Кривошеина Ксения Игоревна
"Пути Господни"

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 30/03/2013.
  • © Copyright Кривошеина Ксения Игоревна (delaroulede-marie@yahoo.com)
  • Обновлено: 05/11/2012. 19k. Статистика.
  • Статья: Мемуары
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В издательстве "САТИСЪ" в СПб вышла книга "ПУТИ ГОСПОДНИ"


  •    "Пути Господни": книга о поиске веры
       Издательство "САТИС"
      
       Как русским эмигрантам удалось сберечь веру, а советским людям к вере вернуться, как не разочароваться неофитам рассказывает художник и публицист Ксения КРИВОШЕИНА в книге ярких человеческих историй "Пути Господни", вышедшей в издательстве "САТИСЪ". Слово автору:

    Как русскому человеку, отделить зерна от плевел, избавиться от всепроникающей лжи и обрести то, что было изничтожено: вернуться к самобытности общественного уклада России.

    На протяжении долгих десятилетий истерзанная страна, изуродованные жизни, не могли предполагать, что однажды случится чудо и молитвой о нас грешных, убиенных святых Новомучеников, Россия очнется от страшного сна.

    В тяжелые годы тьмы и гнета, многодесятилетний узник Гулага замечательный историк церкви Сергей Фудель написал: "Мы очень многого не знаем. Ясно нам только одно: ночь истории подошла к концу. Может быть, вся задача нашего уходящего поколения в том и есть. Чтобы передать молодым христианам это чувство рассвета, чувство приближения сроков".

    Не ведали в массе своей советские люди и об истории Церкви, о лагерях смерти устроенных в монастырях, о расстрелах священников, о том сколько сотен тысяч вынужденно покинуло родину и оказались эмигрантами, как они жили на чужбине, хранили веру Христову, строили храмы, издавали книги, сколько русских полегло в братоубийственной войне 1919-21 гг., и как уже на своей второй родине в Европе во время Второй мировой войны те же русские становились в ряды Сопротивления....

    Блуждал человек в царстве Тьмы и вдруг увидел Свет, который ощущал интуитивно, но понять его природу не мог. А потому еще и сегодня, состояние нашей воцерковленности, нашего молодого христианства больше всего напоминает времена первохристианские: с теми же сомнениями, искушениями, жаждой чудес, со стремлением стяжания Духа Святого и радости богообщения. Но как трудно все это вместить в себя, как тяжело душе выхолощенной и хладной прикоснуться к слову Евангельскому, когда на поверхности столько соблазнов. Как укрепить сердце и чем наполнить душу?

    Книга эта о поиске веры и разных путях, по которым каждый человек идет к ней, не зависимо от своего воспитания и интеллекта. Конечно, самое замечательное, когда ты получаешь церковь и молитву с младенческого крещения, с молоком матери. Но этого счастья были лишены миллионы советских людей. Только сейчас вера, очень робко и неуверенно, с большими искушениями и соблазнами, начинает прививаться на Руси. С окончанием станы Советов, закончилась вера в КПСС, в построение "светлого будущего", в миф "рая на земле" и многое другое, что было выстроено в головах русских людей на протяжении 75 лет и что заменило истинную Церковь в каждом человеке. Все мы помним, как в 1990-е годы народ массами кинулся в храмы - креститься, венчаться, исповедоваться и рукополагаться....Многие думали, что быстрая замена одной веры на другую, равна смене квартиры или смене одних "корочек" на другие. Но вышло совсем иначе, очень быстро многие разочаровались, стали роптать, приспосабливать свое представление о Боге и храме к неофитскому восприятию. Пути Господни оказались труднее и длиннее.
      
