| |
Название романа Крюковой совпадает с названием признанного шедевра знаменитого итальянского скульптора ХХ века Джакомо Манцу (1908-1991), которому и посвящен роман, — «Вратами смерти» для собора св. Петра в Риме (10 сцен-рельефов для одной из дверей храма, через которые обычно выходили похоронные процессии). У Манцу два из десяти рельефов изображают убийство Авеля и распятие Христа — эти же два сюжета закольцовывают роман «Врата смерти», также состоящий из рассказов-рельефов. Кроме воплощения темы смерти в эпизодах Священного писания, рассказы (как и рельефы Манцу) воспроизводят смерть в житиях святых и в миру, в реальной, земной жизни... Яркий и рельефный видеоряд, подобный динамике остросюжетного кино, пластичность образов, насыщенный стиль, необычный, музыкальный ритм — вот приметы этой прозы. «Врата смерти» — множеством сюжетных линий, бурной напряженностью эпизодов, яркой живописностью языка, образной насыщенностью фразы – напоминают огромную фреску.Книга вместила многое: первое в истории человечества убийство («Каин и Авель»), жизнь Иисуса в Индии и Тибете, автобиографический рельеф о детстве в Чувашии («Яства детства»), love story новых Тристана и Изольды («Любовь и смерть»), мытарства узника ГУЛАГа на Новой Земле («Прадед Павел»), а еще историю подлинной княгини Васильчиковой и трагедию мнимого Джа-ламы...Роман, преисполненный жесткой и горькой правды, оставляет ощущение праздничной поэзии. Так книга о смерти превращается в книгу о жизни и бессмертии. Важнее религиозного представления о смерти для автора оказывается утверждение уникальности человеческой жизни, торжества духа над бренной плотью. Эта мысль придает роману особое, возвышенное спокойствие. |
Каждой ночью бился в стены
Звал кого-то снилась стая
Зверь впервые так растерян
Зверь впервые умирает
Сжало сердце странной болью
Негде скрыться от удара
Беспощадною рукою
Ночь свободу вырывала
Он смотрел в глаза с тоскою
Замирал борясь с отчаяньем
Я такой же я с тобою
Зверь ответил мне молчаньем
Осип Фуфачев (Бес), группа "Черный дождь", "Зверь"
|