Аннотация: Новая редакция сатирической комедии, с большим успехом шедшей в театрах в 1980-е гг.
Валентин Красногоров
Настоящий мужчина
Комедия в двух действиях
Редакция 2017 года
ВНИМАНИЕ! Все авторские права на пьесу защищены законами России, международным законодательством, и принадлежат автору. Запрещается ее издание и переиздание, размножение, публичное исполнение, помещение спектаклей по ней в интернет, экранизация, перевод на иностранные языки, внесение изменений в текст пьесы при постановке (в том числе изменение названия) без письменного разрешения автора.
Новая редакция сатирической комедии, с большим успехом шедшей в театрах в 1980-е гг.
Сюжет: В научно-исследовательский институт приходит поступать на работу обаятельный молодой человек с дипломом доктора наук. Руководство принимает его с восторгом и назначает научным руководителем крупной лаборатории. Оно не подозревает, что этот молодой человек - жулик, что диплом его поддельный и что он недавно вернулся из мест не столь отдаленных. Несмотря на полное отсутствие профессиональных знаний, мнимый доктор наук ухитряется долгое время руководить научным коллективом. Появление афериста вызывает перемены и в личной жизни героев. 7 мужчин, 4 женщины, интерьеры.
Предисловие автора
Это пьеса (прежний ее вариант) поставлена в 1976 г. (после восьми лет борьбы с цензурой). 500 спектаклей, сыгранных с аншлагами в Петербурге, свидетельствуют о ее неизменном успехе. Она была поставлена и в других театрах России, а также в Польше. Позднее на основе этой пьесы был создан и поставлен в театрах музыкальный спектакль с яркой и выразительной музыкой Виктора Плешака
Образ симпатичного жулика, нового Остапа Бендера, по-прежнему очень привлекателен для зрителей.
В 2017 г. сделана новая редакция пьесы, придающая ей современное звучание. Сделана также новая редакция мюзикла.
Из польских рецензий:
Художественный руководитель театр в Эльблонге Сопочко имеет талант отыскивать тексты, которые хотя и легки, непринужденны и приятны, но несут в себе багаж тем важных и волнующих. Тексты, смешащие публику, вовлекающую ее в великолепную, казалось бы, абсолютно беззаботную игру, однако всегда содержащие горькое зерно размышлений. Именно такой была польская премьера "Настоящего мужчины" Валентина Красногорова, известного у нас комедией "Кто-то должен уйти" (ее премьера состоялась в Варшаве в Театре Популярном; поставили ее также в Бельски-Бялой и в Еленей Гуре). На премьере в Эльблонге публика отменно веселилась. Это превосходное зрелище сложилось из нескольких элементов: без сомнения. это прежде всего сама пьеса, хорошо построенная, написанная живым, остроумным языком. "Вечур Выбжежа", N32.
Комедия Красногорова "Настоящий мужчина", придающая повседневности сатирическое измерение, предстала как своеобразное исследование глупости. Украшенная искрящимися диалогами, пьеса не одному театру может показаться эксцентричной, даже легкой, как бы обреченной на успех. В том, что комедийный материал бывает коварным и необычайно требовательным, убедились и артисты эльблонгского театра уже неоднократно. Новейшее испытание оказалось вполне удачным. Постановка "Настоящего мужчины" Валентина Красногорова - один из лучших спектаклей, который мне удалось увидеть на этой сцене в течение последних сезонов. "Дзенник Былтыцки", N40.
Действующие лица:
Верещагин Зиновий Дмитриевич директор НИИ, обладатель многих степеней, званий и постов
Таня - его секретарь
Константинов Николай Осипович - начальник отдела кадров
Соколов Дмитрий Николаевич
Говоров Афанасий Иванович - заместитель начальника лаборатории
Борис Орехов- исследователь
Марина - сотрудница Бориса
Света - сотрудница Бориса
Лысенко - слесарь
Филимонов - фотограф
Женщина
Действие первое
Картина первая
Просторный кабинет Верещагина. Входит ВЕРЕЩАГИН, весьма импозантный мужчина. Он в плаще, с портфелем в руках. Секретарь ТАНЯ берет из его рук портфель и помогает ему раздеться.
