За окнами шел снег, по радио пел Утесов, в коридоре кричал, как ребенок, кот Васька, которого мать мыла в тазу особым мылом - от него, говорили в аптеке, пропадут блохи. Маленькая елка стояла в углу на телевизоре, и от нее приятно пахло хвоей. Елку купили и поставили вчера, но еще не наряжали.
Слава связал в узел грязное белье, которое мать просила отнести в прачечную, и сунул узел в большую спортивную сумку. Затем Слава подошел к зеркалу, склонил голову и принялся рассматривать пробор, тонкой белой жилкой выделявшийся даже на светлых, слегка вьющихся волосах, потому что накануне Слава аккуратно выбрил этот пробор. Убедившись в безукоризненной прямизне пробора, Слава поднял воротничок сорочки, надел и завязал тонким узлом галстук, затем, опустив воротничок, застегнул длинные уголки этого воротничка на перламутровые с четырьмя дырочками пуговицы.
Приехал Вадим, с некоторой завистью оглядел Славу и сказал:
- Где ты только достаешь такие вещи?
Слава подправил маникюрной пилочкой свои белые ногти, басовито ответил:
- Батничек мать спроворила, а щузню взял у комка.
"Щузня" - мужские полуботинки - была из дорогостоящей кожи, лаково-желтой, с узором из мелких дырочек на носах.
В темном полированном серванте вместе с хрусталем стояло несколько книг, среди которых Вадим заметил двухтомник Есенина.
- Читал? - кивая на него, спросил Вадим.
- Некогда читать, - сказал Слава, беря с низенького столика деньги и убирая их в новый кожаный бумажник. - Хотя "Собаке Качалова" читал. Ничего...
Пятнадцатиметровая комнатка была перегорожена. На двери перегородки висели шелковистые занавески. За перегородкой был угол матери: кровать, шкаф, тумбочка. Слава спал в большей половине на раскладном кресле.
Вошла мать с завернутым в махровое полотенце котом. Мать была высокой, красивой женщиной с пышной прической и голубыми глазами. Положив кота в кресло, мать прошла на свою половину, быстро сбросила халат, и Вадим увидел ее обнаженную прямую и белую спину. Вадим стыдливо отвернулся.
- Слава, - сказала мать, - застегни-ка!
Краем глаз Вадим заметил, как мать накинула на плечи бретельки, завела руки за спину и оглянулась, ожидая помощи сына. Слава неторопливо застегнул пуговицы.
Вадим не мог понять, почему мать Славы не стесняется двадцатидвухлетних парней.
Кот тщательно вылизывал свою влажную шкурку.
- Захвати еще мою юбку, - сказала мать и неодетая вышла в большую половину комнаты. Она принялась отыскивать юбку в нижнем отделении серванта, нагнувшись и положив одну руку на бедро.
Вадим почувствовал неловкость, покраснел и, чтобы не выдавать своего смущения и не созерцать далее соблазнительные формы сорокалетней женщины, поспешно вышел в коридор.
У окна на табурете сидел сосед, тощий и лысый токарь Коля, курил сигарету через черный самодельный мундштук. На полу еще были видны брызги от мытья кота.
- Удумала чего, - сказал Коля, щурясь от дыма, - котов мыть!
- Дрессированный, раз дается мыться, - дружелюбно сказал Вадим, глядя в окно на кирпичную стену, на заснеженный куст, на идущий крупными хлопьями снег.
- Рублевочкой не разживешь? - тихо спросил Коля.
Вадим усмехнулся и отрицательно покачал головой.
Из уборной вышла старуха, другая соседка, принюхалась и со злобой сказала:
- И курят, и курят, дышать нечем!
- Шла б ты отсель, Ивановна, пока чувствую равнодушие! - прикрикнул на нее Коля.
Появился Слава, одетый в дубленку и пыжиковую шапку, с объемистой сумкой. Вадим нацепил на голову своего кролика, надел ратиновое осеннее пальто. Шли вдоль линии железной дороги. К вокзалу бежала электричка, повизгивая колесами на стрелках.
