Аннотация: "...и только тот, кто поднимает нож, обретает Исаака" (Серен Кьеркегор "Страх и трепет")
ВИКТОР ЛЯПИН
Страдания официанта
(Двадцать веков любви)
Сцены из современной жизни
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
ОТЕЦ, Иннокентий Потапович Акифьев, около 60 лет
ИВАН, его сын, около 30 лет
ВЕРА, хозяйка дома, около 30 лет
МАРИНА, профессиональная танцовщица, 18 лет
СЕРГЕЙ ЛЕТАЕВ, хозяин летнего кафе, 35 лет
МАЛЬЧИК
ОТЕЦ МАЛЬЧИКА
ДРУГ ОТЦА МАЛЬЧИКА
СЕРАФИМА, 50 лет
Действие происходит в летнем кафе перед домом Веры на тихой улице провинциального города.
Дом двухэтажный, частный, добротный. Три двери - одна в дом, вторая в квартиру Сергея на первом этаже, третья на втором этаже (к ней ведет лестница с улицы).
Два окна двухкомнатной квартиры Ивана на первом этаже выходят во двор, на летнее кафе. В углу за столиками кафе - мусорный бак.
Лето.
С ц е н а п е р в а я. УТРО.
Утро. Марина в длинной летней юбке сидит за столиком кафе в наушниках от плеера, слушает музыку и пьет кофе.
Сергей, хозяин и официант в своем кафе, за стойкой бара говорит по телефону.
СЕРГЕЙ. Да... да... да. Я понял, три недели. Нет, ничего не случится. Я не идиот.
Сергей вешает трубку и подходит к Марине. Кладет ей руки на плечи. Марина снимает наушники.
МАРИНА (Блаженно потягиваясь). Меня здесь нет.
СЕРГЕЙ. Выпьешь что-нибудь? (Вдыхает запах ее волос)
МАРИНА. Я ошпарилась в твоем душе. Не душ, а душегубка.
СЕРГЕЙ (Целует ее волосы). Извини, давно нужно сменить кран. Все руки не доходят.
МАРИНА. У хозяина?
СЕРГЕЙ. У хозяина.
МАРИНА. Плохой хозяин.
Сергей опускает руки ей на грудь. Марина через секунду слегка отстраняется.
МАРИНА. Пожалуй, я выпью бокал вина. Какой у вас тихий городок. Словно все вымерли.
Сергей наливает ей бокал вина.
СЕРГЕЙ. Понедельник. Муравьи разбежались по рабочим кучам. Кормят семьи.
Ложится на землю возле ее ног, медленно поднимает ей юбку, ласкает руками и целует ее ноги от лодыжек к коленям и выше.
СЕРГЕЙ. Рай..., как здесь. И здесь. И здесь. Целовать. Ласкать. Облизывать. Захлебываться до безумия. Люблю.
Марина отпивает глоток вина. Потом сдвигает колени, выталкивая Сергея.
МАРИНА. После одной ночи? Ты даже не знаешь, кто я. Не хочу. Ты псих. Я не шлюха, чтобы трахать меня на улице. Хотя, может, и шлюха. Ты помнишь, как меня зовут?
СЕРГЕЙ. Зачем?
Сергей садится возле ее ног.
СЕРГЕЙ. Хочешь, съездим за Волгу? Там отличный песок. У меня приятель с лодкой. Покупаемся, позагораем.
МАРИНА. А как же твое кафе?
СЕРГЕЙ. Закрою. Все равно никого нет.
МАРИНА. Сейчас - нет, через полчаса - будут. Не хочу. Я устала. Я не люблю солнце.
СЕРГЕЙ. Все любят солнце.
МАРИНА. А я не люблю. Я живу ночью, а ночью нет солнца.
Они так орали. Я думала, он ее прибьет.
СЕРГЕЙ. Вполне возможно.
МАРИНА. Вчера я была слишком пьяна.
