Lib.ru/Современная:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Помощь]
"НАША УЛИЦА"
в отчётах
Материалы мероприятий
журнала писателя Юрия Кувалдина
"Наша улица"
Издательство
Книжный Сад
Москва
2009
ББК 84 Р7
Н 37
Н 37 "Наша улица" в отчётах
"Наша улица" в отчётах / Материалы мероприятий журнала писателя Юрия Кувалдина "Наша улица": сборник. - М.: Издательство "Книжный сад" 2009. - 304 с.
Сборник содержит материалы мероприятий, организованных и проведенных Юрием Кувалдиным за последнее десятилетие под эгидой его журнала "Наша улица", ориентированном на серьезную художественную литературу (интеллектуальную), в котором публикуются прозаические произведения авторов, открытых Юрием Кувалдиным. Юрий Кувалдин один делает свой журнал. "Наша улица" родилась из неприятия тоталитарной "толстой" литературы, из любви Юрия Кувалдина к свободе, к прогулкам по улицам Москвы, из самодвижения жизни в прозе. Поначалу, по инерции Юрий Кувалдин полагал, что должна в журнале быть редколлегия. Скоро же писатель понял, что в деле сокровенном, коим является литература, не нужны семеро с ложками. Нужен лишь один с сошкой. С 1999 года, с момента основания, без перерыва, ежемесячно Юрием Кувалдиным выпущено уже более сотни номеров "Нашей улицы", что является абсолютным рекордом для издателя-одиночки во всей истории литературы. Все материалы данного сборника подготовлены поэтессой Ниной Красновой.
ISBN 5-85676-130-8
ББК 84 Р7
Copyridht Юрий Кувалдин, 2009
ВЕЧЕР ЖУРНАЛА "НАША УЛИЦА"
в библиотеке им. Н.А. Добролюбова, 2001 г.
Надо быть очень храбрым человеком, чтобы создать свой журнал в наше время, когда рынок переполнен печатной продукцией разного рода и когда старые популярные литературные журналы теряют свои тиражи и своих читателей и становятся непопулярными и еле держатся на плаву. Писатель Юрий Кувалдин, основатель издательства "Книжный сад" - не просто храбрый, а суперхрабрый человек, героическая личность, духовный титан, подвижник, генератор сногсшибательных, фантастических идей. В 1999 году он рискнул, в пику всем, выпустить в свет пилотный номер совершенно нового журнала "Наша улица", нового не только по своему названию и внешнему виду, но и по всей своей "строчечной сути" и по всему своему стилю и характеру. Эпиграфом для журнала он взял русскую пословицу "Будет и на нашей улице праздник!" и вынес ее на титульный лист. Мало кто, даже и из его друзей, верил, что журнал выживет в условиях рынка и жесточайшей конкуренции. Многие думали, что на пилотном номере все дело и кончится. Но дело на этом не кончилось. С 2000 года журнал начал выходить и выходит каждый месяц, регулярно, срок в срок, и от номера к номеру становится все интереснее и неожиданнее, радуя, удивляя и нередко ошеломляя и шокируя своих читателей. Журнал выжил, оказался востребованным в книжном мире и занял свое законное место под солнцем, оттеснив всех конкурентов. И на нашу улицу пришел праздник! На днях в библиотеке им. Н.А. Добролюбова состоялся вечер журнала "Наша улица". При полном аншлаге! Зал библиотеки был набит битком, как во времена литературного бума.
Вел вечер сам предводитель "Нашей улицы", главный редактор своего детища Юрий КУВАЛДИН.
Он во всеуслышание сообщил об учреждении ежегодной литературной премии журнала, от 200 до 1200 долларов, по шести номинациям: 1). Роман, повесть. 2). Повесть, рассказ. 3). Рассказ, миниатюра. 4). Драматургия. 5). Очерк, эссе. 6). Стихи. В соискании премии могут участвовать только те авторы, которые являются подписчиками журнала, оформившими подписку в редакции.
"Главное, что я ценю в литературных творениях, это - простоту и свободу изъяснения, искренность, подтекст, художественность, - сказал Юрий Кувалдин. - Причем при отборе материалов для журнала я отдаю предпочтение прозе перед стихами, особенно рассказу. Когда я слышу от автора: "Я написал роман", - я залезаю под стол. Кто пишет романы, тот, как правило, не умеет написать рассказ. И еще я отдаю предпочтение молодым авторам. Маститые и так печатаются где хотят. А если не печатать и не раскручивать молодых, то потом они окажутся старыми. Каждый маститый должен следовать девизу: "Старик, приведи с собой в литературу молодого".
Выступили на вечере и авторы "Нашей улицы". Они читали свои вещи и, естественно, говорили о журнале. Вот что они говорили.
Александр КОНДРАШОВ, актер театра Российской Армии:
"В журнале "Наша улица" сочетается несочетаемое. Там автору можно все, и нет ничего, чего ему нельзя. Главное, чтобы это было талантливо. Слава Богу, что есть такой журнал. Молодец Юрий Кувалдин, что создал его".
Кирилл КОВАЛЬДЖИ, поэт, прозаик, главный редактор изд. "Московский рабочий":
"Я - болельщик Юрия Кувалдина и журнала "Наша улица". Мы все удивляемся энергии, целеустремленности и благородству стремлений Юрия Кувалдина. Он делает героическое дело. Это ему в русской литературе зачтется".
Галина КОРНИЛОВА, писательница, главный редактор журнала "Мир Паустовского":
"Появление этого журнала - вещь глубоко знаменательная. Кувалдин выпустил журнал в тот момент, когда окостенели и устарели многие формы нашей жизни, а также и формы старых, некогда популярных журналов. Журналы эти работают по устаревшим, стандартным образцам, в очень узких рамках и втискивают в эти рамки стандартные, пережеванные, никому, за редким исключением, неинтересные произведения. Они банальны и очень трудно читаются. Они не поспевают за жизнью.
Как сумел Кувалдин почувствовать, что надо вырваться и прорваться через все рамки и выйти к читателям с совершенно новыми формами произведений, в которых отражаются новые формы жизни? Это удивительно! И как он сумел найти столько новых интересных произведений и столько новых талантливых авторов для журнала? Где он их берет?
Интересен и сам чисто внешний облик журнала. Журнал компактен, легок и в то же время наполнен, его удобно и приятно держать в руках, листать, рассматривать. В нем много картинок. Саша Трифонов - очень интересный живописец - оказался и талантливым художественным оформителем журнала.
Как прекрасно, что есть журнал, где печатаются свободно написанные произведения свободных людей. Вот, например, Нина Краснова. В своем романе "Дунька в Европе" она что хочет, то и говорит, нараспашку, с полной откровенностью. И это черта почти всех произведений "Нашей улицы". Мы все говорим то, что думаем, совершенно свободно и совершенно открыто".
Нина КРАСНОВА, поэтесса:
"В 9-м номере журнала "Наша улица", под рубрикой "Любителям русской классической поэзии", напечатана песня на стихи Алексея Фатьянова "Когда весна придет, не знаю". Эта песня стала для меня гимном "Нашей улицы", выражающим мое отношение к этому журналу:
На свете много улиц славных,
Но не сменяю адрес я.
В моей судьбе ты стала главной,
Родная улица моя!
Мне кажется, под этими словами подпишутся все авторы "Нашей улицы", для которых, как и для меня, этот журнал стал главным в судьбе.