ВЕРЕЩАГИН. Таня, соедините меня с отделом кадров.
ТАНЯ. Хорошо. (Набирает номер телефона.) Николай Осипович? Будете говорить с Зиновием Дмитриевичем. (Передает трубку директору.)
ВЕРЕЩАГИН. Доброе утро. Только что вернулся. Прямо с самолета. Нет, не из Бельгии, из Голландии. Особо важное задание? Седьмой лаборатории? А кто ею теперь руководит? Как "никто"? Зайдите ко мне.
ТАНЯ. Хорошо.
ТАНЯ выходит. ВЕРЕЩАГИН достает из коробочки монеты и начинает их рассматривать. Входит Константинов.
КОНСТАНТИНОВ. Здравия желаю. Как съездили? Чем дышит заграница?
ВЕРЕЩАГИН. Заграница, как всегда, дышит. В отличие от нас. Но давайте сразу займемся делом.
ТАНЯ. (Входя.) Зиновий Дмитриевич, директор концерна "Позитрон".
ВЕРЕЩАГИН. Я занят.
КОНСТАНТИНОВ. Он занят.
ТАНЯ. Слушаю. (Выходит.)
КОНСТАНТИНОВ. Так о чем вы?
ВЕРЕЩАГИН. Голубчик, седьмой лаборатории спущено Особо важное задание, а у нее все еще нет руководителя!
КОНСТАНТИНОВ. Такого крупного ученого, как покойный Сергеев, найти нелегко.
ТАНЯ. (Входя.) Зиновий Дмитриевич...
ВЕРЕЩАГИН. Я занят.
КОНСТАНТИНОВ. Он занят!
ТАНЯ. Москва.
КОНСТАНТИНОВ. (Беря трубку.) Да? (Почтительно.) Так точно. Слушаюсь. (Верещагину.) Кажется, кто-то из министерства.
ВЕРЕЩАГИН. (Неохотно.) Да... Кто? Алло! Простите, плохо слышно... Нет, еще не подобрали. Кого? Соколова? Спасибо, будем иметь в виду. До свидания. (Кладет трубку.) Кажется, нам нашли человека на место Сергеева. Пока мы тут спим, наверху не зевают.
КОНСТАНТИНОВ. (Озабоченно.) Кто звонил?
ВЕРЕЩАГИН. Не разобрал. Одним словом, рекомендуют нам какого-то Соколова. Слышали про такого?
КОНСТАНТИНОВ. Не припоминаю.
ВЕРЕЩАГИН. Я тоже. Так что давайте пока сами искать выход из положения.
КОНСТАНТИНОВ. Каким бы вы хотели видеть начальника лаборатории?
ВЕРЕЩАГИН. Молодого парня, доктора или, на худой конец, кандидата наук.
КОНСТАНТИНОВ. Я так и думал. Компьютер отдела кадров отобрал всех сотрудников со степенями в возрасте до сорока лет. Осталось только пять человек. Вот распечатки их анкет.
ВЕРЕЩАГИН. Доктора среди этих кандидатов есть?
КОНСТАНТИНОВ. Нет, все пять кандидатов - кандидаты.
ВЕРЕЩАГИН. Делать нечего, посмотрим, что есть. (Берет анкеты и раскладывает их, как пасьянс.) Этот не подойдет... Этот тоже...
КОНСТАНТИНОВ. Сергеев просил назначить своим преемником некоего Бориса Орехова. Но он слишком молод и несолиден. Так что остается один Говоров. (Подсовывает его анкету.) Он как раз исполняет сейчас обязанности руководителя лаборатории. Очень дельный работник. Послушный, исполнительный....
ВЕРЕЩАГИН. Говоров, Говоров... Позвольте, да он же был у меня когда-то аспирантом! Болтун и лентяй, а что он дурак, так это и мать его родная скажет. Эти качества есть в ваших анкетах?
КОНСТАНТИНОВ. Диссертацию-то он все же защитил.
ВЕРЕЩАГИН. В нашей организации степень получит даже дубовый шкаф, если я буду его руководителем.
КОНСТАНТИНОВ. Может быть, он с тех пор изменился?
ВЕРЕЩАГИН. Нет, голубчик. Глупость -: болезнь не заразная, но неизлечимая. Нам нужен доктор. Доктора, пол-института за доктора!
