Аннотация: Автор, наряду с классическими и научными доказательствами существования Бога, представляет на суд читателя свои собственные, чем делает книгу особенно интересной.
Published in Canada by Altaspera Publishing & Literary Agency Inc.
О книге
Каждый из нас сталкивается с вопросом смысла жизни. Этот вопрос волнует не только философов, поэтов, ученых, но и простых людей. И именно простые люди были первыми, к кому обратился Господь. Так или иначе, каждый из нас рано или поздно задумывается о том, что находится вне нашей повседневности. Все, что мы наблюдаем в нашей жизни, все, к чему мы привыкли, что мы называем очевидным, недостаточно объясняет то, как мы живем, повороты нашей судьбы, не объясняет нам смысл нашего существования, значение рождения, жизни и смерти. Поэтому любой человек, независимо от его образования и жизненного опыта, задается вопросом: существует ли некая сила, создавшая его, ведущая его по жизни, или же все, что с ним происходит, есть набор случайностей, хаоса, бессмысленности?
СОДЕРЖАНИЕ
ОТВЕТЫ НА ТИПИЧНЫЕ АРГУМЕНТЫ АТЕИСТОВ 3
НЕОПРОВЕРЖИМЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА 6
КЛАССИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА 30
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ЯВЛЯЕТСЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА 35
НАУЧНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА 37
АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ БИБЛЕЙСКОГО БОГА 42
АГНОСТИЧЕСКАЯ КОСМОЛОГИЯ 43
РАННИЕ ВОЗРАЖЕНИЯ ПРОТИВ АГНОСТИЧЕСКОЙ КОСМОЛОГИИ 45
ЭЙНШТЕЙН НАХОДИТ ТВОРЦА 48
НАЧАЛО ВРЕМЕНИ 52
БИБЛЕЙСКИЕ УТВЕРЖДЕНИЯ, ИМЕЮЩИЕ КОСМОЛОГИЧЕСКУЮ ЗНАЧИМОСТЬ. 53
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ РАЗУМНОГО ПЛАНА ВО ВСЕЛЕННОЙ 54
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СОТВОРЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЛНЦЕ-ЗЕМЛЯ-ЛУНА 61
ТВОРЕЦ ИЛИ СЛУЧАЙ? 69
ПУТИ ПОЗНАНИЯ БОГА 72
О ВРЕМЕНИ И О ВЕЧНОСТИ 86
СОДЕРЖАНИЕ И СМЫСЛ БОЖЕСТВЕННОГО ОТКРОВЕНИЯ 96
ВЫСКАЗЫВАНИЯ УЧЕНЫХ О БОГЕ 113
СОКРАЩЕНИЯ НАЗВАНИЙ КНИГ НОВОГО ЗАВЕТА 123
ОТВЕТЫ НА ТИПИЧНЫЕ АРГУМЕНТЫ АТЕИСТОВ
Каковы пути познания Бога? Зачем человеку нужен Бог? Зачем человеку задумываться о духовном, о том, что выходит за рамки обычного, повседневного?
Все, что мы наблюдаем в нашей жизни, все, к чему мы привыкли, что мы называем очевидным, недо-статочно объясняет то, как мы живем, повороты нашей судьбы, не объясняет нам смысл нашего существования, значение рождения, жизни и смерти. Поэтому любой человек, независимо от его образования и жизненного опыта, рано или поздно задумывается: существует ли некая сила, создавшая его, ведущая его по жизни, или же все, что с ним происходит, есть набор случайностей, хаоса, бессмысленности? "Не говори: это произошло случайно, а это встретилось само собою. В том, что существует, нет ничего беспорядочного, ничего неопределенного, ничего напрасного, ничего случайного... Сколько волос на твоей голове? Ни один из них не забыт у Бога. Видишь ли, как ничто, даже самое малое, не избегает надзора ока Божия?"[1].
Несмотря на то что отрицателям Бога кажется, что им приходят оригинальные мысли и аргументы -это не так. Можно обобщить практически все их доводы в десяти пунктах, и эту работу выполнил Андрей Смирнов, а мы лишь расширим его ответы.
"Я Бога не видел, никто не видел"
Может, кто-то видел, вы же не знаете всех? Бог - высшая власть, так что понять или увидеть Его непросто. Множество материальных вещей сокрыто от нашего взгляда. Мы не видим радиоволн, мы не видим планету Земля, хотя и живем на ней, она слишком велика, и наше положение не позволяет видеть ее целиком... Бога можно и познать и увидеть, следуя Его заповедям, для этого нужно определенное время и усилие.
