Действие происходит на планете Љ 675432567961267/ NSG/ 009 по звездному каталогу, более известной в обиходе под другим названием - Земля.
Сцена разделена на три игровые зоны: центральную, левую и правую. Освещение подается на них по ходу действия. В центральной зоне установлен телевизионный экран.
Пролог
На правой стороне сцены установлена судейская кафедра. Кендалл стоит с поднятой для присяги рукой.
Голос. Назовите себя.
Кендалл. Виктор Кендалл.
Голос. Виктор Кендалл, вы находитесь перед судом. Клянетесь ли вы говорить правду, только правду и ничего, кроме правды?
Кендалл. Клянусь.
Голос. Итак, делайте ваше заявление.
Кендалл. Ваша честь, я хочу убить человека.
Голос. Это очень серьезное заявление. Повторите еще раз в знак серьезности вашего заявления...
Кендалл. Я хочу убить человека.
Голос. Преследуете ли вы какие-либо политические цели? Если да, то суд не может рассмотреть ваше заявление.
Кендалл. Нет, ваша честь.
Голос. По закону вы можете не называть имя человека, которого вы хотите убить. Но вы обязаны сообщить мотивы.
Кендалл. Этот человек совершил целый ряд преступлений.
Голос. В таком случае, почему вы не обратились к правосудию?
Кендалл. Преступления, которые совершил этот человек, не входят в юрисдикцию обычного суда. На Земле нет законов, защищающих личность от таких преступлений.
Голос. Вы можете их назвать?
Кендалл. Да, ваша честь. Этот человек предал друга, убил в себе совесть, уничтожил понятие порядочности и чести, украл чужие мысли.
Голос. И вы считаете это достаточным поводом для убийства? Да на Земле такие преступления совершаются много веков каждую минуту по тысяче раз! Не слишком ли жестокое наказание вы избрали?
Кендалл. Нет, ваша честь, я хочу создать прецедент.
Голос. Этот человек - мужчина или женщина?
Кендалл. Преступления такого рода совершаются вне зависимости от пола.
Голос. Виктор Кендалл, cуд выслушал вас и по закону я обязан еще раз спросить вас: не отказываетесь ли вы от своего заявления?
Кендалл. Нет, ваша честь.
Голос. В таком случае суд, пользуясь правом, предоставленным ему законом, приговаривает вас к превентивному заключению сроком на семь лет каторги с отбыванием наказания на неосвоенных планетах. В случае, если вы откажетесь от намерения убить человека, обратитесь к администрации, и вы будете немедленно освобождены. Никакой компенсации за пребывание на каторге вы не получите и, в случае совершения вами преступления, будете отбывать наказание без зачета проведенного на каторге времени. Суд вынес свое решение.
Удар молотка. Свет гаснет.
Действие первое
Понц, телевизионный ведущий готовится к прямому эфиру. Его изображение видно также и на телеэкране.
Понц. Так, дай-ка на меня еще света. Достаточно. Возьми меня крупнее. Так. Проверим звук: раз, раз, раз... Отлично. Эфир!
Дамы и господа, привет! Это я, ваш любимый Гарри Понц. Сегодня тридцать первое июня 2232 года, восемь часов утра. Я стою на площадке ля встречающих международного космического терминала имени Гагарина-Армстронга. Через несколько минут сюда приземлится самый знаменитый тюремный звездолет "Александр Солженицын". На Землю прибывает первая в этом году партия допреступников. И среди них есть двое, которые наверняка заинтересуют каждого жителя Земли.
Запомните их имена - Виктор Кендалл и Отто Кранц. Но какие бы имена им не дали родители, отныне у них одно на двоих. И это имя - Смерть!
Вы слышите этот рев! Через пару минут звездолет "Александр Солженицын" приземлится в нашем космопорте. Я бегу навстречу нашим героям, а вам представляю нашего консультанта по современной юриспруденции доктора Энтони Хаббла.
Пожалуйста, мистер Хаббл.
Ведуший убегает, а на экране появляется седовласый доктор юриспруденции.