СЕРГЕЙ. Допустим. Естественно. Как скажешь. Однако мне понравилось. Я не прочь повторить.
Сергей снимает ботинки.
СЕРГЕЙ. До сих пор слегка одурманен воспоминаниями... (Снимает носки, рассматривает пальцы на ногах)
МАРИНА. А почему ты сказал, что она сидела за него?
СЕРГЕЙ. Надел вчера в ресторан новые ботинки. Не разносятся. Дерьмо. Не знаю. Говорят. Мутная история. Вроде как он спихнул любовницу с крыши девятиэтажки. А она взяла все на себя. Об этом даже писали в газетах. Ей дали десять лет. Тебя это интересует?
МАРИНА. Нет. А он?
СЕРГЕЙ. Он молодец. Все время, пока шло следствие и суд, лежал в больнице с психическим расстройством. Корчил из себя инвалида. А когда ей впаяли десятку и посадили, потихоньку оклемался и зажил, как ни в чем не бывало.
(Снова хватает ее за ноги) Пойдем ко мне в комнату.
МАРИНА. Не хочу. Ты скучный, нудный, гадкий, одинокий. Считай, что я заплатила за ночлег.
СЕРГЕЙ. Х-ха... Ни фига. Поздно. Это была не плата, а любовь. Страсть. Поэма. Слышала ночью дождь? Как его отменить? Как сказать, что его не было? Жизнь, моя принцесса, подобна шелесту ночного дождя. Обратно не сольешь. Хочешь, сегодня я заплачу за твой ночлег?
МАРИНА. Нет. Возможно. Не знаю. Я дорого стою. Посмотрим. Паршивый кофе.
СЕРГЕЙ (Смеется). Душ паршивый, кофе паршивый ...Что еще желаете?
МАРИНА. Спасибо, ничего. Или нет, принеси немного белого вина. (Ищет деньги)
СЕРГЕЙ. Брось. Ты у меня в гостях.
Сергей приносит из бара и ставит на стол бутылку вина, кладет руки Марине на плечи.
МАРИНА (Смотрит на этикетку). У, местное.
СЕРГЕЙ (Ласково). Не будь стервой.
МАРИНА (Стряхивает его руки). Хорошо.
Сергей ухмыляется и уходит к стойке. Дверь комнаты наверху распахивается. Из нее по лестнице спускаются Иван и Вера.
ВЕРА. Все плывет перед глазами. Сережа, это ты? Я ничего не соображаю. (Осматривает при дневном свете свое мятое платье) ...А? Надо же так!.. В умат!.. Вдрабадан! ...Шампанского! Шампанского!.. Сережа! Я хочу купаться в шампанском!..
ИВАН. Не ори. Голова гудит.
Иван садится за столик. Вера пристраивается на стуле напротив него в тени, где меньше света.
ВЕРА. Бурчишь.... Все так прекрасно, а ты бурчишь. Впрочем, ты прекрасно бурчишь. Сердце замирает, как ты бурчишь. Погляди, какое чистое утро. Боже, я не верю. Я ничему не верю. Ну? Очнись. Хочешь, я буду целовать тебе руки?
ИВАН. С какой стати? Они липкие и сладкие после шампанского. Мне надо умыться и принять душ.
ВЕРА. Подожди, не уходи. А то у меня разорвется сердце.
ИВАН. Да?
ВЕРА. Да.
ИВАН. И что?
Подходит Сергей.
ВЕРА. Сережа, дорогой, ящик шампанского и каких-нибудь закусок. Нет черной икры?
СЕРГЕЙ. Нет.
ВЕРА. Тогда мышке кусочек сыра с маслинками.
СЕРГЕЙ. Хорошо. Сначала надо расплатиться за вчерашнее.
ИВАН. Подавись. (Вынимает несколько крупных купюр) Это на ближайшие дни.
СЕРГЕЙ. Разжился за ночь?