"Если Бог создал мир, кто создал Бога?"
Бог нематериален, Он вечен, непостижим, то есть Бог был и будет всегда. Таким образом, Он является Абсолютным Создателем, которого по определению никто не создал.
"Если Бог есть, почему столько несправедли-вости?"
Несправедливость от несоблюдения законов Бога. Бог говорит - не воруй и так далее. Чем больше люди соблюдают заповеди Бога, тем меньше несправедливости. А зачем же Бог создает людей, не соблюдающих Его законы? Ответ: Он создает их свободными.
"Священники и паства грешат"
В этом случае они не соблюдают законы Бога. Псевдорелигиозность - это то, что Бог порицает в том числе, к примеру, Христос в основном обличал духовенство того времени - фарисеев и садукеев.
"В истории религии много насилия" (Крестовые походы, инквизиция и т. п.)
Существуют материалисты от религии, которые провозглашают волей Бога то, что выгодно лично им, поэтому надо смотреть, санкционировано ли это Писанием или нет. Относительно насилия вообще: некоторое насилие в обществе необходимо, чтобы поддерживать порядок в государстве, и такое также предусмотрено в Писаниях.
"Наука все объяснила"
Академическая наука сегодня не дает ни один заключительного ответа на фундаментальные вопросы - откуда происходит мир, что такое жизнь, что с ней происходит после смерти и т. д. Есть некоторые теории, например "большого взрыва", "происхождения видов", "суперструн" и прочие, но они по сути не противоречат существованию Бога-Создателя и не подтверждены экспериментально. Материя сама не организуется, а энтропия - нарастающие процессы разрушения - говорит в пользу того, что вселенная создана.
"Если даже Бог есть, он не познаваем, в него можно только верить"
Почему не познаваем? Мир познаваем, следовательно источник видимых нами качеств также вполне познаваем, по крайней мере в той степени, в которой Господь Сам открывает Себя.
"Бог придуман для эксплуатации населения через религию"
Если человек согласует свои действия с заповедями Бога, эксплуатировать его сложнее. Скорее, правителям для усиления эксплуатации населения выгодно отказаться от религии и свести ее к обрядам, что и произошло. В светском государстве эксплуатация усилилась, также в ХХ веке укрупнились войны и количество жертв в них.
"Религия закабаляет"
Если человек живет по законом Бога, он становится свободнее от многих грехов и страстей, которые непрестанно мучают людей.
"Бог - это природа, вселенная"
Вселенная - одна из форм Бога, однако не высшая, так как не вечна и сама является не высшим абсолютом, а результатом Божьего творения.
НЕОПРОВЕРЖИМЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА
Позвольте мне ознакомить вас с плодами своих размышлений, результатом которых стали следующие доказательства существования Бога. Не могу утвержать, что они оригинальны, но, по крайней мере, поскольку они возникли в моем сознании, они наиболее близки и убедительны для меня самого, и тем самым, возможно, мне удастся изложить их таким образом, что они окажутся вполне приемлемыми и для вас:
֍ ֍ ֍
Для того, чтобы дышать, мы не стремимся увидеть воздух. Более того, воздух невидим. Однако его невидимость не отменяет его необходимости, и уж тем более не отрицает его существования. Человек убеждается в существовании объекта или явления либо через непосредственное восприятие органами чувств, либо в результате логических выводов о существовании причины, наблюдаемого следствия (явления или предмета). Мы ошибочно полагаем, что то, что никак себя не проявляет, - не существует. Так же то, что себя проявляет, но мы не можем ощутить его проявления, ошибочно приравнивается нами к несуществующему. Однако можно предположить существование бесконечного множества объектов и явлений, ничем себя не проявляющих, или чье проявление нами не ощущается или не осознается. Таким образом, если человек наблюдает проявления Бога - это достаточное доказательство Его существования, а если не наблюдает, не сознает и не ощущает - недостаточное доказательство Его отсутствия или отсутствия нашей насущной потребности в Боге.
֍ ֍ ֍
Кто утверждает, что истина достижима, рано или поздно убеждает себя в том, что он ее достиг. Так возникают тоталитарные сообщества, в которых невозможно развитие мысли, ибо достигнутая ими истина - ложь. "Всяк человек ложь" (Пс. 115: 2). Такими примерам переполнена история человечества. Если истина достижима, мы попадаем в конфуцианский муравейник, на кафедру научного коммунизма и т. п.