Хаббл. Здравствуйте, дамы и господа! Вы, конечно, знаете, что вот уже почти столетие на Земле существует институт допреступности. Ха-ха, все мы, так сказать, допреступники... Шутка. А если серьезно, допреступниками называют тех, кто хотел бы совершить преступление, но опасается слишком сурового наказания в случае неудачи. А как вы знаете, неудач у наших полицейских не бывает.
Ха-ха-ха, шутка!
Когда уровень преступности на Земле превзошел все мыслимые и немыслимые пределы, и был введен институт допреступности. Это означает, что каждый гражданин, желающий совершить преступление, сначала должен понести наказание за то, что он не совершил. Пока. Так сказать, срок, каторга или тюряга, если хотите, авансом. Ха-ха-ха, шутка!
Места, где допреступники отбывают наказание, это весьма и весьма отдаленные планеты с диким климатом, населенные жуткими чудовищами и очень сложные для колонизации. Допреступники, можно сказать, первопроходцы на таких планетах. Они готовят их к будущему заселению. Суровые, я бы сказал, практически невыносимые условия жизни на диких планетах и, чего там греха таить, не менее невыносимые условия содержания допреступников, быстро освобождают их от уголовных наклонностей. Но, как я сказал, весь срок наказания выдерживает очень мало допреступников. Большинство уже после первых месяцев каторги желают вернуться и не отбывать наказание. Хотя при этом знают, что в случае совершения ими преступления отбытый срок засчитан не будет, и наказание придется отбывать по полной и даже более длительной программе.
Голос Хаббла постепенно микшируется и освещается левая часть сцены.
Трюм тюремного звездолета. Под нарами сидят двое допреступников. В руках самодельные кружки из консервных банок.
Кендалл. Господи, какая гадость! Слава Богу, мы ее пьем в последний раз. Давай выпьем за то, как на Регуле ты спас мне жизнь. Если бы не ты, я бы никогда не вернулся.
Кранц. Брось. Ерунда. Будто ты не делал то же самое. Давай выпьем лучше за плохое здоровье двух людей на Земле, которые ждут - не дождутся нашего прибытия. С прибытием, Вик!
Кендалл. С прибытием, Отто-Блотто!
Кранц (выпивает). Какая все-таки гадость! Ну да ладно, еще сегодня вечером мы закатимся в какой-нибудь кабачок и напьемся у всех на виду, ни от кого не прячась, и не этой гнусной самогонки из... даже говорить неудобно, из чего мы ее гнали...
Голос полицейского. Допреступники Кендалл и Кранц - с вещами на выход!
Кранц. Скажи, Вик, ну почему у космических лягашей такие противные голоса? Они что, тренируют их специально?
Кендалл. Это входит в условия их контракта - гнусная внешность, скверный характер и противный голос. Без этого, даже если ты самая распоследняя сволочь, в галактической полиции карьеры не сделаешь. Будешь всю жизнь штрафовать старушек на Земле за превышение скорости.
Кранц. И почему никто не попробовал прибить этого Андерсена. Ведь как он измывался над нами. Вспомни Бориса, он же забил его почти до смерти. А Джона? Этот подонок чуть с ума его не свел своими придирками.
Кендалл. Ты думаешь, что человек отправляется в ад только затем, чтобы пришить одного из подонков-надзирателей? Например, того же Андерсена?
Кранц. Да-а-а. Ты, наверняка, прав. У нас есть мишени получше. И надзиратели это хорошо знают, потому и не особенно боятся. Хотя я, по правде, хотел бы встретить этого Андерсена в каком-нибудь темном переулке.
Кендалл. Не дождешься. Это они там храбрые, а на Земле и нос на улицу не высовывают.
Голос полицейского. Кранц и Кендалл! Если вы сейчас же не явитесь к выходу, я спущусь вниз и отполирую дубинкой ваши рожи. На добрую и долгую память.
Оба. Мы уже идем!
Голос полицейского. Мы идем, сэр!
Оба (дружно гаркают). Так точно, идем, сэр!
Кендалл. И чего он так надрывается? Радуется нашей разлуке?
Кранц. Не скажи, Вик. Мы сегодня знаменитости. За последние сто лет мы первые, кто сумел выжить в этом аду и отбыть полный срок наказания за предполагаемое убийство. Нет, мы больше не зэки Кранц и Кендалл, а уважаемые граждане Отто Кранц и Виктор Кендалл, так сказать, джентльмены, только с лицензией на убийство. Часто такое бывает, а?
