All rights reserved. No part of this publication may be reproduced or transmitted in any form or by any means electronic or mechanical, including photocopy, recording, or any information storage and retrieval system, without permission in writing from both the copyright owner and the publisher.
Requests for permission to make copies of any part of this work should be e-mailed to altaspera@gmail.com
Published in Canada by Altaspera Publishing & Literary Agency Inc.
СОДЕРЖАНИЕ
О ЧЕМ ЭТА КНИГА?
Каждый из нас, в той или иной степени, обладает воображением. Мы способны представить, изобразить или создать нечто несуществующее на самом деле. Более того, пользуясь новейшими средствами программирования, человек может создавать любые виртуальные миры, населяя их обитателями, которые вполне могут считать свой мир реальным. Мы приближаемся к созданию искуственного интеллекта и сможем снабдить им обитателей виртуальных миров.
Тогда возникает вопрос, а не является ли наш мир такого рода симуляцией?
Это не противоречит ни убеждению, что некий творец создал наш мир, ни теориям, полагающим, что наш мир самозародился и эволюционирует самостоятельно. И тот и другой сценарий не отрицает того, что истинная основа нашего мира может находиться в совершенно другом мире, имеющем принципиально иную природу.
Наблюдая свои возможности создавать виртуальные миры можно предположить, что такой сложный мир, в котором мы живем, есть результат осмысленного творения, ибо самозарождение нашего мира кажется гораздо менее вероятным, хотя и такая гипотеза имеет право на существование, ибо, коль скоро наш мир существует, то вероятностный подход, увы, не имеет смысла.
Однако, углубляясь в космологию, квантовую физику, молекулярную биологию, генетику, наука приходит к осознанию, что мир имеет некую основу или источник, лежащие за его пределами.
Современные учёные находят все больше оснований для таких предположений.
Эта книга о том, что мир, в котором мы живем не является единственно возможным. Причем "реальность" нашего мира не абсолютна. После того, как человечество на практике познакомилось с концепцией виртуальной реальности, стало очевидно, что миры могут быть любыми. Вместе с тем то, каким может быть другой мир, ничем не ограничено.
Законы физики и морали нашего мира присущи только нашему человеческому восприятию этого мира. Не они диктуют, каким должен быть мир, а лишь являются нашей попыткой его познания и осмысления.
Миры являются прежде всего такими, какими они задуманы. А законы физики, морали, философия и любое познание внутри этих миров вторичны и лишь пытаются описать произвольный акт творения определенного мира.
Единственное ограничение заключается в том, что невозможно доказать существование некой базисной реальности, абсолютно реального мира, на основе которого творятся прочие миры. А следовательно, ни один творец не может доказать, что он сам не является творением иного мира, и что его собственный мир, в свою очередь, не является результатом творения.
Более того, можно представить замкнутую цепь миров, творящих друг друга: то есть мир, который представляется базисным, является результатом творения одного из миров в свою очередь им сотворенных.
Эта книга ставит вопросы, почему наш мир такой, а не иной, показывая множество возможностей создавать иные миры, в чем-то подобные, а в чем-то принципиально отличные от нашего. Книга предлагает высший моральный закон творцов - не создавать неидеальных миров, мучительных для их обитателей.
ЗАЧЕМ ИЗОБРЕТАТЬ МИРЫ?
Что такое мироздание?
Новую науку о сотворении (изобретении) миров можно назвать космоинвентология, от греческого слова "космос" - мир, и латинского слова, обозначающего "изобретение".
На основе нашего опыта, ощущения и усвоенного знания, мир - это то, внутри чего мы существуем. То есть то, что охватывает нас самих и при этом простирается за наши пределы. Мы постигаем мир с помощью органов чувств, подчас оснащенных приборами, но всегда остающихся последней инстанцией и инструментом нашего восприятия, а значит и формирования представления о реальности.
Мысленно мир можно рассматривать с трех точек зрения - нашей естественной точки зрения обитателя этого мира (субъективная реальность), некоего объективного, но находящегося в нашем мире наблюдателя (объективная реальность) и стороннего наблюдателя, находящегося вне пределов нашего мироздания. Последняя точка зрения исключительно умозрительна, ибо не проверяема, так как наше мироздание не позволяет нам наблюдать себя извне. Вообще возможность такого наблюдения сомнительна, однако вполне допустима как умственное упражнение. Причем совершенно не важно, считать наше мироздание результатом акта творения или самопроизвольного зарождения и развития. Разность подходов не влияет на возможность существования этих трех точек зрения. Хотя, безусловно, само понятие мироздания возникает как результат веры в созидательный процесс некоего творца или осмысленной творящей силы.
Осознанию свойственно воссоздание реальности в нашем сознании и лишь затем ее анализ. Так или иначе, мы можем заявлять, что сам процесс нашего восприятия и анализа реальности заключается в ее воссоздании в нашем сознании, а следовательно мы, хотим того или нет, воссоздаем мир в самих себе. То есть наше сознание создает некий мир, который, как мы считаем, соответствует миру реальному.
Для простоты примера возьмем фотографию. Сфотографировав сломанное дерево и показав фотографию другому человеку, мы позволяем ему прийти к правильным выводам о том, что дерево было сломано, без того, чтобы он непосредственно наблюдал настоящее дерево. То есть мы воссоздаем образ дерева на рисунке, причем у этого образа может быть прототип в реальности, а может и не быть. Причем рисунок в обоих случаях будет одинаковым. Человек, рассматривающий наш рисунок, не сможет достоверно заявить, существует ли на самом деле дерево, изображенное нами, или это плод нашего воображения.
С древнейших времен таким актом воссоздания был рисунок. Так, наскальные рисунки несут определенную информацию о животных, пораженных копьями. Мы можем воссоздать образы этих животных в своем сознании и сделать верные выводы, что так или иначе существовало некое животное, которое было поражено объектом, называемым копьем.
Итак, делая зарисовку или фотографируя, мы воссоздаем мир, и на основе этого изображения наши органы чувств (в данном случае зрение) воссоздает это изображение в нашем сознании и позволяет нам его анализировать. Причем в определенный момент становится совершенно не важно, существует ли это сломанное дерево или убитый зверь в действительности, наше восприятие и анализ будут проходить совершенно одинаково.
То есть мы, в своем роде, создаем некие элементы мира, перенося их отображение (или воображая их) на бумагу.