- Отец обещал мне сделать однокомнатную квартиру, - сказал Слава, поджигая сигарету фирменной американской зажигалкой.
- А кто твой отец? - спросил Вадим, впервые услышавший от Славы об отце.
- Зампред исполкома, - сказал с долей неподдельной гордости Слава.
- А чего ж с ним мать разошлась? - спросил Вадим. Вспомнив как мать переодевалась при нем, он смутился, и глаза его заблестели.
- Отец влюбился в другую. Она и сейчас - во! - поднял большой палец в замшевой перчатке Слава. - Ножки, фигурка, губы, ресницы... А моя сводная сестренка! - чмокнул Слава губами. - Уже готова, хотя ей нет и семнадцати!
В прачечной Слава разлюбезничался с молоденькой приемщицей. Слушая его болтовню, Вадим смущался, но внутренне завидовал Славе, как тот легко знакомится и как, наконец, вынуждает девушку дать ему свой телефон.
После химчистки доехали до "Елисеевского" за покупками к новогоднему столу. Глядя на огромную люстру под высоким лепным потолком, Вадим спросил:
- Говорил насчет меня?
- Я и забыл тебе сказать, что все в порядке, - сказал Слава, пересчитывая деньги. - Говорил с Чистопрудовым. Он тебя возьмет. Сразу после праздника позвони ему и подъезжай.
В "Елисеевском" приятно пахло кофе и яблоками.
II
В комнате погасили свет и включили лампочки на высокой елке. Женя, хозяин, зажег на столе свечи. Вадим сидел рядом с полной Татьяной и рассказывал ей о том, как привез из армии целый чемодан списанных книг. Татьяне было неинтересно слушать, она все ждала, когда Вадим пригласит ее танцевать.
Слава, обеспечивший Вадима этой полной Татьяной, уже танцевал с Надей, вернее, стоял с ней в полумраке у елки, целовал взасос и гладил обеими руками по спине, талии и еще гораздо ниже.
- Десятитомник Достоевского удалось списать, - говорил Вадим. - Я обалдел, когда читал "Мертвый дом"...
Вдруг Татьяна обхватила его могучей рукой и впилась в его губы своими потрескавшимися сухими губами. Вадим закрыл глаза и представил, что его целует прекрасная Ольга Игоревна, мать Славы. Повинуясь Ольге Игоревне, он встал и, ведомый ею за руку, пошел в страхе предчувствуемого таинства любви в ванную. Женская рука закрыла ванную на крючок и принялась темпераментно шарить по телу Вадима, как будто обыскивала на контрольно-пропускном пункте.
Они стояли в темноте у стены. Женщина сильно дышала носом.
- Ну, что ты, как теленок, ждешь! - шепнула она на ухо, укусив это ухо, нашла своей рукой руку Вадима и крепко, по-мужски, ее сжала.
Вадиму стыдно было самого себя, что он, двадцатидвухлетний парень, не знал еще женщин.
- Подожди, - сказал он, чтобы как-то оттянуть развязку.
Голос Татьяны, так не похожий на голос Ольги Игоревны, вывел Вадима из забытья, и ему вдруг стало стыдно еще и оттого, что он прячется ото всех с этой кубышкой в ванной. Но Татьяна не слушала его, что-то шептала, и все крепче сжимала его руку. Вадиму было неприятно.
В дверь резко постучали, послышались голоса соседей, а затем и голос Жени:
- Вадим, тут людям ванна нужна!
Вадим с радостным облегчением вздохнул, протянул руку к крючку, чтобы открыть дверь, но Татьяна на мгновение остановила его и поцеловала в лоб, как покойника.
Сосед в майке, с татуированной на груди змеей вокруг лезвия кинжала, с бельевым баком в руках недовольно бросил:
- Нашли место шуры-муры разводить!
- Да ладно-ть, - шикнула на него худощавая жена, - полизаться уж им что ль нельзя?!
Покрасневший Вадим быстро прошел в комнату Жени. Слава сидел на диване у елки, а на коленях у него была Надя. Девушка Жени лежала под одеялом на кровати.
