Аннотация: (c) Крылов В.А., г.Микунь, газета Вперед, 1996, выпуск 129 от 10.29
Крылов Александр Владимирович
Октябрина
По заголовку читатель, наверное, догадался что героиней данного очерка будет дочь Карла Карловича, В предыдущей публикации она была рассказчицей, как говорят, от первого лица.
Автор решил написать о ней не потому, что она совершила какой-то героический поступок, а потому, что пережила в юности все горести, выпавшие на долю ее поколения.
Сегодня можно говорить о том, что дочь <врага народа> являлась первопроходцем в плеяде железнодорожников, осваивавших великую северную магистраль. Уже это следует описать цветными красками.
На правах старшего по возрасту, далее я буду называть ее по имени, без отчества. Надеюсь, она не будет за это на меня в обиде. Тем более, сегодня это стало модно.
Итак, шел 1940 год. Семья Пихлак поездом приехала из Сибири в Котлас, а оттуда баржей в Айкино.
Октябрина вместе с братом закончила 7 классов. Ей исполнилось 16 лет. Нужно было учиться в восьмом, но в Айкино была только семилетка. Пришлось делать это в Княжпогосте. Там она и закончила восьмой класс, а в начале учебы в девятом классе ей вручили предписание явиться в Айкинскую школу ФЗО, для обучения там в группе будущих путевых обходчиков. В те времена нельзя было рассуждать, хочешь ты этого или нет. В ходу было слово <надо>. Предписание исходило от райвоенкомата. Началась Великая Отечественная война, и приказания надо было выполнять.
От Княжпогоста до Айкино ехали в грузовых вагонах в сопровождении милиционера. Девочки из Удоры пришли на лыжах. Все были в возрасте 17- 18 лет. Более молодых брать было нельзя, так как по окончании они будут работать путевыми обходчиками, кочегарами или стрелочниками. Эти должности связаны с движением поездов, поэтому работники несут перед государством полную юридическую ответственность, вплоть до судебной.
Мужское население уже шло на фронт. Именно эта участь поджидала брата Октябрины Маркса, Айкинское ФЗО Љ 7 еще только создавалось. В него призывались мальчики и девочки из Усть-Вымского, Княжпогостского, Удорского районов, а также из Воркуты и Сыктывкара. Срок обучения - три месяца. Не институт, конечно. Позже этот срок был увеличен до шести месяцев.
Размещалась школа в бывшей зоне для заключенных, с высоким забором и вышками для охранников. Правда, часовых уже не было. А располагалась она в районе бывшего Шежама, там, где сейчас находится хозяйство ДОКа.
Учащихся было 150 человек. В их распоряжении было три барака, контора и столовая. Все <апартаменты> освещались лучинами, а ответственные места, такие как окошко раздаточной в столовой - коптилкой.
Мебель в бараках состояла из топчанов без постельных принадлежностей, длинного стола и скамеек.
Через некоторое время из Сыктывкара гужевым транспортом подвезли материал для матрасов, простыней, шаровар и гимнастерок. Пошили все в Айкино. На Октябрину одежду шили по индивидуальным меркам по причине ее нестандартного роста.
Кстати, по этому же признаку она была назначена старшей в группе путевых обходчиков, которая состояла из пятидесяти человек. Одни девчонки.
В отдельном бараке жили мальчики из Воркутинской детской колонии. Они обучались на кочегаров. К занятиям приступили не сразу, с 20 ноября. Почти месяц заготавливали дрова и кирпичи для печей. Разбирали церковь в бывшем Шежаме, там, где находилась школа.
Не гладко шла учеба. Во-первых, не все имели семь классов образования. А во-вторых, удорские девчонки плохо знали русский язык. А некоторые вообще его не знали. Катя Люосева из Княжпогоста была переводчицей.
Мастеру помогали также Аня Андронова из Айкино, Валя Рыжкова и Лена Майборода из Сыктывкара, сестры Катя и Капа Люосевы из Княжпогоста.
Теорию прошли меньше, чем за три месяца. В бараке было темно и холодно. Не до учебы было. Лишь бы согреться и выспаться у печки.
Закончилось обучение 25 февраля 1943 года, и всех выпускников <академии> разослали по хозединицам Печорской железной дороги. Октябрина с Саней Масловым попали на Шежамский околоток Микуньской дистанции пути.
Через два года в январе 1945 года, ее послали на шестимесячные курсы бригадиров пути при Котласской дортехшколе. Это уже была заявка на повышение в должности. Там она встретила однокашницу по ФЗО Аню Андронову.
Однажды Октябрину вызвал к себе начальник дортехшколы и спросил: <Где твой отец?> Она ответила, что на фронте. <Не волнуйся, он жив и здоров. Он приехал на побывку. Поезжай домой>... Это был 1945 год. Вот-вот закончится война, и встретить отца живым была великая радость. На брата уже пришла похоронка. Когда же отец пришел в военкомат для получения документов на возвращение в часть, ему сказали, что он может идти домой, так как по возрасту подлежит демобилизации. Это была вторая радость для Октябрины.
По окончании дортехшколы, в звании бригадира пути, Октябрина возвратилась на Микуньскую дистанцию, а в 1946 году поступила в Ухтинский железнодорожный техникум. В 1950 году, окончив его, вернулась на прежнее место работы и через год перешла в Микуньское железнодорожное училище или, как его называли тогда, в ЖУ Љ 1, мастером производственного обучения, а позже - преподавателем. С этой должности и ушла она на пенсию.
Вот и все из биографии Октябрины Карловны Пихлак.
Автор пропустил в рассказе много трагичных, комичных, поучительных эпизодов, имевших место в жизни моей героини. Газета наша маловата по печатной площади, поэтому приходится говорить короче. Но я хочу немного рассказать о работе путейцев, иначе не все в рассказе будет понятно.
Итак, путевые обходчики. Чем они занимаются? Они проверяют состояние верхнего строения пути на предмет целостности рельсов, шпал, деталей крепления.
За каждым из них закрепляется около восьми километров, которые ежедневно нужно было проходить пешком. При этом с собой обходчики имеют: сигнальный фонарь, два флажка, шесть штук петард, сигнальный рожок, гаечный ключ. Проходящим поездам они показывают флажками сигнал о исправности пути или требование об уменьшении скорости, а в случае необходимости - остановке. Сейчас путевые обходчики почти повсеместно упразднены. Их заменяют дефектоскописты с ультразвуковыми или электромагнитными приборами, а также путеизмерительные и дефектоскопные вагоны.
Кто такой бригадир пути? Это квалифицированный руководитель рабочими (монтерами пути). В бригаде 8-12 человек. Бригадир - это низовой командир в коллективе текущего содержания пути.
Дистанция разделена на околотки. Их бывает по 10-15. Обычно за околотком закрепляется один межстанционный перегон. Во главе его стоит дорожный мастер. Это уже средний командир с техническим образованием.
Я уже говорил, что достаточно хорошо знал Октябрину как высококвалифицированного преподавателя. Она готовила грамотных путейцев. Ученики ее уважали, а это уже немало значит.
Были случаи, когда ее выпускников в некоторых ПМС сразу назначали дорожными мастерами, что говорит о высоком качестве подготовки.
Сейчас Октябрина, находясь на пенсии, принимает активное участие в общественной жизни, особенно в жизни своего училища, где проработала 24 года. Здоровья тебе, Октябрина, здоровья!
(c) Крылов В.А., г.Микунь, газета Вперед, 1996, выпуск 129 от 10.29