Кривошеина Ксения Игоревна
Новая жизнь в "Граде Петровом"

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кривошеина Ксения Игоревна (delaroulede-marie@yahoo.com)
  • Обновлено: 20/08/2011. 13k. Статистика.
  • Эссе: Проза
  •  Ваша оценка:


       ОТЦЫ И ВНУКИ - "Дух дышит, где хочет"
       Ксения Кривошеина, Париж
      
       Книгу Ольги Суровегиной посвящённую 30- летию основания радио "Голос Православия",- я прочла на одном дыхании, не отрываясь. За последние два десятилетия много написано об русской эмиграции, уже не сосчитать конференций, монографий, выставок, документальных фильмов посвящённых этой "модной" теме. Но и книги и конференции бывают разные, иногда скучные, порой повторяющие уже давно известные факты, а иногда их перевирающие. Но вот передо мной книга, где каждая страница дышит любовью и знанием дела, её герои, потомки первой волны русской эмиграции, сохранившие церковные традиции и богатство русской культуры, которые долгие десятилетия жили в надежде, что их родина освободится от богоборчества и придёт время, когда они смогут передать накопленное ими духовное богатство своим детям и внукам. Но не всегда выстроенные в нашей голове мечты сбываются так, как могло бы уложиться в логику событий. Франция, эмигранты первой волны, казалось бы их потомки и подхватят эстафету поколений. Да не всё так просто. Их внуки, рождённые во Франции, не всегда знают русский язык, малая часть из них, знает семейную историю, далеко не все уже ходят в православный храм, а когда умирает "последний из столпов", то вся бережно накопленная им библиотека или архив выбрасывается как ненужный хлам на помойку. Как не печально, но такие случаи мне известны. А потому, описанное в книге нечаянное воссоединение уже не молодых эмигрантов из Франции, Германии, Америки, с "внукам" рождёнными в СССР и нашедшими общий язык, культуру, знания, веру и "общий голос" - можно воспринимать как чудо!
       Да, "деды и отцы" эмиграции, стали истинным чернозёмом для нового "русского посева", так обильно взошедшего после падения Советов на бывшем пространстве СССР.
       Многие из основателей "Голоса" уже в мире ином, некоторые ещё вполне бодры, и несмотря на свой преклонный возраст продолжают ездить в Россию. Страницы книги Ольги Суровегиной изобилуют рассказами этих людей, основателями и помощниками "Голоса Православия".
       Мы слышим их голоса, видим их фотографии, рассказы о себе, о семьях, о беге и спасении, о жизнь в нищете и голоде в Париже, Константинополе, Праге, Берлине... выброшенные в эмиграцию, без профессий, а часто без знаний языка, - должны были погибнуть или бесследно раствориться в иной культуре. Но вышло иначе, они выжили, сохранили и приумножили семьи, построили храмы, сохранили язык и традиции. Почти вся эмиграция долгие десятилетия жила, что называется, на чемоданах, в надежде, что Советы скоро отомрут. Но не тут то было, пришлось ждать 75 лет. Почему и для кого эти люди так бережно охраняли своё прошлое? Кому, кроме их самих, да небольшому кругу единомышленников это было нужно? Может быть это был инстинкт самосохранения, в чужой среде? Ответить на эти вопросы трудно, но одно ясно, что ничего не делается без промысла Божьего и дело "отцов" не пропало всуе, сегодня оно живёт и даже говорит голосом " Град Петров" в Санкт-Петербурге.
      
       В 1990 году на первом совместном семинаре "Голоса Православия" и "Град Петров" во Франции в монастыре Бюси-ан - От, отец Борис Бобринский сказал: " Русское рассеяние, массовая эмиграция двадцатых годов явилась, с одной стороны, страшной трагедией, а с другой стороны, и необычайным благословением Божиим, благодаря которому Православие перекочевало с Востока на Запад, укоренилось на Западе, а затем уже стало расти и свидетельствовать, ...Духовные плоды общинной жизни, я думаю, это само церковное сознание, сознание жизненности Православия в современном обществе. Например, у нас есть желание выйти из среды своего "приходского "гетто". Я нарочно употребил это слово, чтобы сказать, что мы не хотим замыкаться в собственное самодовольство и самолюбование. Думаю, что в той степени, в которой развивается евхаристическое духовное сознание, развивается и чувство миссионерской ответственности"
       А вот что сказал отец Борис в 1999 году, практически в год основания "Град Петров":
       " С наступление постсоветской эпохи в России появляются люди, готовые прийти нам на смену и продолжить нашу работу, и здесь хотелось бы напомнить слова святого Иоанна Крестителя о Христе: " Ему должно расти, а мне умоляться" /Иоанн,3-30/.
       Я благодарю Господа за то, что я был причастен к этому миссионерскому делу с самого начала, за то как оно рождалось, росло, зрело, за то, что я вижу живое продолжение нашей парижской организации в студии Санкт-Петербурга, которая создаётся и начинает действовать".
      