В тоталитарной среде (порожденной верой в то, что истина уже найдена человеческим разумом) умирает всякая живая человеческая мысль. Человеку некуда и негде развиваться. Он может лишь бесконечно повторять (иногда на разные лады, иногда и дословно) мантры, считающиеся истиной. Нетрудно понять, что в такой среде не выжить рациональной науке: если считать, что истина достижима, то ее объявят достигнутой и закроют (порой очень кроваво) дальнейшие поиски ума.
Сопротивляясь тоталитаризму, либерализм вцепился во второе из возможных утверждений: истина недостижима! Это казалось спасением от зубрежки мантр. Но в наши дни либерализм раскрыл себя как чудовище, которое не менее обло и озорно[2], чем тоталитаризм... Кто утверждает, что истины не существует, неизбежно приходит к деградации и распаду, ибо если истины нет, то любая умственная деятельность лишена смысла.
И только православная вера утверждает одновременно и существование истины, и ее недостижимость для грешного человека. Истина дана в Боге, существует в Нем и обретается в стремлении к Богу. Без помощи Бога истина достигнута быть не может. Таким образом, только в связи с верой теория познания как обретает признание существования и утверждения истины (без которого невозможна направленная умственная деятельность), так и признает принципиальную недостижимость человеком истины в последней инстанции, ибо абсолютная Истина есть сам Бог. Господь говорит: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14:6), и без этой убежденности невозможна свободная и живая умственная деятельность. Таким образом, наличие, но в то же время недостижимость абсолютной истины, предполагает безусловное существование этой Истины, являясь доказательством существования Бога.
֍ ֍ ֍
Доказательство от обратного. Если Бога-Творца не существует, то не существует и Его творения. Но поскольку мы считаем себя и окружающий мир существующим, то мы должны признать и причину, источник этого существования. Например, нам не приходит в голову утверждать, что у встретившегося нам на пути старика не было родителей, хотя непосредственно познакомиться с его родителями нам не удастся, потому что они давно умерли. Если старик - сирота и подкидыш, он и сам не сможет нам рассказать ничего определенного о своих родителях. Однако ни он, ни мы не допускаем мысли, что он появился на свет без родителей, сам по себе. Итак, какой бы объект или явление мы ни наблюдали, мы предполагаем наличие его причины. Облака - результат испарения воды. Источник света - солнце на небе. Почему же мы должны делать исключение и предполагать, что у существования воды и солнца нет своей первопричины? А наличие первопричины является доказательством существования Бога.
֍ ֍ ֍
Само по себе доказательство существования Бога как первопричины всего сущего недостаточно. Ибо само по себе существование причины еще не означает, что "Первопричина" является "Вездесущим Богом" и обладает активной волей и принимает всеобъемлющее и высокоэффективное участие в своем творении повсеместно и во все времена. Однако целесообразно, чтобы "Первопричина" обладала волей и принимала такое участие. Целесообразность (даже в человеческом представлении) является атрибутом совершества, а совершенство свойственно Богу. Целесообразность требует оправдания приложенных усилий или оправдания действий, произведенных даже без усилий. То есть если Богом было приложено усилие для сотворения мира или даже просто мир был создан Им без усилия, то целесообразно, чтобы Бог принимал активное участие в его существовании. А поскольку, будучи целесообразным, мир был создан для определенной цели, то следует признать, что Бог действует скорее в соответствии с целесообразностью, чем ей вопреки. Итак, Совершенный Высший Разум и Творец не может быть нецелесообразным, ибо такая нецелесообразность будет проявлением несовершенства и неразумности, и поэтому если мы признаем сущестование окружающего мира, нам необходимо признать и акт творения, и факт активного участия Божьего в нем.
