Кригер Борис Юрьевич
Анархизм Прудона

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кригер Борис Юрьевич (krigerbruce@gmail.com)
  • Размещен: 03/01/2025, изменен: 03/01/2025. 29k. Статистика.
  • Монография: Философия
  • Критика философской мысли
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Книга раскрывает концепции анархизма через призму идей Пьера-Жозефа Прудона, предвосхищающего пути гармоничного общественного устройства без необходимости в централизованной власти.

  •   
      
      АУДИОКНИГА
      
      https://akniga.org/kriger-boris-anarhizm-prudona
      
      
      
      Книга раскрывает концепции анархизма через призму идей Пьера-Жозефа Прудона, предвосхищающего пути гармоничного общественного устройства без необходимости в централизованной власти. В основе его философии лежит убеждение, что человеческое общество способно к саморегуляции, если базироваться на принципах добровольности, взаимопомощи и справедливости. Прудон критически анализирует природу частной собственности и денежной системы, утверждая, что они являются источниками экономического неравенства и социальной несправедливости. Предлагаемые альтернативы, включая взаимный кредит и децентрализованные формы управления, ставят труд в центр экономических отношений, устраняя посредничество и эксплуатацию.
      
      Прудон обращается к историческому опыту и примерам спонтанного порядка, чтобы показать, что децентрализованные системы, основанные на взаимных договорах, способны заменить авторитарные институты. Его подход уникален в своей попытке объединить критику существующих структур с практическими предложениями, адаптированными к реальным условиям. Несмотря на критику утопичности, книга демонстрирует, что идеи анархизма не разрушительны, а конструктивны: они предлагают пересмотреть роль власти, собственности и коллективной ответственности, открывая путь к более свободному и справедливому обществу.
      
      АНАРХИЗМ ПРУДОНА
      
      Человеческая природа напоминает сложный клубок, где нити сплетаются из множества факторов, среди которых биологические инстинкты, социальные нормы, культурные установки, экономические реалии и философские вопросы. Каждый из них, как голос в хоре, стремится быть услышанным, создавая одновременно гармонию и диссонанс.
      
      Эволюционная биология формирует фундаментальные потребности, корни которых уходят в древнейшую историю вида. Здесь заложены инстинкты выживания, размножения, стремление к безопасности и доминированию. Но над этим природным слоем возвышаются конструкты, рожденные сознанием. Экономика диктует свои законы, ставя человека перед необходимостью рационального распределения ограниченных ресурсов, обостряя конфликт между желаемым и возможным. Идеология, в свою очередь, направляет общество, устанавливая правила, которые часто вступают в противоречие с индивидуальными интересами.
      
      Внутренние конфликты углубляются благодаря психологии, исследующей тайны мотиваций и скрытых желаний. Стремление понять собственную природу сталкивается с барьерами самообмана и подавленных страхов. Философия же поднимает вопросы, которые никогда не дают простых ответов. Смысл жизни, мораль, свобода и ответственность - каждый из этих аспектов заставляет задуматься над тем, насколько несовершенна человеческая природа. А религия, предлагая веру в высшие силы, нередко вступает в диалог или спор с философией, задавая иной ракурс восприятия.
      
      Эти силы - не союзники, а скорее конкуренты в борьбе за определение того, что значит быть человеком. Причем ни одна из них не достаточна, чтобы представлять целостность человека. Необходима их противоречивая совокупность. Но, природные инстинкты противоречат моральным нормам, которые устанавливает общество. Экономика, движимая прагматизмом, игнорирует многие идеалистические устремления. Религия, опираясь на абсолютные истины, сталкивается с философией, которая по своей природе скептична и жаждет сомнений. Каждый подход, рассматривая человека со своей стороны, предлагает лишь частичное объяснение, что порождает бесконечные споры о том, что должно лежать в основе нашего бытия.
      
      Попытки создать целостный взгляд на человеческую природу неизменно сталкиваются с ограничениями. Утопические теории, стремящиеся объединить все аспекты, неизменно разбиваются о несовместимость базовых предпосылок. Биология, например, редко учитывает философские вопросы, тогда как экономические законы зачастую отодвигают на задний план моральные дилеммы. Таким образом, попытка гармонизации превращается в поиск компромиссов, которые лишь временно сглаживают противоречия, но не устраняют их.
      