       "Голос Православия" созданный в 1979 году на Западе, трудами потомков русской эмиграции с 2000 года стал официально вещать в России уже как бы в новом обличии, а название у него - радио "Град Петров", - у которого действительно счастливая судьба. Ему не пришлось годами трудов и ошибок настраивать свои волны на верное слово и интонацию; с момента рождения оно стало наследником " Голоса Православия", той первой православной радиостанцией вещавшей в течении 20 лет для советских слушателей. Судьбы двух радиостанций, как судьбы русских семей, счастливо воссоединились! Что не часто бывает, преемственность поколений произошла естественно и легко, а "отцы", которые начинали в Париже это, как они сами говорили "безнадёжное дело" - могут только гордиться таким замечательным воплощением их мечты.
       "Дух дышит, где хочет" - но и эфирный дух не ведая препятствий и "границ на замке" вошёл в новое тело и согрел сердца. Несмотря на огромную культурную пропасть в воспитании, истории и политике - эта лакуна оказалась уже преодолимой в самом начале 1989-90 годов. А ведь тогда Россия только начинала оттаивать, сбрасывать оковы и навёрстывать упущенные десятилетия своего "я". В церковном окормлении, Россия тех лет представляла из себя духовную пустыню. Среди людей верующих и деятельных как никогда, была огромная жажда знаний. Эти люди, по большей части молодые, только начинавшие своё воцерковление, без специальной подготовки, без книг, без разъяснений "добрых пастырей" на местах, неожиданно встретились с русскими эмигрантами. Для молодых учредителей будущего "Града Петрова" и основателей православного Братства св.Анастасии Узорешительницы, встреча с "Голосом Православия" стало настоящим "богословским университетом". Оказалось, что эта огромная и единая семья сотрудников и помощников раскинута по всему свету, объединённая общим миссионерским делом, в основании которого были муж и жена Позднеевы из Германии (которые будучи совсем молодыми супругами начинали свою церковную миссию на оккупированных территориях в 1942г. в Псковской миссии ), отец Борис Бобринский из Франции и лютеранский пастор Евгений Фосс, по материнской линии русский, из Швейцарии.
       В книге Ольги Суровегиной часто повторяется слово "чудо". И вправду, не есть ли чудо, что кончилась власть Советов и открылись храмы и приходские школы, из ничего выросли воцерковлённые семьи, открылись курсы катехизации, Богословские институты, семинарии, православные издательства, появилось образованное священство...Не есть ли чудо, что уже в начале 90 годов, в России , стало возможным бесстрашно читать В.Соловьёва, Н, Бердяева, Флоренского, Шаламова, Солженицына и многих других запрещённых писателей, издания которых, довольно скоро из разряда "сам и там издата" стали осуществляться собственными силами, в России. Отпала необходимость, рискуя жизнью, тайком перевозить запрещённую литературу, в списки которой были занесены Библия и Евангелие. В 1990 году "Голос" познакомился с зачатком Братства св. Анастасии, будущими священниками Александром Степановым и Львом Большаковым. Эта встреча позволила более конкретно понять нужды молодого Братства в России, представить конкретную помощь в налаживании будущей радиостанции на берегах Невы. У начинающих с нуля энтузиастов были практически те же трудности, с которыми столкнулся "Голос Православия" в 1979 году. И тогда и сейчас на помощь пришел пастор Фосс. Так же как двадцать лет назад, он сказал Позднеевым, что дело не в деньгах - деньги можно найти, а дело в идее, солидарности и увлечённости делом, а в 1994 году в Санкт-Петербурге, он повторил те же слова будущим основателям "Града Петрова". У молодых энтузиастов не было ни денег, ни радиотехники, ни людей, ни программ, но было огромное желание преодолеть трудности. Позднеевы рассказывали о своём детище: " Прошло несколько лет напряжённой работы, появились люди, помощники, средства и идея религиозного радиовещания, распространения слова Божия оказалась настолько динамичной, что собрала вокруг себя талантливых сотрудников, русских богословов, профессоров и священников со всего мира". Прошло 20 лет и рождение "Града Петрова" повторилось почти также и что удивительно, в основании стояли те же Позднеевы, о.Борис Бобринский, пастор Фосс, Валентин Корельский, о. Владимир Ягелло, Нико Чавчавадзе....Список всех сотрудников "Голоса Православия" невозможно привести здесь целиком. В книге каждому из них дано слово. Интересно и познавательно составлены эти страницы, с рассказами от первого лица дополненные редкими семейными фотографиями.
