Аннотация: Психологический эксперимент, проводимый на глазах у зрителей. 3 мужских, 4 женских роли.
Валентин Красногоров
Импровизация
Психологический эксперимент в двух частях
ВНИМАНИЕ! Все авторские права на пьесу защищены законами России, международным законодательством, и принадлежат автору. Запрещается ее издание и переиздание, размножение, публичное исполнение, помещение спектаклей по ней в интернет, экранизация, перевод на иностранные языки, внесение изменений в текст пьесы при постановке (в том числе изменение названия) без письменного разрешения автора.
Психологический эксперимент, проводимый на глазах у зрителей. 3 мужских, 4 женских роли.
Часть первая
На сцене - семь кресел, стоящие полукругом. В глубине - рояль, в стороне - одинокий стул.
На сцену выходит к микрофону молодая привлекательная женщина с непринужденными манерами и живой, свободной речью. Мы назовем ее Психологом.
ПСИХОЛОГ. Уважаемые зрители! Спектакля сегодня не будет.
Гул в зале. Выкрики: "А билеты?", "Раньше не могли предупредить?", и т.п. Женщина, спокойно переждав ропот, продолжает.
Я повторяю, спектакля в обычном смысле этого слова сегодня не будет. Вместо этого мы проведем психологический эксперимент. Каждый из вас сможет принять в нем участие. Я психолог, зовут меня Ирина Петровна. Для начала позвольте задать вопрос.
Наступает тишина.
У кого из вас нет проблем и неприятностей?
Молчание.
Я прошу тех, у кого нет никаких проблем - семейных, житейских, служебных, любовных или каких-нибудь других,- поднять руку. Почему никто не поднимает? Один... Двое... Немного.
Итак, подавляющее большинство из нас имеет разные проблемы. Это нормально - жизнь есть жизнь. Из-за этих неприятностей мы нервничаем, раздражаемся, не спим, даже иногда болеем...
А теперь приступим к самому эксперименту. Тех из вас, кто хочет изменить отношение к своим проблемам, я прошу выйти сюда, на сцену. С их помощью мы постараемся всем вам помочь.
Молчание. Выкрик в зале: "А что вы с ними будете делать?"
Здесь не будет происходить ничего особенного. Ни гипноза, ни внушения, ни лекций, ни раздачи лекарств. Мы просто будем сидеть и разговаривать. Итак, добровольцев прошу на сцену. Ну? Смелее!
Несколько человек неуверенно направляются к сцене.
Наконец-то. Идите-идите. Вон там лестница... Не смущайтесь, садитесь в кресла.
На сцену продолжают подниматься люди.
Все. Хватит-хватит. Прошу вас вернуться на свои места, надо было откликаться раньше. Не огорчайтесь, что вы не попали на сцену. Сегодня нет зрителей и актеров, есть только участники. Часть их находится на сцене, остальные - в зале, но участвуют все.
Шестеро человек - трое мужчин и трое женщин - нерешительно рассаживаются по креслам, остальные возвращаются в зал. Психолог тоже садится. Дадим вышедшим на сцену персонажам краткую характеристику.
Первую женщину зовут Валя. Ей лет 28-30. Она улыбчива, симпатична, привлекательна. Она не блещет ярким интеллектом, но по-женски наблюдательна и обладает точной интуицией.Алла -несколько увядшая дама лет 40, одетая несколько броско для своей внешности и возраста. Держится она самоуверенно и, вместе с тем, довольно напряженно.Лена - совсем молодая женщина, красивая, но вялая и флегматичная.
У мужчин безусловным лидером выступает Игорь. В нем чувствуются энергия, ум и воля. Сергей -балагур и весельчак, один из тех, кого называют душа компании. Или, по крайней мере, он хочет казаться таковым. Ему лет тридцать с чем-то. Костя - совсем еще юноша, ему лет 17. Он угрюм и рассеян.
Теперь я должна сказать, в чем заключается смысл нашего эксперимента. Начнем с того, что, за редкими исключениями, каждый из нас имеет о себе ложное представление. Неправильная самооценка неизбежно порождает внутренние конфликты и нервное напряжение. Я говорю понятно?
ВАЛЯ. Честно говоря, не очень.
