Аннотация: Короткая пьеса-притча о долгом жизненном пути.
Валентин Красногоров
ДОРОГА ТУДА, ОТКУДА НЕТ ДОРОГИ
ВНИМАНИЕ! Все авторские права на пьесу защищены законами России, международным законодательством, и принадлежат автору. Запрещается ее издание и переиздание, размножение, публичное исполнение, помещение спектаклей по ней в интернет, экранизация, перевод на иностранные языки, внесение изменений в текст пьесы при постановке (в том числе изменение названия) без письменного разрешения автора.
В этой короткой пьесе много персонажей, но их роли играются небольшим числом исполнителей. Как минимум, их должно быть трое (ОН, ОНА и КОНДУКТОР), лучше - пять-шесть. Однако в спектакле может быть занято много актеров (преимущественно актрис), и даже массовка: дети, студенты, пассажиры автобуса. Полный список ролей приведен в конце пьесы.
Эта экспериментальная (как и многие другие мои пьесы) драма - одна из последних моих работ. Короткая пьеса-притча о долгом жизненном пути. Действие происходит в некоем автобусе, символизирующем быстротекущее время (как у Пушкина в "Телеге жизни": "Ямщик седой - лихое время, везет, не слезет с облучка") На глазах у зрителя два персонажа - мужчина и женщина - в течение часа проживают свою молодость, зрелость и старость, расцвет надежд и их увядание, любовь и равнодушие, веру в лучшее и разочарование, начало жизни и ее угасание. Эпизоды сменяют один другой, и пьеса мчится быстро, как сама жизнь. Актриса в этой пьесе играет десяток разных неуловимо изменяющихся ролей (это одна из особенностей пьесы) - школьной подруги, жены, дочери, любовницы, сиделки и пр.
Сцена изображает нечто вроде внутреннего пространства автобуса - сиденья, поручни, место для кондуктора. Впрочем, сходство это очень условно. Пассажиры иногда сменяются, но и это не обязательно. Их можно обозначить манекенами. Временами этот автобус резко тормозит, его трясёт, подбрасывает на ухабах, пассажиры покачиваются, но, в общем, его движение довольно спокойное. В одном из кресел сидит Старик. Женщина-кондуктор усталым голосом привычно объявляет остановки.
В автобус заходит ОНА, ведя за руку ребёнка. Автобус продолжает движение. Женщина садится, берет малыша к себе на колени и ласково обнимает его. Мальчик с интересом смотрит в окно.
МАЛЫШ. Мама, гляди, какая птичка!
ОНА. Это ласточка.
МАЛЫШ. Как она быстро летает!
ОНА. Все ласточки быстро летают.
МАЛЫШ. Я тоже хочу быстро.
ОНА. А куда тебе спешить?
МАЛЫШ. Быстро - это хорошо.
ОНА. Вырастешь - и будешь быстрый, как ласточка.
МАЛЫШ. А я скоро вырасту?
ОНА. Скоро.
МАЛЫШ. Я хочу скорее.
ОНА. Ты уже большой.
Старик с улыбкой наблюдает за ребёнком.
МАЛЫШ. (Продолжая смотреть в окно) А зайчика я увижу?
ОНА. Зайчиков в городе не бывает.
МАЛЫШ. Совсем-совсем?
ОНА. Есть только один зайчик, очень славный. (Целует ребенка).
МАЛЫШ. (Улыбаясь) Это я?
ОНА. Ну конечно.
МАЛЫШ. (Обнимая мать) Мама, я тебя очень люблю.
ОНА. Я тебя тоже.
МАЛЫШ. Когда ты будешь старенькая, я буду о тебе заботиться.
ОНА и Малыш выходят. Входят ОН и ОНА. Они встают у поручня, тесно прижавшись друг к другу.
ОН. Ты не устала?
ОНА. Нисколько.
ОН. Мы ведь бродили по городу всю ночь.
ОНА. А перед этим весь вечер ещё отплясывали на балу.
ОН. Когда мы подарили учительнице букет, она чуть не расплакалась.
ОНА. Да и я с трудом удержала слёзы. Всегда так хотелось побыстрее закончить школу, а теперь даже жалко с ней расставаться. Всё-таки в ней было много хорошего, правда?
ОН. Правда. А главное, это уже никогда не повторится.
ОНА. Да... Грустно, правда? Я маме с восьмого класса твердила, что я взрослая, а сейчас поняла, что детство закончилось только сегодня.
ОН. Ты разве этому не рада?
ОНА. Не знаю... Если разобраться, чем плохо быть детьми? Мы все так торопились стать взрослыми, а теперь вдруг мне стало немного страшно.
ОН. А мне нисколько не страшно. Я рад свободе. Слишком много над нами было командиров: родители, учителя... Да и вообще, любой взрослый нас поучал и нами командовал. А теперь я сам взрослый.
ОНА. (Улыбаясь) И будешь сам поучать и командовать?
ОН. Я? Никогда!