В самом первом - пилотном - номере "Нашей улицы" в 1999 году была напечатана большая подборка моих стихов, самая большая за всю мою жизнь. А в 2000 году во всех 12-ти номерах был напечатан мой роман-дневник "Дунька в Европе", который лежал у меня в столе целых 11 лет и был вроде как никому не нужен. И вдруг он по своему стилю подошел к журналу "Наша улица". Юрий Кувалдин говорил здесь, что когда кто-то из авторов говорит ему: "Я написал роман...", - он залезает, прячется от этого автора под лавку. Но когда я сказала ему, что у меня есть роман, большой, он не полез под лавку, а сказал: "Покажи мне его". Я показала. И он без всякой волокиты напечатал его, эту мою махину в тыщу с лишним страниц, на которую даже страшно смотреть. Публикация моих стихов и моего романа в журнале "Наша улица" - это для меня не только событие года, но и событие всей моей жизни, и это - мой звездный час, растянутый во времени. Евгений Бачурин сказал в одной своей прекрасной песне: "Я пропустил свой звездный час - придет другой". Но если ты пропустил его, то он может уже никогда и не прийти. Я много раз в жизни пропускала свой звездный час. Но вот теперь он наступил для меня благодаря Юрию Кувалдину. И я желаю того же самого всем авторам "Нашей улицы"! В том числе и нашему великолепному полководцу Юрию Кувалдину, предводителю "Нашей улицы", за которым можно идти в огонь и в воду!"
Игорь ШТОКМАН, критик, прозаик:
"Я критик, который 30 лет занимался критикой. А потом благодаря Юрию Кувалдину стал писать прозу. Он сказал мне: "Пиши прозу". И я стал писать прозу. И он напечатал в своем журнале девять моих рассказов.
Журнал "Наша улица" прошел исторический путь. Я помню первый вечер журнала в ноябре 1999 года, недалеко от Елоховского собора, в Зверевском центре, в художественной галерее. Я помню, как Юрий Кувалдин смеялся, слушая миниатюры Жени Лесина. Он смеялся до слез, хотя уже знал и не один раз читал то, с чем выступал Женя Лесин, и напечатал его в своем пилотном номере. Он любит авторов, которых печатает, которые у него печатаются.
Что мне кажется главным в журнале "Наша улица", это принципиально новый подход к авторам и читателям. Россия - страна большая, очень большая. В ней много талантов, очень много. Но многие живут не в Москве и не в Санкт-Петербурге, а в каком-нибудь маленьком городке, в каком-нибудь маленьком поселке, в какой-нибудь провинции. И все, что они пишут, заранее обречено, все это ляжет в стол и умрет, даже если это интересные сочинения, заслуживающие внимания читателей. И идея Юрия Кувалдина - создать журнал именно для таких авторов, не для членов Союза писателей, не для Секретариата, не для раскрученных обладателей премий... Это была совершенно гениальная идея, хотя она лежала на поверхности (но это часто так бывает, что гениальное лежит на поверхности). И он создал свой журнал "Наша улица". Тираж 10 тысяч экземпляров. Он доходит аж до Магадана. Многих раздражает этот журнал, своей непривычностью. Но так и должно быть. Главная особенность этого журнала - искренность, раскованность его авторов, которые писали свои произведения, ничего не боясь, ни на кого не оглядываясь и не думая и не надеясь, что это будет где-то напечатано, и не зная, что возникнет журнал "Наша улица". Литература сейчас находится в периоде стагнации. Журналы, которые некогда были популярными, стали непопулярными. Печатают то, что никому не нужно и неинтересно. И зачем и для чего и для кого они выпускаются, непонятно. Своим журналом Юрий Кувалдин пробил брешь в глухой стене, которая стояла на пути новых талантливых авторов. И двигает литературу вперед.
У журнала есть эпиграф: "Будет и на нашей улице праздник!" Этот праздник пришел. Улица вышла на большую литературную дорогу и заговорила своим языком, языком улицы".
Николай ПЕРЕЯСЛОВ, критик, прозаик, член Секретариата Союза писателей России:
"Я сбежал сюда, на вечер "Нашей улицы", с заседания Секретариата Союза писателей. Там поднимаются не творческие вопросы. А для меня творческие вопросы важнее всех других. Я много писал о журнале "Наша улица". Это неоднозначный, сложный, спорный журнал. Многое там мне не по душе, но зато многое и по душе. Он открыт и для того, что мне по душе, и для противоположного. Там встречаются чистые, светлые, ровные вещи, которые меня радуют. И встречаются другие вещи, которые меня не радуют. Но интересно продираться через не близкие тебе произведения, как через терновник, и выходить на чистую, светлую поляну, где светит солнце и растет клюква. Неоднозначные, неоднородные, неравноценные произведения печатаются в "Нашей улице". Мне хотелось бы, чтобы там печаталось только то, что мне нравится. Но это - наша улица, какая она есть сегодня, и на ней есть всё. И она говорит тем языком, каким говорит наша улица сегодня, то есть неакадемическим языком. И всё это наполняет собой журнал. И если на улице поставить городничего, который стоял бы и прогонял с нее всех, кто говорит не тем языком... тогда это был бы другой журнал, который пошел бы по пути обычных, стандартных, неинтересных журналов. А здесь создается новое. Я критик. Но пишу прозу. В журнале "Наша улица" напечатаны мои рассказы, которые 8-9 лет не могли увидеть свет. Слава Богу, что появился такой журнал... Он будет востребован и уже востребован читателями. Доказательством чему служит этот вечер и этот полный зал читателей. Журнал занял свою нишу, которая пустовала до него, он нужен людям".
Андрей ЯХОНТОВ, писатель драматург:
"Я давно знаю Юрия Кувалдина. Он смелая творческая личность с чертами хорошей авантюрности, без которой нельзя затевать ни одно трудное, стоящее дело, да еще такое, как новый литературный журнал в наше время, когда и старые-то мало кто читает. И я готов поддерживать Юрия Кувалдина в его "авантюрности". И желаю журналу "Наша улица" большого будущего, прекрасных перспектив..."
Александр ЧУТКО, актер театра и кино:
"Я благодарен судьбе за то, что она в 1963 году свела нас с Юрой Кувалдиным в театральной студии, которой руководил Владимир Высоцкий, а потом ею руководил Геннадий Ялович. Я познакомил друг с другом двух моих друзей: Сашу Тимофеевского и Юру Кувалдина. Результатом этого в конце концов стала книга Тимофеевского, изданная Кувалдиным, "Песня скорбных душой"... А теперь - публикации его стихов в журнале "Наша улица"..."
Александр ТИМОФЕЕВСКИЙ, поэт, автор "Песенки крокодила Гены" и т. д.:
"Что мне сказать о Юрии Кувалдине, об этом человеке? Это человек безумных страстей, литературный Дон Жуан, Казанова. Предметы его страсти все время меняются, их не единицы и не десятки, а сотни. Но его нельзя ни к кому ревновать. Речь идет о его страсти к произведениям литературы и искусства. Он был влюблен в поэзию Блажеевского, Еременко, Краско, Ковальджи... в поэзию Ниночки Красновой... Если зачитать его "донжуанский" список, не хватит никакого времени. И это замечательно! Самое замечательное то, что он влюбляется в произведения молодых, никому не известных авторов, которые через 10-15 лет будут делать нашу литературу. Он открыл им дорогу".
Лев АННИНСКИЙ, критик:
"Я стоял у истоков или, можно сказать, у колыбели журнала "Наша улица". 1,5-2 года назад я был главным редактором полуэмигрантского журнала "Время и мы". Но понял, что я смогу справиться с этим делом, только если мне будет помогать особо одаренный человек. Им стал Юрий Кувалдин. Я доверил ему свое дело. И мы стали работать в журнале сообща. И нас с ним обоих сместили оттуда. И тут произошло чудо! Он настолько собрал в себе свою энергию, что не мог удержать ее в себе, и всю эту свою энергию, предназначавшуюся для журнала "Время и мы", устремил в "Нашу улицу" и, к счастью для российской словесности, создал совершенно новый журнал. И таким образом на нашу улицу пришел праздник. Этот праздник поколебал мое мнение о том, что литература умирает. 10 лет назад все решили, что она умирает. Толстые журналы стали худеть... И вдруг... произошло это чудо! Случилось нечто фантастическое! Такое, то есть нечто подобное бывало в истории русского книгопечатания. Были люди, уникально верящие в Слово, верящие, что оно никуда не девается из культуры.
