ГЛАВА 1. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОДИНОЧЕСТВО НЕИЗБЕЖНОЙ ДАННОСТЬЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ?. 10
ГЛАВА 2. ОСОЗНАННОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ИСКЛЮЧАЕТ ОДИНОЧЕСТВО 24
ГЛАВА 3. ОДИНОЧЕСТВО И БРЕМЯ БЫТИЯ.. 29
ГЛАВА 4. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ БОЯЗНИ ОДИНОЧЕСТВА 31
ГЛАВА 5. ЕСТЬ ЛИ ПЛЮСЫ У ОДИНОЧЕСТВА?. 37
ГЛАВА 6. КАКОВЫ МИНУСЫ У ОДИНОЧЕСТВА?. 49
ГЛАВА 7. МОЖЕТ ЛИ ОДИНОКИЙ ЧЕЛОВЕК БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ? 55
ГЛАВА 8. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОДИНОЧЕСТВО БОЛЕЗНЬЮ?. 58
ГЛАВА 9. ФИЗИОЛОГИЯ ОДИНОЧЕСТВА.. 60
ГЛАВА 10. ФИЛОСОФЫ ОБ ОДИНОЧЕСТВЕ.. 65
ГЛАВА 11. РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ ОДИНОЧЕСТВА.. 69
ГЛАВА 12. ОДИНОЧЕСТВО В ТОЛПЕ.. 74
ГЛАВА 13. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ОБ ОДИНОЧЕСТВЕ.. 94
ГЛАВА 14. СТАКАНА ВОДЫ МОЖНО НЕ ДОЖДАТЬСЯ... 103
ГЛАВА 15. МИФ О "НЕСЛОЖИВШЕЙСЯ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ". 108
ГЛАВА 16. ОДИНОЧЕСТВО КАК ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР.. 116
ГЛАВА 17. СУЕТА КАК СРЕДСТВО ЗАБВЕНИЯ.. 119
ГЛАВА 18. ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СЧАСТЛИВОГО ОДИНОЧЕСТВА 122
ГЛАВА 19. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ СЛУЖИТЬ БЛИЖНЕМУ 127
ГЛАВА 20. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В любви, ТЕПЛЕ И ЗАБОТЕ 131
ГЛАВА 21. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ИНТИМНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ.. 141
ГЛАВА 22. ОДИНОЧЕСТВО И ЖИТЕЙСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ.. 149
ГЛАВА 23. БЕСКОНЕЧНОЕ ДУХОВНОЕ БОГАТСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ: творчество - как средство от одиночества. 151
ГЛАВА 24. ЭСТЕТИКА УЕДИНЕННОСТИ.. 153
ГЛАВА 25. ПОТЕРЯ СЕБЯ В ДЛИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.. 154
ГЛАВА 26. ЧЕРЕДОВАНИЕ ПЕРИОДОВ ИНТЕНСИВНОГО ОБЩЕНИЯ И УЕДИНЕНИЯ 156
ГЛАВА 27. ОДИНОЧЕСТВО - ЭТО ВРЕМЯ ВСТРЕТИТЬСЯ С САМИМ СОБОЙ, и постараться не спиться.. 158
ГЛАВА 28. СКУКА - ГЛАВНЫЙ ВРАГ СЧАСТЛИВОГО ОДИНОЧЕСТВА 160
ГЛАВА 29 СЧАСТЛИВОЕ ОДИНОЧЕСТВО КАК ДОБРОВОЛЬНЫЙ РАЗУМНЫЙ ВЫБОР 163
ГЛАВА 30. ЭТА КНИГА НЕ ОБ ОДИНОЧЕСТВЕ.. 171
ЭПИГРАФЫ:
Denken ist Reden mit sich selbst.
Immanuel Kant. (1724 - 1804)
Мысли - это разговоры с самим собой.
Иммануил Кант
"Одиночество-сволочь, одиночество-сука"
Слова из песни современной певицы Славы
О ЧЕМ ЭТА КНИГА?
Книга "Счастливое Одиночество", судя по названию, об одиночестве и о том, возможно ли его сделать счастливым. Словосочетание "Счастливое Одиночество" звучит либо как нелепое выражение, либо образное сочетание противоречащих друг другу понятий, или скорее, как парадокс, стилистическая ошибка. Ведь по общеизвестной логике одиночество не может быть счастливым, и такое сочетание слов включает, казалось бы, слова с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Это можно считать оксюмороном, так же как "горячий снег", "холодный огонь", "бедный богач", "безупречная ошибка" или "гуманная гильотина".
Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта. С психологической точки зрения оксюморон представляет собой способ разрешения необъяснимой ситуации. А разве весь наш мир и жизнь в нём не представляет собой нонсенс, оксюморон, нескончаемое противоречие, а порой и просто недоразумение?
Раз уж некоторым из нас жизнь с другими не приносит должного удовлетворения, или даже весьма огорчает, (то есть, либо мы ни с кем не желаем жить вместе, либо с нами никто не желает жить), то нужно, по крайней мере, попытаться сделать одиночество счастливым...
Люди семейные криво усмехнутся и подумают: "Ну, эта книга не про нас!" А между прочим, зря.... В определённые моменты жизни проблема одиночества касается практически всех.
Автор попытался переосмыслить всё, что касается одиночества, и поискать, не найдутся ли на этот счет в двадцать первом веке устаревшие взгляды и ничем неоправданные традиции, и возможно ли найти особые пути, новые подходы.
Книга попыталась найти ответы и на такие философские вопросы, как "является ли одиночество неизбежной данностью человеческого существования", или, если одиночество осознанное и добровольное, то может ли оно считаться одиночеством, потому что наше собственное сознание всегда является нашим собеседником, причем далеко не самым скучным, если научиться и привыкнуть общаться с самим собой с симпатией и интересом.
Автор исследует, не является ли страдание от одиночества не более чем проявлением постоянного, назойливого, как фоновый шум, чувства бремени бытия, которое присутствует вне зависимости от того, одиноки мы или нет, и в одиночестве лишь становится заметнее, а потому мучительнее.
В книге обсуждаются пути преодоления патологической боязни одиночества, которая, несмотря на то, что встречается у многих, осознается немногими и порой слишком поздно.
Каковы плюсы и минусы одиночества? Может ли одинокий человек быть счастливым? Является ли одиночество болезнью? - книга не оставляет без ответа и эти вопросы.
Автор уделяет немало внимания и физиологии одиночества, говоря о необходимости прикосновений и потребности в объятиях, о роли окситоцина, а так же других гормонов и нейромедиаторов.
В книге представлены мнения многих философов, а также религиозные аспекты одиночества. Имеются главы, обсуждающие одиночество в толпе, общественное мнение об одиночестве, подробно анализируется знаменитый миф "о стакане воды", который некому будет подать перед смертью.
Уделяется внимание осознанности одиночества, зрелости личности, творчеству как средству борьбы со скукой, а также обсуждается суета как неэффективное средство забвения одиночества.
Автор говорит и на такие темы, как удовлетворение потребности служить ближнему, потребности в любви, тепле и заботе, не стесняется говорить и об интиме, и о житейских потребностях.
Речь в книге идет и о духовном богатстве человека, которое может открыться только наедине с собой, и об эстетике уединенности.
Не забыта и тема потери себя в длительных отношениях, когда человек уже перестает понимать, что является им самим, а что привнесено в его личность извне от неотлучной второй половины.
Автор рассматривает не только сугубое одиночество, но и возможность чередования периодов интенсивного общения и уединения, а также утверждает, что одиночество - это время встретиться с самим собой и, желательно, при этом не спиться.
Счастливое одиночество как добровольный выбор возможно, но надо сказать, что никогда еще автор не ощущал себя настолько неодиноким, как во время работы над этой книгой. Дело в том, что автор не полагался на собственный опыт, а проводил интервью с различными мужчинами и женщинами и основывал свою книгу на мнениях и подходах, во многом почерпнутых из подробных и достаточно личных бесед.
Одиночество неоднозначно. С одной стороны, многие его страшатся, в то время как другие его ищут и ценят как высшее благо. А поэтому необходимо всесторонне рассмотреть феномен одиночества и решить, можно ли его действительно сделать счастливым, превратив тем самым упрямый оксюморон: "Счастливое одиночество" в осмысленное словосочетание, не раздражающее несовместимым смыслом входящих в него слов.
ГЛАВА 1. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОДИНОЧЕСТВО НЕИЗБЕЖНОЙ ДАННОСТЬЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ?
Человек одинок от рождения до могилы. Звучит трагично, но так ли это на самом деле?
