- Есть другая реальность: воспоминаний, картин, обобщений, духа! - крикнул, встал и заходил долговязый Волович. - Подробности...
- Парийский может по этому поводу речь толкнуть, - предложила Инна, укладывая ногу на ногу.
Парийский, в очках, в белой рубашке с короткими рукавами, в сандалиях на босу ногу, откинулся к спинке стула.
Он, подумав, сказал:
- Читал Ницше. Настолько самоуверенно, бессвязно, с той самой "поэзией", с которой я в контре, что, кроме иронии, ничего не вызывает. - Он на мгновение остановился, глядя на расхаживающего Воловича, и продолжил: - Хотя очень недурно написано. Захватывает... Все это дионисийство давно выродилось в хамство, пьянство, проституцию... Лирой воспевал желудок! Если Ницше сравнить с Аввакумом, то Ницше кажется просто фигляром рядом с глубоко серьезной и трагичной фигурой первого русского писателя. Как можно бороться с идеализмом, если идеализм - единственное, что отличает человека от животного!
Алик Петросов, пошатываясь, появился из правой кулисы с огромным телевизором "Темп" в руках, подошел к рампе и остановился, часто шмыгая своим внушительным крючковатым носом. Он стоял на краю сцены, как над пропастью. Экран телевизора засветился: толстощекий мужик в модных очках, говорить не умеет, сплошное "так сказать" и ни к селу, ни к городу - "народ, народ".
- Очень низка культура, - сказал Алик, напряженно сутулясь под весом телевизора. - А ведь претендует на роль проповедника. Хоть бы раз написали о деревне, как в свое время сделали это Бунин и Чехов! Честно: рвань, грязь... А то - сопли в квасе, и морда от водки лоснится. Если мне, тысячекратно русскому, это противно, то каково же остальным?!
Волович резко взмахнул рукой:
- Стоп! Это делать нужно иначе, - быстро заговорил он, обращаясь к Алику тоном просителя. - Ты из жалости к себе не можешь смеяться над окружающими. Критика твоя исходит оттого, что ты не прощаешь, а все помнишь. А нужно забыть! В конце ты все забываешь, но начинаешь сначала: углубляешься в расчеты с Парийским. Ребенком ты жил, не зная ничего о жизни, только Парийский подавлял знанием!
Инна усмехнулась. Парийский заметил:
- Перепады настроения. Как это важно! Любой человек живет этими настроениями. Как не может быть всегда хорошо, точно так же не может быть всегда плохо.
- Да поставь ты телевизор! - сказала Инна.
Алик пошел, тяжело переставляя ноги в кедах, в глубину сцены, где стояла солдатская койка, покрытая серым одеялом с двумя широкими белыми полосами в ногах. Алик поставил "Темп" производства 1957 года возле спинки койки, подумал и сел на него, уперев локти в колени.
- Хорошо! - воскликнул Волович. - Мы обрастаем подробностями, в которых вся соль. Быть во власти сюжета - значит галопом проскакивать по эпизодам. Идти от эпизодов, не заботясь о сюжете, на мой взгляд, путь более правильный.
Лицо Инны выхватил луч прожектора.
- Фабула: я - есть все, - сказала Инна, вставая со стула. - То есть все во мне, и я могу (могла быть) каждым. Не навязчивая идея, а степень погружения в историю, как в жизнь конкретных людей, точно таких же по природной своей сути, как я. Меня всегда интересовал вопрос, почему сознание "вдувается" в конкретного человека. Почему мое сознание не "вдуто", допустим, в Алика?
Инна держалась гордо, на лице были красные пятна.
Из левой кулисы появился простоватый человек с лестницей-стремянкой. За ним, сильно хромая, с прямой ногой, длинноволосый малый лет двадцати. Было видно, что малый, хромая, наигрывает. Простоватый человек - Поляков, светловолосый, с широким полноватым лицом - остановился в середине сцены, раздвинул стремянку и полез вверх. Все заметили, что Поляков был босиком.
