Почти каждому учителю в школе рано или поздно приходится сталкиваться с этим явлением - гениальные дети. Вдруг в девятом классе оказывается двенадцатилетний мальчик и тринадцатилетний - в десятом. Такие шустрики уже успели прекрасно справиться со всеми предыдущими программами, обогнали сверстников и продолжают их обгонять, стабильно получая в основном лишь пятерки и четверки по всем предметам.
Срывы у таких детишек практически исключены, их работы и ответы радуют сердца преподавателей, и отношение учителей к ним соответствующее.
К сожалению, ко всем торопыжкам соответствующее отношение и в классах, а срывы юных феноменов, увы, неизбежны в дальнейшем, и запрограммировать и предсказать их можно почти со стопроцентной уверенностью.
Обгоняя ровесников по знаниям, эрудиции, стремлению узнавать новое, гениальные дети все-таки не в состоянии преодолеть одного - своего собственного возрастного рубежа - и остаются теми же двенадцати- и тринадцатилетними детьми рядом с более взрослыми одноклассниками. Поэтому и в классах смотрят на гения как на малыша: возникают драки, часто отнюдь небезобидные, которые, замечая, сразу стараешься гасить, но можно ли потушить этот пожарик навсегда? Он ведь разгорается день ото дня с новой силой.
Иногда слышишь презрительно-иронические вопросы к юному дарованию: как же ты вдруг о комических противоречиях не слышал? Неужели этого не оказалось в твоих книгах?! И видишь улыбку торжества на лице очень хорошей девочки, которая никак не может примириться с тем, что рядом сидит дитя, всегда и все знающее лучше всех. Она считает его попросту начитавшимся выскочкой.
Ломается и страдает психика как у маленького гения, так и у остальных детей в классе. Нарастает тяжелая перегрузка, которая явно не по силам и не по возрасту гениальному ребенку: физиология диктует свои неумолимые законы.
Среди одноклассников гениальный ребенок чувствует себя изгоем, и постепенно взаимные непонимание, недоверие, озлобление перерастают в трагедию, а каждая пятерка малыша встречается в классе сначала настороженно, а потом уже с откровенным негодованием, часто принимающим не слишком приемлемые и допустимые формы. Высказываются некоторые упреки и учителю, а уж на ребенка, в общем, абсолютно безвинного и беззащитного перед целым классом, обрушиваются не просто недобрые и колкие замечания, его часто третируют, бьют, загоняют в угол, отбирают куртку, ранец...
Сколько раз мне приходилось быть свидетельницей таких сцен и вмешиваться! Но вмешательство исправляет ситуацию лишь на несколько минут, в целом в общей атмосфере класса ничего не меняется и не может измениться, так как обстоятельства остаются прежними, распределение сил - неизменным.
Учитель тоже попадает в непростое положение: с одной стороны, прекрасно видит одаренность малыша, с другой - понимает настроение остальных, тоже достаточно сильных и по-своему ярких детей.
Кажется, проблему решить невозможно, даже если из урока в урок пробовать разрядить ситуацию и постоянно учить детей любить друг друга, друг друга понимать. В их юном возрасте, без помощи Православия, этому научиться трудно.
Конечно, одаренному мальчику невероятно скучно учиться там, где он все давным-давно знает. В своем классе ему просто нечего делать, а как раз учиться ему хочется. Как же поступить? Где выход?
Еще постоянно задумываешься не только над положением в классе, но и над тем, почему родители, охваченные неким тщеславием и вроде бы закономерной гордостью за своего выделяющегося ребенка, не хотят видеть столь очевидные вещи. Почему им не приходит в голову, что ранняя перегрузка ребенка в дальнейшем может плохо сказаться на его здоровье? Почему не хотят осознать и оценить непрерывную психическую нагрузку, которую ежедневно несет малыш, попавший в более старший класс?
А ведь именно родители нередко "подогревают" положение дел. Так, например, я взяла новый для себя девятый и была изумлена, услышав месяца через два от классной руководительницы любопытное откровение...
- Учтите, - сказала она, - за Данилу пишут домашние сочинения папа с мамой. Вас ведь наверняка поражают его "труды", правда? Старайтесь не давать классу домашние работы.
Данила - это тот самый двенадцатилетний девятиклассник...
Так кто же создает проблемы своим детям?.. И ради чего?..