Лещинский Леонид Абрамович
Сборник

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Лещинский Леонид Абрамович (lleschinsky@yahoo.com)
  • Обновлено: 28/01/2010. 41k. Статистика.
  • Сборник стихов: Поэзия
  •  Ваша оценка:


      
      
       Сборник
      
      
       Оглавление:
      
       Мечты Данилы..........................1-5
       Десант с планеты Накарат...............5-8
       Сказка о рыбаке и рыбке............8-10
       Сказка о боевом петушке..........10-11
       Случай с Рони........................11-13
       Гимн бутылке.............................13
       Как упоительны в России вечера....13
       Упражнения для формирования индуцированного микроинсайта
      
      
       Мечты Данилы
      
       Данил Ароныч, добрый малый,
       Жениться так и не успел,
       Но был учителем бывалым
       Мечтал свершить он много дел.
       Порой отвлекшись на уроках
       Обо всем на свете забывал
       И в межпланетных перелетах
       С детьми по космосу летал.
       Спускался с ними в Солнца недра,
       На дно морское проникал,
       Пересекал Памир на зебрах,
       Ковбоем в прериях скакал.
       А дома ночью в откровении
       Он с интегралами дружил,
       Дифференциальных уравнений
       Решенья смело находил.
       Он долго бился над проблемой
       7 герц как волны получить
       И, увлеченный этой темой,
       Весь мир мечтал перекроить.
       Шли годы, время пролетало,
       Слегка виски припорошив,
       Данила наш сидел усталый,
       На плечи голову склонив.
       И вдруг в мозгу искра мелькнула-
       Данила бросился писать,
       Всю ночь не покидал он стула,
       Не дождалась его кровать.
       Под утро он совсем уставший
       Уснул, уткнувшись носом в стол,
       И сон ему приснился страшный:
       Он будто в Африку пришел.
       Сидят на ветках обезьяны,
       Бананы на полях растут,
       Стучат туземцы в барабаны-
       Вот-вот они его сожрут.
       И заметавшись в страхе диком
       На пальму быстро залетев,
       Он прыгнул вниз с безумным криком
       И тут - проснулся, весь вспотев.
       Внезапно вспыхнула идея,
       Схватил паяльник наш герой
       И к вечеру благоговея
       Смог запустить машинку в строй.
       Он испытать решил на кошке
       Вновь испеченный свой прибор.
       Она сидела на окошке -
       Шерсть дыбом встала как забор.
       И жалобно она скулила
       Пытаясь выпрыгнуть в окно.
       Стоял довольный наш Данила:
       -Вот, наконец, пришло - оно.
       Вот, наконец, свершилось чудо,
       Исполнит он свои мечты
       И наглым отомстит занудам,
       На всех посмотрит с высоты.
       Он наведет порядок в мире,
       Научит гадов всех как жить.
       Не станет их мочить в сортире,
       Он просто всех заставит выть.
       Из коммуналки первым делом
       Соседей отселить решил.
       Включил он генератор смело,
       Животный страх в них разбудил.
       Они не поняли причины
       Входить им жутко стало в дом,
       Являлись ночью им картины:
       Потоп, Гоморра и содом.
       Через неделю все сбежали
       И слух пополз о доме том,
       В нем появляться черти стали
       И волки выли даже днем.
       Теперь Данила сам в квартире,
       Помои в суп ему не льют,
       Белье не вешают в сортире
       И по ночам уж не поют.
       Потом настал черед работы,
       Он завуча решил турнуть.
