"Зачем нужно создавать с нуля новую революционную коммунистическую рабочую партию, если в России уже 15 лет есть такая партия - РКРП-РПК",- пишет активист РКРП-РПК Артем Буслаев. И вопрос действительно важный. Зачем строить с нуля революционную марксистскую партию, если таковая уже имеется в России?
На первый взгляд все логично и даже слова в названии партии те, что надо. Однако, есть серьезные несовпадения в идеологии, практике и структуре уже существующей (несмотря на свою очевидную слабость, сильнейшей на левом поле) РКРП-РПК с тем к чему стремится новое поколение марксистов. К чему они в первую очередь сводятся?
1. РКРП-РПК - партия со сталинистской идеологией, с мифологизированной оценкой советского прошлого. Опираясь на ревизионистский по отношению к "классическому", сталинский марксизм, она, отказывается от реального анализа опыта Революции 1917 года и СССР, заменяя его красивой картинкой достигнутых успехов. Такой теоретический базис не позволяет российской партии коммунистов последовательно и бескомпромиссно двигаться к постановке новых исторических задач классовой борьбы.
Идеология РКРП-РПК обращена в идеализируемое прошлое, а не направлена к содержанию новой революции. В своей политической логике российская партия коммунистов идет к новой революции не от целостного, а не фрагментарного понимания интересов реального рабочего класса. Эти интересы, во многом учтенные, но во многом и оставленные без внимания, в ее Программе подчинены задаче "восстановить советскую власть". Причем не в ее революционном октябрьском виде, а в форме переродившегося, бюрократического, сталинского и постсталинского государства. Понимаемого идеологами партии не только без существенных недостатков, но и без всей присущей вредности делу рабочего класса.
2. Основываясь на базисе "Сталин делал правильно", РКРП-РПК оказывается не способна определить реальные причины контрреволюции в СССР. Очевидная логика от партийного аппаратчика и чиновника, через отстранение масс от управления, к собственнику нынешней России - поистине волшебная тайна для теоретиков РКРП. Вопрос буржуазной реставрации в их понимании чаще всего сводится к "давнему плану империалистических держав развалить СССР" и насквозь антимарксистскому субъективистскому "предательству руководителей КПСС". Никакого объективного социально-экономического анализа процессов в СССР у РКРП-РПК нет.
3. Не желая серьезно разбираться в советском прошлом, из страха разрушить радужную картину "реального социализма", РКРП-РПК оказывается почти беспомощна и в анализе современного российского капитализма. "Компрадорская буржуазия" и "компрадорский режим" предающие интересы народа, эксплуатирующих пролетариат, разрушающих экономику - вот то, к чему главным образом сводятся суждения о капиталистической России в Программе РКРП-РПК. Недостаточность, а главное бесполезность и даже вредность такого "анализа" для роста сознательности рабочего класса очевидна. Как могут коммунисты усвоить исторический урок и научить чему-то рабочих, если они обманывают сами себя? Даже Виктор Тюлькин, лидер партии, выступая с интересными и во многом верными публикациями, посвященными рассмотрению современного русского капитализма, оказывается связан в своих оценках догматами партии. Он хоть и признает империалистический характер нынешней России, выделяя основные общественные противоречия и приводя важные факты, но не может, не разорвав порочных пут уже построенного "социализма в отдельно взятой стране" и "верного сталинского пути", вместе с собственной партией предложить в полной мере системную и адекватную современным реалиям программу революции.
Программа РКРП-РПК совершенно молчит о том, о чем хоть немного говорят некоторые идеологи РКРП-РПК. Об империалистической (пускай и полупериферийной) сущности капитализма современной России, о месте отечественных ТНК в мировой системе разделения труда, их роли на внутреннем рынке в Программе российской партии коммунистов нет ни слова, хотя съезд этой организации прошел всего несколько месяцев назад и мог бы прояснить этот вопрос в главном идеологическом документе. Но проблема эта выходит за рамки "теоретического понимания", больше относясь к внутренней природе РКРП-РПК.
По-сути, никакого полного анализа современного российского, да и мирового капитализма, у этой партии нет. И что принципиально - не может быть, по причине господства наполовину идеалистического подхода к новейшей истории. Марксизм в анализе капитализма начисто отметается там, где предметом исследования становится СССР (связь советского общества с "новым" капитализмом). Такой субъективно-материалистический метод в конечном итоге никого не может привести к целостному видению исторической картины, а значит и к полноценному пониманию целей, стратегии и задач революционной борьбы.
4. РКРП-РПК - это не партия рабочего класса в современном смысле его интересов. Все видение целей борьбы для большинства ее активистов сводится к "восстановлению советской власти", а не осуществлению новой революции, с учетом всех классовых противоречий современной эпохи, их природы и развития. Что такое будущая революция по Программе РКРП? Это просто "реставрация социализма", причем в том же самом виде, в каком он имел место в СССР, без какой либо реальной демократизации политической власти и без опоры на самоорганизацию масс, без принципиальных перемен в политическом и общественном устройстве. Без поиска новых форм экономической организации, изменения культурных отношений - что тоже очень значимо.
Военный вопрос, излюбленное детище национал-патриотов из КПРФ, у РКРП-РПК "решается" очень просто: надо восстановить порядок в армии, поднять ее боеспособность. Ни о какой демократизации армии, а уж тем более демократизации милиции, судов, прокураторы речь не идет. И действительно, зачем что-то менять ведь в Советском Союзе все было хорошо. Напрочь забыв, для чего необходимо вооружение народа и демократизация политики в рабочем государстве, РКРП-РПК уже 15 лет, как пишет товарищ Буслаев, предлагает нам то же самое: вернуть все как было. В истории так не бывает, необходимо адекватно отвечать на запросы времени иначе "революционной партией" можно только называться.
И хотя РКРП-РПК, в отличие от КПРФ, партия коммунистическая, классово ориентированная на пролетариат, но борющемуся за свое освобождение рабочему классу она не может дать никакого современного идеологического оружия. Тот марксизм, которым она располагает - это ржавый, подвергнутый ревизии, табуированный и одурманенный мифами марксизм. Такое ли теоретическое оснащение нужно революции?
5. Являясь коммунистической партий, РКРП-РПК имеет, кроме обозначенных, еще один серьезный недостаток - государственничество. Он обнаруживается в большей мере не через идеализацию советского государства (полностью игнорируется его бюрократическая, подавляющая пролетариат сущность), а в оценках текущих политических процессов. Характеризуя которые РКРП-РПК часто путает государство пролетарское и государство буржуазное (что всегда являлось признаком вызревающего оппортунизма). Наиболее наглядно проявляется это в вопросе о Чечне. Забывая о марксистском принципе права наций на самоопределение, РКРП-РПК, осуждает войну, но "чеченскую проблему" предлагает решать исходя из "сохранения целостности страны". Ленин же, никогда не писавший в царской России "родина" с большой буквы, и всегда клеймивший патриотический обман пролетариата буржуазией, становится для РКРП-РПК абстрактным авторитетом, который в национальном вопросе оказывается как бы и не нужен.
6. Структура РКРП-РПК демократична только с виду, а точнее лишь с некоторых букв Устава. В реальности партия воплощает тот же гнилой КПССсный вариант "демократического централизма", когда роль секретарей в сравнении с ролью комитетов чрезмерна велика, а роль низовых ячеек партии сведена к исполнительским функциям. Внутри партии господствует жесткий догматический режим, не допускающий развития альтернативных оценок советского прошлого, свободной (инициируемой в низах) дискуссии (о "вечном зле", фракциях, речь вообще не идет), а значит и полноценного анализа настоящего. Если ответ на, какой либо, вопрос противоречит идеализированной картине по которой "партия уже определилась", то его непременно отклоняют, "разбивая" теоретически в стороне от реально идущей среди левых полемики.
7. Программа РКРП-РПК, если брать ее как единый политический план, не отражает целостно, в системе планируемых преобразований, реальных проблем российского общества. Очень правильная в вопросе о том, каким должен стать коммунизм, она совершенно слаба в вопросе о том, что нам коммунистам делать с современной Россией. Но именно ответ на этот вопрос более всего необходим сегодня новому, выросшему за последние годы левому движению.
8. Важным недостатком (в действительности логичным пороком) РКРП-РПК является практика раскрытых объятий в отношении патриотов разного рода и агрессивная "критика" практических всех не сталинистских и не патриотических левых. Рассматривая их как "мелкобуржуазных" врагов рабочего класса, ультра радикалов, "троцкистских двурушников", РКРП-РПК (безусловно, в интересах самосохранения) сама делает невозможным для себя диалог с новым поколением коммунистов. Не действуя пугающе на молодых марксистов подобные обвинения-заклинания хорошо демонстрируют глубокий сектантский дух РКРП-РПК.
9. Отсутствие самостоятельной стратегии (зависимость от КПРФ), несмотря на декларацию ее наличия - еще один серьезный минус РКРП-РПК. Критикуя КПРФ за то, что партия Зюганова не говорит о революции вообще или недостаточное количество раз произносит устами своих лидеров где-либо главные слова коммунизма, РКРП-РПК стремится подчеркнуть, что всегда говорила о пролетариате, эксплуатации, классовой борьбе и революции. Но это еще не делает РКРП-РПК адекватно революционной силой. При всей этой "критике" РКРП-РПК организации Зюганова, радикальные марксисты, обличающие КПРФ куда более едко и последовательно (открывающие взгляду ее антирабочую, не коммунистическую, реакционную и спекулятивную сущность) вызывают у членов РКРП-РПК и РКСМ(б), ее комсомола, подчас неприкрытое раздражение.
Причина всего подобного поведения РКРП-РПК не является чем-то сложным. Просто в нынешних условиях КПРФ и РКРП-РПК, как и ряд других партий вышедших из 1990-х, находятся в неком симбиозе. Без РКРП-РПК Зюганов не может электорально маневрировать влево, а без КПРФ РКРП-РПК не в силах поддерживать свое существование на прежнем уровне (многое решает место в ГД). Получается, что вся возможная взаимная критика не более чем декор, а вовсе не столкновение двух политических фракций пролетариата. Все это - недопустимая для революционных марксистов политическая практика.
Таков краткий и вряд ли полный перечень причин, по которым новое революционное марксистское движение не может влиться в РКРП-РПК. Имея другую социально-историческую природу, молодое поколение коммунистов обладает совершенно иным пониманием классовой стратегии, общественных преобразований и партийной организации. Оно не заражено бациллами идеализма и субъективизма. Оно не училось марксизму у "проверенных профессоров", а все свои шаги делало самостоятельно. И именно поэтому молодое поколение коммунистов, безусловно, сможет создать новую партию революции.
РКРП-РПК - организация с героическим прошлым. Она решительно и принципиально вела борьбу с реставрационным буржуазным режимом в начале 1990-х. Но она вела ее исходя из стратегии защиты советского общества, частью которого всегда была. Нет ни малейшего сомнения в том, что РКРП-РПК примет активное участие в предстоящих сражениях за социализм. Но идейным центром борьбы, классовым авангардом революции должна будет стать другая, новая партия. И наша задача, учтя все ошибки прошлого, построить ее, не теряя времени.