Как хочется прямо с порога воспеть романтику одиночества, припомнить поэта в непременно небрежно наброшенном на плечи плаще, пришедшего к бушующему морю и бросающего одинокий вызов мятежной стихии, или иной волнительный образ покруче, если таковой отыщется...
Но отбросив поэзию, осмелимся предположить, что, скорее всего, дело не в одиночестве как таковом, а в подавленном состоянии индивида, одним из проявлений которого является чувство одиночества.
В процессе общения люди нередко, мягко говоря, серьезно огорчают друг друга, превращая общение в болезненный процесс. Поэтому нужно сразу отбросить широко бытующий миф, что общение является панацеей от одиночества, а без общения человеческая жизнь якобы является трагическим, достойным поэзии явлением.
В этой книге речь пойдет не о поэзии. На повестке дня у нас, пожалуй, один основной вопрос - как прожить оставшиеся дни? В счастливом одиночестве (если такое возможно), в перманентных и довольно мучительных поисках второй половинки, или, наконец, обретя эту чудную половинку, наслаждаться всеми благами семейного очага? Боюсь разочаровать тех, кто ждёт от этой книги заверений в неминуемом успехе в личной жизни. Не найдете вы здесь и перечисления средств избавиться от мучительного одиночества. Наоборот, автор намерен исследовать вопрос возможности превратить осознанное, осмысленное одиночество в преимущество, чтобы не только не страдать от него, но и научиться ценить и умело использовать для построения своего мира, наполненного свободой, покоем, творчеством и светом. Автор, всю жизнь проведя, по его мнению, в счастливом браке и впоследствии разочаровавшись в этих и других нездоровых отношениях, ищет путь счастливого одиночества для себя и приглашает читателя в увлекательное путешествие по закоулкам и хитросплетениям философии одиночества.
По мнению специалистов, в социальной философии проблема одиночества одна из самых сложных и трудноразрешимых на современном этапе развития человечества. Одиночество - не только необходимое условие любого процесса мышления и, соответственно, творчества, но и тяжкий деструктивный фактор, отвергающий другое творческое начало - коммуникацию,- и замыкающий индивида в тесном собственном мире. Одиночество является сложным и актуальным социальным феноменом, находящемся на стыке изучения самых разных наук: философской антропологии, социальной философии, психологии, социологии и даже психопатологии. Одиночество в человеческой жизни присутствует всегда, но в разных формах и в разной степени проявления. Возможно, поэтому данный феномен не всегда понимается во всей своей многогранности и многоаспектности. В современную эпоху, когда человечество переживает глубокий кризис, анализ проблемы одиночества в социальной философии приобретает исключительно актуальное значение.[1]
Быть одному и быть одиноким - разные вещи. Ибо как такового одиночества не существует. Это иллюзия! Надуманный расплывчатый термин, который, между тем, считается общепринятым и однозначным.
Уединение, в отличии от одиночества - объективное состояние, при котором рядом с человеком нет других людей, а также он не общается с ними посредством каких-либо средств мгновенной связи; (эпистолярное творчество, то есть переписку по обычной почте, в наше время можно сбросить со счетов).
Одиночество чаще всего, ассоциируется с чувством отверженности, ненужности.
Разве сейчас, когда я пишу эти строки я ощущаю себя одиноким? Пожалуй, нет... Я словно беседую со всем человечеством, и даже если оно, как водится, не готово меня слушать, то, по крайней мере, я беседую с самим собой, и чувствую себя при этом вполне неодиноким, хотя рядом никого нет.
Ведь одиночество предполагает отсутствие общения. Однако у всякого индивида с функционирующим сознанием имеется постоянный собеседник в виде самого себя. Сознание работает как с помощью образов, так и с помощью мыслей, выстраивающихся в диалог. Более того, в таком диалоге предполагаются и дополнительные собеседники (всё человечество в моем случае), или иные немые слушатели (Небеса, Бог, или кто обычно нам внимает молча?).
Неслучайно мы говорим "остаться наедине с собой", что напоминает выражение "остаться наедине с кем-то", словно речь идет о двух собеседниках. То есть даже в общественном подсознательном, в котором создаются устойчивые идиоматические выражения, не предполагается возможности действительно остаться одному. Американский философ немецкого происхождения Ханна Арендт различала три формы пребывания человека без других людей - уединение (solitude - солитюд), одиночество (loneliness - лонлинес) и изоляция (isolation - айзолэйшин). Понятие "одиночество" обычно вызывает отрицательные ассоциации - состояние "один-одинёшенек" и связанное с ним страдание, погружаясь в которое люди не замечают, что оно вызвано отсутствием качественного контакта с самим собой.
