях всего мира. Я хочу быть не только богатым, в конце концов, богатством теперь никого не удивишь, но и знаменитым".
"Я тебе сказал, к какому решению пришли мы, я и твоя мать. И менять его мы не будем. Ты должен жениться, даже если это вызовет в твоей душе, и теле тоже, известные трудности".
И он махнул рукой, давая понять, что разговор окончен.
Кай вышел из кабинета отца в подавленном состоянии. Ему был хорошо известен характер отца, который не остановится ни перед чем для достижения своей цели. И это замечание о трудностях, которые ожидают его, Кая, при женитьбе - это ведь недвусмысленный намек на то, что гомосексуализм сына был известен в семье. Кай не был настолько наивен, чтобы не предполагать, что как для отца, так и для матери его любовь к мужчинам хорошо известна. Но одно дело предполагать, а другое - услышать это из уст отца, пусть даже и в завуалированной форме.
"Почему бы мне не жениться?" вдруг подумал он. "В конце концов, особой разницы в занятиях любовью с мужчинами и женщинами не существует. Семейная жизнь принесет гармонию в мою душу, а дети - это ведь всегда радость".
Перебирая в уме возможных претенденток на роль жены, он вспомнил, что у одной из его знакомых есть младшая сестра, Кристина, лет семнадцати - восемнадцати, которая при нечастых встречах с Каем всегда смотрела на него с восхищением. Она была кротким созданием, немногословным, и могла бы прекрасно подойти на роль жены, если, конечно, уже не обручена.
Он напросился к ним на обед и убедился, что все складывается как нельзя лучше. Кристина не была ни обручена, ни замужем, также как и прежде смотрела на Кая влюбленными глазами и была немногословна. Она только позволила себе сказать, что была бы счастлива посетить его мастерскую и воочию увидеть его мыльные пузыри. Она действительно пришла, и Кай с радостью убедился, что она прекрасно понимает толк в искусстве. Они начали встречаться регулярно, и через полгода он предложил ей стать его женой, на что она немедленно согласилась.
Свадьбу решили сыграть без особой помпы, пригласили только родственников и близких друзей. Медовый месяц молодожены собрались провести в небольшом отеле недалеко от Хельсинки на берегу одного из живописных озер, которыми славится Финляндия.
Уже в карете, которая везла молодоженов в отель, от скромности Кристины не осталось и следа. Она прижималась к мужу и не умолкая говорила о том, что нет большего счастья, чем потерять девственность от любимого человека, целовать его в самые сокровенные части тела и наслаждаться плотскими радостями.
Не успели они приехать, еще даже не распаковали чемоданов, как Кристина со страстными причитаниями "Возьми меня! Сделай из меня поскорее женщину!" повалила Кая в постель и начала раздевать, оторвав несколько пуговиц на его белоснежной рубашке, специально купленной к свадьбе в дорогом магазине.
Кай оказался не готовым к такому вулкану страсти, но все-таки попробовал удовлетворить желание жены. Однако убедился, что на это не способен. Последующие попытки также оказались безрезультатными.
"Да ты импотент!" закричала она, превратившись из кроткого создания в разгневанную ведьму. "Почему ты мне раньше об этом не сказал? Я бы вышла замуж за Тийта, уж он-то не импотент".
Она плясала вокруг постели, громко выкрикивая: "Мой муж импотент!"
Кай вдруг почувствовал, что не может выдержать подобного позора, и ему захотелось умереть. Он выскочил из постели и как был в одном нижнем белье побежал на берег озера. А за ним бежала Кристина громко распевая на мотив известной детской песенки "К нам явился Дед Мороз, страшный и лохматый. Не хочу я жить с тобой, импотент проклятый!"
Кай побежал в озеро. Желание утопиться пришло совершенно неожиданно. А на берегу, приплясывая, бегала Кристина и кричала истошным голосом: "Импотент! Смотрите все, у меня муж импотент!". Стали собираться любопытные обитатели отеля.
