Все события происходят в комнате общежития. Обстановка самая убогая: допотопный шкаф с большим зеркалом, кровать, стол, стулья и т. д. Справа дверь и окно. Слева умывальник и кровать.
Действие 1.
Сцена 1.
В комнату впархивает Иван, случайно оставляя дверь приоткрытой. Он в халате, явно после душа и в хорошем расположении духа. Сморит на часы, лежащие на столе.
ИВАН. Время? Время, время...
(Быстро и бессистемно что-то прибирает, переставляет).
ИВАН.(Напевает). Из полей доносится "налей", из души уходит прочь тревога... (Ощупывает подбородок). Елки, побриться забыл. (Подбегает к зеркалу, осматривает свою физиономию). Видочек еще тот. Елки зеленые, лезвия старые... пенки нет.., но побриться нужно. (Направляется к умывальнику намыливает помазок, разговаривая сам с собой). Щетина, конечно, нынче в моде как символ мужества нешутейного, поскольку других атрибутов уже не осталось... Но нам, Иван Андреевич, этот символ не обязателен. А бритая морда выглядит, ну пусть не моложе, так хоть моложавей, и на том спасибо... (Намыливает лицо. Напевает). Все выше и выше, и выше прожиточный минимум наш...
(В приоткрытую дверь тихо, аккуратно, но уверенно входит хорошо одетая женщина, это Мария. Иван ее не замечает. Она бегло осматривается, затем пристально смотрит на Ивана, который успевает выскрести одну половину лица, обращенную к Марии. Через несколько мгновений Иван оглядывается и видит Марию).
МАРИЯ.(Быстро приближается к Ивану и наотмашь бьет его правой рукой по намыленной щеке). Сволочь! Сволочь! (Пытается ударить сумочкой, Иван уворачивается, сумочка отлетает в сторону. Несколько мгновений беспорядочной схватки. Иван, споткнувшись о стул, падает. Мария отскакивает, сжимая левой рукой правую). Сволочь!
ИВАН.(Лежа). Чудны дела твои, Господи. Ты не ушиблась, дорогая? (Встает, у него на лице кровь). Морду разбила... (Умывает лицо). Откуда ты взялась? Кстати, отлично выглядишь.
МАРИЯ. Сволочь... больно.
ИВАН. Ну извини, что я не плюшевый. Елки, (поднимает с полу сломанный станок для бритья) ты наступила на станок. Последнее лезвие... как я теперь физиономию добрею?
МАРИЯ. Сволочь!
ИВАН. Ну что ты заладила? За прошедшие э-э... восемнадцать лет твой лексикон в гневе совершенно не изменился.
МАРИЯ. Сволочь! Гад! Сволочь.
ИВАН. Вот, уже лучше. (Умывается и рассматривает лицо в маленькое зеркало над умывальником). Ты опять вся в перстнях? Лицо поцарапала, нос разбила, очень, скажу тебе, некстати. И почему сразу в морду? Нет бы сначала: "здравствуй, дорогой, я очень скучала о тебе эти восемнадцать лет, рада видеть", а потом уж... на тебе по харе...
МАРИЯ. Сволочь, рука болит, морда у тебе железная.
ИВАН.Извини, какая есть. Сунь руку под холодную воду, потом я тебя перевяжу, кольца сними.
МАРИЯ. Не снимаются.
ИВАН. О-х (вздыхает). Давай помогу. (Снимает ей кольца).
МАРИЯ. Ой! Больно.
ИВАН. Терпи. С женщинами всегда чувствую себя настоящим христианином, готов подставить самые разные места своего тела. Хотя теоретически с товарищем Иисусом никогда согласен не был. (Мария подставляет руку под струю воды). Ударили по правой - подставь левую, врезали по левой - подставь другое место... Так тебя забьют до смерти.
МАРИЯ. Очень холодная.
ИВАН. Так и надо, а потом горячая вода в нашей общаге только в душевой, в подвале. Можешь спуститься, всего семь этажей, правда, лифт не работает. Но ты в хорошей форме, как я погляжу. Фитнес? Впрочем, что я говорю, армреслинг как минимум.