Пока он лез по высокой лестнице к колосникам, двадцатилетний малый - Клоун (такое у него было прозвище) - хромал вокруг этой лестницы с видом умалишенного, чем вызвал хохот Воловича, смех Парийского, улыбку Алика и легкое возбуждение Инны.
С сильным грузинским акцентом, шепелявя, Клоун сказал:
- Жизнь идет своим порядка. На Хамовническом плац смотрел верховой упражнений. Мне очень нравилось смотреть на лошадей. Конюхи их чистил. Одну лошадь кузнец подковывал.
Из-за сцены донесся звук удара металла о металл. Голова Полякова исчезла в колосниках. Видны были лишь босые ноги на верхней перекладине лестницы. Послышался голос Полякова:
- Небо оделось в тучи. - Тенорок у него был маленький, но приятный.
Клоун вдруг обратил внимание на глаза Инны и сказал:
- У вас очень умные глаза.
Инна в ответ что-то пробормотала, смущенная таким заявлением.
Поляков почесал ногу о ногу, спустился и сказал:
- Я погасил задолженность за электричество. А так у меня все валится из рук, - он равнодушно толкнул лестницу, и она с грохотом повалилась на подмостки. - Я только наружно сохраняю спокойствие,
Волович сел на койку, закурил и задумчиво вымолвил:
- Мне это не нравится.
Инна возразила что-то. Волович повторил тверже:
- Мне это не нравится.
- Я оставляю за собой право иметь свои взгляды и вкусы! - сказала Инна, выходя к рампе. Яркий луч прожектора все еще высвечивал ее лицо с большими голубыми глазами. Как бы что-то вспоминая, она продолжила: - Я стояла у собора, когда он был закрыт. Луч солнца озарял большую главу. Позолота закрашена, но кое-где краска смылась, и солнце играло на позолоте.
- Когда это было? - спросил Алик, продолжая сидеть на телевизоре, экран которого голубо светился.
- 18 августа 1889 года, - сказала Инна. - С тех пор пейзаж бульваров изменился.
- Я согласен, - сказал Алик.
- Ты бы ноги помыл, - сказал Парийский, обращаясь к Полякову.
Поляков потрогал челку своих светлых волос, ответил:
- Импортное мыло пахнет не по-нашему.
Клоун продолжал хромать, ходя теперь уже вокруг лежащей лестницы по эллипсу.
- Твое хождение действует на нервы, - заметила Инна.
Клоун скорчил плачущую физиономию, обхватил руками то место, где у человека, согласно Дарвину, был хвост, и сказал:
- У меня гриппозное состояние! А хромание благотворно действует на мою психику.
Парийский осторожно подошел к Инне сзади, взял ее за талию и передвинул, как глиняную статуэтку, в сторону из луча прожектора. Сам встал в этот луч, линзы очков блеснули. Парийский энергично выбросил руку вверх и с пафосом воскликнул:
- Немыслимо примириться с мыслью, что смерть есть уход в Ничто!
Судя по взволнованному лицу Инны, можно было предположить, что она догадывалась, что это не Парийский говорит, а она сама, но догадка была слабой, едва мерцавшей на горизонте сознания и не привносившая в реальность происходящего ровно никакого изменения.
Волович перехватил ее взгляд, сказал:
- Переживай до полного воплощения, перевоплощения в человека конца века, все видеть его глазами... А то у нас так познают тех людей, что получается, что все они до 17-го года были плохие! Какая-то сверхзадача - огадить прежних людей.
- Взаимодействие сна и яви, - тихо сказал Клоун и перестал хромать. - Пошли покурим, - сказал он Полякову.
- Пойдем, - сказал Поляков и волоком потащил лестницу за кулисы.
Алик встал с телевизора и нерешительно подошел к Парийскому, который продолжал стоять в луче прожектора с вскинутой рукой. Синхронно повернули головы, и на белом заднике сцены отпечатались черные профили.
Из кулисы строевым шагом вышел Поляков в армейских кирзовых сапогах. Здоровый деревенский парень с бычьей шеей, широкоскулым лицом, с небольшим вздернутым носом, светлые, почти что белые волосы и брови, и ресницы, на щеках легкий румянец. Поляков шел, сильно стуча каблуками и высоко выбрасывая ноги, как караульный солдат, но руки при этом были прижаты к бедрам, и казалось, что он сейчас упадет.