       У зава начались заботы:
       Не может по ночам уснуть.
       Как только в кабинет он входит
       Смертельный страх его берет
       И места себе не находит,
       Никак в чем дело не поймет.
       А про Данилу ходят сплетни,
       Что он вампир, колдун и зверь
       И вот решили на совете
       Героя выставить за дверь.
       Вот наш Данила сам остался,
       Работу потерял, друзей.
       В Израиль он решил смотаться,
       Там место, для его идей.
       Всему сначала удивлялся,
       Разинув рот ходил как пан.
       Ел, пил, природой наслаждался,
       Но вот закончился ульпан...
       Найти работу он пытался,
       Да вот, беда, язык не тот
       И он все ниже опускался
       И наконец нашел завод.
       Там никаенить начал смело,
       Метлой он целый день махал,
       Вполне освоив это дело,
       Но вдруг произошел скандал.
       У балабая был приятель:
       Араб - Эмад, задира, плут.
       Однажды он метлу запрятал,
       Что будет, все со смехом ждут.
       Данила дал арабу в морду
       И был уволен в тот же час.
       Теперь он понял это твердо,
       Что здесь не любят очень нас.
       Он чистил рыбу, мыл посуду,
       Дежурил ночью у ворот,
       Но его гнали ото всюду:
       Не в свой заехал огород.
       И вот смирившись с судьбою
       Он на пособии сидит,
       Доволен вновь наш друг собою
       И снова по ночам не спит.
       Случайно он вдруг замечает,
       Что генератор то, чудит,
       Он голограммы оживляет,
       Воспроизводит прежний вид.
       Светило солнце, шло сраженье
       И яркий свет в копье проник
       И сохранилось отраженье
       Впечатав в древко этот вид.
       Теперь то древко облучаем
       И возникает древний мир:
       Вот зверь огромный пробегает,
       С копьем охотник вслед за ним.
       И звуки тоже возникают,
       Но на соседней частоте.
       И, вот Данила наш гуляет
       По первобытной красоте.
       В музеях, правда, пропадают
       То камешки, то кости, вдруг.
       Сотрудники не понимают,
       Чьих же дело это рук?
       И вот задумал наш Данила
       Великий подвиг совершить.
       Он мировую справедливость
       Решил опять восстановить.
       Герой наш огорчался очень,
       Что Ш Храм нельзя вернуть
       И вот решился темной ночью
       В мечеть Аль-Акса заглянуть.
       Он генератор там случайно
       Оставил под скамьей большой
       И зубик мамонта нечаянно
       Припрятал в нише под стеной.
       И в пятницу скандал случился:
       Народ с мечети повалил,
       Их главный муэдзин скатился,
       Под Стену Плача угодил.
       Как очевидцы говорили:
       -Над головами мамонт взмыл
       И будто испугавшись криков
       Он быстро в стенку заскочил.
       Полы мечети мхом покрылись,
       На стенках трещины пошли,
       Одни лишь мыши там возились
       Да птички в ней покой нашли.
       И место это мусульмане
       Проклясть задумали, забыть.
       На саммите решили сами
       Евреям его подарить.
       Прошел лишь месяц и как в сказке
       Явился Храм в трех этажах.
       Сверкают радужные краски
       В его огромных витражах.
       Народ толпится возле Храма,
       Глазам не веря смотрят вверх
       И рав Овадья телеграммы
       Шлет приглашая в гости всех.
       Ну а Данила снова занят
       Ушел в проблемы с головой.
       Сидит ночами, строит планы
       Как жизнь улучшить нам с тобой.
      