Здесь мы можем утверждать, что при определенных условиях наше сознание (субъективное) и даже сознание многих наблюдателей (объективное) не сможет определить по рисунку (за исключением не имеющих отношения к данному примеру косвенных признаков), в действительности ли у этого изображения был прототип в реальности или нет.
Человек есть тварь творящая, ибо сознанию свойственно созидание. Итак, любому объекту мироздания свойственно участие в изменениях. Этот объект может быть пассивным или активным, обладающим сознанием или нет. Так или иначе, творческий акт зависит не от творца, а от зрителя, наблюдателя, способного на осознание. Таким образом, такое неодушевленное явление, как образование облаков или изморозь на стеклах, может создать образы, которые в нашем сознании получат осмысление, и тогда мы станем со-творцами этих образов. И здесь важно подчеркнуть, что именно творцом образа являемся не только мы, но и неосознанное материальное явление. Без этой основы, творящей нечто, не существовавшее до сих пор (облака или изморози), у нас не было бы толчка и основы для осознания и сотворения некоего осмысленного образа. То есть даже объект или процесс, совершенно не связанный с жизнью, имеет неизбежный творческий импульс. С другой стороны, даже самое гениальное творение художника не является творчеством в отсутствие зрителя. Без наблюдателя его холст является всего лишь куском материи с нанесенными на него химическими составами, ибо некому воспринять и осознать их в виде красок, а тем более образов.
Итак, главным и единственным со-творцом нашего мироздания является наше сознание. Мы постоянно находимся в процессе творения, или, по крайней мере, являемся со-творцами мироздания, и если наличие Творца подвергается многочисленным сомнениям, то наша роль со-творцов совершенно очевидна. В таком случае мы являемся даже более творцами, чем сам Творец, ибо без нашего осмысления мир не имеет смысла. Мир становится миром только когда этому есть свидетель. Наше же осмысленное и осознанное существование не вызывает у нас самих никакого сомнения, благодаря утверждению Декарта о том, что если мы мыслим, то значит существуем. Так сам процесс осмысления приравнивается к процессу существования.
Поставив себя на место творца, мы можем лучше понять наш мир. Карамзин писал: "Я думаю, что было бы лучше наблюдать великое мироздание, как оно есть, и, насколько это доступно нашему глазу, всматриваться, как все там происходит, нежели задумываться о том, как все могло бы там происходить, а это часто случается с нашими философами..." Однако, мысленно встав на место Творца нашего мира, мы можем постараться представить, какими мотивами Он мог руководствоваться, создавая мир так, а не иначе. Опять же, представим себе некий мегалит, стоящий посередине поля. Можно рассматривать его двояко, как случайно принесенную ледником каменную глыбу, или как рукотворный, или по крайней мере, обработанный руками человека объект, возведенный на основании определенных мотивов. В первом случае размышления о мотивировке бессмысленны, потому что, как бы это ни было маловероятно, но артефакт образовался случайно, во втором всё гораздо сложнее, потому что по артефакту мы должны судить о мотивах тех, кто его создал. Если еще можно допустить, что единичный мегалит мог быть принесен ледником, то такое строение, как Стоунхендж, не могло образоваться естественным путем, во всяком случае, вероятность минимальна.
Что же можно сказать о сложности и неслучайности наблюдаемого нами мироздания? Предположив, что оно сотворено, нам необходимо поразмышлять о мотивах творца.
Сравнивая свои возможности создавать любые миры в нашем воображении, воплощать их на бумаге, и даже в виде компьютерных симуляций, мы легко можем допустить, что у Творца нашего мира не было никаких ограничений, и то, что мир создан так, а не иначе, может навести нас на мысли о том, каков наш Творец, каковы его личностные предпочтения, выразившиеся в его творении.
Рассматривая мир как результат осмысленного творения, мы можем преодолеть иллюзию неотвратимости устройства нашего мира, как единственно возможного.
В наше время появилась возможность создания виртуальных миров, которые их обитателями могут восприниматься, как миры реальные. Мы переживаем уникальный момент истории, когда наше осознание мироздания расширилось настолько, что мы можем создавать свои, совершенно иные и непоходящие на наш виртуальные миры. Такая возможность, в общем-то, была всегда, ибо наше воображение не нуждается ни в каких вспомогательных средствах, чтобы создавать свои миры. Но наше знакомство с возможностью создания виртуальных миров, существующих отдельно от нашего воображения, придало современному философу новое направление мысли, в котором он может продвинуться дальше, чем его предшественники. Так, моделируя иные миры, например, в качестве компьютерных симуляций, мы можем помещать в них обитателей, которые в свою очередь могут быть снабжены самоосознанием (подробнее об этом будет сказано ниже). А это уже не просто фантазия. Это, по сути, создание полноценного мира, не отличимого в сознании его обитателя от настоящего, реального, единственно данного.
Мироздание- как иллюзия
Это неизбежно наводит на мысль, что наша Вселенная представляет собой гигантскую компьютерную симуляцию. Реальны ли мы? А как насчет каждого из нас лично?
Если Творец не пожелает нам об этом сообщить, то, находясь в созданном им мире, мы не можем утверждать, является ли он окончательной и абсолютной реальностью, или же имеет совершенно иную основу, находящуюся вне пределов нашего мира и нашего осознания. Так нарисованный на картине охотник, появись у него самосознание, не смог бы установить, что он является мазками краски на холсте в нашем мире. Он бы ощущал себя охотником, находящимся в лесу, причем и сам себя и лес вокруг себя воспринимал бы как реальность. У него не было никакой возможности заключить, что он является всего лишь героем картины.
Раньше подобными вопросами задавались лишь философы. Ученые же пытались понять, что собой представляет наш так называемый "реальный" мир и объяснить его законы.
Но появившиеся в последнее время соображения относительно устройства Вселенной ставят экзистенциальные вопросы и перед наукой. Современные физики, космологи и специалисты в области искусственного интеллекта подозревают, что мы все живем внутри гигантской компьютерной симуляции, принимая виртуальный мир за реальность.
Чтобы не подвергнуться шквалу критики, мы можем допустить это положение дел в качестве мысленного эксперимента. Допустим, наш мир - некая виртуальная симуляция. Эта идея противоречит нашим ощущениям: ведь мир слишком реалистичен, чтобы быть симуляцией. Тяжесть стакана в руке, вкус налитого в него чая, окружающие нас звуки - как можно подделать такое богатство ощущений?
