Аннотация: Сатирическая комедия с элементами гротеска и абсурда. Роли: женские:4, мужские: 8.
Валентин Красногоров
Сон в зимнюю ночь
Комедия-гротеск в двух действиях
Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Небрежный плод моих забав.
А. С. Пушкин
ВНИМАНИЕ! Все авторские права на пьесу защищены законами России, международным законодательством, и принадлежат автору. Запрещается ее издание и переиздание, размножение, публичное исполнение, помещение спектаклей по ней в интернет, экранизация, перевод на иностранные языки, внесение изменений в текст пьесы при постановке (в том числе изменение названия) без письменного разрешения автора.
Сатирическая комедия с элементами гротеска и абсурда. Роли: женские:4, мужские: 8.
Действующие лица
(В порядке появления на сцене.)
ДОКТОР
ЖЕНЩИНА
МИНИСТРА
ПОМОЩНИК
СЕКРЕТАРША
ПОРТРЕТ М.Е.
ПЕРВЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВА
ВТОРОЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВА
ТРЕТИЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВА
ПЕРВЫЙ УЧЕНЫЙ
ВТОРОЙ УЧЕНЫЙ
МЕДИУМ
НОСОРОГ
ТЕЛЕФОН
ПОКОЙНИК
ПОКОЙНИЦА
ЦЕЗАРЬ
НАПОЛЕОН
ПУШКИН
СВИТА
Все персонажи пьесы могут быть сыграны 12-ю актерами
Действие первое
Кабинет Доктора. Входит Женщина.
ЖЕНЩИНА. Доктор, к вам можно?
ДОКТОР. Можно. Садитесь.
Женщина садится.
Итак, на что жалуемся?
ЖЕНЩИНА. Я не верю.
ДОКТОР. Чему вы не верите
ЖЕНЩИНА. Ничему.
ДОКТОР. И кому вы не верите?
ЖЕНЩИНА. Никому.
ДОКТОР. Никому-никому?
ЖЕНЩИНА. Никому.
ДОКТОР. А если конкретно?
ЖЕНЩИНА. Я не верю газетам, телевидению, банкам, политикам, продавцам, рекламщикам, водопроводчикам. В общем, всем.
ДОКТОР. А при чем тут я?
ЖЕНЩИНА. Но вы же доктор. Вы должны лечить болезни.
ДОКТОР. Согласен. Так на что вы жалуетесь?
ЖЕНЩИНА. Я же вам сказала: я никому не верю.
ДОКТОР. Так и не верьте! В чем проблема?
ЖЕНЩИНА. Разве это не болезнь? Может, я сумасшедшая?
ДОКТОР. Ничуть. Вот, если вы начнете всем верить, я сочту вас сумасшедшей. А сейчас вы более чем нормальна.
ЖЕНЩИНА. Но ведь никому не верить - это болезнь.
ДОКТОР. Кто вам сказал?
ЖЕНЩИНА. А разве нет?
ДОКТОР. Конечно нет. Думаете, кто-нибудь кому-нибудь верит?
ЖЕНЩИНА. Я не верю даже мужу!
ДОКТОР. И правильно делаете.
ЖЕНЩИНА. Так вы мне не поможете?
ДОКТОР. Хорошо, я выпишу вам таблетки.
ЖЕНЩИНА. И они помогут?
ДОКТОР. Должны помочь.
ЖЕНЩИНА. Я вам не верю.
ДОКТОР. Зачем же тогда вы ко мне пришли?
ЖЕНЩИНА. А к кому же еще идти?
ДОКТОР. К другому врачу.
ЖЕНЩИНА. Но ведь я и другому врачу не поверю. Я вообще не верю докторам.
ДОКТОР. Признаться, я не понимаю, чего вы от меня хотите.
ЖЕНЩИНА. Помощи.
ДОКТОР. Ну хорошо. Прежде всего, вам надо успокоить нервы. Смотрите телевизор. Два часа вечером пред сном.
ЖЕНЩИНА. Но я же сказала, что не верю телевизору!
ДОКТОР. Не верьте, кто же вас заставляет? Просто смотрите.
ЖЕНЩИНА. Не хочу.
ДОКТОР. Тогда, наоборот, не смотрите. Вас это успокоит.
ЖЕНЩИНА. Я и так не смотрю.
ДОКТОР. Тогда все-таки принимайте таблетки.
ЖЕНЩИНА. А разве от того, что я буду принимать таблетки, все начнут говорить правду?
ДОКТОР. Нет, но тогда вы будете всем верить.
ЖЕНЩИНА. То есть вы хотите сделать из меня полную дуру?
ДОКТОР. Это лучше, чем быть сумасшедшей.