Преодолевая сопротивление Тани, в кабинет входит молодой человек, хорошо одетый, с уверенными манерами. Таня напрасно пытается преградить ему дорогу.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. (Тане.) Не волнуйтесь, все будет в порядке. (Всем.) Здравствуйте.
ВЕРЕЩАГИН. Будьте добры подождать.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК спокойно садится.
За дверью!
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Я привык к тому, что не я жду, а меня ждут. К тому же через час у меня встреча с американскими коллегами. Так что я смогу уделить вам не более двадцати минут.
ВЕРЕЩАГИН. Кто вы такой? (Тане.) Я ведь велел сюда никого не пускать!
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Дмитрий Николаевич Соколов.
ВЕРЕЩАГИН и КОНСТАНТИНОВ переглядываются.
КОНСТАНТИНОВ. Как вы сказали?
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Соколов.
Пауза. Таня выходит.
КОНСТАНТИНОВ. Так это о вас звонили из министерства!
СОКОЛОВ. Из министерства? Я думаю, Вам звонили из канцелярии президента.
Пауза.
ВЕРЕЩАГИН. Присядьте. Кто вы специальности?
СОКОЛОВ. Как вам сказать... Физик. Электронщик. Программист.
КОНСТАНТИНОВ. Однако то, что нужно.
ВЕРЕЩАГИН. Да, но ведь нам требуется не кто-нибудь, а начальник лаборатории!
СОКОЛОВ. Я один из ближайших учеников покойного Петра Ивановича Сергеева.
КОНСТАНТИНОВ. Простите, вы - кандидат?
СОКОЛОВ. (Улыбаясь.) Нет, я ...
КОНСТАНТИНОВ. (Прерывая, разочарованно.) Если так, то разговор окончен.
СОКОЛОВ. Я не кандидат. Я доктор.
ВЕРЕЩАГИН. Доктор наук?!
СОКОЛОВ. А почему, собственно, вас это так удивляет?
КОНСТАНТИНОВ. Извините, сколько вам лет?
СОКОЛОВ. Двадцать восемь.
ВЕРЕЩАГИН. Странно, что я о вас ничего не слышал.
СОКОЛОВ. Как поется, "всегда быть в маске - судьба моя". Таков наш удел - всегда оставаться неизвестными.
ВЕРЕЩАГИН. Чей это "наш"?
СОКОЛОВ. (Делая неопределенный жест.) Для тех, кто работает "там"...
КОНСТАНТИНОВ. Так вы "оттуда"?
СОКОЛОВ. Вот именно. Я даже не имею права отвечать на такие вопросы. (Верещагину.) Что я вижу?! У вас древнегерманские монеты?
ВЕРЕЩАГИН. (Польщенный.) Да, привез вот из Голландии. А вы тоже нумизмат?
СОКОЛОВ. Деньги - моя страсть. В моих коллекциях есть и китайские квадратные монеты с дырками посередине, и древнегреческие драхмы, и сестрорецкий рубль величиной с блюдце...
ТАНЯ. (Входя.) Зиновий Дмитриевич...
ВЕРЕЩАГИН. Я занят.
КОНСТАНТИНОВ. Он занят.
ВЕРЕЩАГИН. И у вас есть монеты на обмен?
СОКОЛОВ. Ну конечно! Вы чем интересуетесь?
ВЕРЕЩАГИН. У меня есть неплохое собрание профилей.
СОКОЛОВ. Я подарю вам несколько штук.
ТАНЯ. Зиновий Дмитриевич...
ВЕРЕЩАГИН. Даже если из министерства, я все равно занят!
ТАНЯ. (Улыбаясь.) Ваша супруга...
ВЕРЕЩАГИН. (Поспешно хватая трубку.) Да, дорогая, уже на месте. Диету соблюдал. Бульончик выпил, за паровыми котлетками пришлю к тебе шофера... Хорошо, я приеду. Буду есть в твоем присутствии. (Кладет трубку, Соколову.) Голубчик, вы пришли как нельзя более вовремя. Сразу и оформляйтесь. Николай Осипович, не задерживайте дело из-за каких-нибудь бумажек и прочих пустяков. Мы всегда не можем сделать две вещи: принять хорошего работника и выгнать плохого. (Соколову.) До свидания. Надеюсь скоро увидеться с вами. (Уходит.)