ПСИХОЛОГ. Ну, представьте, например, что я считаю себя более умелым и способным работником, чем на самом деле. Тогда я всегда буду недовольна своим положением. Мне вечно будет казаться, что меня не ценят, не повышают. Я стану постоянно испытывать неприязнь к начальникам, зависть к более удачливым сослуживцам, неудовлетворенность работой. Свое раздражение я могу принести и в семью, что отнюдь не украсит мою жизнь. И всего этого не было бы, если бы я имела о себе верное представление. Вот давайте и попытаемся сейчас посмотреть на себя со стороны, чужими глазами, попробуем познать себя через других.
ВАЛЯ. А что мы должны для этого делать?
ПСИХОЛОГ. Просто разговаривать. Только и всего. Остальное станет понятно само собой. Начинайте.
Долгая пауза.
Ну, что же вы молчите?
СЕРГЕЙ. Не знаем, с чего начать.
ПСИХОЛОГ. Хотя бы с того, что каждый скажет несколько слов о себе. Кто первый?
СЕРГЕЙ. Давайте в том порядке, как сидим.
КОСТЯ. (Женщине, сидящей с краю.) Тогда вам начинать.
ВАЛЯ. Меня зовут Валя. Я медсестра, возраст - больше двадцати пяти. Три года назад развелась с мужем, детей нет, живу одна.
СЕРГЕЙ. (Улыбаясь.) Адресочек дадите?
ВАЛЯ. (Улыбаясь в ответ.) Посмотрим.
ИГОРЬ. Не нужно быть психологом, чтобы понять ваши проблемы.
ВАЛЯ. А я их и не скрываю. Хочу найти хорошего человека.
СЕРГЕЙ. (Галантно.) Считайте, что вы его уже нашли.
Валя улыбается. Пауза.
ЛЕНА. (Первому мужчине.) Ваша очередь.
ИГОРЬ. Меня зовут Игорь Андреевич. Сорок три года. Инженер. Вот, собственно, и все.
АЛЛА. Как вы коротко о себе рассказываете. Точно топором рубите. Даже спрашивать не хочется.
ИГОРЬ. А что, собственно, вы хотели бы от меня услышать?
АЛЛА. Есть же у вас какой-то внутренний мир, свои интересы, духовные ценности...
ИГОРЬ. (Сухо.) Ничего такого, что представляло бы для других хоть малейший интерес.
ВАЛЯ. Этак мы далеко не уедем.
ИГОРЬ. А вы полагали, что я с первого же захода буду выкладывать - извините - посторонним всю подноготную, да еще в присутствии целого зала?
АЛЛА. Такая, с позволения сказать, "откровенность", противоречит смыслу всего нашего разговора. Ирина Петровна, скажите ему, что так нельзя.
ПСИХОЛОГ. При чем тут я? Скажите сами.
АЛЛА. Но ведь вы же...
ПСИХОЛОГ. Я вам никто. Не начальник, не преподаватель и не врач. Я объяснила вам задачу, а дальше вы должны разбираться в себе сами.
АЛЛА. Но как же мы будем разбираться, если Игорь Андреевич не хочет о себе ничего говорить?
ВАЛЯ. Вы считаете, что он ничего не сказал, а, по-моему, он сказал достаточно. Во всяком случае, я кое-что поняла.
ИГОРЬ. Вот как? Любопытно.
ВАЛЯ. Мне показалось, что Игорь... Ничего, что я вас так называю?
ИГОРЬ. Ради бога.
ВАЛЯ. Мне показалось, что Игорь скрытен, не очень приветлив и недоверчив. Я думаю, что это ему иногда мешает в жизни. (Спохватившись.) Может, я что не так сказала...
ПСИХОЛОГ. (Живо прерывая.) Не надо извиняться. Вы сказали, что чувствовали, а это главное. (Игорю.) А вы получили первый урок: оказывается, окружающие могут иметь о вас не то представление или, хотя бы, первое впечатление, которое вы, возможно, ожидали. Если вы об этом не задумаетесь, наш эксперимент будет для вас бесполезен.
ИГОРЬ. Пока я слышал мнение только одного человека. Впрочем, нетрудно узнать, что думают остальные.
АЛЛА. Я согласна с Валей.
ЛЕНА. Я тоже.
КОСТЯ. И я.
СЕРГЕЙ. А я не знаю.
ПСИХОЛОГ. (Игорю.) Вот видите? Четверо из пяти человек вынесли из ваших слов одно и то же ощущение.
ИГОРЬ. Четверо - не так много.
ПСИХОЛОГ. Если вас можно сломить только цифрами, давайте спросим у зала. (В зал.) Тех, кто согласен с Валей, прошу поднять руку.