ЖЕНЩИНА. Придумайте другое средство.
ДОКТОР. Скажите, а сами вы говорите правду?
ЖЕНЩИНА. Конечно.
ДОКТОР. Всегда?
ЖЕНЩИНА. Ну... Как вам сказать... В общем, стараюсь быть правдивой.
ДОКТОР. Всегда, иногда или никогда?
ЖЕНЩИНА. Иногда.
ДОКТОР. А, может, никогда?
ЖЕНЩИНА. Ну... Вы же сами понимаете...
ДОКТОР. Я понимаю. Недаром сказано: "не говори правды, не теряй дружбы". Теперь относительно вашего "не верю". Если вам скажут, что вас хотят уволить с работы, вы поверите?
ЖЕНЩИНА. Да, пожалуй, поверю.
ДОКТОР. И что завтра поднимутся цены?
ЖЕНЩИНА. Поверю.
ДОКТОР. Значит, вы все-таки чему-то верите?
ЖЕНЩИНА. Только чему-нибудь плохому.
ДОКТОР. Теперь скажите: у вас есть мужчины?
ЖЕНЩИНА. Какие мужчины?
ДОКТОР. Ну... скажем так, которые за вами ухаживают.
ЖЕНЩИНА. Случается.
ДОКТОР. Вы им верите?
ЖЕНЩИНА. Да, я верю тому, что они хотят уложить меня в постель. Но я не верю их комплиментам, признаниям и обещаниям.
ДОКТОР. Может, в этом и заключается ваша проблема?
ЖЕНЩИНА. Доктор, я говорю вам о серьезных вещах, а вы хотите свести все к мужчинам. Как можно жить, если нельзя ничему верить? То, что прославлялось вчера, сегодня поливают грязью, а то, что еще недавно считалось ужасным, сегодня считают нормальным. Не знаешь, что случится через год, на следующей неделе, завтра, через час. То кризис, то спад, то конфликт, то депрессия, то пандемия. Всё время что-то падает: то производство, то доллар, то нефть, то рубль, то настроение. Нельзя ни на что рассчитывать, ничего планировать, нельзя смотреть вперед. Нет веры в будущее, нет веры ни во что.
ДОКТОР. И что в этом нового?
ЖЕНЩИНА. Но так ведь жить нельзя!
ДОКТОР. Совершенно верно. Как написала когда-то одна женщина, - не вы, другая, -"Жизнь - это место, где жить нельзя".
ЖЕНЩИНА. Что же делать?
ДОКТОР. (Вполголоса.) Сказать вам правду?
ЖЕНЩИНА. Не надо. Я не люблю правду.
ДОКТОР. Вы не любите лжи, но не любите и правды?
ЖЕНЩИНА. Потому что от нее бывает тошно.
ДОКТОР. Не бойтесь, я не скажу ничего особенного и ничего нового: я тоже никому не верю.
ЖЕНЩИНА. И вы тоже?
ДОКТОР. Да. И не только я.
ЖЕНЩИНА. И как вы с этим справляетесь?
ДОКТОР. В отличие от вас, я не делаю из этого проблемы. Все мы живем, как можем, если не можем жить так, как хотим.
ЖЕНЩИНА. Неужели вас не угнетает то, что творится?
ДОКТОР. Вы слишком мрачно смотрите на мир. На самом деле всё не так страшно.
ЖЕНЩИНА. Но ведь нельзя жить без надежды.
ДОКТОР. Можно. Помните, что писал Михаил Юрьевич? "Желать и добиваться чего-нибудь -- понимаю, а кто ж надеется?"
ЖЕНЩИНА. Желать мы можем, но разве в наших силах чего-то добиться?
ДОКТОР. А вы действительно хотите?
ЖЕНЩИНА. Конечно. Но кто я? Что я могу? Кто меня услышит? Вот если бы я была знакома с каким-нибудь важным человеком...
ДОКТОР. Ну хорошо, я вам помогу. Я знаком с таким важным человеком. Можно сказать, всемогущим. Идите к нему, расскажите о своей проблеме
ЖЕНЩИНА. А он меня примет?
ДОКТОР. Я дам к нему записку, и он вас выслушает.
ЖЕНЩИНА. Вы настолько близко с ним знакомы?
ДОКТОР. Он у меня лечится.
ЖЕНЩИНА. От чего?
ДОКТОР. Дорогая, вы забыли, к кому пришли? От чего лечатся у психиатра? Знаете, что? Мне все равно надо его навестить, так что я не буду писать записок. Я просто вас к нему провожу. Пойдемте.
Уходят.
В кабинете Министра культуры 113-го региона. Начало рабочего дня. Входит Министр - женщина приятной руководящей наружности. Она неуверенно осматривает кабинет и устраивается за рабочим столом. Входит Помощник.