- Чего ты в ванную полез! Тут что ли места мало? Вон, ложитесь на пол. Сейчас раскатаю матрац вам. - И с ухмылкой подмигнул Татьяне.
Женя включил свет, чтобы найти в шкафу матрац. Вадим взглянул на полную Татьяну, на ее круглое румяное лицо с двойным подбородком и темными усиками над верхней губой, взглянул и поморщился, как от сильной боли в голове. Слава погладил Надю по плечу, с какой-то обидой сощурил глаза и крикнул:
- Туши фонарь!
Вадим посмотрел и на него, и на его Надю, и на лежащую под одеялом девушку Жени, и на серебристые шары на елке. Вадиму стало очень грустно. Он оглянулся на Татьяну и показал ей язык.
- Дурак! - крикнула та.
- Га-га-га! - захохотал Слава.
Вадим схватил пальто и шапку и бросился вон. На улице было светло от снега и от горящих в домах окон. Вадим быстро пошел вдоль железнодорожных путей к дому Славы, то есть к дому его матери, Ольги Игоревны. Вадим часто дышал и все еще не мог успокоиться от нанесенной ему, как он считал, Татьяной обиды.
Не может же он заниматься этим с каждой встречной-поперечной!
Вадим вошел во двор, двинулся вдоль кирпичной стены к окнам комнаты Ольги Игоревны. Ветка куста ударила Вадима по щеке, но он не почувствовал этого удара, потому что увидел в освещенной комнате Ольгу Игоревну. Она была в нарядном голубом платье с белым шалевым воротником, с красивой прической, высокая, статная, крупная женщина, единственная на всем белом свете, потому что все женщины терялись в воображении Вадима рядом с Ольгой Игоревной.
- Будь со мной, будь со мной всегда ты рядом, - прошептал Вадим одними губами и привалился спиной к кирпичной стене.
За прозрачными занавесками была хорошо видна комната, стол, празднично накрытый. За столом кроме Ольги Игоревны сидели две женщины и мужчина.
Через час у Вадима так замерзли ноги, что он их не чувствовал. Наконец гости стали собираться домой.
Вадим услышал голоса у подъезда, шаги. Ольга Игоревна вернулась в комнату, стала убирать со стола. Когда она подошла близко к окну, Вадим против воли сильно постучал в стекло и застыл от волнения. Ольга Игоревна вгляделась в окно, узнала Вадима. На лице ее вместе с улыбкой выразилось удивление. Подумав, она вскинула брови и жестом руки пригласила Вадима зайти.
- Ты откуда? - спросила она, когда Вадим вошел в коридор. - Где Слава?
Бледнея и заикаясь, Вадим сказал:
- Можно я побуду у вас. Ноги окаменели от мороза.
- Конечно! - рассмеялась Ольга Игоревна, проводя Вадима в комнату. - Раздевайся... А где же все-таки Слава?
- У Жени.
Вадим разделся и сел в кресло.
- Можно я и ботинки сниму? - спросил он.
- Что за вопрос, - улыбнулась Ольга Игоревна. - Будь как дома.
Вадим тер онемевшие пальцы ног до тех пор, пока их не стало покалывать.
Потом пили чай и разговаривали о пустяках.
- Я тебе кресло сделаю, - сказала Ольга Игоревна.
Когда постель была готова и свет был погашен, горела лишь настольная лампа за перегородкой, Ольга Игоревна сходила умыться. Вернулась она с мохнатым полотенцем на плече и от нее пахло земляничным мылом. Халат был расстегнут, так что Вадим, стоявший у приготовленного для него кресла, видел и шею, и грудь.
Ольга Игоревна не пошла сразу в свой угол, а остановилась возле Вадима, с усмешкой заглянула в его глаза.
- В твои годы нужно веселиться, ухаживать за девушками, влюбляться.
Вадим медленно расстегивал свою рубашку, боялся смотреть на лицо Ольги Игоревны.
- Я уже влюбился, - вдруг, подавляя волнение, прошептал он и почувствовал, что во рту все пересохло.
- Ну-ну, - сказала Ольга Игоревна и пошла к себе.
- Я люблю... люблю вас! - сказал он.