Несколько человек нерешительно поднимают руки.
Я еще не раз буду обращаться в зал и очень прошу откликаться на мои вопросы живо и без стеснения. Вы должны участвовать в происходящем, оценивать, извлекать для себя уроки, помогать нам. Когда, например, я прошу высказать свое впечатление от слов Игоря, это должно быть интересно, прежде всего, вам самим. Так вы сможете определить, совпадает ли ваше мнение с мнением большинства.
Здесь следует отметить, что режиссер может дозировать степень вовлеченности зала в зависимости от общего замысла постановки, характера театра, публики и пр. Поскольку срепетировать реакцию зрительного зала невозможно, окончательная форма спектакля установится только после публичных представлений. В нашем варианте участие зрителей можно охарактеризовать как умеренное. Чтобы его усилить или ослабить, есть множество приемов, которые подскажет вкус и опыт режиссера. Однако чрезмерная вовлеченность зала в действие может сделать спектакль неуправляемым. Важно не внешнее, а внутреннее соучастие зрителей: у каждого из них должно быть ощущение, что он, в принципе, может выступить, согласиться, возразить, что он мог бы быть одним из тех, кто вышел на сцену, что он должен решать для себя вместе с ними те же задачи.
Надо иметь в виду, что в случае непредвиденной реакции того или иного зрителя на происходящее - выступление, выход на сцену и т.д. - Психолог и, быть может, остальные артисты должны суметь отразить это участие зрителя в своих словах и действиях. Особенно это относится ко второй части спектакля.
Итак, тех, кто согласен с Валей в ее оценке Игоря, прошу поднять руку. Благодарю вас. (Игорю.) Что вы на это скажете?
Игорь молчит.
Извините мое вмешательство. Мне кажется, пора рассказать о себе следующему.
ЛЕНА. (Помявшись.) Меня зовут Лена, двадцать два года, работаю продавщицей. У меня муж и маленький ребенок.
ВАЛЯ. Ребенок в садике?
ЛЕНА. Да, когда не болеет.
ВАЛЯ. А когда болеет? Мама приходит?
ЛЕНА. Нет, мы живем на квартире у мамы.
ИГОРЬ. А что, своей квартиры нет?
ЛЕНА. С мамой легче. Она готовит, с ребенком помогает... И вообще.
СЕРГЕЙ. А какие у вас неприятности?
ЛЕНА. (Помолчав.) Я лучше потом.
Пауза.
СЕРГЕЙ. Теперь моя очередь, что ли? Как говорится, ваше слово, товарищ маузер. Зовут меня Сергей, мне тридцать лет, жена, ребенок и все, что с этим связано, а это, я вам скажу, не так уж и мало, во всяком случае, больше, чем может выдержать нормальный мужчина. В общем, долго разговаривать я не люблю, лучше задавайте вопросы. Скрывать мне нечего, я весь нараспашку.
ВАЛЯ. Как спрашивают медики, что вас беспокоит?
СЕРГЕЙ. Мой ведущий мотив - разочарование.
ИГОРЬ. Кем вы работаете?
СЕРГЕЙ. Я - человек свободной профессии.
ЛЕНА. Артист, что ли?
СЕРГЕЙ. Можно сказать, что и артист.
ВАЛЯ. Мне кажется, что Сережа - актер в жизни, а не на сцене.
СЕРГЕЙ. Валя, вы опасная женщина. Все замечаете.
ВАЛЯ. Просто все женщины наблюдательны.
СЕРГЕЙ. Какие еще будут вопросы?
Пауза.
ИГОРЬ. Вопросов нет.
СЕРГЕЙ. Как жаль, что к моей особе проявлено так мало интереса.
ИГОРЬ. Молодой человек, ваша очередь.
Юноша угрюмо-нерешительного вида нехотя начинает говорить, уставившись в пол.
КОСТЯ. Мне семнадцать лет. Зовут Костя. Учусь на столяра. (Помолчав.) Мне и рассказывать о себе нечего. Ведь я, можно сказать, еще и жить не начал.
ВАЛЯ. Начал - не начал, но ведь свои сложности у тебя есть?
КОСТЯ. (Неохотно.) Есть, конечно. И еще сколько.
ВАЛЯ. Какие, например?
КОСТЯ. Часто я чувствую себя одиноким, ненужным... Ни в ком не встречаю понимания... Мне как-то трудно...