֍ ֍ ֍
Наше несовершенство является доказательством существования совершенного Бога. Не надо забывать, что нам трудно понять сущность Бога не от того, что она неясная, или нечеткая, или несовершенная, a от того, что мы (в силу своей несовершенности) не способны ее вполне уяснить. Также и трудность доказательства существования Бога гнездится не в сомнительности Его сущестования, а в поврежденности нашей способности воспринимать Бога. То есть слепота не является доказательством отсутствия солнца. Наша несовершенность входит в глубокое противоречие с совершенством наблюдаемого нам мира. Все в нем целесообразно и гармонично. Только человек и связанный с ним животный мир представляет собой исключение. Это может доказывать, что мы были сотворены совершенными, как и весь мир, ибо Совершенство не может сотворить несовершенное, однако, будучи совершенными, повредили себя (через первородный грех) и тем стали несовершенными. В конце пятой главы Евангелия от Матфея, в Нагорной проповеди Христос говорит: "Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный". Бог, будучи Абсолютным Совершен-ством, стремится вернуть совершенство и нам. В этом и заключается смысл наших отношений с Богом. Так совершенство вселенной и наше несовершенство является доказательством существования совершенного Бога.
֍ ֍ ֍
Наша неспособность найти высший смысл нашего бытия без загробной вечной жизни и существования Бога не означает, что этот атеистический смысл должен существовать, и мы просто не можем его найти, а то, что такого смысла нет и быть не может. Совершенство, неслучайность и целесообразность наблюдаемой нами вселенной не допускает существование бесмысленного и нецелесообразного бытия человека. Поскольку по нашему представлению человеческое существование (его бренность и смертность) представляются именно бессмысмысленными и нецелесообразными, должны существовать высший смысл и целесообразность, которую без загробной вечной жизни и существования Бога объяснить невозможно.
֍ ֍ ֍
Справедливость и целесообразность требуют продолжения существования (наказания и воздаяния) за пределами нашей жизни. Ибо зло нарушает гармоничность земного мира и должно быть устранено и наказано, пусть даже за его пределами. По той же причине необходимо существование и Высшего Судьи.
֍ ֍ ֍
Человеку свойственно осмысление всего, что он наблюдает. Так, хаотические изображения (например, форма облаков) вызывают у нас ассоциации с различнми осмысленными фигурами (барашками, воздушными замками и т. д.) Причем в большинстве случаев такие ассоциации объективны и могут быть подтверждены и другими наблюдателями с той или иной степенью проявления индивидуальности. То есть даже если, наблюдая заведомо хаотичное и случайное, мы приводим его в своем сознании в соответствие с осмысленным образом, то всякое наблюдаемое может быть так или иначе осмыслено. Причем ложность или истинность этого осмысления никак не влияют на объект осмысления. То есть от того, что один видит в форме облачка барашка, а другой - воздушный замок, никак не влияет на существование и свойства самого облака. Слепой же вовсе не увидит облака, что не означает, что облака не существует. Причем слепому придется либо принять на веру существование облака (неважно, в какой форме, но со слов очевидцев), либо отрицать его существование, что, однако, не приведет к исчезновению облака. То есть Бог существует вне зависимости от нашего представления о Нем и нашего осмысления, а также вне зависимости, веруем мы в Него или нет. Эта возможность и необходимость существования независимого от наблюдателя объекта является доказательством существования Бога.
֍ ֍ ֍
Существование Бога и существование вечной загробной жизни неразрывны и взаимозависимы. Вера в невидимого Бога бессмысленна, если Его невидимость постоянна, и с нашей смертью прекращается всякое существование и восприятие. Однако вера в Бога вполне осмысленна, если существет неизбежность встречи с Богом в вечной жизни после смерти. Итак, существование Бога доказывает существование вечной загробной жизни, и наоборот.
֍ ֍ ֍
Создание человека по образу и подобию Божьему целесообразно, ибо по крайней мере что-то из всего созданного должно было отражать образ Создателя и нести в себе подобие Творцу. Совершенство не может производить несовершенное. "Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый" (Мф. 7:18). Произведя несовершенное, совершенство перестает быть совершенством. Чтобы Божье творение было совершенным, оно должно быть создано по образу и подобию Совершенства. Совершенство означает, что ничего не может быть лучше его. Однако образ и подобие вовсе не ставят знак равенства с Богом. Это лишь отражение Божьего совершества. Не зря и Бог, воплотившись в Христе, становится человеком (а никаким другим существом Своего Творения - львом, орлом, слоном и т. д.), ибо именно человек создан по Его образу и подобию. Однако, будучи созданным совершенным, теперь человек несовершенен, ибо, сохранив образ Божий, он потерял подобие в результате первородного греха. Бог становится совершенным человеком (Иисусом Христом) и тем самым показывает нам путь, как вернуть себе подобие. Недаром мы наших святых называем "преподобными" Богу. То есть путь человека к святости есть добавление к образу Божьему в человеке и подобия Божьего в нем. Так, наличие образа и подобия доказывает существование оригинала, как отражение является подтверждением и доказательством существования отражающегося объекта. То есть, являясь отражением образа Божьего, мы тем самым являемся доказательством Его существования. Недаром Христос говорит[3], что когда мы помогаем одному из наименьших сих (то есть любому человеку), мы делаем это и для Него. И любовь к Богу прежде всего проявляется через любовь к Его образу, который мы должны видеть в любом человеке. В этом смысл почитания икон святых в православии - ибо мы почитаем в них преподобие образу Божьему, и как Христос являлся во плоти Богом воплощенным, мы сами являемся иконами Господа, ибо слово "икона" в переводе с греческого означает "образ".
