Аннотация: Первый вариант этого текста был опубликован швейцарским издательством "Аж д Ом" в сборнике "Ибрис", Лозанна, 2002.
Взгляд автора на современное искусство.
Скотч, картон и помоечный хлам,
(как подручные средства для выяснения личных отношений с искусством)
Ксения Кривошеина, Париж, 2006
Я не была оригинальна в чувствах, которые переживают всевыехавшие на Запад, а в те годы особенно, на дворе стоял декабрь 1980года.Мне не только хотелось войти в художественную жизнь Парижа, но и показать на что я способна. Знала бы я, в какую неравную борьбу вступила, может быть, поберегла свои нервы. Но молодость, задор и " эх, где наша не пропадала" взяли верх.
Сначала потрясение от свободы: все пишут ирисуют как хотят, и не в стол или за шкаф, выставляют в галереях, спрос и предложение на все вкусы, отчего у многих возникает "тоска" по дефициту, который так щекотал нам нервы в СССР. Ведь не только телячью вырезку "доставали", но и абстрактное искусство было не всем по зубам.
Вспоминаю одного нашего друга, который на волне перестройки приехал к нам в гости из Москвы. По началу он от всего балдел, радовался как ребёнок, пил в изобилии красное вино и пиво, бегал с утра до ночи по Парижу. На третью неделю его охватил припадок бешенства и ностальгии по... дефициту. Он со злобой сказал: - Пришёл я в Супермаркет, решил купить пачку кофе, чёрт их подери, на кой ляд двадцать полок с разными сортами! Так, и не мог найти подходящего. Не то, что у нас, всегда один сорт, а если нет, то при блате, и "птичье молоко" из-под земли достану.
Вот и в искусстве на Западе. Поначалу от избытка приходишь в восторг, потом наступает ностальгия по дефициту, злишься, от разнообразия галерей и салонов, голова идёт кругом, кто-то востребован, а ты нет. Свобода раздражает, манит, укрощает амбиции, бьёт по самолюбию.А я, с головой окунулась в этот омут, совершенно не задумываясь о последствиях.
Вот уже двадцать пять лет как я выставляю свои картины во Франции и Швейцарии, некоторые доехали до Японии. Далеко не сразу я разобралась в океане стилей и научилась отделять коммерческое искусство от настоящего. Хорошего ведь всегда меньше. В 80-е годы ещё сохранялись хвостики серьёзногоискусства, художники не разучились рисовать. Но будто треснуло что-то, и в какой-то момент возникло необратимое явление. Академии были забыты, краски, кисти заброшены и на смену художественным ценностям пришлиинсталляции Кабакова с грязными углами коммуналок. Народ ошалело всматривается, пытается понять, что к чему, а дельцы гребут деньги.
Приведу пример:
"ЛОНДОН - агентство Рейтер, "Искусство ничего".
Одна из галерей городаБирмингема представила радикальную версию Концептуального искусства. На площади в 230 кв. Метров была выставлена ПУСТОТА или НИЧЕГО. Ни живописи, ни скульптуры, только белые стены предлагаются для обозрения посетителей галереи "Густава Фактори". Выставка, по замыслу организатора Стюарта Тайма, должна самостоятельно выстроиться в головах каждого зрителя. Единственным вспомогательным средством, является несколько фраз написанных на обрывках бумаги или автобусных билетах. Это испытание-тест на реакции людей и вопросы, которые они подымут в процессе пребывания в ПУСТОТЕ. Выставка вызвала, мягко говоря, разноречивые отклики!"
Девиз нового направления в том, что художник должен позабыть своё " Я", похоронить рукотворчество и не подписываться под ним. В приведённом выше, как бы и не под чем, разве что под пустотой?Скотч, картон, упаковочные материалы, помоечный хлам - искусство потеряло смысл, оно не нужно ни автору, ни зрителю, а рынок диктует свои законы. Как ни странно, но нули к ценам на подобную "пустоту" растут на глазах.
Жаль, коллекционеров, деньги выброшены на ветер, жизнь нового актуального искусства, предопределёно хрупкостью упаковки. Это "дорогое искусство для бедных" как две капли воды напоминает пролетарское искусство начала ХХ века.