       * * *
       Десант с планеты Накарат
      
       1
       2 тыщи лет тому назад
       С планеты дальней Накарат
       Тарелка приземлилась в Сэбе*
       И через день исчезла в небе.
       Беды ничто не предвещало
       Лишь чуть траву она примяла.
       С тех пор в жилищах у людей
       Встречать мы начали зверей,
       Совсем малюсеньких с усами,
       А кто они решайте сами.
       Случайно лишь узнал об этом
       Один ученый из Ходейды**
       Он их природу изучал
       И вот о чем он вдруг узнал.
       Однажды рядом с подопечным
       Он в Интернет зашел беспечно
       И появилась вдруг помеха
       Ахмеду стало не до смеха.
       Он на экране увидал
       Кружочки, точки и овал
       И этот текст расшифровал:
       - Нас травят всех, конец настал.
       Сумели только часть людей
       Бациллой заразить своей,
       Но люди что-то замечают
       И всюду нас уничтожают.
       И вот тогда раскрыл Ахмед
       Историю двух тысяч лет.
       Те твари спрятались вначале
       4 сотни лет молчали,
       Потом вдруг стали размножаться
       В другие страны расселяться,
       И ровно через 300 лет
       Стал первой жертвой... старый дед.
       Он бредить начал по ночам:
       "Мочи неверных",- он кричал
       И Божий глас, услышав в этом
       Наперекор пошел "Завету".
       И день, и ночь твердил подряд
       О Божьем царстве Накарат,
       И стал он заражать людей
       Бациллой страшною своей.
       Учил он: "Если хочешь в рай
       Неверных всех вокруг взрывай".
       Людей он злобой заразил
       И всех между собой стравил.
       Ахмед сумел найти ответы
       Зачем понадобилось это.
       А ларчик открывался просто
       Там захлебнулись от прироста.
       Еды им стало не хватать,
       Послали роботов искать.
       И вот их привели следы
       К планете, где полно еды.
       Хотел всем рассказать Ахмед,
       Но помешал ему сосед,
       Однажды, подсмотрев в окошко,
       Что кормит он совсем не кошку,
       Швырнув гранатою в соседа,
       Зверьков оставил без обеда.
       Смогу продолжить я рассказ,
       Но только в следующий раз.
       И мы вернемся снова с вами
       К зверькам, которые с усами.
       2
       Был у Ахмеда друг Али
       Он жил от Йемена вдали
       В стране большой за океаном
       И знал он про Ахмеда планы.
       Решил продолжить дело друга
       Из замкнутого выйти круга.
       Вот пол планеты пересек,
       Из под развалин он извлек
       Остатки праведных трудов:
       Дискеты, слайды и зверьков.
       Он стал работать энергично
       И роботов поймал с поличным:
       Задача всех этих зверей-
       стереть с лица Земли людей.
       И он успел по Интернету
       Друзьям отправить новость эту.
       А утром, вдруг, исчез бесследно,
       Как видно, делать это вредно.
       В Израиле жил друг Али
       Спец в каббале, раввин Леви,
       Он взялся за работу рьяно:
       Молился Богу утром рано,
       Пил чай, потом за стол садился.
       И, вот, однажды, осенился.
       Он обнаружил в тех зверьках
       Процессор главный, там, где пах.
       И повлиять на их наследство
       Нашел он правильное средство.
       Придумал Леви порошок,
       Назвал его: "Дуст посошок".
       Лишь стоит в водке растворить
       И им пришельцев напоить,
       Так сразу лапки к верху гады.
       Наш рав потребовал награды.
       Однако рава, вот курьез,
       Никто не принимал всерьез.
       А басурманы, ведь, не спали
       И всех бациллой заражали.
       В огне планета вся пылает,
       Людей в подвалах истязают,
       Стреляют, режут, жгут и травят,
       Народами тираны правят.
       Кругом убийства, кровь и смерть,
       Но врозь врагов не одолеть,
       А люди, как и прежде было
       16
       Не проявляют слишком пыла,
       Где лично их не задевают,
       Спокойно ждут и наблюдают.
       Иль, в крайнем случае, орут:
       "Евреи жить нам не дают".
       А цель пришельцев все ясней
       Сначала всех стравить людей,
       Потом заставить воевать,
       Самих себя уничтожать.
       Их умыслы были жестоки-
       Религии нашли истоки,
       Отредактировали Тору
       И сразу начались раздоры...
       Работы много было раву
       Привлек учеников ораву.
       И, вот, они установили,
       Что в торе факты подменили.
       Был первый Храм сооружен
       На славной, на горе Хермон
       Ну а второй в Ерусалиме,
       Где числится он и поныне.
       И вот теперь возник вопрос,
       Где строить 3-й Храм всерьез?
       Но прежде чем построить храм
       Изгнать бациллу нужно нам.
       Зверьков всех можно уничтожить,
       А зараженных потревожить-
       Собрать всех в кучу и на Марс
       И там играют пусть свой фарс.
       17
       И станет нам планета раем,
       С чем всех мы вас и поздравляем.
       * Сэба /Саба/ -Сабейское царство, древнее название
       южного Йемена.
       ** Ходейда - порт в Йемене.
      