֍ ֍ ֍
Чем больше мы изучаем науки и прочие области знаний, тем больше сомнений и несоответствий мы обнаруживаем. Изучение Слова Божьего имеет обратный эффект. Это является доказательством того, что, изучая Писание, мы приближаемся к Истине. А Истина и есть Бог.
֍ ֍ ֍
Современные науки нуждаются в "гипотезе существования Бога". Прошли времена, когда в начале девятнадцатого века Лаплас[4] говорил, что для объяснения мира он не нуждается в этой гипотезе. Видимо, он ссылался на принцип Бритвы Оккама[5]. В современном понимании этот принцип состоит в следующем: если какое-то явление может быть объяснено двумя способами, например первым - через привлечение факторов А, В и С, а вторым - через А, В, С и D, и при этом оба способа дают одинаковый результат, при прочих равных условиях следует считать верным первое объяснение (более короткое), то есть фактор D - лишний, и его привлечение избыточно. Этим принципом до сих пор пользуются современные науки. Но если этим лишним фактором считался Бог, то теперь наличие Творца является более простым объяснением, чем попытка доказать теории о множественности вселенных и самозарождения жизни. Если вы, прогуливаясь по пустыне, обнаружите современный работающий компьютер, то, пользуясь принципом Оккама и обычным здравым смыслом, вы скорее предположите, что его кто-то изготовил, включил и оставил здесь, а не то, что он сам образовался из песка, в процессе самозарождения и развился в компьютер в процессе эволюции калькуляторов. Итак, основной принцип современной научной мысли ведет к доказательству существования Бога.
֍ ֍ ֍
Возможно ли быть всезнающим, всемогущим и вездесущим? Всезнающим является воображаемый Демон Лапласа[6], результат его мысленного эксперимента. Вывод можно выразить таким отрывком из Essai philosophique sur les probabilités: "Мы можем рассматривать настоящее состояние Вселенной как следствие его прошлого и причину его будущего. Разум, которому в каждый определенный момент времени были бы известны все силы, приводящие природу в движение, и положение всех тел, из которых она состоит, будь он также достаточно обширен, чтобы подвергнуть эти данные анализу, смог бы объять единым законом движение величайших тел Вселенной и мельчайшего атома; для такого разума ничего не было бы неясного и будущее существовало бы в его глазах точно так же, как прошлое". Однако, с одной стороны, со времен Лапласа нам стала известна квантовая физика, которая рассматривает состояния частиц и энергии лишь как разные степени вероятностей, что делает задачу, описанную Лапласом практически неисполнимой. С другой стороны, опять же последние двести лет развития физики позволяют вынести Бога за пределы времени, тем самым сняв с Бога ограничения, налагаемые на человеческое сознание, которое не свободно от восприятия материального мира только в пространственно-временных рамках. Таким образом, теоретически может существовать некая Абсолютная Сущность, которой будут ведомы все состояния всех частиц во вселенной во все времена. И такая сущность может иметь власть над ними, присутствуя во всех местах одновременно. (Если даже элементарные частицы могут быть в нескольких местах одновременно, то Бог способен на это и подавно.)[7]
֍ ֍ ֍
Доказательство благости Бога и того, что Бог есть Любовь. Созидание воспринимается человеком как благо, ибо творит и поддерживает жизнь. Разрушение же, наоборот, воспринимается человеком как зло. Поскольку Бог-Творец, Созиждитель,ТАК?НЕ СОЗИДАТЕЛЬ? Создатель - Он - благой. Любовь - это искренний интерес в каком-либо объекте или явлении. А также это отражение объекта или явления в себе. Можно определить любовь как признание наивысшей ценности отражаемого в себе объекта, осознание его уникальности и непревзойденности. Простое отражение известно и в неживой природе. Однако нельзя сказать, что гладь озера, отражающая свет звезды, любит этот свет или влюблена в эту звезду. Возможно, сие подходит для поэзии, но не для предмета нашего обсуждения. Итак, любовь обязательно включает в себя акт осознания и возвышения через это осознание, поглощение объекта или явления без его разрушения, а в виде отражения и воссоздания (образ и подобие Божие). Кстати, в этом суть христианского Таинства Причащения (Евхаристии)[8]. Евхаристия - главное Таинство Церкви, в нем осуществляется то, к чему призван христианин - единение с Господом, Богообщение. Евхаристия есть приобщение к любви Божией, ведь любовь выражается в жертве ("Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15:3)), а Жертву за грехи всех людей принес Сам Господь Иисус Христос. Вышесказанное доказывает то, что Бог существует, Бог - благ, и что Бог есть Любовь. И далее мы неизбежно приходим к необходимости существования Святой Троицы, ибо, будучи самодостаточным, Бог был любовью и до сотворения мира, и в расмотрении сущности Троицы и отношений Любви между Отцом, Сыном и Святым Духом становится ясно, как это возможно.
