Аннотация: Данная книга озвучивает христианский подход к внутренним и внешним конфликтам.
КОНФЛИКТЫ
АУДИОКНИГА
https://akniga.org/kriger-boris-konflikty
ПРЕДИСЛОВИЕ
Если бы человек представлял собой целостное существо без противоречий и внутренних конфликтов, то не о чем было бы писать эту книгу. Все бы само собой укладывалось в рамки повседневных решений, которые принимал бы человек, не имея и толики сомнения в своей правоте. Однако, противоречия кроются глубоко в каждом из нас. Сомнения, отнюдь, не доставляют нам удовольствия и не помогают течению безоблачной жизни. "Сомнение сердца приводит в душу боязнь". (прп. Исаак Сирин, 58, 11).
В том-то и дело, что нас постоянно мучают сомнения как поступить, а как не стоит, когда следует предпринимать действия, а когда воздержаться. Сомнения постоянно нарушают спокойное течение наших мыслей. Все время мы переоцениваем события прошлого, беспокоимся о происходящем с нами в настоящий момент, волнуемся о будущем.
В норме нам представляется, что мы можем контролировать, или по крайней мере должны контролировать ситуации. Ну, что ж, есть немало примеров в жизни, когда нам это вполне удается. Хотя в большинстве случаев - контроль находится не в наших руках. А вот Бог или Лукавый берет бразды правления - зависит от нас.
Если бы мир был предсказуем и все наши действия приводили бы к желаемым результатам - то не о чем бы было и говорить.
Но дело в том, что это не так. Как раз в большинстве случаев в нашей жизни мы не достигнаем ожидаемых результатов, и наоброт сталкиваемся с неожиданным.
Именно это и вызывает ощущения отсутствия контроля над своей жизнью, и по сути является причиной большинства конфликтов. Ведь когда все довольны результатом - то нет причины конфликтовать. Но в том-то и дело, что чаще всего результат, который удовлетворяет одних, совершенно не удовлетворяет других. Более того, очень часто - результат вообще никого не удовлетворяет.
Но сложнее ситуация, когда мы сами неуверены какого результата хотели бы достич, и тогда со всей очевидностью проявляются наши внутренние конфликты.
Конфликты одновременно похожи и непохожи. Похожи они прежде всего реакциями на них. У большинства людей конфликты вызывают неприятные ассоциации, эмоции, воспоминания, переживания.[1]
Возьмем основные направления жизни человека. Для упрощения задачи разобьем ее на три части: личная жизнь, карьера, духовное развитие.
Даже если мы поставим очевидные и точные цели в личной жизни и карьере нам потребуется сотрудичество с другими людьми. Мы не можем сами по себе решить создать семью, родить и воспитать детей, - для этого нужен спутник жизни и обоюдное желание обоих. (Хотя в последнее время мы все чаще сталкиваемся с женщинами идущими на искуственное оплодотворение не по медицинским показаниям, а из-за того, что они не могут или не хотят найти супруга.)
Тоже верно и в отношении карьеры. Ведь без того, чтобы люди принимали нас и сотрудничали с нами мы не сможем ни устроиться на работу, ни приуспеть в карьерном росте, ни создать свой бизнес.
Значит, в отличии от простого случая, когда мы решаем какого цвета одеть галстук, где играет роль толька наша воля, в случае с личной жизнью и карьерой замешаны воли других людей, и поэтому достижения желаемого результата становится сложнее.
То есть существуют определенные ситуации в которых наше намерение и действие дает ожидаемый результат , тогда как в других ситуациях результат весьма сложно предсказать.
Скажем, если вы желаете познакомиться с целью создания семьи, вероятность того, что вы приуспеете в весьма сжатые сроки практически равна нулю. Тоже верно и с попыткой устройства на работу. Сколько вариантов нужно перепробывать чтобы найти подходящую карьеру. Хотя бывают исключения, но все же, как мы убедились, есть ситуации в которых желаемый результат достижим с меньшей вероятностью.
Чем характеризуются эти ситуации? Наличием противоборствующих интересов со стороны многих претендентов.
Все казалось бы теперь выглядит стройно и вполне объяснимо. Чем ситуация более связана с конкуренцией, тем с меньшей степенью вероятности можно достичь желаемый результат.