       * * *
      
       Сказка о рыбаке и рыбке
      
       В водичке мутной Арафат
       Ловить рыбешку очень рад
       /из газет/
       У самого синего моря
       Старик жил, не ведая горя
       Забрасывал удочку в воду
       Рыбак наш в любую погоду.
       Раз в море закинул он леску
       И вытащил тину с довеском.
       Второй раз закинул психуя,
       Но видит траву лишь морскую.
       А в третий - вдруг клюнула рыбка,
       Старик обнадежился шибко.
       Но молвила рыбка с мольбою:
       -Верни меня в волны прибоя,
       Исполню любых три желанья,
       Избавлю тебя от страданья.
       Не на шутку старик испугался,
       В жизни он ведь со всяким встречался,
       Но ни разу не видел такого,
       Чтоб от рыбки услышать хоть слово.
       И старик обратился тут к рыбке:
       /Не воспользуюсь, будет ошибкой/
       -Из Ливана в Тунис бы смотаться
       И при этом живым мне остаться.
       А еще ты моих террористов
       Вслед за мною отправь, очень быстро.
       Ничего не сказала рыбина,
       Лишь нырнула в морские глубины.
       Оглянулся старик, видит чудо-
       Он в Тунисе, тунисцы повсюду.
       Рядом с ним палестинцы стоят
       Под рукой и Хамас и Джихад.
       Завопили бандитские рожи:
       -Ах, болван, мало просишь ты что же.
       Кличет рыбку старик: "Есть идея,
       Подарила б ты нам Иудею
       Заодно Самарию и Газу
       Чтоб евреи отдали нам сразу.
       Рыбка хвостиком только вильнула
       И в пучины морские нырнула.
       Тут же в Газе старик оказался
       И, казалось, довольным остался.
       С хлебом солью, евреи встречают
       Автоматы Раису вручают.
       Но совсем обнаглели бандиты:
       -Снова к рыбке скорее иди ты,
       Пусть позволит взрывать дискотеки,
       Рестораны и библиотеки,
       Спать спокойно евреям не гоже
       И Хеврон пригодится нам тоже.
       В море волны шумят и бушуют,
       Но исполнила просьбу такую.
       Тут друзья из Ирака, Ирана
       Говорят: "Успокоился рано,
       Попроси у чудесной рыбины,
       Чтоб царем ты стал всей Палестины.
       Снова кличет старик свою рыбку
       И вот здесь, видно, сделал ошибку-
       В раз 4-й он к ней обратился
       И в Ливане опять очутился.
       Он рыбачит опять возле моря
       И морскую водичку пьет с горя.
      
       * * *
      
      
       Сказка о боевом петушке
      
       Где-то в тридевятом царстве,
       В тридесятом государстве
       Жил - был славный царь Дарон,
       Смолоду был грозен он
       И соседям то и дело
       Наносил удары смело.
       Но решил на старость лет
       Отдохнуть от всех побед.
       А враги то не дремали
       И Дарона донимали.
       Вспомнить он решил былое-
       Сделать из врагов жаркое.
       Чтоб концы своих владений
       Охранять от нападений,
       Должен был он содержать
       Многочисленную рать.
       Воеводы не дремали,
       Но ни как не успевали
       Ждут, бывало, с юга, бах,-
       Уж с востока лезет враг.
       Что за жизнь в такой тревоге!
       Вот он с просьбой о подмоге
       Обратился к мудрецу
       Казначею - Пурицу
       Тот ответил в тот же миг
       Ты не унывай старик:
       Чтобы рать ту содержать
       Увеличивай подать.
       С одиночек - матерей,
       Со старушек и детей.
       Обложи налогом воду,
       Воздух, ветер и дорогу.
       Подними на все ты цены
       Отпусти врагов из плена.
       Нечего кормить их даром,
       Катятся пусть самоваром.
       Ну а всем своим придворным
       Подними оклад проворно.
       Станет весь народ твой злее
       Станет бить врагов сильнее.
       Ходит царь мрачнее тучи
       Тут произошел с ним случай:
       Как-то спать пошел Дарон
       Видит сон, то ли не сон.
       Залетел в окно петух,
       В темечко Дарона, бух,
       Человечьим языком
       Говорит ему: "Шалом",
       Хватит тебе жмуриться,
       Гони скорее Пурица!
       В чем народ твой виноват?
       Собирай своих солдат!
       Как врагов ты победишь,
       Все проблемы ты решишь.
       Оградись стеной высокой,
       Всех чужих пошли далеко".
       Все исполнил наш Дарон
       Укрепил свой царский трон.
       Пьет народ и веселится
       И нам плакать не годиться
       Бом, бом тилитец
       Вот и сказочке конец.
       07.06.03.
      