В отличие от двух вышеперечисленных понятий, Арендт считает "уединение" крайне желательным состоянием без какого-либо отрицательного эффекта. По мнению философа, уединение - это ситуация, когда человек находится в компании с самим собой.
По сути, то, что разворачивается в человеческом сознании, мало отличается от полномасштабного реального общения. Тем более, что общаясь друг с другом чаще всего мы фактически не слышим и не понимаем, что нам говорят, и даже в реальности в основном ведём беседы исключительно сами с собой. Двое собеседников подчас понимают друг друга не более, чем два патефона с заведёнными грампластинками.
И не надо заявлять, что автор сошел с ума, поскольку советует разговаривать с самим собой. Даже если бы он и правда стал ненормальным, то это ни в коей мере его бы не опечалило, ибо он не желает быть тем, что считается нормой. Нормальный человек - скучный тупой ублюдок, хотя, впрочем, в этом мире никем иным быть невозможно. Конечно, всех жалко и они в этом не виноваты. Какой мир, такие и обитатели. Но это не отменяет того факта, что автор не желает уподобляться большинству и не советует такого своим читателям, и даже если из-за этого он считается ненормальным - ничего страшного. Это нормально - пытаться быть ненормальным в ненормальном мире.
Разницей между психической нормой и патологией является способность отличать диалоги, имеющие реальных участников, и участников диалогов, генерируемых исключительно сознанием. Автор вполне видит разницу. Конечно, и содержание этих самых диалогов имеет значение. Психически больным голоса нередко рекомендуют совершать безумные поступки. Автор совершает таковые, (например, пишет книгу о счастливом одиночестве), но при этом ответственно заявляет, что действует исключительно по своей воле, а не в соответствии с понуканиями разных голосов.
Одиночество может быть предпочтительнее общения. Речь не идёт о насильственном навязанном нам одиночестве, проявляющемся в отсутствии общения в результате изоляции. Разумеется, вынужденное одиночество может быть мучительным, как всякое насилие над свободой нашей воли, а также в силу физиологических факторов, - отсутствия тактильных контактов, о которых мы будем говорить ниже. Такая изоляция мучительна не столько потому, что одиночество само по себе непереносимо по сути, а потому, что насилие вызывает в нас (особенно в ненормальных людях) вполне обоснованный протест. Нормальные же люди чаще всего переносят насилие легко и даже его не замечают. Именно поэтому наше общество предпочитает иметь дела с нормальными. Однако автор не завидует им...
В этой книге мы поведём речь о добровольном одиночестве в результате осмысленного уединения, то есть не о случаях нахождения на необитаемом острове или в тюремном каземате-одиночке.
Большинство одиноких людей станут утверждать, что их одиночество временное, вынужденное, что либо общество их отвергло, либо они отвергли общество, или они пока не нашли подходящего человека разделить судьбу и совместный быт. Честно говоря, автор не встречал истинных идеологов осмысленного счастливого одиночества. Большинство одиночек тайно или явно ожидают встретить "своё счастье" в лице если не любви всей своей жизни, то хотя бы "достойного партнёра". Многие находятся в активном поиске, прерывающемся на периоды затишья, вызванного очередным провалом в личных отношениях.
Совершенно очевидно, что при определенной настойчивости практически любой человек может найти себе какого-никакого партнёра. Вопрос заключается в том, улучшит ли это его жизнь? Кроме того, к сожалению, в процессе выбора он проявит к другим и столкнётся по отношению к себе с крайней формой циничности.
Находящиеся в активном поиске пристально прицениваются и ведут себя, как на рынке. Учитывается буквально всё, - прежде всего внешний вид. Рост, опрятность, возраст, здоровье, достаток, характер, образование, профессия, национальность, цвет волос или их отсутствие, волосатость, раса, знак зодиака, наличие родственников, предыдущие браки и по чьей вине они распались, наличие детей и отношения с ними, и так далее, список можно продолжить. Как мужчины, так и женщины очень придирчивы и разборчивы и в своём большинстве убеждены, что хорошо знают себе цену, хотя весьма завышают её. (Если вообще можно считать, что у каждого есть некая цена.) Мало кто отдает себе отчет, какой он или она "подарок" на самом деле.