На это можно возразить. Скажем, ранее вам удавалось преуспеть в случаях с высокой конкуренцией, а теперь - не удается. Но это вполне можно объяснить, что снизилась ваша конкурентноспособность и количество претендентов на тот же результат возросло. Мы можем этого не заметить и поэтому нам кажется, что удача нам изменила, или, что некая сила нам мешает преуспеть в том, в чем мы всегда преуспевали в прошлом.
Казалось бы, при таких рассуждениях не требуется никаких дополнительных объяснений. Увеличение конкуренции, уменьшение количества попыток и снижение конкурентоспособности являются препятствиями на пути достижения желаемого результата.
Соответственно, стоит поискать область с меньшей конкуренцией, увеличить количество попыток и улучшить свою конкурентноспособность и желаемый результат будет достигнут.
На этом можно было бы закончить наше исследование, если бы не оказалось, что практическая жизнь, увы, не поддерживает наши выводы. Точнее, иногда, все происходить естественным объяснимым образом. В других же случаях, причем довольно часто эта система не работает. Мы попадаем в яблочко с первого раза почти не целясь. В иных же случаях, когда все факторы указывают на то, что мы просто должны преуспеть - у нас ничего не получается.
Здесь мы обращаемся к третьей части нашей жизни - духовной. Если бы все было объяснимо только законами видимого мира нам бы не требовалось полагать, что существует нечто за его пределами. Именно эта область и является духовной. Даже строгий атеист обладает некоторой духовной жизнью, ибо для того, чтобы достигнуть своих атеистических убеждений он должен обратиться к области духовной - и ничего там не найти.
Признание наличия невидимых факторов движущих наш мир дело несложное. Для этого необязательно верить в Бога и в наличие духовного мира. Просто те факторы, которые мы не можем учесть или определить могут существовать и в рамках материального мира. Более того, можно утверждать, что большинство ситуации оказываются нам известны только в малой степени оставляя множество важных и менее важных факторов неизвестными нам.
Но опять же столкновение с практикой жизни доказывает, что в ней слишком часто происходят вещи маловероятные при чем как положительные так и отрицательные. С натяжкой их всех можно объяснить объективными факторами (известными или неизвестными). Но ряд людей предпочитает допускать, что все же не все объяснимо только материальными причинами. Эти люди допускают наличие невидимого духовного мира активно вмешивающегося в наше поведение, в события нашей жизни, и более того, даже вершащего нашу судьбу.
"Один случай - случайность, два - система, три - закономерность". Теория вероятностей изучает закономерности, возникающие в случайных экспериментах. Случайным называют эксперимент, результат которого нельзя предсказать заранее. Невозможность предсказать результат отличает случайное явление от предопределенного.
Когда происходит маловероятное, мы называем это чудом.
Прислушаемся к голосу величайшего авторитета в русском языке - составителю словаря русского языка В.И. Далю:
"Чудо - всякое явление, кое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы. Богу все чудеса доступны. Христос являл чудеса, исцелял чудесами. Диво, необычайная вещь или явление, случай; нежданная и противная предвидимой возможности, едва сбыточное".
Запомним эти слова: "Явление едва сбыточное". То есть, говоря современным языком, чудо - это такой случай, вероятность наступления которого, согласно теории вероятности, ничтожно мала.
Оглядывая на свою жизнь с высоты прошедшего времени мы увидим, что "явлений едва сбыточных" у нас накопилось великое множество, в частности, даже таких, когда всё висело на волоске, но, тем не менее, приходило спасение.
"Зачем Бог посылает чудеса людям? В первую очередь для того, чтобы спасти человека, спасти его жизнь. Но не только. Ещё чудеса посылаются для того, чтобы вразумить человека, наставить его на путь истинный, заставить его спасать себя, свою душу и такие события иначе, как вразумлением, не назовешь." (Александр Солнцев)
Есть очевидная причина нежелания принимать во внимание духовно-нравственный фактор. Лейбниц отмечал: "Если бы геометрия так же противоречила нашим страстям и интересам, как нравственность, то мы бы так же спорили против неё и нарушали её вопреки всем доказательствам."
Итак, если не сдаваться на милость атеистической, материалистической доктрине, нам следует с присущей исследователю объективностью рассмотреть законы духовного мира, даже если вопрос существует он или нет можно оставить за скобками. Мы допускаем, что он существует, как допускаем, что существует невидимая нами, но вполне ощутимая сила тяжести, или радио волны.