Оно может переходить из одного варианта распространения в другой - из рукописи в книгу, из книги в газету, из газеты в компьютер и опять в книгу, куда угодно, но оно не пропадает. Были люди, верившие в это. Был Павленков, был Сытин... И вот Юрий Кувалдин - неповторимый вариант такого типа. Благодаря таким исключительным людям Россия не погибнет, и российская литература тоже!"
Закончился вечер концертом знаменитого барда Евгения Бачурина и его группы "Юго-запад". Но прежде чем начался концерт, Евгений Бачурин тоже сказал пару ласковых слов в адрес журнала "Наша улица".
Евгений БАЧУРИН, художник, бард, автор песни "Дерева вы мои, дерева" и т. д.:
"Я пришел на этот вечер поддержать Юрия Кувалдина и его журнал, который меня печатает... Я привел с собой свою группу "Юго-запад", в которую входят Анна Ветлугина, Ольга Шевелева, Петр Лелюк... Я давно работаю с этой группой, езжу выступаю с ней по стране. Юрий Кувалдин делает великое дело, которое требует огромных сил и с которым только он и способен справиться. Я бы предложил ввести в физике новую единицу мощности: Кувалдин. Мощность в 1,5 Кувалдина, мощность в 3 Кувалдина и так далее... (Одобрительный смех в зале. Реплики: "Есть термин пятьдесят лошадиных сил! Надо ввести термин пятьдесят кувалдинских сил!..") Да здравствует "Наша улица"! Слава "Нашей улице"!"
"Безумству храбрых поем мы песню!"
Материал подготовила Нина КРАСНОВА
11 февраля 2001 г., Москва
ВЕЧЕР ЖУРНАЛА "НАША УЛИЦА"
В ЦЕНТРАЛЬНОМ ДОМЕ ЛИТЕРАТОРОВ
25 ноября 2004 года
В Малом зале ЦДЛ состоялся вечер, посвященный 5-летию журнала "Наша улица", который уже вошел в историю.
На вечере выступили: основатель и главный редактор журнала "Наша улица" писатель Юрий КУВАЛДИН, поэтесса Нина КРАСНОВА, художник Александр ТРИФОНОВ, писатель, драматург Андрей ЯХОНТОВ, поэт Виктор ШИРОКОВ, поэт Кирилл КОВАЛЬДЖИ, поэт-бард и художник Евгений БАЧУРИН, актер Театра Армии Александр ЧУТКО, молодой прозаик Дмитрий РЫСАКОВ, композитор Виталий ЛОРИНОВ, поэт Сергей КАРАТОВ, прозаики Сергей МИХАЙЛИН-ПЛАВСКИЙ, Владимир СКРЕБИЦКИЙ.
На вечере присутствовали: авторы журнала "Наша улица" Александр ВОЛОБУЕВ, Владимир ГАЛЬПЕРИН, Татьяна ДОБРЫНИНА, Эдуард КЛЫГУЛЬ, Николай КОНОКОТИН, Алексей МИХЕЕВ, Алексей НЕКРАСОВ, Валентина САРЫЧЕВА, Станислав ФУРТА, Людмила ЧУТКО и многие другие, а также захожие поэты Олег ГРИГОРЬЕВ и Александр ФИШМАН, а также сотрудники библиотеки имени А. Платонова, заведующая библиотекой Тамара ЖУРОВА, заведующая читальным залом Вера ДАНИЛЮК и просто читатели, поклонники журнала и его авторов.
Юрий КУВАЛДИН, писатель, основатель и главный редактор журнала "Наша улица":
- Сегодня у нас вечер камерного звучания, без выпивки, как сказали тут наши авторы. Журналу "Наша улица" пять лет. С одной стороны кажется, что это уже достаточно большой возраст. Но с другой стороны - небольшой. Это - смотря с какой стороны смотреть. Я страстный почитатель Мандельштама и автор одной из первых работ об Осипе Эмильевиче "Улица Мандельштама" и могу сказать его стихами: "Промчались дни мои - как бы оленей косящий бег. Срок счастья был короче, чем взмах ресницы". Датировка журнала у нас идет от выхода первого пилотного номера в 1999 году. Но если эту датировку вести от придумки и возникновения самой идеи журнала и от работы над первым номером, то получится, что журналу уже не пять, а почти шесть лет. Я не знаю, придет ли на вечер Лев Александрович Аннинский, - может быть, он придет немного позже. Аннинский послужил как бы предтечей журнала "Наша улица", или первопричиной его создания.
Дело в том, что в Америке 25 лет выходил достаточно интересный, хороший, толстый литературно-художественный журнал "Время и мы". Его редактором был Виктор Перельман, который недавно умер, после чего этот журнал прекратил свое существование. В 1997 году Перельман попросил Аннинского делать московский вариант журнала "Время и мы". Аннинский обратился ко мне за помощью как к специалисту по части литературно-художественных изданий, как к сапожнику. И я тогда понял, что я должен делать свой журнал. Поскольку в редколлегии журнала "Время и мы" наблюдалась воля редактора. А я чужую волю не люблю исполнять. Вот такой я человек. Я всегда хотел быть свободным и делать только то, что я хочу делать. И, изучая биографии выдающихся писателей, я понял, что и они не любили исполнять чужую волю, а любили делать только то, что хотели сами, то есть они мыслили и думали, как я. Вообще писатель начинается с того, что он свободен. Если он не свободен - он не писатель, он не художник. И вот где-то в 1997-м или 1998-м году у меня появилась идея создания своего журнала. 1997 год - это, если вы помните, был год 800-летия Москвы. Я очень активно поучаствовал в реализации издательской программы Юрия Михайловича Лужкова. И у меня на счету появились какие-то деньги. И я говорю своему сыну Саше: Саш, давай выпускать свой журнал. Он говорит: давай. Вот так, на кухне, мы с ним решили выпускать журнал.
Я тогда еще не умел верстать макеты и вообще не умел работать на компьютере. И, собственно, компьютеры... они в этот период только стали появляться. А Саша работал художником во МХАТе имени Чехова, там все это есть, и он умел работать на компьютере. И потом научил этому и меня. Он разработал формат журнала... Но Саша сам скажет вам об этом. Он разработал очень хитрый формат журнала: 60 на 90 в 1\16 долю. А это, кто понимет в полиграфии, эталонный формат, удобный для любой типографии. И когда я остановился на нем, я думал с дальним прицелом: если в одной типографии номер журнала не сделают - в другой сделают.
"Наша улица" в этом смысле находится в более выгодной ситуации, чем, например, "толстые" журналы, у которых ситуация в этом смысле очень затрудненная. Они выходят в еще дореволюционном - еще до 17-го года - формате, который уже редко кто делает, там у них формат 70 на 108 в 1\16 долю, его просто тяжело производить. И поэтому они прикреплены к каким-то определенным типографиям.
...Я в своем лице соединяю как бы всё - я и швец, и жнец, и на дуде игрец. Сам написал что-то, сам прочитал и отредактировал и сам издал. Собственно, в такой ситуации я нахожусь с того периода, когда по воле Горбачева стало разрешено открывать свои кооперативы. У меня был рубль в кармане, и я открыл свой кооператив, не думая о том, что и как, и так оно и пошло. С 1988 года по сегодняшний день я выпустил более сотни названий книг разных авторов, суммарный тираж этих книг уже превышает 10 миллионов экземпляров.