ВАЛЯ. Почему?
КОСТЯ. Об этом я говорить не хочу.
ИГОРЬ. (Незаметно взяв на себя роль лидера. Алле.) Остались только вы. Не хотите ли нам исповедаться?
АЛЛА. Почему бы и нет. Зовут меня Алла. Говоря откровенно, я вышла сюда, на сцену, не потому, что меня мучают какие-то проблемы, а из чистого любопытства, своего рода профессиональной любознательности.
ВАЛЯ. Вы тоже психолог?
АЛЛА. Нет, физик-теоретик. И я смотрю на все происходящее с научным интересом.
СЕРГЕЙ. Значит, мы будем для вас чем-то вроде подопытных кроликов?
АЛЛА. Зачем же утрировать? Просто этот эксперимент меня заинтересовал, хотя, по-видимому, лично мне он не нужен.
ЛЕНА. Неужели у вас нет никаких проблем?
АЛЛА. Можно сказать, что нет. На работе меня все очень любят, профессор дает полную свободу... Фактически я, что хочу, то и делаю.
ИГОРЬ. И что же вы делаете?
АЛЛА. В основном, генерирую идеи. А другие их разрабатывают.
ИГОРЬ. А почему не вы сами?
АЛЛА. Мне это неинтересно. Знаете, еще Оствальд сказал, что в науке бывают классики и романтики. Я считаю себя романтиком.
ИГОРЬ. Извините за неромантический вопрос: вы кандидат наук или доктор?
АЛЛА. Разве степень и должность говорят что-нибудь о достоинствах ученого?
ЛЕНА. А как относится к вам муж?
АЛЛА. Идеально. Сказать по правде, сначала я не очень хотела выходить за него, но он так долго меня добивался, что я в конце концов не выдержала осады. Несмотря на все усилия свекрови, у нас прекрасная семья.
ЛЕНА. Вы живете с ней вместе?
АЛЛА. Нет. Я поставила мужу условие: либо он, либо она.
СЕРГЕЙ. И он безропотно уступил?
АЛЛА. Обычно все важные вопросы он предоставляет решать мне.
ИГОРЬ. Значит, вы ни с кем, кроме свекрови, не конфликтуете?
АЛЛА. Со свекровью у меня тоже нет конфликтов. Я просто исключила ее из своей жизни.
СЕРГЕЙ. Значит, из жизни мужа тоже?
АЛЛА. Разумеется.
СЕРГЕЙ. М-да.
ИГОРЬ. А со всеми остальными людьми вы живете в ладу?
АЛЛА. Видите ли, круг моего общения довольно узок. Все мои друзья - физики. Мы бываем на одних и тех же концертах, вместе ездим за границу. Разумеется, я несколько избалована остроумием, интенсивностью духовной жизни, чуткостью... В другой среде я чувствую себя неуютно.
ВАЛЯ. В другой среде - это, например, с нами.
АЛЛА. Ну, зачем же так, Валя. Я уважаю всех людей и все профессии.
ИГОРЬ. Это слова.
АЛЛА. Но ведь вы не можете отрицать, что круг общения каждого человека зависит от его интеллекта, образования, вкуса и так далее. Можно уважать всех, но поддерживать отношения только с тем, кто тебе близок.
ИГОРЬ. С этим никто и не спорит. Мы отрицаем только ваши претензии на какую-то исключительность.
АЛЛА. Не присваивайте себе права говорить от имени всех.
Короткая пауза.
ПСИХОЛОГ. Костя, а почему вы все время молчите?
КОСТЯ. А меня это не слишком интересует.
ПСИХОЛОГ. Что именно?
КОСТЯ. Вся эта болтовня вокруг Аллы. Для меня важнее мои собственные проблемы.
ПСИХОЛОГ. Так и говорите о них.
КОСТЯ. Не хочется.
ПСИХОЛОГ. Скажите тогда хотя бы, что вы сейчас чувствуете по отношению к Алле.
КОСТЯ. Мне это как-то трудно сформулировать.
ПСИХОЛОГ. Не надо ничего формулировать. Скажите только одно слово - симпатию, сочувствие, неприязнь, жалость?
КОСТЯ. Пожалуй... раздражение.
ПСИХОЛОГ. А вы, Сергей?
СЕРГЕЙ. То же самое.
ПСИХОЛОГ. Игорь?
ИГОРЬ. Раздражение.
ПСИХОЛОГ. Лена?