      Каждое решение неизбежно приводит к новым вызовам. История полна примеров того, как попытки избавиться от одной проблемы создавали другую, не менее значимую. Этот бесконечный цикл не только иллюстрирует сложность человеческой природы, но и подчеркивает, что в самой противоречивости кроется источник прогресса. Возможно, сила человечества заключается не в поиске окончательной истины, а в способности жить в мире, где противоречия становятся стимулом для развития, а не препятствием на пути к нему.
      
      Идея анархизма, как ее трактовал Пьер-Жозеф Прудон, зиждется на убеждении, что человеческое общество способно к саморегуляции, если следовать естественным принципам взаимодействия. Он утверждал, что анархизм - это не хаос и не разрушение порядка, как часто представляют, а, напротив, наиболее органичный способ существования людей в обществе, основанный на добровольности, взаимопомощи и отсутствии подавляющих структур.
      
      Прудон обращал внимание на доисторические общества, где люди, лишенные централизованных форм управления, демонстрировали способность к совместной жизни на основе взаимного согласия и разделения труда. В таких условиях главными инструментами выживания и прогресса становились коллективные усилия и естественная солидарность, а не давление авторитарных институтов. Этот исторический опыт, по мнению Прудона, доказывает, что социальные структуры, возникшие позже, включая государства, лишь исказили первоначальную гармонию взаимодействия.
      
      Эволюция человеческого общества, на которую ссылался Прудон, демонстрирует примеры спонтанного порядка, возникающего без диктата властных институтов. Рыночные отношения, научное сотрудничество, культурный обмен - все это, в сущности, проявления способности людей к самоуправлению, где главную роль играют добровольные соглашения и свободный выбор. Такие примеры показывают, что централизованная власть часто становится искусственным препятствием, мешающим раскрытию полного потенциала человеческой природы.
      
      С точки зрения Прудона, авторитарные структуры не являются неизбежной стадией в развитии общества. Наоборот, они представляют собой историческую аномалию, возникшую из стремления контролировать и подчинять, а не сотрудничать. Истинный прогресс заключается в способности общества отказываться от подавляющих институтов в пользу системы, где все участники равноправны и свободны в своих действиях, согласованных друг с другом через взаимные договоренности.
      
      Прудон видел в анархизме возможность вернуть человечество к этому естественному состоянию. Однако он не подразумевал возврат к примитивным формам существования, а предлагал использовать современный опыт и достижения науки, техники и философии для создания нового порядка, свободного от иерархии. В этом заключается его главная идея: анархизм не разрушает общество, а стремится освободить его от искусственных ограничений, чтобы дать место для свободного и органичного развития.
      
      Критика экономического неравенства занимала центральное место в философии Прудона, который видел в нем источник большинства социальных конфликтов. Он утверждал, что существующая система, основанная на частной собственности и деньгах, неизбежно ведет к эксплуатации одних людей другими, углублению бедности и росту классовых различий. Для Прудона неравенство было не просто несправедливостью, но глубокой структурной проблемой, которая подрывает основы справедливого общества.
      
      Особое внимание он уделял роли денег, которые он считал одним из главных инструментов, способствующих отчуждению труда. Деньги, будучи универсальным эквивалентом, по его мнению, создают иллюзию объективной ценности, скрывая при этом неравенство в распределении богатства и власти. Вместо того чтобы служить средством упрощения обмена, они становятся символом власти, инструментом эксплуатации и источником классового господства. С их помощью трудящийся превращается в средство обогащения тех, кто контролирует ресурсы, а его собственный труд теряет свою подлинную ценность.
      
      Прудон полагал, что частная собственность, подкрепляемая денежной системой, является основой для несправедливого распределения богатства. Те, кто владеет средствами производства, извлекают выгоду из труда других, в то время как рабочие, лишенные собственности, вынуждены продавать свою рабочую силу за деньги, которые часто не обеспечивают достойного существования. Этот цикл закрепляет бедность и отчуждение, не оставляя места для подлинного равенства.
      
      В качестве альтернативы Прудон предлагал заменить денежную систему системой взаимного кредита, где труд, а не деньги, стал бы мерилом стоимости. Он считал, что, устранив посредничество денег, можно вернуть справедливость в экономические отношения. Такая система основывалась бы на принципах взаимности и равного обмена, где каждый получал бы эквивалент за свой труд, а эксплуатация и накопление богатства за счет других становились невозможными. Взаимный кредит, по его мнению, позволил бы создать общество, где труд ценится за его реальную пользу, а не за возможность извлечения прибыли.
      