Конечно, от такого процесса выбора может стошнить и полностью отпасть желание связывать свою жизнь с кем бы то ни было.
Можно, конечно, прийти в отчаяние и либо прекратить поиски, либо, страдая тяжелой формой страха одиночества, выбрать первого попавшегося, согласившегося обратить на нас внимание, но надо отметить, что такие эксперименты обычно чреваты неприятностями.
Впрочем, и партнер, прошедший строгий отбор, может либо умело обманывать себя и окружающих, либо впоследствии вполне искренне измениться до неузнаваемости, стоит ему или ей сойтись со своим воздыхателем поближе. Случаи удачной безумной любви с первого взгляда "с головой, да в омут" крайне редки, и даже если случаются, всё же не лишены предварительного взаимного осмотра и оценки.
Причём ценность того или иного кандидата необязательно имеет логическое, биологическое или какое-либо другое обоснование. Очень важно, какие тенденции бытуют в том или ином социуме. На что нынче мода? Жениться на врачах и адвокатах? Бизнесменах? Иностранцах? Политиках? Компьютерщиках? Худых? Толстых?
Нередко эти тренды идут в разрез с естественными человеческими наклонностями. Например, не секрет, что зрелых мужчин, как говорится, "тянет на молоденьких", как с биологической точки зрения: потенциальное деторождение, так и и с социально-психологической - необходимость патронажа (компенсация отсутствия отношений отец-дочь, например), страх старения и смерти, возможность почувствовать себя снова молодым. Любопытство - а как они смотрят на мир, чем отличаются от женщин предыдущего поколения?
Для человека под пятьдесят близкие отношения с девушкой на двадцать лет моложе придают уверенность в себе. Ему легче иметь дело с окружающими обоих полов как в бизнесе, так и в общественной жизни. Пропадает чувство недоступности молодых красавиц и превосходства молодых мужчин. Немаловажен и чисто эстетический факт, ведь молодые нередко выглядят чрезвычайно эротично и их видом можно наслаждаться, как совершенным творением природы или произведением искусства, просто с восхищением, почти без похоти. Все это может и должно вдохновлять мужчину, придавать его жизни новый смысл, оптимизм, жизнерадостность, да и просто желание продолжать жить.
Однако во многих современных сообществах такие наклонности порицаются, хотя на протяжении веков человеческой истории они были общепринятой нормой. Мужчина достигал зрелых лет, стабильного достатка и положения в обществе и только тогда вступал в брак с молодой невинной девицей.
У зрелых женщин также существует тяга к молодым мужчинам, что не менее порицается во многих сообществах. В прежние времена эта тяга компенсировалась заведением молодых любовников. Почему женщины ищут мужчин моложе себя? Скорее всего, это подсознательно. От молодых мужчин родятся здоровые дети, и они еще долго смогут их обеспечивать. Это касается, как ни странно, и женщин, уже вышедших из детородного возраста. (Совсем непонятно, зачем природа настаивает и поддерживает в нас, как мужчинах, так и женщинах, половые инстинкты тогда, когда это уже не имеет влияние на продолжение рода).
Немаловажно, что молодые мужчины не такие ленивые и способны максимально исполнить все пожелания женщины, в отличие от её сверстников. Кроме того, получая внимание от молодых людей, женщина расцветает, у нее появляется ощущение собственной привлекательности и ее мотивы во многом перекликаются с теми, которые мы описали касательно мужчин зрелого возраста.
Так или иначе, составление пары представляет нелегкую задачу, и, как альтернативу, можно рассмотреть жизнь с другом (вариант Шерлок Холмс и доктор Ватсон) - ныне это встречается крайне редко, да и в книге эта пара распалась после вступления доктора Ватсона в брак. Тем более сейчас два мужчины, проживающих совместно, будут восприниматься окружающими не иначе как гомосексуальная пара.
Искать партнера требует от нас природа, и если средний мужчина, "лев, вожак стаи", тряся гривой, с радостью обзавёлся бы несколькими партнершами и согласился бы даже содержать несколько домов, то диктат женщин, устраивающих собственное гнездо, неизбежно навязывает моногамию. Женщины не допускают конкуренции и требуют безоговорочного экслюзива по отношению к себе и потомству. Впрочем, и многие мужчины требуют того же от женщин.
Регулятором всего этого служит ревность. О, да! Ревность, как и во все века, по-прежнему актуальна!