Кендалл. Ладно, сам знаю, кто мы такие. Ты только держи язык за зубами, не проговорись, кого задумал ухлопать, а то и до вечера не доживешь - тебя
ухлопают раньше, в целях самозащиты.
Кранц. Учи ученого. А знаешь, Вик, сегодня ночью я придумал еще один шикарный способ, как я свою любимую женушку Эльзу отправлю...
Кендалл. Заткнись. Потом расскажешь, а то неудобно заставлять журналистов ждать.
Кранц и Кендалл проходят через сцену на правую половину. Там их ожидают Андерсен и телекомментатор Понц.
Андерсен. Долго тянетесь. Щас как врежу! (Ведущему.) Камера включена?
Понц. Нет.
Андерсен замахивается дубинкой, но в это время вспыхивают софиты, загорается телеэкран.
Понц. Наконец это свершилось! Вот они, наши сегодняшние герои дня, перед вами!
Андерсен. Ну!
Кендалл. Допреступник Кендалл, номер 326480, отбыл семь лет за будущее убийство.
Кранц. Допреступник Отто Кранц, номер 645523, отбыл семь лет за будущее убийство.
Понц. Да, дорогие зрители, вот эти два человека провели семь лет на каторге, чтобы здесь, на Земле, совершить убийство и потом не понести никакого наказания.
Да, да, скоро они получат специальные свидетельства об освобождении, и там будет оставлена пустая графа для имени жертвы. Никто не знает, чье имя будет туда вписано. Никто, кроме этих людей. Скажите, с вами хорошо обращались? Жалоб нет?
Оба (косясь на тюремного надзирателя). Нет, нет! Никак нет! Что вы! Замечательно! Наши надзиратели - отцы родные! Все отлично! Вот, господин Андерсен - он был нам как вместо нянечки...
Андерсен ухмыляется, поигрывая дубинкой.
Понц. И что вы сделаете в первые минуты пребывания на свободе?
Кранц. Напьюсь. В стельку, в дым, как свинья.
Кендалл. Он шутит. Отдохнем с дороги, а там видно будет... Скажите, это что, летающие телекамеры и микрофоны? Давно они появились? Когда покидал Землю, что-то я такого не примечал.
Понц. Да, это величайшее открытие последних лет. Я точно не знаю, как устроены эти штуковины, но, кажется, что-то связанное с гравитацией. Теперь все летает - машины, поезда, даже дома.
Кендалл. Дома? Как интересно. И давно?
Понц. Нет, всего лет пять назад появились первые образцы. А вы что, специалист по этим штукам?
Кендалл. Что вы! Просто интересно. Наверно, тот парень, кто придумал это, гений?
Понц. О, да! Его имя Эрик Мокрицкий. Сегодня он самый богатый и знаменитый человек в Галактике.
Кендалл. Вот как! Великий человек...
Понц. А не назовете ли вы нам тех лиц, которых вы э-э-э..., так сказать... Точнее, из-за которых вы стали допреступниками?
Кендалл и Кранц начинают разглядывать публику, смотрят в потолок.
Понц. А может быть вы раздумали совершать преступление?
Кендалл и Кранц продолжают молчать.
Понц. Понимаю. А не расскажете ли нашим телезрителям о камом-нибудь жутком происшествии?..
Кранц. Знаете, на Регуле 11 есть такие насекомые, вроде ос. Так вот они ка-а-а-к ужалят кого-нибудь...
Кендалл. Ну, все, хватит, Отто. Благодарим за внимание. Отто, сделай ручкой телезрителям.
Понц. Как все? А рассказы о страшных джунглях, об ужасных чудовищах, смертоносных планетах? Продолжайте, пожалуйста, зрители ждут!
Кендалл. Ничего, пусть смотрят научно-популярные программы. Это развивает. Идем, Отто.
Кендалл и Кранц проходят ближе к центру сцены. Площадка освещается. Небольшой бар-стойка. Оба присаживаются на табуреты.
Кранц. Господи! Виски, джин, водка... Шерри-бренди... Бенедектин! Вик, здесь есть даже бенедектин! Я не могу! Я не знаю, что заказать. Слишком много выпивки.