Но вместо падения Поляков сильно ударил плечом Алика и заорал голосом старшины:
- Ты, солобон, че стал в дверях, не стеклянный!
- Я с вами коров не пас, - полушутливо бросил Алик и, пройдя к телевизору, опять сел на него.
- Ща-ас как дам! - Поляков грубо замахнулся, поднося кулак к очкам Парийского. Поляков видел, что Парийский пугливо зажмурился и отступил на шаг из луча. В луче остался лишь кулак. Поляков крикнул: - Че менжуешься?!
Волович оживленно потер руки, сказал:
- Точно так шутит Поляков. Это что-то страшное, скотоподобное, держащее в своих руках всех и каждого, это - рота охраны Инны, а не муж. Вот вам и дети природы! Особенно невероятно звучит: "философ Поляков".
- Да ему хоть книжку в руки надо дать, - сказал Парийский.
- Да нет, - возразил Поляков, - зачем мне книжка? Я так буду философствовать. Ну, например: это все от ученья! - Поляков заговорил не своим голосом. - Раньше книжек не читали, вот и порядок был...
- Стоп! Плохо! - крикнул Волович, и его лицо, узкое, с длинным носом, помрачнело. - Снимай сапоги! Эта версия не пойдет. Зачем множить ублюдков...
Поляков развел руки в стороны и, пожимая плечами, ушел в правую кулису. А Волович вслед сказал:
- Даже подлецу дай глоток клубничного сиропа или проще - осветли его. Это придаст жизненность.
Клоун, с папироской в зубах, выглянул из-за кулисы и голосом человека, которого обокрали, заорал:
- Смотришь на людей и видишь, что никто из них не думает ни о смысле жизни, ни о Боге и не работает над собой!
- Цыц! - выдохнул Волович и улыбнулся.
- На взлет! - крикнул Алик, нагнулся и включил звук телевизора под собой.
Перекрывая звучание телевизора, Инна воскликнула:
- Хорошо жить на свете и заниматься любимым делом. Для меня это дело - сцена!
Парийский подошел к койке, лег поверх одеяла, подбил подушку под головой.
Медленно опустился черный задник с окном, забранным решеткой.
Луч прожектора погас. Стало совсем темно: и в комнате, и за окном. Через некоторое время раздался голос Парийского:
- Алик, включи свет.
- А его нет, - отозвалась Инна, и комната осветилась трехрожковой люстрой.
- Где он? Где Волович, Клоун, Поляков?
- Алик пошел в магазин, а эти уехали.
Парийский поправил тонким пальцем очки на переносице и вздохнул. Затем спросил:
- Значит, ты хочешь, чтобы Волович устроил тебя на телевидение?
- Да.
После некоторого молчания, когда было слышно лишь, как стучал старый будильник, Парийский вздохнул и сказал с насмешкой:
- В гении метишь! Гении по блату... Так, так. - Он шевельнулся на койке. - А как насчет - возлюби отца и мать своих? Пойми, что твоя жизнь столь же величественна, что и жизни других прежде живших гениев. Гений - это тот, кто беззаботно возвышается над авторитетами, отвергнув их. Подавленные магией авторитетов - это всевозможные пушкиноведы (с наганами, как говорил Осип Эмильевич) и прочие веды! Гении - отчаянные личности, без страха идущие на штурм любой мысли, оставаясь при этом в рамках христианских заповедей, то есть этики. Без соблюдения этики это уже злодеи!
- Ты всегда говоришь так сложно, что я не понимаю, - сказала Инна.
- Чего же тут непонятного? Прегрешение пред душой человеческой. Душу гробят. Скоту корыто поставь, он и доволен. Мне стакана воды и черного хлеба достаточно, дай только душу открыть, дай возвыситься душою, дай поговорить, - сказал Парийский и взглянул на часы. - Который час? Не разгляжу. - Он пошевелил очки на переносице.