֍ ֍ ֍
Прежде чем найти доказательство существования Святой Троицы, нужно дать Ей точное определение. Возьмем определение Бога-Троицы в соответствии с православным символом веры: Бог - един. Единый Бог - "единый" в переносном смысле значит "не имеющий внутренних противоречий" и в прямом смысле "не имеющий себе подобных". Доказательство единства (в переносном смысле): Бог не может быть не единым, ничто имеющее внутреннее противоречие не может быть вечным, оно неизбежно разделится. Доказательство единства (в прямом смысле): абсолютный первоисточник всего не может быть множественным.
Первое слово символа веры "Верую...". "Веровать", производное от "верить" - считать что-либо априори истинным, не требующим доказательств. Однако не требующее доказательств не исключает возможность доказательства.
Далее в символе вере читаем: "в Бога Отца" - отцовство предполагает произведение на свет того, кто описывается определением "сыновства". Также предполагает заботу о своем потомстве. Источник всего можно именовать "Отцом". Суть в том, что такие термины, как "Отец" и "Сын", описывающие Бога и Иисуса, являются человеческими терминами, используемыми, чтобы помочь нам понять взаимосвязь между различными Лицами Троицы. Если вы можете понять связь между человеческим отцом и сыном, то сможете понять, в частности, и отношения между Первым и Вторым Лицами Троицы. Аналогия теряет смысл при попытке развить ее слишком далеко и учить, как некоторые культы, что Иисус был буквально "рожденным", то есть "произведенным" или "созданным" Богом Отцом.
Далее в символе веры мы читаем: "Бог Творец неба и земли, всего видимого и невидимого". В человеческом представлении все должно иметь свою причину. Поскольку мы наблюдаем небо и землю, а также признаем, что кроме видимого (ощущаемого и познаваемого нами), существует и невидимое (не ощущаемое и не познаваемое), то даже по нашим человеческим представлениям у всего этого должна быть причина, и эту причину мы можем именовать Богом, Богом-Творцом. То есть если мы верим в логику и необходимость существования причины у всякого следствия, нам необходимо признать наличие Творца как необходимую первопричину всякого творения, что и является доказательством существования "Бога Творца". Если же мы отказываемся от человеческой логики и утверждаем, что следствие может возникать и существовать и само по себе, то есть быть "несотворенным", то нам легко признать существование Бога, которого никто не сотворил. Итак, даже отрицая акт творения, мы тем не менее неизбежно указываем на возможность существования самого Бога, который сам по себе никем не сотворен. Это приводит нас к доказательству существования "единого Господа Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, через Которого все произошло". Итак, "единого" потому, что Бог не может быть не единым (как указывалось выше), поэтому Он должен быть одним с Отцом.