Но давайте примем во внимание прогресс в компьютерных и информационных технологиях за последние годы. Современные видеоигры населены персонажами, реалистично взаимодействующими с игроком, и симуляторы виртуальной реальности порой делают ее неотличимой от мира за окном. Стоит создать программу не для игры, а в качестве научного эксперимента, в котором каждый обитатель будет снабжен подпограммой,симулирующей наше сознание, пусть в упрощенном виде, и в принципе, такой мир превратится из виртуального в полноценный и реальный с точки зрения восприятия и осознания этой подпрограммы обитателя.
В фантастической кинокартине "Матрица" эта идея формулируется предельно четко. Люди там заключены в виртуальном мире, который безоговорочно воспринимают как реальный. Но если людей заменить подпрограммами, то и никаких материальных биологических существ не понадобится.
И "Матрица" - не первый фильм, исследующий феномен искусственной вселенной. Все эти антиутопии поднимают два вопроса: как узнать, что мы живем в виртуальном мире, и так ли уж это на самом деле важно?
У версии о том, что мы живем внутри симуляции, имеются влиятельные сторонники. Как заявил в июне 2016 г. американский предприниматель Илон Маск, вероятность того, что наш мир является виртуальной симуляцией, очень высока и составляет, по крайней мере, "миллиард к одному".
А технический директор Google в области искусственного интеллекта Рэймонд Курцвейл предполагает, что, возможно, "вся наша Вселенная - научный эксперимент младшеклассника из другой вселенной".
Рассматривать такую возможность готовы и некоторые физики. В апреле 2016 г. ученые приняли участие в обсуждении этой темы в нью-йоркском Американском музее естественной истории.
Космолог Алан Гут из Массачусетского технологического института предполагает, что Вселенная может быть реальной, но одновременно является лабораторным экспериментом. Согласно его гипотезе, наш мир создан неким сверхразумом - подобно тому, как биологи растят колонии микроорганизмов.
В принципе, не существует ничего, что исключало бы возможность создания вселенной в результате искусственного Большого взрыва, говорит Гут.
Вселенная, в которой проводился бы подобный эксперимент, осталась бы при этом целой и невредимой. Новый мир образовался бы в отдельном пространственно-временном пузыре, который быстро отделился бы от материнской вселенной и потерял с ней контакт.
Данный сценарий никак не влияет на нашу жизнь. Даже если Вселенная зародилась в "пробирке" сверхразума, физически она так же реальна, как если бы образовалась естественным путем.
Но есть и второй сценарий, привлекающий особый интерес, поскольку подрывает сами основы нашего понимания реальности.
Не исключено, что наша Вселенная была создана искусственно. Но кем? Маск и другие сторонники этой гипотезы утверждают, что мы являемся целиком симулированными существами - всего лишь потоками информации в некоем гигантском компьютере, наподобие персонажей видеоигры.
Даже наш мозг является симуляцией, реагирующей на искусственные раздражители.
В этом сценарии не существует матрицы, из которой можно было бы выбраться: вся наша жизнь и есть матрица, за пределами которой существование просто невозможно.
Но почему мы должны верить в такую замысловатую версию собственного существования?
Ответ очень прост: человечество уже способно симулировать реальность, и с дальнейшим развитием технологии в конечном счете будет способно создать совершенную симуляцию, населяющие которую разумные существа-агенты воспринимали бы ее как абсолютно реальный мир.
Мы создаем компьютерные симуляции не только для игр, но и в исследовательских целях. Ученые имитируют различные ситуации взаимодействия на самых разных уровнях - от субатомных частиц до человеческих сообществ, галактик и даже вселенных.
Изобретение миров помогает преодолеть разочарование внашем мире
По сути можно сказать, что мы и так не живем в реальном мире. Сознание каждого из нас создает свой мир, свой коридор реальности. Периодически эти коридоры совпадают, что позволяет осмысленное общение. Построением миров мы занимаемся и во сне, пусть не осознанно. Многим знакомо чувство облегчения или разочарования в момент пробуждения, в зависимости от того, какой сон нам снился.
То есть осознание возможности существования параллельно существующих миров, а вместе с тем, осознание не окончательности и не вполне реальности нашего мира, может иметь терапевтический эффект снятия напряжения с нашей психики.
Возможность взаимного созидания миров
Кроме параллельно существующих миров, мы можем представить себе, что обитатели одних миров создают другие миры, обитатели которых, в свою очередь, создают миры тех, кто создает их миры. Некая цепь взаимосозидания. Об этом мы поговорим ниже.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИРОВ
Мир - это замкнутая система, внутри которой помещен наблюдатель, обладающий сознанием, являющийся частью этой системы и не способный выйти за ее пределы. Мир без внутреннего обитателя/наблюдателя/агента не имеет смысла и миром не является.
Создатель мира имеет полный контроль над миром и всеми его обитателями, устанавливает законы и принципы по которым существует мир.
Для экономии усилий и ресурсов создателя мира, построение мира начинается с наблюдателя, то есть, по мере обращения его внимания на те или иные элементы мира, они создаются и отражаются в его сознании, в то время как когда они не находятся под наблюдением, то не существуют. То есть все в мире появляется ad hoc, по мере надобности. Cначала создается наблюдатель, а мир строится вокруг него, по мере обращения его внимания на тот или иной элемент мира. При этом единственно кто существует постоянно - это наблюдатели. Остальное создается и возникает только по мере надобности. При этом у наблюдателей создается полное ощущение постоянства и реальности окружающего их мира.
Примером такого состояния дел может стать квантовая механика и ее связь с сознанием наблюдателя в нашем мире. Эффект наблюдателя в квантовой физике часто рассматривается как наиболее шокирующий и интересный аспект квантовой физики. Исход конкретного действия -- редукции или коллапса волновой функции -- приостанавливается во время наблюдения. Это наводит на мысль о том, что человеческое сознание способно физически повлиять на эксперимент. Электроны перестают проявлять свои волновые свойства, нестабильные частицы замирают в своем распаде: Квантовая запутанность представляет собой явление, когда пары или группы частиц, которые были в контакте друг с другом, поддерживают между собой связь на больших расстояниях. Когда производится наблюдение одной из частиц, соответствующие изменения мгновенно наблюдаются и в другой частице. Под всесильным взором наблюдателя мир меняется.
