Смотрела · Даму ПикЋ Павла Лунгина грандиозный, гениальный фильм.
Хотя фильм неоднократно перекликается с · Мадам БаттерфляйЋ с Джереми Айронс в главной роли; внезапные или предугаданные зрителем де жа вю фильм только усиливают.
Но в чем истинная сила этого фильма - это раскрытие сути творчества Петра Ильича Чайковского.
Судьбе моей было угодно, чтобы музыка вошла в мою жизнь именно страстями и чувствами Чайковского.
Я была уже поэтом, с парами сотен стихов, которые выросли из моего существа. Стихов только моих, потому что чужие стихи начала читать позже, чем писать свои.
Мне не везло, когда я пыталась петь, не попадала в унисон, это заставляло думать меня, через отзывы других, что в музыке я чужая. И даже то состояния блаженства, которое я испытывала вытягивая ноту, не давало мне шансов.
Если случайно я слышала симфоническую музыку, я слушала не в состоянии пошевельнуться. Музыка выпивала мою душу, забирала в рабство. Музыка - драма и невыносимая боль, риск поиска смысла.
И вот- Чайковский! В большом зале консерватории дремлет мой первый муж, обладатель абсолютного слуха, и я, сжавшийся в комочек человек, лишенный всего: памяти, радости, боли, будущего, мужа, чувств, даже женственности, за уровнем которой я слежу всегда. Это позже мне спасёт жизнь Шопен, позже буду слушать игру Владимира Бунина, его игру Скрябина, Шопена, Бетховена. Когда мы с Буниным, разделённые разными судьбами, торопились домой, чтобы звонить друг другу и говорить до утра..
Это позже мне станет невозможно жить без музыки.
Чайковский, пожалуй, самый сложный и многоликий композитор. Эмоциональность его музыки, сложнейшая композиционность, в частности, его 6 симфонии определили творчество Шостаковича и Прокофьева. Шостакович, принял эстафету эмоций, чувств, Прокофьев усиливание музыки композицией, сюжетом, порой, до увертюрой лаконичности
Но что меня поразило в музыке Чайковского - это то, что я услышала в нем литератора, умного, тонкого, неоднозначного, нового каждый раз. Ни один композитор ни до него, ни даже после, не смог перевести музыку в литературу, причём, не жертвуя ничем, ни чувствами, ни звуками, ни краснотой, не прибегая к какофонии, Чайковский писал сложнейшую прозу, ловушку для судьбы слушателя. После его музыки уже нельзя было вернуться домой и жить, как раньше. Нельзя было предпочесть успешность быта драме чувств.
Но Чайковский не литератор, он всегда и в первую очередь -композитор. Чайковский огромней музыки, литературы, красоты. Его глубина- пропасть, его любовь - вечность. Он бережёт своего слушателя, не открывает всей своей глубины. Но и спрятать огромное невозможно, и он создаёт новое пространство, где нет измерений.
И вот создатели фильма ·Дама ПикЋ, умеют слушать его музыку. И музыка звучит даже тогда, когда в финале фильм вышел за грань сюжета оперы и это помогает слушателям вместить в себя все аспекты его связанной композицией и красотой звуков музыки, где каждому дано только то, что он уже знает. Случайный зритель не забредёт туда, где может заблудиться и оставить своё сердце. В этом щедрость великого композитора. В этом сила фильма, что нам, как предчувствие, открываются тайны музыки Пётра Ильича.
Этот фильм - лучший обзор творчества композитора.