"Господа" - потому, что между нами и Им существуют подчиненные отношения. Не независимые отношения, не те, когда мы выражаем свою волю и Он подчиняется нам, а когда Он выражает Свою волю, которой мы можем подчиняться или не подчиняться, но наличие этой воли отрицать не можем. "Иисус Христос" - и Богочеловек, воплощенный Бог; и Слово Божие, и Второе Лицо Святой Троицы, по предвечному Божественному совету воплотившееся ради спасения рода человеческого. Имя Иисуса Христа несет в себе глубочайший смысл, являясь своеобразным кратким символом христианской веры. Иисус - греческая форма еврейского слова Иешуа (сокращенного от Иегошуа), что значит "помощь Бога", или Спаситель. Христос - греческое слово, означающее "Помазанник", на еврейском звучащее, как Машиах - Мессия. Имя Христос происходит от помазания священным миром, через которое подаются дары благодати Святого Духа. Помазанниками в древнем Израиле называли царей, первосвященников и пророков. Имя Иисуса Христа - имя, которое "выше всякого имени" (Флп. 2:9), ибо это единственное имя, "которым надлежит нам спастись" (Деян. 4:12). В нем заключено указание на двойную несливаемую природу Богочеловека.
Итак, "Единородного Сына Божия". Слово "единородный" в греческом оригинале звучит как "моногенез". Согласно греческим словарям Нового Завета, "моногенез" имеет два основных определения. Первое определение - "являться единственным в своем роде в конкретном отношении". Второе определение - "являться единственным в своем роде, уникальным".
То есть фраза "рожденного от Отца прежде всех веков" не имеет обычного значения, что Бог родил Сына, потому что "прежде всех веков" означает, что в момент рождения Сына времени как такого еще не существовало, поэтому понятия одновременности или последовательности не имеют смысла.
"Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, через Которого все произошло." показывает неразрывность и не раздельность Бога Отца и Сына.
Человек, по свидетельствам всех, кто имел когда-либо непосредственное взаимодействие с Богом, воспринимает Его присутствие как "нетварный свет". Нетварный свет - светоносное действие Божественной благодати, явленное Иисусом Христом апостолам на горе Фавор (Фаворский свет), апостолу Павлу на пути в Дамаск, просиявшему ликом первомученику Стефану и иным, созерцаемое православными подвижниками по мере очищения и приобретения бесстрастия.
Учение о нетварном свете есть древнее христианское учение, восходящее к многочисленным словам Самого Спасителя, сказавшего О Себе "Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Ин. 8:12). Раскрыв Себя человечеству как Свет, просвещающий всякого человека, Господь сообщил спасаемым возможность созерцания Своей предвечной славы. На горе Фавор Его ученики видели нетварную славу Божества - "сам сверхразумный и неприступный свет, свет небесный, необъятный, надвременный, вечный, свет сияющий нетлением" (св. Григорий Палама). По учению Церкви, нетварный свет не есть чувственный свет или свет естественного человеческого разума. Следуя св. Дионисию, этот свет "ни помыслить, ни описать, ни каким-либо образом рассмотреть невозможно". Не являясь умопостигаемой или чувственно воспринимаемой реальностью, нетварный свет превосходит тварные сущности и потому есть свет сверхсущественный. Будучи сверхразумным и сверхчувственным, он познается только в благодатном опыте. Неизреченно соединяя человека с Богом, нетварный свет и есть благодать обожения - "свет обоживающий обоживаемых" (св. Григорий Палама). Однако восприятие этого Света и есть проявление и тем самым доказательство существования Бога.
Так вот, Отец и Сын "свет от света", то есть в равоной степени Бог. Это подтверждается словами: "Бога истинного от Бога истинного".
Самое известное определение истины было высказано Аристотелем и сформулировано Исааком Израильтянином; от Авиценны оно было воспринято Фомой Аквинским и всей схоластической философией. Это определение гласит, что истина есть "conformitas seu adaequatio intentionalis intellectus cum re" (намеренное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей)[9]. В общей философии, общественно-гуманитарных и естественных, технических науках под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической, эмпирической. Следовательно истинность Бога подтверждается в нашем представлении наличием доказательства Его существования. То есть если Он существует, то Он - истинен, ибо неистинного Бога быть неможет. Либо Он истинен, либо - не Бог.
Далее читаем в символе веры о Третьем Лице Святой Троицы: "И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, Которому надлежит поклоняться и Которого славить одинаково с Отцом и Сыном, - говорившего через пророков". Снова "Господа" - потому, что между нами и Им существуют подчиненные отношения. Он проявляет и указывает нам Свою Волю. "Дающего жизнь", то, что превращает неживое в живое, мы можем называть действием Святого Духа. А поскольку кроме неживого в мире существует и живое, то есть и сила, производящая преображение неживого или даже несуществующего, в живое и существующее.
"От Отца исходящего" - не имеет смысла за гранью восприятия времени. В человеческом понимании "Святой Дух исходит от Отца", но при этом Он не находится в подчиненном или второстепенном статусе к Отцу и Сыну. "Слава Святей, Единосущной и Животворящей, и Нераздельней Троице!" - возглашает священник в начале Всенощного бдения.
Итак, само определение Бога-Троицы является доказательством Его существования, и более того, не оставляет возможности Его несуществования.
классические ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА
Доказательство первое (Фома Аквинский): В природе происходит движение. Ничто не может начать двигаться само по себе, для этого требуется внешний источник действия. Бесконечный поиск источника предыдущего действия бессмыслен. Следовательно, должно существовать нечто, являющееся первоначальным источником всякого движения, не будучи само по себе движимо ничем иным. Это и есть Бог - недвижимый Движитель.
Доказательство второе, космологическое (Фома Аквинский): Каждое следствие имеет свою причину. Бесконечный поиск предыдущей причины бессмыслен. Следовательно, должна существовать "беспричинная причина", первопричина всего последующего. Это и есть Бог.
Доказательство третье (Фома Аквинский): Все предметы мира находятся во взаимосвязи и взаимоотношении друг с другом, и их существование возможно только во взаимосвязи и взаимоотношении. Однако бесконечный поиск предшествовавших друг другу взаимоотношений и взаимосвязей бессмыслен. Следовательно, должно существовать нечто, абсолютно независимое и совершенно самодостаточное. Это и есть Бог.
Доказательство четвертое (Фома Аквинский): В окружающем мире наблюдается последовательное иерархическое возрастание сложности строение предметов и существ (например, от самого простого до человека), нескончаемое всеобщее стремление к совершенству. Следовательно, должно существовать нечто абсолютно совершенное, являющееся источником всякого совершенства. Это и есть Бог.
Доказательство пятое, телеологическое (Фома Аквинский): В окружающем мире наблюдаются определенный порядок и стройность, происхожде-ние которых невозможно приписать самому миру. Этот порядок заставляет предположить существование некоего разумного организующего начала, установившего этот порядок. Это и есть Бог.
Доказательство шестое, нравственное, антропологическое (Иммануил Кант): Всем людям свойственно нравственное чувство, категорический императив. Поскольку это чувство не всегда побуждает человека к поступкам, приносящим ему земную пользу, следовательно, должно существовать некоторое основание, некоторая мотивация нравственного поведения, лежащие вне этого мира. Все это с необходимостью требует существования бессмертия, высшего суда и Бога, учреждающего и утверждающего нравственность, награждая добро и наказывая зло.
Доказательство седьмое (Августин, Кальвин): Всякий нормальный человек рождается с идеей о Боге, внедренной в само его сознание. Эта идея бывает подавлена в людях неправедных (Рим. 1:18). По мере роста человек все яснее осознает ее. Критические жизненные ситуации зачастую побуждают эту идею к жизни.
Доказательство восьмое, мистическое: Человеку свойствен прямой мистический контакт с Богом, приводящий человека в экстатическое состояние. Этот опыт соединения с Богом настолько уникален и настолько ошеломляющ, что сам по себе он уже является свидетельством бытия Божия.
Доказательство девятое (Августин): Все люди верят в то, что истина существует. Если Бог является Богом истины и истинным Богом, следовательно, Он и есть Истина. Эта Истина с большой буквы является условием существования всякой другой истины. Таким образом, существование какой-либо истины подразумевает существование и Истины с большой буквы, которая, в свою очередь, означает и существование Бога.
Доказательство десятое, онтологическое (Ансельм): Первая предпосылка: человеку свойственно понятие о бесконечном и совершенном. Вторая предпосылка: существование является обязательной и необходимой частью совершенства. Вывод: бесконечное и совершенное - то есть Бог - существует, поскольку само определение совершенства включает в себя и существование.
Доказательство одиннадцатое (Аристотель): Человек осознает свою конечность, ограниченность и смертность. Откуда происходит это сознание? Бог постоянно напоминает ему об этом через Свою бесконечность, безграничность и бессмертие. То есть, конечность человека сама по себе является доказательством существования бесконечного Бога.
Доказательство двенадцатое (Августин, Фома Аквинский): Человек безутешен. Он жаждет благословения. Этой жаждой наделил его Сам Бог, чтобы человек нигде не мог найти утешения, пока не обратится к Богу. Присутствие этой жажды в человеке является косвенным доказательством бытия Божия.