Эффект наблюдателя (сознание наблюдателя) -- группа гипотез о возможности влияния наблюдателя на элементарные частицы. Этот эффект восходит к идеям создателей квантовой механики и является следствием проблемы измерения квантовых эффектов. Некоторые ученые ставят знак равенства между наблюдателем и человеческим сознанием. Так Вернер Гейзенберг в книге "Физика и философия" упоминает субъективного наблюдателя. Хью Эверетт в научной статье "Формулировка квантовой механики через соотнесенные состояния" пишет про осознающего наблюдателя. Вольфганг Паули и Юджин Вигнер пришли к выводу, что квантовая механика, включающая в себя сознание наблюдателя, может оказаться не совместимой с материализмом. Понимая, что это может привести к научному объяснению религиозных концепций, Джон Уилер заявляет: "Наблюдатели необходимы, чтобы привести вселенную в бытие". Также подобными идеями интересовались такие учёные, как Альберт Эйнштейн, Дэвид Бом, Амит Госвами, Роджер Пенроуз и Фред Алан Вольф.
Так или иначе, сотворяемые миры совсем необязательно должны быть материальными в нашем понимании, ибо и наш мир при глубоком изучении оказывается весьма иллюзорным.
КТО МОЖЕТ СОЗДАВАТЬ МИРЫ?
Дело в том, что вовсе не обязательно быть Богом, для того чтобы создать мир. Достаточно обладать свойствами Бога по отношению к создаваемому миру, а это весьма просто.
Сидя перед чистым листом, вы обладаете полной свободой творчества и можете изобразить на нём всё, что вам заблагорассудится, вы можете уничтожить свой рисунок, можете переделывать его, то есть обладаете всеми атрибутами Бога по отношению к наблюдателю, помещенному вами в рисунок, если бы он обладал сознанием. С точки зрения этого наблюдателя вы будете соответствовать понятию абсолюта. Абсолют (лат. absolutus -- безусловный, неограниченный, безотносительный, совершенный) -- первооснова мира, первоначало всего сущего, вечное и неизменное, которое понимается единым, всеобщим, безначальным, бесконечным и в свою очередь противостоит всякому относительному и обусловленному бытию. То же верно и для программиста, создающего программу, в которую помещены подпрограммы, соответствующие наблюдателю, находящемуся внутри мира. Для него программист обладает свойствами Бога. Действительно, такой наблюдатель не сможет достоверно сказать, существует ли творец его мира или нет, не сможет его увидеть и познать, без того, чтобы на то не было воли творца его мира. Творец его мира будет находиться вне мира, но в то же время будет всемогущим по отношению к этому миру, он будет являться тем, кто создает этот мир и устанавливает его законы, он будет всемогущим, всезнающим, всевидящим, находящимся вне времени.
Итак, каждый из нас может быть творцом иных миров, при том оставаясь простым обитателем нашего мира.
Интересно, что подобная роль творцов не противоречит христианской и даже православной модели мира. Обо?жение, или теозис (др.-греч. ?????? от ???? "бог") -- христианское учение о соединении человека с Богом, приобщении тварного человека к нетварной божественной жизни через действие божественной благодати. Коротко смысл обожения выражен в высказывании Афанасия Великого: "Бог вочеловечился, чтобы человек обожился" -- что обозначает потенциальную возможность для каждого человека и историческую необходимость для человека вообще обрести нечеловеческое могущество в обладании самим собой и природным миром вокруг себя в органическом единстве с Богом.
А основная характеристика Бога заключается в том, что Он - Творец. Поэтому обожение тварей может вести к тому, что твари тоже становятся творцами.
МЕТОДЫ И МАТЕРИАЛЫСОЗДАНИЯ МИРОВ
Создавать миры можно на основе компьютерных симуляций, с помощью контролируемого сна, воображения, и любых подручных средств - бумаги, красок и т.д.
Можно выделить следующие области, позволяющие вступить за грань объективной реальности: компьютерные технологии, сны, некоторые литературные произведения и фильмы (сказки, фантастика, приключения), представления с преднамеренным обманом (фокусы, аферы), внушение (гипноз), религиозные откровения, воздействие психотропных средств (наркотики, алкоголь, лекарства), воздействие природных явлений (резкий перепад давления), психические заболевания, клиническая смерть и т.п.
Суперкомпьютеры становятся все более мощными, Такие программы моделируют сотрудничество между людьми, развитие городов, функционирование дорожного движения и государственной экономики, а также многие другие процессы.
По мере роста вычислительной мощности компьютеров симуляции становятся все сложнее. В отдельные программы, имитирующие человеческое поведение, уже встраиваются элементы мышления и сознания - пока еще примитивные.
Исследователи полагают, что в не столь отдаленном будущем виртуальные агенты смогут принимать решения, основываясь не на элементарной логике из разряда "если...то...", а на упрощенных моделях человеческого сознания.
Вскоре мы станем свидетелями создания виртуальных существ, наделенных сознанием. Успехи в понимании принципов работы мозга, а также обширные вычислительные ресурсы, которые нам даёт развитие квантовой компьютерной техники, неуклонно приближают этот момент.
Если мы когда-либо достигнем такой ступени развития технологий, то будем одновременно проводить огромное количество симуляций, число которых значительно превзойдет наш единственный "реальный" мир.
Так ли уж невозможно, в таком случае, что некая разумная цивилизация где-то во Вселенной уже достигла этой стадии? Или наша же цивилизация будущего может быть создала симуляцию, в которой мы живем?
А раз так, было бы логично предположить, что мы как раз и живем внутри подобной симуляции.
Более того, нет причин, по которым принципиально невозможно было бы создать очень реалистичную симуляцию, персонажи которой считали бы, что живут в настоящем мире и вольны в своих действиях.
Теоретически человечество могло бы воздержаться от проведения подобных симуляций по этическим соображениям - например, посчитав негуманным искусственное создание существ, убежденных в том, что их мир реален.
Но и это кажется маловероятным. В конце концов, одной из основных причин, почему мы сами производим симуляции, является наше стремление узнать больше о собственной реальности. Так что для проведения таких экспериментов всегда найдутся достаточные этические обоснования.
ОБИТАТЕЛИ МИРОВ
Создание сознания, отличающегося в своей основе от человеческого, представляется возможным. Для того, чтобы некую систему считать миром, необходимо наличие хотя бы одного внутреннего наблюдателя/обитателя/агента. (Далее: "обитатель")
Обитатель должен быть снабжен сознанием, прежде всего включающим в себя самосознание. Опционально обитатель может обладать подсознанием, но это не обязательно для того, чтобы некая система могла рассматриваться как мир.