МАРИЯ. Сволочь.
ИВАН.Удар не поставлен. (Ищет бинт). Ты всегда выбирала себе неправильных учителей. Нашел. Сейчас мы тебя перевяжем... (Перевязывает Марии руку).
МАРИЯ. Рука распухла...
ИВАН.Возможно, перелом... Меня тоже перевяжем...
МАРИЯ. Все из-за тебя.
ИВАН.Надо подвязать. (Перекидывает бинт ей через голову и подвязывает руку). Вот так, будет хорошо, временная, экстренная иммобилизация. До травмпункта дотянешь.
МАРИЯ. Как я машину поведу? Сволочь.
ИВАН.Перестань. Сволочи - это которые что-то сволакивают, воруют то есть. А я у тебя ничего не украл.
МАРИЯ. Украл! Ты мне жизнь испоганил.
ИВАН.А вот уж фиг! И не говори мне, что ты восемнадцать лет об этом помнила, да ничего, собственно, и не произошло. Так что не надо лишнего. Что ты явилась? Показать, какая ты?! Я почти помню. И неинтересно мне, совсем неинтересно. Черт, (Проводит ладонью себе по лицу) кровь.
МАРИЯ. Да нужен ты мне. (Оглядывается вокруг). Все то же самое. Речи, речи, а станок для бритья единственный, и тот сломан. Тебе сорок три...
ИВАН.Сорок пять.
МАРИЯ. Сорок пять лет, а ты в общаге, душ в подвале, наверняка, три пары носков, и те сам штопаешь?
ИВАН.Сам, сам. (Заклеивает царапину на лице пластырем).
МАРИЯ. Ни дома, ни семьи, зато идеи, идеи! Ты хоть работаешь?
ИВАН.А как же, сбирателем.
МАРИЯ. Это что такое?
ИВАН.Ну, как же. Уважаемая и популярная нынче профессия. Сейчас полно людей что-то сбирают. Кто нефтедоллары, кто налоги, кто взятки. Есть собиратели инвестиций, проектов, зрителей, интервью, анекдотов, пошлостей. Сбирают, переупаковывают и передают другим сбирателям. Мы живем в эпоху протянутой руки.
МАРИЯ. Ты ничуть не изменился. Нищий идеалист.
ИВАН.Кстати, у меня тут скопилась пара мешков пустых бутылок, насбирал. Не подвезешь до приемки, заодно и в травмпункт заскочим?
МАРИЯ. Он еще издевается! Сломал руку... Тебе сорок пять... Ты загнешься в этой общаге и я... Я рада!
(Иван берет Марию под здоровую руку, разворачивает к зеркалу).
ИВАН.Тебе не кажется, мы неплохо смотримся? Утверждал и утверждаю: настоящая любовь - это навсегда. Согласись?
МАРИЯ. Ужас. (Вздыхает). Я с тобой не могу разговаривать. Ты когда-нибудь бываешь серьезен?
ИВАН.Нет, ну согласись. Мы всего два года прожили вместе и... какова глубина...?! Сколь непостижима чарующая закономерность жизни и любви, а?
МАРИЯ. Что, опять дежа вю?
ИВАН.Неужели тебя это не завораживает?
МАРИЯ. Что это?
ИВАН.Ну как же? По прошествии стольких лет!? Восемнадцать, кажется?
МАРИЯ. Восемнадцать.
ИВАН.Ты всегда лучше считала, особенно деньги. Но любовь! Пусть краткая! как сама жизнь! навечно! Впрочем, вечность, учитывая конечность бытия личного, лишь иллюзия ума полупросвещенного...
МАРИЯ. Ты что, Вань, пьяный? С утра?
ИВАН.Никакой в тебе романтики, поэтому я от тебя и ушел. Скучная ты.
МАРИЯ. А ты все веселишься? Морду побрить нечем. Вот! (Вдруг замечает гитару). Гитара жива! Та самая?
ИВАН.Та самая.
МАРИЯ. Все поешь?
ИВАН.Пою.
МАРИЯ. Помогает?
ИВАН. (Напевает). Нам песня строить и жить помогает...