Но, разумеется, все эти миллионы приходятся на советский период, поскольку все книги тогда в моем издательстве "Книжный сад" выходили тиражом не меньше 100 тысяч экземпляров. Такая вот ситуация была. И как-то все считали, что это нормальная ситуация. Нормальной она была потому, что в то время еще работала такая могучая организация, как "Союзкнига", система распространения книг по всей стране. "Союзкнига" кормила не только всех писателей, она подкармливала бюджет Советкого Союза. Это был огромный финансово-производственный механизм, в который закачивались на сцецссудные счета из министерства финансов огромные средства, а прибыль от этих средств получалась на порядок больше. Поэтому тираж какой-то книги мною производился в какой-то типографии, сдавался в "Союзкнигу", и на пятый день я получал всю сумму реализации, бешеные деньги. Кооперативы тогда росли, как грибы, и не было никаких преград для этого. Ну, были, конечно, но не такие уж серьезные, хотя я уже тогда подозревал, что этот бум скоро закончится. Потому что не бывает так, чтобы все было только хорошо в жизни, она полосатая, и в ней чередуется белое и черное. Так и случилось... У других людей были какие-то трагедии на этой почве, потому что эти люди шли на деньги, и когда эти деньги у них пропали, это было для них ударом, после которого многие не смогли подняться. А я делал литературу, меня деньги не волновали. Я отряхнулся и пошел дальше. Да гори они огнем, какие-то там миллионы, которые у меня пропали, они мне не нужны. И я стал пересматривать свою позицию. И все это время я писал свое. И теперь мне даже самому интересно, когда я это успевал делать, но такой уж я моторный человек. И сейчас я посмотрел все, что я написал. И готовлю собрание своих сочинений. У меня набирается ни много ни мало - 10 томов, которые я написал... сейчас скажу, с какого времени... с начала 60-х годов по, вот, нынешнее время. То есть за сорок лет. Конечно, я тут не рекордсмен. Вот передо мной в зале сидит, например, Кирилл Владимирович Ковальджи - на мой взгляд, выдающийся поэт, который начал писать я не знаю с каких времен... с довоенных времен?
Кирилл КОВАЛЬДЖИ:
- До рождения...
- Кирилл Ковальджи до рождения начал писать, в Румынии (когда его родина Бессарабия входила в состав Румынии. - Н. К.). И вот еще один такой автор сидит в зале, поэт, бард, художник Евгений Бачурин, у которого сейчас выставка проходит в галерее "Новый Эрмитаж" на Спиридоновке. Он пишет, наверное, лет с трех, он мне сам рассказывал. Когда еще его мама копию суриковской "Боярыни Морозовой" делала, Бачурин уже начал писать - и свои картины, и свои тексты, одновременно...
Евгений БАЧУРИН:
- Одновременно...
- Это уже миф. Но я вернусь к журналу. Журнал, надо прямо сказать, это вредное производство. Это эскалатор, идущий по кругу. Многие не представляли себе, что это такое. На заре, как принято говорить, перестройки и постперестроечного периода и новой России многие бросились создавать свои предприятия и издавать газеты, журналы, не понимая, что это тяжелое производство, глядя на литературу как бы только с одной стороны, с главной, конечно, стороны - со стороны духовной, со стороны бессмертия, со стороны спасения души. И упустили из вида огромную, которая скрыта от читателя, хозяйственно-производственную сферу. А без нее ничего не получится. Как дух не генерируется без тела, так и литература не существует без печатного станка и бумаги. А все это дорожает, и все это то пропадало, то появлялось. Но тем не менее журнал пошел, и с 2000 года он выходит регулярно, каждый месяц. Я выпускаю его один. Это, конечно, полнейший идиотизм, когда один человек взялся за такое дело, в общем-то совершенно невозможное. Это вообще что-то жуткое - выпускать журнал каждый месяц, одному. Но я вошел в этот ритм, и не выбиваюсь из него, из него нельзя выбиваться. И я постоянно то верстаю журнал, то читаю материалы авторов, то редактирую их, то пишу свое... Одно сделал - перехожу к другому. Но тут меня спасает то, что я в принципе и всегда так работал, как писатель. У меня всегда находится в работе сразу несколько вещей. Минимум пять рассказов, повести, какие-нибудь статьи... Все вместе. Многие мои коллеги не понимают, как я работаю, как выпускаю журнал... Я должен сказать, что если бы у меня не было компьютера и если бы не мой сын художник Александр Трифонов, благодаря которому я освоил все программы... я не мог бы делать то, что я делаю. Компьютер снял с меня большую часть технической нагрузки. Я сейчас вспоминаю, когда я был еще мальчиком, юношей, я все свои вещи печатал на машинке, у меня большая машинка была "Ремингтон", я на даче сидел и колотил по клавишам. Отпечатаешь вещь, потом страницы правишь, ошибки замазываешь, куски текста вырезаешь или вклеиваешь и опять все перепечатываешь. То есть это огромная работа была и огромная школа выдержки и мужества, и я прошел ее... прошел через все это, не говоря о самиздате, которым я занимался всю жизнь.
Откуда взялось название журнала - "Наша улица"? Оно очень легко пришло ко мне... у меня были разные варианты, но я выбрал это, постольку, поскольку у меня первая книга прозы называется "Улица Мандельштама". И вот моя любовь к Мандельшаму - она как бы вылилась в название журнала. И появилась "Наша улица". Многие как бы наивные авторы и читатели восприняли это так: мол, я (автор) приду в журнал с улицы, и меня начнут здесь печатать. Нет. Для этого нужен профессионалный уровень. Да, конечно, когда я начинал выпускать журнал - я широко распахнул ворота для всех. Но сейчас я от номера к номеру повышаю планку. Я вижу, что мне делать, с кем работать. И в журнале остаются только те, кто постоянно повышают мастерство, те, кто развиваются, те, кто хорошо пишут. Если вернуться к названию журнала, то оно пошло вот от этих строк Осипа Мандельштама:
Не мучнистой бабочкою белой
В землю я заемный прах верну.
Я хочу, чтоб мыслящее тело
Превратилось в улицу, в страну.
Вот откуда пошла "Наша улица". От Мандельштама.
Так, на этом я прервусь, а то я могу говорить бесконечно, и предоставлю слово поэтессе Нине Красновой, которая с первых номеров, с 1999 года, мне очень активно помогает во всём, и не только помогает, но и пропагандирует авторов журнала и сам журнал. И сама активно пишет, то есть учится у меня как бы тоже на несколько фронтов работать. Пожалуйста, Нина, к микрофону.
Нина КРАСНОВА, поэтесса:
- Прежде чем начать выступать, я хочу передать всем участникам и гостям праздника на нашей улице привет от главного редактора газеты "Слово" Виктора Алексеевича Линника, который всегда поддерживает "Нашу улицу"... Он не смог прийти сюда, о чем очень сожалеет, но зато он напечатал в своей газете материал о юбилейном номере журнала и прислал нам эту газету.
...Я недавно ездила в Польшу, в местечко Оборы под Варшавой, на международную литературную конференцию и читала там доклад "Поэзия в журнале "Наша улица"...
Андрей ЯХОНТОВ:
- По линии журнала или нет?
Нина КРАСНОВА:
- Да. То есть - нет. Меня просто пригласили туда. И я читала там доклад "Поэзия в журнале "Наша улица".
Юрий КУВАЛДИН:
- Это при том, что я стихи не печатаю.
- Я отвезла туда целый багажник разных номеров журнала "Наша улица", и теперь там вся Варшава восхищается этим журналом и просит еще номеров и говорит: "Дайте нам еще - вагон, а лучше - целый состав". Так что в ближайшее время мы пошлем туда целый состав с журналами.
Мой доклад "Поэзия в журнале "Наша улица" напечатан в Варшаве, в коллективном сборнике, и - в 11-м номере журнала "Наша улица", который на самом деле не 11-й, а 60-й. Там вы можете прочитать его, кто не читал.
Юрий Александрович Кувалдин в своем журнале отдает предпочтение не поэзии, а прозе, но и поэзию печатает время от времени. И если посмотреть, каких поэтов он печатает, то мы увидим, что - самых лучших. Это - Александра Тимофеевского, Кирилла Ковальджи, Сергея Мнацаканяна, Виктора Широкова, Евгения Лесина, патриарха поэзии Виктора Бокова, Елену Скульскую из Таллинна, поэта-барда Евгения Бачурина... и многих других, и меня в числе прочих.