       Совместная работа начинается в мае 1994 года после подписания договора о сотрудничестве с Братством св. Анастасии, предусматривающего предоставления доступа к программам "Голоса", поиск и закупка недорогих радиостанций и создание местной студии звукозаписи. В декабре 1994 года начинается вещание на волне одной из основных радиостанций Петербурга. Создаётся редакция, которая в то время, своей пуповиной целиком была привязана к Парижу, к студии звукозаписи и обработке текстов, составлению программ, над которыми работали сотрудники "Голоса Православия". В 1999 году студия в Петербурге получает "постоянную прописку" на набережной Лейтенанта Шмидта, в Братстве св.Анастасии Узорешительницы и начинает вещать как официальное радио Санкт-Петербургской митрополии "Град-Петров".
       После распада СССР, только малая часть эмигрантских начинаний, сумели успешно себя перевоплотить или перебазироваться в Россию.
       К ним относятся: Радио " Голос Православия", успешно переродившееся в "Град Петров", организация НТС ( которая выпускает и сейчас журнал "Посев" и "Грани"), журнал "Континент" (основанный в Париже, а теперь выходящий в Москве), радио " Свобода" с русской редакцией в Москве, молодёжная православная организация "Витязей" (Париж), активно действует на пространстве России с корпунктами в Москве и Петербурге, издательство ИМКА-Пресс, которая стала соучредителем издательства "Русский Путь" и Фонда Русское Зарубежье, основанное А.И. Солженицыным.
       В своём коротком тексте, мне хотелось бы назвать всех, кто был причастен к деятельности "Голоса Православия", в самые разные годы. Но это займёт много страниц, а вам дорогие читатели нужно открыть книгу О.Суровегиной и внимательно вчитаться в неё, вглядеться в лица этих людей, проникнуться их служением духу и делу. Многих я знала лично: Кирилл Ельчанинов, светлейшая личность, один из столпов РСХД, Степан Татищев, (он был шафером на нашей свадьбе с Никитой К., а наши семьи связывают долгие и крепкие годы дружбы)
       Валентин Корельский, Нико Чавчавадзе, Ульяна и Михаил Самарины, Анна Татищева, о.Владимир и Варвара Ягелло, о. Борис Бобринский : эти люди ещё живы. Для них, как и для всех основателей "Голоса Православия" как говорит о. Борис: " Россия никогда, не преставала быть нашей Родиной, даже если волею судеб или скорее, Промысла Божьего мы были отброшены за границу, как доброе семя, которое приносит плоды духовные в меру наших сил. Сам "Голос Православия", конечно, является связью с Россией, даже тогда, когда непривычные наши интонации или акценты мешают русскому слушателю. Так сложились наши судьбы, что многие из нас родились или воспитывались за границей.
       После нашего тридцатилетнего торжества "Голоса", я радуюсь, что "Град Петров" унаследовал наши духовные ценности. Я счастлив, что это молодая радиостанция будет вещать в России и дышать одним с нами Духом. Православное радиовещание - это есть голос Божий, который через современную технику проходит через все затворы, через все стены и доходит до сердец людей"
      
       Ольга Суровегина
       "Голос Православия (Voix de l'Orthodoxie)"
       К тридцатилетию со дня основания (1979-2009)
       Санкт-петербург,2009, Град Петров
      
      
      
      
      
      
       1
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кривошеина Ксения Игоревна (delaroulede-marie@yahoo.com)
  • Обновлено: 20/08/2011. 13k. Статистика.
  • Эссе: Проза
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.