Почти машинально он сделал несколько шагов, приблизился к Ольге Игоревне и, ничего не соображая, неуклюже взял ее двумя руками за талию. Глаза их встретились, и по расширившимся зрачкам Ольги Игоревны Вадим догадался, что и она его любит. Однако Ольга Игоревна легко высвободилась из объятий и шутливо бросила:
- Я же для тебя старуха, на восемнадцать лет старше... И потом в любую минуту может прийти Слава...
- Он не придет, - горячо проговорил Вадим.
- Одумайся, ложись в кресло, - сказала Ольга Игоревна. - Я же мать твоего друга. Подумай, это же немыслимо, не укладывается в голове! - последние слова она проговорила с чувством.
Вадиму вдруг стало невыносимо совестно, он вернулся к креслу, торопливо разделся и лег под одеяло. Он лежал, затаив дыхание, и ему было слышно, как раздевается Ольга Игоревна, как поскрипывает ее кровать, как шелестит крахмальный пододеяльник.
Свет погас.
Слышен был стук будильника.
Через некоторое время Ольга Игоревна сказала:
- Вадим, там в серванте лежит шкатулочка с лекарствами... Принеси, пожалуйста, ее мне...
- Сейчас...
В ее половине зажглась настольная лампа.
Вадим быстро встал, открыл дверцу серванта, нашел шкатулку и, дрожа, пошел на половину Ольги Игоревны.
Из-под одеяла выглядывала белая рука. Вадим нагнулся и раскрыл перед лицом Ольги Игоревны шкатулку. Рука отвела шкатулку в сторону...
- Мальчик мой, как же я тебя люблю! - сказала Ольга Игоревна вполголоса.
III
Из проходной телецентра на Шаболовке Вадим позвонил начальнику цеха осветителей киногруппы Ивану Степановичу Чистопрудову. Затем получил пропуск и, предъявив его милиционеру, ступил на территорию телецентра. Была оттепель. Серый снег хлюпал под ногами, но на ажурной Шуховой телебашне был белым, воздушным.
Чистопрудов оказался высоким, плечистым мужиком с широкоскулым крестьянским лицом. Он сидел за столом на железных антресолях в осветительном цеху, напоминавшем сарай. К Чистопрудову вела железная лестница, наподобие тех, что называются "пожарными".
- Ну, чаво, пацан, робить будем? - спросил грубоватым голосом Чистопрудов и сдвинул потрепанную мерлушковую шапку на затылок.
Вадим не предполагал, что на телевидении работают такие "ископаемые" мужички. Когда шел сюда, виделся, представлялся начальник интеллигентный.
Внизу топали, сильно стучали приборами вернувшиеся со съемки осветители. Послышался металлический удар: уронили на дощатый пол огромный черный прожектор. Чистопрудов запустил вниз с антресолей многосоставным матом. В ответ получил не менее оригинальное непанибратское матосочетание, достойное разухабистой пивной.
- Дорохвеев! - крикнул Чистопрудов. - С собой возьмешь энтого пацана. - Ткнул корявым пальцем в Вадима.
В другом конце антресолей, у раскрытой двери каптерки, играли в шахматы. От толпы играющих отделился пожилой человек с простецким лицом, приблизился по узкому балкончику антресолей к Вадиму, спросил:
- Варежки получил, как тебя?
Вся эта публика явно не нравилась Вадиму. Он снисходительно ответил:
- Простите, зачем мне варежки, я же не картошку копать пришел.
Дорофеев тупым взглядом красных глаз осмотрел Вадима, усмехнулся, зычно втянул в себя сопли и харкнул на металлический пол.
- Бычок! - крикнул Дорофеев, закуривая "Памир". - Покаж новичку проводочки! - И толкнув в спину Вадима к лестнице, добавил: - Пять "дигов" и две коробки.
Высокий Бычок, одетый модно, как бы Слава сказал: "под фарцу", положил руку на плечо Вадиму, когда тот спустился вниз, подвел к толстому кабелю, висевшему на крюке, и сказал тоном наставника:
- Старичок, бери и выноси на улицу. Сейчас машина подойдет.