- Десять минут восьмого.
Инна подошла к шкафу с зеркалом в средней створке и принялась рассматривать себя.
- Я красивая?
- Красивая.
- Так почему же меня никуда не взяли! - воскликнула Инна. - Я понимаю, что комплекс красоты сбивает с толку. Ты сам говорил, что красивые женщины глупы, как правило. Но я стараюсь развиваться, читать... И тем не менее давит на меня эта красота... Институт культуры заканчиваю, а что делать, не знаю. У меня нет никаких целей. Вот Волович хлопочет на телевидении, в дикторы хочет устроить. А что такое диктор? Попугай. Читает чужие бумажки...
- Мы все читаем чужие бумажки, - вздохнул Парийский. - Едва родимся, как начинаем читать чужие бумажки. Зачем, почему? Не знаю. И никто не знает.
- И я не знаю.
Инна оглянулась, положила руки на бедра и погладила их со вздохом. Выражение лица у нее было оживленное. Подумав, она подошла к Парийскому и села на край кровати, сетка которой скрипнула. Парийский лениво обнял Инну за талию и привлек к себе.
Раздался звонок в дверь. Инна пошла открывать и вернулась с Аликом. Тот держал в руках две бутылки вермута.
- Холодно, - сказал Алик. - Надо к лету готовиться.
- Декабрь, а он - к лету, - сказала Инна, поправляя волосы перед зеркалом.
- Цыган шубу продает в декабре, - невозмутимо парировал Алик и черенком вилки сорвал белую пробку с бутылки. Пробка с шумным шлепком ударилась в потолок. Густая бордовая жидкость забулькала в чашки.
- Я не буду, - сказала Инна.
- Мы тебе такой смазки и не предложим, - сказал Алик, поднося чашку Парийскому, который продолжал лежать на койке.
После двух чашек Парийский заснул. Алик включил телевизор и сел на него. Экран светился без звука и без изображения. Инна подошла к двери, ведущей в смежную комнату. Дверь была крест-накрест забита досками.
- Все ушли на фронт, - сказала Инна.
- Зря все-таки он развелся, - сказал Алик и кивнул на спящего Парийского. - Хорошая была женщина. Саша. И дочка хорошая.
- Как скучно Парийский пьет, - сказала Инна.
- Скучно.
- Ты будешь смотреть телевизор, когда я буду вести программу "Время"? - спросила Инна, разглядывая себя в зеркало и поглаживая бедра ладонями.
- Без звука, - сказал Алик, встал с телевизора и, подойдя к Инне, обнял ее. - Хорошо заниматься любовью при свете и у зеркала.
В дверь позвонили, Алик с неудовольствием оторвался от Инны и пошел открывать. Шумно вошли Клоун с Поляковым. Клоун принес водки, а Поляков гитару.
Растолкали Парийского. Тот, зевая, поднялся на кровати и привалился спиной к спинке.
После того как выпили, Парийский попросил Клоуна:
- Витек, сделай эту...
Клоун, подбоченясь, сделал шаг вперед, выпятил грудь и тонким громким голосом отчеканил:
- Выступает солист ансамбля песни и пляски имени Александрова Борис Букреев. "На солнечной поляночке"!
И немыслимо высоким тенором азартно запел, пуча глаза:
На солнечной поляночке,
Дугою выгнув бровь,
Парнишка на тальяночке
Играет про любовь.
Играй, играй, рассказывай,
Тальяночка, сама
О том, как черноглазая
Свела с ума!
Парийский улыбался и в такт причмокивал губами. Поляков между тем настраивал гитару, и, когда Клоун закончил и поклонился, Поляков ударил по струнам и хрипловато запел:
Едем, едем в Братиславу.
Мчит наш БТР.
Уходи с дороги, дядя.
Контрреволюционер!
Едем мы не на гулянку
И не водку пить
Уходи с дороги, дядя,
Можем задавить!
И хором - Алик, Клоун, Инна и даже вполголоса Парийский - грянули припев:
И, траками играя,
Шумит-поет мотор!
Машина ты лихая,
Наш бронетранспортер!