ОНА. А мне всё-таки жаль, что детство кончилось.
ОН. Брось ты... О чём жалеть?
ОНА. Десять лет мы были с тобой в одном классе... Десять лет вместе... И всё потому, что были детьми. А взрослые... Взрослые всегда расстаются.
ОН. Почему ты так думаешь?
ОНА. (Пожав плечами) Каждый идёт своей дорогой. Вот и мы с тобой... Я буду учиться на медсестру, а ты пойдёшь в университет...
ОН. Ну и что? Что нам помешает встречаться?
ОНА. Не знаю. Жизнь.
ОН. Я не согласен. (Помолчав)Знаешь, что? Давай дадим друг другу клятву: никогда не расставаться.
ОНА. После школы все так говорят: давайте часто встречаться, давайте не будем расставаться... А проходит год-другой, и все станут друг другу чужими.
ОН. Но не мы с тобой.
ОНА. Ты вправду в это веришь?
ОН. Конечно. На то мы и взрослые. Способны сами принимать решения.
ОНА. Ну хорошо... Только давай без всяких клятв. Просто не будем расставаться и всё.
ОН. Хорошо.
ОНА. Никогда, ладно?
ОН. Ладно.
ОНА. Мне выходить. Ужас как не хочется.
Молодые люди целуются.
ОН. До завтра?
ОНА. До завтра. Вернее, до сегодня. Ведь уже утро. Поспим немного и снова встретимся.
ОН. Я давно хочу тебе сказать... Я просыпаюсь, и первая мысль каждое утро, знаешь, какая? "Я её сегодня снова встречу". И от этого я уже счастлив.
ОНА торопливо выскакивает из автобуса. СТАРИК с сожалением провожает её взглядом и даже непроизвольно делает движение, чтобы её удержать. ОНА возвращается, но выглядит уже по-другому.
ОН. Наконец-то! Я уже беспокоился. Ну как?
ОНА. (Устало, но с торжеством) Пятёрка! Попался счастливый билет.
ОН. Ерунда. У тебя всегда все билеты счастливые.
ОНА. Я и сама счастливая.
ОН. (Радостно) Ну что ж, сессия окончена! Теперь можно торжественно сжечь конспекты. Жаль, правда, что эта сессия не последняя. Честно говоря, надоело зубрить.
ОНА. Остался всего один год.
ОН. Не "всего один", а ещё целый долгий год.
ОНА. Какой ты нетерпеливый.
ОН. Уж какой есть. Надоело учиться, хочется делать дело, работать, зарабатывать. У меня такие планы!
ОНА. Грандиозные, конечно?
ОН. Разумеется.
ОНА. Например?
ОН. Ну, не знаю, какие... Одно только мне ясно: я добьюсь многого. Что-нибудь открою, придумаю...
ОНА. Экономика - наука старая и скучная. Что можно в ней придумать нового?
ОН. Ты ничего не понимаешь. Это самая интересная наука. И самая молодая. Она даже ещё не стала наукой, законы её ещё не открыты, и потому в мире царит хаос.
ОНА. Ты не преувеличиваешь?
ОН. (С жаром) Подумай сама: кризисы, непрерывный рост цен - разве всё это не полная нелепость? Ведь сейчас один человек способен произвести столько, сколько раньше не производила целая тысяча, а товары почему-то дорожают. И почему растёт безработица, когда на Земле столько дела? Надо прокладывать дороги, рыть каналы, орошать пустыни, строить дома - а у людей нет работы! Просто экономике не хватает нужных стимулов, рычагов. И я их придумаю.
ОНА. И, конечно, прославишься?
ОН. Во всяком случае, в своем деле я буду не последним, это уж точно! Когда-нибудь я скажу, как Архимед, когда он придумал рычаг: "Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!" А ты хочешь, чтобы я когда-нибудь прославился?
ОНА. Я хочу, чтобы ты меня обнял. И не когда-нибудь, а сейчас.
ОН. Извини, я настоящий болван. Ты вышла с экзамена с пятеркой, а я тебя даже не поздравил. (Обнимает девушку)
Где-то вдалеке бодрый баритон поет по радио песню:
"Пусть дни нашей жизни, как волны, бегут,
Мы знаем, что счастье нас ждёт впереди,
Порукой в том юность и радостный труд,
И жаркое сердце в груди".
ОНА. (В объятьях) Вот так бы ехать и ехать... Хороший автобус, правда?
ОН. Отличный! Только ползёт медленно.
ОНА. А ты, как всегда, торопишься. Тебе плохо, что ли?
ОН. Мне очень хорошо. Просто мне вообще нравится скорость. Вперёд, только вперёд!
ОНА. Кстати, куда мы едем?
ОН. Какая разница? К счастью!
Песня по радио сменяетсязажигательной музыкой.
ОНА. Классная музыка.
ОН. Давай спляшем, хочешь?
ОНА. Прямо здесь?
ОН. Почему нет? (Увлекает ее в танец.)