Пауза.
КОНСТАНТИНОВ. Вы должны захватить трудовую книжку, две фотографии и заверенную копию диплома доктора наук, Кроме того, надо написать заявление и заполнить анкету. Вот, собственно, и все.
СОКОЛОВ. (Передавая Константинову папку.) Мои документы всегда при мне.
КОНСТАНТИНОВ. (Просматривая бумаги.) Хотите, мы вас сразу и оформим?
СОКОЛОВ. Раз вы меня так уговариваете, сдаюсь. Вы просто демон настойчивости. Наверное, перед вами не может устоять ни одна женщина.
КОНСТАНТИНОВ. Все в прошлом... Не хотите прямо сейчас познакомиться со своим подразделением?
СОКОЛОВ. Без промедлений, в сей же час? Вообще-то, я очень тороплюсь.
КОНСТАНТИНОВ. (Настойчиво.) Мы ненадолго.
СОКОЛОВ. Что ж, коллектив надо уважать. Пошли. Правое плечо вперед, марш!
Картина вторая
Лаборатория. БОРИС пишет за своим столом. МАРИНА - молодая красивая женщина,и СВЕТА - еще недавняя студентка -работают у приборов. Звонит телефон. БОРИС поднимает трубку.
БОРИС. (Отдавая по телефону энергичные распоряжения). А я вам говорю - срочно несите линзу! У меня работа без нее стоит. Нет, монтаж без меня не начинайте. (Кладет трубку и подходит к Марине.) Марина, тебе не кажется, что это большая трата времени - провожать тебя каждый вечер в такую даль?
МАРИНА. Не провожай. Разве я об этом прошу?
БОРИС. Просто я предлагаю другой выход. Оставайся у меня насовсем.
Света, погрустнев, отходит в сторону.
МАРИНА. Это официальное предложение, что ли?
БОРИС. Да, я торжественно предлагаю тебе руку и сердце.
МАРИНА. И все оттого, Боря, что тебе лень далеко ходить провожать. Я как-то не так себе это представляла.
БОРИС. А как?
МАРИНА. Ну уж, во всяком случае, не так, между двумя абзацами статьи...
БОРИС. Кстати, куда она подевалась? Надо же все-таки ее дописать.
МАРИНА. Ну, поищи статью, а потом можешь поинтересоваться моим ответом.
БОРИС. Не обижайся. Хочешь, я стану для торжественности на колени?
МАРИНА. Тебе лишь бы позубоскалить.
БОРИС. Из всех живых существ одному человеку дана способность смеяться. Так почему бы не пользоваться этой способностью как можно чаще?
МАРИНА. Уж ты-то пользуешься ею предостаточно.
БОРИС. Это формальное согласие?
МАРИНА. (Улыбаясь.) Куда от тебя денешься.
Входит ГОВОРОВ.
ГОВОРОВ. (Свете.) Зорина, почему вы не на рабочем месте? Я вас спрашиваю!
СВЕТА. У меня дома неприятности.
ГОВОРОВ. Это не повод. У всех дома неприятности.
БОРИС. Оставь ее. Что с конструкторским бюро?
ГОВОРОВ. Все твои заявки я подписал. Заказы на оборудование сделал. У тебя есть еще какие-нибудь поручения?
Входит ЛЫСЕНКО, слесарь.
ЛЫСЕНКО. Борис Петрович, вот детали по вашим чертежам.
БОРИС. Оставь, я потом посмотрю.
ЛЫСЕНКО. (Свете.) У вас нет случайно толстой медной трубы? Делаю сынишке телескоп.
СВЕТА. Нет.
ГОВОРОВ. Ну, я пойду.
БОРИС. Скажи там наладчикам, чтобы поторапливались.
ГОВОРОВ. Хорошо. (Уходит.)
СВЕТА. Как он к вам подлизывается... Смешно смотреть.
БОРИС. (Смеясь.) Он думает, что меня назначит вместо Сергеева. Представляете, как у него вытянется лицо? Столько мне угождал, а начальником будет другой!