ЛЕНА. Не знаю... Вообще-то, раздражение.
ПСИХОЛОГ. Валя?
ВАЛЯ. Мне кажется, что Алла всеми средствами хочет обратить на себя внимание, и потому...
ПСИХОЛОГ. (Перебивая.) Простите, Валя, я сейчас хочу услышать не что вы думаете, а что чувствуете.
ВАЛЯ. Неприязнь.
ПСИХОЛОГ. Очень любопытно. Что рассказала о себе Алла? Что она умна, образована, любит искусство, бескорыстно дарит свои идеи другим, ее все любят и так далее. И какова ваша реакция на все эти прекрасные сведения? Раздражение и неприязнь. Почему?
АЛЛА. Потому что они меня не понимают. Костя, по его собственным словам, интересуется только собой, Игоря вообще все раздражают, Лена слишком молода, чтобы понимать что-нибудь, о Вале, извините, просто не хочется говорить, а Сергей... Сережа, вы меня извините, но как вы можете меня судить?
СЕРГЕЙ. А почему нет?
АЛЛА. Хотя бы потому, что я действительно люблю искусство, а вы, я уверена, даже не слыхивали, скажем, о шопеновской сонате си-бемоль минор.
ПСИХОЛОГ. Итак, мнения группы о себе вы не признаете. Может быть, поинтересуемся мнением зрителей?
АЛЛА. Разве можно проблемы человеческих отношений решать опросом посторонних людей?
ПСИХОЛОГ. Ваш рассказ вызывал совсем не ту реакцию, на которую вы рассчитывали. Неужели вы не хотите над этим задуматься?
АЛЛА. (Резко.) Я знаю только одно: о себе я больше не скажу ни слова.
Пауза.
ПСИХОЛОГ. Почему все умолкли? Тоже дали зарок?
ИГОРЬ. Я молчу потому, что не верю в эти разговоры. А пока я не верю, я не могу всерьез к ним относиться.
ПСИХОЛОГ. Чему именно вы не верите?
ИГОРЬ. Что познавать себя надо обязательно через других.
ПСИХОЛОГ. Не обязательно и не только через других. Но этот способ самый действенный.
ИГОРЬ. По-моему, каждый из нас, если он не совсем дурак, вполне способен разобраться в себе сам.
ПСИХОЛОГ. Нет, Игорь, это не так. Очень жаль, что вы вынуждаете меня пускаться в долгие и сложные объяснения. Говорят, чужая душа - потемки, но, на самом деле, своя душа еще темнее. И вот почему. Нам не всегда приятно и выгодно узнавать себя: ведь тогда нам придется жить с горьким сознанием своих недостатков. Кому хочется узнать про себя, что он ленив или завистлив? К счастью или несчастью, в каждом из нас спрятан мощный защитник - наше собственное подсознание. Оно не дает нам узнать свои недостатки и истинные мотивы своего поведения. Вас может терзать зависть, но сами вы будете убеждены, что возмущаетесь несправедливостью. Можно из тщеславия гнаться за модными вещами, но самому искренне считать, что это делается из чувства красоты. Вы меня понимаете?
ИГОРЬ. Кажется, понимаю.
ПСИХОЛОГ. Но даже если принять, что вы сами способны познать себя, это еще не значит, что вы будете знать, как воспринимают вас окружающие. Для этого и полезна наша группа.
ИГОРЬ. Допустим. Но почему я должен раскрываться перед случайными людьми?
ПСИХОЛОГ. Игорь, вы вовсе не должны ни перед кем раскрываться. Ведь судить друг о друге можно не только по откровенным излияниям, но и по молчанию, уклончивости, интонациям, жестам, а чаще всего - по тому, как вы сами оцениваете других людей и их поступки. Но просто для экономии времени лучше, если вы сразу будете откровенны.
ИГОРЬ. Зачем? Ведь у меня есть друзья, я могу раскрыться и перед ними.
ПСИХОЛОГ. Я бы могла возразить известными словами: "Враги говорят иногда о нас правду, друзья - никогда". Но дело не только в этом. Друзей мы выбираем, а состав нашего окружения от нас не зависит. Ведь мы не можем подобрать себе по вкусу родственников, соседей, сослуживцев. Поэтому приходится иметь дело не только с понимающими и доброжелательными друзьями, но с самыми разными людьми: умными и глупыми, молодыми и старыми, добрыми и злыми, общительными и замкнутыми. И со всеми ними нужно уживаться. Человек начинает верно относиться к самому себе лишь после того, как он научится правильно относиться к другим. Эта группа - своего рода модель общества, а ваше поведение в ней - модель ваших отношений с обществом. Я уже не раз взывала здесь к мнению зрителей, но, по правде говоря, в этом не было необходимости, потому что наша группа - своего рода уменьшенная копия зрительного зала и вообще реального мира, в котором мы живем.
