Кривошеин Никита Игоревич
Воспоминания о Архиепископе Василии (Кривошеине)

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кривошеин Никита Игоревич (nikita.xenia@gmail.com)
  • Обновлено: 15/07/2009. 9k. Статистика.
  • Эссе: Религия
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В 2009 году исполняется 50 лет хиротонии Архиепископа Брюсельского и Бельгийского(Кривошеина)


  •   
      
       14 июня 1959 года, в лондонском Успенском соборе тогдашний Экзарх Патриарха Московского в Западной Европе архиепископ Николай (Еремин) и епископ Антоний (Блум) совершили архиерейскую хиротонию владыки Василия (Кривошеина) во епископа Волоколамского. В своей речи он тогда сказал: "Я счастлив принадлежать к Русской Православной Церкви, Московской Патриархии, Церкви исповедников веры Христовой, высоко держащей яркий светоч Святого Православия"... Делом его жизни стало свидетельство о Вселенском Православии и духовных ценностях христианства в те времена, когда в самой России эти ценности подвергались поруганию. В сентябре 1985 года Архиепископ Василий совершил традиционную поездку в Россию. 15 сентября он сослужил за Божественной литургией в Преображенском соборе, в городе на Неве, где за 85 лет до этого его крестили. После службы он внезапно почувствовал слабость и был доставлен в больницу, а через неделю мирно скончался. Господь судил ему обрести упокоение в родном городе у стен деревянной церкви преподобного Серафима Саровского.
      