      Эта идея не была утопической мечтой, а представляла собой попытку решить проблему неравенства с помощью практического механизма, способного изменить экономические отношения. Прудон видел в этом не только способ преодолеть бедность, но и возможность построить общество, основанное на свободе и справедливости, где каждый человек был бы независимым и равным участником социального обмена.
      
      Прудон провозглашал идею, что порядок в обществе может быть достигнут без необходимости в централизованной власти, которая, по его мнению, чаще подавляет свободу, чем способствует справедливости. Он видел основу гармоничного сосуществования в децентрализованных формах управления, где решения принимаются через добровольные договоры и ассоциации, а не диктуются сверху. Такой подход исключал необходимость в государствах как институтах принуждения, заменяя их гибкими структурами, основанными на доверии и взаимопонимании.
      
      Вместо того чтобы подчиняться единой власти, общество могло бы функционировать через сеть взаимосвязанных ассоциаций, каждая из которых отвечает за свои потребности и ресурсы. Эти ассоциации, по мысли Прудона, формируются на принципах равенства и сотрудничества, исключая эксплуатацию и подчинение одних групп другим. Взаимные договоры между участниками становятся основой взаимодействия, где каждая сторона добровольно соглашается на условия, выгодные для всех, избегая конфликтов, свойственных централизованным системам.
      
      Справедливость, как считал Прудон, обретает реальную форму через самоуправление, которое позволяет каждому индивиду и каждой группе активно участвовать в решении общих вопросов. Взаимопомощь становится естественным регулятором, заменяя принудительные механизмы. Это не только обеспечивает материальные потребности, но и укрепляет солидарность, создает чувство ответственности и причастности к общему благу. В такой системе справедливость перестает быть абстрактным идеалом и воплощается в повседневной практике.
      
      Особое место в его концепции занимала идея децентрализованного управления производством. Прудон полагал, что средства производства должны находиться под контролем тех, кто их использует, а не принадлежать отдельным лицам или государству. Производственные процессы могли бы регулироваться через соглашения между работниками, что исключило бы эксплуатацию и гарантировало равное распределение результатов труда. Подобная структура не только обеспечивает экономическую справедливость, но и стимулирует развитие, так как каждый работник заинтересован в успехе общего дела.
      
      Таким образом, порядок без государства и денег, по Прудону, это не хаотичное существование, а упорядоченная жизнь, где каждый человек или группа действует в рамках согласованных принципов, основанных на свободе, равенстве и взаимопомощи. Эти принципы создают устойчивую систему, в которой справедливость становится не целью, а нормой, пронизывающей все аспекты общественной жизни.
      
      Работы Пьера-Жозефа Прудона стали фундаментом для развития анархистской мысли, формируя уникальную философскую основу, которая сочетала критику существующих социальных порядков с предложением практических альтернатив. Его трактат "Что такое собственность?" "Qu"est ce que la propriété?", вышедший в 1840 году, вызвал широкий резонанс, в значительной степени благодаря знаменитому утверждению: "Собственность - это кража" "La propriété c"est le vol" . В этом тексте Прудон подверг критике саму идею частной собственности, называя ее источником неравенства и угнетения. Для него собственность означала не простое владение, а право одного человека извлекать прибыль из труда другого, тем самым превращая социальные отношения в поле эксплуатации.
      
      Однако это утверждение не означает, что Прудон полностью отвергал право на владение вещами. Он делал различие между личным владением, основанным на труде, и частной собственностью, как инструментом извлечения прибыли. В основе его аргументов лежала идея справедливости: владение тем, что создано собственным трудом, является естественным и правомерным, в то время как присвоение результатов чужого труда подрывает социальную гармонию.
      
      Дальнейшее развитие его идей можно найти в книге "Система экономических противоречий, или Философия нищеты" ("Système des contradictions économiques ou philosophie de la misère"), где он подробно анализирует внутренние конфликты капитализма.
      