Разницы между иллюзорным и так называемым объективным представлением о мире не существует ибо все, что мы воспринимаем приходит к нам через органы чувств или создается в виде образов в нашем сознании. Таким образом, мы вполне можем допустить, что кроме очевидного мира существует духовный мир со своими закономерностями. Если эти закономерности дадут нам лучший инструмент позволяющий предсказывать достижение того или иного результата, то было бы неразумным не воспользоваться таким знанием.
Конфликты с самим собой иногда проходят незамечеными, потому что люди предпочитают не задумываться и не анализировать свой внутренний мир, свои поступки и мысли. Однако, это не освобождает большинство из нас от страданий, причиняемых внутренними противоречиями. Как часто мы хотим одного, а делаем другое. Даже святой всехвальный апостол Павел писал: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю." (Рим. 1:19)
"Человек, не сделавшись истинным христианином, делает не то, что хочет, а то, чего не хочет, - он в рабстве у своих страстей. Можно среди уз быть свободным духом, равно как и на престоле можно быть рабом страстей." (Иннокентий архиепископ Херсонский)
Противоречия эти зиждятся на том, что окружающий мир находится во власти одних плотских законов требующих жестокого соперничества, а духовный мир руководствуется другими законами.
Духовные законы даются нам от Бога, и вне зависимости верим мы в Него или нет, их наличие в виде заповедей заставляет нас строить свои отношения с той невидимой непостижимой силой, которую мы именуем Богом. Конфликты с Богом проистекают из нашего нежелания подчиняться этой силе, даже вопреки очевидной пользе для нас. Поэтому, мы нередко наблюдаем нападки на Бога, на Его заповеди, на свещенослужителей и проповедников. Цель же нашего существования найти мирное сосуществование с этой силой, если уж не любить её всем сердцем, то хотя бы доверять, допускать её существование и не мешать ей спасать нас. Кроме того веками накопенный опыт подсказывает, что бороться с Богом бесполезно, а порой и весьма опасно. Всюду и всегда совершается Его воля. "Как глина у горшечника в руке его и все судьбы её в его произволе, так люди - в руке Сотворившего их, и Он воздает им по суду Своему." (Сир.33,13)
Бог, конечно же, - Любовь, но мы в своем безумии, возводя на Него хулу и активно противясь его воле сами себе можем весьма серьезно повредить. Не зря говорят, что: "начало премудрости - страх Божий (Пс. CX, 10; Притч. I, 7; IX, 10). Смысл этих слов прежде всего в том, что истинно мудрый человек, даже не будучи верующим, с серьезностью и благоговением относится к тому, что мы называем Богом, ибо игнорирование подобной силы, даже если она не присутствует в жизни этого человека очевидным образом, есть ни что иное, как безумие.
Немалое значение имеют и отношения, которые люди выстраивают с диаволом. Конечно, отрицание наличия в мире абсолютного зла прежде всего наруку самому этому злу. Ведь вор и убийца всегда стараются остаться незамеченными. Однако, так или иначе, человек борется с этим злом. Все испытывают дурные побуждения, и пытаются устоять перед ними. Это и является началом Духовной Брани, которую ведет человек всю свою жизнь.
Как ни странно, конфликты и внутренние противоречия возникают и у атеистов. Настоящие атеисты встречаются редко. Даже те, кто декларирует полное неверие подвержены тем или иным суевериям. Так уж устроена человеческая психика. Атеисту трудно примириться с очевидной бессмысленностью своего существования. Скучно и неинтересно быть колесиком в механизме эволюции, пылинкой в смене поколений. Среди атеистов нередко встречаются порядочные люди живущие в соответствии с высокими стандартами христианской морали. Когда мы спрашиваем их, кто и зачем научил их этим принципам, атеисты отвечают, что сами до них дошли... Но по сути, многие из них являются потенциальными христианами, просто все еще не нашедшими, не встретившими Христа. "Верую, Господи! Помоги моему неверию." (Мк 9,24). Бессмысленность обезбоженного существования давлеет над неверующими и ведет к чувству опустошения и уныния. Отрицая духовные законы, они все же вынуждены подчиняться им...