На полках вдоль стен стояли осветительные приборы: огромные "диги" и "десятки", поменьше - "полтинники" и "двадцатьпятки", совсем маленькие - "бебики". В торцы полок, обитых кровельным железом, были вколочены крюки, на которых висели кабели разного сечения, как хомуты на конюшне. Тот моток кабеля, к которому Бычок подвел Вадима, был самый толстый, с внушительными крючковатыми медными клеммами.
У Вадима едва хватило сил, чтобы сбросить кабель с крюка на пол. Глядя на этот черный моток, Вадим понял, что пришел работать не туда, куда хотел, что все иллюзорные представления о телецентре рухнули в одну минуту.
Вадим ухватил кабель, связанный в двух местах веревкой, за клеммы и волоком потащил на улицу. Асфальтовый двор был широк. У дверей осветительного сарая курили осветители. Вадим, разочарованный и подавленный, тоже закурил, став в сторонке. К нему подошел худощавый молодой человек, сказал:
- Ты не переживай. С "дигами" мы редко работаем. В основном - с "зеркалками". Легкие ящички, тонкий провод, штативы компактные.
- А вы давно здесь работаете? - спросил Вадим.
- Третий год.
- Я только до лета, - сказал взволнованный Вадим, как будто ему кто-то грозил трехлетним сроком работы в этом сарае, - и в институт.
- Можно здесь работать и учиться, - сказал щуплый молодой человек. - Я во ВГИКе на экономическом, на втором курсе...
- Да-а?
- Да. Жду места. Администратором не хочется. Пойду сразу на директора картины.
- А вы Славу Тимофеева знали?
- Он в телеоператорах. Год у нас отработал, дождался местечка и махнул в телеоператоры.
Шумно подкатил к дверям сарая грузовик, гремя бортами.
- На "Серп и молот"! - сказал шофер.
Дорофеев голосом армейского старшины крикнул:
- Кончай перекур!
Бригада осветителей принялась быстро загружать машину. Носили из сарая тяжелые "диги", такие же тяжелые неуклюжие треножные штативы на колесах, провода, распределительные коробки. Следом за грузовиком подъехал автобус. Осветители сели в него, закончив погрузку, и поехали к выходу. Дорофеев бросил Вадиму новые брезентовые рукавицы.
В заводском цеху стоял металлический грохот. Бригада осветителей устанавливала прожектора на штативы, разматывала провода, коммутировала их. Дорофеев молчаливо ходил между приборами, глубокомысленно молчал, изредка поправляя галстук. По всему было видно, что перед заводскими работягами он хотел казаться иным человеком, чем был на самом деле, то есть представителем сферы культуры. Это у него плохо получалось, и Вадим усмехнулся, поглядывая на его простецкое лицо и потертый черный костюм.
Да и другие осветители держались надменно по отношению к заводчанам. Когда те что-нибудь спрашивали, осветители или величественно молчали или говорили что-нибудь сквозь зубы, типа: "Контровой не очень удачно поставлен, и рисуночек боковым надо подыграть".
Если осветители держали себя надменно в отношении рабочих завода, то столь же надменны были по отношению к осветителям кинооператор, его ассистент, звуковик и автор двухминутного сценария для "Московских новостей".
Вспыхнули голубоватые дуги между угольными электродами "дигов", цех осветился.
Ассистент кинооператора небрежно бросил Вадиму:
- Что ты, как этот, куда светишь? Дай чуть-чуть в потолок!
Ассистент был в батнике и в замшевой куртке и чем-то напоминал Славу, не внешне, а манерами.
Вадим с некоторой обидой поправил прибор.
В конце пролета показался коренастый мужичок, ведомый под руку автором сценария. Когда они приблизились, Вадим разглядел на лацкане мужичка золотистую звезду Героя. Мужичок был лыс, розоват, упитан, подвижен.
Он подошел к станку, оглядел его, затем надел прямо на костюм засаленный черный халат, застегнув его на верхнюю пуговицу, чтобы белой сорочки с галстуком не было видно, и нацепил на изнеженную лысину берет с поблескивающими на нем опилками.