ПОМОЩНИК. Разрешите?
МИНИСТР. А вы кто?
ПОМОЩНИК. Я ваш помощник. Поздравляю с назначением на высокую должность, госпожа министр.
МИНИСТР. Спасибо.
ПОМОЩНИК. Какие будут указания?
МИНИСТР. Видите ли, меня бросили на культуру неожиданно, и я... В общем, раз вы мой помощник, так, может, и подскажете на первых порах, какие я должна дать вам указания?
ПОМОЩНИК. Я полагаю, госпожа министр, что вам прежде всего надо заново обставить свой кабинет.
МИНИСТР. (Оглядывает комнату.) По-моему, здесь и так неплохо.
ПОМОЩНИК. Пусть будет еще лучше. Непременно надо обновить. Пусть все видят, что новый министр чем-то отличается от предыдущего.
МИНИСТР. Вы так считаете?
ПОМОЩНИК. Разумеется. Нужно всем дать понять, что вы стремитесь к новизне: новый стиль работы, новый подход к делу, новые отношения с людьми, новая мебель, новый взгляд на мир, новый телевизор. Какой тип телевизора прикажете купить?
МИНИСТР. А что вы посоветуете?
ПОМОЩНИК. Есть традиционные телевизоры - в которых все видно, и другие телевизоры, в которых ничего не видно, но зато они считаются новыми, нетрадиционными.
МИНИСТР. А традиционные не новые, что ли?
ПОМОЩНИК. Традиционные еще новее, но это название немодно.
МИНИСТР. Может, все-таки, лучше купить не, как вы называете, "новый", а просто хороший?
ПОМОЩНИК. Нельзя. Хороший смотрите дома, а на работе вам, как министру культуры, надо демонстрировать и поддерживать все новое и современное. Еще я предлагаю украсить кабинет портретами выдающихся творцов культуры. Вот, взгляните, мы уже приготовили: Пушкин, Лермонтов, Чехов...
МИНИСТР. Очень хорошо. Повесьте прямо сейчас.
Помощник вешает портреты.
А кто этот, с бородой?
ПОМОЩНИК. Михаил Евграфович.
МИНИСТРА. Толстой, что ли?
ПОМОЩНИК. Нет, не Толстой.
МИНИСТР. Но он тоже с бородой. Знаменитый?
ПОМОЩНИК. Да. Но я не советую его вешать.
МИНИСТР. А он еще живой?
ПОМОЩНИК. Нет.
МИНИСТР. Так почему бы его не повесить?
ПОМОЩНИК. Дело в том, что этот портрет... Как бы вам сказать...
МИНИСТР. Очень дорогой?
ПОМОЩНИК. Наоборот. Мы его не покупали. Он появился у нас сам.
МИНИСТР. Ну так и вешайте. А что бесплатный, это хорошо: не надо тратиться. Портреты тоже деньги стоят.
ПОМОЩНИК. Разумеется, госпожа министр.
МИНИСТР. Ну, а что все-таки делать, кроме обновления кабинета?
ПОМОЩНИК. Неплохо выдвинуть какую-нибудь большую идею, чтобы было о чем говорить в печати, интернете и на телевидении. Текущая работа ведь всегда одинакова: бюджет, штаты, план, отчет, и все такое. Что тут обсуждать? О министре могут заговорить, только если он провозгласит какую-нибудь ведущую идею.
МИНИСТР. А откуда я возьму идеи?
ПОМОЩНИК. Они появятся, госпожа министр.
МИНИСТР. Не называйте меня "госпожа министр." Это звучит глупо.
ПОМОЩНИК. Совершенно верно, госпожа министр. Вот вы уже и выдвинули ведущую идею. Поздравляю.
МИНИСТР. Какую идею? Я ничего не выдвигала.
ПОМОЩНИК. Не скромничайте, госпожа министр. Со свойственной вам быстротой ума и широтой кругозора вы сразу отметили, что сочетание "госпожа министр" звучит нелепо для нашего уха. Этим вы сразу обозначили острейшую проблему, стоящую перед нашим обществом.
МИНИСТР. Правда? А какую проблему?
ПОМОЩНИК. Угнетение женщин.
МИНИСТР. А разве они... то есть мы... угнетены?
ПОМОЩНИК. Ну, при желании можно сказать и так. Обратите внимание: все приличные профессии обозначаются только словами мужского рода: врач, агроном, доктор, адвокат, инженер, профессор, хореограф, и так далее. У них нет женской формы. Вот вы, например, политик. Опять мужской род, хотя вы женщина. Нельзя же вас назвать "политка", или политичка, или "политуха". Конечно, говорят иногда "врачиха" или "адвокатша", но такие слова имеют обычно пренебрежительный или просторечный оттенок.
МИНИСТР. Верно. Я об этом как-то не думала.
ПОМОЩНИК. Женскую форму имеют только профессии низкого уровня: прачка, кухарка, белошвейка, нянька, машинистка, проститутка. А мужских форм для этих занятий нет. Нет таких слов, как кухар, белошвей, проститут.
МИНИСТР. Но машинист есть.
ПОМОЩНИК. Да, но это не то, что машинистка. Хуже того: возьмите, например, слово "судья". Грамматически оно должно быть женского рода, но имеет мужской. И, знаете, почему? Потому что обозначает уважаемую профессию. Иначе чем объяснить, что слово "свинья" женского рода, а "судья" - мужского?
МИНИСТР. Да, действительно...
ПОМОЩНИК. Пойдем дальше. Вы министр. А знаете, почему не "министерша"? Потому что это слово означает жену министра, причем с пренебрежительным оттенком. Женского эквивалента слову "министр" нет. То есть изначально предполагается, что эту должность может замещать только мужчина. Разве это не дискриминация женщин? Разве вас как женщину это не оскорбляет? Вы ведь сами сказали, что "госпожа министр" звучит глупо.
МИНИСТР. Да, конечно...
ПОМОЩНИК. Подумайте сами: если бы вы были мужчиной, вы бы наверняка были министром строительства или обороны. А так вам поручили только культуру. А почему? Потому что вы женщина. Вот вам пример угнетения. И кому, как не вам - женщине, министру культуры - выступить со смелой инициативой начать борьбу за равноправие женщин?
МИНИСТР. Вы советуете митинги, собрания, протесты и все такое?
ПОМОЩНИК. Ни в коем случае! Издайте постановление: создать новые феминативы и ввести их в обязательное употребление.
МИНИСТР. Создать что?
ПОМОЩНИК. Феминативы. Это слова женского рода, которые обозначают профессии женщин. Мы создадим список таких слов и будем бороться за их внедрение. И возглавить эту борьбу надо именно вам.
МИНИСТР. Думаете, от этого будет какая-то польза?
ПОМОЩНИК. Для вас? Конечно! У вас сразу появится свое лицо, свое, так сказать, лого, свой, как теперь принято говорить, брэнд. "Что делает наш министр культуры? Как "что"? Борется за права женщин". Прекрасная тема для разговоров. Вы прославитесь, вас наперебой начнут приглашать на телевидение. Все женщины страны отдадут вам голоса на выборах, вам откроется путь к должности премьер-министра.
МИНИСТР. Идея неплоха...
ПОМОЩНИК. И заметьте: вам это ничего не будет стоить. Ни труда, ни денег. Это не то что содержать библиотеки, создавать музеи и строить театры. Не потратите ни рубля, а популярность большая. Правда, реализовать не деле это будет непросто.
МИНИСТР. Почему?
ПОМОЩНИК. Во-первых, сотни феминативов надо будет сначала придумать. Но с этим мы справимся. Наймем филологов. Во-вторых, эти слова будут звучать поначалу непривычно и смешно. Как заставить людей говорить "президентша", "инженерка", "гинекологиня". Представляете, до чего мы докатились? Даже для слова "гинеколог" нет женского варианта. Предстоит борьба.
МИНИСТР. Но мы победим?
ПОМОЩНИК. Разумеется.
МИНИСТР. А если нет?
ПОМОЩНИК. Не страшно. Главное - поднять шум. Начните с самой себя: назовите свою должность женским словом. Правда, слово "министр" трудно фемизировать, потому что оно иностранное. Было бы оно русское, найти ее женскую форму было бы. легче: правитель - правительница, начальник - начальница.
МИНИСТР. Так давайте переведем слово "министр" на русский. Что оно означает?
ПОМОЩНИК. "Слуга".
МИНИСТР. Как "слуга"? Почему "слуга"?
ПОМОЩНИК. Очевидно, предполагается, что министр - это слуга народа.
МИНИСТР. А как же тогда называть меня? Служанкой, что ли?
ПОМОЩНИК. Выходит, что так.
МИНИСТР. Нет, уж лучше быть министром.
ПОМОЩНИК. А знаете, что? Назовите себя "министра"!
МИНИСТР. Но такого слова нет!
ПОМОЩНИК. А теперь будет. Благодаря вам, госпожа министра.
Теперь и мы будем далее называть нашу героиню министрой.
МИНИСТР. (Довольная.) Министра... Министра...А что, звучит.
ПОМОЩНИК. Конечно. Не упускайте возможности поднять жгучую общественную проблему. Это и будет магистральным направлением вашей деятельности.