ИВАН. Закрой рот. Не твое дело. Закрой рот и получи деньги. Получил - отвали. И принеси, что тебе заказали.
СЕРГЕЙ. Конечно. Извините. Сию минуту.
ВЕРА. Сережа, не хандри. Такое чудное утро.
Сергей приносит шампанское и разливает в бокалы.
СЕРГЕЙ. Если я больше не нужен, я пойду... Мне надо на почту за газетами.
ВЕРА. Ты не представляешь. Ты не представляешь, как я тебе рада. Как я рада, что тебе на почту за газетами..., что через три дома в переулке та же старая почта, что на ней продают газеты. Там действительно по-прежнему почта?
СЕРГЕЙ. Да. Это пройдет. (Марине) Не скучай, я скоро.
МАРИНА. Салют.
Сергей уходит.
Вера берет свой бокал и садится у ног Ивана.
ВЕРА. За мое возвращение. (Гладит и целует его руки) Что? Что с тобой? Нам же было хорошо. Или это мне опять приснилось? Ты мой сон и ты моя явь.
ИВАН. Перестань. Меня тошнит.
ВЕРА. От меня? ...Шампанского, выпей шампанского. За нас. И потом два пальца в рот.
Впихивает ему в руку бокал с шампанским.
Иван смотрит на бокал и... выливает шампанское на голову Веры.
Пауза.
Вера замирает с мокрыми волосами. Встает, выплескивает в лицо Ивана шампанское из своего бокала.
ВЕРА. Почему?.. Зачем?.. Сволочь...(Уходит в дом)
ИВАН (Отфыркивается, вытирается платком). Ф-фы... Неслабо начинается денек. (Марине) Что вы на меня так смотрите?
МАРИНА. Была бы мужиком, врезала вам... Вы - свинья.
ИВАН. А-а. Возможно. Не хотите выпить? Как вы думаете, скоро она вернется?
МАРИНА. Я бы не вернулась.
ИВАН. Я бы, возможно, тоже. Но она - нет. Думаю, через полчаса. Вытрет сопли, примет горячий душ, отмоет шампунем волосы, наденет новое платье и явится. Умопомрачительно. Меня хватило на одну ночь.
МАРИНА. Есть, чем хвастаться.
Иван разглядывает Марину.
ИВАН. Выпейте со мной. (Наливает в бокал шампанское, подает бокал Марине и чокается с ней) Каждый за себя. (Марина ухмыляется, но отпивает) Приятно пить шампанское с совершенно незнакомым человеком, которому ты ничем не обязан, которому на тебя глубоко наплевать и который называет тебя свиньей. Смотрю на вашу грудь, в ваши глаза, на ваши ноги. Мечтаю, плюю, забываю. Шик, блеск, красота.
МАРИНА. Меня зовут Марина.
ИВАН. Жаль. Прощай, бестелесный, безымянный ангел. А меня Иван. Стало быть, все как всегда.
ИВАН. Не знаю. Из глупости. Из хронического садомазохизма. После знакомства и распития первого бокала все любят рассказывать друг другу задушевные истории. А моя история - самая задушевная. Задушевнейшая из задушевных. Грязная история, о которой хочется рассказать каждому встречному. Тем более, такой симпатичной мордашке.
МАРИНА. Без фамильярностей, плиз.
ИВАН. Это комплимент. Откуда-то же вы сюда свалились. Чего-то здесь ожидаете. Почему бы вам пока не составить мне компанию?
МАРИНА. Ну, да. Конечно.
ИВАН. Принимаю как знак согласия. Итак, слушайте. И трепещите. Страшная, страшная история, после которой ваше сердце наполнится жалостью, а глаза станут мокрыми от слез.
МАРИНА. Меня сложно разжалобить.
ИВАН. Я постараюсь. Со вчерашнего дня мое прошлое постоянно у меня перед глазами, бегает за мной, трясет меня за плечи, сопит, целует руки, лезет ко мне в постель и дышит ночью в лицо своим перегаром.