МАРИЯ. Тебе пора не о песнях, а о пенсии думать.
ИВАН.В нашем государстве мужчинам пенсия не полагается, они до нее не доживают.
МАРИЯ. А вдруг доживешь?
ИВАН.Нет, все может быть, конечно, но если все мои жены, полужены, псевдожены и другие женщины, когда-либо обремененные со мной отношениями, будут приходить поутру и бить меня по разным местам...
МАРИЯ. Слушай, надо это организовать. Я даже куплю тебе новый станок, чтобы они тебя сразу узнавали.
ИВАН.Правильно, и с телом потом меньше возни, брить не надо.
(Мария несколько мгновений внимательно смотрит на Ивана).
МАРИЯ. Хорош. Тебе идет, особенно пластырь. Удачно я попала, и полубритость лишь подчеркивает неординарность личности.
ИВАН.Да пустяки, кого сейчас удивишь недобритостью? Нынче все подчеркнутые. Молодежь железом себя напичкивает в разные места, как шахиды, а морда - заживет. Это ничего.
МАРИЯ. Ты привык?
ИВАН.К чему?
МАРИЯ. Что тебя бьют.
ИВАН.Дура ты, Машка. Как была дурой, так и осталась.
МАРИЯ. Меня никто! слышишь? Никто дурой не называл!
ИВАН.Кроме меня, я понял, ты отвыкла. Все, не будем. Договорились?
МАРИЯ. Договорились.
ИВАН.Я наоборот поражен, нет серьезно, совпадением. По прошествии восемнадцати лет, возлюбленные, пусть и бывшие, одновременно и в одном месте вдруг получают травмы! Разве это не удивительно! Жизнь - любопытнейшая вещь!
МАРИЯ. Ты идиот.
ИВАН.Возможно. Безумцы притягательны, как и все иное, отличающееся. Ты зачем пришла?
МАРИЯ. Я не к тебе пришла.
ИВАН.А тогда что ты тут делаешь?
МАРИЯ. Ничего. Тебя это не касается.
ИВАН.Может... помощь нужна? Я, в общем, не в обиде, чего там... Все было давно, в прошлом, а прошлого вроде как и нет..? А если нет? Тогда...
МАРИЯ. Нет, может, ты... Нет, ничего. У тебя выпить есть? только не портвейн твой тошнотный.
ИВАН.Помнишь?
МАРИЯ. Это ты забывчивый, а я все помню.
ИВАН.Есть водка, но ты же за рулем? Ах да, извини, болит?
МАРИЯ. Болит. Давай водку.
ИВАН.Присаживайся. (Мария садится к столу).
(Звонит телефон).
ИВАН.Да? Ты где? Скоро будешь? Все в порядке? Хорошо. Жду. (Выключает телефон).
МАРИЯ. Не перевелись еще дуры?
ИВАН.Мы же договорились? Водка? Сейчас. (Достает бутылку, стакан, наливает).
МАРИЯ. Чуть-чуть. И себе.
ИВАН.Извини, я не буду.
МАРИЯ. Неужели за рулем?
ИВАН.Что ты? Я на велосипеде то не умею, автомобилей просто боюсь.
МАРИЯ. Значит в завязке?
ИВАН.(С запинкой, неуверенно) Да.
МАРИЯ. Понятно. Все то же самое.
ИВАН.Ну, если понятно, что спрашиваешь. Как у тебе дела?
МАРИЯ. У меня хорошо. Будь здоров. (Пьет). Маленькая фирма, но она меня кормит, и вкусно кормит.
ИВАН.И все прочее соответственно.
МАРИЯ. Да. И все прочее.
ИВАН.Муж? Дети?
МАРИЯ. Муж? Был, да весь вышел.
ИВАН.Это ничего, скоро вернется. От тебя так просто не уйдешь.
МАРИЯ. Мы, кажется, договорились?
ИВАН.Забыл, извини. Так что ты здесь делаешь?
МАРИЯ. Тебя это не касается.
ИВАН.Да, пожалуйста, просто я здесь живу.
МАРИЯ. Ну и живи.
ИВАН.Спасибо, конечно. Это очень кстати и так любезно разрешить мне жить, особенно здесь.