Ревность - негативно окрашенное чувство в межличностных отношениях, которое возникает при недостатке внимания, любви, уважения или симпатии от любимого или очень уважаемого человека в то время, как кто-то другой якобы или действительно получает их от него.
Но из объяснимой конкуренции за внимание ревность легко перетекает в безумие, к недостижимой и пагубной цели контролировать и управлять каждым шагом своего партнёра. Как сладко становится от закатывания постоянных скандалов, обид и ссор. Ведь нет ничего занимательнее, чем сотрясать воздух и терроризировать близкого человека. К тому же это прекрасное оправдание собственной никчемности.
Человек имеет право на то личное общение с кем бы то нибыло, которое считает необходимым и достаточным. Мы не можем и не должны пытаться контролировать другого человека.
Ведь парадоксом ревности является тот факт, что можно вовсе и не любить, но ревновать, что, кстати сказать, чаще всего и случается. Нельзя относиться к другому человеку как к собственности, как к вещи, но эти прописные истины никак не усваиваются в наших головах. Причем речь даже не идет о полигамии, или модной теперь полиамории.
Полиамория подразумевает полное признание самостоятельности партнера, отказ от какой-либо "собственности" на душу и тело партнера, уважение его личностных границ. А осознанный и добровольный отказ от чувства собственности, как известно, лучшая прививка от ревности, страхов, любовного безумства и эмоциональной зависимости.
В идеале ревнивый партнер или партнерша желает свести до минимума общение жертвы своей ревности с представителями противоположного пола или даже друзьями, родителями, детьми, родственниками.
Ну а что касается неэксклюзивности в интиме, хотя это личное дело каждого человека, попробуйте заявить в собрании взрослых, хоть и необязательно замужних, женщин что-нибудь указывающее на оправдание полигамии, и вы получите незамедлительную дружную отповедь, словно вы усомнились в существовании Бога на уроке в церковно-приходской школе. Между тем, статистика опросов показывает, что уровень промискуитета у женщин находится на незначительно меньшем уровне, чем у мужчин, причем нужно сделать скидку на то, что если мужчины чаще всего гордятся обилием амурных приключений, женщины их могут скрывать и результаты опросов скорее всего занижены.
Автор не проповедует полиамории и открытых отношений, а просто осмеливается утверждать, что нельзя навязывать взрослому человеку своё видение того, как он должен и как не должен поступать, тем более когда сам поступаешь, как тебе вздумается.
Хотя в современном мире уже встречаются и такие женщины, которые, казалось бы, идут на открытые отношения, или, к примеру, сознательно отказываются от деторождения и создания семьи, или же рожают ребенка "для себя" тем или иным образом, пропаганда их взглядов слаба и малозаметна. В женском обществе они скорее будут помалкивать.
Многие мужчины тоже постараются не ввязываться в спор с языкастыми представительницами женского пола. Знаменитая женская логика по сути является не более чем полным отсутствием таковой. И нечего на неё умиляться. Такие нарушения логики приводят к гибельным последствиям и могут превратить жизнь как самой женшины, так и ее партнера в кошмар. Много сказано о женской логике. С мужской логикой, однако, дела обстоят ничуть не лучше.
Человека можно было бы считать разумным существом, если бы не мужская и женская логика...
Ещё полбеды, что партнёры пытаются контролировать друг друга. Проблема в том, что победитель обычно сам не знает, куда идти и заводит обоих в тупик. Слепые поводыри слепых. А если слепой поведет слепого, то оба упадут в яму.
Кроме всего перечисленного, считается общеизвестным, что одиночество безусловно вызывает страдания. Так нам навязывается концепция, что можно поставить знак равенства между "одиноким" и "несчастным" и это верно для обоих полов. Но так ли это на самом деле?
Попробуем разобраться. Какие мысли вызывают страх и страдание от одиночества?
"А что, если я останусь один?" или "Вот, снова я одна. Никому не нужна"... Но если такой внутренний диалог идёт, значит вы уже не одни. Кто же говорит вам эти слова? Вы сами... Так значит вы не одиноки! К тому же, при том, что мы имеем мало влияния на других, хотя бы себя можно попытаться заставить не говорить и не думать то, что вызывает у нас отчаяние, а наоборот, найти в себе самом симпатию и поддержку? Ведь ближе человека, чем ты сам, у тебя нет!