- Так! - воскликнул кинооператор. - Свет можно погасить. Пока. Порепетируем.
Вадим закурил в отведенном месте. На лавке сидели заводские рабочие.
- Что это за диво привезли? - спросил Вадим, кивая на переодетого Героя.
- А-а, - протянул один рабочий. - Такая падла, пробы ставить негде! Тут нам все мозги полоскал, за звездочку выкобенивался. Бывают же такие скоты!
- Ладно-ть тебе, Гриш! - успокоил его пожилой рабочий. - А то еще узнает и прижмет.
- Я ему прижму! Всю кровь выпил, пока тут был. Слава богу, туды взяли! - рабочий кивнул вверх.
Снимали фиктивного станочника часа три, потому что он не мог связно проговорить заранее заготовленный текст, все время путался.
Вечером усталый Вадим сидел в кресле у телевизора и жадно ждал "Московских новостей". Отчим, полковник МВД, шелестел газетой рядом.
- Вот он! - вскричал Вадим, когда пошел сюжет об "ударнике коммунистического труда".
Отчим сквозь очки смотрел на работающий станок, на рабочего в засаленном халате и в берете.
- Норму выработки я выполняю регулярно на два месяца вперед... В настоящее время я тружусь в счет следующей пятилетки.
- Вот негодяй! - воскликнул Вадим. - Его на заводе никто не видит, а он тут о нормах!
- Не горячись, - сказал отчим. - Об этом только ты и знаешь. А для народа это имеет большое воспитательное значение.
IV
Принесли заявки от кинооператоров на свет. Чистопрудов разбрасывал осветителей по бригадам: кого на завод, кого на фабрику, кого в театр, кого в школу... То есть туда, где собирались снимать очередные сюжеты для новостей.
Вадима распределили на фабрику "Красный Октябрь" с бригадиром Борей Чесалиным, разбитным сорокалетним человеком, с золотым зубом, в замшевом пиджаке и в замшевой "щузне".
Пару зеркалочек положили в багажник микроавтобуса, прихватили оператора с ассистентом и автора.
Оператором оказалась миловидная молодая женщина Марина.
Когда ехали, она сказала ассистенту:
- Вчера читала "Живаго". Стихи прекрасны, а проза не очень. В общем, роман слабенький.
- Я бы не сказал, - ответил ассистент.
- Но исключить из союза такого поэта! - воскликнула Марина.
Вадим разволновался и, глядя на Марину, продекламировал:
Гул затих. Я вышел на подмостки...
Марина взглянула на осветителя удивленно, как бы не веря, что среди осветителей есть знающие Пастернака люди.
- А "Гефсиманский сад" знаете? - спросила она с придыханием. Голосок у нее был тонкий, детский.
- Наизусть нет.
В карамельном цеху Боря Чесалин сказал Вадиму:
- Не перебивай аппетит. Терпи до шоколадного. С зеркальными лампами работать было приятно и легко. Начальник шоколадного цеха пригласила в свой кабинет, куда принесли ведро какао на молоке, а на столе высилась гора любых шоколадных конфет и плиток шоколада.
- Кушайте на здоровье! - сказала начальница и вышла.
- Как вы думаете, - спросил у Марины Вадим, - я смогу поступить на операторский во ВГИК?
- Если умеете фотографировать, то почему бы нет, - сказала Марина, надкусывая белыми зубами круглую конфету с ромом.
Вадиму нравилась ее приветливая, веселая улыбка, кроткий взгляд, детский голос, вообще вся она, маленькая, хорошо сложенная, одетая в простое серое платье, своим видом она должна была возбуждать в скучных людях чувство умиления и радости. Напившись горячего какао и насытившись шоколадом, направились на съемку в цех.
- Поснимай, - сказала Марина ассистенту, а сама задумчиво отошла к окну, которое выходило на набережную.
Вадим с Чесалиным быстро поставили свет, ассистент дал подержать кинокамеру Вадиму, пока замерял освещенность экспонометром. Вадим посмотрел через окуляр камеры на Марину.
Асисстент принялся снимать, а Вадим подошел к Марине.
- Вы "Записки из мертвого дома" читали? - спросил он.