Молодые люди танцуют весело и темпераментно. СТАРИК, улыбаясь, наблюдает за ними. Он и дальше будет молча реагировать на поведение пассажиров.
ОНА. Хватит, я устала.
ОН. А я бы ещё попрыгал. Столько сил - не знаю, куда девать!
ОНА. Хорошо нам, правда?
ОН. Правда. И будет ещё лучше!
ОНА. И хорошо, что в автобусе почти никого. Только этот противный старик. Мне кажется, что он все время на нас смотрит.
ОН. Плевать на него. Погляди лучше в окно - красивый у нас город, правда?
ОНА. Очень.
ОН. И ты красивая.
ОНА. Только сегодня заметил? А другие мне это давно говорят.
ОН. (Нахмурившись)Правда? А кто ещё, кроме меня?
ОНА. Так тебе всё и скажи.
ОН. Нет, серьёзно.
ОНА. А ты поревнуй, поревнуй немножко. Так и полюбишь постепенно.
ОН. Я тебя и так люблю.
ОНА. Ну, наконец-то услышала.
ОН. Я тебе и раньше говорил.
ОНА. Надо так сказать, чтобы я поверила.
ОН. А сейчас ты веришь?
ОНА. Ты многим уже признавался?
ОН. Ты первая.
ОНА. Как ты убедительно врёшь. Но всё равно приятно.
ОН. Честное слово, ты первая. Правда, в школе у меня была одна девчонка... Как же ее звали? Забыл. Тогда мне казалось, что я в неё влюблен. Но это было так, сама понимаешь... Детские глупости. А теперь я люблю по-настоящему.
ОНА. Сказать честно, я тоже.
ОН. (Ласково) Ты моё солнце. (Привлекает её к себе) Я всегда буду так тебя звать: Солнце. Дай, я тебя обниму по-настоящему.
ОНА. Если по-настоящему, то не здесь.
ОН. А где же?
ОНА. Не знаю... (И, как бы невзначай, прибавляет) Между прочим, дома сегодня у меня никого нет.
ОН. А где же родители?
ОНА. Уехали на дачу.
ОН. Отлично! Хотя... Сказать по правде, мне это немножко надоело.
ОНА. (Насторожившись)Что тебе надоело?
ОН. (Засмеявшись) Да нет, ЭТО мне никогда не надоест. Но надоело встречаться вот так... Когда родителей нет дома, и всё такое.
ОНА. У тебя есть лучшие варианты?
ОН. Есть.
ОНА. Так поделись.
ОН. Давай поженимся.
ОНА. Ты серьёзно?
ОН. Такими вещами не шутят.
ОНА. Вот так, сразу?
ОН. Ты ведь сама говоришь, что я нетерпеливый.
СТАРИК осторожно кладёт ему руку на плечо. ОН оглядывается и недовольно стряхивает его руку...
ОНА. Ты хорошо подумал?
ОН. А чего тут думать? Ты разве против?
ОНА. Дай мне время.
ОН. Даже так? И когда дашь ответ?
ОНА. (Улыбаясь) Сегодня. В более подходящей обстановке. Хотя извини, я забыла, что тебе надоело, и ты к нам не пойдёшь.
Она снимает плащ и оказывается в подвенечном платье.
ОН. Это платье тебе жутко идёт. Ты в нём просто королева.
ОНА. Красивое было венчание, правда?
ОН. Да. Сказать честно, я не такой уж религиозный, чтобы венчаться в церкви, но что красиво, то красиво. Спорить не приходится.
ОНА. Это мама настояла. Я тоже неверующая, но такая церемония - память на всю жизнь.
ОН. Какой момент тебе больше всего понравился?
ОНА. Не знаю... Я была как во сне. Как будто я - не я.
ОН. Да, всё как-то непривычно. Мне потом кто-то говорит: "Поздравляю вас и вашу жену". Я даже не сразу понял, что жена - это ты. А я муж. Здорово, правда?
ОНА. Ты счастлив?
ОН. А ты?
ОНА. А я какая-то ошеломлённая. В один миг всё изменилось. Даже не представляю, как мы теперь будем жить.
ОН. Как и раньше. Только спать будем вместе.
ОНА. Какой ты прозаичный, даже слушать тебя скучно. Мы должны начать жить как-то по-новому.
ОН. Это как?
ОНА. Не знаю. Но по-новому. И не так, как другие. Нам нужен огромный запас нежности. Чтобы хватило на всю жизнь.
ОН. Это само собой.
ОНА. Мы должны относиться друг к другу внимательно, бережно. А потом у нас будут дети. И мы все будем друг друга любить. Просто дух захватывает.
ОН. Так всё и будет. А теперь нас, как в доброе старое время, ждёт свадебное путешествие. Кстати, солнце, надо торопиться, а то опоздаем на самолёт.
ОНА. Подожди, я только попрощаюсь с мамой. (Выходит)
ОН следит за НЕЙ в окно и приветственно машет невидимым гостям рукой.