Многие здоровые люди разговаривают сами с собой, если не вслух, то уж, по крайней мере, мысленно. Есть данные, что это помогает сосредоточиться при выполнении сложных действий. "Здоровые" беседы с самим собой - это монолог, то есть реплики, которые не требуют ответа и сами не выглядят как ответы на чьи-то слова. Более того, диалог сопровождается зрительными образами и ощущениями, что делает общение с собой, при некоторой тренировке, гораздо более эффективным, чем с другим индивидом, которому непросто все эти образы передать.
Конечно, разговоры вслух в одиночестве могут быть и симптомами психоза, включающего бред с галлюцинациями, расщепления личности и других психопатологических состояний. Во время "патологических" разговоров человек ведёт диалог с невидимым собеседником, веря, что он существует и он, по сути, отдельная личность, или словно проживает у него в голове. Надежно разграничить здоровую и патологическую формы может только психиатр. Однако тенденция к необходимости ведения внутреннего диалога очевидна. Человек просто не способен иначе осуществлять мыслительный процесс.
Люди, подавляющие подобные внутренние диалоги, опасаясь, что они являются признаком начинающегося сумасшествия, либо невольно обрекают себя на нарушение нормальной работы сознания, либо нуждаются в постоянных собеседниках для осуществления мыслительного процесса. Однако собеседники, чаще всего, не могут быть идеальными слушателями, и нередко не слушают, не понимают, перебивают, имеют собственные интересы и препятствуют развитию мыслей индивида, что приводит к разочарованию и чувству растерянности, неспособности эффективно делать определенные выводы. Не последнее место занимает и то, что реальные собеседники настолько умело и настойчиво навязывают свой образ мысли, что со временем мы уже не понимаем, что является нашим собственным мнением, а что пришло к нам извне.
Вместо того, чтобы совершенствоваться в ведении внутренних диалогов, самоорганизации, применении записей в качестве эффективного пособия в мыслительном процессе, люди боятся "сойти с ума", общаясь сами с собой, и, тем самым, значительно обедняют как внутренний мир, так и способность к эффективному мышлению, а значит и способность к осмысленным поступкам. Отсутствие корреляции между мышлением и поступками характерно для незрелого человека, чьи действия по большей части продиктованны спонтанной хаотичностью, неосознанностью и отсутствием определенного направления. Не менее характерны и поступки, совершаемые под сторонним влиянием. Неудивительно, что они приводят к разрушительным, а главное весьма нежелательным последствиям как в жизни самого индивида, так и его окружающих.
ГЛАВА 2. ОСОЗНАННОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ИСКЛЮЧАЕТ ОДИНОЧЕСТВО
Человек не может быть одинок, пока работает его сознание. А нет сознания - нет и человека. Недаром Декарт назначил именно мыслительный процесс эквивалентом существования. Одинокое существование невозможно, ибо сама суть работы сознания построена на диалоге. Речь предполагает слушателя, потенциального собеседника. А без речевой основы какое либо сложное мышление невозможно. Если желание поесть и может обойтись зрительными и вкусовыми образами, то сколько нибудь значимую мысль необходимо облекать в те или иные речевые формы. Во всяком случае, любое возникшее сложное ощущение в конечном итоге превращается у нас в сознании в оформленную мысль, более или менее выражаемую средствами того языка, на котором индивидум предпочитает вести внутренние диалоги. Для владеющих несколькими языками это может быть смесь из различных языков, хотя чаще всего язык диктует тот или иной тип мышления, и в зависимости от того, на каком языке индивид ведёт внутренний диалог, могут извлекаться разные выводы и подводиться порой даже противоположные итоги. Язык диктует образ мысли. Существует немало работ, в которых рассматриваются вопросы о влиянии языка на мышление, отличия мышления людей, говорящих на разных языках, возможность одновременного существования параллельных типов мышления у людей, владеющих разными языками. Мы не будем давать оценку существующих теорий и концепций о соотношении языка и мышления. Так или иначе, наличие постоянного диалога, совершающегося в сознании, можно считать очевидным. Более того, не патологией, а нормой. Некоторые даже проговаривают эти внутренние монологи и мысли вслух. Монолог Гамлета, например. Ведь Гамлет произносит его в одиночестве. И, несмотря на то, что он разыгрывает сумасшествие, этот монолог показывает, что сумасшедшим Гамлета никак не назовешь. Его мысли точны, актуальны и логичны.