Но он шел вглубь озера, не обращая ни на кого внимания. Когда же вода достигла его талии, Кай вдруг понял, что ему совершенно не интересно мнение жены, позора он также не чувствует, а хочет жить и выдувать мыльные пузыри.
Он вышел на берег, вошел в комнату, схватил свой чемодан, сел в первую попавшуюся карету и дал извозчику свой адрес.
Через короткое время он почувствовал, что продрог, а к вечеру у него поднялась температура, и вызванный испуганными родителями врач установил у него воспаление легких. Заболевание протекало тяжело, и лишь через полтора месяца Кай начал выходить из дома.
Он еще более ушел в себя и почти все его мысли были заняты тем, как бы на улице ненароком не встретиться со своими друзьями.
Свободное время от работы и нежелание заниматься любимым занятием оставляло много времени для невеселых размышлений. Вначале он вертелись вокруг неудач обрести человека, с которым сможет провести в любви остаток жизни. Затем он переключился на невозможность обрести всемирную славу. И Кай впал в депрессии. Не то, что ему не хотелось надувать новые мыльные пузыри, ему не хотелось жить. Все началось с того, что его старинный друг еще по реальному училищу прислал ему свое стихотворение, название которого сразу понравилось - "Ночи безумные, ночи бессонные".
Прочитав стихотворение и не желая расплескать овладевшие его воображением чувства, Кай пошел в рабочую комнату и принялся выдувать мыльные пузыри, так сказать, в черновом их варианте. Но все, что у него получалось, вызывало только раздражение. Пузыри получались с преобладанием фиолетового, а как известно, фиолетовый цвет - цвет лицемерия, или желто-зелеными, цвета скуки, измены или, во всяком случае, невозможности или нежелании сохранить верность любимому человеку. Никакого намека на красный.
Это не вязалось с теми чувствами, которые возникли в душе Кая или должны были возникнуть после прочтения этого стихотворения.
"Неужели я не способен на любовь?" подумал он. Настроение еще больше испортилось, захотелось умереть.
Он отказывался от встреч с друзьями, никого не принимал, почти ничего не ел и, как ему казалось, постарел лет на десять.
А тут, как назло, пришел брат. Был бы на его месте кто-нибудь другой, Кай приказал бы своему камердинеру сказать, что хозяина нет дома или он не принимает. Но поступить так со своим любимым братом, он не мог.
Юкка с грустью и удивлением посмотрел на брата.
"Что с тобой? Уже три часа, а ты не причесан, не брит. Похоже, ты даже не умывался".
"Брат", сказал Кай, "я уже ни на что не способен. Мой звездный час прошел. Я конченный человек. Остается только прозябать до конца жизни и ждать смерти".
"Как всякий человек высокого искусства ты склонен к упадничеству. Не беспокойся, это скоро пройдет. Чем вызвана твоя хандра?"
"Я прочитал стихотворение одного моего друга. Сейчас я прочту его тебе. Оно перевернуло мою душу, напомнило о прошлом. По горячим следам я хотел выдуть пузырь, соответствующий моим чувствам, но ничего не получилось. Мое воображение истощилось. Я конченый человек, не способный ни на какие высокие чувства".
И он прочитал брату стихотворение. Когда он поднял глаза от книги и посмотрел на брата, то увидел, что стихотворение оставило Юкку безразличным.
"И это все?", спросил он с иронией. "Это ведь чувства человека, который захлебывается в море собственной спермы и не хочет сделать ничего для своего спасения. Не думал, что на тебя смогло произвести такое сильное впечатление это кисло-сладкое блюдо. А ты? Ты тоже хорош. Мне кажется, что пузыри вернее отражают твои чувства, чем тебе кажется. Мне как-то пришло на ум одно из стихотворений Оскара Уайльда о скульпторе, который во время своей душевной депрессии изваял скульптуру "Страдание, которое длится вечно". Когда же к нему возвратилось то настроение, которое было его сущностью, он разбил ее и создал "Наслаждение, которое длится мгновение". Так и ты. Зачем ты отказался от того, чтобы выдувать мыльные пузыри, приносящие наслаждение, длящееся мгновение. Зрители могли бы проследить все нюансы твоего настроения. А они видят его только в застывшем виде. Как мумии давно умерших египетских фараонов в пирамидах. Подумай на досуге об этом".
"Я с тобой не согласен", возразил Кай брату. "Теперь я знаменит. К тому же я знаю и противоположное мнение, которое мне больше импонирует. Всякое произведение искусства должно сохраняться веками для того, чтобы им могли любоваться люди не одного поколения. Представь себе Джоконду Леонардо или Давида Микеланджело, или музыку Моцарта, которые бы существовали лишь одно мгновение. Это было бы не справедливо по отношению к творению гениев".
Юкка молча смотрел на брата. Не хотел он возражать, потому что не считал брата хотя бы отдаленно равным по величине таланта Моцарту или Леонардо. Откуда взялось такое самомнение у брата, который как считал Юкка, реалистично оценивал свои способности, было ему не понятно, но доискиваться первопричины не хотелось - так будет спокойнее.
"Но я пришел к тебе по другой причине", продолжал Юкка. "Мы не виделись уже несколько недель, и в последнее время у меня возникло ощущение, что с тобой происходит что-то плохое. Ты нуждаешься в моей помощи, и я должен тебе помочь. Как оказалось, я оказался прав. Так вот, сегодня графиня Блумквист дает ужин. У нее всегда собирается изысканное общество, которое тебя заинтересует, да и тебе будет интересно свести знакомство с некоторыми. Тем более, среди приглашенных будет много почитателей твоего таланта. Графиня просила меня обязательно тебя привести. Так что мойся, брейся, надень свой смокинг. Вечером я за тобой заеду. И никаких отговорок".
"У меня нет никакого желания выходить из дома, не то настроение. К тому же, ты ведь знаешь, мой смокинг уже совсем не новый. В нем стыдно появляться на людях".
"Перестань прибедняться. Оставь это для сентиментальной прессы. В твоем смокинге ты выглядишь очень элегантно. Особенно при свечах, свет которых скроет мешки под глазами, которые появились у тебя за последнее время. До вечера".
Кая посадили между двумя постарелыми дамами. Он с раздражением смотрел по сторонам и думал, что в таком скучном обществе старых людей он давно не бывал. А два молодых офицера сидели в другом конце стола. Настроение у него еще более испортилось, и он почти не прикоснулся к еде. К тому же присоединилось странное чувство, как будто за ним кто-то наблюдает. Он почувствовал себя зверем, на которого нацелено ружье охотника. Он осмотрел гостей, но никого подозрительного не обнаружил.
Наконец, ужин закончился, и гости перешли в зал. Кай уже собрался познакомиться с молодыми офицерами, но вдруг почувствовал себя неуютно. Возвратилось то самое чувство, которое преследовало его за столом. Он опять осмотрел гостей. И нашел источник. На него смотрели большие горящие черные глаза. Уже возвратившись домой, он подумал о том, что не смог бы описать владелицу этих глаз. Даже, если бы он встретил ее снова, он не узнал бы ее.
Неприятное чувство преследовало его во сне и не оставляло весь последующий день. Кай ходил по комнате, пытался почитать свой любимый роман, но беспокойство не проходило. Наоборот, оно с каждым часом усиливалось.
На утро следующего дня камердинер принес почту. Среди писем он увидел одно в розовом конверте, написанное незнакомым почерком. Кай со страхом долго смотрел на него, как будто боялся найти в нем ядовитую змею.
"Дорогой господин Мякинен!
Вы, без сомнения, удивитесь, получив письмо от незнакомки, которая называет Вас "Дорогой", не имея на это никаких прав. Но Вы действительно мне очень дороги и как человек, и как создатель мыльных пузырей, так дорогих моему сердцу. Тем более мне было горько узнать, что Вы находитесь в тяжелом финансовом положении. Я решила Вам помочь. Я богата, и помочь талантливому человеку будет для меня большой честью. Я это делаю, не требуя ничего взамен. Хочу надеяться, что со временем Вы оцените благородство и бескорыстность моих чувств.
Всегда Ваша
графиня Леонора Энквист"
Письмо застало его врасплох.
"Вот еще одна, которая хочет сделать из меня свою комнатную собачку. Но я не продаюсь. Мне хватит опыта с женой. Из-за нее я чуть было не умер. А мир лишился бы одного из своих великих сыновей".
Он уже собрался ответить отказом, но передумал. И написал следующее письмо.
"Графиня!
Не скрою, Ваше письмо повергло меня в смущение.
Я хорошо понимаю Ваши чувства, Ваше желание помочь ближнему. Мне тоже не чужда филантропия. Я бы сам помогал нуждающимся, которых так много на белом свете. Но, увы! я сам бедняк. Вместо того чтобы проводить лето в дорогой мне Италии, мне приходится довольствоваться отдыхом в Дании, где такой же плохой климат, как у нас в Финляндии. Моему смокингу уже два года, а мне стыдно надевать старые вещи. Но ничего не поделаешь, приходится довольствоваться тем, что есть.
Поэтому я смог бы с благодарностью принять Ваше предложение, но с одним условием. Мы никогда и ни где не должны встречаться, ни на приемах, ни даже на улице. Не ищите со мной встреч! Только тогда я смогу принять Вашу помощь. Это решение принято после долгих раздумий и никогда не изменится.
К вашим услугам
Кай Мякинен"
Через день он снова получил розовый конверт.
"Я согласна.
Л.Э."
В начале месяца деньги действительно пришли. Приходили они и в последующие месяцы.
"Приятно иметь дело с человеком слова. Даже, если это женщина", подумал с презрительной усмешкой Кай. "Не понимаю, почему она выбрала меня объектом своей благотворительности. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Я ведь великий человек. А великим людям нужно помогать, когда они находятся в тяжелом положении".
Деньги поступали регулярно. В начале месяца их привозил извозчик импозантного вида и передавал их непосредственно в руки Кая.
Наступило лето, и у него было достаточно денег, чтобы поехать в свою любимую Италию. Он уже представлял себе, как будет гулять по Риму, потом по Флоренции, как будет любоваться картинами в музеях, пойдет в оперу, которую любил всей душой, а на Капри окунется в теплое ласкающее море и будет плавать, плавать до изнеможения. А вечером пойдет в тратторию и будет лакомиться своими любимыми блюдами. И конечно молодые черноволосые страстные итальянцы, воспоминания о которых преследовали его долгой финской зимой. Имея деньги графини, можно не скупиться и позволить себе то, в чем отказывал себе в прошлый приезд. Как хорошо быть богатым и полным сил!
Когда он сошел с поезда в Риме, итальянская столица встретила его проливным дождем. Настроение Кая сразу же испортилось. Такого он не ожидал, ведь как ему сказали знакомые, ежегодно проводившие лето в Италии, в это время года там всегда хорошая погода. В голову полезли неприятные мысли, появилось дурное предчувствие.
"Если первый день начинается плохо - жди несчастья", подумал он, но потом решил не придавать значения приметем, тем более плохим. "В каждом плохом нужно искать хорошее. Даже дождь может быть желанным. У меня будет время для музеев, театров, церквей с их прекрасными картинами. Это придаст мне вдохновение, и я создам не один шедевр. Мои шары заиграют новыми красками. В конце концов, если они не удовлетворят меня, их можно подкрасить. И тогда успех мне обеспечен. А развлечения... Их можно отложить до лучших времен, хотя я не прикасался к мужчине уже несколько месяцев. Я ведь приехал в дорогую моему сердцу Италию в первую очередь за вдохновением, а не только ради наслаждений".
C аппетитом он поел свои любимые frutti di mare в знакомой ему по прошлому разу траттории, возвратился в отель и заснул. Когда же он проснулся, за окном было уже темно, и на черном небе сияли крупные звезды.
Ночной Рим, освещенный мерцающим светом старинных фонарей не менее прекрасен, чем днем, и Кай решил погулять по городу. Тем более, было не ясно, какая погода ожидает его завтра.
