В 2012 годув издательстве "Сатисъ" была издана книга воспоминаний Ксении Кривошеиной "Пути Господни". Мы представляем нашим читателям главу из этой книги.http://www.bogoslov.ru/biblio/text/2903279/index.html и здесь http://www.bogoslov.ru/text/2974363.html
Блуждал человек в царстве Тьмы и вдруг увидел Свет !
Как современному русскому человеку отделить зёрна от плевел, избавиться от всепроникающей лжи и обрести то, что было изничтожено? Вернуться к самобытности общественного уклада России. На протяжении долгих десятилетий истерзанная страна, изуродованные жизни, не могли предполагать, что однажды случится чудо и молитвой о нас грешных, убиенных святых Новомучеников, Россия очнётся от страшного сна. В тяжёлые годы тьмы и гнёта многодесятилетний узник Гулага, замечательный историк церкви Сергей Фудель написал: "Мы очень многого не знаем. Ясно нам только одно: ночь истории подошла к концу. Может быть, вся задача нашего уходящего поколения в том и есть, чтобы передать молодым христианам это чувство рассвета, чувство приближения сроков".
Человек в Советском Союзе был по-своему счастлив, он жил в бессобытийном мире, и эта иллюзия безоблачного счастья была бы идеальной, если бы не состояние постоянного страха, в котором жили советские люди. В эти безбожные десятилетия в сознании человека произошло полное смещение добра и зла, воспевание новых божеств утверждающих истину вне Христа. Жизнь страны: школа, институт, газеты, радио, телевидение, всё было пронизано марксистко-ленинской идеологией. Для Бога, Евангелия, отцов Церкви, богослова, священника -- не было места в советском обществе, их место было в спецхранах, в лагерях и расстрельных подвалах.
Думающая часть страны, сопротивленцы, духовенство интеллигенция, те кто не был посажен, расстрелян, те кто дожил до вегетарианских времён брежневкого застоя --могли почти с ощущением счастья окунуться в состояние относительной своботы. Радость прочитать в "самиздате" тексты о.Павла Флоренского, Соловьёва, Хомякова, сквозь радиозаглушки услышать другие "голоса ", впервые открыть замолчанных и запрещённых поэтов и писателей. Эти ростки пробившиеся вопреки всему в 60-70 годы были глотками истинной свободы. Ведь так была устроена система, что если ты жил "по совести", то чаще всего платил за это своей свободой, а если жил по лжи принимая условия системы, то брал грех на душу и обязан был платить этой власти по всем векселям. Открытая вера в Бога, хождение в храм, проповедь, чтение Евангелия, были делом опасным. Вечные духовные ценности и заповеди Господни были ловко заменены на "краткий курс" превращенный в веру и идолопоклонство вождям.
Безбожная власть всё давила на своём пути. Непродолжительное затишье после 1945 года сменилось массированным наступлением на Церковь и верующих. В 1959 г. ЦК КПСС принимает постановление о необходимости улучшить массово-политическую работу среди трудящихся. Особое значение Хрущёв придавал "научно-атеистической пропаганде". Именно с этого времени начал издаваться журнал "Наука и религия". Священнослужители, монастыри, храмы, приходы, верующие -- всё было поставлено под особо жёсткий контроль. Так что, поколение, которое помнит эти "оттепельные" времена, знает о беспрецедентном давлении и гонениях, которому подверглась Русская Церковь.
Поколение родившееся в 1953 году, после смерти Сталина, выросли в совершенно атеистическом государстве. Ведь вплоть до 1985 года крещения и венчания проходили тайно, приходская жизнь, её живой организм, наполненый молодыми людьми, воскресными школами, катехизацией, паломничествами и всем прочим -- то что теперь возрождается -- было абсолютно немыслимо. Может, и сегодня ещё мало слов разъясняющих, и мы частенько видим обмирщение духовенства и обрядоверие у мирян.
Никто не ждал чуда, но Господь сжалился над нами грешными, и рухнул безбожный строй. Но никто не мог предполагать, что народ, оказавшийся "на свободе", без "краткого курса", без идеи и веры в светлое будущее, бу дет долго бродить в "потёмках".
А тогда, в 90-е годы, отбросив страх, люди массами кинулись в церковь! Ох, как хотелось и верилось, что с наскока, быстро и легко можно перейти из атеиста-коммуниста в верующего православного! Думалось, что стоит только перешагнуть порог церкви и сразу откроются церковные врата и будет некое продолжение "светлого будущего".
Но вот, наконец, мы обрёли свободу вероисповедания, возможность войти в храм, выучить первые слова молитв, зажечь свечу и прикоснуться к святым иконам и мощам... И никто нас за это не преследовал! Много было крещений, но многие ли из нас остались в церкви? Не было тогда ни миссионеров, ни умных наставников, ни тонких психологов. Некому было объяснить задеревеневшему люду, что дорога к храму, тяжела и сопряжена с большой внутренней работой.
За 75 лет советской власти человек потерял представление что же такое Русь, как жили семьи до 1917 года, как они воспитывали своих детей, как традиции и вера передавалась из поколения в поколение, как с детства и юности богослужебная поэзия и литература формировала сердце и душу. Не ведали в массе совей советские люди и об истории Церкви, о лагерях смерти устроенных в Монастырях, о расстрелах священников, о том сколько сотен тысяч вынужденно покинуло родину и оказались эмигрантами, как они жили на чужбине, хранили веру Христову, строили храмы, издавали книги, сколько русских полегло в братоубиственной войне 1919-21гг, и как уже на своей второй родине в Европе во время Второй мировой войны становились в ряды Сопротивления....
Блуждал человек в царстве Тьмы и вдруг увидел Свет, который ощущал интуитивно, но понять его природу не мог. А потому ещё и сегодня, состояние нашей воцерковлённости, нашего молодого христианства больше всего напоминает времена первохристианские: с теми же сомнениями, искушениями, жаждой чудес, со стремлением стяжания Духа Святого и радости богообщения. Но как трудно всё это вместить в себя, как тяжело душе выхолощенной и хладной прикоснуться к слову Евангельскому, когда вокруг столько соблазнов. Как укрепить сердце и чем наполнить душу ?
Ксения Кривошеина (1945) - художник, литератор, общественный деятель. С 1980 г. живет и работает в Париже. Публиковалась (рассказы, эссе, романы) в издательствах "Искусство", "Логос", "Христианская библиотека", "Сатис", а также в журналах "Фома", "Нескучный сад", "Звезда", "Знамя", "Новый журнал", "Нева" и др. Автор сайта "Мать Мария (Скобцова)", где собраны уникальные материалы по Серебряному веку, русской эмиграции, архивные фотографии и документы по Сопротивлению во Франции. В 2004 г. в издательстве "Искусство" выходит альбом-монография "Красота спасающая" о жизни и творчестве матери Марии (Скобцовой). На протяжении многих лет Ксения Кривошеина постоянно работает над наследием архиепископа Василия (Кривошеина). Она - автор-составитель трудов владыки и сборника об Афоне "Письма о горнем и дольнем", а также монографии "Судьба века - Кривошеины". Является одним из руководителей сайта Корсунской епархии Русской Православной Церкви и активным общественным православным деятелем во Франции.