       * * *
       Случай с Рони в театроне
       1
       Однажды в Хайфском театроне
       Произошел забавный случай:
       Был осветителем там Рони,
       Но он мечтал о роли лучшей.
       Его молитвы Бог услышал.
       Вдруг заболел артист-Аркаша,
       Сам режиссёр позвал парнишку:
       -Спасай скорее честь ты нашу.
       Ведь завтра бенефис у Бори,
       Сыграешь роль совсем простую,
       Представь, огромный пляж у моря,
       На лавке ты сидишь, тоскуешь.
       Пред задним планом с видом моря
       Увидишь люк открыт под сцену
       И лестница там наготове,
       По ней покинешь ты арену.
       2
       И вот, премьеры день приходит:
       На сцене все как надлежит,
       Там справа все и происходит,
       А слева наш герой сидит.
       В мечтах уже он в главной роли,
       Вот в Тель-Авив его зовут,
       Вот едет в Лондон на гастроли,
       Вот пред глазами Голливуд.
       Но вдруг он слышит громкий шёпот:
       -Ты что сидишь, как истукан,
       Уже по залу ходит ропот,
       Ты нарушаешь пьесы план.
       И наш герой прилег на лавке,
       Но тут же крик: "Ты что, дурак".
       Он сел, опять учтя поправку,
       И вдруг увидел: "Это крах".
       По сцене шествовал степенно
       Его знакомый, кот Нисим,
       Увидев друга, он мгновенно
       Вскочил на лавку, рядом с ним..
       "О Боже, нет в спектакле кошки,
       Сейчас же убери, болван!"-
       Кричит главреж ему с окошка,
       Холодный пот, стерев со лба.
       Не долго думая наш друг
       Схватил кота и прямо в люк.
       На ту беду там был электрик,
       Чинил проводку и розетки.
       Несчастный кот назад летит,
       Сейчас он в Рони угодит.
       Свалились с лавки оба друга,
       Стуча зубами от испуга.
       А в зале про сюжет забыли.
       Никто не смотрит на игру,
       Свои все взоры обратили,
       Куда бежать сейчас коту.
       Взбесился режиссёр наш, Ури,
       В волненьи руки заломил:
       Иди уже скорее в море,-
       Пока ты все не провалил!
       Ну, а электрик все проверил,
       Взял лестницу и вышел в двери.
       Наш Рони пересилив страх,
       В семейных до колен трусах
       Шагнул к спасительному морю,
       Навстречу следующему горю-
       Ногой он смело в люк ступил,
       Но не почувствовав опоры,
       Стремительно вниз заскользил,
       Успев рукой схватить за штору.
       -Тону, спасите, он кричит,
       У режиссёра бледный вид,
       Зал в волнах смеха тоже тонет,
       От злости Боря громко стонет,
       Сорвался Борин бенефис,
       А Рони вызвали на бис!
      
      
       Гимн бутылке
      
       От бутылки хмурый день светлей,
       От бутылки в небе радуга проснется,
       Поделись бутылочкой своей
       И она к тебе не раз еще вернется.
       И тогда наверняка вдруг запляшем гопака,
       Нам кузнечик пропиликает на скрипке.
       С голубого ручейка начинается река,
       Ну а утро начинается с бутылки.
       От бутылки водочки родной
       Перестанем плакать даже если тошно
       Все вокруг простится с тишиной
       И мы весело захлопаем в ладоши
       И тогда наверняка вдруг запляшем гопака,
       Нам кузнечик пропиликает на скрипке.
       С голубого ручейка начинается река,
       Ну а утро начинается с бутылки.
       От бутылки станет всем теплей
       И душа помчится к небу как пушинка.
       Так пускай повсюду на Земле
       Улыбаются с витрины нам бутылки.
       И тогда наверняка вдруг запляшем гопака,
       Нам кузнечик пропиликает на скрипке.
       С голубого ручейка начинается река,
       Ну а утро начинается с бутылки.
      
       "Как упоительны в России вечера"
       Виктор Пеленягрэ
        
        
        
       "Как упоительны в России вечера"
       Денатурат, одеколон и самогонка
       Хмельные песни, мордобой, ночная гонка.
       Как упоительны в России вечера
       Баланда, камера, этапы, фраера,
       Сибирская тайга, забавы и прогулки
       Потом любовь до гроба в темном переулке
       Как упоительны в России вечера.
        
       Как уморительны в России времена
       Романовы, большевики и демократы
       И вечная война, и брат идет на брата
       Как уморительны в России времена.
       Пусть слово - дым, пускай все лишь игра
       Опять хотят народ весь задушить в объятьях
       На том и этом свете буду вспоминать я
       Как уморительны в России времена.
      