Он шел без определенной цели и очутился у площади Испании. К его удивлению, на знаменитой лестнице, на которой всегда в любое время дня и ночи сидит много народу, в основном молодежь, оказалась пуста. Только один молодой человек, со скучающим видом державший в реке незажженную сигарету, как показалось Каю, как человек, который ждет того, кто даст ему спичку.
В груди Кая разлилось тепло, так бывало всегда, когда им овладевало вожделение. Он уже не думал о посещении музеев и театров, не думал о вдохновении, которого ожидал от Вечного Города, а с наслаждениями можно повременить. Не собираясь напрашиваться на знакомство - кто знает, чего хочет незнакомец - и в то же время, не желая упустить случай, Кай сел невдалеке от него.
Не прошло и нескольких минут, как молодой человек подсел к Каю и попросил у него огонька. Кай с сожалением сказал, что не курит и предложил погулять по городу, авось, им попадется на пути курящий.
Кай рассказал Маурицио, своему спутнику, что он известный деятель культуры, произведения которого представлены почти во всех известных музеях мира, и приехал он, чтобы еще, в который раз, набраться вдохновения. Маурицио в основном молчал и ничего о себе не рассказывал и слушал Кая не то чтобы безразлично, но без особого интереса.
Они оказались перед тратторией, и Кай предложил зайти перекусить, а потом пойти к нему в отель и выпить по чашечке кофе. Маурицио посмотрел на него безразличным взглядом, хотя, как показалось Каю, в глазах его появились алчные искры.
К удивлению Кая, Маурицио заказал самые дорогие блюда и самое дорогое вино. Кай собирался уже сказать спутнику, что они пришли сюда просто перекусить, но потом решил не спешить. Денег у него было достаточно, к тому же внешний вид Маурицио говорил о том, что предстоящая ночь доставит много радости. Расплачиваясь, Кай удивился и расстроился от астрономической суммы счета.
Они вышли из траттории, и Кай еще раз напомнил спутнику об обещании провести ночь в его отеле.
"Я ничего не обещал", сказал Маурицио равнодушно. "Я знаю таких, которые приезжают в Рим в поисках мужской любви. Мне известно, что это такое, мужская любовь, но заниматься с тобой у меня нет ни малейшего желания".
И он ушел, не сказав ни единого слова благодарности за баснословно дорогой ужин.
Кай хотел было ударить его, оскорбить, но благоразумие взяло верх - Маурицио был намного моложе его, и без сомнения физически сильнее.
Кай проснулся на следующее еще в более плохом настроении, чем лег в постель. Сон не освежил его, хотя и не сопровождался кошмарами.
"В музеи, в церкви, вечерами в театры", решил Кай. "Только насыщенная культурная жизнь, полная интеллектуальности, спасет меня от хандры".
Но к его удивлению, ни музеи, ни картины в многочисленных римских церквях не изменили его подавленного настроения. И хотя он был в Италии всего второй раз, увиденные шедевры казались ему приевшимися, из-за того, много раз виденными, скучными до тошноты. Даже мысль о том, чтобы пройтись по римским улицам и есть любимые блюда в многочисленных ресторанах и тратториях, не приносила ему радости. Он даже подумал, что на его лице застыло кислое выражение, что попавшийся ему навстречу мальчишка скажет: "Почему у тебя такое кислое лицо? Съешь конфетку".
"Поеду-ка я на Капри. Там красиво. Это возвратит мне хорошее настроение и даст то вдохновение, которое я не могу получить в Риме. Зачем откладывать? Поеду завтра".
Вечер был теплым, и Кай решил пройтись. Он шел по римским улицам, ни о чем не думая. Опять он очутился у площади Испании. На лестнице сидело много молодых людей, которые громко разговаривали и смеялись. Каю даже показалось, что от дурного настроения не осталось и следа. На лестнице сидел поодаль от других худенький парнишка, почти мальчик. И опять горячая волна охватила Кая, и он сел рядом с ним. Молодой человек оказался словоохотным и рассказал Каю, что он, Антонио, единственный сын в многодетной семье, где все дети девочки, и поэтому он должен разгружать овощи на рынке, чтобы помочь родителям. Кай окинул его критическим взглядом и решил, что с таким телосложением тот много не заработает. И не долго думая, предложил пойти к нему в отель и подработать деньги любовью.