Кендалл. Погубят тебя широкие возможности, Отто-Блотто. Ты смотри, не налегай на спиртное, а то придется твоей любимой женушке Эльзе носить тебе цветы в больницу для неизлечимых алкоголиков и кормить тебя с ложечки. (Бармену.) Два двойных виски.
Бармен наливает выпивку, подает и застывает в ожидании.
Кендалл. Чего тебе? Иди, подавай пойло остальным.
Бармен. Я не бармен, а управляющий этого отеля.
Кранц. Здорово. Это что, теперь тут так принято, что управляющие сами выпивку подают?
Управляющий. Нет, конечно, но я хотел бы вам предложить остановиться у нас.
Кранц. А отель хороший?
Управляющий. Лучший! "Козерог-Ритц" известен во всей Солнечной системе.
Кендал. Решено. Я остановлюсь здесь. Зарегистрируйте меня. Мое имя... э-э-э... Джон Смит.
Управляющий. С удовольствием, мистер Кендалл. Для нас большая честь...
Кендалл. Откуда вы знаете?
Управляющий. Вы теперь знаменитость, господин Кендалл. Вас все знают.
Кранц. Заткнись. Ты что, и вправду решил здесь поселиться? Тут же дерут в три шкуры.
Кендалл. Ну, пошикую месяц, а там видно будет.
Управляющий. Для таких важных гостей у нас скидки.
Кранц. Пошел ты со своими скидками.
Кендалл. Не дури, Отто. Поживем - увидим. Понимаешь, я все утро думал - видит меня этот Мокрицкий или нет? И как он себя чувствует, когда знает, что я его убью? Ведь он был моим другом... Когда я начал работу по антигравитации, он предоставил мне свой дом, собрал лучшую лабораторию. Он вроде бы поддержал меня, когда наша с Иваном фирма дышала на ладан. Я продал свою часть фирмы и занялся наукой... Работал день и ночь, пока не добился успеха. А потом... Он украл все мои записи, всю документацию и запатентовал изобретение. У меня же все было только в голове, я не успевал записывать, все делал он... И он запатентовал на себя. Моего имени в патенте на изобретение не было.
Кранц. ...А он навещал тебя каждую неделю, проявлял прямо-таки отеческую заботу о твоем здоровье, приносил бутерброды и виски и говорил, что делает все по старой дружбе, и что ему от тебя ничего не надо. И тебе даже не приходило в голову, что он просто использует тебя, твой ум, твой талант. А когда ты пришел к нему после того, как он украл дело всей твоей жизни, он расхохотался тебе в лицо.
Кендалл. Прости, Отто. Я забылся. Сколько раз я рассказывал тебе эту историю?
Кранц. Ну, если отбросить в сторону твои и мои карцеры, болезни и прочие разлуки, то за семь лет не меньше 1893-х раз.
Кендалл. Ты просто монумент терпения, Отто-Блотто.
Кранц. Так ведь и ты не меньшее количество раз слышал мою историю с Эльзой.
Кендалл. Это точно. Ладно, я остаюсь, в ближайший месяц ищи меня здесь.
Гремит автоматная очередь, звенят стекла.
Голос. Ложись!
Откуда-то влетает граната.
Кендалл. Отто, граната!
Кранц реагирует мгновенно - он хватает гранату и отбрасывает ее подальше. Вспышка света и негромкий хлопок.
Кранц. Да, твой дружок круто за тебя взялся. Сначала стрельба, чтобы напугать, а потом эта световая граната с Венеры. Убить не убьет, а покалечит на всю жизнь. Так бы мы и ходили до конца дней своих с палочками и просили "Подайте убогому слепому покорителю планет..."
Кендалл. Ну и реакция у тебя, Отто!
Кранц. Школа, Вик, школа. Мы с тобой и не в таких передрягах бывали...
Кендалл. Такое покушение как раз в духе моего дружка Мокрицкого. Сам бы он ни за что на такое не решился - трус. Вот и нанял исполнителя, да и то, думаю, через посредника. И не убить, а немного покалечить - вот я и не буду представлять для него никакой угрозы. Умно и эффективно. А потом бы навещал меня в клинике, приносил передачи, присылал открытки на Рождество и спрашивал: "Ты еще на меня сердишься, Вик?"
Кранц. А заодно с тобой и я - калека. Это было бы несправедливо - выдержать все и погибнуть, не выполнив того, что задумал и ради чего страдал. Семь лет ада, а перед этим - двенадцать лет с Эльзой. Двенадцать лет она измывалась надо мной, смеялась мне в глаза и говорила, что не даст мне развода, и я обязан жить с ней и содержать, а то мне же будет хуже. И изменяла мне... Я просил ее, умолял дать развод, а она заставляла меня корчиться от боли и ей это нравилось. Теперь пришел ее черед.
Кендалл. Не берусь судить, тебе виднее. А вот мой брак был счастливым. Мы с Кэт очень любили друг друга. Правда, это не очень долго длилось, всего пять лет. Потом что-то случилось, я так и не понял, что. Мои дела в фирме пошли из рук вон плохо - предприниматель из меня получился никакой. Мой компаньон Иван старался вовсю, чтобы мы не прогорели, но и у него ничего не вышло. Обанкротились, и все тут. Тогда мы и решили развестись, она попросила об этом... Расстались мы друзьями, я сделал для нее все, что мог. Я иногда думаю, что она до сих пор еще меня любит, так у нас все было хорошо, если бы не то, что случилось...
Кранц. Ладно, Вик. Рядом с тобой находиться стало опасно. А то ведь твой дружок и меня ухлопает, и как же тогда Эльза?
Кендалл. Прощай, Отто-Блотто. Удачи тебе с твоей женушкой.
Кранц. И тебе удачи, Вик, с твоим дружком.
Прощаются. Кендалл проходит в центр сцены, где размещается экран. Эта часть сцены представляет собой гостиничный номер. Кендалл осматривается, потом идет в ванную комнату. Экран загорается, на нем тот же доктор Хаббл продолжает бесконечную болтовню о допреступности.
Хаббл (с экрана). Если говорить о категории допреступников, замысливших тяжкие преступления, то за время пребывания на каторге их пыл несколько ослабевает, а то и совсем проходит, не говоря уже о том, что отбыть весь срок мало кому удается. Таким образом, число допреступников, которые возвращаются и потом все-таки совершают преступление, значительно сократилось. На Венере, например, на З2 процента, на Земле - на 27,3 процента.
Кендалл выходит из ванной, вытирая голову полотенцем.
Кендалл. Да, мой дорогой Эрик, плохим утешением для тебя звучат эти 27,3 процента. Я никак не укладываюсь в эту статистику, потому что есть ты - вор, укравший у меня дело всей жизни, и я - живой и невредимый вернувшийся из ада. На это твоя статистика не рассчитывала. Кранц и я опровергли все вероятности и вернулись. Ты этого не предусмотрел, правда, Эрик?
Хаббл (с экрана). Таким образом, мир оказывается в колоссальном выигрыше - число совершаемых преступлений неуклонно снижается.
Кендалл. А пошел ты со своим миром знаешь куда!
Кендалл нажимает кнопку пульта, и голос Хаббла пропадает. Он беззвучно шевелит губами. Освещается левая сценичная площадка. Два человека - мужчина и женщина. По всему видно, что они только что перестали заниматься сексом. У мужчины слегка потрепанный, взъерошенный вид, женщина улыбается, как сытая кошка.
Катрин. Ах, милый, все было замечательно.
Мужчина. Да, милая. Неплохо, только ты меня совершенно заездила...
Катрин. Что ты! Я еще и не начинала, так, легкая разминка. Вечером я за тебя возьмусь по настоящему.
Мужчина. Это разминка? (Валится в кресло, просматривает газеты.) Ого, вот это сенсация. Два допреступника вернулись на Землю.
Катрин. Так уж и сенсация, да они каждый месяц возвращаются. Мелкие воришки, несостоявшиеся насильники... Бр-р-р, противно и скучно.
Мужчина. Но возвращаются и такие. Эти двое - с правом убийства. Вот их имена - Отто Кранц и Виктор Кендалл.
Катрин. Как? Последнее имя...
Мужчина. Виктор Кендалл. Отбыл семь лет за будущее убийство.
Катрин. Боже! Не может быть! Он должен был там умереть...
Мужчина. Ты его знаешь?
Катрин. Пошел вон! Это мой бывший муж.
Мужчина. Ого! Кажется, мне действительно пора уходить. Дела...
Катрин. Нет, побудь со мной, мне страшно. Только спрячься куда-нибудь.
Мужчина. Прятаться, мне? Зачем?
Катрин. Затем, что я хочу с ним поговорить. Затем, что мне страшно и я хочу, чтобы кто-нибудь был рядом. Боже, как я выгляжу... Срочно, срочно...
Катрин быстро наводит макияж, причесывается, запахивает халатик, нажимает кнопку вызова. В номере Кендалла с экрана звучит громкий голос.
Голос. Господин Виктор Кендалл. Вам срочный частный вызов.
На экране появляется надпись "Вызов".
Кендалл. Кто там еще?
На экране Кэтрин. Она регулирует изображение.
Кэтрин. Чертова техника. Где тут кнопка? О, здравствуй, милый!
Кендалл. Кэтрин? Вот так сюрприз! Не ожидал тебя увидеть.
Кэтрин. Здравствуй, Вик. Ты теперь знаменитость, о тебе все газеты пишут.
Кендалл (всматривается в экран). А ты почти не изменилась. Все такая же красивая... и довольная. Как тебе жилось без меня? Вспоминала ли обо мне?
Кэтрин. Вик, не мучай меня!
Кендалл. Мучить тебя? Кэт, ведь все уже давно решено. Мы с тобой разошлись, я сделал все, чтобы тебе осталось хоть что-то от моих денег, да и дом остался у тебя... Ты же помнишь, что у меня и Ивана дела пошли плохо, мы прогорели. Кстати, ты сама просила о разводе. Стоит ли об этом вспоминать. А я семь лет прожил в аду. И всегда помнил о тебе. Ты - единственная моя любовь в жизни. И вот, что я тебе скажу: во всех наших с тобой несчастьях я винил только себя. Так чем же я тебя мучаю?
Кэтрин. Ты сам знаешь. Ну, пожалуйста, если ты задумал это, сделай побыстрее.
Кендалл. Спасибо, Кэт. Вот уж не думал, что ты попросишь меня об этом. Не волнуйся, все произойдет быстро и... безболезненно. Я же не садист какой-нибудь...
Кэтрин. О, Боже! Не надо, Вик. От твоих слов у меня мурашки бегают. Не будь таким бессердечным, ведь ты же на самом деле не такой, я знаю... Семь лет. Это много. Я понимаю. И мне страшно. Когда я увидела твой портрет в газете, все поняла. Какая же я была дура! Прости меня, Вик! Ведь кроме него у меня никого больше не было, только он, он один!
Кендалл. О чем ты? Один? Только один?
Кэтрин. Да, только он один! Я была неверна тебе только с ним. Как я ошибалась в тебе, я не верила, что ты так сильно меня любишь. Я заставила тебя страдать, прости. Из-за меня, из-за моей глупости ты вынес такое... Но и я наказана, поверь мне, Вик, честное слово, я ни одного дня не прожила спокойно, я все время думала о тебе, о том времени, когда ты вернешься...
Кендалл. Так, кое-что становится понятным. Ты меня ждала. И ждала с нетерпением, так? Или известие о моей смерти?
Кэтрин. Нет! Нет! Только не твоей смерти! Вик, ведь прошло уже столько лет, неужели ты не можешь простить меня?
Кендалл. Времени прошло немало...
Кетрин. Да, милый, и все уже давно позабыто. Я была тебе неверна только год... ну, может, два, не больше... Честное слово.
Кендалл. Год? Или два? И ты считаешь, что это очень мало? И теперь ты думаешь, что я...
Кэтрин. А что мне думать? Я знаю! Не убивай меня, Вик! Мы еще можем быть с тобой счастливы.
Кендалл. Не убивать тебя? Так... Интересно.
Кэтрин. Да, не убивай, Вик! Ведь он был только один такой, остальные не в счет.
Кендалл. Остальные? Значит были...
Кэтрин. Были. Но это так, пустяки, мелочь, мимолетные увлечения. Ни с кем ничего серьезного. Только он один. И стоит ли из-за этого меня убивать...