МАРИНА. (Насторожившись.) Не понимаю твоего веселья. Почему другой?
БОРИС. А почему я?
МАРИНА. Это место принадлежит тебе по праву.
БОРИС. Я не наследный принц. Да и зачем мне быть начальником?
МАРИНА. А почему все хотят быть начальниками?
БОРИС. Не знаю.
МАРИНА. Ты столько работал все эти годы!
БОРИС. "Цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех".
МАРИНА. Сейчас не время читать стихи. Я думала, ты настоящий мужчина.
БОРИС. Я постараюсь им быть, но в другом отношении.
МАРИНА. Я говорю о серьезных вещах, а ты отвечаешь пошлостями. (Уходит.)
Расстроенный БОРИС возвращается к своему столу.
БОРИС. Куда я девал эту проклятую статью?
СВЕТА. (Давая ему рукопись.) Вот она.
БОРИС. (Удивленно.) Откуда ты ее взяла?
СВЕТА. Из мусорного ящика.
БОРИС. Как она там оказалась?
СВЕТА. Вы ее туда бросили.
БОРИС. Ты ангел-хранитель. Когда тебя спросят, кем ты работаешь, так и отвечай: ангелом. Какие у тебя неприятности? Опять поссорилась со своим парнем?
СВЕТА. Как всегда.
БОРИС. Познакомь меня с ним.
СВЕТА. Зачем?
БОРИС. (Он в своих мыслях.) Что "зачем"? А... Я набью ему морду.
СВЕТА. Он мастер спорта по боксу.
БОРИС. Тогда лучше отложим знакомство до другого раза. У меня лишь первый разряд. И то не по боксу, а по шахматам.
Быстро входит Марина.
МАРИНА. Дождались!
СВЕТА. Что случилось?
МАРИНА. Не слышали? Говорят, нам назначили начальника.
СВЕТА. Кого?
МАРИНА. Какого-то доктора наук. Со стороны. (Борису.) Ну что, доволен? Теперь тобой будет командовать какой-то старикашка! Он уже идет к нам!
Входят КОНСТАНТИНОВ, СОКОЛОВ и ГОВОРОВ. Все встают.
КОНСТАНТИНОВ. Здравствуйте! Познакомьтесь с новым руководителем лаборатории. Дмитрий Николаевич Соколов, ученик Сергеева. Прошу любить и жаловать.
СОКОЛОВ. Здравствуйте.
Пауза.
Я чувствую, друзья, что мне надо сказать несколько слов о себе. Моя творческая биография коротка: в двенадцать лет первый самодельный компьютер, в двадцать два - кандидатская диссертация, а в двадцать семь - год назад - докторская. Вот, собственно, и все.
Пауза.
БОРИС. Вы ученик Сергеева?
СОКОЛОВ. (Доставая бумажник.) Я никогда не расстаюсь с фотографией, где снят вместе с Петром Ивановичем.
Фотография переходит из рук в руки.
БОРИС. (Глядя на фотографию.) Это в его квартире. Сколько раз я там бывал... (Вздыхает.)
ГОВОРОВ. Может быть, мы пройдем в мой кабинет...
СВЕТА хихикнула.
...Простите, в ваш кабинет, и я передам вам дела?
СОКОЛОВ. Мой принцип - никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра. (Улыбаясь.) Я выхожу на работу только через две недели.
ГОВОРОВ. Я подготовлю к этому времени отчет в письменном виде.
КОНСТАНТИНОВ. Зайдите потом к нашему фотографу, он вам сделает карточки на пропуск.
КОНСТАНТИНОВ, СОКОЛОВ и ГОВОРОВ уходят.
БОРИС. Ну, девочки, как старикашка?
СВЕТА. Довольно милый.
МАРИНА. Подумать только, такой молодой, и уже доктор!
СВЕТА. Наверное, талантливый. (С чуть заметным ядом.) Интересно, он женат?
МАРИНА. Кольца нет.
БОРИС. Теперь у вас темы для разговоров хватит как раз на две недели, а надо бы поработать. Марина, ты не можешь сегодня задержаться?
МАРИНА. Очередной опыт? Нет уж, уволь, сегодня я оставаться не хочу.