       http://www.nsad.ru/articles/puti-gospodni-kniga-o-poiske-very
      
       Рассечь границы времени
       Парижский художник и публицист Ксения Игоревна Кривошеина принимает самое активное участие в подготовке к печати духовного наследия архиепископа Василия (Кривошеина), много публикуется во французских и российских СМИ. Недавно в Санкт-Петербурге - родном городе Ксении, в издательстве "Сатис" была издана книга её воспоминаний "Пути Господни". О самой книге и о том, что побудило её взяться за перо, Ксения Игоревна поведала читателям портала Православие.Ru.
       Полжизни мне довелось прожить в России и полжизни - во Франции, и вот, как говорил святитель Иоанн Златоуст, "пришла пора сокрушиться своим сердцем, исчислить время твоей жизни, и сказать самому себе: дни бегут и проходят; годы оканчиваются; много пути нашего мы уже совершили; а что мы сделали доброго?"
       Поэтому и я решилась поделиться своими наблюдениями, вспомнить кое-что из детства, рассказать о том, как жили наши родители, что им удалось сберечь вопреки всему и передать уже в эмиграции детям и внукам... Кто были эти люди? И почему они всю жизнь, несмотря ни на что верили в возвращение на родину и в будущее России?
       Мне хотелось, преодолевая время, пересечь реальные и виртуальные границы прошлого, настоящего и заглянуть в будущее.
       После пережитой клинической смерти у меня появилось как бы еще одно подтверждение, что помимо нашей физической оболочки есть и бестелесная душа. Я поняла, что человеку необходимо совершенствовать свою душу и ухаживать за ней как за садом. Какими прекрасными цветами и деревьями мы засадим свою душу - сад, так и будем жить, только от нас зависит, станет ли он Раем или адом.
       Причины, следствия и последствия нашей жизни нам не всегда понятны. Считается, что мы формируемся рано, а в первые годы жизни фундаментальную роль в нашем самосознании играют родители. Можно ли обрести полноту личности посредством обрубания семейных корней, традиций или забытья? Что может наполнить нашу душу и сердце? Как сохранить добро и тепло? Что есть вера в Бога и как пронести её через все искушения и не потерять? Советы давать легко, но каждый находит для себя свой путь....
       Известно, что путешествия - хороший рецепт борьбы с одиночеством, подпитка души, общение с миром и взросление; есть в передвижении умиротворение, а любопытство служит надежным мотором для молодости и свойственной ей жажде познания. Наши предки отправлялись в кругосветные путешествия на несколько лет, тогда не было самолётов, и знакомство с миром затягивалось. И, наверное, эта неспешность имела смысл, - молодой человек возвращался домой возмужавшим. Сегодня мы совершаем как бы набеги на памятники, не всегда можем замедлить свой шаг, вникнуть, дослушать и досмотреть до конца... так же, как не хотим вглядеться в прошлое, обращение к которому   тоже может быть очень увлекательным путешествием и познанием времён.
       У святителя Августина есть прекрасное объяснение времени. Время, говорит он, лишь длительность, у которой есть прошлое, настоящее и будущее. Прошлое уже было - его нет; будущее будет, и его нет, а что же есть? Есть настоящее, но и его почти нет, оно - точка соприкосновения между прошлым и будущим, в которой будущее постоянно переходит в прошлое. Святого Августина называют первооткрывателем времени. С невероятной глубиной вглядывается Отец Церкви в тайну того, что уже было, чего еще нет, и что в настоящем своем неуловимо. Человек неразрывно связан со временем, живет во времени, во времени раскрывается его историчность, а в историчности - богообразность в своей неповторимости.