Поляков, как и Клоун, был молод, только что демобилизовался, закончив службу в Чехословакии. Он был ранен в руку, делали операцию, одна рука стала короче другой, но действовала.
- Что моя воля, - сказал он. - Прикажут: квадрат 45! И я еду! Мы воюем не с людьми, а с квадратами! Так легче... Но мне горько было, когда вслед кричали: "Оккупант!"
Алик взял топор из-под кровати Парийского и молча пошел на улицу. Через некоторое время за окном послышался стук топора по дереву.
- Это другая реальность, - сказала Инна. Она выпила водки и немного захмелела. Сидела на стуле, положив ногу на ногу, при этом сильно обнажив их.
- Но это было у Чехова, - вяло проговорил Парийский.
- Мало что было! - воскликнул Клоун. - Что же теперь, Парийский, тебе без света жить! Правильно рубит. Днем, как ночью, в квартире!
Поляков бренчал на гитаре и поблескивающим взглядом смотрел на Инну.
- У тебя красивые ножки! - сказал он и подмигнул Клоуну.
Тот подошел к Инне сзади и обнял ее за плечи. Поляков резко встал, отложил гитару и подхватил Инну за ноги. Подняв Инну, друзья понесли ее к ванне, которая показалась из левой кулисы, где была заколоченная дверь. Инна взвизгнула и оказалась в воде.
- Как тепло! - сказала она.
- Который час? - спросил Парийский.
- Начало одиннадцатого, - сказал Поляков, потирая руки.
Парийский шмыгнул носом, снял очки и аккуратно положил их под подушку.
Через минуту он уже спал.
Верхний свет погас. Луч прожектора выхватил Инну, отжимающую платье над ванной. Из кулисы показался Клоун с биноклем в руках. Он поднес бинокль к глазам и навел его на обнаженное тело Инны.
- Что ты на меня смотришь? - спросила она, почувствовав на себе острый взгляд. - В чем мне теперь ехать?
- Это мы мигом, - сказал Клоун и развесил белье над газовой плитой на веревке. - Ты не уезжай, Инна! - с придыханием добавил он, смущенно отводя взгляд.
На сцену быстро вышел длинноногий Волович.
- Стоп! С этим стриптизом нас никто не выпустит!
- А с квадратом 45 выпустят? - усмехнулась Инна, прикрываясь пледом. - Нас даже с "Оптимистической трагедией" в вашей трактовке не выпускали.
Она ушла в кулису, из которой тут же появился в черной рясе Поляков - Священнослужитель из "Оптимистической трагедии". Низким голосом он зачитал текст по бумажке, которая была у него в руке: "Как угодно. Я хотел вам помочь. Я хотел спасти вам жизнь, а вы предпочитаете смерть. Вы ведь знаете, как это происходит. Разрыв тканей, окоченение. И первый червь проползет сквозь горло в нос. Глаза засыхают. Везде молчание... Так что ж, подумайте. Ведь ни у кого нет другой жизни, только эта единственная, такая крепкая..."
Из-за окна продолжал слышаться стук топора по дереву. Вошла Инна в черной кожанке с кобурой на бедре. За нею, крадучись, показался полуголый Клоун.
Стало тихо.
Инна извлекла бумажку из кармана, вгляделась в текст: - "Это не шутка? Проверяете?"
Клоун прошелестел своим текстом:
- "Н-но... У нас не шутят".
Инна прочитала:
- "У нас тоже". - Прикоснулась к кобуре и сказала: - Пух. Убит.
Затем продолжила чтение: - "Ну, кто еще хочет попробовать комиссарского тела? Ты? (Другому.) Ты? (Третьему.) Ты? (Стремительно взвешивает, как быть, и, не давая развиваться контрудару, с оружием наступает на парней.) Нет таких? Почему же?.. (Сдерживает себя и после молчания, которое нужно, чтобы еще немного успокоить сердце, говорит.) Вот что. Когда мне понадобится, - я нормальная, здоровая женщина, - я устроюсь. Но для этого вовсе не нужно целого жеребячьего табуна".
