Лобановская Ирина Игоревна
По следам любви

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Лобановская Ирина Игоревна
  • Обновлено: 06/02/2010. 7k. Статистика.
  • Очерк: Литкритика
  •  Ваша оценка:

       ИРИНА ЛОБАНОВСКАЯ
      
       ПО СЛЕДАМ ЛЮБВИ
      
       И вновь - романтизм... Неумирающий и такой нам необходимый во все времена. Если вспомнить его основные составляющие, то нужно говорить о бегстве от действительности, ее отрицании, определенном эгоизме романтика и его высоких идеалах, от реальности далековатых... Классика - романтические поэмы Пушкина, например, "Цыганы". А вот почему романтизм так близок многим - вопрос одновременно и простой, и трудный. Действительность сложна - это ее постоянство тоже на все времена. Пугает, страшит, порой ужасает и отвращает. И тогда возникает только одно желание - бежать... Куда? Еще один вопрос. Можно в самое себя, как часто делают поэты. В какой-то степени подобный уход проще, поэтический мир - защита от мира за стенами дома. Непрочная, но защита. Нередко бегут в семью, в науку, в искусство. А в любовь?..
       Классический пример - роман Булата Окуджавы "Путешествие дилетантов".
       Я бы отнесла его к образцу любовного романа, понятие которого сегодня так искажено и извращено. И сам писатель, лирик и философ, неслучайно обратился к истории - перед нами XIX век. Показателен этот уход в далекое прошлое - бегство в мир князей и княжон, дуэлей и декабризма. Иной мир? Иной антураж, атмосфера, а люди.... Разве они так уж меняются из века в век? И главный герой, князь Мятлев, - правомерно ли его назвать романтиком?
       Его история - это история человека мятущегося и не понимающего самого себя. Ему порой отказывает даже воля - и тогда решение царя Николая Павловича, устраивавшего судьбу князя, то бишь его женитьбу, становится отличным выходом из положения.
       "Когда мы бессильны, мы становимся похожими на влажных розоватых садовых улиток, лишенных своей скорлупки; нам остается лишь скрывать свое отчаяние под маской добропорядочности, оголтелого веселья или мнимого равнодушия. Физически это выражается очень просто: тело перестает подчиняться, что же касается разума, его одолевает одно: это и есть справедливость, я сам стремился к этому, но не мог решиться...".
       Брак без любви, и жизнь без нее... Стоит ли ее называть жизнью? Но приходится, ибо другой нет. Есть лишь гнетущая реальность.
       Когда-то князь спас молодую женщину, пытавшуюся броситься под колеса экипажа. Все от того же тягостного существования. Больная Александрина, испытавшая на своем веку немало, осталась в доме Мятлева. И, возможно, все бы сложилось, но... Эти вечные "но"... Человеческие страдания слишком часто не облагораживают душу, отнюдь. Наоборот, они ее сминают, сушат, превращают в жесткую и грубую. Спасенная Мятлевым и вылеченная им же от туберкулеза Александрина бежит из пригревшего ее дома... И снова - пустота...
       Отчаяние романтика всегда безгранично. Но жизнь - та самая, которая отбирает и обкрадывает - порой преподносит редкие дары. Почти загадочные. Князь, ты помнишь мальчика, явившегося когда-то к тебе в дом и назвавшегося господином ван Шонховеном? Ребенок играл, фантазировал, тоже романтический такой ребенок... Чересчур. Мальчика звали Лавинией Тучковой, сделавшей свой выбор, - один и на всю жизнь. Господин ван Шонховен любил князя. И вся жизнь Мятлева позже - это безумная попытка быть вместе с Лавинией, только с ней вместе... Но люди, они обычно - "приученные жизнью к превратностям и к мысли, что бессмертие - не их удел...".
       Люди, они несчастны, только разве они невиновны перед собой и другими?
       "Пусты наши души и холодны глаза перед лицом чужой жизни. С самого раннего детства мы точим оружие друг против друга, и каждый тайно надеется, что именно ему повезет и судьба именно его великодушно и торжественно возведет надо всеми. И этот ничтожный микроб (холопства)... принуждает нас лицемерить и лгать, изворачиваться и подобострастничать, чтобы приблизиться и наконец вонзить нож в мягкую спину врага, а после, поплясав на трупе, провозгласить себя единственным... История идет вперед, цивилизация хорошеет и самодовольно показывает себя со стороны фасада, за которым по темным углам продолжают убивать беспомощных гениев, выжимая их и беря у них для собственных удобств плоды их мучительной, вдохновенной и короткой жизни".
       Это из философской канвы романа. А на ее мрачном усмехающемся фоне... У обоих героев - семьи, навязанные им, им ненужные, но обстоятельства... Но безволие и неумение сопротивляться... Но груз страданий... И двое выбирают бегство - вечное бегство от мира, от своих семей, от реальности, обрушившейся на них едва пережитым ужасом.
       "Завтра - какое ехидное понятие. Как много надежд рождает оно для рода людского, ничем в результате не отдаривая. Воистину прав был Вольтер, с горечью утверждая, что мы не живем, а только надеемся, что будем жить. Зачем? Зачем?.." - так думает герой романа.
       Только ради любви. Один-единственный ответ...
       Окуджава необычен в композиции и сюжете, весьма далеких от привычных. Гармонично сочетаются дневники, письма и повествование. Тонко, нежно сплетаются сюжетные линии, несмотря на их очевидную отдаленность друг от друга. Своеобычен и образный строй - оказалось вполне закономерным появление лирического героя, хотя его роль в романе не так уж велика. Строго выдержанные каноны романа XIX века налицо. Да и сам жанр романа изначально предполагал лишь одно - рассказ об отношениях и чувствах влюбленных юноши и девушки. Позже жанр несколько трансформировался. А "Путешествие дилетантов" Окуджавы, безусловно, - мастерская стилизация под романы прошлых столетий. Пушкин, Лермонтов, Лев Толстой... Стилизация очень личностная и предельно оригинальная. Жаль, что в литературном наследии Булата Шалвовича оказалось не очень много прозы. Он все-таки больше знаком нам как поэт и бард.
       Стилистика писателя постоянно на грани неожиданности.
       "Красота - слово жеманное, претенциозное, расплывчатое. ... Но если бы в этих громадных серых глазах, на самом дне которых переливались заманивающие грани темных хрусталиков, не бушевало отчаяние погибающей оленихи; и если бы ее слегка насмешливые, сочные губы не исторгали пронзительные "госоподибожемой!"...; и если бы ее кулачок не прижимался бы к груди, а потом во внезапном исступлении не начинал бы ударять по острому колену, словно маленький молот по глухой наковальне, пытаясь выстучать более сносную надежду... была бы она красива, эта перелетная птица, сеющая вокруг себя любовь, смуту и отчаяние?..".
       Соединение красоты и несчастья, разочарования и надежд, вспыхивающих слабыми огоньками в слепой ночи и гаснущих под злобным всемогущим ветром... Но двое стремятся друг к другу, пытаясь преодолеть противостоящий им мир, отнюдь немирный. Двое рвутся к счастью... Достижимо ли оно на Земле?..

  • © Copyright Лобановская Ирина Игоревна
  • Обновлено: 06/02/2010. 7k. Статистика.
  • Очерк: Литкритика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.