Крылов Александр Владимирович
История Северной железной дороги. 4. Становление коллектива

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Крылов Александр Владимирович (geant@yandex.ru)
  • Обновлено: 11/10/2009. 10k. Статистика.
  • Монография: История

  •   Крылов Александр Владимирович
      
      История Северной железной дороги
      
      4. Становление коллектива
      
      Первыми рабочими локомотивного депо стали бывшие строители, а также те, кто прибыл на новостройку по путевке комсомола или откликнулся на приглашение наркомата путей сообщения, телеграмма которого, разосланная по сетям действующих железных дорог, призывала специалистов разного профиля выехать на Северо-Печорскую ж.д. в командировку на срок 18 месяцев. Однако массового призыва к выезду не было. Не шумели тогда о новостройке так, как это было с Турксибом, Магниткой, а в наши дни - с БАМом.
      По путевке Архангельского обкома комсомола в 1937 году приехал на стройку Анатолий Герасимович Баранов. Он участвовал в формировании коллектива паровозников сначала в Айкино, затем в Княжпогосте, преподавал на курсах помощников машинистов. В те первые дни был начальником депо Княжпогост. До конца своей жизни он трудился в Микуньском депо машинистом и на руководящих постах.
      Летом 1942 года в Княжпогосте стало действовать железнодорожное училище. Его выпускники образовали впоследствии костяк коллектива рабочих Микуньского депо. Кстати сказать, не только депо, но и других подразделений узла.
      После открытия сквозного движения поездов на всем протяжении Северо-Печорской ж. д., осуществленного в начале 1942 года, перевозки возрастали ежегодно почти вдвое. Если в 1942 году из Воркуты и Инты было отправлено 759 тысяч тонн угля, то в 1943 - уже 1705 тыс. тонн, а в 1944 - 2553 к т. д. Это потребовало притока на дорогу квалифицированных кадров. На месте их в должном количестве не было. И тогда по указанию Государственного Комитета обороны в Княжпогост был направлен 20-ый эксплуатационный железнодорожный полк. Он пробыл там два года. В 1944 году его заменили квалифицированнее кадры, командированные наркоматом путей сообщения с южных и западных дорог. Там из-за разрушений железнодорожного хозяйства образовался резерв кадров.
      А когда закончилась война, в депо стали приезжать воины, демобилизованные из рядов Советской Армии.
      В 50-х годах коллектив депо активно пополнялся выпускниками годичных курсов и трехгодичных школ машинистов. Штат помощников машинистов и ремонтников рос за счет выпускников железнодорожного училища, переведенного из Княжпогоста в Микунь, и школ ФЗО.
      Сегодня в депо трудятся высококвалифицированные кадры. Так, 23 человека имеют высшее образование, 123 - среднетехническое, 459-общее среднее.
      А о том, какой уровень образования был у рабочих депо тогда, можно судить хотя бы на примере Алексея Ивановича Целоусова. Он также из числа первопроходцев. Ездил по временному мосту через Вымь и даже вместе с паровозом проваливался с него в реку. Позже стал машинистом первого класса, почетным железнодорожником, машинистом-инструктором, а образование имел всего один класс. Ни заявлений, ни объяснений сам написать не мог. Это делала за него жена, Мария Федоровна, тогда нарядчик паровозных бригад.
      Да не будет он в обиде на автора этих строк, если последний разгласит тайну прошлого и расскажет о том. как Алексей Иванович ходил в вечернюю школу. Б 50-х годах начальство стало нижнего наседать, требуя бумагу об образовании. И он пошел учиться в 5-й класс. (Начальных групп в ШРМ не было). А там ему ставили тройки только за то, что он аккуратно посещал уроки и смирно на них сидел. Большего сделать он не мог. Так ведь и получил нужную бумагу. Конечно, никто Алексею Ивановичу не делал за то упреков. Тем паче, что имел он светлую голову и золотые руки. То же самое можно сказать о его братьях, Степане - машинисте углеподъемного крана, и Павле - машинисте локомотива. Сейчас супруги Целоусовы живут в Симферополе.
      Нет ныне в депо женщин, занятых на тяжелых работах. А в те далекие времена, не только на паровозах, но и в ремонтных цехах трудились молодые девушки. Например, Полина Спасибёнок была машинистом парового кузнечного молота, Аня Мишукова - токарем. Рая Богданова - слесарем по ремонту турбогенераторов, Галя Голубина - манометристом и т. д.
      Сегодня депо в таком возрасте, когда можно говорить о рабочих династиях. Правда, они пока "малоярусные", всего в два поколения. Однако и этим уже можно гордиться. Кроме того, есть в депо и одна более солидная династия машинистов. Основатель, ее - Петр Андреевич Осиповых, которого. уже, к сожалению, нет с нами. Дело отца продолжил сын, Петр Петрович. А теперь уже на большую трудовую дорогу выходят и внуки, Владимир и Геннадий.
      Более 90 фамилий можно поместить в список под заголовком "Отцы и дети". Причем, в 22 случаях профессию родителей наследуют два человека. Некоторых из них назовем; Горохов Дмитрий Ефимович, жена Надежда Александровна, сыновья - Александр и Борис: Килюшев Николай Егорович, жена - Александра Ивановна, сыновья - Сергей и Валерий: Люосев Александр Иванович, жена - Клавдия Дмитриевна, сыновья -Евгений и Николай; Гусев Михаил Сергеевич, Пучнин Назар Осипович, сыновья - Анатолий и Владимир.
      История семей Гусевых и Пучниных такова, что обязывает нас низко поклониться их памяти. И вот почему. В 1944 году на фронте погиб Михаил Сергеевич Гусев. Жена, Мария Алексеевна, осталась вдовой с пятью детьми на руках. Товарищ по работе и сосед по жительству в Княжпогосте, Назар Осипович Пучнин поставил перед собой цель помочь бедствующей семье. Он посчитал, что судьба проявила несправедливость: он, бездетный, остался жив, а товарищ погиб. Два года Мария Алексеевна отказывалась от брачного предложения Назара Осиповича, но дети есть дети. Они и без отца и почти без средств к существованию. Все-таки пять ртов и свой шестой. Таким образом Назар Осипович стал во главе семьи.
      Он не навязывал себя детям в качестве отца, умел быть сдержанным, мягким в обращении, заботливым. Тепло о нем вспоминают сейчас уже большие Гусевы. Все дети встали на ноги. Старший, Анатолии, окончил железнодорожный институт и работает заместителем начальника Микуньского локомотивного депо. Владимир - техникум, машинист тепловоза. Он награжден орденом "Знак почета". Сестра Шура закончила техникум и проживает в Братске. Брат Валерий - выпускник сельскохозяйственного института, сестра Валентина - закончила Пермский университет.
      А самого Михаила Сергеевича мы чтим не только как защитника Родины, отдавшего за нас свою жизнь, но и как первопроходца Северо-Печорской железной дороги. в списке ветеранов депо он должен занимать соответствующее место, хотя в его трудовую книжку и не успели сделать запись о зачислении в штат.
      Достоин уважения и неброский ежедневный труд других людей в течение многих лет. Например, Нина Прокофьевна Осунина с 1945 года и по сей день, а это уже более 40 лет, трудится в бухгалтерии, начисляет зарплату. И не было случая, чтобы она чем-то когда-то огорчила тех, кто водит поезда, то есть допустила ошибку.
      Депо на Микуньском железнодорожном узле занимает ведущее место не только по численности работающих, но и по общеобразовательному уровню и профессиональной подготовке кадров. Поэтому совершенно естественно, что из среды этого коллектива многие потом выдвигались на работу в советском, партийном аппарате или делегировались для участия в работе руководящих органов на общественных началах. 8 человек за последние 40 лет избирались депутатами Верховного Совета Коми АССР, а машинист Евгений Михайлович Алексеев - Верховного Совета СССР VII созыва; токарь Анна Сергеевна Мишукова была членом ЦК профсоюза железнодорожников; начальник депо Юрий Львович Жестарев - ныне первый секретарь Ухтинского горкома КПСС; слесари Анатолий Алексеевич Карпов и Николай Николаевич Балин - партийные работники на уровне райкомов; Иов Михайлович Турбылев - директор совхоза "Коквицкий". Длительное время председателями Микуньского юрисполкома были деповчане Е. М. Алексеев и А. А. Мельник.
      Около 50 человек из числа работников депо имеют государственные награды, а 9 из них - несколько. Их имена: Э. А. Лятиев. А. Н. Васильев, П. У. Пилипчук, Н. А. Трусов, В. П. Фотиев, В. И. Гнида, Г. И. Дружков, В. С. Аксеновский и Ю. М. Кузнецов. 15 человек награждено знаком "Почетный железнодорожник". Это высшая профессиональная награда на железнодорожном транспорте.
      Деповчане активно участвуют во всех общественных мероприятиях, проводимых в городе и районе. Так. они ежегодно жертвуют в Фонд мира по 12-14 тысяч рублей из своих сбережений.
      В заключение разговора о формировании коллектива следует сказать о дне его рождения. Необходимость в постановке данного вопроса определяется тем, что некоторые наши современники ведут летоисчисление со дня переезда депо из Княжпогоста в Микунь, то есть с сентября 1947 года. Однако из приведенных здесь фактов следует вывод, что годом рождения депо является 1937. Ведь именно тогда жители Княжпогоста услышали первые паровозные гудки. Лишать коллектив этой даты только потому, что локомотивное хозяйство в те годы находилось в ведении строителей, а не НКПС, неправомерно. Ведь не меняют же год рождения человеку, если в детстве у него сменились родители или в том случае, когда он переехал жить на новое место. А под термином "депо" следует подразумевать не буквальный перевод - "сарай", а живой коллектив, людей. Отнимать у них первые годы жизни, в данном случае 10 лет, неправильно, к тому же в них входит период Великой Отечественной войны, когда коллектив отдавал все свои силы для достижения победы над врагом.
      Если же кто-то из несогласных пожелает апеллировать к юридическим документам и на их основе будет называть дату рождения депо, то автор настоящего исследования рекомендует обратиться б архив, где без труда можно найти кадровый приказ Љ 1 от 15 сентября 1942 года. Этим приказом работники из штата строителей зачислялись в штат депо, входящего в состав Печорской железной дороги.
      
      (c) Крылов В.А., г.Микунь, газета Вперед, 1987, выпуск 99 от 08.15
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Крылов Александр Владимирович (geant@yandex.ru)
  • Обновлено: 11/10/2009. 10k. Статистика.
  • Монография: История

  • Связаться с программистом сайта.