А буквально несколько дней назад я выступала с Валерием Золотухиным, знаменитым актером и автором журнала "Наша улица", в магазине "Русское зарубежье" на презентации его книги "Секрет Высоцкого". И там одна зрительнца задала ему такой вопрос:
"Скажите, пожалуйста, почему Любимов не любит своих актеров? Почему он только ругает и наказывает их и почти никогда не хвалит?"
Валерий Золотухин (поглаживая свою бритую и не раз символически шефом битую макушку) ответил:
"Да, Любимов не сентиментален. Но он уже сорок лет работает только со своими актерами и только с ними ставит свои спектакли в Театре на Таганке. А для него Театр на Таганке - это самое дорогое, что есть у него в жизни. Поэтому делайте выводы: любит или не любит он свою труппу. Да, он суровый, крутой. Но поэтому у него такой замечательный Театр".
То же самое можно сказать и о Кувалдине. Он не сентиментален. Он бывает суров и крут. Но был бы он другой, он не смог бы выпускать такой журнал. Кувалдин - незаурядная личность. Он не только писатель, каких поискать, и не только главный редактор журнала "Наша улица", он еще и режиссер, и актер, недаром он в свое время окончил студию Высоцкого. Он знает амплуа каждого своего автора и знает, кто в каком амплуа сильнее других, и дает авторам такие роли, в которых лучше всего проявляется их талант. Конечно, он и ругает и наказывает некоторых, без этого никак нельзя, но это всё - в интересах самих же авторов и в интересах журнала. А для Кувалдина его журнал и вообще литература - это самое дорогое и самое главное, что есть у него в жизни, как для Любимова его Театр на Таганке. И Кувалдин работает только со своими авторами и только с ними делает свой журнал, а значит, он по-своему любит каждого своего подопечного, и в числе прочих и меня.
Поэтому скажем спасибо Кувалдину! И будем уважать его, чего он и заслуживает, и не будем обижаться на него, когда он ругает нас, он и похвалить иногда умеет, и тогда это такое счастье для нас (авторы в зале улыбаются, то есть соглашаются со мной), и будем понимать его, и любить его, и помогать ему. Чтобы журнал "Наша улица" был в литературном мире таким же, как Театр на Таганке в театральном мире. И чтобы слух о нем прошел "по всей Руси великой", от Москвы до Чукотки, и по всему миру!
Да здравствует Юрий Александрович Кувалдин, а также его правая рука, его сын Александр Трифонов, бессменный художник журнала, и вся "Наша улица"! Ура.
Юрий КУВАЛДИН:
- Так, Нина, ну хорошо. Все, давай частушки спой и спляши.
(Н. Краснова спела, с притопом, частушки своего сочинения - "Я ли с милым не полажу...", "Распустил залетка руки...", "С деревенского холма...", "Я гуляла с Женею...", "У меня залетка есть по имени Тима...", "В индийском городе Мадрасе...")
Юрий КУВАЛДИН:
- Спасибо!
Так, а сейчас слово художнику и моему сыну по совместительству Александру Трифонову. Дай я подниму микрофон повыше...
Александр ТРИФОНОВ, художник, оформитель всех номеров журнала "Наша улица":
- Журнал "Наша улица" - как он получился, как создавался? В самом начале 1999 года мы с Юрием Александровичем задумали сделать первый - "пилотный" - номер. Мы изначально планировали, чтобы внешний вид обложки журнала соответствовал основному, ударному материалу этого номера. Из всех материалов самым ярким там было интервью с Олегом Николаевичем Ефремовым... Он дал его специально для журнала "Наша улица"...
Юрий КУВАЛДИН:
- За год до своей смерти...
- Да, за год до своей смерти... И поэтому на обложке "пилотного" номера был коллаж, посвященный МХАТу и Ефремову. То есть там было изображено здание МХАТа, похожее на корабль, рассекающий волны. Такая довольно хорошая, яркая обложка получилась. А на четвертой (задней) обложке журнала мы планировали размещать в каждом номере такую некую галерею художников... Это хорошо удавалось. В нескольких номерах был представлен ряд художников и скульпторов... Позже все это дело у нас как-то замялось. То ли потому, что художники кончились?.. то ли еще почему? И на четвертой обложке стали появляться просто разные фотографии или реклама. И поэтому внешний вид журнала постепенно менялся. Позже от коллажности от этой мы ушли. И стали размещать на обложках фотографии московских улиц и портреты авторов журнала. Последние полтора года у нас в основном такие обложки проходят.
Юрий КУВАЛДИН:
- Помимо всего прочего Саша оформляет книги.
- Ну это да. Помимо журнала в издательстве "Книжный сад" выходят книги авторов "Нашей улицы". За два последних года восемь книг вышло, да еще (под маркой Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ) - два сборника из серии "Новые писатели". На облажках книг представлены мои картины. Многие из вас видели их на моих выставках. Я рад сотрудничать с журналом, это для меня как бы лишняя возможность проявлять себя в качестве художника.
Юрий КУВАЛДИН:
- Это не сотрудничать с журналом, а работать на свой журнал. Саша, конечно, говорит все правильно. Но здесь надо выразиться поточнее. Вообще-то мы с ним - это отец и сын, мы с ним - это (творческая) корпорация...
Александр ТРИФОНОВ: - Да, да...
Нина КРАСНОВА: Домби и сын.
- Да. Мы начинали как бы с нуля, преодолевали все трудности. Я вспоминаю: была масса этапов и по внутренней подаче материалов, и по всему...
Юрий КУВАЛДИН:
- Журнал - это же производство...
- Да. Одно время мы обращались и к карикатурам, то есть мы вставляли в каждый материал какие-то рисунки, смысловые карикатуры, которые совпадали с содержанием материалов. Но потом Юрий Александрович в конце концов от этого отказался. Сказал, что ему важно слово, буква и что никакие картинки ему не нужны...
Юрий КУВАЛДИН:
- Картинки нужны для детей дошкольного возраста и для неграмотных людей, а для умных и грамотных нужен только логос.
- То есть с 1999, 2000, 2001, 2002, 2003 и 2004 года можно проследить, как менялся журнал "Наша улица"... Я вас всех поздравляю с юбилеем "Нашей улицы" и желаю вам творческих успехов!
Юрий КУВАЛДИН:
- Спасибо, Саша.
Вот у нас в зале есть такие писатели, которым как бы сама судьба подсказала быть ими... Одному из них я даже посвятил свой рассказ, который будет напечатан в первом номере журнала. Писатель этот родился вокруг дома Мастера, сразу в двух переулках как бы, в Мансуровском и в Еропкинском. Он - очень известный человек, прекрасный прозаик. Он много лет, лет 10-12, я не помню сколько, возглавлял "12 стульев" "Литературной газеты". Это мой друг Андрей Яхонтов. Андрей Николаевич, я попрошу вас выйти к микрофону и сказать несколько слов.
Андрей ЯХОНТОВ, писатель, драматург:
- Я должен сказать, что это ко многому обязывает, когда ты, Юра, называешь меня своим другом. Я горжусь тем, что ты дал мне такое высокое звание. (А. Яхонтов обращается к залу.) Я расскажу вам такую историю. Которая говорит о том, что Кувалдин выполняет много черновой, неблагодарной, мелкой работы и не считает это зазорным для себя, для него не существует мелких дел. Меня это поразило. Я писатель. И мне казалось, что не дело писателя выступать, например, в роли интервьюера, брать у кого-то интервью. Тем более такому удивительному писателю, как Юрий Кувалдин, который никогда и ни в чем не повторяет сам себя, ни в одной своей вещи. Каждый раз, когда я вижу в журнале его новую вещь, я всегда думаю: в какую сторону его на этот раз повело? Для Кувалдина это был бы просто дурной тон, если бы он хоть в чем-то повторил сам себя. Каждый раз, когда я читаю его, я открываю у него и в нем что-то новое. Но я сейчас хочу рассказать немножко о другом. О том, как он брал у меня интервью и записывал его на диктофон и как мы встретились с ним для этого. Он позвонил мне и говорит: "Нам надо встретиться с тобой. Ты запланируй для этого два-три свободных часа". - "Для чего?" - "Ну ты запланируй часа два-три". Мы с ним встретились. И он сказал мне: "Покажи мне твой дом, где ты родился, переулки, среди которых он находится и среди которых ты вырос". Я человек не очень сентиментальный. Но тут я даже заплакал. Потому что кому какое есть дело до моего детства? Кому какое есть дело до моего прошлого? Кому какое есть дело до моих мыслей, в конце концов? А ему есть дело до этого. Он отнесся к нашему интервью не просто как писатель и не просто как человек, а как сверхчеловек. Как ангел-хранитель. Он заставил меня столько всего вспомнить, и на меня столько всего нахлынуло... И все это он зафиксировал на диктофоне, а потом и на бумаге. Он показал, что он может быть очень добрым, участливым, сердечным.