ИГОРЬ. Но ведь эта модель несовершенна.
ПСИХОЛОГ. Зато на модели познать себя легче, чем в реальных условиях.
КОСТЯ. Значит, если кто-то расскажет мне, какой я есть, я должен этому поверить?
ПСИХОЛОГ. Вовсе нет. Вы сами должны ощутить это - умом, чувством, кожей, через свои и чужие слова, анализируя свое и чужое поведение, размышляя, задавая себе вопросы и бесстрашно ища на них честные ответы.
КОСТЯ. Но...
ПСИХОЛОГ. Я очень прошу вас не отвлекаться. Постараемся понять нашу цель в действии, а не из скучных рассуждений. Итак, кто хочет рассказать о себе?
Продолжительное молчание.
АЛЛА. Откровенности вы здесь не дождетесь, вот увидите.
ПСИХОЛОГ. Разве вы не хотите помочь себе и другим?
Группа упорно молчит.
Ну хорошо. Встаньте, пожалуйста, с кресел.
Все встают.
Сейчас мы сыграем в небольшую игру. Вы должны ходить по сцене и смотреть друг другу в глаза, пытаясь выразить свою симпатию и угадать ее в глазах других. Так, молча, вы должны по взаимному согласию, выбрать себе партнера. Задание ясно?
СЕРГЕЙ. Так точно.
ПСИХОЛОГ. Тогда начинайте.
Участники группы начинают движение. Валя и Сергей весело улыбаются, Лена спокойна и безразлична, Игорь и Костя серьезны и напряжены, Алла очень деятельна. Сначала движение беспорядочно, потом отчетливо начинают проглядываться пары. Игорь хотел было подойти к Вале, но его опередил Сергей, который взял ее под руку и увел в сторону. Костя образует пару с Леной, которая первая подает ему руку. Игорь, стараясь не замечать Аллу, возвращается к своему креслу и останавливается.
Хорошо, садитесь.
Все садятся на прежние места.
Какие у кого возникли мысли по поводу этой игры?
ВАЛЯ. Скажите, а обязательно мужчина должен был выбирать женщину и наоборот?
ПСИХОЛОГ. Разве это было в условиях игры?
СЕРГЕЙ. Вот что занятно: Алла - единственная из всех, кто оказался без партнера. Получается, что где-то там ее безумно любят, а здесь, в натуре, почему-то все наоборот.
АЛЛА. (Высокомерно.) Вполне естественно, что я не захотела выбирать партнера. Кого бы я, по-вашему, могла здесь выбрать?
ВАЛЯ. Кстати, Алла, вы тут недавно обмолвились, что вам и говорить обо мне не хочется. Что вы имели в виду?
АЛЛА. Только то, что сказала.
ВАЛЯ. Но вы как раз ничего не сказали.
АЛЛА. Что ж, если вы сами напрашиваетесь, я могу объяснить, тем более что нас призывают тут к откровенности. Вы, Валя, мне мало симпатичны. У вас и желание какое-то пошлое - заполучить мужчину, и все ваше поведение подчинено этой цели. Вы всем улыбаетесь направо и налево, всем стремитесь понравиться. Волосы у вас покрашены, ресницы намазаны, брови выщипаны. Это не только дурной тон, это - неестественность, которая проявляется и в вашей внешности, и в сущности. Я уверена, что на косметику вы тратите больше времени, чем на чтение книг. Не знаю, что у вас произошло с мужем, но убеждена, что он бросил вас за дело. И другие бросят точно так же.
Пауза. Валя молчит, опустив голову.
КОСТЯ. Алла, это же хамство.
АЛЛА. Она ведь высказала свое ощущение, вот и я высказала свое. Нас же призывали к откровенности.
ИГОРЬ. Валя, вас это задело?
Валя молчит.
КОСТЯ. Задело, конечно, вы что - не видите?
ИГОРЬ. Значит, Валя чувствует в словах Аллы какую-то долю правды. Иначе бы она только рассмеялась.