      Она имела огромный успех не только во Франции, но и в Германии, где в течение одного года появились три её перевода. Карл Маркс, до того сочувствовавший Прудону, написал возражение на его работу под ироническим заглавием "Нищета философии". Das Elend der Philosophie. Antwort auf Proudhons "Philosophie des Elends") В этой работе Маркс, выступая с критикой взглядов Прудона, изложил ключевые принципы своего экономического учения, которое позже стало основой материалистического понимания истории, разработанного им совместно с Фридрихом Энгельсом. В этом тексте Маркс впервые четко формулирует взаимосвязь между производительными силами и производственными отношениями, а также предлагает материалистический подход к анализу экономических категорий, трактуя их как абстракцию общественных отношений, возникающих в процессе производства. Кроме того, эта работа закладывает основу для теории прибавочной стоимости, которую Маркс разовьет в последующих трудах. О значении этой книги сам Маркс писал, что в ней содержатся зачатки идей, которые спустя двадцать лет детализировались и оформились в завершенную теорию, представленную в "Капитале".
      
      В своем труде Философия нищеты Прудон обращает внимание на парадоксы, присущие капиталистической системе: она, с одной стороны, создает богатство, а с другой - порождает бедность и усиливает социальное неравенство. Он исследует противоречия между трудом и капиталом, между производителями и собственниками, показывая, что эти конфликты неизбежно приводят к кризисам. Однако вместо того чтобы отвергать достижения капитализма, Прудон стремился использовать их в построении новой экономической модели, основанной на принципах взаимности и свободного обмена.
      
      В работах, посвященных федерализму, Прудон разрабатывает концепцию децентрализованного управления, в которой власть распределена между независимыми и равноправными единицами. Его идея федерализма основывалась на свободных ассоциациях, где каждая община или группа сохраняет автономию, объединяясь с другими на основе добровольных договоров. Он видел в федерализме механизм, способный предотвратить тиранию, возникающую при концентрации власти, и одновременно способствующий сохранению общего порядка и сотрудничества.
      
      Через все свои работы Прудон проводил мысль о том, что общество может существовать на основе равенства, свободы и взаимной ответственности. Он предлагал отказаться от централизованных структур и авторитарных механизмов, заменяя их децентрализованными формами самоуправления и справедливой экономикой, где труд является мерилом ценности, а не инструментом эксплуатации. Его труды продолжают вдохновлять мыслителей и реформаторов, открывая новые горизонты для поиска альтернативных социальных систем.
      
      Критика идей Пьера-Жозефа Прудона со стороны современников и последующих мыслителей часто касалась их воспринимаемой утопичности и неспособности учитывать сложность реальных социальных и экономических процессов. Центральное положение в этом обсуждении занимает его предложение отказаться от государства и денег как основ существующего порядка. Многим это казалось недостижимым, особенно в контексте быстро развивающихся капиталистических экономик XIX века, где централизованные институты и денежная система были неотъемлемой частью жизни.
      
      Как мы уже упоминали, один из главных оппонентов Прудона - Карл Маркс - указывал на отсутствие у него систематической революционной теории. Маркс обвинял Прудона в излишней абстрактности и стремлении искать компромиссы там, где, по мнению Маркса, требовалась бескомпромиссная классовая борьба. В своей работе "Нищета философии" Маркс критиковал Прудона за попытку примирить противоположности капитализма, не предлагая четкого пути для их преодоления. Маркс видел в анархизме Прудона недостаток методологии, способной привести к реальным социальным преобразованиям, и считал его подход слишком индивидуалистическим.
      
      Другие критики указывали на трудности реализации идей Прудона в сложных современных обществах. Принципы децентрализованного управления и самоуправления, предложенные им, выглядели подходящими для небольших сообществ, но казались неприменимыми в условиях крупных индустриальных экономик с их тесной взаимосвязью и зависимостью от глобальных процессов. Вопросы транспортировки, распределения ресурсов, сложной логистики и финансовых потоков ставили под сомнение возможность функционирования предложенной Прудоном системы в крупных масштабах.
      
      Кроме того, его идеи о замене денег системой взаимного кредита вызывали сомнения относительно их устойчивости и возможности практического применения. Экономисты отмечали, что деньги играют не только роль средства обмена, но и выполняют функции накопления капитала и учета стоимости, что усложняет их замену даже в децентрализованной экономике.
      
      Некоторые скептики также полагали, что доверие, на котором должна основываться система договоров и ассоциаций, не всегда возможно в условиях реальной человеческой природы, склонной к конфликтам и эгоизму. Отсутствие централизованной власти, способной разрешать споры и обеспечивать соблюдение договоренностей, представлялось им как слабое место в концепции Прудона.
      