- Нет, - подумав, ответила Марина. - Я вообще не люблю Достоевского. Он плохо писал. Не художественно. Все это - черновики, не отделано. Пыталась несколько раз начинать "Бесов", но так и не смогла втянуться.
- Напрасно, - сказал Вадим. - В конце "Мертвого дома" отбивают заклепки, кандалы падают, арестанты отрывистыми, грубыми голосами говорят: "С Богом!". Да, они говорили: "С Богом!". И думали, что их ждала новая жизнь, свобода, воскресенье из мертвых... То же чувство испытал я, когда дождался минуты демобилизации из армии. Вы знаете, темный народ у нас в стране, необразованный. В Москве мы еще видим проблески культуры, а там, - куда-то за окно махнул рукой Вадим, - все та же дикость, какая и при Достоевском была. Никто в гарнизоне ничего не читал. А если и читали, то газеты да развлекательную чушь типа "Двенадцати стульев"...
- Вы впечатлительный мальчик, - сказала Марина и улыбнулась. - Вам трудно будет жить. Прошла минута в молчании.
- Вы снимаете то, что хотите? - спросил Вадим.
- Если бы! - усмехнулась Марина.
Подошел Чесалин, сверкнул золотым зубом:
- Предлагают коробку шоколадок, - сказал он.
- Нас на проходной не выпустят, - сказала Марина.
Чесалин вытянул шею и подмигнул. Взяли черный мешок, в котором заряжали пленку, засунули в него коробку с шоколадками: 100 штук. Мешок положили в кинооператорский чемодан, сверху камеру. На проходной черношинельный вахтер бросил беглый взгляд в микроавтобус и разрешительно махнул рукой. Поехали. Чесалин вытащил мешок, вскрыл коробку и поделил шоколадки на пятерых, включая шофера.
С этими шоколадками Вадим зашел в студию "Б", где у телевизионной огромной камеры стоял Слава. Когда к нему подошел Вадим, Слава снял наушники, сказал:
- Мы тут малость в парке культуры, - пауза, - и горького отдыха... Будешь? - От него довольно сильно пахло вином.
- Что? - спросил Вадим, протягивая Славе шоколадку в обертке.
- О, закусон! - воскликнул Слава и подозвал другого оператора, от которого тоже веяло спиртным.
Слава разломил шоколадку и половину протянул коллеге.
- Что тут у вас? - спросил Вадим, кивая на декорации.
- Съемка с монитора, балет, - сказал Слава.
Вадим взялся за рога телекамеры, посмотрел в экран.
- Идиотская работа, - сказал он. - Каждый сможет. Это же телевизор! Смотри, резкость подкручивай, панорамируй...
Слава обидчиво вытянул губы.
- Идиотская работа у тебя, - сказал он грубовато. - У осветителя. Плебейская работа! А у нас, - обвел широким жестом руки студию Слава, - творческая!
- В таком случае, - не сдавался Вадим, - у каждого, кто сидит перед экраном, - работа творческая!
- Будешь? - не обращая внимания на язвительность Вадима, повторил вопрос Слава.
- Что? - непонятливо пожал плечами Вадим.
Слава извлек из заднего кармана брюк плоскую коньячную бутылку и с улыбкой посмотрел на Вадима.
- С какой радости? - простовато сказал Вадим, усмехаясь.
- Просто так, - сказал Слава, поправляя узел галстука.
- Нет, - сказал Вадим, оглядывая отутюженного, модного Славу, и спросил: - Ты сегодня когда освободишься?
В студии было душновато от горячих софитов и пахло краской и столярным клеем от декораций.
- Сегодня до упора, часов до двух ночи.
- Ну, ладно, поеду домой, - сказал Вадим и добавил: - Сегодня был на "Красном Октябре" с прекрасным оператором...
- С кем? - Слава опустил глаза на свои импортные туфли.
- С Мариной...
- О, Мариночка! - сказал Слава и, поднеся щепоть к губам, звучно чмокнул. Белой жилкой мелькнул пробор.