Когда такой человек, как Юрий Кувалдин, берется делать журнал, когда он начинает печатать какие-то произведения и я читаю какие-то несовершенные вещи какого-то автора, над которыми можно еще работать, работать и работать (я отношу это и к своим вещам)... в этом проявляется очень ценное качество Юрия Александровича... Он каждому автору дает какой-то аванс, ничего не выторговывая у него и не ставя перед ним никаких условий. Он позволяет человеку считать себя писателем, автором "Нашей улицы". И таким образом заставляет его очень серьезно относиться к своему творчеству. Я уже говорил, что журнал "Наша улица" - явление уникальное, со всеми неровностями произведений разных авторов и со всеми трудностями его развития. Я думаю, в будущем журнал найдет не только своих читателей, но и своих исследователей и об этом журнале будет написано не одно исследование. Потому что тех людей, которых Кувалдин печатает, их, мне кажется, ждет прекрасное будущее. Мы живем в такое время, когда литература никому не нужна, мы это видим прекрасно, но нам она нужна. И поэтому он сплотил вокруг себя очень тесный круг авторов, преданных литературе, этому делу, никому не нужному, кроме нас самих. Спасибо тебе большое, Юра!
Я желаю журналу "Наша улица" - процветания! Авторам, поэтам, прозаикам, драматургам, художникам - успехов и больших достижений в творчестве, и - верности своему лидеру и этому делу!
Юрий КУВАЛДИН:
- Спасибо, Андрей.
Андрей Яхонтов правильно сказал про некоторые неровности произведений журнала "Наша улица". Но это мы называем литературным процессом. В литературном процессе участвуют сотни, а то и тысячи авторов. И, конечно, все они пишут не одинаково хорошо. Но я предоставляю возможность печататься разным авторам, каждому даю возможность сделать свои попытки на литературном поприще, в писательстве. Другой вопрос, понимает ли сам этот автор, что такое писательство.
Когда я собирался на вечер журнала "Наша улица", я посмотрел в журнале круг своих авторов. И подумал: вот пять лет прошло, как я делаю журнал, а кого я могу назвать в числе лучших из его постоянных авторов? кто из них остался? И если так грубо говорить, в первом приближении, то остались те же, с кем я и начинал: Яхонтов, Бачурин, Ковальджи, Краснова, Трифонов... Кувалдин. Вы понимаете, о чем я говорю? Пишут многие. "Много званых, но мало избранных". Это проистекает оттого, что люди не понимают, что такое писательство. В советский период это было объяснимо, почему люди занимаются писательством. Потому что это было хлебное дело. Но все, кто работал за хлеб, исчезли вместе с Советским Союзом. Остались единицы. И я для себя сформулировал очень просто, что же такое писательство. Оказывается, - это просто спасение души. Знаменитое пушкинское: нет, весь я не умру... И когда мы произносим имена - Достоевский, Чехов, Пушкин, мы забываем о том, что биологически они давно истлели в могилах, разложились до атомов, но они стоят на полках, и они - живее всех живых, которые мельтешат и бегают. Но это тема очень большая и длинная. И я в моих произведениях поднимаю ее.
Я сейчас хочу попросить выступить замечательного поэта, прозаика, эссеиста, даже можно сказать - почти что постоянного сотрудника "Литературной газеты", ее приятеля и нашего автора Виктора Широкова.
Виктор ШИРОКОВ, поэт, прозаик:
- Замечательно, что стараниями Кувалдина и его сына-художника выходит уникальный журнал "Наша улица", и замечательно, что он продолжает выходить. Вот я - читатель, и я прилежно читаю этот журнал. В нем отражается жизнь, печатаются не только рассказы, но и очерки, и мемуаристика, причем такие материалы, которые в советское время не могли появиться ни в одном журнале. Это очень важно. Иногда хочется прочитать у какого-то автора что-то еще... Но он мелькнет в журнале один раз и потом куда-то пропадает...
Юрий КУВАЛДИН:
- Есть авторы, у которых короткое дыхание. Они напишут одну вещь, и все, и больше не могут. Выдыхаются. А кроме того многие не понимают, зачем писать, если тебе за это денег не платят, колбасу не дают. Вот они и перестают писать.
- Это да, действительно. Я встречаю своих однокурсников по Литинституту, которым Кожинов когда-то там предсказывал великое будущее. Все они уже ничего не пишут, никаких стихов.
...В журнале "Наша улица" нет цензуры, и если она есть, то это только цензура главного редактора, и она необходима, потому что когда журнал делает один человек, он имеет право делать его по своему вкусу. Но тем дороже этот журнал тем, кто в нем печатается. Когда проходят вечера "Нашей улицы", то на них всегда приходит много народу, я помню, какие большие залы собирались и здесь, в ЦДЛе, и в других местах. Помню, когда журналы в огромном количестве выкладывались на стол, по две тысячи экземпляров, и люди растаскивали по себе все номера журнала. И недаром мы сегодня пришли сюда, чтобы увидеть его создателя.
Позвольте мне прочитать два-три своих стихотворения. Я должен сказать, что стихи Кувалдин иногда все же печатает. И он как-то так перетасовывает их, по-своему, и тем интереснее бывает автору читать самого себя.
Юрий КУВАЛДИН:
- Это при том, что я стихов не печатаю. А Широкова напечатал...
Виктор ШИРОКОВ:
- Причем дважды... большими подборками.
Юрий КУВАЛДИН:
- И написал совершенно замечательную рецензию на твою книгу "Иглы мглы". Я написал прекрасную рецензию, а Женя Лесин напечатал ее в "Независимой газете".
Виктор ШИРОКОВ:
- Это точно.
Юрий КУВАЛДИН:
- Я добавлю, что Виктор Широков - он врач по образованию, специалист по зрению. Он дополняет ту самую историю русской литературы, когда у нас врачи пишут лучше, чем профессиональные авторы, те, которые работают за деньги.
(В. Широков прочитал свои стихи "Выбор", "Шутливый наказ" и др.)
Юрий КУВАЛДИН:
- Спасибо, Виктор.
От первого пилотного номера у нас осталось в общем-то авторов пять, ну, может быть, десять. Из патриархов - это Кирилл Владимирович Ковальджи. С Кириллом Владимировичем мы знакомы очень давно. В юбилейном номере "Нашей улицы" я напечатал подборку его последних (то есть новых) стихов и сам перечитываю их с удовольствием, видя, во-первых, оригинальность этих стихов и, во-вторых, особую глубину мысли и философичность его поздней лирики. И я ему всегда в шутку говорю (а может быть, и не в шутку): Кирилл Владимипрович, вот были эстрадные поэты, гремели звенели, в каких-то рубахах цыганских бегали, но они исчезли, оказались какими-то пустоватыми в своем творчестве и вообще с годами все больше и больше умаляются. А на первый план выходите вы. Вот мое мнение, Кирилл Владимирович.
