Лобановская Ирина Игоревна
Просто любовь

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Лобановская Ирина Игоревна
  • Размещен: 21/12/2008, изменен: 06/02/2010. 13k. Статистика.
  • Эссе: Религия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      
      ПРОСТО ЛЮБОВЬ
      
      В молодости мы часто - отъявленные скептики, насмешливо анализирующие всякую земную истину. Позже многие приходят к одинаковому пониманию и верующих, и неверующих, осознав, наконец, некоторые истины надмирные и потусторонние. Это еще полбеды, когда человек порой насмехается над окружающим, но сам раним. Вот когда он искренне потешается над всеми без исключения, и над собой в том числе - это уже беда. Сказано в Писании: "Возлюби ближнего своего как самого себя". Не больше, но и не меньше. Посему если человек - эгоист и любит одного себя, в нем еще можно пробудить любовь к людям: кто чувствует в себе Абсолют, тот, скорее всего, способен его почувствовать и в других. Но кто равнодушен даже к себе...Здесь любви неоткуда взяться.
      А что это такое - любовь? Не стоит повторять, что это Господь? Все уже об этом наслышаны? Да нет... Если бы все были об этом наслышаны, мир давно стал бы другим.
      Любовь - это грех? Нет, Бог - это и есть любовь. Любовь - первое слово Создателя, первая осиявшая его мысль. Любовь может погубить человека, возродить его к жизни и снова выжечь на нем свое клеймо. Сегодня она благосклонна ко мне, завтра - к вам, а послезавтра - уже к кому-то другому, потому что быстротечна. Но может наложить на человека неизгладимую печать и пылать, не затухая, до самой его смерти. И где кончается любовь, там начинается расчетливость. Отвергающий любовь не просто отвергает Бога, но и громко призывает дьявола.
      Преподобный авва Дорофей, древний подвижник, говорил: "Не ищи любви от ближнего. Ищущий любви, если не увидит ее, смущается. Лучше ты покажи любовь к ближнему. Поступив так, и сам успокоишься, и приведешь ближнего к любви".
      А вот Тиль Уленшпигель, в свою очередь, говаривал, что отдаст за любовь тысячу жизней. В современных компьютерных играх такое возможно запросто. Там у персонажа "запас" жизней, который можно пополнять как бонусы или терять при неудачах. И тогда объявляется: "Вы ранены на десять жизней" или "Вы потеряли пятнадцать жизней"... Но если ты "запасся" прилично, то у тебя остается еще много жизней, с которыми можно шагать дальше. Настоящий маразм.
      И сколько там надуманного - во всех этих влюбленностях... Последствия литературно-визуальных ощущений, жестко привязанных к книгам и кино. В жизни все гораздо серьезнее и проще. Надо молиться, чтобы Господь дал жену или мужа. И друга тоже. Но как узнать что это дал именно Он? Легко ли ошибиться? Легко. Поскольку мы не умеем и давно отвыкли прислушиваться не только к окружающим, но и к самим себе. И не слышим, конечно, что нам говорит Господь.
      Жить в тишине, без суеты, без страстей - вот тогда и можно что-то расслышать. Иначе мирская жизнь заглушит самое главное. Страсть - это то, что вторгается в нашу жизнь, а не то, что мы делаем. Влюбленный не замечает, что становится управляемым чем-то или кем-то, не руководит сам собой. Появляются несвобода и неосознанность. Еще святитель Феофан назвал влюбленность болезнью. Так и осталось. Преподобный Антоний Великий говорил, что Бог благ и бесстрастен, и неизменен. Он не радуется и не гневается, ибо радость и гнев - страсти. Святитель Иоанн Златоуст объяснял, что когда мы слышим слова "ярость" и "гнев" по отношению к Богу, то здесь нет ничего человеческого. А говорится так для того, чтобы приблизить предмет к нашему пониманию. Нелепо думать, что Богу хорошо или худо из-за дел человеческих. Господь творит лишь благое и никому не вредит, пребывая всегда одинаковым.
       Дружба - опять из разряда светских и мирских отношений. Не духовные, а человеческие понятия. Хотя друг не даст тебе умереть, всегда придет на помощь... Но опять вспомним основную заповедь: "Возлюби ближнего своего как самого себя. А кто такой этот ближний? Человек, который к тебе приблизился. Которого тебе дали для общения. Любой человек. Тогда при чем здесь дружба? Нужно учиться сопереживать всем людям без исключения и относиться ко всем, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. Хотя, конечно, все равно остаются какие-то предпочтения среди близких.
      Согласно церковной терминологии, дружба скорее называется любовью во Христе. Мирские связи переосмысливаются и приобретают более высокое и глубокое качество. Дружба эмоциональнее и поверхностнее. То, что вспоминается из юности, - в основном разговоры, пересуды, рассказы. Так что часто мирские понятия - сомнительны. И все, построенное без Бога, однажды рухнет. Да нет, не может быть... Конец света? А если события развернутся в лучшую сторону? И до конца света, может, еще миллиард лет? Люди все-таки образумятся, повернутся от анархии к порядку, найдут деньги на науку. Вплотную займутся насущной проблемой экологии и как-то ее решат. Наладятся медицина и техника, изменится моральный уровень общества. И зашагает человечество вперед, и будет летать в космос, и на Марс полетит, и колонию на Луне создаст...
      Это, по сути, никак не противоречит вере. Вполне возможный вариант, и он - не против Бога. Но такое, к сожалению, маловероятно. Просто уже столько человечество натворило и дров наломало, что вряд ли Господь будет до такой степени к нам милосерден. Хотя будущее мы не в силах предсказать. Но в любом случае надо верить и молиться. А там - что Бог даст. Сказано ведь - две тысячи лет... Сколько лет нам еще осталось? Вот пол вымоешь, а он тотчас грязный. Также и наши грехи. Откуда только берутся...
      А сила молитвы... Молиться, не творя в то же время добрых дел, - значит надеяться, что вырастет не посеянная тобой рожь. Да, Бог пожалеет тебя, но не заставит расти то, что ты не сеял. И суть молитвы не в том, что каждый чувствует, ее читая, а в том, как человек живет между двумя своими молитвами, скажем, утренней и вечерней. По плодам судится молитва, а не по переживаниям. Это сказал Феофан Затворник.
      Цель христианства всегда одна - стяжание Духа. Поэтому оно всегда влияло на культуру. И его созидательный дух необходим - он давал культуре новый смысл, иной импульс для развития. А апокалиптика в христианстве... Многие думают, что она - следствие желания разрушить нечестие. Вовсе нет. Она - порождение безысходности, чувства невозможности созидания на Земле, где властвует тьма. И если это созидание здесь станет и впрямь нереальным, тогда и наступит конец света. Но о его наступлении ведает только Бог. Что касается апокалиптических настроений... Они охватывают людей, когда теряется умение жить по-христиански.
      Есть очень простая молитва: "Господи, дай мне смелость изменить то, что я могу изменить, силу принять то, что я изменить не могу, и мудрость отличить одно от другого!" Единственно верный путь - путь постоянного изменения и улучшения. Апостол Павел говорил, что даже если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. А покаяние, этот важнейший после крещения духовный акт, назван в Писании греческим словом metanoia, что точнее всего переводится как "изменение ума". Значит, христианский путь - путь формирования правильного сознания. Святитель Игнатий Брянчанинов писал, что люди обычно считают мысль чем-то маловажным, а потому неразборчивы при принятии решений. Но безошибочные мысли рождают все доброе, ложные, наоборот, - зло. А отец лжи - дьявол, как говорит Евангелие.
      Не надо думать, что рогатый оппонент Господа - дурак. Иначе не попадало бы столько людей в его сети. Он весьма умен и хитер и прекрасно знает, на какие кнопки у кого нажимать, чтобы обольстить. Тем и страшен. Дьявол - первый экстремист, нигилист и анархист, обожающий прятаться за самые лучшие человеческие чувства. Его оружие - ирония и сарказм, хотя над собой он насмешек не выносит. Он обещает золотые горы, а платит разбитыми черепками. Люди, прельщенные им, блуждают в поисках счастья, а в результате остаются в пустоте - без работы, без семьи, с разнузданными избалованными детьми и умственно отсталыми внуками... Это некая игра в рулетку, но игрок всегда проигрывает. И зачем человеку подчиняться этой твари? Но часто не хватает ума и сил жить без ложных наущений.
      Если попробовать исследовать свое сердце, то убедишься, какие это джунгли. Причудливые, экзотические, куда не проникает свет и где водятся тысячи диких животных. Слегка разогрей сердце пламенем страсти - и джунгли разрастутся и совсем перестанут пропускать свет, а в кромешной тьме расплодятся кровожадные хищники. Поэтому надо отдать сердце в послушание уму. Он нам - главнейший помощник. Если человек не пользуется умом сам, то им воспользуется дьявол. Этот своего никогда не упустит.
      К двадцатому веку мы хорошо научились напускать на все проблемы философский туман. У масонов вообще есть такой лозунг: "Наша правда - ложь. И наша ложь - правда". А философ Дени де Ружмон дает такой рецепт: самый лучший способ бороться с дьяволом - это поддаться ему. В середине прошлого века по этому пути пошли многие западные государства во главе с Америкой. Раскрутили все гайки законов, упразднили смертную казнь, объявили гомосекс и все виды содомии нормальным явлением, набрали лесбиянок в полицию и армию, а педерастов пристроили учителями в школы, легализовали порнографию и наркотики. В результате - рост преступности и терроризма. Узаконенная анархия. Содом и Гоморра. И все это под истошные вопли о правах человека. И тот же Дени де Ружмон с усмешечкой заявляет: "Когда вы думаете, что вы, наконец, поймали дьявола, оказывается, что он сидит в вашем собственном кресле".
      А что такое церковь? Это не собрание праведников, а собрание кающихся грешников. "Да и нет того, чтобы дело спасения было крайне трудным: ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко", - говорит Спаситель в Евангелии от Матфея. А Честертон писал, что Церковь - не клуб. Если из клуба все уйдут, его просто не будет. Но Церковь есть, даже когда мы не все в ней понимаем и туда не заглядываем. Она останется, даже если в ней не будет ни кардиналов, ни папы, ни патриарха, ибо они принадлежат ей, а не она - им. Если все христиане умрут, она останется у Бога.
      И увидеть свои грехи, все, во множестве - это начало просвещения души и признак ее здравия. "Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется, вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет", - сказал Господь апостолам. Любая душа на пути к совершенству испытывает подобное поражение. Тьма покрывает ее, и она не знает, куда деваться, но приходит Господь и печаль ее претворяет в радость.
      А судьба? Вот вы пошли в храм - судьба, или приятель за рукав потянул: не ходи, давай лучше в кино... И это тоже судьба. У человека всегда есть выбор - надеть шапку в мороз или нет. Но не надо потом, когда схватишь бронхит, говорить, что Господь наказал.
      Но как быть, если ты сидишь на скамейке и куришь, а к тебе подходит и просит огоньку паренек или девчонка-школьница? С одной стороны - не спросит ли апостол Петр за то, что к куреву малолетних приучаешь? Но - с другой стороны - не дашь: обозлится юнец, в душе посеет обиду на "взрослый мир", а хорошо ли это? Ведь иногда к таким мерзким вещам приводят затаенные обиды. И опять же - "дай просящему" - сказано. Вот и не знаешь, как правильнее поступить... И никогда не знаешь.
      Наши отношения с Богом - это только наши отношения с Богом. К сожалению, когда людям предоставляется выбор, они чаще всего выбирают самое худшее для себя. И нередко начинают интересоваться религией, не существующей без мистики, именно как некой тайной, загадкой, которую пробуют открыть. Ждут от религии чуда, власти и авторитета, то есть магии, и легких решений. Это большинство. Меньшинство ищут истину. То есть - Христа. Веру от разума отделяет черта. И вера - по ту сторону этой черты.
      Многие не понимают, что нужно бороться со своими желаниями. Называется это духовная брань. Брань не с людьми, а с демонами, с духами злобы, смущающими нас постоянно. Человек выбирает: жить, как он хочет, либо по Божьим законам. Плотские желания, иначе - грубые грехи, отметаются относительно быстро. Остаются более серьезные, тонкие: осуждение, зависть, гордыня... Мысли, чувства... Они могут быть совершенно незаметны для людей, но пронизывают человека насквозь, и бороться с ними трудно. Даже после исповеди они сразу не уходят. Некоторые прихожане несколько лет признаются в одном и том же грехе, никак не могут от него освободиться. И ничего страшного, будем называть свой грех каждый раз. От частого исповедания он раскачивается. Так что ходи себе в храм и повторяй одно и то же, талдычь, как говорят ныне, потом глядишь - грех пропал... Тогда берешься за другой. И постепенно очищаешь свою душу. Это подвиг, аскеза. Но со временем, если понимать, что ты делаешь, она превращается в радость. Духовную. Мирская радость - моментально проходящая, неглубокая. А радость общения с Богом - на всю жизнь. И человек, коснувшийся благодати, знает, что это такое. Бог подсказывает нам путь... И от нас зависит, выбрать его или нет. В христианстве Бог словно говорит человеку: не разыгрывай трагедию, не устраивай Рай и ад на земле. Рай и ад Я оставляю за Собой.
      Так вы прочитали все до конца? Очевидно, тоже сделали какой-то выбор?..
      
      
      

  • © Copyright Лобановская Ирина Игоревна
  • Обновлено: 06/02/2010. 13k. Статистика.
  • Эссе: Религия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.