Кофырин Николай Валентинович
Читатель решает всё!

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 3, последний от 06/03/2009.
  • © Copyright Кофырин Николай Валентинович (nikolaykofyrin@mail.ru)
  • Размещен: 21/12/2006, изменен: 21/12/2006. 5k. Статистика.
  • Эссе: Публицистика
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Место и роль читателя в литературном процессе

  •   Николай Кофырин Читатель решает всё!
      
      Для кого пишет автор? Для Себя? Для читателей? Для критиков? Для собратьев-писателей? Или выполняя своё предназначение?
      Ради чего он, вообще, пишет? Ради денег? Ради славы? Или ради самоутверждения? Ради развлечения публики или просвещения читателей? Или ради личного самопознания и самосовершенствования?
      А может быть, не Зачем, а Почему?! Потому что не может не писать? Или потому что для него это самоспасение? Или потому что это своего рода зависимость, не позволяющая проводить "ни дня без строчки"?
      Наверное, всех писателей можно разделить на две категории: пишущих для развлечения читателей, и пишущих для личного самопознания. И критерий истины здесь - корысть! Если мотивы творчества бескорыстны или если мотивы творчества - получение денег, славы.
      Известная пушкинская формула: "пишу для себя, печатаю исключительно ради денег".
      Лев Толстой высказывался категоричнее: "То, что сочинения мои продавались эти последние 10 лет, - было самым тяжелым для меня делом жизни."
      Кто же заказчик творчества писателя: читатель (редактор) или тот, кого Пастернак называл истинным творцом своих произведений?
      Без вдохновения, как известно, не создашь ничего путного. Но "не продаётся вдохновенье!" однако можно продать рукопись! Что мы и видим на прилавках книжных магазинов.
      Литературный процесс превратился в бизнес, мало чем отличающийся от прочих видов бизнеса, где главную скрипку играет потребитель, то есть читатель.
      Уже не звучащий внутри голос поэта, а голос читателя (издателя) определяет, какой будет книга и о чём она будет.
      Сходите на любую встречу писателя с читателями, и вы увидите, чего хочет читатель. Читатель не хочет автора, он хочет себя увидеть автором! Он просит продолжения, он заказывает, требует "хэппи энда".
      Для читателЯ или для читателЕЙ пишет автор? То есть для своего читателя или на потребу толпы? Задумывается он об адекватности восприятия читателем высказанного им, или ему безразлично, как его понимают: "побольше рекламы, и схавают".
      Показательно, что реклама указывает на то, сколько затрачено средств и сколько выпущено экземпляров, а не качество самого продукта. Никто уже не ставит себе целью, чтобы его читали через 100 или лучше через 1000 лет.
      Раньше между читателем и писателем были душевные, почти интимные по своему характеру отношения. Сейчас же - рыночные: деньги-товар-деньги! Писатель здесь не служитель муз, не терпящих суеты, а участник производственного процесса по изготовлению и реализации ширпотреба, где критерий всему - касса! Чем больше прибыль - тем лучше писатель! А прибыль делает потребитель, то есть читатель! Что он хочет, то и должно создаваться ему на потребу. И чем более многочисленный будет этот читатель, тем больше прибыль (читай - успех). Поэтому писатель, с подачи издателя, в погоне за успехом у массового читателя, вынужден ориентироваться не на звучащий в нём голос Творца, а на зов толпы, принижающей "до себя" уровень претензий писателя. Чтобы как можно больше похвалили, нужно занижать уровень, и писать не для себя, а для непонятно-какого "всех".
      Уже не писатель, как это было раньше, поднимает читателя до своего уровня, а читатель заставляет спуститься писателя до уровня своих повседневных забот. Отсюда и мелкотемье, поверхностность, развлекательность литературы.
      Писатель давно уже не пророк, никто его и не воспринимает как Учителя, как совесть народную. Писатель ныне жалкий фигляр, пытающийся любыми средствами привлечь к себе внимание читателей, готовый на любой пиар, любой эпатаж, делающий перфоманс из собственного эксгибиционизма!
      И закономерно, что победителями всевозможных премий становятся самые распиаренные авторы.
      Уже не писатель, а читатель решает всё. Читатель, как покупатель, всегда прав! Кто платит, тот и заказывает музыку. И читатель голосует рублём!
      Не похоже, чтобы современных авторов интересует мнение читателей, степень их понимания. Потому что читатель это всего лишь потребитель, а не цензор и не критик.
      Кого сейчас интересует: поняли или не поняли, - главное, чтобы купили! Поскольку именно тиражами определяется успех автора, а отнюдь не силой его идей!
      Вспомните слова писателя из фильма "Сталкер": "Ведь я раньше думал, что от моих книг кто-то становится лучше. Да не нужен я никому! Я сдохну, и через два дня меня забудут и начнут жрать кого-нибудь другого. Ведь я думал переделать их, а переделали-то меня, по своему образу и подобию...".
      Читателю в современной жизни от книги нужен релакс. Уже все забыли, что чтение книги - это труд души и ума. Нет, никто не хочет тратить деньги, заработанные нелёгким трудом, на то, чтобы ещё трудиться. Люди хотят развлечений! Хлеба и зрелищ! И в этом трудно их упрекнуть. Так было всегда!
      "Когда признанья нет, поэт, увы, свободен, когда известен - раб пустой толпы. Он лишь тогда ей на потребу годен, когда творит за деньги, без любви. Лишь без наград, без всякого признанья, вдали от липкой жизни суеты творит он для себя, как в покаянье. Он Дара раб, а не людской молвы!"
      _________________________________________________________
      Новая Русская Литература www.newruslit.nm.ru

  • Комментарии: 3, последний от 06/03/2009.
  • © Copyright Кофырин Николай Валентинович (nikolaykofyrin@mail.ru)
  • Обновлено: 21/12/2006. 5k. Статистика.
  • Эссе: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.