Кирилл КОВАЛЬДЖИ, поэт, прозаик, эссеист, критик:
- Россия нуждается в таких людях, как Юрий Кувалдин, которые сами себя строят и чьему становлению они обязаны сами себе. Это люди, которые умеют не только строить свою судьбу, но и влиять на судьбу других. Они преодолевают ту глухую для литературы полосу, когда кажется, что не видно никакого света впереди....
Я скажу, что Юрий Кувалдин делает еще одно большое дело для страны. Как-то я на одном диспуте поспорил с Александром Зиновьевым (вы знаете, есть такой политик и философ, у которого, кажется, немножко поехала крыша сейчас). Он страшно сокрушался, что враги России сокрушили державу и что значит нет этого страшилища, СССР, которое угрожало всему миру своим оружием, своими бомбами. Я тогда вступил с ним в спор. Я сказал, что Россия-то завоевала мир не армиями своими, а писателями, литературой своей, музыкой, скульптурой, духом своим, духовностью. И это есть настоящее и прочное завоевание мира. В этом смысле Россия экспансивна. И одним из таких экспансионистов - литературно-агрессивных, талантливых - является Юрий Кувалдин, за что я его люблю и уважаю глубоко, и которого я ценю за его творческую энергию, за его талант, умение делать большие дела, за упрямство и непрошибимость веры в завтрашний день. Я бы, конечно, посоветовал журналу "Наша улица" продолжать традицию с интервью. Про стихи я умалчиваю, хотя я, конечно, и за стихи. Но вот эта идея - из номера в номер давать интервью и тем самым, как говорится, завязывать на журнал всех, она, безусловно, замечательна. И тогда "Наша улица" как шла, так и пойдет прямиком к храму искусства. А теперь я почитаю немножко свои стихи. На этот раз Юрий Кувалдин представил меня в журнале короткими стихами. Ну и значит я воспользуюсь этим и прочитаю короткие стихи.
(К. Ковальджи прочитал свои стихи из юбилейного номера "Нашей улицы", из 11 за 2004 г. - "От нашей любви у тебя остался только голос...", "Не умирает дурость с дураком...", "Выхожу один я на дорогу, сквозь туман охранники бредут...", "Гвозди бы делать их этих вождей...", "Как легко завершаются диспуты, когда вступают в них деспоты...", "Секрет квадратуры круга...", "Я стал вовсю печататься, когда перестали читать...", "Погибали поэты, вымирают теперь читатели...", "Все люди братья, а первые - Каин и Авель..." и др.)
Юрий КУВАЛДИН:
- Спасибо, Кирилл Владимирович.
Сейчас я представляю еще одного автора самого первого пилотного номера журнала "Наша улица" - знаменитого барда Евгения Бачурина. Евгений Владимирович, вы сначала поговорите, а потом споете нам свои песни? Пожалуйста.
Евгений БАЧУРИН, поэт-бард, художник:
- Спасибо вам, Кирилл Владимирович, за прекрасные стихи. Я раньше не слышал и не читал их.
Я обращаюсь к вам, уважаемый Юрий Александрович... Я вас поздравляю с праздником "Нашей улицы". Помните, я говорил вам: "Кувалдин был особенно любим, молясь моей многострадальной лире..."? Я хотел бы сказать вам спасибо за то, что моя лира любима вами. И еще я приношу личную благодарность Юрию Александровичу за все, что он делает для журнала и для литературы.
А сейчас я спою свои песни, без микрофона. Что услышите, то услышите.
(Е. Бачурин спел свои песни "День к закату клонится...", "Русская водка - хорошая водка...", "Ну а быть или не быть...", "Лунная дорожка")
Юрий КУВАЛДИН:
- Спасибо, Евгений Владимирович.
А сейчас я хочу предоставить слово артисту, с которым мы занимались в театральной студии у Высоцкого и Яловича, артисту Театра Красной Армии Александру Чутко. Саш, давай. Иди к микрофону.
Александр ЧУТКО, артист Театра Армии:
- У нашего с Юрой Кувалдиным первого учителя по актерскому мастерству, у Володи Высоцкого, были такие строчки: "Ни к чему мне надоевший материк. Подавай мне свой остров". Я очень рад, что у Юры теперь есть этот свой остров - журнал "Наша улица". Я рад, что на "Нашей улице" появляются новые, яркие, интересные, разные дома, и заборы, на которых тоже можно что-то написать. И дай Бог, чтобы это движение, эта жизнь продолжалась, чтобы через много лет у журнала "Наша улица" тоже были свои читатели, если, конечно, в нашей стране еще в то время будут читатели. А теперь я прочитаю несколько сочинений моего старшего друга, автора журнала "Наша улица" Александра Палыча Тимофеевского...
(А. Чутко прочитал стихи А. Тимофеевского "Вид на камни чехов...", "Что может быть смешней мужчины... в кальсонах и в одном носке...", "Ты по-прежнему в говне... В нашей трехнутой стране ничего не изменилось...", "Мы живы, а глядишь - помрем...")
Юрий КУВАЛДИН:
- Каждый год в журнале появляются новые авторы. И я особенно радуюсь, когда это молодые люди. Яхонтов сказал, что я как бы авансирую авторов. Да, действително, это так. Для автора очень важен его старт, очень важно развитие. С течением лет автор, оглядываясь назад, видит свои сильные и слабые стороны. А к прозаикам я особенно внимателен. И вот год назад ко мне пришел молодой прозаик, уже как бы со своим голосом, может быть, еще не окончательно сформировавшимся, с голосом художника.
(Я поясню, что значит - художника. Для меня с годами стало более важным то, к а к написано произведение, а не о ч е м. Иногда меня вообще не интересует содержание. О чем Антон Павлович говорил: хотите рассказ про пепельницу? Мне интересно видеть, как художник про пепельницу напишет.)
Этот автор - Дмитрий Рысаков. Он еще интересен тем, что в свои молодые годы уже выпустил сам свой альманах. То есть он как бы уже приглядывается к Кувалдину и берет с него пример. А писатель должен иметь свой печатный орган. Что это такое за писатель, если он не знает, где ему печататься? То есть писатель должен идти стопами Пушкина, Некрасова и Кувалдина. Пожалуйста, Дмитрий.
Дмитрий РЫСАКОВ, молодой прозаик, редактор альманаха:
- Журнал "Наша улица" - это беспредельная книга, которая есть переулки, улицы, столица и весь мир... память, запечатленная в слове...
Радищев сам издал свою первую книгу. Герцен за границей сам издавал свой "Колокол". Достоевский занимал деньги у своего брата и все средства тратил на то, чтобы выпускать свой журнал (свои книги?).
"Наша улица" - название не безликое. В нем очень многое заключено, в нем заключена своя аура и солидарность авторов. Перья у всех заточены по-разному, но под переплет мы попадаем под один. Юбилейный номер "Нашей улицы" я воспринимаю как большое событие, как праздник. Книга - это оружие, и оружие, которое всегда с тобой, во внутреннем кармане. Из номера в номер на титульной странице журнала печатается лозунг: "Будет и на нашей улице праздник!" Он уже оправдал себя. Я нахожу положительное в том, что авторы, которых я вижу в журнале, помогают доминировать нашему журналу среди всех других...
Юрий КУВАЛДИН:
- Спасибо.
Да, кто только не приходит в журнал "Наша улица". Я вот сейчас хочу предоставить слово уже сложившемуся композитору. Композитор этот вдруг стал писать прозу. Конечно, я понимаю, что почти все молодые прозаики стартуют на материале собственной биографии, у них в произведениях превалируют мемуарные ноты. А до собственно прозы подняться очень сложно. Потому что проза, как ныне говорят, это не нон фикшен, а это вымысел, создание образов людей, то есть рождение живых образов людей, которых никогда не было в жизни, и мышление в этих образах.
Мне кажется, что на пути к мышлению в образах находится композитор Виталий Лоринов. Я хочу предоставить ему слово. Он сначала скажет несколько слов о журнале, то, что он думает о журнале, о своем литературном деле, а потом поднимется на сцену и что-то нам сыграет на рояле. Пожалуйста, Виталий Миронович.