Видимо всё новое, воистину позабытое старое, в 1912 году главный идеолог творческого объединения "Союза молодёжи" Сергей Городецкий, писал: " Красота наконец-то демократизируется и красивое становится не красивым, а иногда даже уродливым, что вполне возможно только при полном обновлении дряблой, пошлой современной души. Никогда форма не стояла так далеко от содержания, как в наши дни! Так смотрите пристальнее на "Ослиный хвост", боготворите новаторов в поэзии, живописи и музыке, и тогда вам будет дана возможность жить".
Желание прокричать всему миру по возможности грубо, примитивно, максимально ясно, и не красиво, стало свойственно русской натуре с определённых времён. Уже в "Бесах", Достоевский пророчески указывает заграничный адрес большевизма, с его максимализмом, нетерпимостью и бомбизмом. Ну а творец, он же зеркало времени! Вот и сегодня, художник, проделав какой-то немыслимый кульбют,вернулся к манифестам Городецкого.
Совсем недавно мне на глаза попалась статья, где один из создателей нового искусства, пишет, "что он рождён для выяснения личных отношений с культурой". Он говорит, что: " Во мне ещё живо, то остаточное состояние советского времени, что зовётся симпатией к пролетарскому искусству. Меня волнуют бедные простые жители, их мироощущение. Они ведь могут довольствоваться только картинкой из журнала "Огонёк".В конце, художник как бы, между прочим, уточняет, что его инсталляции из мусора, стоят очень дорого и простой рабочий с его зарплатой вряд ли может купить их. ( От этих слов за версту несёт цинизмом и большевистской прямотой).
Расскажу для забавы анекдот из жизни: в Лондоне, в Музее современного искусства "Тейт Бритен", уборщица, подметая зал, выбросила полиэтиленовый мешок с отходами. Оказалось, что его содержимое, было произведением художника Густава Метценгера. Окурки, обрывки газет, бутылки из-под пива и прочий мусор в мешке, составлял неотъемлемую часть композиции, и были, как бы нарочно брошены в зале. Гениальногозамысла уборщица не поняла, дирекция обнаружила пропажу и в панике кинулась искать мешок. В результате нашли, дырки заклеили, наполнили недостающим мусором, а сам Густав Метценгер покрепче привязал мешок к ножке стула, на который посадили охранника с телефоном... Можно надеяться, что теперь ни у кого не возникнет желания спутать произведение искусства с мусором и выбросить его на помойку.
* * *
Вслед за Фёдором Михайловичем, мы не воскликнем сегодня: "Красота спасёт мир!", наивность Достоевского умиляет. Наступили времена спасать саму Красоту.
В слово КРАСОТА вложен не только философский смысл, веками складывались объективные оценки (объекты) Красоты. Все мы знаем, что дети лет до пяти замечательно умеют рисовать и к тому же отличать красивое от уродливого. Своим не испорченным вкусом, интуитивно, отделяют правду ото лжи, а по мере взросления и, как говорилось в СССР " под натиском окружающей среды", теряют свой природный иммунитет. Более того, я почти уверена, что при рождении каждый человек наделен талантом, чувствовать Красоту. Современный посетитель музеев запутался, ему вдалбливают новые формулы, вот почему человеку трудно, определить, что совершенней: Беллини, Рафаэль, греческая статуя или современные инсталляции. Наносной вкус и мода всё равно не могут убить в нас истинную селекцию: мы безошибочно отличим красивого человека от урода или прекрасный пейзаж от бетонного пригорода.
Известный факт - большинство людей, совершенно лишено какого-либо желания, развивать свой вкус. Современное строительство, безликие города, дешевая одежда, литература, рассчитанная на среднего обывателя, "мыльные оперы" и прочее -- всё это приводит к омещаниванию.
Несмотря на это, я не думаю, что найдется много любителей, как из среды "невоспитанной", так и из "образованной", которые часами бысозерцали инсталляции из унитазов Ильи Кабаковаи помоечный хлама... Статистика, говорит о другом - любовь и симпатии тянут людской поток к вечным ценностям, будь то Лувр, Эрмитаж, Прадо...
Сегодня, я часто слышу, что нужно играть в искусстве, относиться к этому как к лёгкой забаве. Эта игра в Искусство приравнена сегодня к некоей форме новаторства. Я бы сказала, что это достаточно опасные ИГРЫ, можно так заиграться, что потеряешь равновесие, грань, черту... за которой уже царит анархия и хаос, а на смену им приходит пустота и идеология.
Наш апокалиптический ХХ век сломал устоявшиеся взгляды и пристрастия. Столетиями, в основе пластического выражения, литературного и музыкального, конечно же, был наш Творец, Бог и Вера, а Музы Красоты, веками трудились над гармонией божественной и земной красоты. В этом основа и смысл самого Искусства, а Эстетика составляет особую область философии искусства.
Прошедшие полтора века попрали вечные ценности и принесли "оригинальность" коллективного субъективизма, подмену "чистого искусства" на умозрительное его расщепление. В современном безбожном мире, эстетика внеземной Красоты, подменилась Идеологией.
Пусть не покажутся мои рассуждения некоторым читателям абстрактными. Но если копнуть глубже и попытаться вникнуть в суть предмета, то мы сразу поймём, насколько исторически, искусство всегда было связано с политикой.
Растление душначалось с оформления в XIX веке левых идей коммунизма. Все деструктивные силы - большевики, троцкисты, эсеры - были одержимы идеей построения Рая на земле, утопического равенства и счастья. Чтобы всем запудрить мозги, они придумали символы своей Красоты, в чем изрядно преуспели. Зло разрушительной богоборческой пропаганды нашло свое место в соцреализме,которое запакостило мозги не одному поколению на всей планете.
Слова Сартра, что любой "антикоммунист -- это собака", говорят о многом!
В уничтожении и разграблении церквей в СССР, убийствах священников, надругательствах над святыми мощами, кострах из икон, -- не сравнится даже Французская революция и преследования католиков в гитлеровской Германии. Коммунизм со своими замечательными идеями построения "светлого будущего" боролся в ХХ веке не только с врагами ословесенными, но и молчаливыми - с бессловесной Красотой.
Тайных врагов сажали в тюрьмы, расстреливали,ссылали, а явных жгли, взрывали, изымали, а на их месте возникали новые идолы "красоты" из бронзы и бетона. К сожалению, этот " единый порыв", в котором одной рукой разрушалось, другой засевалось и всходило нечто"новое", принес свои плоды.
До сих пор русский человек блуждает в потёмках и то кидается подражать плохому западному искусству, то выдумывает свой двухколёсный велосипед.
Наша развивающаяся цивилизация, как огнедышащий дракон, пожирает всё на своем пути. Мы живем в вечном страхе за завтрашний день, безбожие привело к одиночеству души, а чувства пребывают в ожидание каждодневного апокалипсиса. Нищета духа притупила не только творцов, но и ценителей. Любоваться красотой, нам осталось только в музеях. То, что мы видим в современных галереях, вызывает порой чувства издевательства над зрителем. Новые формы, манифесты и революция в искусстве, начавшаяся в ХХ веке, с такой помпой и восторгом прошествовавшая по планете, стали глохнуть и давать осечки под конец тысячелетия.Художник, изощрившись и выпотрошив себя наизнанку, уже не знает, чтобы ещё придумать, чтобы обратить на себя внимание. Настоящие школы мастерства исчезли, на смену пришла любительщина, беспредельное самовыражение и большая игра в деньги.
Что ждет нас в наступившем тысячелетии, найдутся ли те поводыри Красоты, которые выведут её из лабиринта?
Прогрессивные идеи коммунизма, наконец-то потерпели крах. Но образовавшаяся пустота должна быть чем-то заполнена, Зло, как в фильмах ужасов, ищет другое тело куда поселиться. Фанатический исламизм, воплощение жестокости и зла переняли эстафету у коммунизма. Взрывы башен в Нью-Йорке, метро в Лондоне и Мадриде, война в Чечне и Ираке...Разве не напоминает это красный террор и ГУЛАГ?В своей нетерпимости к другим они как две капли воды схожи с идеологами от КПСС.
Чем объяснить, что при таком фанатически кровавом темпераменте мусульман, в их искусстве, запрещены изображения лиц, зверей, всё сведено к бездушной орнаментальной геометрии?
* * *
У меня не хватает слов и комментариев к тому, что мы видим сегодня не только на ежегодных выставках современного искусства в Париже"ФИАК", но и в музеях современного искусства, выстроенных под размерпроизведений.Пример: Музеи современного искусства в Страсбурге, Барселоне- с пустыми залами, где гулко звучат шаги редких посетителей. Страшно, пусто, жалко потраченных денег за вход, поскорей бы уйти.Грустно сознавать, что мы дошли до такой нищеты Духа и Воображения-этих замечательных качеств Творца в соединении с вдохновением и мастерством, которые создали все Искусство прошлого. Сегодня остаетсятолько демонстрировать голые стены, как свидетельство наших опустошенных душ.
По Красоте было нанесено несколько смертельных ударов.
В ХХ веке родилась так называемая 7-я Муза - муза Кинематографа. С развитием телевидения,кино и фотоаппарата несчастные шесть Муз подверглись огромномуиспытанию на прочность. Возможностьсфотографировать портрет, пейзаж, натюрморт и прочее, привело к кризису реалистической живописи конца XIX века. Документальное кино и телевидение окунули мир в информационное пространство убийств, войн, смакования садизма и порнографии. Начало войны в Ираке, которое мы видели изо дня в день по телевидению, было забавно, безопасно и напоминало олимпийские игры.Не то что, я как деревенская бабка брюзжу, что лучше жить при лучине и ходить в овчине. Я плохой пример, потому как сама не отрываюсь от экранов (телевидения и компьютера), но меня охватывает ужас, от пропасти, в которую всё летит и хочется замедлить шаг, попридержать кого-то, невидимого за полу, сказать "эй, оглянись назад...". Куда там, мы уже в мировой паутине интернета!
Конечно же, все попытки определения Красоты имеют скорее косвенноеотношение к слову "эстетика". Но эти три понятия -- Красота, Эстетика, Искусство - неразделимы.
Для понимания, (охвата) всего нашего прошлого и настоящего, а также выводов, что такое объективно-красивое и как разобраться в путанице и хаосе, в котором пребывает современное искусство, нужно было бы проработать все предметы искусства прошлого, и настоящего и, конечно,представить, что нас ждёт в будущем. Гадать на кофейной гуще мы не будем, но, тем не менее, проба определить Красоту той или иной художественной школы, одного или другого века, страны, отдельного композитора, художника, архитектора,несомненно, могут показать нам отвлеченно-точные определения и рамки эволюции Красоты.
"Каждый атом существующего содержит в себе элементы красоты" -- так говорил Флобер. ВXIX веке эстетика и её суть целиком входят в жизнь художника. Природа прекрасна вся целиком, без исключения и без оговорок. Научиться ее смотреть и выбирать должен художник:
"Отношение красоты искусства в эстетическом отношении ниже красоты действительности", что ещё можно добавить к этому определению Эмиля Золя. Это как манифест, как призыв, как приказ художнику, что,мол, зачем, ещё возвышаться, даже грязь и мрак прекрасней всякой русской иконы, мозаики или старой живописи.
Эмиль Золя и его друзья французские натуралисты заявили:"безразличие к сюжету -- вот основа реализма!"
В этой фразе кроется многое, для понимания всего последующего. В России этот девиз был подхвачен передвижниками -- Шишкин, Клевер, Левитан, Верещагин...Прошло немного времени и идеологию правды жизни, сменили революционеры от искусства.
Уход в описательный, бытовой реализм, привёл к разрыву искусства с религией, а это всегда было сопряжено с кризисом и дефицитом самой Красоты. К сожалению, это случилось во Франции, а потом перекинулось и на Россию. Обрубив корни своей религиозности, художник впал в панику, заметался, да так до сих пор и не обрёл смысла своего предназначения.А кажется, чего проще, понять, что смысл этот, коренится в эмоционально-идеалистическом значении и восприятии Красоты. Как легко разрушить гармонию и как трудно её воссоздать!
Современный художник, которому удаётся, промедлитьсвой жизненный путь и оглянуться назад ради настоящего художественного впечатления, всегда окажется вознагражденным. Он сумеет впитать прошлое и вдохновиться на новый подвиг. Пусть его творчество некоторым современникам покажется устаревшим и не модным, не важно. Но зато он не будет метаться в поисках "игры и моды", пройдёт время и он обретёт себя.
Вернувшись к началу моих размышлений о растлении современной Красоты, не могу не обратиться к истории двухтысячелетней давности.
Возникновение христианства, конечно же, привело к уничтожению многих памятников старого языческого мастерства, к гибели храмов, искусства целой цивилизации. И, тем не менее, оно не только не внесло разложения в жизнь Эстетики Красоты, но очень рано вдохнуло в него совсем другое дыхание.
Новая вера родила новое искусство! С IX века после Р.Х., когда возникает Святая София, начинается одно из самых замечательных и блестящих столетий архитектуры, мозаики, живописи, идущее вплоть до построения собора святого Петра в Риме.
На рубеже Возрождения художники стали опять вспоминать и заглядываться на создания греческого зодчества с их эталоном и мерой Красоты. Художник как бы вновь идет на выучку к предкам, к так надолго забытым творцам.
Джотто, Фра Анжелико, Перуджино, Филиппо Липпи, Ботичелли, итальянцы фламандцы, немцы, французы той эпохи опять достигают высшего совершенства. Искусство и Вера как никогда слились воедино. Примером такого шедевра можно считать поэзию Данте. Но, большое НО! Пожалуй, этот период восторга и волнения души, чистоты и красоты форм, стал пикомпрекрасного и началом конца совершенства. Именно в эпоху Возрождения искусство начинает терять целостность и отправляется на поиски "нового смысла" и смысла жизни вообще!
Этот новый смысл красоты (и в результате отказ отнее) реализуется в увлечении красотой действительности,"безразличия к сюжету", о котором говорил Эмиль Золя.
Следующий этап поиска, а может быть, и совпадение, -- возникновение уже в XIX веке фотографии.Да простят меня любители фотографии! Как мы знаем, фотография не есть как бы "рукотворное искусство", в создании которого задействовано, по словам Достоевского"высшее возбуждение жизненной энергии". Это скорее мгновенная вспышка, кадр, отпечаток, слепок жизни. А эстетика художника всегда была высшим возбуждением и напряжением духовных сил - волнение, восторг, вдохновение! Психология настоящего творчества, как у создателя, так и у зрителя сводится в результате к сильнейшему наслаждению, концентрации духовных сил, и возвышению над самим собой. Некое "бельканто" или стояние на пуантах!
Фотоаппарат или кинокамера (как вспомогательный инструмент) не могут заменить в Творце ни душу, ни волнение, ни краску, ни кисть, ни перо писателя, ни сильное умственно-эмоциональное возбуждение.
По литературе в прошлом веке, тоже был нанесён сильнейший удар в виде миллионных тиражей " комиксов", где читать практически не надо, всё объяснено в клеймах. "Жизнь замечательных людей" и" Война и мир" пылятся на полках и сданы в утильсырьё. Задача для изучения классиков облегчена до придела.
Впрочем, не сейчас возникла идея книжки-картинки, она стара как мир. Ведь все старинные примитивы, иконы с клеймами так и писались. Жития, библейские и евангельские сюжеты были некими "комиксами", рассказамидля людей не грамотных, которым не могли прочитать ни Ветхий Завет, ни Евангелие, ни жития святых... Наши дети подверглись испытанию наоборот, в них убивают книголюбов и воссоздают примитивный малограмотный класс.
Во Франции, в столице комиксов Ангулеме, где проходит ежегодный фестиваль мирового комикса, в 2005 г. был побит рекорд всех тиражей, названий и посещений за последние 5 лет.
* * *
В России роковой удар в спину искусства, был нанесён в ХХ векесоцреализмом. Об этом я говорила вначале. Чтобы не быть голословной, проведу странную параллель междупродукцией соцреализма и поделками первобытного творчества и групповой "песней-пляской вокруг костра".
Большевики за 80 лет СССР приучили к "своему" плакату, убранству, одежде, военно-патриотическимзаклинаниям в поэзии,ритмам и словам партийной песне, гимнам, символам культовости вечного праздника жизни и труда, поклонению идолам Ленин, Сталин, Мао... остались Кастро и Ким Чин-Ир. Насколько шаманский ритм заклинаний первобытного человека воздействовал на психику и вводил в экстаз, настолько искусство соцреализма,склеенное из символики рабочей, военной песни и прочего, вводил массы в экстаз и увлечение ИГРОЙ. Советский народ объединялся вокруг этих игрищ, ценности духовные были попраны, зато Игра в искусство была в полном расцвете!
В девятнадцатом веке немецкий философ Фридрих Бюхнер говорил, что "песня-пляска" выработалась из самой работы и у работы заимствовала свой ритм. Точно так же, как и шаманская, и обрядовая перед началом охоты, войны, рыбной ловли, сельскохозяйственных работ. По словам Ницше, "ничего нет более полезного, чем ритм, для первобытного человека", потому что "без ритма человек был ничто, а с ритмом он становится почти богом".
Осмелюсь совершить экскурс в историю и напомнить омаршевых песнях нацистской Германии, так схожих с патриотическими,бодрящими мелодиями СССР. А уж если говорить о том Зле, которое пришло к нам на смену, то достаточно посмотреть на демонстрации шиитов в Иране.
Кстати у первобытных людей апофеозом ритма заклинаний, слов и голосов была именно праздничная музыка. В праздничном обряде, как в фокусе, сосредоточивается все примитивное искусство, а в шаманском экстазе, как мы знаем, возникает иллюзорная гипнотическая видимость- слияние в едином порыве -создателей, исполнителей и зрителей. Вспомним наше недавнее прошлое, психология советского человека ведь тоже сводилась кподпитке и промывке мозгов. Народ жил "зарубками", от праздника до праздника, а композиторы пекли на заказ новые, гениальные "обрядовые" песни и пляски к Октябрьским, 8 марта, 1 мая...
Размышляя об эстетике настоящего, трудно представить себе, что нас ждёт в будущем.
Кант, рассуждая о Красоте, ввел в это понятие слово "возвышенное". Он признал, что разум наш, который мыслит и созерцает, устроен так, что заставляет человека и дает ему возможностьвозвыситься над страхом. Современный человек опустошён и подавлен, его Воля растворена в каком то механизме манипуляций и, как мне кажется, находится в коматозном состоянии. А ведь именно Воля в значительной мере служит неким мотором для человека.Философская личность, всегда стремиться к осмыслению. И не дай Бог зажмурить ему глаза. Гений -- к овладению идеи в форме, и, конечно, как следующий этап -- это приход к осознанию Духа, Бога и Веры.
Моё убеждение, что если человечество не придет к этому осознанию, то и Красота Будущего не будет нами обретена.
P.S.
В пост коммунистической России,наконец, открылась возможность творить не за шкаф. Казалось вот - вот и наступит "весна священная". Но этого не произошло. Образно выражаясь - нива за 80 лет, поросла диким бурьяном, который дал глубокие и прочные корни, требуется прополка, а может быть этому полю необходим отдых от лысенковских экспериментов.
Закончу свой текст словами одного из последних создателей и ценителей настоящей Красоты, замечательного французского художника, польского происхождения Балтюса.
Он прожил почти век, скончался в 2001 году во Франции. Не так давно в Венеции проходила его большая посмертная выставка. Он был живописец, иллюстратор, поэт. Более того, он был философ. В одном из его предсмертных эссе я прочитали такие слова: " ...Достоевский говорил, что красота спасёт мир, а я пытаюсь спасти исчезнувшую красоту ..."