Тимофеева Людмила
Корыто корысти и Жара 2010 года

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Тимофеева Людмила (timofeeva-poetry@yandex.ru)
  • Обновлено: 14/11/2018. 7k. Статистика.
  • Статья: Проза
  • Проза.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


      Июль - жара, африканский зной. Август - жара-жарища. Ни дождинки. И зной, и смог, едкая гарь от пожаров. 2010 лето от Рождества Христова.
      Что делать нам? в Москве?
      Сквозь душную жару, через простые дела жизни бормочутся строчки Пушкина.
      "Ах, лето красное, любил бы я тебя... когда б не зной", и снова, снова "любил бы я тебя... когда б не зной..."
      Ах, Александр Сергеевич, когда б не зной!
      Вода, вода, воды, к воде, о воде.
       Жара. Вода. И томик Пушкина - всегда рядом. Читать не в мочь, ничего не читается сейчас.
      Строки сами вспоминаются и звучат. И удивляюсь - как полноводны стихи Пушкина, как исполнены живой водой! - ручей, пруд, сине море, Окиян-море - свободная стихия ...
      Вот сюда и ныряю - в стихи, в сказки Пушкина.
      Перечитываю взахлеб и дивлюсь, будто и не читала никогда.
      "Жил старик со своею старухой
      У самого синего моря;
      Они жили в ветхой землянке
      Ровно тридцать лет и три года..."
      Тридцать три года. Число знаковое.
      Сказка написана в 1833 году, в Болдинскую осень.
      Александру Сергеевичу Пушкину - 34 года.
      Наизусть с детства знакомо, наизусть читаю и спотыкаюсь - о старуху.
      Неужели забыла и что-то путаю? - нет, в самом деле -"старуха пряла свою пряжу".
      А при чем тут корыто?
      Пряжа, прялка, прясть - это нормально, это архетип, можно сказать, - и вспомнить про нити судьбы и трех Парок-Мойр, про спасительную нить Ариадны, про все прялки девиц-красавиц, про веретена античных богинь и всех знатных женщин и просто женщин, про Пенелопу...
      И вспомнить про красную пряжу Благовещения. Удивительно.
      Исконно женское рукоделие, значимое, знаковое.
      Но корыто?
      И перечитываю "Сказку о рыбаке и рыбке".
      Корыто возникает неожиданно -
      "Дурачина ты, простофиля!
      Не умел ты взять выкупа с рыбки!
      Хоть бы взял ты с нее корыто,
      наше-то совсем раскололось".
      Странно, всё же странно. Ведь не фабричное, не оцинкованное, а самое обычное древнее корыто, что и сейчас наверное где-то делают - выдолбленное в половине бревнышка.
      И животину кормить, и хлеб месить, и белье стирать - вполне удобно в таком корыте, самодельном, обыденном, естественном, как бревенчатый дом хорош и естественен средь лесов в нашей милой стороне.
      Мог старик и новое корыто сам сделать.
      Это не труднее, чем лодку построить. Или выдолбить - про лодки долбленные из дерева вспомнилось.
      Мог-то мог. Но у сказки свои законы.
      Нет, не простое это корыто у старухи, не просто так оно в сказке возникло.
      Слово сказано: выкуп. Цена жизни - рыбки золотой.
      И вот - уж есть новое корыто у старухи, но "В корыте много ль корысти?"
      Да и в самом деле, не много.
      Какая корысть в орудии домашнего труда, в вещи обиходной? Нужная вещь, обычная.
      Но далее - изба. И тут- ну как осудить старуху за нормальное желанье жить в избе, а не в землянке?
      Что ж такого крамольного - желать жить в нормальных человеческих условиях? И про "Права человека" еще вспомнить.
      Ах, вот тут-то и началось: хочу, хочу, хочу - как снежный ком.
      И дальше - больше, больше: "хочу быть столбовою дворянкой", "хочу быть вольною царицей".
      И вот уже не землянка, и даже не добротная изба, дальше - терем, дворец.
      Вот как разрослось корыто, трансформировалось.
      Аппетит приходит во время еды, положение обязывает, а невидная корысть разрастается и удержу не знает.
      Владеть и властвовать, всё более и далее.
      На земле - уж больше некуда, значит - в бескрайнее море. Властвовать - так властвовать - везде и всеми.
      "Правь, Британия, морями!" - вспомнилось невзначай.
      "Что мне делать с проклятою бабой?"
      Вот тут предел беспредельной корысти и наступил.
      "А пред нею разбитое корыто".
      Сказка закончилась, точка.
      Порой я думаю об одной странной вещи - о "щелчке" в голове( если он вобще как-то происходит), о моменте, после которого нормальные милые умные люди начинают безмерно жаждать власти и денег ( в которых власть отчасти выражена), о том, почему он происходит, и как, и у всех ли.
      В тексте неопределенного жанра, несколько лет назад написавшемся, в Зато искренне, - и об этом тоже.
      Но вот что получается у Пушкина: старик и старуха изначально разные.
      Нет-нет, дело не в гендерных отличиях, совсем не в этом дело.
      И не в "щелчках" дело.
      Старик изначально милосерден, совестлив, не строптив, мирен и радостен душой.
      По Божьим законам живет старик. Рыбак. Как опять Евангелие не вспомнить?
      А старуха?
      Без выгоды-пользы? без откупа-даром? Как так?! Упущенные возможности - прямой ущерб, "дурачина ты, простофиля"!
      Прагматик, деловая женщина, логично спросит "а в корыте много ли корысти?" - и не возразишь ей. И дом нормальный, крепкий, - в самом деле лучше развалюхи-землянки. А там уж пошло-поехало.
      И в помине нет милосердия, любви, мира в душе ее. Вот такой ущерб, калечность духа.
      И совести нет - вот беда. А без совести (со-вести) - удержу нет корысти.
      Корыто корыстью полным-полно, переполнилось.
      И вспомнилось народное - "несут корыто, другим покрыто" - про домовину, старинная загадка. И про душу грешную старухи подумалось с печалью.
      Вот как прядется старухина пряжа, нить жизни ее.
      Вот как бывает.
      Жара меж тем не уходила из Москвы, и ночью прохлады не было, и не было ветра.
      И нечем было дышать, не хватало воздуха, кислорода.
      В Подмосковье горели леса и торфяники, пожары уничтожали дома, целые деревни, гибли люди, умирали животные и улетали птицы, солнце среди мглы, марева дыма виделось жутким грязно-розовым кружком.
      Запах гари и сейчас доносится ветрами южным и восточным.
      Карта России всё еще тревожна красными знаками жары и пожаров.
      Лето 2010 года.Синоптики азартно фиксировали рекорды пекла. Словно не беда пришла на нашу землю.
      Стоял и стоял недвижимо странный антициклон, люди чаще вспоминали про Антихриста, как водится в такие времена.
      Спасала холодная вода из крана, стихи Пушкина и добрые люди. Бог спасал.
      16 августа 2010 года
    Москва

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Тимофеева Людмила (timofeeva-poetry@yandex.ru)
  • Обновлено: 14/11/2018. 7k. Статистика.
  • Статья: Проза
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.