       Несколько слов о дядюшке. Воспоминания племянника архиепископа Василия (Кривошеина) Никиты Кривошеина о своем дяде
       Никита Кривошеин
       Вы должны простить меня, простого мирянина, но сегодня, в день памяти приснопомянаемого Владыки, я не могу не сказать несколько слов о нём. Господь послал мне счастье быть единственным племянником архиепископа Василия (Кривошеина) и быть обласканным его любовью и заботой. Я не богослов и не филолог. Могу лишь попробовать вспомнить какая духовная сила исходила от его личности.
          Здесь только что читалось письмо владыки Василия его матери Елене Геннадиевне (моей бабушке), он выражает своё беспокойство и огорчения в связи с  воспитанием своего  пятилетнего племянника.
        В течение долгого времени, Архиепископ Василий был для меня некой абстрактной фигурой, знакомой только по фотографии стоящей на нашем камине. Так было до его первого посещения СССР,  после десталинизации, в 1956 году. В то время по своей молодости и легкомысленности я не воспринимал его приезд как нечто значительное, а потому уехал бродить по горам Кавказа.
        В результате моего письма по поводу Венгерских событий я был арестован в 1957 году и  Промыслом Божиим познакомился с личностью Владыки уже как бы "заочно". В Мордовском лагере, где я отбывал наказание, я, к своему счастью, встретился с молодым священником, отцом Вячеславом Якобсом, нынешним митрополитом Таллинским и всей Эстонии Корнилием. В те времена, "катакомбной церкви" почти уже не существовало, но вполне  действовала конспиративная передача запрещённой литературы в лагерь и таким образом о. Вячеслав получил номер "ЖМП" со Словом архимандрита Василия, произнесенным при наречени в сан епископа.  Текст этот меня пронзил.
        В нашей семье, мы всегда думали и верили в то, что владыка Василий  во многом был для нас неким "ангелом хранителем". Мы в 1948 г. оказались в СССР, без прав и защиты, подвергались репрессиям и Владыка нас своими молитвами, и самим существованием спасал и уберегал... Может быть, именно благодаря личности и сану Владыки, мой отец, освобождённый из ГУЛАГА, реабилитированный, смог получить разрешение проживать вблизи от Москвы...  Может быть и я, благодаря молитвам Владыки был осуждён в 1958 г только на несколько лет лагерей, хотя грозило куда большим...  Вполне возможно,  такая "снисходительность"  была мотивирована  тем  чтобы, не "отвратить" его от тогдашней страны.
        После моего освобождения из лагеря и выезда в 1970 году из СССР, я часто и много  встречался с Владыкой, что позволило зародиться между нами настоящей духовной близости, которая дополнялась и близостью семейной. Владыка  был прежде всего аскетом и монахом, но со своими родителями, с нашей семьей, с братьям он всегда сохранял глубокую сердечную связь.
        Однажды, я приехал в Брюссель, и во время нашего завтрака с ним, я задал дядюшке вопрос, как от объяснит слова пророка  Даниила, что есть " время, полу-время, и времена".  Владыка немедленно объяснил мне значение этих слов.  И в своей личной жизни, Владыка всегда жил прошлым, но и умел предвидеть будущее, он обладал провидческим видением. Он никогда не отрекался от своей прошлой мирской жизни, и особенно от всего того, что он пережил в молодости. Дядя десятилетиями  работал над  древними византийскими  рукописями, (а это сверх-кропотливый труд!), он оставил нам богатейшее богословское наследие. Очень ценны и, пожалуй, уникальны его воспоминания об иерархах в сложный для Русской Православной Церкви период, а также мемуары о "боевой" молодости. Воспоминания о жизни до своего монашеского пострига он всегда подписывал мирским именем Всеволод Кривошеин. Эти свидетельства вошли почти слово в слово в произведение А. И. Солженицына "Красное колесо", а сам Владыка выведен там одним из персонажей.
       Будучи участником Белого движения, и находясь под командованием генерала Деникина (прах которого ныне перезахоронен в России) дядюшка на всю жизнь сохранил верность своим убеждениям. Этим событиям Гражданской войны посвящены воспоминания Всеволода Кривошеина " Девятнадцатый год". 
        Всю свою жизнь архиепископ Василий оставался настоящим "бойцом". Я приведу только один пример. Мой покойный отец и я, встречали Владыку в Москве в аэропорту "Шереметьево-2". Нас допустили дожидаться Архиепископа в таможенном зале. Один из таможенников, приблизился к Владыке и очень вежливо спросил: "Простите меня, но я должен задать Вам один вопрос: Нет ли в Вашем чемодане "литературы?" Владыка совершенно не смутился и ответил: "Нет". Как только мы вышли из здания Аэропорта и отдалились, он тихо сказал мне: "Я ответил чистую правду. У меня нет никакой  литературы в чемодане, но под рясой её много, и весит  она непомерно".
        Можно многое  вспомнить из жизни  Владыки... Я же хочу выделить одну немаловажную черту его характера: он никогда никого не осуждал. Вместе с тем, он был непререкаем в вопросах Веры, а в своих социальных и политических суждениях он  был непреклонен, но он никогда не осуждал людей непосредственно. Наиболее резкое суждение, которое мне пришлось слышать из его уст, было: "он, кажется действительно странный человек...".
        Я говорил  уже о том, что  владыка Василий знал времена и умел различать духов. Однажды, в один из приездов Владыки в Москву, мы ехали вместе с ним на машине ОВЦС по Софийской набережной. Был ясный летний день, и золотые  купола Кремлёвских храмов сверкали на солнце. Я обратил внимание дядюшки на этот великолепный вид и он совершенно неожиданно мне ответил: "Да, ты прав. Это очень красиво, но наступит день и нужно будет эти храмы переосвящать". И, помолчав, добавил: "Надеюсь, что ты доживёшь и увидишь это собственными глазами". Так оно и случилось.
       И второй момент, странно провидческий, имеет непосредственное отношение к кончине архиепископа Василия. В могиле, которую он себе заранее приготовил в Брюсселе, и в которой он, по воле Божией, не был погребён, покоится самый близкий его помощник - диакон Михаил Городецкий.  Владыка Василий умер  у себя на Родине, в городе, где родился, и недалеко от церкви, где был крещён, совсем недалеко от семейного дома. Родившись в Петербурге, Владыка  никогда не называл этого города Ленинградом, а говорил - "город на Неве". Можно сказать, что земными днями Владыки, кончиной его распорядилось Провидение и теперь он покоиться  в родном Санкт - Петербурге.
         И, наконец, благодаря тому, что я дожил до тех дней, когда Кремлёвские храмы были переосвящены, я опять могу бывать в России, достаточно регулярно. Каждый раз, когда  приезжаю в Петербург я посещаю Серафимовское кладбище, где покоится Владыка. На его могилу приходит много разных людей: со своими несчастиями и надеждами они молятся на могиле Архиепископа Василия и, как многие мне рассказывали, он  утешает их.
       0x01 graphic
       Опубликовано в журнале ОВЦС "Церковь и время"  4(37) 2006
       No Все права защищены http://www.portal-slovo.ru
      
      
      
       1
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кривошеин Никита Игоревич (nikita.xenia@gmail.com)
  • Обновлено: 15/07/2009. 9k. Статистика.
  • Эссе: Религия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.