Наиболее остро встают конфликты человека с собственной жизнью. Лишенные достаточного контроля над своими судьбами люди нередко подумывают о невыносимости своего существования. Доходя до иступления в попытках добиться своего и наталкиваясь на непреодолимые препятствия, человек впадает в тоску, и нередко подумывает о самоубийстве. Конфликты с жизнью ведут к тому, что человек заявляет, что лучше бы ему было и вовсе не родиться на свет. Ведь, когда жизнь поворачивается своей не самой приглядной стороной, человек скорее растанется с жизнью, чем со своими представлениями о том, какой она должна быть, чтобы соответствовать его ожиданиям. Эпидемия самоубийств охватывает Землю. Причем речь идет не только о прямой статистике. К сожалению, на одного явного самоубийцу приходится по крайней мере десяток скрытых. Тех, кто своим поведением неминуемо приближает собственную гибель.
Человек упорно конфликтует с природой. Мы покоряем законы физики, летаем по воздуху, становимся продуктивнее, казалось бы все мироздание вот-вот должно прогнуться под наши потребности. Однако, это не добавляет человеку счастья. Со скупой лампадкой иной раз лучше на душе чем при свете гигантского экрана телевизора. Неспешная прогулка приятнее напряженной гонки по автостраде.
Я думаю, что те, кто не верит в Бога, не верят потому, что у них никогда не было времени разобраться в этом вопросе. Мы на слово поверили тому, что нам сказали в школе и больше к этому вопросу всерьёз мы уже не возвращаемся. Живём как есть, как-нибудь так.
Дело в том, что Господь сподобил меня дать мне весьма счастливую жизнь. Лет с двадцати семи я уже руководил одной довольно крупной компанией. При этом у меня было достаточно времени, я всё отдавал своим сотрудникам. У меня было много возможностей читать, размышлять. И постепенно возник ряд вопросов, на которые нужно было ответить.
Первый вопрос: что я наблюдаю вокруг себя? Мир существует. Ещё Декарт сказал: "Я мыслю, значит, я существую". Вы существуете, я существую. То, что мы наблюдаем вокруг, несомненно, существует, и мы существуем. Вопрос, откуда это берётся. Может ли это возникнуть само собой без всякого плана, случайно? И когда начинаешь в этом разбираться, то чем дальше, тем больше находишь доказательств тому, что случайно это возникнуть не может, как ни старайся. Даже если по самой науке рассчитать вероятность возникновения Вселенной случайно, чтобы все константы подошли друг другу так, как они подходят, то это число будет настолько малое, что по научному подходу этого просто не может быть. Так, в Интернет-источнике сказано, что вероятность случайного возникновения Вселенной равна единице к миллиарду в миллиардной степени (1:1 000 000 0001 000 000 000).
Ещё меньше вероятность, что сама могла зародиться какая-нибудь простейшая клетка. И я неизбежно пришёл к выводу, что есть Творец. В принципе, это ещё не означает, что надо креститься и верить в Библию. Ведь мы можем быть как побочный эффект, как накипь или пенка на варенье. Варенье ведь варят не для того, чтобы пенка была, она - побочный эффект. Может быть, и мы так же. Так вот, товарищи, братья и сестры, друзья мои, мы - не пенка! Мы и есть то самое варенье.
Как я пришёл к этому? Я стал искать проявления Творца вокруг. Если Творец такой всесовершенный, то есть ли какие-нибудь знаки или ещё что-либо, что он сообщил нам о себе? Если мы пенка, то он ничего бы нам не стал сообщать, потому что нас просто надо выбросить и всё. А если мы варенье, то было бы глупо создавать такое сложное существо , как человек, как я, и ничего мне о себе не сказать. Чтобы я ходил и не знал, что мне с собой делать.
Я стал искать, где же есть такие источники; кто сказал, что он Бог, кто сказал, что человеку делать с собой. Искал у буддистов. Но нет там Бога. У них есть Будда, у него прозрение, буддисты хотят самоустраниться, перестать существовать и страдать. Исследовал мусульманство, а оно всё произошло от христианства, потому что зачатки мусульманства - это одна из ересей, распространённая в V-VI веке. Я начал двигаться всё дальше и дальше, и, конечно, мои еврейские корни привели меня к Торе. Я жил в Израиле, в Иерусалиме, в течение десяти лет и сподобился научиться хорошо читать на иврите. Единственное место, где я смог найти, что Господь сам открывает что-либо о Себе - это наша с вами Библия. И когда я начал слушать, что Он открывает о нас и сравнивать это с окружающей жизнью, то всё оказалось верно.