Инна сунула текст в карман кожанки, сняла ее и бросила поднимающемуся с пола Клоуну. Тот ушел с курткой в кулису.
- Спать хочется, - сказала Инна и потянулась.
На койке зашевелился Парийский, пошарил под подушкой, нашел очки и надел их.
- Который час? - спросил он.
В дверях показался Алик с топором, как дровосек. К его одежде налипли щепки.
- Светает, - сказал он, положил топор под кровать и сел на телевизор.
Парийский встал с койки, покачнулся и вытянул руки перед Собой. Руки сильно дрожали.
- Фу-у, - вздохнул он и сказал: - Надо снять колотунчик...
Этот "колотунчик" он произнес с заиканием и принялся копаться в ящике стола, шелестя обертками лекарств. Насыпав на ладонь штук семь разноцветных таблеток, Парийский заглотил их все сразу и пошел умываться.
На полу возле койки вповалку спали Клоун и Поляков. Когда Парийский ушел на работу, из кулисы показались Инна с Воловичем. Они быстро разделись и легли на свободную койку. Стемнело. Лишь голубовато светился экран телевизора, и поэтому были видны ноги Алика, продолжавшего сидеть на телевизоре.
Луч прожектора выхватил лицо Клоуна, глаза которого были открыты.
Клоун приложил ладонь к уху и прислушался к шепоту, доносившемуся до него с койки:
- Ты была с ними?
- Нет, не была.
- Какая ты крепкая...
- Какой ты большой...
Клоун сжал зубы, поморщился, как от боли, и зажал уши ладонями. Проснулся Поляков, сел, потер глаза пальцами. Его светлые волосы были всклокочены, а рыхловатое лицо припухло от сна и выпитого накануне.
- Пойдем на Ленивку, - сказал Поляков.
- Пойдем, - сказал Клоун и кисло улыбнулся.
Волович встал с кровати, накинул на узкие плечи пиджак и спустился со сцены в зал. Подойдя к режиссерскому столику, Волович зажег на нем настольную лампу, нащупал в кармане пиджака сигареты и, закурив, сел.
- На сегодня достаточно, - сказал, кашлянул, посмотрел на часы.
В верхнем фойе поблескивал паркет и стояли кресла в белых чехлах. Парийский сидел в одном из кресел и покуривал. Поляков, держа в руках гитару, подошел к нему, спросил:
- Ты завтра дежуришь?
- Да. А что? - белый тонкий палец прижал мостик очков к переносице.
- Сестру хотел показать.
Парийский в знак согласия кивнул и, увидев выходящего из зала Воловича, встал. Следом за Воловичем вышли Инна, Алик и Клоун.
Алик, почесав в задумчивости крючковатый нос, спросил у Парийского:
- Юраш, ну что, я сегодня заберу телек?
- Давно пора, - сказал Парийский, спускаясь по мраморной лестнице клуба к фойе, где была раздевалка.
Волович шел с Инной и о чем-то шептался. Клоун снял с вешалки шубу Инны и предложил ей одеться. Когда их глаза встретились, Клоун покраснел.
Когда вышли на улицу, шел легкий снежок, было темно, фонари горели тускло. По набережной пробегали редкие машины.
- Мы пройдемся до Балчуга, - сказал Волович, беря Инну под руку.
- Я с вами, - сказал Поляков, держа зачехленную гитару на плече, как полено.
- Привет! - сказал Парийский.
- Привет! - сказал Волович, поднимая воротник демисезонного пальто.
У трамвайной остановки брусчатка мостовой поблескивала, как чешуя свежемороженой рыбы. Парийский поскользнулся, чуть не упал, но его поддержал за локоть Клоун, на котором была короткая куртка, и он зяб в ней. Алик курил и смотрел задумчивым взглядом в сторону метро "Новокузнецкая", откуда ждали трамвая.
Парийский надел кожаные перчатки, которые были великоваты и кончики пальцев которых были загнуты, как воровские отмычки.
Вздохнув, Парийский сказал:
- Волович предложил подхалтурить в одной программе. Он делает какую-то муру в своей редакции. Я отказался. Вернее, принял это сообщение, как говорится, к сведению, не более. Тот период, когда я мог халтурить, миновал. Мне сорок лет. Что же из этого следует? То, что актерство - это замыкание на себе. И я замкнулся. Смотрю на окружающих и вижу, что они бегут от себя - вовне. Я же наоборот - извне давно уже иду в себя, пропустив внешний мир через свою душу. Только в этом случае можно чего-то достичь. Другого пути нет. И в этом отношении я превращаюсь в замкнутого, неинтересного для других индивида, живущего от времени до времени в поисках вдохновения.
Белый глаз трамвая вынырнул из-за деревьев, припорошенных снегом.
- Ты прав, - сказал Клоун, ежась в своей осенней куртке. - Прекрасно создавать нечто новое, совершенно свободно, без всякого образца!
Вагон был пуст и ярко освещен лампами дневного света.
- День на колесах в туннеле ночи! - громко сказал Алик.
Парийский опустился на красное сиденье, Алик и Клоун встали рядом, держась за поручни. Кроличья шапка, облепленная снегом, была глубоко надета на глаза Парийского, так что даже очки пришлось снять. Глаза Парийского, бледно-голубые, улыбнулись.
- Покровка еще торгует! - произнес Парийский.
Клоун провел покрасневшей рукой по заснеженным густым волосам (он ходил без шапки) и, вздохнув, сказал:
- Я пустой.
- У меня тридцать три копейки, - тоже с долей грусти сказал Алик и покосился на руку Парийского, которая полезла в карман.
- Сегодня за аборт Зинка полтинник отдала, - сказал Парийский и извлек из бумажника красненькую бумажку.
У Яузских ворот он вышел, а Клоун с Аликом поехали до дежурного магазина у Покровских ворот.
Выйдя из трамвая, Парийский пошел переулком к дому, который располагался в коротком Тессинском переулке, у Яузы.
Через некоторое время по черным строчкам его следов шли Алик и Клоун, достаточно быстро отоварившиеся.
- Купили бы хоть сырок зажевать! - с досадой в голосе сказал Парийский. - У меня ничего нет.
- Картошка есть? - спросил Клоун, выставляя на стол портвейна четыре бутылки - по 2 р. 20 к. и три бутылки жигулевского пива. - Жалко деньги на закуску тратить. Смотри, отличный портвейн! И пивко на утро!
- Ну, Витек! - усмехнулся Парийский, стаскивая галстук с шеи. - Рационалистичный ты человечек!
- Просто знаю, что нужно брать больше, - рассудительно ответил Клоун. - Все закроется, куда бежать. А мы хорошенько посидим, без затей.
- Чего там, конечно, - поддержал Алик.
На кухне стоял большой квадратный стол, покрытый выцветшей клеенкой. Тут же за полиэтиленовой занавеской была ванна. На газовой плите стояла сковорода с застывшим на дне жиром.
- Я никогда не мою, - сказал Парийский, садясь к столу и принимаясь открывать бутылку. - Сразу можно жарить.
Алик и Клоун в две руки быстро начистили картошки, нарезали ее на раскаленную сковороду.
Ни с кем не чокаясь, Парийский медленно выцедил стакан портвейна, облизал губы и сказал:
- Как говорил Пиранделло, жизнь надо или прожить, или в книгу вложить!
- Вчера бродил в Замоскворечье. Зашел во дворик, где родился Островский, и понял, что все его пьесы про деньги!
- Открытие, достойное дурака, - беззлобно сказал Парийский, откидываясь к спинке стула. - Островский писал не про деньги, а про нас. Это надо понимать! - подумав, Парийский обратился к Клоуну: - Витек, давай, спой!
Клоун не заставил себя долго ждать. Он встал, опустил руки по швам, скосил глаза к переносице и голосом кастрата завопил:
- Выступает солист ансамбля песни и пляски имени Бориса Александрова Иван Букреев! "На солнечной поляночке"!
Предвкушая удовольствие, Парийский улыбнулся, поправил очки и сложил руки на груди.