Сознание обитателя -- это отдельная от системы мира подсистема. Она должна включать возможность восприятия (отражения) внутренних элементов мира, осознания (анализа) этих элементов, присваивания уникальной интерпретации и возможность адаптироваться под изменения в данном мире, так или иначе реагируя на них. То есть свойство сознания -- умение постоянно приводить свою внутреннюю картину мира в соответствие с окружающей реальностью и таким образом прогнозировать будущие события и адаптироваться к ним. Для оценки правильности восприятия и адаптации у сознания должно быть устройство обратной связи -- система эмоционального реагирования, благодаря которой индивиду что-то приемлемо и что-то неприемлемо. Если индивиду хорошо, то ничего менять не надо. Если плохо, значит, есть стимул менять адаптивную модель. Сознанию должна быть свойственна интенциональность (от лат. intentio -- намерение) -- понятие в философии, означающее центральное свойство сознания: быть направленным на некоторый предмет или элемент мира. Это делает сознание индивидуальным. Сознание отражающее, анализирующее и реагирующее на все элементы, можно считать "мировым разумом", но, будучи погруженным в данный мир, оно требует создания и поддержания всех элементов мира, в то время как для существования индивидуальных сознаний обитателей мира достаточно создавать элементы, становящиеся предметом их внимания (интенциональности) по мере надобности, что гораздо более экономно и рационально.
Есть ли у такого узконаправленного индивидуального сознания недостатки? Разумеется, и главный из них -- неполнота и неточность любой персональной картины мира. Другой недостаток сознания заключается в том, что оно не всемогуще, хотя и может создавать иллюзию всемогущества, потенциально имея возможность пропускать через себя 100% всей новой информации. Однако такой физической возможности у него нет. Что касается подсознания, оно может присутствовать или отсутствовать в создаваемых индивидуумах. Например, человеческое сознание -- эволюционно новый инструмент, который в какой-то момент был надстроен над неосознающей частью психики. У каких существ сознание появилось впервые, и обладают ли сознанием те или иные животные -- отдельный, очень интересный и далекий от понимания вопрос. К сожалению, до сих пор не существует научного инструмента общения с животными -- будь то кошки, собаки или дельфины, а потому выяснить, в какой степени они обладают сознанием, мы не можем. При этом бессознательное, то есть ресурсы психики, находящиеся за пределами сознания, у человека сохранились в полном объеме. Оценить размеры бессознательного или проконтролировать его содержимое невозможно -- сознание не дает нам туда доступа. Принято считать, что внесознательное безгранично, и этот психический ресурс приходит на помощь в ситуациях, когда ресурсов сознания не хватает. Помощь дается нам в виде процессов, результаты которых мы замечаем, а сами процессы -- нет. Хрестоматийный пример -- периодическая таблица элементов, которую Дмитрий Менделеев после долгих мучительных размышлений якобы увидел во сне. Но так или иначе наличие индивидуального или общественного подсознания не обязательно для создания мира.
Имея функционирующее сознание, несложно создать самосознание. Просто в качестве объекта внимания сознания выдвигается само сознание, и, таким образом, индивидуум (обитатель мира) получает возможность отражать себя в себе, анализировать себя и реагировать на свои мысли.
Итак, наличие сознания и самосознания обитателя превращает в отдельный мир любую систему, в которой этот обитатель замкнут.
Запрет на выход за пределы мира обусловлен разницeй природы основ данного мира и того мира, в котором он был создан. (Например, основой виртуального мира в компьютере являются электрические процессы, проходящие в микросхемах, которые имеют совершенно иную природу, чем образы виртуального мира (например океан или облака, воспроизводимые на экране компьютера). Поэтому выход из виртуального мира принципиально невозможен. Виртуальное облако не может пролиться дождем в нашем мире. С другой стороны, и прямой вход из нашего мира в мир виртуальный посредством физических средств нашего мира также абсолютно невозможен (как не удастся, подув на экран, разогнать виртуальные облака, если, конечно, техническое обеспечение не переведет ваше дуновение в форму электронных сигналов).
То есть для сношения виртуального и обычного мира необходим перевод из одной основы в другую.
КАК СОТВОРИТЬ ТВОРЦА?
Уже с конца девяностых годов двадцатого века существует и совершенствуется серия компьютерных игр Civilization (рус. Цивилизация). Это игры в жанре пошаговой стратегии. Игрок управляет цивилизацией на протяжении всего исторического времени -- от Древнего мира до современности. Управление включает в себя экономику, религию, политику, военные действия, торговлю, исследование новых территорий и новых технологий, а конкурентами выступают другие цивилизации. Игры характеризуются наличием населения, тайловой и генерируемой карты, городов с постройками, боевыми юнитами, дипломатией, древом технологий.
В расширенной версии Sid Meier's Civilization V: Gods & Kings . игроки могут основывать свою религию и изменять её качества и верования. Эти верования влияют на игру и распространение религии, что генерирует ресурс "веры" (аналогично ресурсам "культуры" и "науки"). С помощью Великих Пророков, миссионеров и инквизиторов, игрок может распространять религию и управлять ей. Наибольшее влияние на дипломатию и международные отношения религия имеет в первых двух третях игры, тогда как её эффект будет значительно падать по мере приближения современной эпохи. Дополнение включает в себя 11 религий (буддизм, даосизм и другие). У игрока есть возможность переименовать свою религию
Стоит теперь добавить обитателям самосознание и создать соответствующий мировой разум, внушив ему, что он -- действительно всемогущий, вездесущий, нерожденный и несотворенный, вечный бог, снабдить игру отделом потустороннего мира, разделенного на рай и ад, и наши милые обитатели, умирая, будут в полной уверенности в правильности своих верований.
Так мы создадим творца, который сам будет абсолютно уверен, что он бог. А для развлечения можно создать разных богов, которые не будут подозревать о существовании друг друга, и виртуальный ад и рай тоже организовать по религиозным предпочтениям усопших. Всех задурить настолько, чтобы им и в голову не пришло, что это всего лишь мы развлекаемся в нашем мире с компьютером.
Не важно, как он будет называться: бог, мировой разум, мировая душа. Мирова?я душа? (греч. ???? ??? ??????, лат. anima mundi, нем. Weltseele) -- в философии единая внутренняя природа мира, мыслимая как Высшее живое существо (Бог), обладающее стремлениями, представлениями и чувствами. Многие философские учения, выводившие единство мира из вечной области бытия, идеального или умопостигаемого, признавали, однако, и живущую во всех явлениях Мировую душу как подчинённое начало, воспринимающее и осуществляющее в чувственной области и во временном процессе высшее идеальное единство, вечно пребывающее в абсолютном начале.
Этот взгляд на Мировую душу был изложен в "Тимее" Платона и затем стал одним из основных пунктов в философии Платона и неоплатоников.
Мировая душа или абсолютный дух -- в философии Гегеля то, что лежит в основе всего существующего. Только он, вследствие своей бесконечности, может достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве -- это природа; самораскрытие во времени -- история.
Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть -- мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы. Войны между народами выражают напряжённое столкновение мыслей Абсолютного Духа. В них Гегель усматривал диалектический момент -- антитезис.
Не надо отказываться от идеи создать конкурирующих друг с другом богов, которые будут запрограммированы не подозревать о существовании друг друга. Когда один будет совершать некое действие, другой будет полагать, что это он его совершил, следуя своему абсолютному благому порыву и его божественной воле.
Особенно забавно будет наблюдать, как обитатели созданного мира проливают реки крови за то, чей бог правильнее. И каждый из наших богов будет считать, что именно он и есть истинный бог.
Такого бога в создаваемом мире мы сделаем неким подобием администратора-модератора, со способностью отвечать или не отвечать на молитвы (можно для смеха заложить в него привычку отвечать на молитвы рандомально, то есть случайным, непредсказуемым образом), со своим характером и личными предпочтениями. (Некоторых богов можно сделать особенно кровожадными). Исключительное "наслаждение" нам доставит то, что при этом они будут уверены в своей абсолютной доброте и в том, что они не больше и не меньше и есть высшее воплощение любви. А обитатели веками будут ломать головы, как доказать благость их бога, то, что он добр, вопреки тому, какой он будет запрограмирован нами на самом деле.
В нашем мире люди называют это занятие Теодице?я (новолат. theodicea "богооправдание" от др.-греч. ???? "бог, божество" + ???? "право, справедливость") -- совокупность религиозно-философских доктрин, призванных оправдать управление Вселенной добрым Божеством, несмотря на наличие зла в мире.
В политеизме ответственность за существование мирового зла возлагается на борьбу космических сил (например, античная религия), но уже в монолатрии, предполагающей возвышение одного божества над остальным пантеоном, практически возникает проблема теодицеи (например, диалог Лукиана "Зевс уличаемый"). Однако в собственном смысле этого слова проблема теодицеи ставится в религиях теистического типа: поскольку в семантическом пространстве теистического вероучения Бог осмысливается как Абсолют, постольку он оказывается последней инстанцией, несущей всю полноту ответственности за своё творение.
К слову, " У нас очень безответственный Бог" заявил в интервью Джулиан Ассанж, руководитель знаменитой организации WikiLeaks, много лет прячущийся в посольстве Эквадора в Лондоне. А Владимир Познер, бравший у него это интервью, в своё время ответил на вопрос, что он скажет, когда предстанет перед Богом: "как тебе не стыдно?"
В контексте христианства, где уже на достаточно раннем этапе остро обозначилась эта проблема, теодицея как концептуальный и доктринальный жанр оформляется в XVII--XVIII вв. Употребление термина "теодицея" закрепляется после появления трактата Лейбница "Опыт теодицеи о благости Бога, свободе человека и происхождении зла" (1710), где он защищал идею справедливости Бога, несмотря на существование зла.
В русской литературе, помимо работ Льва Толстого, опыт православной теодицеи в 12 письмах представлен наиболее широко в труде свящ. Павла Флоренского "Столп и утверждение Истины". Об этом пишет и Бердяев в работе "О назначении человека".
Возможно, первым аналитически подошел к теодицее древнегреческий философ Эпикур. используя следующее рассуждение:
--
Если всемогущий, всеведущий и всеблагой Бог существует, то зла нет.
--
В мире есть зло.
--
Поэтому всемогущего, всеведущего и всеблагого Бога нет.
В данном рассуждении используется метод от противного. Данная аргументация логически верна, если предпосылки верны, отсюда и заключение верно. Для того, чтобы показать, что первая предпосылка верна, в последующих версиях данного доказательства подробно останавливаются на ней. Одна из современных трактовок:
--
Бог существует.
--
Бог всемогущий, всеведущий, и всеблагой.
--
Всеблагой желает уничтожить зло.
--
Всезнающий знает, откуда берётся зло и как его можно уничтожить.
--
Всемогущий способен противостоять злу.
--
Богу известны все причины появления зла, он способен препятствовать появлению зла и желает его уничтожить.
--
Если всемогущий, всеведущий и всеблагой Бог действительно существует, то существование зла невозможно.
--
Но зло существует (логическое противоречие).
Эти доказательства демонстрируют два варианта логического противоречия существования зла. Они показывают, что принятые суждения приводят к логическому противоречию и поэтому не могут быть одновременно правильными. В философских спорах наибольшее внимание уделено суждениям, утверждающим, что Бог и зло не могут существовать одновременно, и что Бог желает уничтожить зло. С другой стороны, сторонники теизма (например, Лейбниц) утверждают обратное: Бог может существовать одновременно со злом и использовать зло во благо.
Примером такой пользы от зла может послужить свободная воля, предложенная Алвином Плантингой. Первая часть его доводов утверждает, что моральное зло -- это результат свободной человеческой деятельности. Вторая часть этой защиты приводит доводы в пользу логической возможности "могущественного нечеловеческого духа", такого, как Сатана, который ответственен за так называемое "естественное зло": землетрясения, наводнения и смертельные болезни. Некоторые философы соглашаются с тем, что Плантинга успешно решает логическую проблему зла, показывая, что одновременное существование Бога и зла логически возможно, хотя некоторые философы явно возражают. Вторая часть защиты Плантинги, тем не менее, признает всемогущество Бога, утверждая возможность существования "могущественного нечеловеческого духа", способного порождать зло, несмотря на противоположное желание Бога искоренить зло.
С логической точки зрения возможно существование скрытых и неизвестных причин существования зла. Однако существование Бога рассматривается как и любая крупная гипотеза или теория, поддающаяся толкованию и использующая факты при доказательстве. Сейчас этих фактов недостаточно, и гипотеза не была подтверждена в полной мере. Согласно принципу бритвы Оккама, нужно сделать как можно меньше предположений. Скрытые причины -- это факты и теории, не рассмотренные людьми и которые на самом деле скрыты. Таким образом, по версии Пола Дрэйпера, теория о том, что существует всезнающее, всемогущее и всеблагое существо и при этом равнодушное, не требует никаких скрытых причин, чтобы объяснить зло. Следовательно, это более простая теория, чем та, которая также требует скрытых причин существования зла, чтобы говорить о высшем существе, как о всеблагом. Можно утверждать о существовании скрытых доказательств, частично или полностью оправдывающих зло, но с такой же вероятностью могут существовать и скрытые доказательства, которые показывают зло с ещё более ужасной стороны. Сделав индуктивное умозаключение, можно утверждать, что эти скрытые доказательства нейтрализуют друг друга.
Распространённый ответ на очевидность проблемы зла заключается в том, что, вероятно, существуют оправдания на допущение существования зла Богом.
Мы же предлагаем главный оправдательный аргумент нашему Богу, если он создан с легкой руки незадачливыми программистами из иного мира, что он сам не ведает об этом, совершенно искренне верит, что никем не сотворен, и что мотивы его поступков (таких, как всемирный потоп) есть проявления его благой воли. То есть он искренне заблуждается и ничего с этим поделать не может. Потому что действительно Богу-то все хорошо, он и не задается таким еретическим вопросом, а Бог ли он на самом деле? Если бы нам, людям, тоже все было бы по нраву, мы бы не мучились поиском ответов на неразрешимые вопросы и не писали бы таких книг, как эта.
Над проблемой "божественной жестокости" человечество мучительно размышляет с тех пор, как осознало себя. Язычники рассуждали примерно так: в мире есть страдание, потому что добрым и могущественным богам противостоят злые и не менее могущественные демоны. Но тем, кто верит в Единого Бога, плохо подходит такое объяснение: если Бог всеблаг и всемогущ, как может Он допускать, чтобы в мире было столько невинных страданий?
Если Он не хочет их прекратить, то Он вовсе не благ, а если не может - то не всемогущ. Сколько раз нам доводилось встречаться с этой логикой... Люди готовы смириться со множеством повседневных неприятностей и даже настоящих личных трагедий, но когда сталкиваешься с предельной и бессмысленной жестокостью Освенцима или Беслана, любые объяснения перестают работать. Боже, почему же Ты не сделал ничего, чтобы спасти этих детей или хотя бы облегчить их смерть?! Не могли же они - или их родители - оказаться настолько грешными, чтобы заслужить все это? - в Библии есть книга, которая задает Богу именно этот вопрос. Это книга Иова. В ней рассказывается, как совершенного, безупречного праведника постигли все мыслимые бедствия: он потерял свое богатство, детей, здоровье, а самые близкие друзья сочли все это наказанием за его грехи и отвернулись от него. И тогда Иов предъявил претензии Богу: за что же Ты со мной так?
Марина Цветаева писала в одном из своих стихотворений: "пора, пора, пора Творцу вернуть билет". То есть не просто уйти из этого мира, но с горечью упрекнуть Творца в том, что мир этот безнадежно плох, и потому в нем невозможно оставаться. И Цветаева вовсе не была первой - задолго до нее так же заговорил Иов. Его ужасают не только и не столько постигнувшие его беды, сколько то, что вообще "мир во зле лежит" и не видно способа избавить его от зла. "Почему живут нечестивцы, и к старости их мощь лишь возрастает? "
Речи Иова начинаются со страшных слов - он проклинает день своего рождения, даже ночь своего зачатия, в таких словах, которые напоминают нам рассказ о сотворении мира в книге Бытия: "На заре той ночи да померкнут звезды, будет ждать она рассвета - но напрасно, проблесков зари да не увидит". Он словно хочет прокрутить пленку назад, вплоть до того момента, когда Творец создал свет, отделив его от тьмы, и начал отсчет дней этого мира...
Его собственные страдания - это прежде всего вопрос его отношений с Богом. "Но как человеку пред Богом оправдаться?... Он налетел на меня вихрем, множит раны мои беспричинно; не дает мне перевести дух, горечью переполняет меня. Меряться ли силой с Ним, могучим? Судиться ли - но как Его на суд вызвать? ... Он смеется над отчаяньем невинных; отдана земля во власть нечестивцев, а Он судьям глаза закрывает - и если не Он, то кто же?!"
На упреки друзей он отвечает: "Умолкните и дайте мне сказать, а там - будь что будет. Он меня убьет, и нет надежды, но я буду твердить Ему, что я прав - и в этом будет мое спасение!" Иов действительно настаивает на своей правоте и непорочности, и автор книги полностью с ним солидарен. С самого начала он подчеркивает, что Иов был совершенно безупречным человеком. Наверное, именно потому эта книга и звучит так остро: она доводит трагизм ситуации до конечного предела, это уже не просто частная несправедливость судьбы, это вопиющий и совершенно необъяснимый пример незаслуженного страдания.
В конечном счете речи Иова есть не что иное, как иск Богу: "Вот моя печать - и пусть Всесильный ответит, пусть мой обвинитель напишет свиток!". Иов не похож на атеиста, у него нет ни малейшей тени сомнения в том, что Бог существует (впрочем, в древности в этом вообще мало кто сомневался). Но он похож на богоборца, который бросает Богу вызов. И Бог его принимает, "Обвинитель" отвечает обвиненному, но не совсем так, как того ожидал Иов, а вместе с ним - и читатель.
Казалось бы, Бог должен был ответить Иову на все его вопросы, и мог сделать это очень легко. Он мог сослаться на козни сатаны (не случайно тот упомянут в самом начале книги) или просто сказать, что это было такое испытание. Вроде как экзамен сдан, пятерка, молодец!
Но Бог поступает иначе. Он Сам обрушивает на Иова град вопросов: "Где ты был, когда Я землю основал? Скажи, если сведущ и разумен. Ты ведь знаешь, кто размер ее наметил и кто натянул над ней шнур, во что погружены ее устои и кто положил краеугольный камень при общем ликовании утренних звезд и радостном крике сынов Божьих? ... Доводилось ли тебе повелевать Утру и Заре назначать место, чтобы взялась она за края Земли и нечестивцев с нее стряхнула, преобразила ее, как печать - глину, и обагрила, как полотно? ... Есть ли у дождя отец? Кто порождает капли росы? Из чьего чрева выходит лед и кто вынашивает небесный иней, когда застывают, как камень, воды, сковывая поверхность бездны? ... Знаешь ли ты уставы неба, утвердишь ли на земле их порядок?"