Вот что больше всего меня поразило. Самое последнее откровение Господа было через Иисуса Христа, где Он говорит всем вам известные слова: "Блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны чистые сердцем, блаженны милостивые, блаженны миротворцы, блаженны алчущие и жаждущие правды, блаженны кроткие". Я не очень понимал это. Да, красиво, но непонятно. Пока не узнал, что значит "блаженны". По-гречески "блаженны" звучит как "макариос" (μακάριος), и это значит "счастливы". Получается, Бог даёт нам рецепт и открывает условия, при которых человек может быть счастлив. Я был поражён: в этом рецепте нет того, что там должно быть, по нашему мнению. Господь не сказал, что счастливы богатые, счастливы здоровые, счастливы знаменитые, счастливы талантливые, счастливы успешные, счастливы удачные, счастливы удачно вышедшие замуж или женившиеся - ничего, что составляет наше нормальное представление о счастье, в этой Нагорной проповеди нет. Хотя Господь является нашим Создателем.
Тогда я это отложил на многие годы и стал добиваться земного счастья. Я очень счастлив со своей женой, у меня замечательные дети, я был достаточно богат, очень свободен. То есть у меня были все условия земного человеческого счастья. Я много писал, добился признания в определённых кругах за счёт своей напористости. Но счастья это не давало. И тут я вспомнил ту книжицу, которую читал давным-давно, где говорилось, что ничего из того, что было у меня, не приводит к счастью. А что же приводит к счастью? Я не понимал этих слов. Я стал искать толкования, и оно оказалось таким. Блаженны нищие духом - это значит, блаженны негордые, блаженны смиренные, которые не возвышают свой дух над всеми и вся, а, наоборот, принижают его. Блаженны плачущие не от того, что их обидели и побили, а плачущие о грехах своих от умиления от близости Господа. Блаженны милостивые, которые не судят, прощают всех. Блаженны миротворцы, которые всех примиряют. А кроткие - это те, кто сильны, но не используют свою силу кому-либо во вред.
И тогда я понял, что законы счастья совершенно другие. И раз Создатель сотворил нас такими, то если я начну делать то, что Он говорит, то стану счастливым. Тем более в глубине души я всегда чувствовал, что мне хотелось давать, а я брал; мне хотелось прощать, а я преследовал своих противников; мне хотелось любить, а я ненавидел. И поэтому я всегда был несчастлив. И тут я попробовал делать то, что сказал Господь, и все противоречия закончились. Более того, какие бы науки я ни изучал, чем больше я узнавал, тем больше я сомневался. В нашей Православной Вере чем больше я узнаю, тем больше утверждаюсь в ней.
Итак, всё, что я прошу у тех случайных попутчиков, которых Господь посылает мне на пути. ( что просите?) Я не могу их обратить в Православную Веру за два часа. Англичанин спросил, в чём отличие Православия от Ислама. Я ответил так. Ислам говорит, что если мусульманин обращает в свою веру неверного, а тот не обращается, то неверного надо убить. Поэтому если бы я следовал Корану, то мы доехали бы до церкви, а попутчик бы не обратился, то я бы его там и порешил. Англичанин говорит: "Слава Богу!". Я говорю: "Да, нам всем повезло". Это можно вырезать, а то меня исламисты сами порешат, чтобы доказать, что они не агрессивные.
Получается, что тех, кого мне посылают, я не могу обратить словом, тем более слова не обращают. Я могу лишь сказать людям, что это самое главное решение, которое они примут в своей жизни. И оставлять это на потом или вовсе никогда к этому не возвращаться - нельзя. Прежде, чем выбирать профессию, прежде, чем выбирать спутника жизни, вообще прежде всего нужно ответить себе на вопросы: есть ли Бог, любит ли Он нас, правда ли, что Бог есть любовь, что Его заповеди ведут человека к спасению и счастью, а их нарушение - к погибели. И если мы в этом не убедимся, то только тогда с твёрдостью можем продолжать своё атеистическое, но в какой-то мере весьма бессмысленное существование. А если мы убедимся, что Господь, говорящий нам: "Вы - свет мира, вы - соль земли", - это истинный Бог, что мы созданы для великой цели в соответствии с великим планом Господа, то тогда мы не можем не последовать за Ним. Потому что никто никогда не говорил нам таких слов - ни жена, ни бабушка, ни мама. "Вы - свет мира, вы - соль Земли!". Господь, Творец Вселенной, всех галактик, бесчисленного множества звёзд, обращается к нам, ничтожным песчинкам, с этими словами.
Даже если я ошибаюсь, даже если это иллюзия, то лучше я останусь с этой иллюзией, чем буду проживать бессмысленную жизнь.
КОНФЛИКТЫ С СОБОЙ
Всю нашу жизнь пронизывают самые разнообразные конфликты, которые в той или иной мере являются основой проблемности нашего существования. Причем главное противоречие, основной конфликт заключается в нас самих. Важность же самопознания закреплена в Священном Писании: "Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя." (1Тим.4,16)
"...прежде всего - "познай себя", то есть узнай самого себя, каков ты. Каков ты воистину, а не каков ты по твоему мнению. С таким познанием становишься мудрее всех людей, и в смирение приходишь, и благодать получаешь от Господа. Если же не приобретешь самопознания, а будешь рассчитывать только на свой труд, знай, что всегда будешь находиться вдали от пути. Ибо не говорит пророк: "Виждь, Господи, труд мой", а "Вижд, - говорит, - смирение мое и труд мой" (Пс. 24:18)." (Преподобный Иосиф Исихаст)
В личной сфере нам приходится выбирать между одиночеством, дающим простор для самосозерцания, самостоятельности и независимости, и жизнью семейной, сулящей защищенность, теплоту и заботу, но и массу житейских проблем.
В деловой сфере - мы выбираем между высокой степенью риска и конфликтности, обещающей большие выгоды, и тихим незаметным поведением, ассоциирующимся с надежностью и безопасностью, но не сулящим ничего, кроме скромного и скучного существования.
В духовном плане мы разрываемся между соблазном игнорировать духовный мир, придавшись простоте и незатейливости материализма, и желанием допустить влияние духовного мира на нашу жизнь, рискуя добавить в нее выскоую степень неопределенности и потери контроля над происходящим.
Во всех же областях мы, с одной стороны ищем максимальной степени контроля, а с другой стороны стремимся избегать излишней ответственности. И непрестанно прибываем погруженными в море житейской суеты.
"Под властью диавола находится тот, кто порабощен суетой. Сердце, плененное суетным миром, удерживает душу в состоянии неразвивающимся, а ум - в помрачении" (Старец Паисий Святогорец)
"Мы обманываемся, когда думаем, что общаемся друг с другом через слово. Если между нами нет глубины молчания, слова почти ничего не передают. Понимание происходит на том уровне, где два человека встречаются глубинно именно в молчании, за пределами всякого словесного выражения." (Митрополит Антоний Сурожский)
Так или иначе, со временем у нас накапливается множество свидетельств, что мир и то, что с нами происходит, необъяснимо только очевидными объективными факторами.
Обратившись к фундаментальным наукам мы и там не находим удовлетворительного объяснения мира в рамках исключительно материалистических объяснений.
Так мы приходим к выводу, что в нашей жизни действуют некие силы, которые трудно объяснить исключительно материальной стороной вещей.
Совпадения, превышающие все вероятностностные возможности, самоисполняющиеся предвидения, вещие сны и так далее.
Конечно, можно настаивать на материалистическом объяснении, но можно и попытаться найти некие духовные закономерности действия этих сил.
"Мир сей, подобен кораблю, украшенному великолепно, на который смотреть хорошо, но ездить в нем опасно. Великая буря свирепствует на житейском море. Сбросим с себя все принадлежащие суетному миру, будем взывать молитвой к Богу, чтобы не потонуть в яростных волнах этой бури. Если человек не освободится от мирских привязанностей извне и от страстей, которыми отягощена душа его внутри, он не может спастись от гибели в волнующемся море." (Авва Исаия)
Противоречия прежде всего вызывают конфликт в нас самих на уровне мысли. Нам приходят разные помыслы, которые отклоняют основную линию нашего мыслительного процесса. Заставляя то приходить в негодование, то в отчаяние, а то и в спокойное и безмятежное состояние духа, причем, иногда, без прямой зависимости от внешних обстоятельств.
"Многих ввели в заблуждение их предположения, и лукавые мечты поколебали ум их" (Сир.3, 24) "...Враг, увлекая мысль твою на что-либо, не говорит тебе: "иди, сделай то и то", а как будто думает за тебя и говорит тебе мыслью твоею: "мне хочется сделать то и то; я полагаю, что это полезно, а это вредно; я решился на то и то". И все это частенько не твои, а вражеские помыслы, прикрытые твоим или его я. Ты полагаешь, что это твои мысли. Нет, ты только слушаешь вражеские внушения" (Преподобный Лев Оптинский)
На изображенном графике по вертикальной оси мы отмерили степень преуспеяния в каком-либо деле. По горизонтальной - отмеряется время. Очевидно, что вертикальная черта пересекающая восьмерку и соответствующая сегодняшнему моменту указывает, что если кривая "Series 2" преуспевавшая на отметке времени 6 уже покатилась вниз, в то время как кривая "Series 1" продолжает подъем. Увы, в реальности нам неведомо будущее, но на графике очевидна судьба и второго начинания...
Итак наблюдая, что кто-то преуспевает, мы можем предположить, что являемся такими наблюдателями, как в вышеуказанном случае.
В нашем обыденном понимании человек преуспевающий во всяком деле полагается только на себя, имеет полный контроль и успешно навязывает свое видение мира окружающим, заставляя их следовать за собой.
Однако, на поверку оказывается, что даже если такой человек и добивается значительных успехов в определенной сфере, то обязательно другая сторона жизни приходит в плачевное состояние. Или если его успех очевиден во всех направлениях, то длится он недолго, и все так или иначе скатывается к неизбежному краху. Трудность заключается в том, что успешные люди стараются это скрывать и нужно достаточно пристальное изучение жизни человека, чтобы разглядеть эту тенденцию. Хотя, благодаря публичности нашей жизни, иногда и не требуется внимательного наблюдателя. Все становится очевидным и так. Примеры, подтверждающие сказанное, легко найти в изобилии как в жизни наших знакомых, так и в кругу известных личностей, как исторических так и современных. "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать". (Иак. 4, 6)
Почему же это происходит? Православие дает простое объяснение этому феномену. Господь создал нас по образу и подобию своему, наградив в тоже время и свободой воли. Таким образом, заложив в нас определенные качества, и разъяснив нам в заповедях, что от нас ожидается, Господь продолжает активно участвовать в наших жизнях, ненавязчиво подталкивая нас к верному пути, и отвращая от пагубного. Верным же путем является соблюдение Его заповедей и возрастание в Любви, стремлении к Богу, для сопричастия гармоничному и всесовершенному Царствию Небесному.
Отделения Дьявола от ангелов света, и отпадение их от Бога - было проявлением свободы воли, свойственной всякому Божьему творению. Без свободной воли невозможно себе представить Любовь. А Бог и соединение с ним - есть Любовь. Дьявол, бывший ангел света, Денница, по словам пророка Исайи, "... упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему ".(Ис 14: 12-14)
Далее, грехопадение, произошедшие не без участия Дьявола, однако, все же было естесвенным результатом проявления свободной воли Адама и Евы и привело к глубинному повреждению человеческой природы.
Исполнение заповедей было естественным в неповрежденном Человеке. В падшем человеке оно требует особого напряжения и отказа от страстей мира сего.
Причина того, что неследующий Божьим заповедям человек не может быть счастлив кроется в том, что человек создан Богом таким образом, что заповеди являются внутренним регулятором человеческой сути, и отречение от них приводит к глубинном непреодолимому внутреннему конфликту.
Из двух последующих таблиц эти противоречия становятся очевидными.
Сравнительная таблица по десяти ветхозаветным заповедям
(Десять заповедей содержатся в Пятикнижии в двух мало отличающихся друг от друга версиях (см. Исх. 20:2-17; Втор. 5:6-21). В другом месте (Исх. 34:14-26))
Что предлагает нам мир Что говорит Бог? Что следует делать
Надейся на себя. Если сам о себе не позаботишься, то кто позаботится о тебе? Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Надейся на Бога.
Все совершай с Божьим благословением и в соответствии с Его заповедями.
Ставь успех, самовыражение, власть, деньги, наслаждения превыше всего. Сотворяй себе кумира из всего, что тебе нравится. Не делай себе кумиров. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Ставь Бога превыше всего.
Ничто не возводи на пьедистал кумира. Тот, кто этого не делает несчастен не только в своей жизни, но и потомки его страдают.
Не имей ничего святого. Шути и надсмехайся над всем. Полная свобода слова и самовыражения. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно
Относись серьезно к имени Божьему и не шути о Нем, ибо Он - источник твоего бытия.
Работай до упаду, если нужно, то и в выходные. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Посвещай по крайней мере один день из семи молитве и размышлениям о Боге.
Относись к родителям как к источнику финансовой поддержки. Если же таковой нет - то общество и социальные службы позаботятся о них.
Их советы не имеют значения.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Родители вторые после Бога, кто дал тебе жизнь. Почитай их и заботься о них.
Всякое убийство допустимо, если оно не наказуемо законом: аборты, эвтаназия -практика прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием. В других случаях от убийства удерживает только наказание. Не убивай. Не только не убивай, но и относись ко всем бережно и смиренно.
Получай максимальное удовольствие, меняй секс партнеров, вплоть до однополой любви. Не прелюбодействуй. Храни целомудрие.
Бери все, что можешь. Бойся только наказания. Не кради. Не бери чужого. Наоборот, давай другим.
Лги сколько угодно. Рабочие интервью, рекламы и т.д. Избегай наказания. Не произноси ложного свидетельства.
Не лги.
Завидуй всем и стремись, чтобы у тебя было как у них и лучше. Не завидуй. Не завидуй никому.
Сравнительная таблица по девяти заповедям блаженства
(Заповеди блаженства в Евангелие (Мф. 5:3-12 и Лк. 6:20-23)).
Что предлагает нам мир для счастья Что говорит Бог? Что следует делать, чтобы быть счастливым
Будь гордым, всюду настайвай на своей воле, надейся только на себя, ставь амбициозные цели и добивайся, идя к цели по головам, для достижения целей все средства хороши. Блаженны (μακαριος - счастливы) нищие духом (греч. πτωχοὶ τῷ πνεύματι), ибо их есть Царство Небесное (ὅτι αὐτῶν ἐστιν ἡ βασιλεία τῶν οὐρανῶν). Будь смиренным, добровольно придавай свою волю Божьей воли, никого не обижай, не осуждай, не почитай себя лучше других.
Никогда не сознавайся в своих ошибках, всегда иди напролом, будет весел и циничен Блаженны (μακαριος - счастливы) плачущие (греч. πενθοῦντες, скорбящие), ибо они утешатся. Внимательно следи за собой - и найдя ошибки кайся в них, проси прощения, старайся исправиться.
Всюду демонстрируй свою силу и власть, подавляй всех и безжалостно преследуй и уничтожай врагов и конкурентов Блаженны (μακαριος - счастливы) кроткие (греч. πραεῖς), ибо они наследуют землю. Никогда не демонстрируй свою силу, будь ласков со всеми, никого не приследуй и не подчиняй.
Будь развращенным и ищи наслаждений, лги - если тебе это выгодно. Блаженны (μακαριος - счастливы) алчущие и жаждущие правды (греч. δικαιοσύνην, праведности), ибо они насытятся.
Будь целомудренным, не твори никакой несправедливости никому, не лги
Осуждай и издевайся над всеми, кто слабее тебя, ненавидь тех кто сильнее, и жди часа возобладать над ними. Никогда никому ничего не прощай. Блаженны (μακαριος - счастливы) милостивые (греч. ἐλεήμονες), ибо они помилованы будут.
Никого не осуждай, всех прощай, у всех искрене проси прощения.
Будь лицемерен, ни к кому не привязывайся сердцем, чистая совесть - это никчемная и дорогостоящая иллюзия. Блаженны (μακαριος - счастливы) чистые сердцем (греч. καθαροὶ τῇ καρδίᾳ), ибо они Бога узрят.
Имей чистую совесть, никого не притесняй, будь искренен и человеколюбив
Ссорь людей между собой если тебе это выгодно. Никогда не смиряйся. Блаженны (μακαριος - счастливы) миротворцы (греч. εἰρηνοποιοί, в ранних славянских текстах - смиряющиеся), ибо они будут наречены сынами Божиими.
Мири всех. Всегда смиряйся.
Не допускай проблем если тебе это не выгодно. Блаженны (μακαριος - счастливы) изгнанные за правду (греч. δεδιωγμένοι ἕνεκεν δικαιοσύνης, букв. "подвергшиеся преследованиям из-за праведности", в Остромировом ев. ИЗЪГНАНИИ ПРАВЬДЫ РАДИ), ибо их есть Царство Небесное.
Будь готов пострадать за веру.
Удовольствие и успех важнее всякий пустых обещаний счастья в загробной жизни.
Блаженны (μακαριος - счастливы) вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Радуйтесь если вам удается пострадать за Христа и Его заповеди.
Как мы видим из сравнительных таблиц, тот, кто нас создал, Бог-Творец, дает нам совершенно противоположные указания, чем те, которыми руководствуется мир.