Марина показывает свой пустой бокал. Иван наливает себе и Марин. Чокаются. Выпивают.
ИВАН. Ваше прошлое когда-нибудь всю ночь дышало вам в лицо перегаром?
МАРИНА. Она?
ИВАН. Она.
...Когда-то я просто жил. Жил, себе, поживал, как все люди. А потом в один хмурый, холодный день мне сказали: "Он - убийца".
МАРИНА. Кто?
ИВАН. Я. Убийца.
МАРИНА. Кто сказал?
ИВАН. Все. Сначала один, потом другой. Знакомые, незнакомые, добрые, злые. И показали улики, и привели свидетелей....
МАРИНА. А вы?
ИВАН. Я? Я растерялся.
МАРИНА. Так не бывает.
ИВАН. Почему? Может человек растеряться?
МАРИНА. Так не бывает, чтобы человек не знал, убийца он или нет.
ИВАН. Да? Нет. Бывает. Очень даже бывает. Еще как бывает. И тут появилась она. Ангел. Да-да, вроде вас. Немного старше и потасканней, но ангел.
МАРИНА. Спасла?
ИВАН. Спасла. Отвела все беды. Взяла всю вину. Села в тюрьму сама. Из любви. Из милосердия. По расчету. Спасения ради заблудшей овцы. Черт знает, почему. Ну, короче, решила все проблемы, как это могут только ангелы.
А теперь ангел вернулся и требует вернуть долги. Расплатиться за любовь и милосердие любовью и милосердием. Двойной порцией.
МАРИНА. И в чем проблема? Платите.
ИВАН. Ни в чем. Во мне. Пытаюсь. Плачу. Ищу, как. ...Не нахожу.
МАРИНА. Ничего особенного в вашей истории нет.
ИВАН. Плохо рассказал. Не получилось.
Пауза.
МАРИНА. А вы вроде как невинная жертва?
ИВАН. С утра - абсолютно точно. К обеду меня уже мучают первые сомнения. А вечером готов во всем признаться и оформить явку с повинной.
МАРИНА. Чушь.
ИВАН. Есть люди, которых удобно назначать во всем виноватыми. Меченые. По жизни. Перед вами один из них. Типичный представитель. Белый, белоснежный ворон.
МАРИНА. Судя по тому, что я здесь недавно видела, обыкновенный самовлюбленный жлоб.
ИВАН. Мне нравится ваша жестокость и откровенность. Откуда вы, целомудренное создание?
МАРИНА. Конкретно сегодня - из постели хозяина этого кафе. А вообще - приезжая. Приезжая стриптизерша.
ИВАН. Хм. Офигенно. Я почти влюблен. У Сергея губа не дура. Завидую.
МАРИНА. А он вам нет.
ИВАН. Еще бы. Мне никто не завидует. Чему тут завидовать? Со вчерашнего вечера я превратился в раба. Раб лампы, тетки, рецидивистки, любовницы того, кого давно в природе не существует. В дом вернулась настоящая хозяйка, и мне осталось только твердить, как попугаю: - Здравствуй, моя любовь. Чего изволите, моя любовь?
...Здесь все ее. (Показывает на дом) До последней пуговицы на моей рубашке. До прыща на моем пупке.
МАРИНА. А вы?
ИВАН. А я квартирант. Почти альфонс.
МАРИНА. В таком случае, что мешает сказать "Адью" этому дому?
ИВАН. Ничего. Ни-че-го. Странное слово, да? Простое и непонятное.
МАРИНА. Вы любопытный персонаж. Все время рисуетесь. Глупо. Будьте попроще.
ИВАН. ...Проснуться с утра с головной болью, чтобы выслушивать поучения заезжей стриптизерши.
МАРИНА. Не слушайте. Никто вас не заставляет.
ИВАН. Нет, мне нравится.
Иван еще раз разливает шампанское из бутылки в два бокала.
