Кривошеина Ксения Игоревна
Литературное Наследие Моего Деда великого оперного певца Ивана Васильевича Ершова

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кривошеина Ксения Игоревна (delaroulede-marie@yahoo.com)
  • Размещен: 12/07/2010, изменен: 12/07/2010. 5k. Статистика.
  • Очерк: Музыка
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ИВАН ЕРШОВ певец и художник был соседом Александра Блока


  •    ИВАН ЕРШОВ: Знаменитый артист и неизвестный художник
      
       " С тех пор как в 1783 году появился Большой каменный театр, а позже Мариинский, в Коломне, ближе к месту службы, все чаще стали селиться люди артистического круга "
      
    Светлана НИКУЛИНА
       http://www.spbvedomosti.ru/print.htm?id=10267781@SV_Articles
       (на фотографии И.Ершов в окружении своих картин)
       В доме Блока на Офицерской улице (ныне Декабристов) тоже жили музыканты и артисты Мариинского театра, преподаватели и профессора Консерватории.  23 сентября 1914 года Александр Блок в письме к матери писал: "Рядом с нами поселился Ершов, сегодня переехал". Речь шла о знаменитом оперном артисте Иване Васильевиче Ершове, поселившемся в квартире N 32.
       Это событие никак не могло пройти мимо поэта, страстно любившего музыку и особенно ценившего творчество Рихарда Вагнера - композитора, чьи произведения вошли в репертуар Мариинского театра во многом благодаря Ершову. Именно он донес до зрителя всю мощь и красоту гениальных произведений немецкого композитора, дал "первое истинно глубокое и художественное толкование великого Вагнера". До переезда артист жил также в Коломне - сначала на Английском проспекте в доме N 23, а потом на Торговой улице (ныне Союза Печатников) в доме N 17. К моменту переезда на Офицерскую Ершов был уже знаменитым певцом, создавшим незабываемые образы Тристана, Логе, Зигфрида, Зигмунда, Гришки Кутерьмы.
       Требовательный к себе и коллегам, Ершов много работал не только над вокальной стороной партии, но и над всем сценическим образом, оттачивая походку, взгляд, каждый жест, для того чтобы образ получился правдивым: "Глаза и руки всего вернее раскрывают чувства. Вот на сцене поет человек, и как красиво поет, то есть "подает звук", а глаза, как стеклянные пуговицы, и руки мертвые, хотя и делает он размашистые жесты, а не веришь".
       В работе над образом Ивану Васильевичу помогала живопись, обращаясь к которой он пытался закрепить черты чем-то заинтересовавшего его человека. Ершов оставил много интересных работ. Большей частью это портреты родных, друзей и знакомых, деревенских мальчишек. Значительное место среди работ артиста занимают автопортреты, написанные в разные годы.
       Отправляясь на все лето в деревню, Иван Васильевич всегда брал с собой краски, кисти и много писал. Без этого отдых ему был не в радость. Как артиста и художника, Ершова особенно интересовало внешнее выражение внутренних переживаний человека. Игорь, сын артиста, ставший известным художником, вспоминал: "Солнечный, яркий день в деревне. Открывается дверь, входит мой отец и ведет за собой какого-то скрюченного человека. Откуда он его взял - неизвестно. Усаживает его. Тот сидит, дремлет, губа отвисла. Отец принимается его писать, а я рисую. Искоса наблюдаю за отцом и вижу: сидит он словно так же, как и тот - и губа отвисла, и взгляд стеклянный, ну точь-в-точь этот пьяница, которого он привел, а сам тяжело дышит и, осторожно прикасаясь к холсту, пишет голову. Он перевоплощался в тех, кого писал: веселое лицо рождало на его лице сияние, нахмуренное - вызывало строгость. Он уверял, что это очень ему помогает".
       Из-за занятости в театре Ершов никогда систематически не обучался живописи и считал себя в этой области дилетантом. Основные навыки рисунка и живописи он получил у художника Яна Францевича Ционглинского, с которым был дружен. Оба они имели схожий кипучий темперамент, в работе были требовательны к себе и другим, оба боготворили искусство. Известны два портрета Ционглинского, написанные Ершовым.
       Именно Ционглинский ввел Ивана Васильевича в дом предпринимателя А. П. Мещерского. В их семье часто устраивались музыкальные вечера, на которых бывали известные писатели, музыканты, артисты. В 1913 году Ершов, навещая Мещерских в Гурзуфе, пишет небольшие портреты писателя Бориса Зайцева, гостившего там, и Натальи Мещерской, старшей дочери Алексея Павловича, которой Иван Васильевич был увлечен.
       Талант Ершова высоко ценили И. Е. Репин и Б. Л. Кустодиев. В 1910 году живописные работы Ершова представили на выставке Товарищества художников. В настоящее время работы Ивана Васильевича хранятся в семье, часть его произведений передана Государственному музею театрального и музыкального искусства в Петербурге и Театральному музею им. А. А. Бахрушина в Москве.
       P. S. Автор благодарит внучку артиста Ксению Игоревну Ершову-Кривошеину за помощь в подготовке публикации.
       Издательский дом "С.-Петербургские ведомости" 2010

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кривошеина Ксения Игоревна (delaroulede-marie@yahoo.com)
  • Обновлено: 12/07/2010. 5k. Статистика.
  • Очерк: Музыка
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.