МАРИЯ. Тебя это не касается. Я просто ошиблась комнатой. (Внимательно оглядывает помещение). Здесь... В этом пристанище нищих идеалистов все комнатушки такие же убогие?
ИВАН.Конечно, нет, что ты, что ты. У меня полулюкс. Видишь, есть умывальник.
МАРИЯ. А что? Есть люкс номера?
ИВАН.Разумеется. Ты, как и прежде, совершенно не интересуешься политикой.
МАРИЯ. При чем здесь политика? (Мария встает и направляется к стене, где развешаны фотографии в рамках и без. Иван слегка повышает голос и начинает прибирать и переставлять вещи).
ИВАН.Избранники и правительство от лица государства, в том числе и власти московские, чутко заботятся о проживающих рядом с ними. Раз в год морят тараканов, видимо, думая, что таракан нечто вроде льва, только маленький и приносит потомство один раз в год. Тебя нет на этой стене, ты была слишком давно. А еще властители думают, любопытно каким местом, что один унитаз на тридцать-сорок человек - вполне нормальная ситуация.
МАРИЯ. Кто эта девушка?
ИВАН.Так что у нас в пристанище есть и люксовые номера, где туалет и кухня совмещены. (Включает приемник).
МАРИЯ. Эта девушка? (Указывает рукой на фотографию).
ИВАН.Какая тебе разница. Там много разных девушек.
МАРИЯ.Как она сюда попала?
ИВАН.Я не обязан перед тобой отчитываться. Ты опять лезешь в мою жизнь!
МАРИЯ.Я прошу тебя, скажи, кто тебе эта девушка?
ИВАН.При чем здесь...
МАРИЯ.Это свежая фотография. Что у тебя с ней?
ИВАН.(Вздыхает). Я ее люблю. И она меня тоже. Все? Успокоилась?
МАРИЯ.Ваня, это моя дочь.
ИВАН.Не пори ерунды!
МАРИЯ.Ваня, это моя дочь. А возможно, и твоя.
(Пауза. Иван выключает музыку).
Сцена 2.
(Открывается дверь, входит Надежда с двумя большими сумками в руках. Тяжело опускает сумки на пол. Видит бутылку с водкой).
НАДЕЖДА. Ваня, ты же обещал? Что с тобой? Мама..? я же просила тебя. Зачем ты пришла? Что у тебя с рукой? Вы что? подрались? О господи, ужас какой-то. Мама, зачем ты пришла? Я же просила тебя. Ну почему все так ужасно... Ваня, ты пил? Что вы молчите? Ой, мамочки... Я еле дошла, а ты здесь, мама? Зачем? Ну зачем? Ваня, ты пил?
МАРИЯ.Успокойся. Он не пил. Это я выпила, чуть-чуть.
НАДЕЖДА. Мама? Тебе тоже не надо пить. Ты же за рулем. Я так не могу. Тебе тоже не надо пить, мама! Ты обещала! Я не могу так. Почему все так? (Садится на одну из сумок).
МАРИЯ.Перестань ныть. Все нормально. Я упала, поскользнулась. Повредила руку. Ваня меня перевязал. Ничего не случилось. Я... Сейчас мы поедем домой на такси. А за машиной я кого-нибудь пришлю.
НАДЕЖДА. Мама, я никуда не поеду. Ты напрасно сюда пришла. Я никуда не поеду. Ваня, ты пил?
ИВАН.Нет, Надя, я не пил.
НАДЕЖДА. А откуда водка? Мама, ты принесла?
ИВАН.Сосед долг вернул. Месяца три назад бутылку занимал, вчера принес. Я не пил.
НАДЕЖДА. Мама, зачем ты приехала? Ничего не изменишь. Я так решила.
МАРИЯ.Ты многого не знаешь. Поедем домой.
НАДЕЖДА. Нет. Я останусь здесь.
МАРИЯ.Надя, тебе нельзя здесь оставаться. Нельзя, понимаешь?
НАДЕЖДА. Я ничего не хочу понимать. Я приехала, и я останусь здесь. Мама, иди домой.