ИВАН. Еще шампанского?
МАРИНА. Не откажусь.
ИВАН (Подает ей бокал). Странно.
МАРИНА. Ничего странного. Вино паршивое, а шампанское я люблю.
ИВАН. Сергей на всем экономит. Бизнесмен. Кулак. Боится прогореть. Мне кажется, он давно уже прогорел. За что будем пить?
МАРИНА. За любовь. И верность.
ИВАН. Неоригинально, но логично. За любовь. Вы знаете, что вы красивы?
Чокаются и отпивают из бокалов.
МАРИНА. Вы меня клеите?
ИВАН. Безусловно. Почему бы нет?
МАРИНА. Скажите..., Сергей тут порассказал о вас.
ИВАН. Успел?
МАРИНА. Между делом. В общих словах.
ИВАН. Нарисовал портрет маньяка и убийцы? ...Прошло столько лет.
МАРИНА. Всего-то десять. Она отсидела за вас десять лет.
ИВАН. Да, десять. Хотя я всегда путаюсь в показаниях. Не принимайте все так близко к сердцу. Вы так душевно сочувствуете, переживаете, допрашиваете.
МАРИНА. Никто вас не допрашивает. Вы сами ко мне пристали. Вы - клиника. Типичный хам-нарцисс. Есть я, милый я, удобный я, и больше никого. Остальные - муравьи и тараканы.
ИВАН. Тени, духи, призраки. Туман. Скучно. Лучше скажите, сколько вы стоите?
МАРИНА. В каком смысле?
ИВАН. Ну, скажем, потанцевать. У нас все-таки намечается праздник. Возвращение Персефоны. Почти карнавал. Нам нужны танцовщицы..., стриптизерши..., девушки для развлечений...
МАРИНА. Надо подумать. Не очень дорого.
ИВАН. Так-то лучше.
Появляется Сергей со свежими газетами. Бросает газеты Ивану.
СЕРГЕЙ. Тебе писем нет. А где Вера?..
ИВАН. Отдыхает. Сейчас вернется.
СЕРГЕЙ. Опять рассказываешь свои сказки?
ИВАН. Да. Слегка пудрю девушке мозги. Клею. Вполне удачно. (Марине) Да? Нет? (Сергею) Переживаешь?
СЕРГЕЙ. О чем на этот раз?.. (Марине) Ты извини, я просто знаю о них обо всех больше, чем полиция и прокуратура. Раньше ходили в церковь, теперь бегут исповедоваться в шинок. Хлебнут лишнего - и начинается...
ИВАН. Лучший исповедник - профессиональный халдей из родного кафе.
СЕРГЕЙ. Я не обижаюсь. Я привык. У него, как у ребенка - то горячо, то холодно. То любовь, то ненависть... Сегодня он меня ненавидит. А завтра с соплями полезет лобызаться.
ИВАН. О, вот тут ты прав... (Марине) Он всегда прав, как мой папаша. Два светлых ума в нашем дворе.
СЕРГЕЙ. Кстати, заглядывал сюда с утра. Я его выгнал.
МАРИНА. Кто?
СЕРГЕЙ. Его отец.
ИВАН. Вы не допускаете, что у меня может быть отец? Между прочим, прелюбопытнейшая личность. Почти такая же, как я. Человечище. Бывший священник. Бывший свет.
СЕРГЕЙ. Расстрига.
ИВАН. Да. Расстрига, расстрижище, расстриганище. ...У него был рай. А он от него отказался. ...От рая. От прихода. От всего. А могло быть иначе. Ранние молитвы, чистый воздух, голубое небо, турпоходы на святые горы с псалмами у костра. Бодрое, здоровое, целомудренное времяпрепровождение. То, чем можно дышать. И рядом - любимый сын.
МАРИНА. Зачем же было отказываться? Кто отказывается от рая?
ИВАН (Морщится). Вам все равно не понять. У вас мозги не в ту сторону. Спросите его сами.