       Как отвратительны в России голоса
       Подонков мерзких всех мастей, антисемитов,
       Без чести, совести и без стыда бандитов -
       Как отвратительны в России голоса.
       Но верю я, придет когда-нибудь пора,
       Народ проснется и сметет с плеча всю нечисть,
       И счастье, наконец, найдет на этом свете,
       И зазвучат другие голоса.
       Неопубликованные на бумаге научные работы:
       Упражнения для формирования
       Упражнения для формирования индуцированного микроинсайта

    (доклад на конференции научного общества валеологов.)
    Луганск, 27/03/1993

    Известный советский ученый, лауреат Нобелевской премии П.Л.Капица, рассматривая в своей статье "Эксперимент, теория, практика" глобальные проблемы развития общества обратил внимание на признаки, которые действительно "показывают уровень развития общества" и выделил три качественные характеристики:
    1. Распространение здорового образа жизни, измеряемого продолжительностью жизни.
    2. Рост материального благосостояния, измеряемый ростом совокупного общественного продукта.
    3. Рост духовных и интеллектуальных способностей людей.

    Развитие умственных способностей тесно связано со здоровым образом жизни, от которого, в частности, зависит продолжительность жизни и, таким образом, время использования умственных способностей.
     Индивидуальная система умственных способностей каждого человека является его интеллектом, который в свою очередь определяется, как совокупность способностей, которые характеризуют уровень и качество мыслительных процессов личности.

    Интеллект позволяет человеку познавать существенные для его деятельности компоненты ситуации в их взаимосвязях и изменять ситуацию на основе этого познания, в соответствии с определенными целевыми установками и по определенным программам действий. Функция интеллекта состоит, таким образом, в умственном /духовном, психическом/ решении объективно существующих проблем. Выражением наиболее развитой формы интеллекта является направленное проблемное решение, важным компонентом которого является интуитивное мышление.

    Интуитивное мышление отличается от не интуитивного (логического, дискурсивного), отсутствием видимой связи между началом решения и его результатами. Такое мышление характеризуется отсутствием логических объяснений относительно самого процесса решения или его отдельных этапов, очень часто процесс интуитивного мышления сопровождается полной внезапностью появления догадки, или озарения, или инсайта (insigt). В.Кёлер).

    Озарение - это наиболее яркая разновидность интуиции, когда человек внезапно проникает в самое таинство поиска. Подобное состояние переживают обычно все истинно творческие личности. О способности постижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств, именуемое интуицией упоминается: в древнеиндийском учении Потанджали (высший уровень познания или движущая сила вселенной). Сократом (внутренний голос). Платоном (наличие в душе неосознанных знаний). Августином (то, что за пределами обозримого ва душевной деятельности), Декартом (тождество психики и сознания), Спинозой (люди осознают желания, но не причины, которые их определяют). Лейбницом (приобретенное и вытесненное из сознания из-за кажущейся незначительности). Кантом (если бы как-то увидеть этот мир), Шопенгауэром (воля в природе, источник жизни, стихийное жизненное начало, которому противостоит беспомощное сознание), Гартманом (бессознательное незаметно управляет человеческим разумом).

    Начало исследования сферы бессознательного положили Ницше, Гербарт, Фехнер, Вундт. Вундт утверждал о существовании неосознаваемого мышления. Многие ученые подробно описывали свой процесс открытия, возникающий в самых различных ситуациях, в том числе и во сне. Например, как описывает открытие А.Пуанкаре: Однажды вечером я выпил, вопреки моему обыкновению черного кофе и не мог заснуть. Идеи возникали в моей голове толпами; я чувствовал, как они как бы сталкивались до тех пор, пока две из них не сцепились, так сказать, образуя устойчивую комбинацию. Утром я установил существование одного класса фуксовых функций.

      "Вижу во сне таблицу, - говорил Д.И.Менделеев, - где элементы расставлены как нужно. Проснулся и в тот же час записал на клочке бумаги - только в одном месте впоследствии оказалась нужной поправка".
       Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленная в сознании человека  лежащая в не сферы его разума безотчетная и не поддающаяся, по крайней мере, в данный момент контролю, охватывается понятием бессознательного.
    К бессознательным явлениям относятся и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающиеся внезапным озарением новой идеей, рождающейся как бы от какого-то толчка изнутри; случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшимся сознательным усилиям.
    Психологов и педагогов интересуют здесь в первую очередь два вопроса: "Что представляет собой интуитивное озарение?

    Можно ли им управлять и произвольно вызывать?
       Известно, что любая форма психологической деятельности протекает на сознательном и подсознательном уровнях психики. Откуда в сознании человека внезапно, совершенно неожиданно вырывается идея решения той или иной задачи. Особенно, если он никогда прежде о ней не думал. Очевидно, возникла она за порогом сознания. Теперь это установлено точно, что в подсознательной сфере психики протекают активные познавательные процессы.
       Современные исследования психологов обнаруживают у человека значительные резервы памяти, мышления, творческого воображения.

    Но контролировать эти богатства человек еще не научился, т.к. не знает ничего о механизмах продуктивного мышления и путях воздействия на них. Для психологии творчества необходимо отыскать связи между интуицией  и памятью. Какие качества памяти развивают у человека способности к переживанию "озарения", к  предвосхищениям, к прогнозированию в неопределенных проблемных ситуациях?

      Факты из жизни выдающихся ученых свидетельствуют о неоднозначности этих связей. У знаменитого  французского математика и философа Анри Пуанкаре была феноменальная память, и вместе с тем он считался одним из  самых "интуитивных" ученых в истории науки. Иную картину открывает связь памяти и творческих процессов у Альберта Эйнштейна: гениальный физик отличался забывчивостью, но его творческие способности были весьма высокого уровня. Добавим еще,  что встречаются люди с редкой памятью, но лишенные даже намеков на творчество.

      Проникнуть в суть творчества и интуитивного постижения действительности очень и очень сложно. Не легче обеспечить и высокую динамичность памяти, ее готовность воспроизвести ту или иную проблемную ситуацию. Вот для чего необходимо хорошо изучить механизмы подсознательной сферы. Не менее загадочна связь интуиции с мышлением. Распространенный в психологии термин интуитивное мышление говорит нам о тесных связях между "озарением" и и обычными формами и механизмами мышления. Но конкретные формы взаимосвязи мышления и интуиции пока не открыты. Ряд трудностей в исследовании проблемы интуиции связан с тем, что неосознанно могут протекать и другие формы человеческого познания, причем как чувственного (ощущение, восприятие, представление), так и рационального (сравнение, анализ, синтез, абстракция, конкретизация, соответственно и неосознанное получение новых понятий, суждений и новых умозаключений). По-видимому. Действие интуиции связано не только с неосознанностью известных форм познавательной деятельности человека. Но и процессом получения определенного рода новизны. Взаимосвязь интуиции с различными формами познания по существу не приносит  ничего нового в гносеологический анализ.

    Видимо, надо попытаться  более подробно остановиться на вопросе об источнике действия интуиции. Большая часть информации получаемой человеком остается неиспользованной, но надолго запечатлевается в нашем мозгу в виде ассоциативных связей. Из всей суммы имеющихся знаний в каждый момент в фокусе сознания светится лишь небольшая их доля. О некоторых хранящихся в мозгу сведениях люди даже не подозревают. В регулировании поведения человека играют немаловажную роль многие впечатления, полученные в раннем детстве и прочно осевшие в глубинах неосознанной психики. Запас приобретенных знаний создает неограниченный резерв человеческого познания. В результате этого источник интуитивного познания выступает в форме скрытого от самого субъекта, но уже имеющегося у него знания. Назовем его криптогноза. (от греч. kryptos - тайный, скрытый и gnosis - знание).

    По-видимому, именно в поле криптогнозы, являющейся результатом неосознанного отражения, скрыта гносеологическая природа интуиции. Под криптогнозой имеется в виду временно неосознаваемое знание, полученное от непосредственного взаимодействия человека с объективным миром, включающее в себя весь предшествующий опыт субъекта, но не используемый им ранее. Эта скрытая область есть не что иное, как объективный источник неисчерпаемых возможностей человеческого сознания. Иными словами, то, что мы относим к криптозе,  - это скрытые от человека возможности его познавательных функций, это часть знаний и сведений об окружающем мире, о наличии которых сам он до определенного времени и не подозревает. Образно говоря, мы никогда не можем знать всего того, что знаем. Человек не в состоянии определить объем знаний, запечатленных в тайниках его сознания в результате взаимодействия с объективным миром. Отсюда и столь неограниченные, порой фантастические возможности нашей интуиции.

    Итак, объективным источником действия интуиции является криптогноза. Использование последней относится к особой специфической области познания - к интуитивному познанию. Под интуитивным познанием понимается сфера познания, где процесс накопления и преобразования знания осуществляется посредством различных форм интуиции, действующих на уровне неосознанного взаимодействия чувственного и логического познания. При этом необходимо отметить, что интуиция как форма познавательного процесса выражается в двух основных моментах. Их разделение принципиально: оно приводит к противоречивости и многозначности трактовок интуиции.

    Во-первых, интуиция - это способность человеческого сознания к ускоренному, внезапному переходу от старых форм знания к новым, в основе которой лежит предшествующая историческая практика и индивидуальный опыт исследователя.
    Во-вторых, интуиция - это специфический способ взаимодействия чувственного и логического в познании, основанный на использовании данных криптогнозы, и результаты ее действия могут выступать как определенного рода знание, именуемое "интуитивным знанием".
    Интуиция - это специфическая форма познавательного процесса. Посредством ее различных форм осуществляется взаимодействие чувственного и логического познания.
    Гносеологический анализ интуитивной формы познавательного процесса предполагает выяснение соотношения "между знанием, имеющимся к началу интуитивного акта, и знанием, полученным в результате этого акта, а также выявление сущности гносеологического механизма, с помощью которого совершается преобразование "старого" (исходного) знания в новое".

    " Интуиция является компонентом генерирования гипотез стратегией решения, отличающейся высокой эвристичностью, на основе неформального оперирования информацией в виде комплексных ориентиров поиска, объединяющих семантические и логические признаки в нестандартные сочетания". Специфика интуиции состоит не в ее противоположности логике: нельзя разделить ориентированные признаки поиска решения задачи на интуитивные и формально логические. Такое деление фактически не верно. В интуитивные ориентиры поиска включаются  логические данные задачи, но они не являются самостоятельными и доминирующими.

       Субъективная ценность интуитивных гипотез резко возрастает по сравнению с собственно-логическими предположениями именно за счет взаимодействия комплексов признаков - семантических и формальных. В этом одновременном учете различной по своему составу информации и заключается коренное отличие структуры интуитивных процессов от  дискурсивных, в которых может учитываться в одном мыслительном акте только какая-то одна определенная модификация признаков задачи. Специфика интуитивных процессов заключается не в том, что формальные информативные признаки в них не присутствуют, а в самом способе использования информации, собираемой в различные нестандартные комплексы. Исследования показывают, что интуитивная догадка может возникнуть как раз в тот момент, когда на максимально широкую содержательную часть поиска накладывается требуемое формальное ограничение. Это убедительно демонстрируют опыты с использованием формальных подсказок в решении задач.

       Например, учащимся предлагается задача: "Стальной шар, массой 100г имеет объем 100см в кубе. Особенностью такой задачи является отсутствие вопроса. Подсказкой является сообщение плотности стали, и вопрос о нахождении плотности вроде отпадает, но находятся учащиеся, которые все же ищут плотность. И вот здесь возникает противоречие: плотность шара оказывается не равной плотности стали. Кто-то догадывается, что шар полый и уже легко возникает один из возможных вопросов: найти объем полости. Объем шара известен. Зная плотность стали, находим ее объем. По разности же двух  объемов найдем объем полости.

    Приведем еще примеры подобных задач:
      Две дороги пересекаются под прямым углом. Участки дорог, образующие перекресток, покрыли асфальтом. Длина каждого участка 25м, ширина 4м. На покрытие израсходовали 5520кг асфальта.

        Длина платформы железнодорожной станции равна 60м. Товарный состав, движущийся со скоростью 45 км/час, идет мимо платформы 16с.

    На занятиях кружка учащиеся с большим интересом сами придумывают задачи  с неполными данными, ошибочными данными, и предлагают их своим товарищам. Особенностью таких задач является то, что они доступны любым ученикам и момент догадки вызывает у ученика положительные эмоции и стимулируют его на дальнейшую творческую деятельность.
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Лещинский Леонид Абрамович (lleschinsky@yahoo.com)
  • Обновлено: 28/01/2010. 41k. Статистика.
  • Сборник стихов: Поэзия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.