"Я уже давно думал, что пора лишиться девственности. Она стала меня тяготить. Пойдем, я согласен".
"Ты не пожалеешь, я дам тебе много денег, чтобы ты не ходил на рынок. Я человек богатый", сказал Кай и похлопал себя по карману. "Мы поспим после ночи любви до полудня, а потом пойдем позавтракать".
Несмотря на девственность Антонио, он показал себя прекрасным неутомимым любовником. Они забылись только к полуночи.
Кай проснулся оттого, что почувствовал, что ему нечем дышать. Перед глазами, которых он не мог открыть, плыли кроваво-красные круги, на грудь навалилось что-то тяжелое. Он собрал последние силы и освободился. При слабом свете свечи он увидел, что Антонио, совершенно голый, навалился на него и хочет подушкой задушить его. Каю как человеку достаточно сильному ничего не стоило скинуть с себя слабого парнишку. Он схватил его за волосы, бросил на колени перед кроватью и покрыл семиэтажным русским матом.
Надо сказать, что в то время Финляндия входила в состав Российской Империи, и мат был тем шлюзом, по которому великая русская культура переливалась в неповторимо своеобразную культуру финскую.
"Не убивайте меня, я ведь единственный кормилец нашей семьи. И не отдавайте полиции, мама с папой умрут от стыда. Отпустите меня, меня попутал дьявол. Я так больше никогда не буде делать", твердил Антонио, плача.
Кай открыл дверь и выбросил парнишку из комнаты, бросив вдогонку его одежду. И захлопнул за собой дверь.
Через несколько секунд он услышал истеричные женские крики из гостиничного коридора, а еще через несколько секунд присоединившимся к ним не менее истеричный собачий лай, которая издавала предположительно маленькая комнатная собачонка, возможно, болонка. Затем Кай услышал голоса других обитателей гостиницы, которые успокаивали женщину. Но Кая все это уже не интересовало. Он повалился в постель и попробовал уснуть. Но от пережитого волнения заснул только к утру.
Утром портье со смехом рассказал ему, что глубокой ночью из одного из гостиничных номеров выскочил совершенно голый мужчина. В это же время из соседней комнаты вышла графиня В., которая, как обычно в это время выводила свою болонку, которую любила больше жизни. Графиня испугалась, не за себя, а свою любимицу, и начала кричать, а молодой человек пытался остатками одежды прикрыть некоторые части своего мужского организма. Выскочившие на крики обитатели этажа схватили его, но тому удалось высвободиться и убежать. Кай только пожал плечами и ушел.
В тот же день он уехал на Капри. Но дивная природа и теплое море не улучшили его настроения. Пробыв на острове несколько дней, он поехал домой.
Приехав в Финляндию, он несколько дней приходил в себя от итальянских впечатлений, но затем почувствовал необходимость вновь начать работать.
Он решил создать пузырь, в котором выразит свое двойственное отношение к Италии - с одной стороны восхищение ее природой, веселостью итальянцев, а с другой стороны он покажет и обратную сторону тамошней жизни с ее жестокостью и непредсказуемостью. После нескольких неудачных попыток он выдул то, что хотел, даже подкрашивать не было необходимости, и назвал его "Итальянское каприччио". Мыльный пузырь был выставлен в Национальной галерее и имел большой успех. Затем он перекочевал в Стокгольм, Копенгаген, Берлин, где получил восторженные отзывы зрителей.
Как оказалось, одной славы еще недостаточно. Для того, чтобы быть счастливым нужны еще деньги, а их катастрофически не хватало.
Не было денег на то, чтобы элегантно одеваться, регулярно посещать рестораны французской кухни и приглашать понравившихся ему юношей. После вкусного обеда с шампанским они становились покладистыми. Денег было мало, а Леонора с ее богатством могла бы быть и щедрее. Кай уже готов был впасть в депрессию, что повторялось в последнее время довольно часто.
"Старею", подумал он с грустью и быстрым шагом направился в спальню, где висело большое зеркало в венецианской серебряной оправе. Он придирчиво рассматривал свое лицо и находил все новые и новые морщины, которые появились за последнее время.
"Что там морщины, ведь недаром говорят, что они только украшают мужчину, придают ему зрелость. Но мои глаза потеряли свой блеск, а это верный признак надвигающейся старости. Как я с такими глазами смогу доказать, что могу удовлетворить любого мужчину, даже такого, который годится мне в сыновья. Пусть не в сыновья, а просто в племянники".
Он посмотрел снова в зеркало и обнаружил, что в его глазах вновь появился былой блеск, который казалось ему, уже навсегда утерян.
Любовный опыт последнего путешествия в Италию оказался настолько сильным, что Кай поклялся не иметь ничего общего с иностранцами.
"Куда приятнее любовь одноплеменников. Финские парни такие милые, прекрасно сложены, мускулисты. Даже итальянцы отметили, что у нас нежная и гладкая кожа, а они то уж в любви толк знают. А если финны не такие страстные, как итальянцы, даже холоднее датчан, то это не страшно для уже стареющего мужчины".
Вскоре мысли его пошли в другом направлении.
"Почему мы, финны, люди со старинными культурными традициями, должны находиться в тени шведов, датчан и русских? Только потому, что они наши соседи и их державы сильнее? Ведь "Калевалу" создали финны, ничего подобного нет ни у шведов, ни у датчан. Ну и что, что русская культура славится на весь мир? Но ведь по численности населения русских больше финнов, но если посмотреть на соотношение талантливых людей, то оно будет не в пользу русских. Уверен, будь я русским или даже шведом, слава обо мне гремела бы по всему миру. И все-таки, мои шары, хоть и выставлены во многих музеях, не представлены в лучших из них. Таких, как Лувр или Британский Музей, например".
Каждый раз, проходя мимо здания Дворянского Собрания, им овладевали мысли о том, что Финляндия незаслуженно забыта и могла бы стать державой мирового значения наряду с Францией, Германией или Россией. Он даже боялся признаться себе, что его сильной мечтой было бы стать членом Дворянского Собрания. Вот тогда бы он показал себя крупным политическим деятелем, который поставил бы свою страну на подобающее ей по заслугам место. Но это были не более чем только мечты - он не был дворянского роду и если даже хорошо покопаться в его родословной, все его прародители не были дворянского рода.
Зависть к людям, которые были членами Дворянского Собрания нарастала в его сознании изо дня в день. Ему начало сниться, что его избирают членом этого учреждения. В одних снах он отчетливо видел, как открываются двери его рабочего кабинета, входят члены Дворянского Собрания и коленопреклоненно умоляют его стать почетным членом этого заведения. В других его просят выдуть шар, который наряду с государственным флагом и гимном станет символом любимой Финляндии. Он просыпался в дурном настроении и проклинал судьбу, почему та не подарила ему ни одного родственника-дворянина, пусть даже отдаленного. И все-таки, он выдул два шара, которые могли помочь ему в исполнении заветного желания. Один он назвал "Финский Марш", раскрасив его национальным орнаментом на фоне национального флага родины, второй - "1909 год", в честь победы над Швецией.
Без особых трудностей они были взяты Национальной галереей. Кай надеялся, что когда-нибудь один из членов Дворянского собрания увидит их, и шары перекочуют в белоколонный зал.
Когда же он поделился своими честолюбивыми мыслями с приятелями, те подняли его на смех.
"Дорогой мой, вот уж не ожидал от тебя такого бреда. Да ты просто свихнулся от честолюбия" - сказал один из них.
"Я еще мог бы понять твое желание стать всемирно известным деятелем искусства, но желание стать членом Дворянского собрания... Да ведь там ты умрешь со скуки", произнес другой, даже не желая скрыть презрения к человеку, которого любил как друга.