Вадим почувствовал досаду на Славу, страх и удовольствие оттого, что ему можно сейчас поехать к Ольге Игоревне. Лицо Вадима в этот момент покраснело густым малиновым румянцем. Слава дружелюбно хлопнул по плечу Вадима, мельком взглянул на окна аппаратной, хлебнул из горлышка коньяку, кашлянул и с видом облеченного властью человека надел наушники и взялся за ручки телекамеры.
Уже смеркалось, когда Вадим свернул в подворотню и пошел вдоль щербатой кирпичной стены, поскрипывая снегом.
Окно светилось.
Вадим увидел лицо и плечи Ольги Игоревны, сидевшей глубоко, немного сгорбившись в знакомом кресле. По этой позе и по легким движениям тела, по опущенной низко голове заметно было, что она занята рукоделием. Вот она внезапно выпрямилась, подняла голову и глубоко вздохнула, затем неожиданно быстро, с тревожным выражением повернула лицо к окну.
V
Золотые волосы Ольги Игоревны падали крупными локонами на плечи, ясные, чуть-чуть влажные голубые глаза смотрели доверчиво и кротко. Цвет этого красивого, правильного лица поражал Вадима своим ровным, нежным тоном, совсем юным.
- Любовь к вам, Ольга Игоревна, - какая бездна тайны, какое наслаждение и какое сладкое, острое страдание! - вдруг сказал восторженно Вадим.
Он рассеянно и неловко улыбался, но тотчас же хмурился и бледнел, пугаясь нелепости и прямизны своих слов.
- Да, да... это так... Ну, хорошо...
Вадим смотрел на нее сияющими влюбленными глазами, не выпуская из своей руки ее руку.
- Вадик, - сказала Ольга Игоревна шепотом, - нет, правда, не забывай меня. У меня теперь единственный человек, с кем я, как с родным, - это ты. Слышишь?
Вадим испытывал странное состояние, похожее на сон, на сладкое опьянение каким-то чудесным, не существовавшим на земле напитком.
Вдруг Ольга Игоревна спросила тихим, вздрагивающим голосом:
- Вадик, хорошо тебе?
Он нашел губами ее руку, затем взволнованно проговорил:
- Вы необыкновенная, прекрасная. В вас какая-то загадка, я не понимаю, какая... Но... Все это мне кажется противозаконным, я боюсь и вместе с тем совершаю...
Она засмеялась, и этот низкий, ласкающий смех отозвался в груди Вадима радостной дрожью.
- Милый Вадик! Милый, добрый, трусливый, милый Вадик! Я ведь тебе сказала, что это тайна наша. Мне должно быть страшнее, я многое повидала в жизни... Не думай ни о чем, Вадик. Знаешь, отчего я такая смелая с тобой? Нет? Не знаешь? Я же в тебя влюблена!
Вадим вздрагивал, гладя ее волосы.
- Ольга Игоревна... Ольга... Оленька! - произнес он благодарно. Ему хотелось сказать ей еще что-нибудь необыкновенно приятное, искреннее, красивое, такое же красивое, как она сама. И он сказал страстно: - О, милая!
- Подожди... Слушай меня. Это самое важное. Я тебя сегодня видела во сне. Это было удивительно. Где-то играла музыка, и мы с тобой танцевали...
Чем дольше Ольга Игоревна говорила, тем сильнее становилась грусть Вадима. Ему почему-то было жаль и себя, и Славу, и Ольгу Игоревну. Вадим ясно видел ее глаза, которые стали огромными, голубыми-голубыми и то суживались, то расширялись, и от этого причудливо менялось в свете настольной лампы все ее знакомо-незнакомое лицо. Была ли у Вадима зависть к ее зрелой красоте, или он жалел, что эта необыкновенная женщина досталась ему на краткое мгновение, случайно, и никогда не будет всегда с ним, или он смутно чувствовал, что ее красота только ему кажется таковой, а другие люди, быть может, вовсе и не считают это красотой, но грусть Вадима была тем особенным чувством, которое возбуждается в человеке именно созерцанием настоящей красоты. Он это знал наверняка. И чтобы очнуться от этой грусти, он сделал над собой усилие и сказал: