Лобановская Ирина Игоревна
Кто такой Сталин

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Лобановская Ирина Игоревна
  • Обновлено: 30/11/2012. 6k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

      
      КТО ТАКОЙ СТАЛИН
      
      
      Позвонила мама Алисы:
      - Я вдруг сегодня поняла, как вы волнуетесь... У нас экзамены сдает одна дочка, а у вас таких детей много...
      Она угадала.
      Весну-лето всегда ждешь со страхом: как мои дети, которых я учила и наставляла в качестве репетитора, будут шагать через экзамены и поступать... Как они справятся с нервами, растеряются или соберутся с силами, какие карты им выпадут и что покажут их компасы... И сколько неожиданностей - и плохих, и хороших - принесут нам июнь и июль...
      Русский, литература и творческий конкурс для тех, кто выбрал журналистику. Таких у меня всегда немало.
      Очень милая девочка. Спецшкола. Хорошие оценки. Грамотная. Неплохо пишет. Прикидываю наши возможности: должна поступить. В крайнем случае на вечернее. Помогу ей сделать несколько публикаций - и вперед!
      Но не тут-то было. У нас впереди еще собеседование на журфаке - камень преткновения.
       На первый же мой вопрос, кто был первым президентом России, девчушка бодро отвечает:
      - Сталин!
      Очень хочется засмеяться. На всякий случай прикидываюсь глуховатой:
      - Кто?!
      По моему лицу девчушка догадывается, что попала впросак. Теряется и краснеет.
      Вторая, такая же милая, с чудесной косичкой, на тот же вопрос выпаливает с ходу:
      - Брежнев!
      Н-да... Обе собираются стать журналистами.
      А что они смотрят и читают? А о чем говорят родители дома?
      Мама одной сразу кивает на плохое преподавание:
      - История у них в школе просто никакая!
      Спорить я не стала. И все-таки: история или дети?
      Но искать ответ на этот вопрос мне ни к чему. Впереди - творческий конкурс, где могут спросить не только о первом президенте, но еще и о втором... И мы начинаем осваивать азы истории, долго и упорно учим, читаем, снова учим, и снова читаем...
      Они обе сейчас уже второкурсницы. И позже отлично знали все партии в думах и всех министров.
      Плохо одно: что меня подобными ответами не удивить.
       Когда я работала в лицее, один из знакомых учителей из другой школы сунул мне однажды маленький вопросник.
      - Задай этот тестик своим детям! Мы нашим уже давали. Что там ребятки понаписали! Просто дикость! Большинство не знали вообще ничего!
       Я посмотрела на вопросник. Ничего особенного на первый взгляд. Однако я жестоко ошибалась.
      Мы тоже попросили наших старшеклассников коротко письменно разъяснить, что это такое - Освенцим, Бабий Яр, ГУЛАГ, Хиросима и Нюрнберг. Всего пять слов... Ответы нас ошеломили.
      Сначала мы хохотали над орфографией: классы, где учителя не писали на доске, а диктовали, умудрились написать и Асвенцим, и Освенциум, и Нюрдберг, и Херосима. Но это полбеды. И наш смех быстро затих. Мы задумались, глядя на груду исписанных листков. Каких только вариантов ответов там не было...
      "Освенцим - норвежский город", "Нюрнберг - город в Швейцарии", "ГУЛАГ - второе слово в названии произведения достоевского" (именно так - с маленькой буквы!), "Освенцим - кажется, сплав, проводящий электричество", "Бабий Яр - местность в России", "Бабий Яр - некая деревушка", "Бабий Яр - бабья осень", "Нюрнберг - город, который брал Петр I", "Бабий Яр - посев женщинами пшеницы осенью", "Бабий Яр - место расположения штаба войск в лесах во время П мировой войны", "Бабий Яр - повесть Солженицына", "ГУЛАГ - книга" и вершина всего: "Бабий Яр - место, где деревенские женщины собирают ягоды".
      Были, конечно, и абсолютно правильные, четкие ответы, но очень мало.
      Мы отсмеялись и осознали вдруг почти в ужасе, что наши старшеклассники, выдержавшие строгий конкурсный отбор в физико-математический лицей, практически ничего не знают об истории и судьбе своего государства, об основных событиях, потрясших мир. Неужели и дома дети никогда не слышали о ГУЛАГе и Нюрнбергском процессе? Неужели нигде никогда не встречали страшные слова "Освенцим" и "Бабий Яр"?
      Может быть, они ничего не читают? Да нет, почему, читают, но, видимо, "книги для метро". Может быть, они ничего не смотрят? Смотрят - бесконечные сериалы, где выше семейно-бытовых отношений герои обычно не поднимаются, боевики, детективы...
      Поэтому многие наши дети просто писали рядом с каждым словом: "не знаю", "не знаю", "не знаю"... Не знаю - и все! И знать не хочу. Или хочу, но никто не объяснил?.. Возможно, и так.
      
      Чей это серьезный, почти трагический просчет: родителей, школы, СМИ?.. Историков, литераторов, кинопроката?.. Наверное, всех в равной степени.
      Порой слышишь, что у нас слишком политизированное общество. Только оно в лице юного поколения, похоже, страшно далеко от всех политических событий, имеющих мировое значение. Эти события молодежь обошла стороной не по своей вине, а по нашей с вами. Наверстать упущенное не поздно, хотя очень тяжело. Но если этого не сделать, Бабий Яр навсегда останется в представлении подростков некой деревушкой, ГУЛАГ - просто книгой, а Освенцим - сплавом, проводящим электричество.
      А новый учебный год на пороге. И мне уже звонят обеспокоенные родители, интересуются будущим поступлением своих детей. И снова придут очаровашки, сядут напротив меня и уверенно объявят, что в романе Толстого "Война и мир" описан Петр Первый, роман Лермонтова воссоздает эпоху Николая Второго, а в 1991 году в России началась Гражданская война...
      К сожалению, мне не привыкать к подобным ответам.
      
      
      
      
      
      
      

  • © Copyright Лобановская Ирина Игоревна
  • Обновлено: 30/11/2012. 6k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.