    * * *

       Я родилась в известной актёрской семье, - мой дед знаменитый оперный певец Иван Ершов, был самородок, выходец из бедной казачьей семьи, и в его душе навсегда, несмотря на театральную карьеру, сохранилась вера в Бога. Я говорю об этом так, потому что, профессия актёра-лицедея чаще всего вытесняет из души трепет и восторг перед Храмом Божиим. Актёру (но думаю, что не художнику и поэту) очень трудно оставаться самим собой, сохранить интимность своего "Я" и познание себя в нетронутом виде.
       У каждого из нас свой путь к вере. Много примеров того, как человек, "случайно" зайдя в храм, вдруг осеняется прозрением и постигает все враз. Конечно, самое прекрасное, когда ты получаешь церковь и молитву с самого крещения, с молоком матери, но этого счастья были лишены миллионы советских людей, и только сейчас русский человек начинает возвращаться к Богу и в храм. Ярче и глубже всего вера проявляется во время катаклизмов и войн. И конечно, за утешением в церковь приходят люди, помеченные болезнями и несчастьями. Другое дело, когда они получают "вымоленное" - остаются ли они в Церкви, благодарят ли Бога?
       Вот уже более тридцати лет, как я живу в Париже и приезжаю в свой любимый Питер все реже, - семья и работа связывают нас и диктуют свои законы и правила, - но каждый раз, когда я бываю в городе своего детства и юности, я прихожу к гранитному дому номер 4 на Гороховой улице. На его сером фасаде висит большая мемориальная доска, на которой золотом выписано: здесь "...жил знаменитый оперный певец Иван Васильевич Ершов". Рядом - другие мемориальные доски, громкие имена, прославленные люди, - в разное время все они проживали в этом доме.
       Я родилась в квартире, расположенной на предпоследнем, пятом, этаже. Она занимала пространство всего периметра дома. Вся анфилада комнат соединялась огромным коридором, по которому я совершила первые шаги, а чуть позже каталась на деревянном желтом велосипеде, пряталась в шкафы и чуланчики. У меня с детства сохранилось ощущение таинственности нашей огромной и во многом "сказочной" квартиры. Все комнаты и коридор были увешаны сценическими фотографиями деда и бабушки, полотнами самого деда, рисунками и картинами Кустодиева и Репина, с дарственными надписями, эскизами костюмов Бенуа к вагнеровским циклам. В нашей квартире было два рояля и с детства завораживавший меня инструмент фисгармония, нотные шкафы до потолка, книжные полки, - и всегда много, много живых цветов. Это букеты от поклонников. Здесь же, на кушетках и креслах валялись шкуры, мечи и щиты Зигфрида, гусли Садко, многочисленные гримерные ящики и масса зеркал самых разных форм и размеров. Атмосфера была пропитана творческими деяниями деда и бабушки, воздух вдохновения десятилетиями питал не только меня и моих родителей, но и многих друзей, соратников и учеников.
       Известно, что актёрство разрушает личность, а "многоликий Янус" превращает человека в "вечного лицедея". Чаще всего Театр вытесняет из души трепет и восторг перед Храмом Божиим. Актёру очень трудно оставаться самим собой, ему не хватает зрителей и вечного любования. Всё это, - скорее всего гордыня и никакого отношения к Церкви не имеет. Недаром в Средние века актёров хоронили за кладбищенской оградой. В силу того, что я сама родилась в актёрско-художественной семье, так строго судить не могу. Могу лишь свидетельствовать, что страх Божий и склонность к самопознанию оставались у моего деда всю жизнь. Он был самым знаменитым исполнителем партии Гришки Кутерьмы, в опере Римского-Корсакова "Град Китеж". Его образ Гришки, разбойника, вероотступника и предателя, был сыгран так, как мог бы сыграть только глубоко верующий человек.
       А ещё у меня была нянюшка. Она досталась мне "по наследству" от папы, которого она вынянчила. Сейчас уже таких нянь нет, этот "класс" вымер, а были они особыми женщинами. Ее звали Елена Михайловна Субботина, ее родная сестра Дуня (которую все звали Дуду) одевала мою бабушку для сцены и заведовала ее театральным гардеробом. Обе сестры приехали из новгородской деревни Крестцы на заработки в Петербург в 1909 году. Крестцы славились вышивкой, которая так и называлась "крестецкой строчкой". Дуду и моя нянечка Елена были мастерицами в "строчке", - до сих пор в Париже у меня сохраняется скатерть ее рукоделия. Набожность и церковность няни сыграли большую роль в моем воспитании. Помню, как она почти машинально, как бы между делом, молилась. У нее были молитвы на всякий случай, каждое утро - "Отче наш", на ночь - "Вечернее благодарение"... Только сейчас я начинаю осознавать, какое значение в моем воспитании сыграла эта малограмотная, но кроткая и смиренная старушка. Она научила меня прощать и молиться за обидевших нас. Доброта и покой нянюшки сыграли в моей жизни огромную роль.

    * * *

       Бог велик, и он послал мне встретиться с моим мужем Никитой Кривошеиным. Наверное, ни к чему рассказывать здесь об этой исторической семье, - о ней достаточно много написано, - но в своей книге я не могла обойти стороной историю нашей с Никитой "запланированной" небесами встречи на земле. Когда мы с ним познакомились в Женеве, то слово за слово выяснилось, что в 1913 году мой дед ухаживал за родной тётушкой Никиты, Наталией Алексеевной Мещерской, в Крыму! Нашлись чуть позже и пожелтевшие фотографии... В то же лето 1913 года, как в романе Л.Н. Толстого "Война и Мир", Нине Алексеевне Сергей Прокофьев предлагал руку и сердце. Иван Ершов и Сергей Прокофьев проводили то лето на даче Мещерских, - музицировали, пели, живописали и ухаживали за сестрами.
       Но перенесемся чудесным образом в 1979 год, где в семье Кривошеиных в Париже я погрузилась в мир русской эмиграции, традиций, Церкви, стала преподавать в приходской школе, вести общественно-церковную деятельность (сейчас вместе с Никитой мы - модераторы православного сайта/блога "Поговорим о Православии" "Parlons d'orthodoxie") А главное, передо мной открылся неведомый мир ярких и замечательных людей из первой волны эмиграции - "белых русских". Потом я стала работать в семейных архивах. Это было открытием, настоящий клад! Благодаря тетрадным страницам, газетным вырезкам, письмам, фотографиям я узнала о Сопротивлении, активным участником которого был мой тесть Игорь Александрович Кривошеин. В своей книге "Пути Господни" я привожу рассказ о Вике Оболенской, С.Левицком, Б.Вильде, м.Марии (Скобцовой), о христианском Сопротивлении во время войны в Германии, подпольной организации "Белая роза" и недавно прославленном Синодом РПЦЗ новомученике Александре Шмореле.
       Как русскому человеку отделить зёрна от плевел, избавиться от всепроникающей лжи и обрести то, что было изничтожено: вернуться к самобытности общественного уклада России ? На протяжении долгих десятилетий истерзанная страна и предположить не могла, что однажды случится чудо, и молитвой о нас грешных, убиенных святых Новомучеников, Россия очнётся от страшного сна. В тяжёлые годы тьмы и гнёта многодесятилетний узник Гулага, замечательный историк церкви Сергей Фудель написал: " Мы очень многого не знаем. Ясно нам только одно: ночь истории подошла к концу. Может быть, вся задача нашего уходящего поколения в том и есть. Чтобы передать молодым христианам это чувство рассвета, чувство приближения сроков".