      Несмотря на эти критические замечания, идеи Прудона сыграли важную роль в развитии политической философии и анархизма. Даже если его предложения не были полностью реализуемы, они стали источником вдохновения для дальнейших поисков альтернативных путей развития общества. Критика лишь подчеркивает, насколько новаторскими и смелыми были его мысли, вызвавшие бурные дебаты о природе власти, собственности и человеческой свободы.
      
      Идеи Пьера-Жозефа Прудона стали важной частью интеллектуальной традиции, вдохновившей последующие поколения анархистов и социальных реформаторов. Его мысль, основанная на критике власти, частной собственности и централизованных институтов, нашла отклик у таких выдающихся теоретиков, как Михаил Бакунин и Петр Кропоткин. Эти мыслители, развивая собственные концепции анархизма, нередко опирались на фундамент, заложенный Прудоном, хотя и интерпретировали его идеи в контексте своих эпох и проблем.
      
      Бакунин, например, находил в трудах Прудона вдохновение для своей критики государства, которое он, как и Прудон, считал орудием угнетения. Однако Бакунин делал акцент на необходимости революционного разрушения государства и более радикального противостояния властным структурам, тогда как Прудон был склонен к постепенным изменениям через развитие самоуправляющихся ассоциаций и децентрализацию. Кропоткин, в свою очередь, углубил идею взаимопомощи, заложенную Прудоном, и разработал концепцию анархо-коммунизма, где коллективное владение средствами производства становилось ключом к справедливому обществу.
      
      Несмотря на общие элементы в их идеях, различия между Прудоном и его современниками, такими как Карл Маркс, подчеркивают уникальность его подхода. Основной конфликт между Прудоном и Марксом заключался в их отношении к государству и революции. Для Прудона центральным был отказ от государства как источника угнетения, но он не верил в необходимость насильственной революции. Он полагал, что общество может прийти к справедливому устройству через эволюционные процессы, основанные на добровольных договорах и взаимности. Маркс же видел государство как временный инструмент, необходимый для диктатуры пролетариата, и считал насильственную революцию неизбежным этапом на пути к коммунизму.
      
      Прудона часто сближают с утопическими социалистами, такими как Шарль Фурье или Анри де Сен-Симон, поскольку его идеи о взаимопомощи и гармонии общества перекликаются с их представлениями о социальной справедливости. Однако Прудон избегал утопизма в строгом смысле, отвергая жёсткие схемы и заранее заданные модели идеального общества. Он подчеркивал важность практических решений, которые могли бы адаптироваться к реальным условиям, что отличало его подход от детализированных планов утопистов.
      
      Очевидным образом, идеи Прудона занимают особое место в истории социальной мысли, являясь мостом между различными направлениями. Его работы повлияли на формирование анархистского движения, продолжали оставаться в диалоге с марксизмом и предлагали альтернативы как либерализму, так и авторитарным формам социализма. Прудон оставил наследие, которое продолжает вдохновлять тех, кто ищет пути к более справедливому обществу.
      
      Анархизм Прудона всегда привлекал меня своей идеей о возможности построения порядка без принуждения, на основе свободных договоров и взаимопомощи. Эта концепция кажется особенно вдохновляющей, когда речь идет о небольших сообществах, где люди могут взаимодействовать напрямую, обсуждать свои потребности и принимать решения, руководствуясь общими интересами. Девятилетний опыт создания в своем доме приюта, который стал для меня важной частью жизни, позволяет понять, как эти принципы могут работать на практике. В основе такой модели лежит доверие, ответственность каждого участника и готовность сотрудничать без диктата внешних структур.
      
      В условиях приюта, где взаимная поддержка становилась частью повседневной жизни, анархистские идеи приобретают удивительную осязаемость. Нет необходимости в жесткой иерархии или сложной системе управления, когда все участники осознают свою роль и понимают общую цель. В таких условиях добровольные договоры и чувство общности оказываются намного эффективнее, чем любая навязанная сверху система. Это делает подход Прудона особенно ценным как модель, которая может вдохновлять на создание таких небольших и самодостаточных сообществ.
      
      Однако, размышляя об идеях Прудона в контексте более сложных, крупных обществ, я все чаще прихожу к выводу, что его теории требуют адаптации. Когда количество участников взаимодействия увеличивается, а ресурсы и задачи становятся разнообразнее, прямые договоры и автономные ассоциации сталкиваются с трудностями. Как гарантировать справедливое распределение ресурсов, если масштабы выходят за пределы видимости каждого участника? Как избегать конфликтов и манипуляций, если механизмы контроля и разрешения споров становятся сложнее?
      
      Прудон видел в децентрализации ключ к решению этих проблем, но сегодня очевидно, что в крупных системах децентрализация нуждается в определенных структурах координации. Это не обязательно должно быть государство в привычном понимании, но нужны гибкие механизмы, которые позволяют интегрировать усилия множества людей. Возможно, такие структуры могли бы быть построены на основе современных технологий, создавая новые формы управления, где сохраняется баланс между свободой и коллективной ответственностью.
      
      Анархизм Прудона, безусловно, остается ценным источником идей и вдохновения. Он напоминает, что порядок может рождаться из свободы, а не из принуждения, что справедливость достигается не навязанными законами, а добровольным согласием. И хотя его подход нуждается в доработке для сложных систем, основная мысль о том, что люди способны жить и работать вместе без подавляющих структур, остается невероятно важной, особенно в мире, который ищет альтернативы авторитарным моделям.
      
      Размышляя о будущем анархизма, невозможно не видеть, как современные технологии открывают новые горизонты для реализации децентрализованных систем, о которых говорил Прудон. Технологии, такие как блокчейн, предоставляют инструменты, способные воплотить его идеи о взаимных договорах и справедливом обмене в масштабах, которые были недоступны в его время. Блокчейн позволяет создавать децентрализованные экономические платформы, где участники могут взаимодействовать напрямую, без необходимости в посредниках. Это дает возможность распределять ресурсы и фиксировать обязательства с прозрачностью и равноправием, о которых мечтал Прудон.
      
      Экологические вызовы, с которыми сталкивается современное общество, также возвращают нас к идеям устойчивости и самоуправления. Природа и ресурсы, исчерпаемые и уязвимые, требуют ответственного подхода, основанного на солидарности, локальном управлении и учете интересов всех участников экосистемы. Анархизм, с его акцентом на децентрализацию и равенство, предлагает принципы, которые могут быть полезны для создания таких моделей. Локальные сообщества, принимающие решения о том, как использовать свои ресурсы, избегают излишнего давления со стороны глобальных структур, часто ориентированных на извлечение максимальной прибыли.
      
      Современный мир, находящийся в постоянном поиске новых форм социальной организации, испытывает растущий интерес к идеям самоуправления и автономии. Этот интерес может вдохновляться анархизмом, который предлагает не разрушение, а пересмотр старых структур, заменяя их гибкими и справедливыми формами взаимодействия. При этом важно учитывать критику, которой подвергались идеи Прудона, и адаптировать его подход к условиям сложных и взаимосвязанных обществ.
      
      Возможно, будущее анархизма лежит не в полной отмене государств и систем, а в их трансформации. Принципы децентрализации, взаимопомощи и добровольного сотрудничества могут вдохновить на реформы, где власть распределяется равномернее, а индивидуальная свобода уважает коллективные потребности. Если раньше анархизм часто воспринимался как утопия, сегодня он может стать лабораторией для поиска новых решений - от локальных инициатив до глобальных сетей, связывающих сообщества на основе принципов равенства и взаимности.
      
      Будущее анархизма связано с его способностью изменяться, оставаясь при этом верным своей сути. Как показывает опыт, даже самые радикальные идеи могут найти применение, если их адаптировать к реалиям времени. Анархизм остается не только философией, но и инструментом, который напоминает, что власть не обязательно должна доминировать, а порядок может рождаться из свободы.
      
      References
      
      Proudhon, P.-J. (1840). What Is Property?
      Proudhon, P.-J. (1846). System of Economic Contradictions, or The Philosophy of Poverty.
      Marx, K. (1847). The Poverty of Philosophy.
      Kropotkin, P. (1902). Mutual Aid: A Factor of Evolution.
      Bakunin, M. (1873). Statism and Anarchy.
      Ostrom, E. (1990). Governing the Commons: The Evolution of Institutions for Collective Action. Kriger, B. (2024). Examining the complexity of human nature: Relevance of Pierre-Joseph Proudhon"s anarchist philosophy. The Common Sense World.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кригер Борис Юрьевич (krigerbruce@gmail.com)
  • Обновлено: 03/01/2025. 29k. Статистика.
  • Монография: Философия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.