МАРИЯ.Надя...
НАДЕЖДА. Мама, все. Пойдем, я тебя провожу. (Встает и направляется к двери). Мама, пойдем.
МАРИЯ.Надя, ты не можешь остаться. Ты посмотри вокруг! Что здесь!? (Вскакивает, бегает по комнате, двигает, переставляет, разбрасывает вещи). Здесь!? У тебя есть дом, я тебя люблю, ну мы иногда ругаемся, прости меня! Это бывает, я больше не буду, я прошу тебя, пойдем! Ты не представляешь себе этой жизни. У тебя все есть! Зачем тебе это?
НАДЕЖДА. Мама, прекрати, ты опять напилась.
МАРИЯ.Надя, я умоляю. Здесь тараканы, один туалет на сто человек! Надя...
НАДЕЖДА. Я все знаю.
МАРИЯ.Ты не все знаешь!
ИВАН.Маша!
МАРИЯ.Помолчи! Зачем тебе этот человек? Он на двадцать семь лет старше тебя, о боже, на двадцать семь лет! Ты посмотри на него! Ну посмотри глазами!
НАДЕЖДА. Ваня, что у тебя с лицом? Почему ты побрился наполовину?
ИВАН.Я упал в душе, поскользнулся.
НАДЕЖДА. Что сегодня за день такой, почему вы все падаете?
МАРИЯ.Надя, он всю жизнь падает. Ему сорок три года, а он, как советский лимитчик, живет в общежитии.
НАДЕЖДА. Ему сорок пять, мама.
МАРИЯ.Надя, он никогда не поднимется, он обречен...
НАДЕЖДА. Мама! Не говори так! Ты его не знаешь!
МАРИЯ.Я не знаю? Я его не знаю!?
НАДЕЖДА. Ты не знаешь.
МАРИЯ.А ты, значит, знаешь?
НАДЕЖДА. Я знаю. Он меня любит. И я его люблю. Тебе этого не понять. Ты никогда никого не любила.
МАРИЯ.Я... Я!!? Как ты с матерью разговариваешь!?
(Иван берет бутылку и наливает полный стакан водки, затем наполняет второй стакан).
ИВАН.Давай-ка, Машка, махнем по полной. Иначе в нашей любви и дружбе не разобраться.
НАДЕЖДА.Ваня!?
МАРИЯ.Ванька! Прекрати ваньку валять!
НАДЕЖДА.Вы что знакомы?
(Звонит телефон).
ИВАН.Да. Я. Как ты меня нашла? Дома. Дела? Нормальные. Да, все как обычно. Пока. (Выключает телефон).
МАРИЯ.Очередная пассия?
ИВАН.Необычный сегодня денек, даже для меня.
НАДЕЖДА.Так вы что, знакомы!?
ИВАН.Знакомы.
МАРИЯ.А давай, Ванечка, за встречу. (Берет стакан).
НАДЕЖДА.Ваня, почему ты не говорил мне?
ИВАН.Что?
МАРИЯ.Он стеснялся.
ИВАН.Я не знал.
НАДЕЖДА.И давно вы знакомы?
МАРИЯ.Давно. Вань, будем. (Поднимает стакан).
НАДЕЖДА.Ваня? Мама?
ИВАН.Хочешь пей, я не буду.
МАРИЯ.Он алкоголик, Наденька, ты не знала?
НАДЕЖДА.Я знаю, он больше не будет.
МАРИЯ.Ты его пьяным не видела? Нет? Тогда ты многого не видела.
ИВАН.Машка, прекрати.
МАРИЯ.А что? Только тебе можно куражиться?
НАДЕЖДА.Мама, не пей и поезжай домой.
МАРИЯ.Дура ты, Надька, ну почему ты такая дура! (Ставит стакан на стол).
ИВАН.Маш, нельзя так разговаривать, она еще дите.
НАДЕЖДА.Я не ребенок, ой, мне надо в туалет. (Выбегает из комнаты).
МАРИЯ.Сволочь! Дитя! А сам как пе...
ИВАН.Заткнись, врешь ты!
МАРИЯ.Может, и нет.
ИВАН.Врешь, и ты это знаешь.
МАРИЯ.Но может быть? Может.
ИВАН.Нет! не может.
МАРИЯ.Это почему же? Ну почему?
ИВАН.Потому, неважно. Ты лжешь, лжешь всю жизнь, потому и я сбежал от тебя и она удирает.
МАРИЯ.(Понизив тон). Ваня, у меня с Надей есть проблемы, но решаемые. Для тебя это очередная игра, а для нее, может быть, и по-другому, ты это понимаешь? Оставь ее, я тебя прошу, умоляю, она, действительно, ребенок...
(Входит Надежда).
НАДЕЖДА.Все, мама, уходи. Прекратим это бесполезный спор. Ваня, скажи ей.
МАРИЯ.Что он может мне сказать?
НАДЕЖДА.Ваня, это твой дом, пусть она уйдет.
МАРИЯ.Это дом? Эту конуру ты называешь домом?
НАДЕЖДА.Дом - это там, где тебя любят.
МАРИЯ.Ты считаешь, что он тебя любит и поэтому здесь твой дом?
НАДЕЖДА.Да, и еще потому, что я его люблю.
МАРИЯ.Тебе восемнадцать лет, что ты можешь понимать в любви.
НАДЕЖДА.А в любви ничего понимать и не надо, надо просто любить.
МАРИЯ.Ванька, скажи ей правду.
ИВАН.Какую правду?
МАРИЯ.Скажи ей, что у тебя любовь - дело простое. Ты любишь всех и все любят тебя. Скажи ей правду, что она одна из многих твоих любовей, как ты их называешь, и это всего на месяц-другой, ведь не больше, ну скажи сам, ты, правдолюбец.
НАДЕЖДА.Все это неважно, главное, что есть сейчас.
МАРИЯ.Да нет ничего сейчас, нет! И вообще ничего нет, ничего серьезного и обязательного нет. (В комнату незаметно для всех входит Александра, одета изыскано, слегка экстравагантно). Чушь, все разрушается...
АЛЕКСАНДРА. Лишь пирамиды вечны.
МАРИЯ.Вам что нужно?!
АЛЕКСАНДРА. Простите, что прерываю вашу философическую беседу, но не откажите в любезности.
МАРИЯ.Что вы хотите?
АЛЕКСАНДРА. Где здесь дамская комната?
МАРИЯ.Там же, где мужской сортир, здесь все как при фараонах, унитаз, биде, умывальник - три в одном и тараканы, не наступите.
АЛЕКСАНДРА. Благодарю вас, вы очень любезны. (Александра внимательно осматривает жилище и выходит из комнаты).
МАРИЯ.(Ивану). Это кто такая?
ИВАН.Не знаю.
МАРИЯ.Знаешь, я же вижу, что знаешь. Зачем она приходила, посмотреть на ситуацию? Надюша, ты видишь? Ты видишь? Разуй глаза, у него здесь проходной бабий двор!
НАДЕЖДА.Ваня, кто эта женщина?
ИВАН.Знакомая, бывшая знакомая. Я не знаю, зачем она здесь.
МАРИЯ.А я знаю зачем. Это она тебе недавно звонила? Она. (Надежде) Что я тебе говорю.
НАДЕЖДА.Ваня! Мама! Я так не могу! Зачем ты пришла, все портить? Я устала, сумки эти еле дотащила, (Марии) ты все портишь!
МАРИЯ.Да что ты, здесь и портить-то нечего. Нет ничего потому что. Вот скажи, почему он, джентльмен, тебе не помог сумки твои, кстати, одна сумка моя, допереть до своей конуры? Почему? раз он тебя любит.
НАДЕЖДА.Я сама не хотела. Я сама хочу все делать, просто они тяжелые.
МАРИЯ.А может, потому что боялся с твоей мамочкой повстречаться? Что, Вань, боялся?
ИВАН.Что мне тебя бояться? И потом, я со всеми своими тещами, если приходилось общаться, неплохо ладил. Они меня даже любили по-своему, по-тещенски, конечно.
НАДЕЖДА.Ваня не боялся, я его приглашала к себе, когда тебя не было дома.