    * * *

       В повествовании о "Путях Господних", я не могла обойти стороной и свои впечатления от паломничеств по святым местам как в России, - особый рассказ о Пюхтицах и Дивеево, - так и о Франции, которая наполнена раннехристианскими святынями.
       Всё чаще, даже в отдалении от больших городов, в католических храмах можно увидеть у алтаря или в пределах, копии русских икон: Рублёвскую Троицу, Богородицу, Спас Нерукотворный. В октябре 2007 года Патриарх Алексий II посетил Францию и преподнёс в подарок кардиналу Вэнт-Труа список иконы Владимирской Богородицы. Патриарх выступил на Парламентской ассамблее Совета Европы, встретился с Президентом Н.Саркози и служил молебен у великой Святыни, Тернового Венца Спасителя в Соборе Парижской Богоматери. Гигантский Собор не мог вместить всех желающих, толпа вылилась на площадь. Своды Нотр-Дам и площадь, на которой были установлены экраны с трансляцией, наполнились православным песнопением. Народ замер, затаил дыхание, кто-то молился, кто-то плакал от переполнявших чувств. Терновый Венец вместе с частицей Креста Господня и Гвоздем были вынесены на алтарь, и молитва православного Предстоятеля, клира, хора и молящихся, впервые за тысячу лет зазвучала в центре Европы!
       О преподобном Серафиме, Саровском Чудотворце, известно далеко за пределами России. Книги о святом, его жития есть на всех европейских языках, в интернете можно найти фильмы о Дивеево. Множество паломников из Франции посетило это святое место. Во Франции есть несколько эмигрантских храмов св. Серафима, с иконой и частицами мощей Преподобного. В Бургундии, после того как несколько монахинь съездили в Дивеево, открылся небольшой женский православный монастырь. Сестры, француженки и англичанки, настолько почитают батюшку Серафима, что у себя в саду воспроизвели келью Преподобного. Это трогает и умиляет до слёз, а саровчане наверняка не догадываются, насколько велика слава и молитва их земляка.
       "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную", - звучало всюду в Дивеево. С этими словами молитвы на устах, монахини приглашают нас к трапезе, на прогулку по канавке, с ней мы начинали день и отходили ко сну. В 1957 году Никита Кривошеин был арестован, почти год одиночки, потом - Дубравлаг. В какой несчётный раз на краю смерти сохранилась семья Кривошеиных молитвами преподобному Чудотворцу Серафиму Саровскому? Через все испытания, аресты, обыски, лагеря, эмиграции и реэмиграции хранится в семье медальон с частицами мощей (власов) Святого Серафима. Прислан этот медальон был Государыней в 1918 году из Тобольска в благодарность за помощь Александра Васильевича Кривошеина (деда Никиты), которую он оказал Государю Императору и его семье.
       P.S. Блуждал человек в царстве Тьмы и вдруг увидел Свет, который ощущал интуитивно, но понять его природу не мог. А потому ещё и сегодня состояние нашей воцерковлённости, нашего молодого христианства больше всего напоминает времена первохристианские: с теми же сомнениями, искушениями, жаждой чудес, со стремлением стяжания Духа Святого и радости богообщения. Но как трудно всё это вместить в себя, как тяжело душе выхолощенной и хладной прикоснуться к слову Евангельскому, когда на поверхности столько соблазнов. Как укрепить сердце и чем наполнить душу?

    Ксения Кривошеина

      

    31 октября 2012 года

      
      
      
      
      
      
       1
      
      
      
      

  • Комментарии: 2, последний от 30/03/2013.
  • © Copyright Кривошеина Ксения Игоревна (delaroulede-marie@yahoo.com)
  • Обновлено: 05/11/2012. 19k. Статистика.
  • Статья: Мемуары
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.