Виталий ЛОРИНОВ, композитор, прозаик:
- Вы знаете, я хочу сказать, когда на страницах журнала появляется мой рассказ, то для меня это праздник. Когда по радио исполнялась моя музыка, а мне приходилось много звучать по радио, на большую аудиторию, то отклика на это я не получал никакого... А когда в журнале появляется мой рассказ, я сразу получаю на это отклик читателей, вижу их реакцию. Я хочу рассказать такой случай. В прошлом году я был в санатории. Там люди прочитали два моих рассказа в "Нашей улице" и сказали мне: мы собрались послушать вас, вашу прозу и ждем продолжения ваших публикаций в журнале. Вообще я считаю, что "Наша улица" - это журнал рассказов. А рассказ - это один из труднейших литературных жанров... Я тоже хочу поздравить "Нашу улицу" с юбилеем... Я поражаюсь энергии Юрия Александровича Кувалдина, который делает этот журнал... И мне доставляет удовольствие дарить "Нашу улицу" разным интересным людям, которые встречаются мне на моем пути. Я уже послал ее в Японию, в Израиль... Так что там ее тоже знают и читают.
(В. Лоринов исполнил на рояле джазовую пьесу собственного сочинения и сочинение Дж. Гершвина.)
Юрий КУВАЛДИН:
- Спасибо, Виталий Миронович.
Те, кто мной были запланированы выступить, выступили. Если кто-то еще хочет выступить... Пожалуйста, идите к микрофону.
Сергей КАРАТОВ, поэт:
- Знакомство с Юрием Александровичем - это большое событие в моей жизни. Когда я пришел в редакцию "Нашей улицы", он сказал мне, что никакой поэзии, никаких стихов (от авторов) ему не надо, а надо только прозу. И вот я, как композитор Лоринов, перестроился и стал писать прозу... Я могу сказать, что для меня моя личная перестройка началась не с Горбачева, а с Кувалдина, она для меня несколько подзатянулась, началась только два года назад. И вот теперь я сделался прозаиком, пока еще не знаю - каким, пока еще таким - сомнительного качества...
Юрий КУВАЛДИН:
- Хорошим, хорошим!
- Ну спасибо. Правильно здесь Яхонтов говорил, что Юрий Кувалдин к каждому автору имеет свой индивидуальный подход и внимателен ко всем. Вот за это ему спасибо не только от меня, я думаю, а от всех нас, авторов журнала, которые собрались здесь сегодня.
А что касается того, как мы, авторы, способствуем распространению своего журнала... Я все время пропагандирую "Нашу улицу" и здесь, в Москве, и у себя на родине, в Челябинске, когда приезжаю туда. И могу сказать, что у меня на родине "Наша улица" пользуется очень большим спросом. Там все книголюбы уже знают этот журнал. Я посылаю его и за рубеж, в Румынию, где у меня есть друзья. Понемногу, так сказать, понемногу, но он становится все более известным и все более популярным в среде книголюбов, и мне думается, что он является серьезным конкурентом "толстым", но весьма посредственным журналам, которые сегодня существуют только благодаря своим старым заслугам, своему славному прошлому. Они имеют не только свой старый формат, но еще и старую формацию. То есть они опираются только на каких-то признанных и очень, так сказать, раскрученных авторов, совершенно забывая о том, что надо заниматься и людьми, которые еще не стали более-менее известными в серьезных литературных кругах... Я хочу выразить благодарность и Юрию Кувалдину, который посвящает журналу всего себя, и художнику Саше Трифонову, который блестяще оформляет журнал. Я недавно написал материал о Саше Трифонове. И еще я хочу поблагодарить Нину Краснову, которая очень много помогает Юрию Александровичу в его работе. И хочу поздравить их и всех авторов журнала с праздником на нашей улице.
Юрий КУВАЛДИН:
- Спасибо, Сергей.
Я в этом году выпустил ряд книг авторам журнала, Михайлину-Плавскому и другим, а они уехали на дачу на все лето, сказав таким образом, что для них дача - важнее, чем "Наша улица" и литература. Я лишил их права печататься в моем журнале на целый год. А что если бы Достоевский ездил на дачу? Я даже представить не могу - Федора Михайловича с лопатой. Просится выступить на вечере уволенный мной со страниц журнала классик Сергей Иванович Михайлин-Плавский. Пожалуйста, Сергей Иваныч.
Сергей МИХАЙЛИН-ПЛАВСКИЙ, прозаик:
- Суровый Дант не презирал сонета. А Кувалдин не презрел мою повесть и мои рассказы. Низкий поклон ему за это... Я счастлив тем, что у меня есть возможность публиковаться в журнале "Наша улица". Юрий Александрович Кувалдин с 2002 года напечатал в "Нашей улице" очень много моей прозы и неоднократно звонил мне домой и напоминал о том, чтобы я приносил ему свои новые рассказы и повести, и каждый раз он говорил: пользуйтесь моим расположением. В этом году он выпустил мне книгу моей прозы, большой том, прекрасно оформленный художником Александром Трифоновым.
Юрий КУВАЛДИН:
- Сергей Иванович, вы не сказали главного: что до встречи со мной вы были поэтом так называемым, писали стихи. (Ю. Кувалдин обращается к залу.) Я запретил ему писать стихи. Все началось с вот с этого, с того, что я запретил ему писать стихи. И вместо Михайлина-стихотворца появился Михайлин-прозаик. Вот в чем дело-то. Многие считают, что поэзия, стихи - это что-то самое высокое. Но эстетика Кувалдина говорит о том, что стихи - это первый наивный, примитивный шаг к литературе. Ибо ритмизованная речь отличается от разговорной речи, и простой народ считает, что литература - это "галка - палка", а то, что и как мы говорим в жизни, - это не литература. Вот с этого вам надо было начинать говорить здесь, Сергей Иваныч.
- Мало того, что Юрий Александрович печатает меня и других авторов в своем журнале, он еще проводит с нами беседы о мастерстве написания рассказа. Эти беседы, я считаю, - как семинар для начинающих рассказчиков. Они мне лично очень много дали. Кроме того в рассказах, повестях, эссе и статьях самого Кувалдина, которые он печатает в "Нашей улице" и в других журналах, очень много рассуждений о мастерстве рассказчика, о мастерстве прозы. Так вот, его лекции мне очень много дали. К сожалению, я технарь. По образованию - инженер-механик. Поэтому я говорю, наверное, обычные вещи, но они явились для меня школой рассказа. Еще раз благодарю Юрия Александровича Кувалдина и за публикации моих произведений, и за изданную мне книгу...
Юрий КУВАЛДИН:
- Спасибо, Сергей Иванович.
Вот еще один уникальный человек присутствует на нашем вечере и идет к микрофону, член-корреспондент, доктор биологических наук, зав. кафедрой Владимир Георгиевич Скребицкий. У него на склоне лет вдруг тоже появилось пристрастие к литературе, к творчеству. Причем я считаю, что он - мастер литературы, сложившийся писатель. И я жалею о том, что он пока еще немного написал. Его размах прозаика виден по той вещи, которую знаем пока только мы с ним. Она поставлена мной в 5-й номер будущего года. Это большая вещь, большая повесть о наших советских временах, точнее об интеллигентском круге, в котором вращался один очень интеллигентный человек, образ которого выведен и схвачен автором очень точно. Человек этот был в каждом доме, на каждой кухне, в каждой компании, он вел интересные беседы, пользовался успехом у женщин, был душой общества. И вдруг, прочтя эту вещь, ты понимаешь, что эта душа ушла из мира и не оставила о себе ничего. Писатель оставляет миру свою душу, а интересные люди, которые ничего не пишут, - ничего не оставляют. Я вспоминаю Юрия Марковича Нагибина моего дорогого, который говорил, что то, чего не было мною записано, того не существовало. Итак, Владимир Скребицкий.
Владимир СКРЕБИЦКИЙ, прозаик: