Лещинский Леонид Абрамович
Пунский Виталий Овсеевич

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 28/03/2016.
  • © Copyright Лещинский Леонид Абрамович (lleschinsky@yahoo.com)
  • Размещен: 26/03/2016, изменен: 05/04/2018. 11k. Статистика.
  • Очерк: Публицистика
  • Иллюстрации/приложения: 10 шт.
  •  Ваша оценка:

      
      Учитель! перед именем твоим
      Позволь смиренно преклонить колени!
       Н.А Некрасов
        []
      Семья Пунских, 1936 год, слева Виталий.
      Пунский Виталий Овсеевич родился 25 марта 1925 года в Луганске в семье врачей Овсея Мироновича, родившегося в Гродненском районе, Белостокской области и Софии Михайловны Шапиро, родившейся в Яссах (Iasi) в Румынии. Евсей Меерович, был призван в 1941 г. в качестве военврача 2 ранга. Погиб в 1941 году, когда немецкие войска, прорвав фронт, расстреляли госпиталь, которым он командовал. София Михайловна с двумя детьми эвакуировалась в Среднюю Азию. После окончания войны она вернулась в Луганск и работала детским врачом. Виталий Овсеевич после окончания школы поступил на исторический факультет МГУ и жил у своего дяди - известного ученого в области станкостроения Якова Пунского.
        []
       Дипломная работа Виталия Пунского была посвящена исследованию истории Израиля. Иудаизм играл важную роль в жизни его предков - прадед был, судя по всему, религиозным учителем, а дед верующим человеком. Однако в Советском Союзе эта семейная традиция была прервана. После окончания МГУ с красным дипломом В.О.Пунский был направлен на работу в МИД.
       Но в это время началась антисемитская компания и в течение нескольких лет его нигде не брали на работу. С большим трудом ему удалось устроиться в школу учителем в г. Луганске. Сначала в СШ 16, СШ 28, а потом в СШ 36.  []
      На уроках у В.О.Пунского, присутствовала глубокая система, продуманные, подготовленные уроки. Учитель работал, как дирижер, было много юмора, шуток и хороших оценок, большая активность учеников. Его знаменитая система плюсов и минусов, которую вел ответственный ученик, позволявшая в течение урока опросить практически всех учеников, а также собственная методика преподавания истории, получили широкое применение в стране и за рубежом. Он был очень принципиальным человеком. Урок начинал точно по звонку, никогда не допускал, чтоб с урока забрали ученика или заходили сделать объявление, что в школах частенько практиковалось. На собраниях критиковал, не взирая, на лица. Во время аттестации в 1976 году рекомендовали присвоить Виталию Овсеевичу звание учитель-методист, и только в 1982 году он его получил.
        []
      24/05/1980, СШ 36, последний звонок.
      
      
      Виталий Овсеевич считал, что каждое неразъясненное слово - капля яда в хлебе познания. Учащиеся и учителя, анализируя изучаемые явления, раскрывая связь между ними, зачастую не могли объяснить смысл слов "закон", "явление", "сущность" и т.п. Его попытки сделать это на уроках истории привели к перегрузке учащихся и натолкнули на мысль о привлечении к этому преподавателей других дисциплин. Так возникла идея межпредметной системы формирования осознанного усвоения приемов и методов обучения, когда способы мыслительной деятельности становятся не стихийными, а управляемыми.
      По инициативе Виталия Овсеевича педколлектив школы Луганской СШ ?36 принял решение считать обучение учащихся умению учиться общешкольной задачей. Во-первых, была составлена и реализовывалась межпредметная схема разъяснения общих способов учебно-познавательной деятельности в ходе изучения всех школьных дисциплин в 1-10-х классах, во-вторых, классные руководители проводили тематический цикл бесед о культуре умственного труда. Была перестроена вся методическая работа в школе, создан методический совет для координации действий всех методобъединений, разрабатывались памятки для учащихся, проводились родительские лектории и учительские конференции.
      Памятки по формированию общеучебных умений и учению работать с книгой публиковались еще в первых книгах и статьях Виталия Овсеевича, именно его энергия, настойчивость, терпение позволили обобщить накопленный в школе опыт и поделиться им с широким кругом педагогов и ученых.
       Виталий Овсеевич щедро делился своим опытом на курсах повышения квалификации учителей, на различных областных, республиканских и всесоюзных семинарах и конференциях. Так, например, он принял участие во всесоюзном сборе "Эврика - учебник" в подмосковном городе Лобня, где выступил перед авторами учебников и учеными со всех концов страны.
      Работа педагогического коллектива Луганской средней школы ?36 по методике развития учебно-познавательных способностей учащихся 1-10-х классов, отмеченная почетными дипломами АПН СССР в 1981, 1983 гг. была обобщена В.О.Пунским в книгах "Учить умению учиться" и "Азбука учебного труда".
      Виталий Овсеевич автор книг по методике преподавания истории и по формированию общеучебных умений и навыков. Он издал 5 книг и много научных статей. Последние две книги пробивал 6 лет. А 6-ая книга, учебник по новой истории для 9-го класса, была опубликована лишь после его смерти благодаря стараниям и настойчивости его сына Валерия. Его книги были изданы многотысячными тиражами в ведущих педагогических издательствах, давая возможность учителям всей страны использовать этот опыт в своей практике.
      
      Вот лишь некоторые высказывания его учеников и учителей работавших с ним:
      Николай Иванович Алейников - учитель-методист:
      
      Мне посчастливилось работать с ним несколько лет в СШ 28 г. Луганска. Это был непререкаемый авторитет среди учителей и учеников. Мы все учились у него, он был прост в обращении, щедро делился своим опытом. По его учебнику истории здесь учились ещё в 90-е годы.
      
      Олег Згодинский: "С нашего класса в пединститут на истфак поступили двое Олег Корецкий и я. Я стал заниматься историей и полюбил ее только благодаря Виталию Овсеевичу. Было и продолжение - на пятом курсе я проходил практику в нашей школе. Виталий Овсеевич уже не работал и был на пенсии, но я обращался к нему за помощью и мы вместе у него дома обсуждали будущие мои уроки. В моей жизни Виталий Овсеевич сыграл очень важную роль! Благодаря ему, я приобрел любимую работу, хоть и проработал учителем только пять лет. Но эти годы были самыми интересными в моей жизни. А сейчас история для меня - любимое хобби, которое помогает мне в эти тяжелые времена не падать духом. И это все благодаря ему".
      Елена Адлер, Ирина Королевская: "Добрый, знающий, остроумный, талантливый Виталий Овсеевич .....как жаль, что его уже нет с нами....."
      Роман Щукин: "Это был прекрасный учитель и хороший друг своим ученикам.
      Зоя Палинова: "Светлая память об великом УЧИТЕЛЕ Виталии Овсеевиче жива в наших сердцах".
       Маргарита Серебрякова: "Виталий Овсеевич был и остаётся в моей памяти интереснейшим человеком, педагогом и историком от Бога. Его курс "Учись учиться" был уникален по своей природе. Он учил нас анализу, логическому мышлению - тому, что действительно пригодилось в жизни. А его уроки истории! Это были не просто уроки - это был исторический театр в лицах! Класс замирал! Я поступила на истфак, двое моих одноклассников и двое из параллельного класса тоже, и каждый из нас конечно же сохранил светлые воспоминания о Виталии Овсеевиче".
      
      Последние годы работы врачебная комиссия признала 100%-ую нетрудоспособность, но он с большим трудом выпросил разрешение вести один класс, где проводил 4 урока в неделю. Частые поездки в редакции и издательства, нервотрепка в попытках опубликовать очередное свое произведение подорвали и так слабое здоровье Виталия Овсеевича. В трудные минуты с ним были всегда рядом преданная жена, Элеонора Моисеевна и дети Валерий и Татьяна, которые тоже стали педагогами. Умер Виталий Овсеевич 25 июня 1991 года.
      Жаль, он так и не узнал, что его внучка Елена Пунская работает в Кембридже и стала известным учёным, внук Роман продвигает проекты в Калифорнии, а брат Евгений только в Германии смог стать профессором.
        []
      
      Книги В.О. Пунского:
      
      Пособия для учителя по методике преподавания истории
       Формирование у школьников понимания закономерности исторического процесса: из опыта работы по изучению курса новой истории в 8-м классе. - М.: Просвещение, 1972 г. - 269 с.
       Изучение истории СССР в 8 классе. - М.: Просвещение, 1978. - 144 c. ил. (тираж 100 000 экз.)
       Раскрытие закономерностей общественного развития на уроках новой истории в 9 классе. Из опыта работы (на укр.языке). - К.: Рад.школа, 1978. - 127 с. (тираж 18 000 экз.)
      
      Пособия по межпредметной методике
      формирования учебно-познавательных умений школьников
       Учить умению учиться. Из опыта работы Ворошиловградской средней школы ?36/В.А.Колот, В.О.Пунский, С.С.Вокалова и др.; Под ред. В.О. Пунского. - К.: Рад.школа, 1987. - 192 с. (тираж 25 000 тыс.экз.)
       Азбука учебного труда. Книга для учителя: обобщение передового педагогического опыта. - М.: Просвещение, 1988. - 141 с. (тираж 204 000 тыс.экз.)
        []
      Учебник по истории
       Новая история 1640-1870: Учеб. кн. для 9-го кл. общеобразоват. учреждений / В. О. Пунский, А. Я. Юдовская. - М.: Просвещение, 1994. - 320 с. ил., карты 22 см,(издания 1994-1999)
       Новая история. 1640-1870. 9 класс / В. О. Пунский, А. Я. Юдовская. - Яхонт-А, 2002
      Ниже приводится часть статей написанных им или в соавторстве:
      
      Пунский, В.О. Нужен ли принцип системности в дидактике // Советская педагогика.- 1982. - ?2. - С.59
      Лещинский Л.А, Пунский В.О. Обучение старшеклассников умению применять общенаучные принципы познания// Журнал "Физика в школе" 3, 1982, с. 27-31
      Колот В., Пунский В. Учить учиться // Народное образование. - 1983. - ?2. С. 40-43
      Пунский В.О. Формирование приемов логического мышления // Преподавание истории в школе. - 1983.-?5. С, 39-44
      Пунский В. Формирование межпредметных учебно-познавательных умений // Народное образование. - 1983. - ? 11. - С. 47-51.
      Пунский В.О. Преподавание истории в первые годы перестройки (полемические заметки) // Преподавание истории в школе, 1991, ?1. С, 129-133
      Пунский В.О. О некоторых новых требованиях к будущим учебникам// Проблемы школьного учебника. - Вып.20.-1991.-С.62-68.
        []  [] .jpg">
      
        []  [] .jpg">
        [] Фотографии представлены, внуком В.О.Пунского Олегом Вусикер

  • Комментарии: 1, последний от 28/03/2016.
  • © Copyright Лещинский Леонид Абрамович (lleschinsky@yahoo.com)
  • Обновлено: 05/04/2018. 11k. Статистика.
  • Очерк: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.