В этих словах звучит упрек: да кто ты такой, Иов, чтобы спорить с Богом? Но это признавал и сам Иов, и это здесь не главное. Бог показывает Иову, как сложно, но вместе с тем осмысленно и разумно устроен этот мир. Человек не может повелевать зарей и дождями, не может даже понять природы этих процессов. Конечно, сегодня мы куда лучше Иова разбираемся в астрономии и метеорологии, но на смену этим вопросам пришли другие, и человек по-прежнему в изумлении стоит перед многими тайнами материального мира. И если мы не в состоянии регулировать движение светил или облаков, то можем ли мы отмерять добро и зло?
А дальше Бог говорит о том, что ни одно существо в этом мире не оставлено Его заботой: "Кто устраивает для ворона охоту, когда взывают его птенцы к Богу и рыщут в поисках пищи? Кто пустил на волю скакуна, избавил от пут дикого осла, которого я поселил в пустыне?"
Иов отвечает Богу: "Только слух о Тебе я прежде слышал, а теперь своими глазами увидел, потому от прежнего я отрекаюсь и раскаиваюсь средь праха и пепла". Что ж, он раздавлен величием Бога, полагают некоторые комментаторы, и просто не находит слов, чтобы выразить свои чувства. Вряд ли, на него это совсем не похоже. Видимо, Иов действительно нашел, то, что искал, точнее, Того, Кого искал.
Раньше, когда все у него было хорошо, он просто жил в своем уютном мире, где была и семья, и достаток, и религия. И только когда все стало очень плохо, когда он пережил трагедии других людей и свою собственную, он обратился к Живому Богу с живыми и искренними вопросами, и они не остались без ответа.
В конце концов, благополучие Иова было восстановлено: у него родились новые дети (словно бы это могло быть компенсацией за умерших детей!), вернулось и богатство, но Библия упоминает об этом как-то вскользь, как о чем-то сравнительно маловажном. Книга Иова - не об успехе и бедствии, а о тайне страдания, которая не может быть разрешена с помощью простых ответов и формул, но может стать поводом для встречи Бога и человека.
Замечательно! Это не только не ответ, это хуже, чем ответ. Лучше бы Бог промолчал, как он делает во всех других случаях.
Итак, если мы беремся сотворять миры, ни в коем случае не надо создавать в них злых творцов, которые считают, что всякое их действие есть благо.
Ведь так проще всего оправдать Бога. Любое зло есть скрытое благо. Как? Не нашего ума дело. Прекрасное объяснение пастуха овцам. Только пастух поступает добрее. Он холит и лелеет своих овец, пока в один день их не зарежет. Творец поступает хуже, он допускает мучения своих овец, и так ли важно, что будет в конце - райские кущи или бойня. Мучения не оправданы. Все благо мира не стоит слезы младенца. И если об этом говорил многогрешный Достоевский, как же это не ясно святому всемогущему Богу?
Можно предположить, что существует некая необходимость зла, для того, чтобы восторжествовало добро. Но Творец не ограничен никакими условиями, Он может сотворить идеальный мир, полный любви и добра, и не допускающий никакого зла. А нам лишь остается безуспешно пытаться найти ответ, почему Он избрал этого не делать.
С другой стороны, давайте представим, что мир создан и управляем неким Высшим Началом, для которого зло, в нашем понимании, не является злом. С нашей точки зрения это ужасно, но разве Высшему Началу есть дело до наших вкусов?
Конечно, заявление, что "Бог есть Любовь", величайшее выражение Божьей любви открывается нам в Евангелии от Иоанна 3:16 и в Послании Римлянам 5:8. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". "Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками". Из этих отрывков мы видим, что величайшим Божьим желанием является наше приобщение к Нему в Его вечной обители, Небесах. Он сделал это возможным, заплатив за наши грехи. Он любит нас, потому что это решение Его воли. "Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя!" (Осия 11:8). Любовь прощает. "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Иоанна 1:9).
Что ж, это обнадеживает. Вот только уже не греет. Это все равно, что наносить собеседнику пощечину за пощечиной, приговаривая, что любишь его. Вот и понимай, как хочешь.
А Любовь в Божественном понимании это прежде всего то, что он нам дал существовать (хотя никто его об этом не просил), что он поддерживает наше существование (хотя сам процесс существования для нас чрезвычайно болезнен, скорее, поддерживая наше существование он продлевает наши страдания). И, наконец, обетование вечной жизни не очень радует, поскольку у нас накопилось столько недопонимания с Богом здесь, в этой жизни, что можно себе представить, какие сюрпризы нам может преподнести будущая вечная жизнь...
Например, на небе все святые, и Борогодица, и Христос плачут о грехах наших. Какой же это рай, если все плачут? А вот так. Здесь нам следует радоваться и веселиться, когда нас гонят за верность Богу. А там нам следует плакать за грехи тех, кто на земле. Мягко говоря, сомнительная перспектива.
Мы опускаем руки и сознаем, что наш мир создан трагичным духом, который возлюбил страданье, причем, если свое страданье он возлюбил добровольно, то нас он заставляет возлюбить наше страданье вопреки нашей воле.
Чувство, что попал в сумасшедший дом, и при этом из него никак не выбраться. Апостол Павел сказал: "Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом" (1 Кор. 3: 19) . То есть нормальное желание существа, причем заложенное в нем желание самим Творцом, не болеть, прилично питаться, не подвергаться опасности, не принимать мучительную и неизбежную смерть, наслаждаться земной любовью - все это безумие перед Творцом. Тогда спрашивается, зачем он всем этим нас наделил? Удивительная невротическая логика. А на наши вопрошания - ответ, безусловно, полный любви: "Да кто вы такие, чтобы задавать мне вопросы?". Впервые фраза "Пути Господни неисповедимы" была озвучена апостолом Павлом в Книге Нового Завета. Выражение понуждает людей принять на веру могущество справедливейшего Всемогущего Отца, знающего все события во все времена. "Мои мысли - не ваши мысли, не ваши пути - пути Мои, говорит Господь."
Ну, так и объясни, если любишь! Или если мы не в состоянии понять, так что же Ты создал нас такими непонятливыми? Или то, что Ты мог бы объяснить, нам решительно не понравится? Вообще, разве достойно Всесвятому Всевышнему играть в тёмную со своими возлюбленными тварями?