Крылов Александр Владимирович
История Северной железной дороги. 5. Все для Победы!

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Крылов Александр Владимирович (geant@yandex.ru)
  • Обновлено: 11/10/2009. 5k. Статистика.
  • Монография: История

  •   Крылов Александр Владимирович
      
      История Северной железной дороги
      
      5. Все для Победы!
      
      Северо-Печорская дорога родилась очень вовремя. Уже с начала 1942 года уголь пошел на выход, т е. для всей страны. Железнодорожники Княжпогостского узла четко понимали значимость своего труда. Лозунг "Все для победы!" был для них призывом к действию. Они изыскивали все пути к увеличению перевозок. В областной газете нередко можно было читать такие строки: "На участке Ижма-Княжпогост машинист Гомотонов с помощником Луниным водят поезда с превышением весовой нормы на 200 тонн. К тому же они инициаторы лунинского ухода за паровозом".
      Последнее имело очень большое значение для поддержания локомотивов в рабочем состоянии. Движение получило название в предвоенные годы от фамилии новосибирского машиниста; комсомольца Николая Лунина. Суть почина состояла в том, что за счет добросовестного и грамотного ухода со стороны прикрепленных бригад паровозы должны работать без захода в депо на неплановый ремонт. Все неисправности, появлявшиеся в межремонтный период, устранять силами бригад.
      На Печорской дороге лунинский уход восполнял слабую оснащенность ремонтной базы. Да и поставка запчастей н период войны хромала. Каждый шплинт был на вес золота. Естественно, что в условиях удаленности железнодорожного подразделения от промышленных предприятий эти трудности были наиболее ощутимы, а лунинские принципы всячески поощрялись. Так, паровозу старшего машиниста Лоскутова за 1943 год по данным показателям было присвоено звание лучшего по сети железных дорог.
      Успешной работе паровозников помогали коллективы нетранспортных организаций узла. Так, ремонтно-механические мастерские шефствовали над паровозами старших машинистов Бережного, Целоусова, Гричаного.
      Среди железнодорожников неустанно шла борьба за сокращение оборота вагонов. Особо в 1944 году по этому показателю отличились машинисты Кузочкин и Кучеров.
      Вот еще одно сообщение о трудовом подвиге Княжпогостских паровозников: "По инициативе машиниста-инструктора Глушкова паровозные бригады его колонны провели штурмовые сутки по разгрузке станций от скопившихся поездов. Сам Глушков, не сходя с паровоза, сделал два рейса от станции Княжпогост до станции Мадмас. Только в нечетном направлении он перевез груза на 5 нормальных составов. С. Курманов".
      Справка: Семен Александрович Курманов был однокашником по курсам паровозников Ладановой Л. И. и Попову А. В Сообщение в газету он делал, будучи секретарем партийной организации депо. Сейчас дело отца продолжает сын Семена Александровича Дмитрий. Его стаж уже более 20 лет.
      О Глушкове Л. П.: Леонид Петрович в 1952 году был награжден орденом Ленина.
      За июнь 1944 года коллективу дороги было присуждено переходящее Красное знамя ВЦСПС и Наркомата путей сообщения. Это была большая честь, оказанная совсем молодой железной дороге. Свой вклад в успех внесли и наши деповчане. В соответствующих документах говорилось о том, что особо отличились тогда машинисты Кузочкин и Бараненко.
      В предвоенные годы трудящиеся Советского Союза подписывались на займы дабы помочь своими сбережениями успешному выполнению программ пятилеток. Обычно подписка составляла двух-трехнедельный заработок. В течение 10-ти месяцев обозначенная при подписке сумма удерживалась из заработной платы, а по истечении этого срока трудящимся на руки выдавались облигации. В период же войны подписка составляла месячный заработок, а подчас и более, а полученные облигации, как правило. трудящиеся сдавали в фонд обороны.
      Кроме того, были массовыми случаи единовременного взноса личных сбережений, адресуя их на постройку танков или самолетов. Особенно широкий размах это движение приобрело в 1943 году, когда тамбовский колхозник Ферапонт Головатый внес на постройку танковой колонны 100 тысяч рублей
      А горняки Воркуты сделали свой личный вклад несколько иначе. Они в нерабочее время добывали уголь и отправляли его в подарок Ленинграду. Инициатором был горный мастер Василий Погорельский. После прорыва ленинградской блокады он спустился в шахту, нарубил 50 тонн угля, оплатил его стоимость и попросил дирекцию отправить его в подарок ленинградцам. Вскоре другие шахтеры последовали его примеру.
      Одиннадцать эшелонов с углем друг за другом ушли из Воркуты. Спустя некоторое время таким же путем было добыто и отправлено еще 10 эшелонов. Секретарь Ленинградского обкома партии А. А. Жданов в своей телеграмме выразил благодарность шахтерам.
      Не остались в стороне и железнодорожники. Они также помогали фронту деньгами. 19 апреля 1944 года княжпогостцы получили от Верховного главнокомандующего следующую телеграмму: "Секретарю узлового парткома Устименко, председателю комитета профсоюза т. Сереброву. Прошу передать железнодорожникам узла, собравшим на строительство танковой колонны "Северо-Печорский железнодорожник" 105250 рублей, мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин".
      А машинист из депо Кулой Петр Харитонович Завидей последовал примеру воркутинцев, Он закупил в Коношском леспромхозе состав дров и сам отвез их в Ленинград. И хотя он не микунец, его поступком гордились наши земляки.
      Аналогичные примеры можно приводить во множестве. Конечно, многие из них не оставили после себя следа в каких-то документах, но все они вошли в золотой фонд памяти людей старшего поколения.
      
      (c) Крылов В.А., г.Микунь, газета Вперед, 1987, выпуск 111 от 09.03
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Крылов Александр Владимирович (geant@yandex.ru)
  • Обновлено: 11/10/2009. 5k. Статистика.
  • Монография: История

  • Связаться с программистом сайта.